Наименование: Проявление этнических норм добрососедства
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН: Соседи – это не только те люди, от которых мы зависим стенами, это люди, которые проживают по соседству с нами на всех четырёх сторонах на расстоянии сорока домов.
Сосед имеет в Исламе непререкаемые и многочисленные права, которые нигде не имеют себе аналогов
Наименование:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: «Прежде чем купить участок или дом, узнай кто сосед» – «Айхьа ков-керта эцале, лулахо мила ву хьажалахь»
Чеченская пословица
Люди мира, самых разнообразных национальностей и верований, живя бок о бок, удивительным способом сохраняют и передают своим потомкам свойственные только им национальные обычаи и традиции
Существует один из особо важных элементов древних традиций чеченского народа – это уважительное отношение к соседям, к «лулахой». Несомненно, у чеченцев после семьи – соседи, – самые близкие, живущие рядом люди, с которыми они видятся постоянно и по разным поводам, решают разнообразные вопросы. Чеченцы искренне считали и считают, что их семейное спокойствие и благополучие на зависит напрямую от соседей.
Согласно традиции, в первую очередь чеченцы должны проявлять к своим соседям качество Нохчалла — чеченственность, входящее в Кодекс Чести чеченского народа. Национальность и вероисповедание соседа не имеет значения. Отношение к соседу другой национальности и веры, наоборот обязывает быть и в горе и в радости незамедлительными. Таков порядок предков. «Дика лулахо — тешам, вон лулахо — эшам» – «Хороший сосед — доверие, плохой сосед — поражение».
В чеченской культуре была такая традиция, когда присматривали себе дом, то у нынешнего хозяина спрашивали, про калитку, ведущую к соседу: наличие такой калитки означало, что у соседей хорошие отношения. Раньше такие калитки, через которые можно было ходить по соседям, не выходя на улицу и при необходимости раньше всех приходить на помощь, были у всех.
Притча. Один человек продавал свой дом. Однажды пришел покупатель. Он осмотрел весь дом, двор и спросил у хозяина цену и тот огласил его. Покупатель с небольшим возмущением посмотрел на хозяина и спросил: «Почему такая завышенная цена у вас, этот дом не стоит столько».
Хозяин ответил: «Такова цена соседа, живущего рядом».
Рассказывает жительница с. Самашки, Ачхой-Мартановского района, Хаджиева Луиза Г., 1969 г.р.
«Еще в советские времена у нас по соседству в с. Самашки жила одна русская женщина по имени тетя Валя. Она работала бухгалтером в местном совхозе, детей у нее своих не было. К ней в гости летом приезжали родственники с Украины, по ее словам они тоже были дальние. Но в 90-е годы, когда она уже была совсем старой, к ней никто не ездил и мы, рядом живущие соседи, очень за нее переживали, так как она уже не работала, еле передвигалась и жила одна. Мы помогали ей всячески по дому, носили воду, еду и т.д. Но когда в Чечне начались военные действия, она уже совсем занемогла и одна соседка, по имени Асмарт, решила забрать ее к себе домой, хотя у самой муж был очень болен. Когда начинался артобстрел села, дети и внуки Асмарт, в первую очередь, в подвал спускали тетю Валю, или, если нужно было покинуть село, то ее первую сажали в машину, потом уже кто поместится. Тетя Валя все время плакала и просила оставить ее, но долг перед Всевышним было превыше всего. Соседка Асмарт сама была уже немолодой, но женщиной с мужественным и благородным характером. За все время, которое тетя Валя жила у них, она лежала в белой постели, ухоженная, окруженная семьей. Соседка кормила ее с ложки и всю гигиенические процедуры проводила сама.
Через четыре года, когда тети Вали не стало, встал вопрос о погребальных процедурах. Все знали, что тетя Валя исповедовала Христианскую религию, поэтому, нужно было провести все церемонии, как подобает. К сожалению, на тот момент не было возможности обратиться к кому-либо за помощью. Все знали, что тетя Валя еще при жизни хотела быть похороненной, как подобает ее вере. Очень хотелось исполнить ее желание, и они обратились к одной русской женщине, которая проживала у нас в селе, но она отказала им в помощи. Дальше уже кого-то искать было бесполезно, и недолго мешкая, женщины-соседки провели сами все необходимые мероприятия, и тетю Валю достойно похоронили сыновья Асмарт и соседские парни на сельском Христианском кладбище. Более того, Исмаил, сын Асмарт, считал своим долгом все время ухаживать за могилой тети Вали».
В чеченском языке есть пословица: «Лулахо лоручо, ша – шена лору» – «Кто уважает своего соседа, тот уважает себя».
Взаимопомощь у народа носит характер постоянства, особенно, если ты сосед и оказываешь посильную поддержку во всех благих делах, не исключая и сельскохозяйственный труд.
У чеченцев к «лулахой», соседям принято заходить, как к себе домой. Более того, у прародителей чеченцев уважение к соседям приравнивалось к уважению близких родственников, и везде занимало важное место. И сейчас считается крайне не прилично не пригласить «лулахой» соседей на какое-либо радостное событие.
Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье.
Когда у кого-то случается горе, то соседи играют очень важную роль. Рядом живущие соседи первыми приходят на помощь, не дожидаясь родственников. Похоронные хлопоты полностью берут на себя родственники и соседи. Понятие «лулахой» – соседи, включает в себя сорок домов справа от твоего дома и сорок слева от него, совсем близко живущие соседи открывают настежь ворота и не закрывают их до конца семи дней, в знак помощи, уважения и сострадания, показывая, что горе соседа – его горе. Так же часть похорон проходит в одном из соседских дворов, это бывает женская половина, так как, на чеченских похоронах женщины должны быть отдельно от мужчин. Не имеет значение, сколько лет прожили рядом, отношения к соседям равные.
Есть еще и обязательная традиция. Во время похоронных церемоний, перед выносом со двора тела умершего, местный «кадий» (мулла) зовет соседей и спрашивает, каким был для них умерший. Подтверждающие слова соседа о теплых близких их отношениях очень высоки на тот момент и поэтому очень важно для мусульманина, чтобы сосед был им доволен.
Уважительное отношение к соседу является одним из признаков веры во Всевышнего, а в последний День – наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!». Передано аль-Бухари и Муслимом.
В народном воспитании, в воспитании нравственном и эстетическом, в частности, существует взаимодействие семейного и общественного воспитания.
Если у соседей во дворе ведутся какие-то хозяйственные работы, обязательно нужно предложить свою помощь или же отправить туда сына, а если нужна женская помощь, то – дочку. Неприлично проходить мимо, особенно молодым, если в соседском дворе проводят какие-то работы, не предложив свою помощь или оставаться дома, по-соседски не принять в этом участие. Зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. В чеченском менталитете это так.
Из рассказа Мадаева Ибрагима Мусаевич (1967г.), жителя с. Ачхой-Мартан, Ачхой-Мартановского муниципального района.
«Я живу на крайней улице нашего села. Место это называется тупиковым. На нашей улице 28 домов и живут в них люди разных тейповых общин, это – чинхой, аькхи, айдкхалой, нашхой, галай. Мы живем очень дружно, по другому и не может быть, потому что, наши сегодняшние тесные отношения с соседями строили наши предки, наши отцы и мы повторяем их действия, поступки и то, чему они нас учили. Когда у кого-то из наших соседей случается какое-то событие, то мы друг друга очень поддерживаем. И стар, и мал, все, как одна семья подключаются, никого не нужно звать, каждый знает, что он должен сделать и какая от него требуется помощь. Наверное, близкие родственники так дружно не жили бы, как мы живем сегодня со своими соседями. Наш отец, если у кого-то из соседей во дворе шла какая-то работа, не оставлял нас дома, выгонял, можно сказать, на улицу: «Давайте, давайте, быстрее выходите и помогайте, работа вместе спорится». Нам не позволительно было сидеть дома, когда соседям нужна была какая-то помощь, так же поступали и другие соседи. Давно нет в живых наших родителей, а заложенное ими воспитание для нас и сегодня является нормой и правилом жизни».
Мудрости народа гласят: «Лучше сосед поблизости, чем родственники вдали», «Единство народа – несокрушимая крепость».
Благоразумный мусульманин, помнящий о незыблемых канонах своей религии, лучше всех обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку. Ведь так велит Всевышний.
История из моей жизни. (Информатор Коева М.М., 1970 г.р., автор изложения).
«Из-за военных действий в республике мы прожили некоторое время в Ростовской области, в с. Семичное. У нас было небольшое хозяйство. По соседству с нами жила одна русская бабушка (92 года) по имени баба Аня, у нее было четверо сыновей. Они со своими семьями жили отдельно, двое там же в селе, один в районном центре и один в Москве. Все четверо жили в достатке, но у матери бывали очень редко. Дом у бабушки был ветхим, хозяйства не было, она сама сажала огород, хотя зрение было очень плохое, а людей узнавала только по голосу. Мне было ее очень жалко, и я с ней подружилась. Я всегда носила ей гостинцы: молоко, сметану, простоквашу, сыр, яйца и т.д. Сама она много не ела, но кормила кошек, а их было у нее много. Мой муж, каждый раз, когда мы садились за стол обедать, спрашивал у меня, отнесла ли я бабе Ане покушать и пока я не отнесу ей, не притрагивался к еде. Муж мне всегда говорил: «Сначала накорми бабу Аню, а потом мы покушаем, или позови ее к нам». Я всегда так и делала.
Когда мы продали дом и решили уехать домой в Чечню, мой муж попросил свою сестру, которая оставалась там жить, уделять должное внимание к бабушке Ане».
У чеченцев не принято трапезничать, зная, что у соседей нечего есть, нужно обязательно, прежде чем приступить к еде, угостить соседей. Есть очень много случаев, где семья осталась без кормильца и соседи, односельчане, узнав их трудное положение, складывали деньги и покупали им хозяйство: корову, овец, кур, продукты питания и также оказывали материальную помощь. Раньше в старину, в любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о обездоленных. Мужчины не садились за стол, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.
В чеченском обществе, если ты встретил кого-то из соседей вдали от своего дома или на чужбине, то твой долг уделить ему внимание, защитить от каких-либо бед. В случае, если родители уехали куда-то далеко, оставив детей дома одних, даже если они совершеннолетние, соседи их без внимания не оставят и будут опекать как своих. Обязательно кто-то из числа взрослых соседей будет их каждый день посещать и узнавать их положение.
Рассказ жительницы с. Ведено, Веденского муниципального района, Висхановой Хазан Д. (1965 г.р.)
«Я в детстве жила со своей бабушкой. К ней часто приходила ее тетя. Помню, она рассказывала, что у нее по соседству жили две семьи, которые не имели никаких родственных связей, но жили как одна большая семья. У одной соседки муж умер давно, было трое девочек, а у другой – муж, двое девочек и двое мальчиков. Они настолько породнились, что отношения мальчиков к своим соседским девочкам были как к родным сестрам. И как- то ранним утром одна соседка со своим сыном собралась выходить со своего двора, а другая соседка, увидев, что она куда-то направляется, вышла к ней и спросила: «Куда это вы собрались с утра?». Она ответила: «Идем смотреть участок сыну, скоро нужно его женить, а жить будет негде». Соседка схватила ее за локоть, потащила обратно во двор и сказала: «А ну, пошли домой обратно. Ты про какой двор говоришь. Я тебе не позволю раскидать наших мальчиков, они должны жить рядом». Соседка и ее сын с удивлением, молча смотрели на нее. «Старший будет жить вот тут» – продолжила она, указав на свой двор – «А младший здесь» – указала на их двор. – «Какой тебе участок еще нужен. Наши дети должны жить рядом, бок о бок. Девочки выйдут замуж, кто здесь будет жить, к кому девочки будут приходить в гости».
Конечно же, они согласились, даже были очень рады такому повороту событий. Со временем они построили дом, как пожелала их соседка у нее во дворе, женили сыновей. Они настолько дружно жили, что все им завидовали и ставили в примеры другим.
На сегодняшний день их родителей уже нет в живых, но дети также продолжают жить дружно, как одна семья».
Из воспоминаний бабушки Висхановой Хазан Д.
«Жили по соседству двое мужчин со своими семьями. Один сосед жил хорошо, занимался торговлей, а другой сосед перебивался как мог. Однажды к соседу, к которому занимался торговлей, пришел другой сосед и предложил купить у него корову, так как, не хватало денег купить корм другой скотине. Сосед согласился купить у него корову, а когда тот огласил цену, с удивлением спросил, почему так занижена цена, ведь корова в приглядном состоянии и продать ее можно намного больше. На что тот ответил, что ему достаточно этой суммы.
Прошло две недели после этой сделки. За это время сосед, который купил корову, хорошо ее откормил и решил продать. Он отвез скотину на рынок и продал за хорошую сумму. Возвращаясь с рынка домой, он решил зайти к соседу, у которого купил корову и говорит ему: «Я сегодня продал корову, которую купил у тебя и получил за нее денег в полтора раза больше, чем ты продал мне. Я хочу разделить с тобой полученную прибыль. Половину от суммы я возьму себе за тот корм, которым кормил ее эти две недели. Я считаю, что я должен поступить именно так, это будет справедливо по исламу».
Сосед-продавец был обескуражен таким поступком соседа, наотрез отказался от денег, но желание другого соседа было неумолимо. Пришлось уступить его просьбе и взять эти деньги. Это был поступок настоящего «къонаха», истинного мусульманина и доброго соседа».
Чеченцы исповедуют мусульманскую религию. В Исламе отношение к соседу имеет очень высокий статус. Будучи мусульманином, каждый чеченец, следуя канонам своей религии, лучше всех должен обходиться со своими соседями, независимо от их национальности и вероисповедования, проявлять к ним наибольшую доброту и оказывать им поддержку. Религия Ислама придает очень большое значение соседству и правам соседей, критикует любые поступки, беспокоящие соседей, а также в определенных случаях считает подобные поступки грехом. Поэтому неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество. Интеллектуально развитый человек, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы ислама, не враждует и не ссорится со своими соседями. Ведь он не забывает слова Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Всевышнего), который предостерег людей от ссор со своими соседями, сказав: «В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суде предстанут) соседи». Передано имамом Ахмадом и ат-Табарани.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: На сегодняшний день отношения к друг другу и к окружающим остаются
неизменными, как и 100-200-300 лет назад
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Сила нравственного стержня непоколебима во все времена
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Статус чеченца, определяющий его как носителя всех нравственных норм и морали
Тип особенности: Способы передачи традиции
Методом преемственности поколений, как и 100 – 200 – 300 лет назад
Краткий текст: Семейное, общественное воспитание. Привитие традиционных нравственно-этических устоев
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- Джамбекова Т.Б., Ибрагимов Л.М. Чеченские пословицы. Грозный:
«Грозненский рабочий», 2013, 208с.
- Цуев Я.М., Цуев М.Я. Народные приметы, наставления, поговорки (на
чеченском). Грозный: «Зори Ислама». 1992. 124 с.
- Нохчалла – чеченский характер, чеченские традиции. Муцураев Тимур
Соседские отношения, соседские сообщества, соседи, друг, дом, рядом, житель, ближний, местный
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Висханова
Имя Отчество лица: Хазан Дадаевна
Даты: 10.02.1965 г
Место работы/адрес: Жительница с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Хаджиева
Имя Отчество лица: Луиза Газмагомедовна
Даты: 04.09.1969 г
Место работы/адрес: СОШ № 4 с.Самашки, Ачхой-Мартановского муниципального района
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г
Место работы/адрес: г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мадаев
Имя Отчество лица: Ибрагим Мусаевич
Даты: 16.11.1967 г
Место работы/адрес: Глава Администрации Ачхой-Мартановского сельского поселения с. Ачхой-Мартан
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР, заведующий отделом методической и клубной работы.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Тип ответственности: Исследователь
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР, заведующий отделом методической и клубной работы.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Тип ответственности: Носитель
Министерство культуры Чеченской Республики
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Местонахождение: Российская Федерация,Чеченская Республика, г. Грозный, улица Деловая 19/65.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH096.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.