Наименование: Народные календарно-обрядовые праздники чеченцев
Язык наименования: русский
Наименование: «Нохчийн халкъан даздарш»
Сведения, относящиеся к наименованию: Доисламские праздники и обычаи, связанные с самобытностью, традициями и культурой чеченцев
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Обычаи и обряды с глубокой древности являются существенной частью быта и культуры народа. В них отражаются жизнь и мировоззрение народа в разные периоды исторического развития. Особенно показательны в этом отношении календарные обычаи и обряды, которые отличаются большим разнообразием, красочностью и поражают сплетением рациональных действий, основанных на трудовом опыте народа, призванных способствовать хозяйственным занятиям людей.
Народные календарно-обрядовые праздники чеченцев.
Обычаи и обряды с глубокой древности являются существенной частью быта и культуры народа. В них отражаются жизнь и мировоззрение народа в разные периоды исторического развития. Особенно показательны в этом отношении календарные обычаи и обряды, которые отличаются большим разнообразием, красочностью и поражают сплетением рациональных действий, основанных на трудовом опыте народа, призванных способствовать хозяйственным занятиям людей.
Все праздники, обычаи и обряды возникали в историческом прошлом на реальной основе, в результате трудовой деятельности, впоследствии же были окутаны религиозно-магическими суевериями. Трудовые в своей основе праздники, приуроченные к важнейшим хозяйственным работам: началу пахоты и сева, уборки урожая, выгону скота и т. д., играли видную роль в жизни верующих. Религиозная оболочка придавала праздникам причудливые формы и изменяла до неузнаваемости их реальное содержание, определяемое условиями хозяйственной жизни народа.
Годичный цикл праздников, обычаев и обрядов имел одну общую цель – способствовать своевременной подготовке, успешному посеву, произрастанию, уборке и сохранности урожая, плодовитости скота, но обряды каждого времени года отличались своими функциями и спецификой.
Главным назначением зимних календарных праздников являлась успешная подготовка к хозяйственному году. Поэтому и магические обряды этого периода носили подготовительный характер и были направлены на обеспечение благополучия семьи и хозяйства на весь год. В зимний период большое значение придавалось гаданиям и приметам, по которым чеченцы стремились определить перспективы наступающего года. Праздники и обряды зимнего цикла имели также свою цель дать людям возможность отдохнуть и повеселиться в этот свободный от сельскохозяйственных трудов период года.
Весенние обычаи и обряды были связаны с непосредственным проведением полевых работ. Сопровождавшие их магические приемы должны были способствовать лучшему произрастанию урожая и сохранения скота.
Летние и осенние обряды были направлены на то, чтобы сохранить посевы сельскохозяйственных культур, обеспечить их вызревание и успешную уборку урожая. Это было самое ответственное время года. В приметах много внимания уделялось предсказанию погоды, от которой зависел результат сельскохозяйственного года. Смысл магических обрядов этого цикла состоял в стремлении обезопасить урожай от губительного действия засухи, града, ветра. Так завершался годичный цикл праздников вайнахского календаря.
Зимний цикл календарных праздников, обычаев и обрядов охватывает время от выпадения снегов до появления первых признаков весны. Он является подготовительным периодом весенне-полевых работ. Несмотря на затишье в сельскохозяйственной деятельности, зима насыщена многими важными праздниками.
В прошлом начало нового календарного года чеченцы, подобно многим другим народам, приурочивали ко дню зимнего солнцестояния – к «возрождению» солнца, который в прошлом широко отмечался как праздник нового года, но позже, под влиянием различных религиозных и культурно-хозяйственных контактов с другими народами, празднование нового года было перенесено на начало января.
Праздник зимнего солнцестояния относится к числу наиболее забытых. Рождение нового солнца, чеченцы отмечали различными торжествами и религиозно-магическими обрядами. Этот период отмечался общественными пожертвованиям солнцу, которые предназначались благополучному выходу солнца из «дома». В каждой семье устраивалась обильная трапеза с приглашением наиболее близких родственников и соседей. Большое значение в этой трапезе придавалось обрядовым хлебам, которые пеклись в форме диска.
Празднование рождение солнца сопровождалось обрядовой игрой, которая устраивалась в определенном месте. Из снега возводили крепость-дом, а потом, разрушая, забрасывали его снежными комами, помогая тем самым солнцу покинуть зимний «дом».
На развалины «дома» устанавливали обрубок дубового ствола с ветками. Ветки украшали яблоками, блинами, бубликами, орехами. На обрубок ставили три зажженные свечи. Главными персонажами были Г1ура-нана (Мать мерзлоты) и 1аьна-дада (Отец зимы). Старший произносил молитву, обращенную к Матери мерзлоты с просьбой не сердиться и не насылать на людей бедствий. По окончании молитвы дети бросались к обрубку и расхватывали висящие дары, при этом свечи падали на ветки и загорались. Когда дубовый обрубок догорал, в огонь выливали немного топленого масла, бросали зерна злаков. Старший молился, призывая теперь Отца зимы, вступить в свои обязанности и спасти их от всевозможных бед. Таким образом, зажженный огонь считался священным, от него зажигали в домах новые огни, что олицетворяло собой обновление. А сам огонь символизировал рождение нового солнца.
В праздниках зимнего цикла большое место занимало празднование Нового года, которое называлось – Керла шо. Он считался одним из главных годовых праздников.
Приготовления к празднику в каждой семье начинались задолго до его наступления. Пекли хлеб, пироги, лепешки, блины, резали скотину.
К новому году приурочивали обновление огня в очаге, именно на новом огне должны были приготовлены блюда для праздника.
Новогодние бревна заготавливались заранее, чаще всего из дуба (наж). Чеченцы не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большими и сушили их на корню. Когда такое бревно укладывали в очаг, то его конец находился на улице. Когда у кого-либо из сельчан бревно сгорало настолько, что можно было прикрыть дверь, все прочие шли к нему с поздравлениями, что бревно вошло в дом «хен чоьхьа баьлла». По этому поводу хозяин дома устраивал угощение.
Хорошим предзнаменованием на будущий год считалось, если огонь горел ярко и не гас. С целью предохранения от какой-либо беды и порчи в наступающем году взрослые и дети перепрыгивали через конец бревна для «очищения огнем».
В новогоднем празднестве имели ритуальные и обрядовые хлебы, которые пеклись по преимуществу и традиционно из пшеничной муки. Самым главным и почитаемым являлся большой ритуальный хлеб, имевший форму диска. Его пекли повсеместно, размер этого хлеба зависел от числа членов семьи. Среди обрядовых хлебов имелись всевозможные пироги, различной формы и с различной начинкой. Эти пироги имели специальное предназначение – для старшего в семье, для жреца, для гостей. Первый – четырехугольной формы, а вторые – круглые.
Многочисленные новогодние пироги, по народным представлениям, должны были обеспечить благополучие семьи в наступающем году, способствовать благополучию хозяйства, удачной пахоте, росту хлебов, сохранению и умножению домашнего скота.
Семейная трапеза, устраиваемая накануне нового года, затягивалась допоздна. Все веселились, много ели и пили. В день нового года: очень рано вставали с постели, поднимали даже грудных детей, одевали на себя и детей что-нибудь новое. Детям, приходящим с поздравлениями, давали в качестве подарков продукты, в особенности яйца, которые являются символом жизни. Утром смотрели на деньги, чтобы они не переводились весь год. Важное значение придавалось и убранству дома: в новый год он должен был быть чисто выбелен и подметен. Немало важным было и то, что все ждали первого посетителя в новый год человека, приносящим счастье (беркате стаг). Считалось, что от встречи с ним зависит судьба семьи в новом году.
Интересным элементом новогоднего праздника были различного рода гадания. Самым распространенным было гадание на лопатке жертвенного животного. Таким образом, могли предсказать погоду, урожай, болезнь, свадьбу, рождение ребенка, похороны. Гадать умел не каждый, выделяли своего рода «специалиста».
Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, которую очень боялись и совершали против нее всевозможные действия защитно-магического характера. Например, после заката солнца не выпускали на улицу маленьких детей и молодую сноху из опасения, что они могут упасть в «грязном» месте, т.е. месте, связанном с нечистой силой (боьхачу кхетарна кхерам бу). Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.
Празднование нового года сопровождалось различными игрищами и увеселениями, хождением ряженых и скачками. Важное обрядовое и игровое значение придавалось ряженью. Ряженые, молодые люди или подростки, надевали на себя шубу наизнанку, которую обвязывали грубой веревкой, подвешивали сумку из войлока (б1ег1иг лаьждиг) для того, чтобы складывать в нее полученные подарки (яйца, блины, сладости). Некоторые из ряженых надевали на голову войлочную маску, обязательным атрибутом которой были рога, козьи или бараньи; рога могли быть и деревянными. Маска дополнялась бородой. Те, на которых не было масок, надевали шапку наизнанку, а лицо обмазывали сажей. Ряженые ходили с большим шумом, чтобы изгнать злых духов. Во время подворного обхода они желали своим односельчанам увеличения семьи, скота и птицы. Широко было распространено высмеивание тех, кто отказывал им в подарке. Можно было даже проклясть скупых, т.е. высказать, чтобы никогда не размножались их птица и скот.
Важным компонентом празднования нового года были скачки, которые устраивались на третий день праздника.
Для первых трех наездников выставлялись призы: верховая лошадь, седло, уздечка и плетка или что-нибудь из одежды – бархатный костюм, костюм из домотканого сукна, хлопчатобумажный костюм, каракулевая шуба, черкеска, ичиги. Наиболее почитаемыми были скачки в честь погибшего на поле боя. Скачки могли устраивать и в честь женщин, тогда призы были: корова, телушка, теленок. Указанные скачки, вырабатывающие решительность, смелость и уменье в совершенстве управлять своим боевым другом-конем, проводились следующим образом: за 15–20 шагов до пропасти намечалось черта (линия), до которой всадник, изъявивший желание продемонстрировать свое умение управлять лошадью, должен был скакать в полную силу. Только лишь доскакав до линии, он мог останавливать своего скакуна, стараясь, чтобы лошадь остановилась как можно ближе от черты, не доходя до пропасти. Наиболее искусные джигиты добивались того, что лошадь останавливалась сразу же (за 6–8 шагов), минуя линию. С этой целью во время тренировки лошадь приучали падать — садиться на задние ноги, оставаясь только на передних ногах. Собравшиеся многочисленные зрители из многих аулов с волнением и тревогой следили за этими скачками до обрыва. Нередки были случаи падения лошади и всадника в пропасть. В скачках джигитов «до пропасти» принимали участие только взрослые опытные наездники. Дети и юноши не допускались к участию в этих состязаниях.
Новогодний праздник сопровождался многочисленными обычаями и обрядами, главное назначение которых была забота земледельца о начале нового сельскохозяйственного года. Аграрная основа праздника нашла выражение почти во всех обычаях и обрядах, связанных с новым годом, который был порой надежд и предвещал все доброе и хорошее в жизни. К благополучию семьи и счастью людей в течение всего будущего года имели отношение и обрядовая пища, обильный стол, трапеза, посещение новогоднего визитера.
Последним праздником зимнего цикла является праздник под названием 1ай-б1аьстей къаьста, который падал на дни борьбы зимы и весны, эти дни являются последними в двадцати пяти дневном послечилловом периоде. Этот праздник является проводами зимы и встречи весны. Он указывает на всеобщее ликование людей в связи с возрождением природы от зимней мертвенности.
Весенний цикл календарных праздников не менее богат обычаями и обрядами, чем зимний период. Праздник богини Тушоли был распространен у чеченцев в глубокой древности.
Тушоли – богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. К этому дню прилетала главная вестница весны – птица удод. Чеченцы называли ее “курица Тушоли” и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе.
Первоначальная основа всех календарных праздников – труд земледельца и скотовода, а весна – важнейшее время года для сельских жителей. Именно весной начинались сельскохозяйственные работы – вспашка поля, посев, первый выгон скота на пастбища.
В народе бытует множество примет, связанных с весенним периодом. Приметы дают возможность предсказать погоду и виды на урожай.
С большим вниманием следили за появлением первых признаков весны еще с зимнего периода. Погоду и урожай определяли и по первому весеннему новолунию, и по первому весеннему дождю, грому, а также и с помощью различных насекомых. По насекомым определяли и время сева.
С большой радостью встречали первый весенний дождь, все от мала до велика выскакивали под дождь и приговаривали: «Великий Дела, пусть счастливо прольется на нас первый дождь». С целью обеспечить себе здоровье на весь год первой дождевой водой мыли голову и купались.
Во время града устраивали «малую жертву», которая состояла в раздаче различных продуктов (кроме мяса) в три соседних дома.
По словам жительницы с. Итум-Кали Межиевой Хутмат, в доме у них накануне посевного сезона, начиналось заметное оживление. Отец Хутмат, 1ийса, был очень трудолюбивым человеком, этому трудолюбию он приучал всех своих четверых детей. Рано, спозаранку, уходил отец с двумя старшими сыновьями в поле, работы хватало на целый день. А мама Зайнап была домохозяйкой, все заботы о детях лежали на ее плечах. До сих пор помнит Хутмат запах кукурузной лепешки, которую так вкусно пекла мама. Мамины заботливые руки штопали, и стирали, и вязали, и гладили, и готовили, и не было предела этой материнской любви. С наступлением весны мама Зайнап прихорашивала все в доме. Дом был саманный, небольшой, но такой уютный. От свежей побелки стоял невероятно свежий запах в доме. Постиранные шторки на окнах и дверях сияли чистотой. Выкупав всех поочередно, Зайнап одевала детишек во все новое, которое хранилось еще с зимы. Ну и конечно, детишки получали сладости, и не было предела радости от всего этого. С раннего утра мама Зайнап суетилась вокруг раскаленной плиты домашней печи, где исходили самые невероятные вкусные запахи от разнообразных блюд, приготовленных умелыми руками. Вечером к ним в гости приходили соседи, родственники и пиршеству не было предела. Все радовались, смеялись, рассказывали смешные истории. Ну а мы, детишки, смотрели на взрослых, и всем было радостно на душе. Когда расходись по домам, говорили про завтрашний день, о том, что нужно спозаранку приготовиться к севу. А утром вся ребятня собиралась вместе со взрослыми на поле, всем было интересно посмотреть на пахоту. Когда запряженные волы бороздили землю, дети, подобрав повыше штанины, бежали вслед, часто утопая в весенней пропашенной земле.
В вайнахском календаре начало сельскохозяйственного года приурочивалось ко дню весеннего равноденствия. День весеннего равноденствия был одним из важных периодов времени, более чем возрождение солнца.
Момент наступления весеннего равноденствия определяли по ряду признаков: по величине тени в полдень, по восходу солнца.
Приготовления ко дню весеннего равноденствия делались заблаговременно. Все тщательно чистили и мыли в доме, убирали мусор во дворе. В этот день, как и в Новый год, все поднимались с постели до рассвета, будили даже грудных детей. Столы в домах ломились от обилия заранее припасенной еды. Не оставляли без внимания и сирот, одиноких стариков и старух. Дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку.
Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть – разжигание костров. Костры бывали семейные, общеквартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был больше, и чтобы лучше горел. Через костры прыгали юноши, и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.
Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. Это особый праздник, известный как «гота йоьду де» (день выхода борозды»).
Приготовления к этому празднику начинались еще с зимы. Во всех семьях приберегали к нему лучшие части мяса, заготовленного на зиму: грудинку, домашнюю колбасу, а также всевозможные напитки. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родственников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: упряжка волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.
Большое значение придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно «беркате стаг» (несущий изобилие). Из года в год таким пахарем был один и тот же человек, известный по опыту прошлых лет, которому жители села и поручали провести борозду.
Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Особенно украшали молодого вола, которого запрягали впервые. После приготовлений пахарь запрягал волов в плуг, и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца.
Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря. Он просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Сеятель, также выборный («беркате стаг»), одетый в шубу наизнанку, бросал семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая.
После проведения ритуальной запашки и сева в доме пахаря или какого-нибудь сельского богача, взявшего на себя обязанность устроить пиршество, проводилась трапеза, заканчивающаяся выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраивались скачки и различные состязания.
Накануне выхода плуга делали «мела саг1а» (жертвоприношение) в определенных традиционных местах, находящихся на краю села. Обычно резали от 10 до 20 баранов, иногда забивали и быка. Перед выходом плуга участникам церемонии раздавали «стерчи саг1а» (пожертвования для волов) – пшеничную кашу и ч1епалгаш. На поле с собой брали «сискал» и сыворотку. «Сискал» давали откусить волу, а затем закапывали в том месте, где собирались запахивать. Это же место поливали сывороткой.
По окончании празднования выхода плуга начиналась подготовка к основной пахоте и севу. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева.
Перед началом основной пахоты и сева каждое семейство устраивало малую жертву (раздавали в три дома различные продукты растительного происхождения). Начинать работу должен был «беркате стаг», лишь после него приступали к работе остальные сельчане.
Наиболее важными периодами года для сельского жителя были летний и осенний. Именно в это время подводился итог всем сельскохозяйственным работам данного года, от которого зависело все дальнейшее благополучие людей. Условная грань между весенним и летне-осенним циклами лежала там, где заканчивался сезон весенних полевых работ, и начиналась лучшая и ответственейшая пора года.
Чеченцы, издавна занимавшиеся земледелием, веками вырабатывали рациональные эмпирические знания, способствовавшие успешному развитию этой отрасли хозяйства. Но от самого земледельца зависело немногое: отбор семенного зерна, хорошая вспашка поля, своевременный сев; он бессилен перед стихийными силами природы – продолжительной засухой, ливнями, грозами. Это бессилие порождало множество суеверий, обычаев, обрядов. Среди них наибольшее значение придавалось обрядам вызывания дождя и солнца.
Наиболее распространенным был обряд с ряженым. Мальчика подростка (реже девушку) окутывали ветвями, травами или надевали на голову свисавшие до земли ветви из черной бузины, сноп из конопли или растения хьогули. Иногда на голову ряженого надевали мешок с отверстиями для глаз, также украшенный зелеными ветвями. Вместо пояса ряженого повязывали веревкой. Главного персонажа сопровождала процессия, состоявшая из 20-30 подростков в вывернутых наизнанку овчинных тулупах. Один из них держал ряженого «под узду», т.е. за веревку. Огромное веселье вызывало желание узнать, кто же окутан зеленью, это знали только те, кто его обряжал.
Шумной ватагой водили подростки ряженого из дома в дом и в каждом дворе выливали на него кувшин со словами: «Выйди на дождь» или «Будь дождливым», а он кружился, прыгал и танцевал, отряхивался, обрызгивая всех присутствующих. Ряженому очень доставалось, целый день он бывал мокрым, а иногда ради шутки его обливали и горячей водой, особенно если в доме была молоденькая девушка, знавшая кого-нибудь из процессии. Каждая хозяйка давала участникам обряда кукурузную муку, мясо, творог, сладости. По окончании обхода дети делили между собой собранные продукты, причем ряженый, больше всех терпевший, получал две доли. В некоторых селах дети устраивали общую трапезу на краю села или у берега речки. Прежде чем развести костер и приготовить еду из полученных продуктов, они сбрасывали наряд с ряженого в речку, а иногда сталкивали туда и его самого. В случае, если речка пересыхала от засухи, то «ц1ов» бросали в лужу или на чистую лужайку.
Участники процессии обязательно исполняли специальную песню. Первую строку произносил тот, кто держал ряженого «под узду», а затем ее подхватывали все остальные.
Къоршкули х1ара ю! Это есть «къоршкъури»
Дог1а лохьа, Дела! Дай дождя, Дела!
Х1уьрта-буьрта, ши буьртиг, Х1уьрта-буьрта, два
Даттинчохь йоькаш, зерна,
Кехь-кехь к1ентий, В масле шкварки,
Хьекъийла хьан, баба! Во дворе, во дворе сыновья
Пусть размножатся у тебя, баба!
Широко был распространен обряд вызывания дождя с помощью бросания в воду камешков, что сопровождалось чтением молитвы. Считалось, вода, омывшая эти камешки, дойдет до моря, начнется дождь. Подобный обряд: старики во главе с муллой молились, а молодежь собирала камни-голыши. Их отдавали людям, умеющим читать Коран, которые нашептывали над ними молитву, а затем откладывали в сторону. После этого молодежь сбрасывала камни в воду. Одетые мальчики бросались в воду и получали за это подарки. По окончании обряда резали жертвенных животных и устраивали общую трапезу.
В случае засухи чеченцы убивали и подвешивали змею. В народных поверьях образ змеи тесно связан с водой. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому был обычай разрушать воронье гнездо.
Среди обрядов вызывания дождя был обычай пропахивания русла пересохшей речки. Этот обряд исполняли раздельно как женщины, так и мужчины. Во дворе наиболее почитаемого в селе человека они впрягались в плуг, а затем протаскивали его вдоль и поперек русла речки и при этом обливали друг друга водой.
Наряду с обрядами вызывания дождя были и обряды вызывания солнца. Каждая хозяйка варила кукурузу, мясо, кипятила молоко и раздавала соседям. Во дворе выставляли закопченный медный котел, да и всю медную посуду, опрокинутую вверх дном. Часто люди всем селом выходили на поиски утопленника или какого-нибудь другого незакопанного трупа. Считалось, что пока труп не будет закопан, дождь не прекратится. Закапывали раскрытые в свое время с целью вызывания дождя могилы, кости, убирали в склепы, выставленные на солнце скелеты. Выравнивали поваленный надгробный памятник, каменный крест. Широко был распространен обычай резать козленка и подвешивать его вниз головой. Существовал и другой обычай: выписывать на листе
имена больных паршой и подвешивать этот листок на шесте в центре села, чаще всего у мечети. На шесте же помещали и волосы, вылезшие от парши; считалось, что выполнение такого обряда поможет «высушить» небо. С той же целью выносили под дождь первенца, кипятили в котле дождевую воду, пока она не выпарится.
Вслед за летней заботой об охране урожая шла уборочная страда – сенокос и жатва. Сельские старейшины устанавливали время начала сенокоса и жатвы. Они внимательно осматривали траву, колосья и со знанием дела объявляли, что теперь самое время убрать урожай и заготовить сено, при этом выбирали благоприятный для начала таких работ день. Для чеченцев таким днем был понедельник или четверг, в чем сказалось влияние ислама. Начало сенокоса и жатвы, так же, как и другие важные сельскохозяйственные работы, поручалось специальному лицу — беркате стаг, каде стаг — человеку благодатному, скорому на руку. Сенокос обычно начинал мужчина, а жатву — женщина, которая, приступая к работе, говорила: «Хьалхара кхиийта, т1аьхьара дадийта, де до бузийта, ненан ага дузийта» /буквально: «Пусть передо мной урожай созревает, пусть за мной он поспевает, пусть амбар отца наполнится, пусть люлька матери наполнится».
Периоды сенокоса и жатвы часто совпадали во времени, поэтому праздник начала сенокоса и жатвы был фактически один, хотя каждый имел свое название: мангал боьду де (день выхода косы) и марс тосу де (день выхода серпа).
Перед началом жатвы и сенокоса приносили жертвы, закалывая обычно овец. Приносить в жертву козла опасались, считалось, что это вызовет ветер, который помешает работе.
После жертвоприношений чеченцы устраивали посемейные молебны: старший в доме просил ясной погоды и успешного завершения сенокоса. Обязательными
были семейные трапезы; на них приглашались ближайшие соседи и родственники. Перед жатвой молились о том, чтобы новый хлеб употреблялся только для радости и добра.
После ритуалов приступали к работе все сельчане. Считалось, что любое нарушение порядка могло принести вред сельскохозяйственным работам. Пучки первой скошенной травы, колоски, початки кукурузы подвешивались в доме до следующего сенокоса и жатвы.
Последним в году земледельческим праздником чеченцев был праздник урожая «марс пхьора» (жатвенный ужин). Он праздновался после сельскохозяйственных работ. Отмечался каждой семьей по окончании жатвы. В каждой семье устраивали трапезу и приглашали родственников и соседей. Старший в доме возносил молитву с благодарением земли, за хороший урожай, а
сельскохозяйственные орудия – за хорошую службу. К празднику готовили большой пирог с говяжьим или бараньим салом.
К «жатвенному ужину» подавались лучшие блюда. Пищу, изготовленную из зерна нового урожая, должны были сначала попробовать либо хозяйка, либо первенец или наиболее удачливый член семьи: считалось, что это обеспечит благополучие всей семье. У вайнахов бытовал также обычай по окончании уборки урожая готовить большой пирог с говяжьим или бараньим салом, который они делили по числу членов семьи и от их имени раздавали соседям.
У чеченцев к окончанию полевых работ обычно приурочивалось время свадеб, вечеринок, а также проведение различных видов работ, требующих помощи родственников, соседей, друзей /постройка дома, заготовка дров на зиму, чесание шерсти, изготовление сукна, войлока и войлочных изделий.
Летне-осенний цикл календаря включал в себя обычаи и обряды, связанные со скотоводством. Событие это имело важное значение, и отмечалось как семейное торжество. В жертву приносили 1-3-х баранов, мясо раздавали бедным и сиротам. Принесение жертвы было обязательным. Несоблюдение этого обряда, по мнению народа, могло привести к падежу овец.
Обрядами чеченцы сопровождали не только перегон животных, но и стрижку, а также выпуск баранов в отару. Для проведения стрижки чеченцы устраивали белхи. Утром для стригалей готовили ч1епалгаш (лепешки с творогом), в обед давали мясную еду, а вечером устраивали общественную трапезу с приглашением ближайших родственников и соседей, сопровождаемую плясками и пением. К трапезе готовили обрядовые печенья «текъама», если позволяли средства – резали барана.
Подводя итоги вышесказанному, хочется сказать, что с древнейших времен все календарно-обрядовые праздники чеченцев были связаны с трудовой культурой. Чеченцы во все времена считали, что труд – главное в воспитании, он сопровождает человека всю его жизнь. У чеченцев всегда и везде важное значение имело понятие «хьанал сискал» – собственным трудом и потом заработанный хлеб.
Поэтому, народная мудрость гласит, что только люди труда становятся хозяевами своей судьбы. Благодаря труду, человек преобразует природу, подчиняет себе ее могучие силы и сам становится сильнее.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Праздники средневековых чеченцев, как и у многих других народов мира, были связаны с календарными праздниками
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Главным назначением зимних календарных праздников являлась успешная подготовка к хозяйственному году. Поэтому и магические обряды этого периода носили подготовительный характер и были направлены на обеспечение благополучия семьи и хозяйства на весь год. В зимний период большое значение придавалось гаданиям и приметам, по которым чеченцы стремились определить перспективы наступающего года. Праздники и обряды зимнего цикла имели также свою цель дать людям возможность отдохнуть и повеселиться в этот свободный от сельскохозяйственных трудов период года
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Естественным путем преемственности из поколения в поколение
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Чеченцы считают, что труд – главное в воспитании, он сопровождает человека всю его жизнь. Благодаря труду, человек преобразует природу, подчиняет себе ее могучие силы и сам становится сильнее
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Все праздники, обычаи и обряды возникали в историческом прошлом на реальной основе, в результате трудовой деятельности, впоследствии же были окутаны религиозно-магическими суевериями. Трудовые в своей основе праздники, приуроченные к важнейшим хозяйственным работам: началу пахоты и сева, уборки урожая, выгону скота и т. д., играли видную роль в жизни верующих. Религиозная оболочка придавала праздникам причудливые формы и изменяла до неузнаваемости их реальное содержание, определяемое условиями хозяйственной жизни народа.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: С древнейших времен одним из основных занятий чеченцев, как и соседних северокавказских народов, является земледелие. По сути, обряды — это часть тех же народных традиций, в данном случае — бытовых, составляющих культуру этноса
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: Сохранившиеся традиции календарно-обрядовых праздников у чеченцев связаны с отраслями хозяйства –земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство, охота и горный промысел и пр
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Годичный цикл праздников, обычаев и обрядов имел одну общую цель – способствовать своевременной подготовке, успешному посеву, произрастанию, уборке и сохранности урожая, плодовитости скота, но обряды каждого времени года отличались своими функциями и спецификой
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- Нунуев С-Х-З. Календарные праздники вайнахов
- Хасиев С-А. Культура полеводства чеченцев и ингушей
Ссылка на полный текст (url):
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Межиева
Имя Отчество лица: Хутмат
Даты: 1966 г
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Дадаева
Имя Отчество лица: Зарема Магомед-Аминовна
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH084.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.