Наименование:
Язык наименования: русский
Наименование: ШАЛ-ШИЕДАГ
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Самобытный национальный музыкальный инструмент чеченцев «Шал-шиедаг» (двойная свирель) – разновидность свирели (шедаг), который упоминается в фольклоре. Игра на свирели считалась магической. Этот инструмент изготавливался из липы, камыша, бузины. В основном «шал-шиедаг» использовали пастухи при выпасе скота.
ШАЛ-ШИЕДАГ
Каждый музыкальный инструмент —
это история музыки.
Айшек Норам
Народная мудрость гласит: «В музыке живет душа народа». С появлением человечества исполняются народные песни, воспроизводится игра на музыкальных инструментах. Народная песня или музыкальное сопровождение на инструментах отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.
Чеченцы – народ музыкальный и музыка для них является одним из древнейших видов искусства, она уже в глубокой древности воспринималась как язык человеческой души, чувств и страстей.
Чечня – место, где природе не свойственна тишина. Здесь всегда звучит пение птиц, журчит вода, воет на равнинах ветер, плещет водопад. Звук становится главным выразителем секретов души, наполняет мир своим звучанием, как это делает природа. Благодаря природной стихии чеченский народ и обретает такую поразительную музыкальность. Именно в этом кроется причина многообразия музыкальных инструментов.
Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
Когда заходит речь о национальных музыкальных инструментах, нынешнее поколение, в лучшем случае, назовет дечиг пондар, гармонь, барабан (вота) и т.д. А между тем, в чеченской музыкальной культуре еще лет сто назад было несколько десятков музыкальных инструментов различного характера и звучания, что можно рассматривать как свидетельство сохранения древних традиций в чеченской народной музыке. Но сегодня даже большинство их названий уже безвозвратно утрачено.
Музыкальный инструмент – это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своими корнями в далекое прошлое, когда древний человек взял полую деревянную палочку, проделал в ней дырки и воспроизвел первую мелодию.
Особого внимания заслуживает «шал-шиедаг» (буквально «двойная свирель») – двухствольный духовой инструмент, упоминающийся в фольклоре, как разновидность свирели (шиедаг). Один из «стволов» шал-шиедаг служил для создания постоянного музыкального фона. Свирель – группа свистковых инструментов.
Преимущество двойной свирели – возможность применять эффект двухголосия в воспроизведении музыки. Бывают экземпляры, в которых один из стволов предназначен для создания фонового звука.
По всей видимости, это чеченский аналог язычкового деревянного духового музыкального инструмента с двойной тростью и девятью игровыми отверстиями, получившего известность под названием дудук. Дудук – язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью.
Бытовали у чеченцев и другие духовые инструменты: шиедаг (дудка, свирель – разновидность зурны) – продольная флейта без раструба, изготовляемая из особого вида камыша или легкого вида дерева; дутра/дуьтара – продолговатая открытая флейта из камыша, калины или орешника с семью игровыми отверстиями; ма1а – рожок, горн из бычьего рога с шестью игровыми отверстиями, отличавшийся сильным звуком; ц1узам – изготавливался из гусиного пера или полого стебля растения и отличался «скрипучим» звуком; шок – свистулька, свисток. Звук образуется в результате вибрации. Играть технически несложно. Дырки в стволе поочередно закрывают и открывают пальцами, вдувая выдыхаемый воздух в свистковое отверстие – клюв.
Историками выдвигается множество различных гипотез относительно появления древних музыкальных инструментов. Так, прототипом первых струнных инструментов была тетива лука, которая при натягивании издавала характерный звук. А звук, создаваемый дуновением воздуха в полый стебелек, стал прообразом уже духовых инструментов, в частности, свирели. Свирель, как известно, это термин, под которым подразумевается общее название народных духовых музыкальных инструментов в виде дудки (продольной флейты), известных у разных народов земного шара еще с древних времен. Продольные флейты были распространены в Древнем Китае и Древней Индии, в Древнем Риме, у древних народов Анд и Кавказа. Они встречались у русских, белорусов и украинцев уже в XI-XIII веках, о чем свидетельствуют не только летописи славян, но и их сказки и песни. О свирели сложены красивые легенды и мифы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о национальной «универсальности» этого инструмента.
Каждый этап эволюции человека находил свое отражение и в музыкальной культуре. Век за веком музыка становится разнообразнее, сложнее, совершеннее с технической точки зрения. Развитие музыки проявляется в появлении новых музыкальных инструментов, более виртуозных, удобных, мелодичных. Многие существовавшие ранее музыкальные инструменты остались погребены в анналах истории. Другие же со временем усовершенствуются, становясь основоположниками целых семейств инструментов…
Хазан Висханова, жительница с.Ведено, Веденского района рассказывала, что ее родной дядя по матери, которого звали Алавди, был мастером на все руки. Особенно ему удавалась работа по дереву. Он всегда мастерил какие-то деревянные поделки. Но больше всех нам было интересно наблюдать как он выстругивал из липы трубочку. Мы, детишки, тогда не понимали, что же это за трубочки с маленькими отверстиями. Но когда из этой деревянной трубочки исходили чарующие звуки мелодии, приковывающие внимание всех вокруг, казалось, что все живое в природе оживало на тот момент.
… Звенит свирель и плачет, и смеётся,
От суеты зовёт в долину грёз.
И в душу родником хрустальным льётся,
И от того щемит душа до слёз.
Есть древняя легенда, повествующая о том, как волшебные звуки свирели (шал-шиедаг) помогали справиться с душевными переживаниями одному одинокому парню-пастуху.
«В один из летних солнечных дней пас овец молодой юноша. Пока отара паслась на лугу, пастух себе смастерил из липы «шал-шиедаг» (свирель). Он легко с веточки липы вынул сердцевину, освобождая от мякоти пространство по всей длине будущей дудочки, сделал на ней 3-4 круглых отверстия. Юноша глубоко вдохнул и выдохнул в нее воздух. Первый звук был слаб и неровен, за этим звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще дрожащий, когда внезапно прозвенев, быстро замирающим колебаньем последовал за первым – второй, за вторым – третий, и, понемногу полилась протяжная мелодия. Музыка все росла, разливалась. Юноша играл, и от каждого звука его свирели веяло неподдельной грустной скорбью.
На звуки его музыки пришел другой пастух, неподалеку отдыхавший от изнурительной жары под зеленой кроной большого дерева, на зеленой шелковистой траве. Подошел к юноше и спросил его: – «Откуда такая грустная мелодия? Чем ты опечален, друг мой?». А юноша отвечал ему: – «Совсем ребенком я был, когда потерял мать, а потом и отца лишился. Отчего же мне не грустить и не печалиться?! Чтобы излить свою душу хотя бы кому-то, я смастерил эту дудочку. И теперь мы с ней не расстаемся, везде вместе».
Если верить легенде, то название «шал-шиедаг» произошло именно от этих сказанных слов юноши «ша шиега дагар дуьйцуш» (излияние души с самим собой).
Информатор З.Аларханова из с.Кюри-Беной, Курчалоевского района рассказывала, что раньше, на полях сражений раненных воинов находили игрой на свирели. По словам З.Алархановой, в старину этот инструмент называли «шал-шиедаг», а в наше время – «ц1уз» (свирель).
Информатор Магомед-Эмин Довлетмурзаев (61г.) из с.Шатой, Шатойского района рассказывал, что история возникновения «шиедаг» исходит с очень далеких, незапамятных времен. Ее изготавливали из бузины (туьппилг), из камыша (эрз) и липы (хьех, хьоьх). Сердцевина цветкового растения бузины была полой, дополнительно она обрабатывалась упругой раскаленной проволокой. Затем формировалась трубочка, где проделывались небольшие отверстия в ней, сначала три и через некоторое расстояние еще четыре. Получалась незатейливая своеобразная свирель, которая издавала чарующие звуки. Мелодичный звук свирели чеченцы считали магическим.
Говорят, что эти звуки использовали для усмирения ползучих змей (саьрмик) или иных тварей, которые могли навредить человеку. Долгая игра на флейте действовала расслабляюще, одурманивала ползучих, мгновенно вводила в умиротворяющий транс, и уже они не в состоянии были нападать на людей. Также, игра на свирели помогала пастухам зазывать отбившееся от стада животное, или же помощь в его загоне.
В заключении хотелось бы сказать, что музыкальная культура чеченцев не канула в лету, хотя и претерпела большой и непоправимый урон. Она динамично развивается и возрождается. Сегодня чеченские народные музыкальные инструменты: духовые, струнные, клавишно-духовые и ударные, отличающиеся своей самобытностью и национальным колоритом, используются как для сольного, так и для ансамблевого исполнительства. До настоящего времени сохранилось и название старинного духового инструмента «шал-шиедаг». Что уже само по себе говорит о достаточно высоком уровне развития чеченской народной музыкальной культуры.
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: До настоящего времени сохранилось название чеченского старинного духового инструмента «шал-шиедаг».
Тип предмета: Музыкальный инструмент
Наименование Предмета: «Шал-шиедаг»
Тип техники: Технология изготовления
Наименование техники: Резьба.
Описание техники: Из веточки липы вынимается сердцевина, освобождается от мякоти пространство по всей длине будущей дудочки, делается на ней 3-4 круглых отверстия.
Ссылка на полный текст: https://www.letopis.info/themes/music/istorija_i_vidiy_muziykalniyh_instrumentov.html https://muzinstru.ru/duhovye/svirel https://bbf.ru/quotes/?tag=5561 http://www.checheninfo.ru/19098-chechenskie-hroniki-starinye-chechenskie-muzykalnye-instrumenty.html https://7universum.com/ru/social/archive/item/4248 https://ru.qaz.wiki/wiki/Duduk https://citaty.info/topic/muzykalnye-instrumenty Словарь музыкальных терминов https://cyberleninka.ru/article/n/chechenskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty https://lektsia.com/4x5d88.html http://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_1/stihi_pro_svirel’.html https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7988/ https://chetour.me/pochitaj/chechnya/all/Muzykalnye-instrumenty-chechenskogo-naroda https://chetour.me/pochitaj/chechnya/all/Anglijskij-zamok-v-Groznom https://gazetaingush.ru/kultura/mnogoobrazie-zhanrov-pesennoy-kultury-ingushskogo-naroda https://clubhistory.ru/muzyika/svirel-muzykalnyj-instrument-istoriya-foto.html
Система классификации: «Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой», «Техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами».
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Висханова
Имя Отчество лица: Хазан Дадаевна
Даты: 1965
Место работы/адрес: с.Ведено, Веденский район
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Аларханова
Имя Отчество лица: Зулай Дангаевна
Даты: 1969
Место работы/адрес: с. Кюри-Беной, Курчалоевский район
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Довлетмурзаев
Имя Отчество лица: Магомед-Эмин Исмаилович
Даты: 1961
Место работы/адрес: с. Шатой, Шатойский район
Тип ответственности: Исполнитель
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65
Тип ответственности: Ответственная организация
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры Чеченской Республики.
Местонахождение: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65
ФИО автора-составителя: Магамадова Зарема Исаевна, методист отдела методической и клубной работы Центра народного творчества МК ЧР.
Тип фиксации: Аудиофиксация
Информаторы: Висханова Х.Д.; Довлетмурзаев М-Э.И. (аудиосообщение). Место хранения: ГБУ «ЦНТ».
Тип фиксации: Фотофиксация
Фото информаторов: Висханова Х.Д.; Аларханова З.Д.; Довлетмурзаев М-Э.И. Место хранения: ГБУ «ЦНТ».
Тип фиксации: Видеофиксация
Текст ссылки: Аларханова З.Д. (видеосъемка в с.Кюри-Беной, Курчалоевский район). Место хранения: ГБУ «ЦНТ».
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH079.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.