Наименование: Мюридизм
Язык наименования: русский
Наименование: Мурдалла
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: В проекте «Мюридизм» рассматриваются следующие вопросы:
- Мюрид и мюридизм
- Истоки учения суфиев
- Суфизм кадырийского тариката
- Суфизм накшбандийского тариката
- Проникновение на Кавказ накшбандийского тариката и использование его в роли объединительной идеологии горцев во времена Кавказских войн 1785-1791 г. и 1817-1864 г.
Перечень религиозных братств накшбандийского и кадирийского тарикатов в современной Чечне, их краткая характеристика и образцы системных молитвенных практик для мюридов.
Слова и понятия мюрид и мюридизм вошли в активный словарь российского истеблишмента с конца двадцатых годов девятнадцатого столетия.
Совершенно аполитичные эти слова и понятия приобрели политико-идеологический смысл и значение из-за политики «разделяй и властвуй», при помощи которой царизм поддерживал постоянную вражду и недоверие между горцами, пока в Чечне и Дагестане не зародилась новая исламская идеология, объединившая горцев против колониальной войны России, названная впоследствии русским мюридизмом, а последователей этой идеологии мюридами.
Поэтому – то не случайно, военный историк Х1Х века В. Потто считал, что мюридизм «является просто политическим оружием… где под завесой религии образовывается невиданное доселе, братство в несколько десятков тысяч людей… глубоко проникнутых одной идеей –независимостью к неверным», то есть к поработителям.
Прямое значение чеченских слов мюрид и мурдалла в историческом прошлом и в настоящем имеют одно значение, а именно: мурд (от арабского мурид) обозначает – последователь сподвижник, сторонник, апологет и мурдалла (от чеченского мурд)- это обозначение предписаний норм, возложенных на мюрида. Доказывая преданность чеченцев идеалам Октябрьской революции, Асланбек Шерипов в своем нижеследующем призыве в прямом значении чеченского языка использует слово мюрид.
«… В нас вы не увидите мюридов газавата, но найдете мюридов революции!»1
В советском энциклопедическом словаре – «Мюрид от арабского слова мурид… последователь суфизма – учения о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога»2», а « мюридизм, производное от арабского мурид, условный термин обозначающий национально – освободительное движение горцев Северного Кавказа против Российской империи во время Кавказской войны 1817 – 1864 г.; сочетавший суфизм с активным участием в джихаде».3
В шестом переработанном издании словаря иностранных слов под редакцией Ф.Н. Петрова и др.
«Мюрид (ар) – послушник, последователь, ученик шейха, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения»4, а «Мюридизм – мистическое направление в исламе возникшее в 19 веке среди кавказских горцев, характеризующееся сочетанием суфизма с учением о джихаде»5.
Приведенные выше образцы разных словарных толкований слов мюрид и мюридизм свидетельствуют об их своеобразном понимании ученными.
Истоки учения Суфиев относятся еще к эпохе Пророка Муххаммеда, хотя оформляться в виде учения со своими школами и канонами суфизм начал в конце восьмого века. На протяжении довольно длительного времени суфизм рассматривался ортодоксальным духовенством как учение сомнительное, пока выдающийся богослов Абу Халид ал – Газали не доказал в своих трудах ценность морально – этических норм и способов глубокого сознания веры выработанных суфиями. Кроме того ал – Газали признал правомочность с точки зрения исламской религии таких ключевых элементов суфийской практики, как исполнение, уединение, очищение души от суетных желаний.
Суфизм (суьпала) кадырийского тариката.
С середины двенадцатого века начинают складываться суфийские братства, внешне напоминавшие христианские монашеские ордена, но не имевшие строгой организации и централизованного управления. Одним из первых таких суфийских братств возникших в двенадцатом веке в Багдаде, было братство кадырийа (кадырийский тарикат). Основателем этого тариката (истоки которого, как и всех других тарикатов, уходят непосредственно к Пророку Муххаммеду)был суфийский шейх Абд ал Кадир ал – Гилани (1077 -1166г.г.), поэтому данный тарикат называется его именем, то есть кадырийский тарикат.
«В основу тариката кадырийа был положен громкий зикр джахрия ( религиозное песнопение зуькар»6. К этому времени организовались подобно кадырийскому и другие братства дервишей джахрия : Ясавиа – основатель Хаджи – Ахмед Ясави; руфийа – основатель Сеид – Ахмед – Абу –ль Аббас Руфан.
Помимо громкого зикра джахрия существовал и существует тихий или тайный зикр (къайлаха зуькар) – хуфия. При этом часть суфийских теоретиков отдавали предпочтение тихому зикру – хуфия, указывая, что громкий зикр – джахрия таит в себе опасность для самих его исполнителей, которые находясь в возбужденном состоянии, могут принять обманчивые видения за подлинное откровение.
Окончательное размежевание между последователями громкого зикра джахрия и тихого зикра хуфия произошло в четырнадцатом веке с возникновением накибандийского тариката. Его главным теоретиком и основателем был шейх Мухаммед Бахауддин Накшбандии (1318 -1389г.г.).
Тихий или тайный зикр хуфия (къайлах зуькар) стал основным положением накшбандийского тариката, получившего широкое распространение на Северном Кавказе раньше, чем сюда пришел кадырийский тарикат.
Чеченский т1арикъат от арабского тарикат – это путь духовного совершенствования у богословов суфиев, состоящий в глубоком внутреннем соблюдении религиозных предписаний, а также метод и способ реализации этих предписаний.
Шейх Мансур – чеченец из аула Алды, руководитель антиколониальной войны народов Северного Кавказа (1785 -1791г.г.) был первым накшбандийским лидером, проповедовавшим священную войну против Российской экспансии. Мансур, добиваясь устранения архаичных горских адатов, препятствовавших объединению разных чеченских тайпов и северокавказских народов, становится на путь распространения среди них ислама и шариата. Таким образом, ислам накшбандийского тариката, превращается в идеологическое знамя народно – освободительного движения горцев Северного Кавказа, возглавляемого шейхом Мансуром.
В условиях, когда между обществами и разными народами отсутствовало единство, когда возникла необходимость противостоять натиску колониальной политике царизма на Северном Кавказе, ясно обозначилась необходимость в объединительной идеологии, и таковой, естественно, в тех условиях стала религия ислам, давно утвердившаяся в Дагестане и частично в Чечне.
По оценке ученого Ш.Б. Ахмадова религиозная программа Шейха Мансура состояла из следующих направлений:
«1. Возвращение к исламу, к чистому и аскетическому.
- Борьба против адатов и введение убеждением или силой закона шариата.
- «Священная война» (газоват) ведется сначала против соблюдающих адат, затем против «неверных» (иноверцев – горцев) и наконец, против царизма7.
И эта программа борьбы Шейха Мансура «на Кавказе положила начало учению, названному впоследствии мюридизмом, имеющему глубоко демократический характер, повышающему личность и уничтожающему всякие сословные различия, кроме личных достоинств8…»
Впоследствии лидеров таких программ в Чечне и Дагестане называли имамами, а их последователей – мюридами, а национально – освободительное движение горцев Северного Кавказа – Мюридизмом.
Во времена Шейха Мансура понятия мюршид и мюрид в отношении Мансура и его соратников не применялись, так как Мансур не обладал правом возвещать тарикат, поскольку не был официально уполномоченным лидером от имени конкретного наследника духовных передатчиков накшбандийского тариката. Мюршидом таковым, согласно установленным исламским канонам, в начале девятнадцатого века становится дагестанский алим Мухаммад Ярагский, а после него и Джамал –Эдин Казикумухский, получившие право проповедовать накшбандийский тарикат от Хас-Мухаммада Ширванского. Эти два мюршида и провозглашали разновременно имамов Дагестана и Чечни в 1828 -1832 годы Кази –Муллу, в 1832 -1834 годы Гамзат – Бека, в 1834 -1839 годы Шамиля, в 1840 – 1859 годы Шамиля.
Суфийские шейхи Мухаммад Ярагский и Джамал –Эдин Казикумухский, проповедуя социальную справедливость, не ставили задачу практической ее реализации, ибо учение накшбандийа не указывало пути ликвидации социальной несправедливости, эксплуатации, которой подвергались горцы со стороны собственных феодалов и ханов. Кроме того, оно не указывало способы противодействия, жесткой колониальной политике царизма, осуждая кровопролитие, сдерживало народы от активной борьбы с Россией. Идея использовать суфизм (накшбандийский тарикак – нокъашбандийн т1арикъат) в социальных и политических целях возникла у Гази Мухаммада, который задался целью поднять горцев на газават против царизма и насильников собственного народа. Таким образом, нравственно – религиозные идеи о братстве, социальной справедливости Гази – Мухаммад решил использовать в борьбе против колониальной войны с одной стороны, горской знати с другой, и тех, кто отошел от подлинного ислама и погряз в грехах.
Российский историк Х1Х века Н.Дубровин писал, что тарикат имел миролюбивое направление и не имел «никакого политического характера до тех пор, пока не явились люди, соединившие в себе духовную власть по шариату и тарикату, решившие действовать при помощи фанатизма на своих учеников или мюридов и посылавшие им… приглашение на джихад»9.
Благочестивые правопреемники накшбандийского учения Мухаммад – Ярагский и Джамал – Эдин Казикумыхский не были сторонниками объявления газавата. Например, Шейх Джамал -Эддин запрещал Гази – Мухаммаду, а впоследствии и Шамилю поднимать оружие, если они хотят быть мюридами в тарикате. Однако, когда Джамал – Эддин был избит аварским феодалом Аслаханом ,он не стал оказывать противодействие в распространении газавата, хотя и не стал сторонником «священной войны».
Кази – Мулла, Гамзат – Бек и Шамиль были имамами руководителями газовата, а Мухаммад Ярагский и Джамал – Эддин Казикумухсский были мюршидами, то есть руководителями, наделенными правами возвещать накшбандийский тарикат.
Между тем эти две особенности религиозного явления в среде народов Северного Кавказа значительно разнятся друг от друга. Поэтому, скорее всего, Н.Дубровин выделил два направления последователей мюридизма, отличающихся как по духу, так и по деятельности.
Это мюриды по тарикату, т.е. последователи суфизма и наибские мюриды – последователи газавата.
По мнению Н. Дубровина, наибские мюриды не были столь религиозны и образованы, как последователи тариката, от них требовалось твердое убеждение в необходимости «священной войны», хорошей физической подготовки и строгое повиновение своему наибу.
Истинные последователи тариката не пользовались ни в Чечне ни в Дагестане особой популярностью, но «их уважали как людей ведущих богоугодную жизнь, как ученых постигших сферу религиозных истин, но считали их людьми совершенно бесполезными, лентяями и отчасти трусами»10. Высказанные Н. Дубровиным соображения, различающие тарикатский мюридизм (т.е.суфизм) и наибский (газаватский) мюридизм, еще раньше были зафиксированы А.Руновским, который состоял приставом при Шамиле во время его ссылки в Калуге с 1859 – 1862 годы. Руновский, со слов Шамиля, сообщает, что мюриды тариката не имели никакого отношения к газавату и учение тариката менее опасно в политическом отношении для России. «Что касается мюридов по тарикату, то они очень похожи на наших монастырских послушников, конечно, в смысле духовном»11, – писал А.Руновский.
Шамиль рассказывал Руновскому, что в тарикате нет ни одного слова о газавате. «Наоборот он строго предписывает своим последователям удаляться от всего, что напоминает войну, так, что мусульманин, выразивший желание принять учение тариката, этим самым заявляет о своем отношении к бранным тревогам»12.
Таким образом, суфийское учение накшбандиев радикально расходилось с газаватом. Тарикат и газават в вопросе о войне были просто несовместимы. И попытки отождествления тариката (суфизма) и газавата, равно как и утверждение, что суфизм трансформировался в наибский мюридизм неверно.
Газават, объявленный в периоды Кавказских войн имамами – последователями суфизма: Шейх – Мансуром, Гази – Мухаммадом, Гамзат – Беком и Шамилем, -не вытекал из учения суфизма, но он соответствовал нормам шариата и представлял его составную часть.
Открытым остается вопрос: то ли идеология газавата превратилась в идейное знамя кавказского наибского мюридизма, возникшего на местной социально –экономической и политической почве, то ли газаватский мюридизм является следствием и продолжением тариката накшбандийа в условиях национально – освободительной борьбы горцев Северного Кавказа в девятнадцатом столетии.
В «Истории Дагестана» утверждается, что Кавказский мюридизм носил ярко выраженный политический характер»13. Исследователь А.Д.Яндаров считает мюридизм «религиозным тарикатом, разновидностью суфизма»14.
« И, Шамиль сумел решить задачу объединения горцев, видоизменив тарикатский суфизм, – утверждает Яндаров, – трансформировав его в наибский мюридизм, придав мистико – аскетическому учению ярко выраженные политические черты»15.
В.Х. Акаев в своей монографии «Шейх Кунта – Хаджи: жизнь и учение» полагает, что … « в вопросе взаимоотношения суфизма и мюридизма мы придерживаемся иной точки зрения… на наш взгляд, все –таки был прав Шамиль, утверждая, что суфизм не имел никакого отношения к газавату»16. Из всего того, что изложено выше, следует, что мюридизм – это и вид суфийского учения о долге и обязанности каждого мюрида (представителя любого религиозного братства) защищать Отечество, и политический процесс, и наименование борьбы горцев за национальную независимость в период Кавказской войны девятнадцатого века.
Примером верности чеченцев идеологии мюридизма является подвиг мюридов Абдурахман – Шейха при Герменчкуском сражении (23.06.1832г.), о котором с не раскрываемой симпатией к чеченцам пишет один из его участников: «Каждый дом превратился в отдельную крепость, дома уничтожались прямой наводкой артиллерии.
Раненые с кинжалами бросались на цепи, женщины в последний момент, не желая попасть в плен, последовали примеру мужчин, заставляя солдат стрелять в них упор. К вечеру оставшиеся в живых защитники собрались в центре села в башне.
Альбрант попытался вести переговоры о сдаче, но безрезультатно; на все предложения из башни отвечали выстрелами. И когда из башни зазвучал зикр «Ля иляха Илля ллах», подхваченный всеми 60 мюридами, Альбрант приказал сжечь их заживо. В своих воспоминаниях Альбрант пишет, что так и не услышал мольбы о помощи. Чем больше разгорался охватывающий мюридов огонь, тем громче звучал зикр.
Долго еще наблюдали изумленные солдаты за происходящим, пока голос слившихся с огнем мюридов не затих. Обвалившаяся башня похоронила 60 отважных мюридов, предпочитавших смерть плену23».
Другой участник этого же сражения А. И.Полежаев, восхищенный самоотверженностью мюридов в стихотворениии «Кладбище Герменчугское» высказал такое пророчество, как: «…Быть может, в битве оживляла
Она отчизны бранный дух
И снова к мести прызывала
Сокрытый в пепле Герменчуг24…»
Да, действительно, сколько было таких «стертых в пепел чеченских селений вместе с населением за последние два века. Но они возрождались, жили и живут благодаря таким как Абдурахман- Шейх Герменчукский и глубоко преданные ему мюриды
Используемое в русской и мировой историографии и художественной литературе слово мюридизм (мурдалла), как условный термин для обозначения национально – освободительного движения горцев Северного Кавказа Х1Х века, в чеченской транскрипции не имеет никакого политического смысла, а употребляется и используется лишь в значении принадлежности человека к определенному религиозному братству.
На Северный Кавказ и Чечню накшбандийский тарикат проник значительно раньше,чем кадырийский, хотя тарикат кадырийа возник во времени раньше чем накшбендийа. На основе кадирийского тариката (къадирин т1арикъат) в Чечне существуют следующие вирды кадирийского братства:
- Религиозное братство Кунта – Хаджи Кишиева – Кунта Хьажи вирд.
- Религиозное братство Батал –Хаджи Белхароева – Бат1ал – Хьажин вирд.
(в Ингушетии)
3.Религиозное братство Баматгири –Хаджи Митаева – 1овдин вирд.
- Религиозное братство Чим – Мирзы Таумирзаева – Чим -Мирзин вирд.
- Религиозное братство Мохмад – Хаджи Назирова – Мани – Шейхан вирд.
Возникновение последующих четырех вирдов после кунтахаджинцевского связано с арестом 1864 году устаза Кун та – Хаджи и категорическим запретом властями его вирда. «Примерно в начале 80 –х годов девятнадцатого века, – пишет исследователь В.Х.Акаев – оформляются дочерние образования кунтахаджинцев – вирдовые братства. Причины их возникновения – отсутствие единого религиозного руководства, запрет наложенный на их деятельность. Наряду с кунтахаджинцами возникают вирдовые братства Баматгири – Хаджи Митаева,Чим – Мирзы Таумирзаева в Чечне и Батал – Хаджи Белхороева в Ингушетиии. Все они в свое время были приближенные Кунта – Хаджи19 и его векилами, то есть доверенными лицами.
Суть учения Кунта – Хаджи охватывается следующими основными принципами:
- Мюрид вместе со своим шейхом дожжен иметь неразрывную связь.
- Сердце мюрида должно быть свободно от зависти.
- В своем присутствии мюрид не допускает осуждения людей, поскольку это страшный грех.
- Мюрид обязан, относится к людям уважительно.
- Мюрид не должен допускать злословия на брата мусульманина. Если же это при нем происходит, то должен немедленно опровергнуть наговор.
- В обязанности мюрида кунтахаджинца входит почитание любого другого устаза как своего , если даже тот находится во вражде с его устазом. Устаз является посредником между мюридом и богом. Условие приближения к богу –строгое соблюдение всех установлений зикризма, следование за своим устазом. Устаз является ответчиком перед Аллахом за образцовое поведение своего мюрида»20.
Перечисленные принципы составляют основу нравственно – религиозного воззрения Кунта – Хаджи, и они идентичны основным целям многих суфийских течений в исламе.
Зикристы всех ранее перечисленных вирдов кадирийского тариката наряду с другими представителями суфийских направлений признают в качестве своей теоретической основы каноны Корана и шариата.
Все чеченские зикристские братства кадирийского тариката имеют свои отличительные признаки. Если вирдовое братство Баматгири – Хаджи в отличии от кунтахаджинцев исполняют зикр, подпрыгивая на месте и мотая головой вперед и назад, то Баталхаджинцы исполняют зикр, покачиваясь на месте и хлопая в ладони, но при этом не двигаются по кругу, подобно кунтахаджинцам, и не подпрыгивают так интенсивно, как баматгирихаджинцы.
Элемент новшества, введенный братством Чим – Мирзы в исполнение зикра состоит в том, что при круговом исполнении зикра хлопанье в ладони они заменили ударами на барабане. Каждый последователь этого вирда имеет барабан (жирг1а), в который он ударяет, исполняя зикр. С точки зрения последователей Чим – Мирзы, удары на барабане священнее, чем хлопанье в ладони.
Главенствующее место среди братств кадирийского тариката в Чечне определяется за вирдом Кунта – Хаджи. Внешне он определяется своеобразной формой одежды и громким, круговым зикром ( ч1агара зуькар). В зависимости от количества мюридов данного вирда в определенном населенном пункте они подразделяются на десятки, сотни и тысячи, Во главе каждого подразделения находится наставник (туркх), занимающийся организационными вопросами. Мюриды Кунта – Хаджи носят чеченскую национальную рубашку серого цвета с застежками вместо пуговиц со стоячим воротником. Обуваются в низкие бескаблучные сафьяновые сапожки (мяхси). На голову надевают убор, напоминающую среднеазиатскую тюбетейку (пес).
Индивидуальных и коллективных системных молитвенных практик у мюридов Кунта – Хаджи множество. Приведу образец одного из них на чеченском языке:
Кунта – Хьажин вирд даккха
Дагца нигат дийр ду: « Ас нигат до, сан устазо Кунта – Хьажас сайна т1едиллина вирд даккха. Делан дуьхьа, Аллах1у Акбар», – аьлла.
15 – за Астаг1фируллох1 эр ду.
100 –за Лаилах1а иллало1 эр ду.
5 – за Пайхмарна салават дуьллур ду.
Даьккхинчу вирдан мела д1абалар.
Ас динчу зуькаран мела Дела элчанна (Делера салам-салават хуьлда цунна) бели аса, цунна т1ера охьабог1уш болчу ц1ена а, меттара а болчу шайхашна а, эвлияашна а, устазашна а бели аса, сайн устазан Кишин – Хьажина бели аса. Везан дела, эшнарг меттах1оттабай, беркате бай, къобал бай д1акхачабе Ахьа х1ара сан мел». Т1аккха Пайхмарна салават дуьллий, Фатихьат доьшу.
В Чечне двадцать два вирда накшбандийского тариката. Из них шестнадцать ведут свою родословную (силсилу) от шейха Мохамада Ярагинского, а остальные шесть от шейха Джамалайлы из Мекки.
В алфавитном порядке перечислю наименования накшбандийских вирдов чеченского ответвления от шейха Мохмада Ярагинского:
- Религиозное братство Абаста шейха – Абаста шайхан вирд.
- Религиозное братство Абдул –Вахаба – 1абдул – Вахабан вирд.
- Религиозное братство Абдул – Салама – 1абдул Саламан вирд.
- Религиозное братство Абу – шейха – Абу – шайхан вирд.
- Религиозное братство Гази –Хаджи – Гази – Хьажин вирд.
- Религиозное братство Дени – шейха – Дени – шайхан я Дедин вирд.
- Религиозное братство Докку – шейха – Доккин вирд.
- Религиозное братство Махма – Хаджи – Махьма – Хьажин вирд.
- Религиозное братство Солса – Хаджи и Абдул – Халида Яндарова.
Солса – Хьажин а, 1абдул – Хамидан а вирд.
- Религиозное братство Сугаип – муллы – Соип – моллин вирд.
- Религиозное братство Сулима – хаджи – Сулима хьажин вирд.
- Религиозное братство Ташов – хаджи – Ташу – хьажин вирд.
- Религиозное братство Умалат – хаджи – Умалт – хьажин вирд.
- Религиозное братство Умалата – шейха – Умалт – шейха вирд.
- Религиозное братство Усмана – хаджи – 1усман – хьажи вирд.
- Религиозное братство Элах – муллы – Элах моллин вирд.
Наименование накшбандийских вирдов чеченского ответвления от шейха Джамалайлы из Мекки:
- Религиозное братство Абубакара – хаджи из Бердыкела – Бердк1еларчу
Абубакаран – хьажин вирд.
- Религиозное братство Абдул – хаджи из Брагунов – Борг1анерчу 1абдул – хьажин вирд.
- Религиозное братство Ахмаддука – хаджи (Абухан) Батукаев
Ахьмадукъан – хьажин (Бот1акъан Абухан) вирд.
- Религиозное братство Билу – хаджи из Урус Мартана – Мартант1ерачу Билу – хьажин вирд.
- Религиозное братство Шамсуддин хаджи из Шали – Шеларчу Шамсуддин – хьажин вирд.
- Религиозное братство Юсупа – хаджи из Кошкелды – Кошкелдарчу Юсупан – хьажи вирд.
Особенности современного чеченского суфизма в том, что в чеченском обществе нет живых шейхов, что является обязательным в суфизме. Дело в том, что из – за преследований со стороны бывшей Советской власти, уничтожавшей всех, кто мог возглавить вирдовое братство, они ушли в глубокое подполье. Только посвященные могут знать, кто ведет ту или иную силсилу (родословную) от шейхов. Чаще всего это передается по линии семьи шейха, но может передаваться по завещанию шейха.
Информаторы старики хорошо помнят, как коллективные зикры смешанных вирдовых братств как накшбандийского, так и кадирийского тариката в 50-х и 60-х годах двадцатого столетия проводились еженедельно в очередном порядке у разных мюридов под руководством последователя шейха или просто турка (туркх – глашатай, руководитель группы мюридов). В перерывах зикра на чай или после окончания зикра мюридами обсуждались не только вопросы того или иного вирда, но и насущные житейские вопросы и проблемы.
Отличительной чертой вирдов накшбандийского тариката является и то, что его мюриды не обязаны отрекаться от мирской жизни, а наоборот они должны быть активными в общественно – трудовой деятельности государства.
Зикры, структуры братств, ритуальные действия при траурных или торжественных мероприятиях, молитвы, внешний вид, этикет культура речи мюридов разных накшбандийских вирдов Чечни мало чем отличаются друг от друга.
Частично отвечая на эти вопросы, поведаю о сути и практике вирда Устаза Дени Арсанова, да осветятся его тайны – Дала къайле ц1инйойла цуьнан, по письменной информации Арсанова Ибрагима Абдулрахмановича, правнука Устаза Дени Арсанова.
Любой вирд – это не придание сотоварища Господу миров, как порой утверждают невежды, а системная практика применения того, что прямо или косвенно предписано исламским вероуставом –Священным Кораном и личными примерами и поступками Пророка, т.е, сунной, да благословит его Аллах1 и приветствует! – Делера салам хуьлда цунна!
Вирд накшбандийского братства Устаза ДениАрсанова делает основной акцент на принципе сокровенности (сокрытия) веры. То есть отправление религиозных обрядов не должно преднамеренно афишироваться. Это, конечно, не означает, что тебя никто не должен видеть на молитве. Речь идет о том, что не надо преднамеренно афишировать свою набожность (суьпала). Четки (суьлханаш) мюриды Дени Арсанова используют тогда когда сразу после предрассветной молитвы (1уьйренан ламаз) начинают уединенно, до начала дневной суеты, поминать Аллаха (вирд даккхар):
- пятьсот астог1фирлах1 (покаяние перед Господом),
- триста – Ла илах1а иллАллах1 (утверждение о единственности Аллаха),
- сто – салават (призыв к Аллаху ради благодати для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
- После этого тихим голосом провозглашается обобщенное воздаяние (мела балар) всей цепочке праведников – эвлия, восходящей от твоего Устаза, Устаза твоего Устаза и до Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Это так называемый «большой вирд». Он занимает примерно 45-50 минут времени.
Затем идет «малый вирд», он означает, что после каждой из пяти молитв мюрид читает один – бисмилла, одиннадцать – къулха, пять – салават. Затем также провозглашается тихим голосом обобщенное воздаяние (мела балар) цепочке праведников – эвлия, начиная от твоего Устаза, Устаза твоего Устаза и до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также поминаешь и своих умерших родных и близких ровно как и всех правоверных, умерших между востоком и западом нашей планеты. Это занимает до десяти минут времени.
Если умер человек, то мюрид Дени – шейха в предрассветное время просит Всевышнего милости и прощении для умершего или умершей:
Пятьсот астог1фирлах1, пять тысяч Ла илах1а иллАллах1, пятьсот салават это может занять до двух часов времени. Непосредственно в доме или во дворе умершего три дня и три ночи, до завершения траура, мюрида Устаза Дени Арсанова не готовят еды и не кушают, также не закалывают никакую живность на этом этапе. Приготовление и раздача мучных лепешек ч1епалг и халва не делаются. Пропитание семьи умершего или кормление дальних гостей, по желанию и возможностей, берут на себя соседи или родственники семьи. Обряд поминовения (мовлид – саг1а даккхар) может быть совершен в любой день, но не ранее семи суток после смерти человека. При этом мероприятие не должно быть слишком дорогим и пышным. Имущество умершего, прежде чем из него будет расходовать что-либо, распределяется между наследниками по шариату.
Круговой зикр (ч1агаран зуькар), как и похлопывание во время мовлида, мюридами Устаза Дени Арсанова не делаются.
Во время погребения умершего у мюридов Дени Арсанова принято на минут пять или десять останавливать заброс земли и читать про себя один бисмилла, одиннадцать къулха и пять салават. Это традиция Накшбандийского тариката, идущая от суфия Халида Багдадского. Она в той или иной форме соблюдается в регионах распространения Накшбандийского тариката.
Если родился ребенок, то в соответствии с обычаем и примером, то есть Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мюриду Устаза Дени Арсанова предписано устроить по этому случаю праздник акикат (1акъийкъат) с приглашением множества близких людей. Благодать этого праздника может повлиять на то, что новорожденный ребенок вырастет верным и надежным человеком для родителей и сообщества людей. Формой одежды современных мюридов Устаза Дени Арсанова являются гражданский костюм или китель светлых тонов. И в горе, и в радости одинаково твердый мюрид Устаза Дени должен быть чисто выбрит, вымыт и поглажен, внушая уверенность окружающим. Дени-шейх говорил, что мужчина в своем личном трауре должен быть сытым, излучая уверенность, а в чужом трауре – голодным, излучая сочувствие. Дени-шейх советовал прилечь и отдохнуть некоторое время между послеполуденным и предвечерними молитвами
(делкъа ламаз – малхбузу ламаз), но строго советовал не ложиться между предвечерним и вечерним молитвами (малхбузу ламаз – маьрк1ажа ламаз; хан йоцу – безвременье), так как в этом безвременье расслабленный организм может стать восприимчивым к хроническим заболеваниям.
Определенная аккуратная борода допускается для мюридов Устаза Дени-шейха, которым она соответствует по статусу, например, имамам мюридов вирда. Сам Устаз Дени Арсанов, (да осветятся тайны его), носил легкую ухоженную бороду. Никто из его потомков и доверенных мюридов не носил и не отпускал бороды, а начисто брились и бреются даже и в преклонном возрасте. Ношение бороды для мюридов данного вирда не обязательно. В понятии «богослужение» в понимание вирда Устаза Дени включено не только соблюдение молитвы, тихого зикра и вирда, но и добросовестное исполнение государственной и общественной службы для общего блага. Таковы дух и практика вирда Устаза Дени Арсанова, да осветятся тайны его (Дала къайле ц1инйойла цуьнан!).
Подробную программу данного вирда мы привели для того, чтобы показать насколько гуманные, конкретно-упорядоченные, практичные и необходимые в повседневности истины не только провозглашались Устазом Дени-шейхом, но и строго исполнялись им самим и его мюридами во всех сферах жизнедеятельности.
Почти таковыми являются и программные сути и требования других накшбандийских вирдов Чечни с той лишь небольшой разницей в форме одежды, в исполнении тех или иных религиозных обрядов и ритуалов, выражающих исламские истины и ценности. Например, во всех вирдах накшбандийского тариката чеченцев зикр бывает индивидуальным или коллективным. При исполнении коллективного зикра мюриды рассаживаются по кругу. Старший из числа почетных мюридов, чаще всего потомок родни Устаза или турк (туркх – руководитель группы мюридов), начинает зикр с формулы Ла Иллаха Иллалах и медленно, в такт покачиваясь из стороны в сторону, произносит в определенной последовательности: алхамдулиллахи, астагфирлахи и т.д. или же распевается главная молитва о прощении грехов: «О Аллах, Ты мой Господь! Нет бога, кроме Тебя. Ты создал меня, и я Твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе по мере моих сил, прибегаю я к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь в своем грехе. Прости же меня, ведь истинно никто не прощает грехов краше Тебя»!
Зикр исполняется сидя и длится от часа до полутора. Постепенно интенсивность исполнения зикра нарастает, мюриды, выражая свои эмоции могут в такт зикра руками аплодировать или хлопать себя по коленям, или об пол. По мере исполнения зикра некоторые мюриды переходят в состояние транса. Это не поощряется руководителями братства. После оканчания зикра мюридами исполняются назмы. Так же, как у кадирийцев, назмы у накшбандийцев бывают посвящены событиям из жизни Пророка, его сподвижников и, безусловно, деяниям своего Устаза.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Ежедневное использование определенной нормы религиозных ритуальных молитв
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Риска исчезновения нет
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Вера в каноны Ислама.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Рассказы старейшин, театрализованные постановки, проведение обряда в некоторых семьях
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Мюридизм _это вид суфийского учения о долгге и обязанности каждого мюрида (представителя любого религиозного братства) защищать Отечество, и политический процесс, и наименование борьбы горцев за национальную независимость в период Кавказкой войны девятнадцатого века
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Подвержено все население чеченской Республики
Наименование Предмета: Четки, костыль.
Тип предмета: Костюм
Наименование Предмета: Особая форма одежды
Классификатор ссылок: Литература
Использованная литература:
- «А. Шерипов. Статьи и речи». Составители: профессор Е. П. Киреев и писатель М. Н. Музаев. Грозный 1972 г., стр.1.
2, 3. Советский энциклопедический словарь. Москва 1984г., стр.849.
4, 5. Словарь иностранных слов Москва 1979.,стр. -335.
- И. М.Сигаури «Очерки истории…чеченцев…» Москва – 1997г, стр.306.
- Ш. Б. Ахмадов «Имам Мансур». Грозный – 1991г., стр.96.
- Г. Прозрителев «Шейх Мансур». Грозный – 1991г., стр14.
9.Н. Дубровин «История войны и владычества русских на Кавказе»
Том -1., СПБ,1871., стр.391-392.
- Там же стр.395
11, 12.По книге В.Х. Акаева «Шейх Кунта – Хаджи». Грозный 1994г., стр. 16-17.
- «История Дагестана» том -2, Махачкала 1968г., стр.86.
14, 15. А. Д. Яндаров «Об идеологии национально – освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20 -50 годы 19 века» . Тезисы докладов. Махачкала 1989г., стр.123-124.
- В. Х. Акаев « Шейх Кунта – Хаджи: жизнь и учение» Грозный 1994г., стр.20.
- Вирд – заповедь, поклонение, обязанность. Абу Исмаилов
18, 19. В. Х. Акаев «Шейх Кунта – Хаджи». Грозныый 1994г., стр.91,51.
- Устаз – «Русско – чеченский словарь» стр. 56,330.
- Газета «Маршо от 1.06. 2018 год №52-52, стр.4.
- Б. Муххаммед «учебник арабского языка» . Москва 1992г., стр.244.
23,24. Из сборника «кавказцы»1858г.
И журнала «Русский инвалид»1850г.
Мюридизм, мюрид, мюршид, имам, шейх, устаз, суфий, мусульманин, бог, Аллах, Пророк, Мухаммед, турк, братство, вирд, тарикат, Ислам, джихад, газават, зикр-джахрия, зикр-хуфия,суфизм, мовлид, молитва, акикат, намаз, грех, накшбандийа, кадырийа, векил
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Галгаев
Имя Отчество лица: Али
Даты: 1948 г
Место работы/адрес: г. Урус_Мартан
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Асуханов
Имя Отчество лица: Супьян
Даты: 1954г
Место работы/адрес: г. Урус-Мартан
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Атиев
Имя Отчество лица: Руслан
Даты: 1964 г.
Место работы/адрес: г. Урус-Мартан
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Домбаев
Имя Отчество лица: Хамзат Вахаевич
Даты: 1946 г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ», методист информационно-аналитического отдела, 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая.
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH073.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.