Наименование: Значение семьи в чеченском обществе
Язык наименования: Русский
Наименование: Нохчалла кхиорехь нохчийн юкъараллехь доьзалан маьlна
Язык наименования: Чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Нохчалла – это все особенности чеченского характера в одном слове. Оно включает весь спектр норм жизни чеченца, это их своеобразный кодекс чести, это то, чему следует чеченец добровольно, по внутреннему глубинному зову тех традиций, которые складывались столетиями, впитывались с молоком матери и были неотъемлемой частью жизни этого этноса.
Главной традицией чеченского народа являлось воспитание детей в духе многовековых национальных устоев, где центральное место занимали семейные отношения, нравственное становление подрастающего поколения. В семье, прежде всего, знакомили с общественными нормами морали, правилами поведения ребенка. Главную роль в этом играло поведение старших, их пример. Подрастая, дети постепенно входили в ту систему взаимоотношений, которая существовала в семье, и она становилась для них непреложным законом: складывались взаимоотношения между старшими и младшими, правила поведения по отношению к родственникам, соседям, обычаи гостеприимства.
Между родителями и детьми соблюдались отношения строгой горской этики: от детей требовалось беспрекословное подчинение родителям и почитание их независимо от возраста детей. Неписанные законы горской морали (адаты) диктовали каждый шаг чеченцев: как говорить с женой при людях, в семье; как говорить с детьми при взрослых, родителях, старших и младших, при посторонних и родственниках, как вести себя в семье и на людях, что делать при встрече на улице или в дороге со взрослыми, с молодыми, с женщинами – молодыми, старыми, когда дороги идут в одном направлении и в разных направлениях, как лучше ухаживать за гостем. Вся жизнь чеченской семьи, весь семейный уклад были насквозь пропитаны многовековым духовно-нравственным кодексом «Нохчалла», который включал в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих менталитет вайнахов, имеющий очень глубокие и устойчивые во времени корни. Слово «Нохчалла» непереводимо, но каждый нохчо знает, что это свод правил, на генном уровне заложенный родителями своим детям, и которым они руководствуются испокон веков. Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому самобытного чеченского народа.
Основной воспитательной функцией семьи являлась передача детям практических знаний, хозяйственных навыков и нравственных норм поведения. Взаимоотношения между родителями и детьми у чеченцев регламентировались многочисленными нормами. Воспитать, женить сына, выдать дочь замуж считалось долгом родителей. Заботиться о родителях и других старших родственниках семьи, считалось священной обязанностью детей, в первую очередь, сына. Отступление от этих нравственно-этических норм осуждалось чеченским обществом, считалось позором не только для членов семьи, но и близких и дальних родственников.
Если кто-то совершал поступок, заслуживающий с точки зрения вайнахской этики поощрения, то это ставили в заслугу, прежде всего его родственникам и говорили: «Было бы стыдно сыну (дочери) такого отца поступить иначе». И, наоборот, упрекали семью в случае неблаговидного деяния. Другими словами, поведение любого из многочисленного родственного клана оценивалось не только как личностное, а рассматривалось как следствие принадлежности его к данной семье, родственной группе. Этнопедагогическое пространство чеченской семьи являлось тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет. Оно определяло дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволял ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой.
Бакараев Али Ахметович, 1958 г.р., житель г. Урус-Мартан, Урус-Мартановского района ЧР.
Я хочу рассказать об одном эпизоде из моей жизни. Это были 70-е годы прошлого столетия. Меня, как и всех молодых людей, достигших призыва в армию, отправили на срочную службу. Она оказалась очень далеко от дома – Дальний Восток, Хабаровский край, г. Комсомольск – на Амуре. Отслужив год и месяц, получил десять дней отпуска домой за хорошую службу. Не было предела моей радости от встречи с родственниками. Преодолев неблизкое расстояние, я наконец-то вступил на родную землю. На такси я добрался до своего села. Дома я застал только младшую сестренку, которая, увидев меня, потеряла дар речи. Я преднамеренно не предупредил своих родственников о своем отпуске, чтобы обрадовать их неожиданным появлением. Соседи, увидев меня, начали постепенно подходить, обниматься, здороваться. Родителей не оказалось дома. Через какое-то время, оправившись от нахлынувшего чувства радости от встречи с родственниками и соседями, я увидел, что с полуденной молитвы возвращается домой отец вместе с нашими двумя соседями. Я, по инерции, сдерживая нахлынувшие в душе эмоции, пошёл им навстречу. Поздоровавшись и обнявшись с каждым из соседей, я шагнул в сторону отца, чтобы с ним поздороваться, но не тут-то было, в какие-то доли секунды отец очень незаметно для других, заградил нас друг от друга своим костылем, тем самым, давая мне знать, что мы среди людей, и не подобает в подобных случаях показывать свои эмоции. Конечно, это был отец, как всегда сдержанный, уравновешенный. Но я знал, что за всем этим кроется добродушие, мягкость, теплота. Отец всю жизнь следовал неукоснительному выполнению традиционных норм и правил, чему учил и нас, детей.
Сегодня, уже, будучи взрослым человеком, имея свою семью, я анализирую, что отношение отца к нам, детям, было выстроено правильно. Все наши детские шалости контролировались через нашу маму, которая всегда предупреждала о том, что если вы сделаете что-то плохое, отец будет недоволен вами. Нельзя было назвать его строгим, но мы, дети, знали, что под насупившимися его бровями кроются добрые, любящие глаза. Когда мы чуть подросли с братом, помню, он нас посадил и сказал такие слова: «Слушайте и запоминайте! Жизнь – сложная штука! Но её надо прожить достойно, чтобы ваши дела и благие деяния были мерилом вашей чести и совести! И я тогда буду всегда спокоен за вас, зная, что никто не покажет пальцем в сторону нашего дома!» Я это запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Как отмечает Х. В. Туркаев (доктор филологических наук, профессор): «Внутренняя жизнь чеченской большой семьи отмечалась строгой организацией. Каждому члену в ней отводились свое место и обязанности, своя роль в трудовой деятельности коллектива. В чеченских семьях сыновья были обязаны полностью подчиняться отцу, со смирением и почтением принимать всякое приказание и безропотно выполнять его. Малейшее сопротивление и непослушание считалось величайшим стыдом по адату и грехом по шариату».
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хьошалла» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Магомед Мумаидов, 1957 г.р., житель г. Грозный рассказывает:
«Нас в семье воспитывали строго. Я никогда не садился в присутствии отца и не начинал с ним разговор, только отвечал на его вопросы. Помню, при жизни отца всегда были в нашем доме его соратники, друзья, соседи. Долгими зимними вечерами я наблюдал, как неспешно, попивая чай, эти пожилые люди вели разговоры о прошлом, вспоминали своё детство и молодость. Я всегда был недалеко от отца, и глазами понимал, что ему нужно. С удовольствием обслуживая гостей отца, я, как губка, впитывал все их разговоры о прошлой жизни. Сегодня я понимаю, что поколение отца – это целый пласт духовной, нравственной культуры. Отец учил нас делать добро, трудиться, тянуться к знаниям, чтобы быть полезным своей семье, своему народу. Я на всю жизнь усвоил эти незыблемые правила жизни, и старался следовать им».
Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха. Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства – она составляет основу национальной самоидентификации, обеспечивает духовно-нравственную связь поколений и времен с самых глубин тысячелетий.
Дети, воспитанные в семье в духе Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми, самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Главное в Нохчалла – не терять человеческое достоинство, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.
История из жизни. В далеком городе Степногорск (Казахстан), ещё с советских времен была золотоносная шахта, которая остановилась с развалом Союза. Она представляла собой целый подземный лабиринт. Местные жители промышляли туда на свой страх и риск. Во время эксплуатации в шахте работали все системы энергообеспечения, но после её остановки само собой все остановилось, и она приняла вид темной бездны. Но, не имея другого пути пропитания, в 90-е годы люди спускались в шахту в надежде поймать удачу. Многие, правда, нашли там смерть, потерявшись в тоннелях и ветках шахты. По нескольку дней люди жили в тоннелях, видя только свет фонарика, ища золотую руду. Со временем, у людей наступало состояние подавленности в вечной тьме, и бывалые говорили: «Значит пора наверх». В тех тяжелых условиях стирались все условности и забывались все приличия. Мрак, недостаток чистого воздуха, страх, давили на психику человека. Среди тех, кто находился в шахте, были и представители чеченской национальности, которые жили в этом городе. Один казах, по имени Арман, очевидец тех событий, говорят, рассказывал, что даже в этих условиях местные чеченцы, спускавшиеся в шахту, соблюдали все правила национального поведения и этики. В основном, это были целые семьи – отец и сыновья, где младшие не садились и не ели перед старшими. Если сверху начинала сыпаться земля (работали без техники, вручную), то все движимые инстинктом самосохранения, старались первыми выскочить из забоя в тоннель. Но не было на тот момент паники среди вайнахов. В первую очередь, младшие старались вытолкнуть из забоя старших, и, наоборот. Даже в самых экстремальных и опасных для жизни условиях эти люди оставались верными своим генетическим принципам. Это и есть высшее проявление «Нохчалла».
Настоящий чеченец никогда не подведёт, не предаст, не простит обиды, не потерпит зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия.
«Нохчалла» — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это «нохчалла». При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.
«Нохчалла» — не свод рекомендаций, это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно всю свою жизнь.
Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства.
Нохчалла – это все особенности чеченского характера в одном слове. Оно включает весь спектр норм жизни чеченца, это их своеобразный кодекс чести, это то, чему следует чеченец добровольно, по внутреннему глубинному зову тех традиций, которые складывались столетиями, впитывались с молоком матери и были неотъемлемой частью жизни.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Сохранился
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Обычай бытует среди чеченцев
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Нохчалла включает весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести, это то, чему следует чеченец добровольно, по внутреннему глубинному зову тех традиций, которые складывались столетиями, впитывались с молоком матери и были неотъемлемой частью жизни.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Из поколения в поколение.
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: На протяжении всей жизни чеченца.
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Преемственность поколений
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Понятие Нохчалла включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовно-нравственный менталитет вайнахов.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Изучение социально-психологических особенностей чеченского этноса в единстве основных маркеров его этнической идентичности: культуры, религии, истории, языка, традиций и обычаев, ценностей.
Ссылка на полный текст (url):
Нохчалла (С.-Х. Нунуев)
https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/813-chechenskaya-semya
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бакашев
Имя Отчество лица: Сайд-Эмин Майрбекович
Даты: 1957 г
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бакараев
Имя Отчество лица: Али Ахметович
Даты: 1958 г
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мумаидов
Имя Отчество лица: Магомед Геланиевич
Даты: 1957 г.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Шатаева
Имя Отчество лица: Захра Шатаева
Даты: 1956г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , Заместитель директора, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH072.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.