Древненахские религиозные культы

Наименование: Древненахские религиозные культы и их влияние на традиции, обычаи, приметы и экологическую культуру чеченцев

Язык наименования: русский


Наименование: Нохчийн лам-керстан динан оьздангалла а, цо адамашца а, 1аламца лелочу г1уллакхашна бина т1е1аткъам а.

Язык наименования: чеченcкий


Тип объекта: Празднично-обрядовая культура


Краткое описание ОНН: Теонимический синкретизм мироощущения, миросозерцания и миропонимания нахов заложил основы современной экологической, рекреативной, физической культуры

подробнее...

Древненахские религиозные культы и их влияние на традиции, обычаи, приметы и экологическую культуру чеченцев.

В своем развитии древнейшая религия нахов прошла длительный исторический путь. От тотемизма – наиболее древней формы религии – до персонифицированных богов. Исследователи теонимов древней религии нахов: И. Ю. Алероев, Л. Ю. Маргашвили и др. – фиксируют следующие названия божеств и подконтрольный им мир вещей, предметов и явлений:

  1. Латта – богиня земли,
  2. Куока – богиня мира,
  3. Мовт – богиня смерти,
  4. Иштар – богиня деторождения и плотской любви,
  5. Маьлх-аьзни – богиня красоты,
  6. Ин-нана – прародительница богов,
  7. Хи-нана – богиня воды,
  8. Меха-нана – богиня ветра,
  9. Химеха-нана – богиня воды и ветра,
  10. Дарц-нана – богиня вьюги,
  11. Уьн-нана – богиня болезней,
  12. Маьлх-нана (Аза) – богиня солнца,
  13. Беттан-нана – богиня луны,
  14. Тушоли – богиня плодородия и размножения,
  15. Пареха – богиня темноты и неизвестности,
  16. Селахьат – богиня здоровья и лечебных средств,
  17. Ц1е-нана – богиня огня,
  18. Ц1ийнанана – богиня жилища,
  19. Кхерч-нана – богиня очага,
  20. Айра – бог времени,
  21. Воккха Дела – великий бог,
  22. Эрды – бог войны,
  23. Сиела (стиела) – бог грома и молнии,
  24. Эштар (Эстар) – бог подземного царства,
  25. Малхли – бог реального мира,
  26. 1елли – бог потустороннего мира,
  27. Сусол – бог покровитель благородных женщин,
  28. Маги-Йерда – бог маги,
  29. Мелар-Йерда – бог напитков, выделываемых из хлеба,
  30. Йелта (Элта) – бог лесов, зверей, птиц, охотников,
  31. Гушмали – бог всевидящий,
  32. Болом- Дела – бог покосов,
  33. Гурмат-Ц1у – бог рая,
  34. Дика (Дика-Села) – бог добра, всего хорошего,
  35. Маьтт-Ц1ели –бог земледелия и благополучия,
  36. Гали-Ерды – бог животноводства,
  37. Гиела – бог солнца,
  38. Ралуо – бог вселенной,
  39. Тхьа (сиела –Тхьа) – бог богов,
  40. Ц1у – бог огня,
  41. Тхьа – бог поселения,
  42. На – бог местности,
  43. Ану – бог небес,
  44. Ма – бог солнца,
  45. Ба – бог,
  46. Бена – бог,

Думаю, что это не полный перечень богов нахов – язычников.

На протяжении своей многовековой историй нахский язык под влиянием как внешних, так и внутренних лингвистических факторов претерпел большие изменения. Особенно эти сдвиги заметны и очевидны в лексико-семантической сфере религиозно – мифологических представлений и наименований языческих теонимов (божеств) нахов.

Наименование теонимов, являвшихся некогда покровителями всего того, что находится на земле, под землей, на небесах, в космосе, в реальном и потустороннем мирах, стали следствием и причиной некоторых традиции, обычаев и привычек нашего народа.

В истории нахских племен хронологический политеизм (многобожие) – явление долговременное, поскольку имеет многотысячелетнюю историю и простирается во времени и в пространстве вплоть до позднего средневековья, когда на смену ему была привнесена мусульманская религия с верой в единого бога. Религиозная история нахского политеизма по ряду многих положений доминирует над монотеистическими (единобожие) религиями. Поэтому логично предположить, что «удельный вес» не только языческой лексики политеизма в нахском языке, но и большинство нынешних, дошедших до современности из тьмы веков, традиций и обычаев в количественном отношении превосходят религиозные традиции, обычаи и лексику, распространившиеся с принятием ислама.

Особый привилегированный статус гостя, невесты, женщины, некоторых видов фауны и флоры не только в миросозерцании, но и в социально-бытовой жизни нахов связаны напрямую с теонимами.

Рассмотрим прямое отношение теонимов к культу женщины и через ее божественный облик опосредствованное их (божеств) отношение к культу женского головного убора и связанного с ним такого нахского обычая, как при поединке или групповой драке мужчин, женщина, прибежавшая со снятым с головы платком или шали, восклицала призыв дерущимся остановиться, то поднятое для нанесения удара холодное оружие укладывалось в ножны, а наведенное огнестрельное оружие отводилось друг от друга и разряжалось. Интересно, почему женщина, бросившая свой платок между насмерть схватившимися мужчинами, могла сразу же остановить их, предотвращая возможный смертный исход схватки?

Это объясняется лишь тем, что мужчина или мужчины подчинялись в подобной ситуации воле женщины по магии, исходящей от гендерной (половой) ее идентичности с божествами, воспроизводящими и репродуцирующими жизнь в ее бытованиях и измерениях: рождения, развития и смерти.

Ведь по миросозерцанию и мироощущению древних нахов-язычников любая женщина олицетворялась первичным консолидированным большинством, возникшим в эпоху матриархата девятнадцатью женскими божествами, обеспечивавшими жизнедеятельность людей, фауны, флоры, почвы, воды, природно-климатических явлений и т.д.  задолго до возникновения патриархата.

На социально-бытовом уровне идеология духовной сферы языческого поверья материализовывалась в автоматизированный компонент сознательного действия, то есть в привычки нахов, не исполнять которые они не могли по идеологическим убеждениям, религиозным поверьям, морально-нравственным и социально-правовым нормам поведения.

Во-первых, задолго еще до принятия монотеистического ислама женские волосы и при политеизме считались символами святости, чистоты, красоты, нежности, любви, добра и милосердия.

Во-вторых, в период сложения илли (17-19 века), при давно укоренившихся и развитых патриархальных отношениях, из отдельных штрихов, разбросанных во многих илли, складывается цельный и многогранный образ матери, образ, на протяжении веков живший в сознании народа. Женщина в эпосе предстаёт источником социального просветления героя-мужчины, питающим его физические, моральные и нравственные силы и пробуждающим в нем чувство родины. Ни в одном илли и народных преданиях не было случая пренебрежительного отношения мужчины-героя к женщине: матери, супруге, сестре, невесте. Кроме того, при какой-либо угрозе чести, достоинству, свободе народа и страны не отец, а женщина-мать мобилизует и благословляет сыновей-мужчин на борьбу со злом.

Таким образом, культ женщины был широко распространен у нахов не только с древнейших времен, но и в позднее средневековье, и в эпоху возрождения. Этот исторический факт, наряду с легендами, притчами и такими рудиментами языка, как: Мать-земля – Нана-латта, Родина-мать – Нана-Даймохк, язык матери – ненан мотт – дает нам возможность полагать, что женщина в представлениях древних и средневековых нахов – это персонифицированный образ девятнадцати богинь, который в критический момент оказывал магическое воздействие на мужчин. Есть, правда, известная легенда, которую связывают с возникновением обычая о прекращении драки мужчин при обнажении женщиной своей головы снятием платка.

Эта легенда имеет назидательный смысл и характер, утверждающие, что ни при каких обстоятельствах нельзя убивать единственного сына, иначе это не переживет ни одна мать, как персонаж данной легенды, которая погибла, сбросившись с пропасти, оставив случайно выпавший с головы платок на краю той пропасти, где был убит ее сын.

Эта и подобные ей легенды не могут быть  основанием возникновения обычая прекращения драки или иного раздора мужчин при сбрасывании женщиной головного убора под ноги озверевших мужчин; так как содержание любой легенды является лишь констатацией факта или повествованием произошедшего, но никак не является научно-теоретическим обоснованием обговариваемого обычая морально-нравственными принципами, социально-бытовыми нормами, базирующимся на идеологических и религиозных поверьях древних нахов-язычников.

Теоним Гушмали – бог всевидящий имеет прямое отношение к происхождению нахского обычая, прекращения драки при использовании предметов, зеркально отображающих среду, происходящее событие, действие людей.

Направленное на дерущихся людей, будь то: зеркало, стекло, линза, хрустальный камень, медная или серебреная посуда – ассоциировались с инструментами всевидящего ока бога Гушмали (божьего глаза Гушмали). Поскольку всякий раздор, а тем более драка, с причинением боли или увечья друг другу, не только не богоугодно, но и нелицеприятно всевидящему оку Гушмали, поэтому дерущиеся прекращали драку и расходились полюбовно. С теонимическим синкретизмом связан и древний обычай шумовых эффектов, трансформировавшихся в последствии с появлением огнестрельного оружия в стрельбу, которыми сопровождались свадебные торжества и их некоторые ритуалы:

  1. Выкуп при выводе невесты из родительского дома (не1лацар);
  2. Свадебный кортеж и чинимые ему препятствия (некьлацар);
  3. Свадьба (синкьерам), бал (ловзар);
  4. Отношение невесты (мотткхабар);
  5. Развязывание языка невесты (моттбастар);
  6. Первый вывод невесты к воде (нускал хит1едаккхар)
  7. Первый проход невесты через порог дома мужа (Нускал дуьххьара ц1ийнаден не1саг1е даккхар).
  8. Первая растопка невестой очага мужа (Дуьххьара нускало ц1ийнаден кхерч латор)

Все эти и другие ритуалы и магии, не перечисленные мною, были связаны с обереганием, предохранением от злых духов невесты, оказавшейся в некоторое время в неопределенном пространстве, принадлежности ее к божествам: жилища (ц1ийнанана), огня (ц1енана), очага (кхерчанана), – то ли своих родителей, то ли родителей своего мужа-жениха.

Высказанный выше тезис о некоторых основах древних свадебных торжествах, ритуалах, магии бракосочетания, предохранении жениха и невесты, покровительство этих действий и явлений божествами нахов – очень сложная и большая тема разговора, как гости и гостеприимство, заслуживающие специального исследования не одного года.

С теонимами связана и природоохранная культура нахов. Дровосеку, косарю, жнецу, охотнику рекомендовалось скрывать свое рабочее орудие от деревьев, покосной травы, урожая, зверей, животных – чтобы не напугать их и не навлекать не себя гнев и месть профильных богов.

Во взаимоотношениях человека с природой не было мелочей, поскольку фауна, флора и природные явления покровительствовались божествами, пред которыми представленный самим собой человек был существом слабым, хотя разумным, имеющим право выбора добра или зла. Поэтому человек не оставлял вбитым в землю колышек, «чтобы у матери не болела голова».

  1. Нельзя вбивать в землю кол тонким концом, так как плоти матери земли будет больно.
  2. Печку надо отапливать толстым концом полена вперед, чтобы ему горелось легко и бездымно, не задымляя помещение.
  3. Не стройся в пойме реки, водоема, иначе обиженная богиня воды и ветра (химеханана) вызовут наводнение.
  4. Не загрязняй родник, иначе богиня воды (хинана) высушит его.
  5. Убьешь лягушку – околеет корова с теленком.
  6. Убьешь бабочку – сестра лишится радости сердце.

Эти и другие иррациональные поступки – обращение человека с миром вещей предметов и явлений как с живыми, но бессловесными субъектами –  перерастали в действительно рациональные действия и технологии, к примеру:

  1. Нахи задолго до европейцев освоили террасное земледелие в горах и двупольное земледелие на равнине.
  2. Высаживание лесополос для защиты посевов урожая.
  3. Чередование видов посевных культур на полях в зависимости от трех разногодичных солнечных циклов: в одиннадцать, двадцать два и тридцать три года.

Деление выгонной территории на одиннадцать пастбищных полей и установление режима выпаса на них разного вида скота.

Особый способ медосбора, не уничтожая пчелиные семьи.

Доение овец, поддерживая вымя одной рукой.

Ударить животное и держать его на привязи считалось жестокостью и недостойным поступком человека.

Воспитывать детей полагалось личным примером и внушением, а не телесным наказанием и не словесным блудом, унижающим личное достоинство ребенка. Теонимический синкретизм миропонимания и мироощущения нахов предполагала, что все сущее на земле имело свое предназначение и неиспользованное человеком в настоящем может быть им использовано на свое благо в будущем. Подобная система связей не оставляла места для подразделений мира вещей, предметов, людей, фауны, флоры и явлений природы на первостепенные и второстепенные. Все сущее возводилось в ранг божества, а потому требовало к себе бережного, почтительного отношения. Легенд, притч, больших и малых рассказов об этом в фольклоре нахов очень много.

Для своего времени политеизм (многобожие) было явлением прогрессивным в жизни человечества. Поэтому не случаен вывод современных ученых-культурологов о том, что политеизм в древности наблюдался лишь у тех народов, которые стояли на пороге создания своей государственности, а объединение людей и народов в государственный политический институт ускоряло приход на смену политеизму монотеизма (единобожия).

                                     ВЫВОДЫ:

  1. Возникновение нахских теонимов уходит в глубокую древность.
  2. Первичными у нахов были женские божества, созданные ими в эпоху матриархата, а мужские божества появились позднее, в период патриархата.
  3. Влияние женских божеств было более мотивировано на духовную и социальную жизнедеятельность нахов.
  4. Теонимы и теонимический синкретизм нахов был их личной и общественной формой духовного самовыражения.
  5. Теонимический синкретизм мироощущения, миросозерцания и миропонимания нахов заложил основы современной экологической, рекреативной, физической культуры;

Морально-нравственных, социальных норм поведения и эстетики – представлениям о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном – и их институциональным (организационным) формам: традициям, обычаям, ритуалам, этикетным штампам, черной и белой магиям и. т. д.


Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы

Район: Во всех районах Чеченской Республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики


Сведения об особенностях ОНН

Тип особенности: Состояние бытования

Краткий текст:Бережное отношение к природной среде;

Гуманное отношение к животным;

Соблюдение определенных правил и традиций при создании семьи;

Особое уважение и почитание женщины

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Сокращение числа носителей, изменение социальной среды

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: Природоохранные основы духовной культуры чеченцев, милосердное и доброе отношение между людьми 

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Естественный, специальные формы обучения

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: аутентичное бытование 

Тип особенности: Этнологический аспект

Краткий текст: Влияние божеств на экологическую культуру          

Влияние божеств на возникновение некоторых обычаев и традиций

Тип особенности: Исторический аспект

Краткий текст: Религиозные поверья 

Тип особенности: Социологический аспект

Краткий текст: Сложные условия практической жизни людей

Тип особенности: Лингвистический аспект

Краткий текст: Название теонимов (божеств), название обычаев


Сведения о действии над/с ОНН

Тип действия: Сохранение

Целевое действие: Периодическим использованием в повседневном быту  

Тип действия: Популяризация

Целевое действие: Объяснение причин возникновения обычаев и традиций

Тип действия: Развитие

Целевое действие: Изучение древней формы духовной культуры чеченцев


Источники информации об ОНН

Классификатор ссылок: Литература

Наименование содержания ссылки:

  1. И. Ю. Алироев «Язык история и культура вайнахов»,г. Грозный -1990 год, стр. 320-327.
  2. Л.Ю. Маргошвили «Культурно – Этнические взаимоотношения между   Грузией и Чечено – Ингушетией» г. Тбилиси 1990 г, стр. 223-239.

Ключевые слова

Наименование божеств, ритуалы, природоохранное действие


Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

Домбаев Хасан 1946г г. Урус-Мартан, 2-пер Куйбышева 15

Ампукаев Амрудди 1953г г. Урус-Мартан, 2-пер Куйбышева 5

Хакимов Магомед 1949г г. Урус-Мартан, ул Нахимова 92

Ахаев Леча 1948г. г. Урус-Мартан, ул Нахимова 95

Тип ответственности: Исполнитель

Домбаев Хамзат Вахаевич 1946г. ГБУ «ЦНТ» , методист информационно-аналитического отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65


Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

Название организации: Министерство культуры ЧР

Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»

Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65


Фотофиксация

Видеофиксация

Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH055.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here