Наименование: «ЯХЬ»
Сведения, относящиеся к наименованию: Традиция
Язык наименования: чеченский
Наименование: Нравственное достоинство человека
Язык наименования: русский
Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура
Краткое описание ОНН: Яхь – это образ мыслей и норма поведения, которые воспитываются в чеченце с детства. Чтобы понять сущность «яхь», надо не только родиться чеченцем, но и воспитываться в среде, постоянно воспроизводящей соперничество души и тела человека, общественного добра и зла, милосердия и жестокости, любви и ненависти, коварства и верности, правды и лжи и. т.д.
Яхь
Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций, его нравственностях устоев.
Нравственность – это тот стержень, на котором образован человеческий род.
Такая нравственная ценность, как «яхь» (приблизительный перевод — «гордость, достоинство»), издревле являлась одним из достойных качеств нашего народа, к тому же, это своеобразная традиция, показывающая одну из особенностей духовной культуры чеченцев.
Яхь – это образ мыслей и норма поведения, которые воспитываются в чеченце с детства. Чтобы понять сущность яхь, надо не только родиться чеченцем, но и воспитываться в среде, постоянно воспроизводящей соперничество души и тела человека, общественного добра и зла, милосердия и жестокости, любви и ненависти, коварства и верности, правды и лжи и. т.д.
Что же такое «яхь» («юьхь» – лик, лицо, приличие)? Яхь требует от мужчины быть мужчиной. Тот самый яхь, который и они, имеющие седые бороды, кустистые от старости брови и отполированные годами палки в руках, не умеют объяснить словами. Ведь яхь – не на словах, а в действиях и в поступках.
У чеченцев существовал обычай совершать поступки во благо народа, оставаясь при этом никому не известным и не вступая ни с кем в соперничество: проложить дорогу, построить мост, благоустроить родник, посадить дерево… О таких поступках говорит поэт Шайхи Арсанукаев в своем стихотворении “В пути”:
Уставший, иду я,
А нутро горит жаждой.
Осмотрелся:
Старая груша,
Густая листва,
Приятная тень.
Под грушей вижу ведро,
А на ветви висит ковшик.
Стоит лавка, говоря мне:
“Подойди, отдохни, попутчик!”
Подошел,
Родниковой воды выпил,
Нутро я насытил…
“Кто же он –
Поставивший здесь лавку для меня?
Кто она, сходившая к роднику на рассвете
И принесшая воду для меня?
Сколькие сказали,
Проходя,
Спасибо им?” –
Размышляю я…
Никого не видно вокруг.
Поступающие так без стремления обрести известность обладают наивысшей культурой и религиозным смирением.
Известный знаток и собиратель вайнахского фольклора Адам Долатов, заслуженный учитель школы РСФСР, обращает внимание, что это понятие включено в старинный моральный кодекс вайнахов «Яхьан косташ» – «Заветы приличия и достоинства вайнахов». Он, в частности, гласит в поговорках—
«Не физической смерти бойся,
Бойся жизни без яхь,
Кто теряет яхь, тот теряет свободу».
Яхь заставляет, не моргнув глазом, выхватить из ножен кинжал. Но тот же яхь говорит чеченцу:
«Без нужды кинжал не вынимай,
А без славы — не вкладывай».
Яхь — тяжелое бремя, данное чеченцу от рождения, и потому он, насколько хватает терпения, уступает другому — лишь бы не разгорелся спор. Лишь бы не было произнесено слово, с которым тот, к кому оно обращено, не сможет жить. Лишь бы не пришлось вынимать из ножен кинжал…
Рассказывает наш информатор Харон Болатбиев… Когда-то в далекие времена царские войска сожгли село Толстой-Юрт. Многие семьи перебирались в другие места и обустраивались. Семью Болатбиевых тоже коснулась эта страшная участь. Волею судьбы они оказались в селении Са1ди-к1отар Урус-Мартановского района. Было у дедушки Харона трое сыновей. Отец Харона вспоминает, что в 30-е годы прошлого столетия в наш край ринулись из разных городов и губерний сотнями голодных, обездоленных людей. Каждая чеченская семья хоть как-то старалась их приютить, накормить, обогреть.
Однажды в дом Болатбиевых постучалась женщина с маленькой девочкой, которая еле стояли на ногах. Бежали они с голодной Украины.
Хозяйка дома, т.е. бабушка Харона, встретила ее радушно. Пригласила в дом, накормила их, напоила. Покушав, женщины поговорили обо всем. Переговорив с хозяйкой дома, от безысходности она решает оставить свою маленькую дочь у них. Девочка до конца не понимала, что происходит. Когда они поговорили, то пришли к общему мнению, что ребенку лучше будет остаться в этой семье. Женщина покинула их дом, поблагодарив за доброту и гостеприимство. И вот тогда-то маленькая девочка поняла, что мать, оставив ее у чужих людей, уходит. Она упала на пол, начала кричать и рыдать от горя. Не выдержав этой душераздирающей сцены, дедушка Харона отправил свою жену вслед за уходящей женщиной. Вскоре хозяйка дома настигла беднягу, сказав: «Я не могу взять этот грех на себя. Девочка горько плачет и зовет свою маму. Мне больно на нее смотреть.»
Вот так бабушка и дедушка Харона вернули женщине дочь…Но сколько было сострадания в их глазах к этой бедной женщине. Они готовы были принять и мать, и дочь, оставив им последний кусок хлеба, хотя сами жили в постоянной нужде. Разве не это проявление настоящего «Яхь»?
Если о человеке говорят, что у него нет «Яхь», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга. Когда же речь идет о представителе мужского пола, то подобная характеристика равносильна тому, как если бы о нем сказали «не мужчина». И наоборот – сказать о чеченце, что у него сильно развит «Яхь» – значит высказать ему самую высокую похвалу. Такой человек считается образцом поведения, ему присущи все те черты, которые высоко ценятся по вайнахским этическим нормам.
Таким образом, гордость для чеченцев изначально содержит элемент состязательности: задетая гордость заставляет человека превзойти самого себя (например, чеченская пословица гласит: яхье даьлла эппаз туьмане кхаьчна – гордость заставила двугривенной дорасти до червонца).
Но в отдельных случаях, в зависимости от контекста, слово “яхь” правильнее переводить на русский язык как “благородство”.
В чеченском языке существует выражение “оьзда яхь” (благородная гордость). Это гордость, вызывающая стремление превзойти других в добрых делах, и дающая силы восхищаться тем, кто превзошел тебя самого, признать это и поздравить его.
Подтверждением вышесказанным словам является рассказ Абдулхакимова Магомеда с села Ялхой- мохк, 1749г. р., который не без эмоций рассказывал о своем односельчанине по имени Абу-Супьян. Высокого роста, статный, с длинными пышными усами, слыл он в селе человеком очень добрым, отзывчивым. Был он бригадиром тракторной бригады, где работал и сам Магомед.
Абу-Супьян был всегда там, где нужна была его помощь и подмога. Если в селе умер даже ребенок, он с утра спозаранку ставил свой трактор и прицеп у ворот, где проходил тезет (похороны) и принимал чужую беду как свою и был готов оказывать любую необходимую помощь.
Не было случая, чтобы Абу-Супьян оставлял в дороге путника. Если случалось так, что ему приходилось подвозить в село гостя, то он принимал самое активное участие в его гостеприимстве. Вежливо мог у хозяев осведомиться, не посчитают ли они обидой, если он гостя заберет к себе и т.д.
Как-то Магомед сидел с ним за чашкой чая и спросил у него: «Как тебе удается, Абу- Супьян, быть всегда там, где ты нужен людям, ведь у тебя нет ни ночи, ни дня, когда же ты успеваешь отдохнуть?» На что он ответил ему: «Запомни, мой друг, жизнь она коротка! Нужно успеть сделать в ней много доброго и хорошего. Мой отец всегда говорил мне, что во всех делах и поступках нужно проявлять главные качества, которые присущи образу «Къонах» – «Яхь», «Собар», «Къинхетам», «Комаьршалла», «Доьналла», и тогда такой человек не будет принадлежать самому себе. Я на всю жизнь запомнил его наставления и советы, да и отец был для меня ярким примером в жизни.
В жизни чеченского народа очень много примеров, где в нечеловеческих, невыносимых условиях можно остаться человеком, порой и ценою жизни. Это и есть образец чести и достоинства, это и есть настоящий образец проявления яхь.
На память приходит один трагический случай из жизни. Было это в тяжелые, страшные годы выселения чеченского народа. Одним росчерком пера судьба целого народа была предрешена высылкой в далёкую, суровую Сибирь, с клеймом «враги народа». А тем временем на всех фронтах Великой отечественной отважно сражались его сыны.
Эту историю рассказал нам житель села Гехи Хачукаев Али. Речь пойдет о выходце села Варандой Хажбикарове С. Все тяготы лишений и невзгод претерпела и семья нашего героя, который с первых дней войны находился в ее рядах и мужественно сражался с ненавистным врагом. Однажды Хажбикарова позвал его командир и поведал ему о той беде которая настигла его народ. «Я разделяю с тобой эту страшную участь, но ничем не могу тебе помочь, ты должен найти своих родных и близких. Мужайся, и знай, что правда всегда восторжествует!» – сказал он ему. С этими словами, командир вручил солдату соответствующие бумаги в дорогу, попрощался со своим бойцом, крепко обнял его и пожелал ему счастливой дороги. Хажбикаров пустился в путь, неизвестный, неведомый, тяжелый. Добирался он до места долго. Наконец, обессиленный, он оказался в Джамбульской области, где ему подсказали, как найти земляков-чеченцев.
Он постучался в одну из землянок, покосившуюся от постоянных ветров и снега. Дверь ему открыла женщина с измождённым лицом и тусклым взглядом. Войдя в землянку, через еле пробивающийся свет маленькое окошко он увидел убогое пристанище этих несчастных людей. В углу комнаты, на низеньком поднаре, сидели двое мальчиков-погодков со впалыми глазами и бледными лицами. Отца не было дома. Через некоторое время он пришел и принес с собою горсть овса, кусок черствого хлеба и небольшой кусок сахара. Когда все сели за стол, гостю предложили приготовленную похлебку из овса и кипяток вместо чая. Наш герой вежливо отказался, сказав, что по дороге он успел покушать, на настойчивые просьбы хозяев он так и не притронулся к еде. Наступила ночь, все легли спать. На улице выл холодный ветер, пробиваясь через щели землянки. Мгла окутала всю окрестность этого небольшого поселка.
Наутро небольшой лучик света пробился через маленькое окошко. Гость устроился на ночлег на устланной соломой кошме, отделенной старой матерчатой ширмой. Когда хозяйка вскипятила воду и поставила на стол остатки вчерашней каши, она попросила своего мужа разбудить гостя, чтобы позавтракать. Когда хозяин дома зашел за ширму, чтобы разбудить его, то тело его оказалось бездвижным, он был мертв. Какой-то момент хозяева стояли в оцепенении, не зная, что предпринять, но очнувшись, муж сказал своей жене такие слова:
– «Жена, он умер от голода, он отказался от еды, чтобы нашим детям достался этот кусок хлеба. Он поступил, как настоящий къонах, он гордо унес с собой яхь. Это настоящий чеченец!» – вымолвил он.
Именно о такой гордости говорится в чеченских песнях, и именно это воспевается в них.
Например, возьмем “Песнь о Кабардинском Курсолте”. В ней рассказывается, как молодой сын вдовы, к которому приехал его друг Кабардинский Курсолта, отправил со своим гостем красавицу, дочь Дады, на которой “остановился светлый взор” Кабардинского Курсолты, скрыв от него, что он сам любит ее больше жизни. Однако, вернувшись к себе домой, Курсолта замечает, что невеста, привезенная из Чечни, печальна. Узнав причину ее расстройства, он, желая превзойти чеченского молодца в проявлении (Яхь) благородства, возвращает в Чечню красавицу, дочь Дады, соизмерив свои действия с нормами этики поведения в данной ситуации.
Но молодой сын вдовы, твердо решивший превзойти его в благородстве, той же ночью возвращает невесту в дом Курсолты.
В таких случаях говорят: благородная гордость.
Еще более удивительный пример обнаруживается в древнем предании, записанном ученым Шаарани Джамбековым.
Некогда в горах существовал обычай, согласно которому несколько раз в год на рассвете всех боеспособных мужчин с оружием и на конях созывали к подножию одной горы. Прибывшему самым последним отрубали голову, поскольку считалось, что он поступит так же и в том случае, если страну постигнет бедствие. После одного из сборов старейшины спросили молодого человека, прибывшего последним, о причине его опоздания. Тот ответил: “Вчера я женился. Поэтому не успел вовремя выехать”. “Делать нечего, мы не можем не исполнить обычай отцов”, – решили старейшины. Но не успели привести приговор в исполнение, как появился еще один опоздавший всадник. Поэтому на него выпал теперь жребий умереть, а уже приговоренный к смерти был спасен.
Вновь опоздавшего старейшины также спросили о причине опоздания. Он ответил: “Вчера моя любимая девушка вышла замуж. Я боялся, что юноша, за которого она вышла, опоздает на сбор, и, выехав пораньше, ожидал его у подножия горы… Я не хотел, чтобы моя любимая осталась с разбитым сердцем… А я готов к вашему приговору”.
Пораженные его словами, старейшины долго обсуждали произошедшее. И, наконец, приняли решение: “До тех пор, пока среди нас есть столь благородные (“имеющие яхь”) молодцы, нам не страшен ни один враг. Поэтому с сегодняшнего дня мы отменяем древний обычай наших отцов”.
Последний из юношей выказал столь большое достоинство и благородство, что в это даже трудно поверить. Не важно, было это все на самом деле или нет. Главное, что наш народ создает предания, исполненные благородства, света и милосердия. Это показывает, что большинство представителей нашего народа с древнейших времен всегда стремилось к светлому, жизненные устремления были направлены к духовным высотам.
Многие героические сказания вайнахов —«Илли» также, как
песни и притчи, заканчиваются традиционно:
Пусть не родит мать отцу сына без яхь,
А если родит – пусть он не доживет до полудня;
Пусть не родит мать отцу сына, которому нельзя доверять,
А если родит – пусть не вырастет он, чтобы вкусить этот мир!
Может сложиться впечатление, что главными критериями «яхь» являются мужество, смелость, храбрость. Конечно, эти качества обязательно вбирает в себя «яхь», но они ни в коем случае не выражают всю его суть.
Яхь — это постоянное стремление в хороших поступках и качествах (щедрость, храбрость и т.д.) быть не только не хуже окружающих, а наоборот, превзойти их, постоянно находиться в состоянии состязательности.
Одна из составных частей яхь – дух соревнования – стремление равняться ко всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь. Человек, имеющий «Яхь», пребывал в таком состоянии как начинал себя осознавать и до самой смерти. Ему были присуще следующие качества:
—быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою;
—оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;
—последним, где идет раздача наград;
—проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;
—скромность и умеренность к себе;
—стремиться к общественному признанию.
Это далеко не полный перечень составных элементов яхь.
Яхь может быть только в том, что под силу любому человеку: физически слабому и сильному, и бедному, и богатому, и грамотному, и безграмотному, и старому, и молодому, и мужчине, и женщине.
Переступить черту “яхь” – равнозначно перемещению в другое измерение – за порог общества, семьи, народа. Об одном скажут, что он полон “яхь”, о другом, что лишен его, это уже приговор, обжалованию не подлежащий. У одних: “мертвые сраму не имут”. Чеченцы так не говорят, ибо мертвые у них срам “имут”, и не только сами, но и живые за мертвых. Каждый из них носит в себе затаенный страх умереть недостойно, это чувство тоже входит в понятие “яхь”. Если седьмой предок умер недостойно, срам за него испытывает седьмое поколение. И оно должно смыть это пятно с предка, даже ценою крови – собственной или чужой.
Несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но духовно-культурные ценности, нравственные идеалы отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный менталитет. А завершая эту тему, хотелось бы выделить следующее: понятие “яхь” имеет чрезвычайно важное значение для того, чтобы новое поколение росло культурным и воспитанным. Это высшей степени качество должно быть в сердце каждого из нас. Каждый чеченец, пока он жив, должен стремиться к славной высоте по имени “яхь йолу къонах”.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: В современном быту сохраняется
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Нет риска
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Такая нравственная ценность, как «яхь» издревле являлась одним из достойных качеств нашего народа, к тому же, это своеобразная традиция, показывающая одну из особенностей духовной культуры чеченцев
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Преемственным путем, из поколений в поколение
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: аутентичное бытование
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Такая традиция существовала для воспитание достойного человека. Если о человеке говорят, что у него нет «Яхь», то это верный признак того, что он потерял авторитет среди людей своего круга
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- С-М. Хасиев «Нохчалла». Грозный – 2016, стр.
- Д.Д. Межидов, И.Ю. Алироев: «Чеченцы, обычаи, традиции, нравы». Грозный – 1992 г.
- М. Ахмадов «Чеченская традиционная культура и этика».
- М. Ахмадов «Придания, исполнения благородства».
- Я.Я. Умаев «Крепость чеченца» Грозный – 2013 г.
Честь, достоинство, гордость, благородство, мужество.
Тип ответственности: Носитель
- Даутмерзаев Арби 1946 г.
- Эльжуркаев Магомед 1947 г
- Хачукаев Али. 1950г.
- Даутмерзаев Хусайн. 1959г.
- Домбаев Хамзат 1946г.
- Хасиев Саид -Магомед 1942 г.
Тип ответственности: Исполнитель
Успанова Асет Сапиюлаевна. 1976г. ГБУ «ЦНТ» , методист экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH053.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики