Наименование: Нохчийн ворданан тайпанаш
Язык наименования: Чеченский
Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура
Краткое описание: Все виды традиционных транспортных средств
Транспортные средства чеченцев различаются по виду поверхности передвижения, по способу тяги и по различным механизмам и приспособлениям переноса груза и передвижения людей.
По виду поверхности передвижения транспортные средства были наземные и водные.
Мускульная сила людей и животных была основным средством тяги в течение длительного периода истории. И наконец, изготовление и использование колёсных, полозных механизмов на тяге людей и животных было большим историческим прогрессом не только чеченцев, но и людей всего мира.
Водные средства передвижения.
Наличие одних лишь наименований разнообразных по виду и конструкции плавучих транспортных средств в лексике чеченцев говорит о том, что некогда они (чеченцы) были мореплавателями (х1орданеканча), которые широко использовали для перевозки людей и грузов по морям, озерам и рекам различные виды судов:
- корабль – къема,
- корабль – х1ордкема,
- корабль – катамаран – шалакема,
- корабль – ковчег – къовлачаг,
- лодка – г1икъ
- лодка – шлюпка – гемарам – пузатая лодка,
- лодка – ялик – камарам, похожая по форме на ладонь руки,
- лодка – бот – маарам, похожая на уста человека,
- лодка – многовёсельная парусная с продольным брусом, проходящим по всей длине лодки в середине его днища – четармарам.
- лодка – плоскодонка – ной
- плот – сал
- паром – бурам
- надувной бурдюк из козьей шкуры – кит.
Плавсредства, предназначенные для эксплуатации в больших водоёмах, изготовлялись из пород прочной древесины, на мачтах (м1аьчтигаш) которых устанавливались паруса (четарш) из плотной качественной ткани ручной выделки. Средства переправки грузов и людей через небольшие водоёмы и мелководье изготовлялись – надувные бурдюки (кит) из кожи; плоты из сплавляемого лесоматериала, связанного кожаными ремнями или бечевкой, изготовленной из лозы дикой конопли; лодки различных модификаций и паромы из местного древесного материала.
Ещё в раннее средневековье чеченцы, проживавшие на берегах Черноморского бассейна, совершали дальние морские походы на своих мачтовых парусных кораблях. Свидетельством тому является отрывок из нижеследующего илли:
«Вай гений, вай гений деций! Мы молодцы, мы бравые молодцы!
Кийрара дилха дегнаш барзала деций. Волчьи сердца у нас в груди!
Вай гений, вай гений деций! Мы молодцы, мы бравые молодцы!
Буьрса тулг1еш вайна муьт1ахь еций! Свирепые волны покоряем мы!
Вай гений, вай гений деций! Мы молодцы, мы бравые молодцы!
Дуьне мел ду гена оьхий деций! Далеко по свету плаваем мы!
Вай гений, вай гений деций! Мы молодцы, мы бравые молодцы!
М1аьчтигаш т1ехь четарш деций! На мачтах паруса!
Х1урдан мехаш четаршца деций! Морские ветры с парусами!
Кхиммаркъие вайна хьалха еций!..» Киммерия пред нами!..
Чеченский писатель Халид Ошаев в романе «Пламенные годы», в эпизоде умыкания девушки описывает и подготовку плавсредства, и саму переправу через реку Аргун двух людей с использованием надувного бурдюка. «Девушка… с тревожным любопытством посмотрела на Алхаста, надувавшего бурдюк. Прикрепив ружьё поверх бурдюка и передвинув кинжал за спину, он сказал: «… Ты будешь плыть от меня справа. Держи правой рукой эту петлю на бурдюке. А левой держись за мой пояс».
«… Они вошли в воду и сразу потеряли под ногами дно. Правой рукой Алхаст грёб в воде. Левой делал могучие, неторопливые взмахи, стараясь переплыть реку накоротко. В середине реки волны высоко поднимали их и затем мягко опускали в глубокую водяную яму. Бурдюк танцевал».
Быстрые течения неглубоких горных рек не позволяли чеченцам использовать лодки и паромы. Лодки и паромы использовались в озёрах, поймах при разливе горных рек и в запрудах, как на равнине, так и в горах. Паромная переправа использовалась лишь в равнинном течении реки Терек.
В полноводье весной и осенью плотами с горных и равнинных лесов по рекам сплавлялась древесина.
Зимой по льду горных рек волокли разного рода древесный материал к месту его потребления.
Например, при основании с 1818 года крепости, а затем и города Грозный, по совету местных чеченцев, строительный лес и дрова для отопления, летом плотами по воде, а зимой волоком по льду русскими доставлялся по реке Сунжа.
Чаще всего из плавсредств в равнинных водоёмах чеченцы использовали лодки-плоскодонки (ной), предназначенные перетаскиванию в мелководье и передвижению в неглубокой воде.
Размеры плоскодонки варьируются по длине и ширине в зависимости от её предназначения и объёма водяной массы в глубину и ширину.
Длина 2-4 метра и более,
Ширина 1-1,3 метра и более
Высота до 50 см.
Лодка-плоскодонка имеет следующую конструкцию:
- изготавливается днище из двух-пяти досок в зависимости от размеров плоскодонки;
- к днищу изнутри прибиваются рейки для его цельности и жесткости;
- к противоположным концам днища вертикально вверх прибиваются две носовые стойки;
- к днищу и носовым стойкам справа и слева прибиваются согнутые дугой боковые (бортовые) доски;
- к обоим бортам изнутри для жесткости симметрично прибиваются по две рейки;
- в середине обоих верхних бортовых досок крепятся уключины для вёсел;
- в противоположных сторонах вёсельных уключин устанавливаются съёмные дощечки для сиденья.
По окончании сборки плоскодонку шпаклюют и обмазывают смолой.
С третьего десятилетия двадцатого века чеченские мастера плоскодонки изготовляли более проще: делали легкий деревянный каркас и обвивали её оцинкованным металлическим листом, благодаря чему она долго служила и была удобна при перетаскивании.
Наземный транспорт, в зависимости от тяги, орудия и средств передвижения, был трёх видов:
ручным, вьючным, колесным и полозным на тяге животных.
Ручные транспортные средства.
К ручным транспортным средствам относятся:
- коромысло – муоном1ара, з1арадукъ;
- санки – салаз;
- волокуша – салоз;
- коляска – ходунок на четырёх деревянных колёсиках с лёгким деревянным кузовом – берийн г1удалкх;
- двухколёсная тележка с оглоблями на тяге человека – г1удалкх;
- сани с оглоблями и опрокидывающимся кузовом для вывоза навоза или мусора на тяге человека – дзим;
- бекха – ручные носилки – волокуши, со смещенной на заднюю часть корзиной для навоза в пятьдесят-шестьдесят килограмма, для одного человека. Когда носильщик брался за ручки и поднимал переднюю часть носилки-волокуши (бекха), то задние клюшкообразно изогнутые уплощённые концы жердей ложились на землю, образуя полозья, и удерживали корзину с грузом на весу;
- косказаш – ходули.
Не только в стародавние времена, но и в обозримом прошлом, в 1930-1950-х годах XX столетия, в условиях осенне-зимней и ранневесенней распутицы, некоторая часть чеченцев передвигалась на ходулях.
Решая проблему быстрого пешего передвижения, человек использовал несколько возможных и наиболее очевидных вариантов.
Одним из таких вариантов решения проблемы явилось усовершенствование шагового механизма, которое отразилось в попытке «удлинить ноги» и сделать их «бесстотными». Изобретатель ходулей истории не известен, но это средство повышения скорости некоторое время было популярным не только среди чеченцев и любителей острых ощущений и аттракционов, но и среди представителей некоторых «ходовых» профессий, например, почтальонов в Средневековой Европе, которые использовали ходули для повышения эффективности своей работы. Тем не менее, ходули, как средство передвижения, не прижилось, слишком много неудобств они доставляли при использовании: высота над поверхностью земли, неуклюжесть движения, опасность падения, вероятность застревания и спотыкания, повсеместно твёрдое покрытие дорог и тротуаров, да и прирост скорости был невелик. Но, тем не менее, этот этап развития средств передвижения заслуживает доброй памяти чеченцев.
Вьючный транспорт, вьючное животное (мохь лело хьайба).
Наиболее популярным способом решения проблемы увеличения скорости перемещения и уменьшения трудоёмкости этого процесса в течение длительного периода являлось у чеченцев использование мускульной силы различных животных. Для этих целей чеченцами использовались такие животные, как: лошади, мулы, ослы, быки, буйволы, верблюды. Поэтому в народе есть оригинальные изречения:
«Киран дозалла говро лов» – Тяжесть вьюка терпит конь.
«Дуькъан йозалла старо лов» – Ярмо тяги терпит вол.
«Ткъа халкъан хьаштийн йозалла адамо лов» – А нужду народа человек терпит.
Человек, как существо разумное, смог использовать уникальные способности названных выше животных в своих целях. В перечень вьючного оборудования для животных входили:
- Кож – вьючное седло. Оно изготавливалось из досок и привязывалось к спине животного кожаным ремнём или верёвкой – льняной, конопляной, шерстяной.
- Таьлсаш – переметные сумы. Они изготавливались из толстой льняной, конопляной, шерстяной ткани, реже из выделанной кожи и крепились на спине животного.
- Тускарш – переметные корзины. Они плелись и изготовлялись из тонких прутьев конусообразно с горизонтально-ровной прилагаемой к боку животного поверхностью, к которой прикрепляли войлок, чтобы прутья не стерли кожу животного.
- Кит – бурдюк. Он изготовлялся из цельной кожи животного. После соответствующей обработки, естественные её отверстия, кроме шейной, зашивались, превращая трубчатую цельную кожу в мешочную ёмкость, в которой перевозились жидкие текучие вещества.
- Лежиг – мешок из козьей шкуры.
- Къепал – караван. Караван состоял из группы навьюченных животных. Чаще всего у чеченцев ими бывали лошади, мулы, ослы.
Транспортные средства на тяге животных.
Транспортные средства чеченцев на тяге животных различались по количеству колёс тягловых животных и по виду перевозимого груза.
К двухколёсной повозке (г1удалкх) на тяге одного животного относились: арба, бричка, шарабан, на которых перевозились различные грузы и люди.
Двухколёсной была охотничья и пастушья колесница (хьоркуна) на тяге одного животного, которую больше использовали в степной местности охотники и пастухи.
К четырёхколёсным повозкам на тяге одного животного относятся: телега – (ворда) для перевозки людей и грузов и рессорная коляска – (г1удалкх) с подготовленным кузовом для перевозки людей.
Четырёхколёсными на тяге двух животных были фургон – (х1ургон) для перевозки грузов и людей, а также – повозка (ворда) для перевозки людей на дальние расстояния с полузакрытым откидным верхом кузова.
Четырёхколёсными на тяге одного, двух и более животных бывали:
колымага – къечалг – тяжёлая, громоздкая повозка с плоским без бортов кузовом для перевозки тяжёлых мельничных камней – жерновов или вывоза на поля навоза в равнинной местности;
тачанка – тачаьнка – рессорная повозка с лёгким кузовом, подготовленным для перевозки людей;
фаэтон – пайтон – лёгкая рессорная коляска с откидным верхом и подготовленным для перевозки людей;
Полозные транспортные средства
Полозными транспортными средствами у чеченцев на тяге одного или двух животных были:
Сани – салаз – зимняя повозка на двух полозьях с приспособленным кузовом или без неё для перевозки грузов или людей.
Санный фаэтон – салаз пайтон – зимняя повозка на двух полозьях с приспособленным кузовом для кучера – гурманча – и нескольким пассажирам.
Волокуша – салоз (такхор) – это равнобедренное треугольной формы многополозное транспортное средство, предназначенное для транспортировки в сухую погоду сена или иного вида фуража на место хранения или потребления. Волокуша изготовлялась из связанных в торце кольцом и волокой – гел – для тяги нескольких густоветвистых мощных хворостин гибкой древесной породы. В течение лета на месте покоса и сушки прямо на волокушу складывали большую скирду – хола – сухого сена, которую в нужное время волокли к месту зимовки скота. Или же сразу после покоса и сушки сено олокли на волокуше к месту скирдования – раг1.
Перед тем, как перечислить основные части и детали колёсного транспорта, скажу несколько слов о колесе – чкъург – вообще и о его устройстве и деталях, в частности.
Знаменательной вехой на пути развития человечества было изобретение колеса. Колесо – поистине уникальный движитель, и гениальность его изобретателя трудно оспорить, хотя бы потому, что аналогичный механизм перемещения в пространстве неизвестен в окружающем мире, в живой и дикой природе.
Эволюция животного мира протекала по широко разветвлённому сценарию – природа «изобрела» множество разнообразных органов живых существ, предназначенных для передвижения: ноги, плавники, крылья, хвосты, копыта, своеобразный способ ползания и даже передвижения под землёй, над и под водой, перемещение с помощью паруса, но вот до изобретения колеса природа-матушка додуматься не смогла. Ни одно из известных в природе существ не наделено колёсными механизмами или колёсными органами перемещения.
Поэтому изобретение колеса можно назвать одним из самых выдающихся изобретений человека. Имя изобретателя этого уникального двигателя истории неизвестно, но можно предположить, поскольку чеченское «вуорда» – арба, повозка – производная от слова «вуорта» – шея, которая восходит к глаголу вертеть», «поворачивать», отсюда буквальное значение вращающаяся часть тела. А если «обратить внимание на тот факт, что лошадь и колесницу – хьоркуна –древние египтяне позаимствовали у завоевателей гикосов, в среде которых преобладала масса хурритов» –4 доисторических предков нынешних чеченцев, то логично предположить, что колесо было изобретено нахами – хурритами. Наверное, первыми колёсными средствами были обычные круглые брёвна, которые подкладывали под перемещаемый груз для облегчения процесса его перемещения. Затем, по мере совершенствования колёсного движетеля, появились и более совершенные средства перемещения. Человек изобрёл и начал использовать разнообразные колёсные средства, которые можно объединить под названием колёсные повозки.
Первые колёсные повозки чеченцев были разнообразными по конструкции. Можно предположить, что сначала появились одноосные повозки – г1удалкх, приводимые в движение с помощью мускульной силы животных или даже человека.
Затем появились двух-осные повозки, например, телега – вуорда или конные колесницы – хьоркуна – и даже кареты, которые изготовлялись во множестве различных вариантов: одно -, двух – и многоместные с двумя или четырьмя колёсами, с открытыми и с закрытыми верхами, простые и роскошные.
Такие повозки, безусловно, должны были быть очень прочными, поскольку хороших дорог в давние времена не было, поэтому непрочные повозки быстро разваливались от непривычных толчков и постоянной тряски, так как о рессорах или пневматических шинах тогда ещё не знали.
Общей и основной частью для всех повозок – независимо от их общего вида, разнообразии их конструкции и функционального предназначения – было колесо. Колесо состояло из следующих деталей:
- обод – тог1ий;
- спица, зубец колеса – церг;
- ступица – милк;
- обруч ступицы – милкан х1оз (милка г1урчо);
- ступица с зубьями колеса – сиетмакъа;
- обруч колеса – чкъург къовлу эчиг (х1оз, г1урчо);
- древесный клин или гвоздь, расширяющий обод – тог1ий ястош болу дечиган зайла я хьостам;
- втулка – чкъурган патарма;
- штыр, прижимающий обод колеса к его металлическому обручу – чкъург къовлу х1оз тог1ийна т1екъовлу дукъарц.
Самым сложным и трудоёмким в производстве колеса повозки было искусство гнуть для них ободья. Обычно гнули ободья из каргача или ильмы, жерди которых распаривали в кипящей воде в течении двух трёх часов в специальных помещениях, затем их гнули в форме полукруга. Второй способ изготовления ободьев сводился к поиску в лесу естественных сгибов бука; из четырёх таких кривулен делали круг.
Размер колеса в зависимости от вида повозки был разным, например, у фургона диаметр передних колес был 70-80 сантиметра, а диаметр задних составлял 80-90 сантиметра; каждая из четырёх колёс массовой телеги были равны ста сантиметрам в диаметре.
Независимо от вида повозки у переднего колеса было десять зубцов, а у заднего колеса их было одиннадцать или двенадцать. Стандартными были ступицы передних и задних колёс. Диаметр ступицы бывал семнадцать-двадцать сантиметра, а длина её равнялась двадцати трём-двадцати пяти сантиметрам.
Повозки всех видов изготовлялись из древесно-металлического материала. В глубокой древности, да и в обозримом прошлом все части и детали повозок бывали сплошь из древесного материала. До последнего времени, даже в течение девятнадцатого века, на Северном Кавказе, в горах и на равнине, встречались повозки – арбы с колёсами без ступиц. Их заменяли просверлённые отверстия-втулки в центре выпиленной деревянной кругляшки.
В эти втулки-отверстия вставлялись деревянные оси. Чтобы втулки не изнашивались быстро, их прожигали и систематически с деревянными осями, вставленными в них, смазывались курдючным салом или осадком, остающийся при растопке сливочного масла (йоькаш). При отсутствии названных смазочных материалов в осевую втулку всовывали ящерицу, змею или иную мелкую дикую живность.
Любого вида чеченские повозки состояли из следующих основных четырёх частей:
- остова повозки – вордана гура;
- колёса с осью или осями – чкъургаш семанца я семанашца;
- кузова повозки – ворданан ц1а я ялкха;
- оглоблей одноупряжных повозок – 1аьрчаш цхьа хьайба дужучу вордан.
- Дышло у пароупряжных повозок – 1арш я г1уркх ши хьайба дужучу х1ургонан.
В зависимости от времени года и перевозимого груза некоторые детали конструкций вышеназванных основных частей одноупряжных и пароупряжных повозок могли быть видоизменены и переориентированы.
Наименование основных частей различных видов и типов чеченских одноупряжных, пароупряжных и ручных повозок одинаковое. Хотя по количеству деталей, их размеров и конструкции устройства эти основные четыре части повозок в зависимости от вида разнятся друг от друга, поэтому перечислим детали и конструкции устройства деталей одноупряжной чеченской телеги – вуорда, которая вбирает в себя почти все детали и конструкции, характерные для всех типов и видов чеченских повозок.
Передняя часть чеченской телеги – вуорда, состоит из следующих деталей и конструкции:
- передняя ось – хьалхара сема;
- надъосевая нижняя подушка – семана т1ера бухара гура;
- верхняя подушка – т1оьхлара гура;
- таган – очакх;
- хомут крепления надъосевой нижней подушки – бухара гура къовлу г1омат;
- тележный шест – ворданан г1уркх;
- нижний язычок – бухара мотт;
- язычок крепления верхней подушки с шестом – т1оьхлара гур а, г1уркх а къовлу мотт.
- два боковых крепёжных плинтуса подушки с шестом – гур а, г1уркх а къовлу ши ч1у;
- валёк или волока для постромков хомута – г1оматан асанаш тосу гел;
- штырь, соединяющий подушки с нижним язычком – гураш а, г1уркх а, бухара мотт а къовлу дукъарц;
- штырь, соединяющий передок телеги с осью – вордан хьалхе къовлуш семанах буллу дукъарц;
- штырь, соединяющий таганку с верхней подушкой – очаккхий, т1оьхлара гуррий къовлу дукъарц;
- штырь, соединяющий таганку с нижней подушкой – очаккхий, бухара гуррий къовлу дукъарц;
- штыри крепления оглобей о нижнюю осевую подушку – 1арчаш бухарчу семанан гурах д1атосу дукъарцаш;
- передние колёса – хьалхара чкъургаш;
- оглобли – 1арчаш;
- боковые приспособления оглоблей для колёсных тяг – 1арчаш т1ера тяжгенаш тосу херхаш;
- крюки тяг, соединяющие оглобли с торцами передней оси – 1арчийн тяжгенаш семанна юьххье тосу з1акарш;
- тяги, соединяющие оглобли с торцами передней оси – 1арчийн тяжгенаш;
- крюки на конце оглоблей для крепления ремней хомута – 1арчаш буьххьера г1оматан асанаш къовлу м1аранаш
- две ручицы верхней передней подушки – лакхкара хьалхарчу гуран или зоьпар.
- клин, фиксиющий раздвижение телеги в длину – ворда яхъеш – яцъеш хьалхий – т1аьхьий сацош буллу зайл;
- надъосевая верняя подушка – семанна т1ера лакхара гур;
- две спицы, соединяющие центр тележного шеста с обеими надъосевыми подушками – ши пхьарс.
- плинтуса, усиливающие спицы и соединяющие центр тележного шеста с нижней надъосевой подушкой – пхьарсаш латто ч1ораш;
- задняя ось – т1аххьара сема;
- два хомута, скрепляющие ось с нижней надосевой подушкой – сема бухарчу гурана т1екъовлу ши г1омат;
- два хомута, прикрепляющие обе задние подушки к оси – т1ехьара ши гур семена т1екъовлу ши г1омат;
- задние два колеса – т1ехьара ши чкъург;
- клин или винт, удерживающий колесо на оси – семанна т1ехь чкъург сацош болу зайл я винт;
- хомут, прикрепляющий концы двух спиц надъосевой подушки к центру тележного шеста – ши пхьарссий, ворданан г1уркхан юккъий хотталу меттиг къовлу г1омат;
- отверстие на конце тележного шеста для прицепного (буксирного) штыря – ворданан г1уркхан юьххьехь х1ума т1аьхьатаса боьллина дукъарц;
- две ручицы верхней задней подушки – т1ехьарчу лакхарчу гуран ши зоьпар.
Среди описанных выше деталей особый интерес представляют оси телеги. В прошлом у чеченских повозок оси были в основном из твёрдой древесины. По своей конструкции они были подобны металлическим осям. До последнего времени деревянные оси сохраняются у детских колясок – ходунков (берийн г1удалкх).
Одноосными и двухосными могли быть как одноупряжные, так и паропряжные повозки. У двухупряжных повозок передняя металлическая ось состояла:
- двух противоположных концов оси, конусообразно сточенных под ступицу колёс – милкана кечйина семанан юьхьиг;
- шайба и пыльник с внутренних сторон цапфы для упора и предохранения ступницы от загрязнения – милк бех ца йолуьйту а, иза шен меттахь сацо а пиллигаш;
- осевое отверстие рулевого штыря, скрепляющего подушки, шест, таганку и саму ось повозки – ворда д1а-схьа хьовзийта, цуьнан гураш а, г1уркх а, очакх а къовлу дукъарц буллу семанан 1уьрг;
- винт, закручиваемый на резьбу кончика оси или клин, продеваемый через отверстие кончика оси, удерживающее ступницу колеса на цапфе оси – чкъурган милк къовлу арахьара зайла я винт;
- крюки для закрепления тяги на обоих концах оси – таьжгенаш тосу семанна юьххьера м1аранаш.
Задняя ось двухупряжных повозок состоит:
- из двух конусообразно сточенных цапфа под ступицы колёс – милкана кечйина семанан юьхьигаш;
- шайба и пыльник с внутренних сторон цапфы для упора и предохранения ступицы от загрязнения – милк бех ца йойту а, иза шен меттахь сацо а пиллигаш;
- винт, закручиваемый на резьбу кончика оси или клин, продеваемый через отверстие кончика оси, удерживающие ступицу колеса на цапфе оси – чкъурган милк къовлу арахьара зайла я винт.
Чеченская двухколёсная арба – г1удалкх – бывала в основном одноупряжной – на тяге лошади, вола, буйвола, мулы, осла, – но путём спаривания двух оглоблей в дышло с ярмом – дукъ – могла быть и двухупряжной, на тяге волов и буйволов. Некоторые металлические детали и конструкции в них появились с двадцатых годов прошедшего столетия. Вот что писал профессор И. Ю. Алироев о чеченской арбе, со слов исследователя И. Иванова: «Ещё во второй половине девятнадцатого века чеченцы делали арбы для продажи, (они их делали и в раннее средневековье – вставка моя), которые пользовались большим спросом на Тереке, правда, деревянные оси покупатели заменяли железными.
Для изготовления двухколёсной вайнахской арбы нужно было заготовить карагачевые ободья, ясеневые спицы, карагачевые ступки, буковые или грабовые оси и остов арбы, осиновые оглобли, липовый ящик.»
Преклонение чеченцев перед арбой хорошего мастера отразилось и в хвалебном речевом штампе – «Т1араш тоьхча, хелха а ер йолуш ю хьенеха йина г1удалкх» – «Захлопаешь в ладоши, и арба, изготовленная неким мастером, запляшет»; и в поговорке: «Дикачу г1удалкхо пхьагал лаьцна» – «Хорошая арба зайца поймала.»
Для перемещения грузов и людей в зимнее время чеченцами использовались сани – салаз. В зависимости от выполняемой работы и тяглового животного они бывали малые и большие, грузовые, «пассажирские» и универсальные, то есть и для перевозки грузов и людей.
Вне зависимости от размеров, предназначения и тяглового животного сани изготовлялись из древесного материала. Среднестатистические чеченские сани бывали в длину двести пятьдесят сантиметра – в ширину сто двадцать – сто тридцать сантиметра. Длина саней равнялась длине её полозней, а ширина саней соответствовало промежностям её полоз и, наконец, высота саней замерялась от земли до верхней части перекладины, надетой на противоположные санные полозы.
Традиционная длина санных оглоблей двести тринадцать сантиметра, но она могла быть большей или меньшей в зависимости от размера тяглового животного.
Чеченские сани чаще бывали одноупряжными, но путём спаривания оглоблей в дышло для коней и в дышло с ярмом на конце для волов или буйволов, их легко можно было переделывать в двухъупряжные.
Чеченские сани состояли из:
- двух полоз – г1о;
- четырёх пар противоположных стоек – церг –, нижние обточенные концы которых плотно насаживались на лунки вертикальных поверхностей, полозьев;
- четырёх перекладин – т1ег1а –, надетых своими отверстиями на обточенные верхние концы противоположных пар стоек полозьев;
- восьми клиньев – зайла –, уплотнящих верхние выступающие концы стоек полозьев, чтобы перекладины не расшатывались;
- двух оглоблей – ши ретинга;
- полукруглых передних кончиков полозьев – м1аьчигаш;
- двух кожаных петлей, подвешивающих оглобли к нижней части передних пар полозных стоек – ретинагаш салазна хьалхарчу цергашна т1екъовлу лол.
- деревянной палки, продетой через отверстия закругленных передних изгибов полозьев – ши г1о къовлу г1аж;
- правых и левых переплетённых кожаных ремней, стягивающих друг к другу санные перекладины – т1ег1анаш дуцу бахтар я асанаш;
- валёк (волока) для пострамков от хомута – г1оматан асанаш тосу гел;
- двух треугольно-симметрично закреплённых на полозьях кожаных тяг, на концы которых крепился валёк для постромков – гел тосу ши пхьарс;
- двух крюков на конце оглоблей для крепления ремней хомута – ретингийн буьххьера г1оматан асанаш къовлу ши м1ара.
Для изготовления всех видов ручных, колёсных и санных транспорных средств чеченцы использовали местную древесину:
- акацию – аккази, 8. ива – дак,
2.. бук (чинара) – поп, 9. липа – хьех,
- вязь – даг1, 10. осина – мах,
- граб – пха, 11. тутовник – комаран дитт,
- карагач – 1аммаг1а, 12. свидина – ц1ула дечиг,
- дуб – наж, 13. сосна – бага,
- клён – къахк, 14. ясень – къахьшту.
О том, что колёсный транспорт имел большое значение не только в материальной, но и в духовной жизни чеченцев, свидетельствует нижеследующий факт из творческого наследия чеченского классика. В тридцати семи своих рассказах и повестях основоположник советско- чеченской художественной литературы Саид Бадуев (1904-1937 г. ж.), утверждая национальные основы чеченской художественной литературы и воспроизведя в рамках социалистического реализма колорит чеченского социального быта тридцатых годов двадцатого века, в тринадцати рассказах и одной повести, широко и умело используя образ арбы, телеги, тачанки и фургона, даёт целостное и законченное воспроизведение развёртываемого конфликта в сюжете экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, в которых коренятся предпосылки столкновения героев, ход событии и разрешения конфликта.
Наблюдательный и образованный русский солдат С. Беляев, попав в плен к чеченцам во время Кавказкой войны, оставил нам ценнейшие заметки о быте и традициях чеченцев сороковых годов девятнадцатого века, в которых он показывает: насколько значимым для них были транспортные средства и мастера по их изготовлению. Что даже в годы жестокой войны русские и чеченцы не теряли человечности, приязненного интереса к профессионализму, трудовым и практическим навыкам друг друга. В этом отношении характерны вопросы, задаваемые чеченцами только что пленённому С. Беляеву: «Является ли он мастером делать арбы (Грузинские телеги или арбы у них называются вордами… умею ли я косить траву… класть маленькие копны «канчи» (что можно взять вилами); Потом из трёх-четырёх таких канчей составлять одну, и эти уже к вечеру по три складывать в копны, – «литта», а другой или третий день, смотря по солнцу, класть в небольшие стоги – «хола», арбы в две».
Вывод: Традиционные транспортные средства чеченцев и народов мира были не только механизмами передвижения грузов и людей, но и были предметами обмена технологиями их изготовления и повседневным хозяйственным инвентарём особой технической заботы и мысли по наращиванию материальных благ, которые, несомненно, стимулировали жажду модернизации колёсных, полозных повозок и плавсредств в современный транспорт на тяге поршневых и реактивных двигателей.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Для исполнения торжественных мероприятий, при исполнении хозяйственных работ, для проведения досуга и воспитании детей.
Тип особенности: Риск исчезновения
Риск исчезновения: Появление аналогов передвижных средств современного типа
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Возможность использования традиционных транспортных средств в местах не доступных для современного типа транспорта.
Тип особенности: Естественный, в форме обучения
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: аутентичное бытование и реконструированная форма
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Своеобразная конструкция и использование различных транспортных средств в зависимости от рельефа местности.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Социальные и хозяйственные потребности людей для обеспечения своего благосостояния
Тип особенности: Лингвистический аспект
Краткий текст: Наименование водного, гужевого, ручного, колесного видов транспорта
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: Использование некоторых видов транспорта в современном быту;
Изучение и распространение информации о традиционных средствах передвижения
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Реконструкция некоторых архаичных видов традиционного транспорта
Тип действия: Развитие
Целевое действие: Совершенствование некоторых конструкций транспортных средств
Тип техники: Технология изготовления
Описание техники: В то время – ручной способ, с применением кипяченной воды в специальном помещении.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- И. Ю. Алироев «Язык, история и культура вайнахов». г. Грозный. – 1990 г., стр. 281-283.
- С. А. Хасиев «Культура полеводства чеченцев и ингушей». Часть – I. Нальчик Издательство центр «Эль-фа-2004г., стр. 35-36; 134-140.
- И. М. Булатбиев «Урарто-нахский словарь» Нальчик ООО «Печатный двор» – 2017 г., стр. 62-63; №429 (сноска №4 стр. 62).
- И. М. Булатбиев «О локализации чеченских племён в районе Керченского пролива и Приазовья в ранние средневековья» стр. 344-358. (сноска №2) «Материалы I – Международного нахского научного конгресса». г. Грозный. 11-12 сентября 2018 г. А. Ф. Долатов «Нахи и море». (сноска№1) http://www.nohchidu.com/njaz/st/nim.html
- С. Бадуев «Дийцарш, повесташ». Грозный –) – 1989 г. стр. 15-283
- Х. Ошаев «Пламенные годы». Грозный – 1977 г. стр. 30 (сноска №3)
- С. Беляев «Десять месяцев в плену у чеченцев». Грозный – 1991 г., стр. 4, 5, 9, 13.
Чеченцы
Транспорт, средство передвижения
Тип ответственности: Носители
Даутмерзаев Арби, 1946г. с. Мартан-Чу, Урус-Мартановский район;
Даутмерзаев Хусейн, 1959г. с. Мартан-Чу, Урус-Мартановский район;
Мамацуев Тапа, 1942г г. Урус-мартан, ул. Индербиева 106;
Мачаев Али, 1945г. г. Урус-мартан, ул. Ломоносова 97;
Домбаев Абубакар 1954г. г. Урус-мартан, пер. пер. Куйбышева 12;
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Домбаев Хамзат
Имя Отчество лица: Вахаевич
Даты: 1946г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист информационно-аналитического отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH051.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики