Наименование: Башни
Язык наименования: русский
Наименование: «Б1аьвнаш»
Форма выражения ОНН: Обычаи и традиции, связанные с традиционной и национальной культурой
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Башни – это одно из самых ценных достояний, символизирующие успехи, тяготы и испытания, которые пришлось пережить чеченскому народу за свою многовековую историю
Башни чеченцев.(Нохчийн б1аьвнаш)
Взметнулись ввысь красавцы-башни.
И несчем людям их сравнить.
Вайнахов пламенные души.
В них вечность бережно хранит.
(Нунуев Саид-Хамзат.)
Древняя архитектура горной Чечни (боевые и жилые башни, некрополи и культовые сооружения) представляют собой уникальное явление в мировой культуре. Среди них очень много памятников, мостов, зданий, но самыми значимыми являются средневековые башни, построенные высоко в горах. Уникальные сооружения 11-17 веков – чеченские башни – боевые, жилые и двойного назначения – дорогие и священные для чеченского народа исторические и культурные памятники. Выражение «Мой дом – моя крепость» как нельзя точно описывает отношение чеченца к своему жилищу. «Дом – это место, где находится твоя семья. Жизнь и смерть человека также связаны с домом. Поэтому дом для чеченца – это то место, где можно достойно встретить все важные события жизни, это в первую очередь безопасная зона, поскольку там должна находиться его семья, которая для нохчи (чеченец), как известно, имеет сакральное значение. И это весьма обоснованно. Столетиями назад наши предки жили высоко в горах, где домами для них являлись именно башни. Тогда условия существования были суровыми, и люди строили жилища под свой образ жизни. Башни – это в первую очередь, история, память предков. На протяжении веков они являются безмолвными стражами гор, а также свидетелями непростой истории чеченского народа. Еще сто лет назад Аргунское ущелье называли ущельем башен. Две боевые башни стояли у въезда в ущелье, и более сотни башен далее, по всему периметру, до границы с Грузией. Башни стояли так, чтобы с парапета одной башни можно было увидеть костер в окне ближайшей. Таким образом, предки чеченцев передавали сигнал о военной опасности, и за очень короткое время по всей Чечне узнавали о приближении врага. На территории Аргунского заповедника более 300 жилых и несколько десятков боевых башен. Веками стоят они, озирая равнины с высоких гор, и никто не может сломить их гордую стать. В горной Чечне башенные постройки располагались в скальных массивах, на крутых каменистых берегах рек, иногда на очень большой высоте. Расщелины в скалах или горные пещеры закладывали с наружной стороны камнями, устраивая дверной и оконные проемы, бойницы и смотровые щели – как в обычной башне. Чаще всего такие башни имели одну стену (Нихалойская, Моцаройская) или три (Ушкалойская, Башинкалинская).
Одна из таких башен в устье реки Гехи была описана в свое время русским археологом Ф. Миллером: «К замку ведет узкая, частью высеченная в скале карнизом тропа, кое-где обрывающаяся и замененная деревянными мостками. Тропа ведет к низким, скорее похожим на окно, воротам, находящимся в остатках стены. Ворота ведут в небольшой двор, расположенный на естественном выступе, образуемом утесом. Двор со всех сторон обнесен стеною, частью обрушившейся. Налево параллельно с отвесным утесом внутри двора тянется стена, образующая жилище, которому левой стеной служит скала. Выше виднеются остатки двух башен, прикрепленных к навесу, образуемому утесом. На значительном пространстве скала покрыта копотью, свидетельствующей о том, что некогда в этой ужасной твердыне жили люди. Но поразительное впечатление производит небольшой балкон, сохранившийся каким-то чудом на страшной высоте. Некогда, когда замок возвышался во всем своем суровом величии, к балкону вела лестница, которая обрушилась с крутизны вниз, как и стены башен. В настоящее время балкон висит одиноким свидетелем прошлого и нет к нему никакого доступа. Держится он на массивных деревянных брусьях, выступающих на сажен из скалы». Башни делились на – жилые, боевые, сторожевые. В горах чеченцы чаще всего жили в жилых башнях-гIала. Рядом же стояли боевые башни (бов), предназначенные чисто для обороны от врага. Жилые башни отличались от боевых тем, что были ниже, зато шире. Вокруг башен появлялись хозпостройки – так получался аул в двадцать-двадцать пять дворов. Каждая постройка была по своему красива: боевые башни, вознесенные к небу, прекрасные своей стройностью и величием. Жилые башни, обладавшие какой-то особой атмосферой, в них ощущался уют, гостеприимство чеченцев. При строительстве башни началу всех строительных работ предшествовало магическое действо. Сначала с помощью домашнего животного проверяли насколько место, выбранное для возведения башни, является «чистым». Для этого пригоняли к месту строительства домашнее животное, к примеру, быка, и если он вечером укладывался на этом месте, то оно считалось «чистым». Или же на ночь укладывали спать здесь хозяина, и если он видел благоприятный сон, это тоже считалось хорошим знамением.
Согласно преданиям, чеченцы еще зарывали в землю на несколько дней глиняный кувшинчик, наполненный водой и наглухо запечатанный сверху воском. Если при проверке оказывалось, что вода в сосуде убыла, место забраковывали».
Обычно башни возводились без фундамента, на скальных массивах. Если на месте строительства не было скального основания, нижнюю часть башни углубляли в землю. Глинистую почву поливали молоком или водой и снимали грунт до тех пор, пока жидкость не переставала просачиваться в землю.
В основание башни укладывали монолиты, которые могли достигать двух метров в длину, в высоту превышали рост человека и весили несколько тонн. На небольшие расстояния их передвигали с помощью ворота (чӏагӏарг или зеразакъ), а на большие — перетаскивали на санях с помощью волов. Камни скреплялись известковым или известково-глинистым раствором с использованием битого камня, однако изредка использовалась и сухая кладка. Башня, как правило, имела пять этажей. На уровне второго и верхнего этажа перекрытия выполнены в виде каменных сводов, которые имеют декоративные выступы в виде перекрестия – гурты. На остальных этажах перекрытия деревянные, они опираются на балки, концами лежащие на замковых камнях. На стенах пятого этажа установлены каменные балкончики – машикули. У башен с пирамидальным венчанием машикули были в основном однотипными, представляя собой выложенные из каменных плит балкончики, которые крепились на двух, трех или более консолях, не имели дна. Со стороны машикулей в стенах башни были большие стрельчатые проемы, из которых защитники башни могли вести стрельбу по осаждающим. Сужение башни кверху позволяло защитникам сбрасывать на осаждавших камни, направление падения которых из-за рикошета было непредсказуемо и наносило врагу неожиданный урон.
Боевые башни строились, чтобы обороняться от врагов. В жилых башнях, чеченцы жили, и наличие такой башни в родовом селе являлось своеобразным показателем древности рода, человеческого благородства и достоинства. Башни возводились чеченцами в XI—XII веках и использовались под жилье вплоть до XVII века. Строили башни как на отвисных, недоступных отрогах скал или гор, так и на удобных местах, недалеко от воды — ручьев и родников. По своему внешнему виду вайнахские башни — это приземистые здания прямоугольного плана, кверху всегда несколько суживающиеся, что делает их более устойчивыми. Отмеченный наклон создавался не за счет нависания стен над внутренним пространством здания, а лишь постепенным уменьшением их толщины. Строители жилых башен обладали прекрасным чувством меры, что и позволило им создать такие сооружения, которые смогли сохраниться до наших дней.
Жилые башни сочетаются с окружающим горным пейзажем и по цвету почти не отличаются от ближайших скал. Стены сложены по уникальной технике из хорошо подогнанных камней. В некоторых постройках камни скреплены небольшим количеством глинистого раствора. Иногда массивная кладка переслоена тонкими пластинками камня. Обычно жилые башни строили в два-три этажа высотой до 12 метров. Довольно большую сложность представляло конструирование внутренних межэтажных перекрытий. Для их крепления служили специальные выступы стен и гнезда, в которые вставлялись балки. В центре башни обычно устанавливалась колонна, скорее опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте для опоры на них балок перекрытий. Столб завершался капителью в виде перевернутой усеченной четырехгранной пирамиды. Перекрытия этажей — деревянные балки с настилом из пластин сланца и хвороста — опирались на выступы и гнезда в стенах и на подушки опорного столба.
Кровля жилых башен была плоской. Кровля представляла собой бревенчатый накат, покрытый хворостом. Сверху насыпалась земля и утрамбовывалась. Для этого употреблялись специальные цилиндрические катки из прочных пород камня. Стены башни часто возвышались над кровлей в виде парапета, что делало более удобным наблюдение вокруг. На каждый этаж жилой башни вела отдельная дверь. Попасть на второй-третий этаж можно было только по приставной лестнице. Дверные проемы башен невысоки, без наклона головы, не войдешь. Но сделаны они были самым тщательным образом. Дверные и оконные проемы обычно завершались полукруглыми арками правильной формы. Их высекали или в целых камнях-монолитах, или в двух массивных камнях, придвинутых друг к другу. Арочные камни часто украшали выбитыми петроглифами. Встречались и арки, сложенные из нескольких клинчатых блоков с примитивным замковым камнем в центре. Стоило вынуть такой камень — и вся конструкция башни могла рассыпаться. Над дверями и окнами некоторых башен были устроены карнизы в виде козырьков. С внутренней стороны дверные и оконные проемы расширялись по типу ложных стрельчатых арок, выполненных напуском приостренных камней. В холодную пору и на ночь двери и окна прикрывали дощатыми щитами, которые вращались в специальных гнездах. Первый этаж, как правило, был без окон, для вентиляции в стенах устраивались небольшие продухи. Дверь имела запор в виде засова. Снаружи через специальное отверстие его можно было отодвинуть «ключом»— угловатой палкой с обрубками веток или особыми зарубками. Первый этаж чеченской башни служил хлевом, в верхних этажах размещались хозяева и хранились запасы. Для того чтобы перейти из нижнего помещения в верхние, не выходя наружу, в башнях устраивались специальные люки. Учитывая зимние холода, в некоторых башнях предусматривались камины, внутри которых на цепи вешали котел для приготовления пищи. В любом случае, центром жизни семьи был очаг, вокруг которого располагались скамьи для отдыха старших мужчин. Там же усаживали гостя, которого всегда с радостью встречали. Это была одна из возможностей узнать о происходящих за пределами селения событиях. Следует отметить, что национальность гостя значения не имела. Стены украшались коврами, которые служили, в том числе, и для сбережения тепла. С этой же целью покрывали полы шкурами. Для хранения одежды пользовались жердями и веревками, а для посуды существовали ниши в стенах. Оружие располагалось на специально вбитых в проемы между камней колышках. Особое, почетное, место занимала кольчуга хозяина. Каменные постройки прогревались плохо, даже летом в них всегда сохранялась прохлада. В центре помещения находился каменный очаг – «кхерч», над которым висела надочажная цепь. Очаг имел несложное устройство и состоял из круглой каменной плиты, обложенной камнями разных размеров. Металлический треножник, на который устанавливался котел, назывался очакх. Дым выходил через оконные отверстия. Здесь семья обычно готовила пищу, устраивала трапезу, отдыхала. Позже очаг был заменен пристенным камином – «товха». Но и место очага, и надочажная цепь оставались для чеченцев священными. Очагом клялись, прикоснувшийся к надочажной цепи кровник должен был быть помилован. Кража, совершенная возле очага, воспринималась как смертельное оскорбление. В очаг нельзя было бросать сор. Когда хозяйка дома подметала пол, она должна была мести от очага, а не в его сторону. После окончания трапезы крошки хлеба со стола принято было бросать в горящий очаг.
Женщина, мать семейства, считалась хранительницей очага и пользовалась большим уважением со стороны других членов семьи и гостей
Семья обычно принимала пищу совместно, недалеко от камина, за невысоким треногим столиком. Если в семье были молодожены, то они ели отдельно. Если в доме находился гость, то в первую очередь угощали его, в трапезе с ним принимал участие лишь хозяин дома. Если в гостях была женщина, то с ней делила пищу хозяйка.
Спали на широких деревянных или каменных топчанах, устланных расшитым войлоком, часть членов семьи спала прямо на полу, на матрасах из овечьей шерсти, укрываясь бурками и тулупами. Зажиточные семьи имели богатую, расшитую узорами, шелковую постель, которая днем складывалась в дальнем углу помещения. Процесс укладки постели был почти ритуалом, и хозяйка дома должна была знать правила и последовательность ее свертывания.
На последнем этаже хранился инвентарь и запасы продуктов. Здесь укладывали гостей и молодоженов. Его также использовали как боевой в случае, если жилая башня держала оборону. В этих же целях в случае военной опасности использовалась и плоская кровля, на которой ставился котел со смолой, и заготавливались камни. При осаде башни их сбрасывали на врага. Кровля строилась из толстых бревен, которые укладывали вплотную друг к другу. Сверху укладывали хворост, затем насыпали глину, которую тщательно утрамбовывали. Иногда стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли.
Жилая башня была собственностью одной семьи. В процессе сегментации семьи в башне с родителями мог остаться только младший сын. При этом вновь образовавшаяся семья не могла жить в одном помещении с родителями. Она переселялась на верхний этаж или в этом же помещении для них отгораживалась специальная камера с отдельным очагом. Достигшие совершеннолетия сыновья не могли спать в одном помещении с родителями, тем более создав свои семьи.
Жилые башни строились обычно на возвышенных местах, неподалеку от источника воды. Это могли быть речка, ручей или родник. Нередко к башне подводили потайной водопровод, что было немаловажно в условиях военной опасности. Так, например, сохранилась легенда об осаде башенного комплекса на горе Бекхайла в Аргунском ущелье. Комплекс был, по сути дела, маленькой крепостью и состоял из трех боевых и одной жилой башен, которые были обнесены высокой каменной стеной. Так как он был построен на высоком обрывистом утесе, был почти неприступен. К тому же защитники крепости не знали проблем с питьевой водой: она поступала в укрепление по подземным каменным желобам. И поэтому враги в течение долгого времени не могли их взять. Но позже кто-то из местных жителей, находившихся во вражде с защитниками башни, посоветовал осаждавшим накормить животных солью и пустить к башне. Животные, мучимые страшной жаждой, почувствовали под землей воду и стали рыть копытами в том месте, где проходил подземный водопровод. Враги нашли водопровод и уничтожили его. Защитники вынуждены были ночью через подземный выход покинуть крепость.
Сигнальные и сторожевые башни являются более древними. Первоначально они предназначались для передачи сигналов с различной информацией, прежде всего о военной опасности. Сторожевые башни включают в себя и сторожевые в узком смысле слова, и сигнальные. Сторожевые в узком смысле башни строились у мостов, возле дорог, в тесных проходах в ущельях в целях их охраны (в мирное время они выполняли функцию таможни), но при этом они не использовались для передачи сигнала об опасности и должны были всегда иметь визуальную связь между собой. Башни строились в стратегически важных в военном отношении местах, и их оборона отвлекала часть вражеских сил. Оборонительная башня называлась «бIоув». Несомненно, этот термин может быть связан и с междометием «бIоув», обозначающим вызов к битве, угрозу, но более со словом «бIо» – дозор, которое впоследствии приобрело более широкое значение, «войско». Оно же, в свою очередь, имеет отношение к еще более древнему чеченскому слову «бIан» – смотреть, видеть и далее «бIаьрг» – глаз. Большинство построек оборонительных башен имеет пирамидально-ступенчатую кровлю, сложено на известковом растворе и отличается высоким уровнем строительной техники. Боевая башня представляет собой квадратное в плане сооружение (классическая форма: 5 х 5 м), воздвигнутое из обработанного камня на известковом или песчано-известковом растворе, с сужением кверху (под углом 4–6) и высотой до 20 – 25 метров. Строительство боевой башни сопровождалось теми же ритуалами, что и жилой. Если строилась сигнальная башня, то она строилась в таком месте и таким образом, чтобы имелась визуальная связь со смежными башнями сигнальной системы, но при этом учитывались и другие факторы, способствующие успешному ведению боя. Для сторожевых башен выбирались стратегически важные точки, господствующие над местностью, дающие возможность контролировать ключевые мосты, дороги, перевалы. Очень важным условием было наличие рядом источника воды, то есть ручья, родника, речки, так как при строительстве башни всегда старались провести туда потайной водопровод. В X–XI веках, когда стали строить боевые башни, требующие огромных материальных и физических затрат, их сторожевые и сигнальные функции стали совмещать. И поэтому большинство сторожевых боевых башен в горах Чечни были и сигнальными. Так как основной функцией боевой башни была оборонительная (помимо сигнальной), то особое внимание уделялось ее фортификационным свойствам. Это могло выражаться в том, что с наиболее доступной стороны стены башни делали совершенно глухими, оставляя в них лишь смотровые щели и бойницы. Дверные и оконные проемы устраивали с наиболее неприступной стороны. Во многих случаях может вызывать удивление то, как сами защитники попадали в башню – настолько опасным является подступ к дверному проему. К тому же в экстерьере башни не использовали деревянных конструкций, чтобы осаждающие не могли поджечь ее извне. В чеченских фольклорных произведениях, отмечается роль мастера, руководящего процессом строительства башен. Мастер, по преданию, практически не принимал участия в работе, а только указывал своим помощникам, что и как делать, выполняя тем самым функцию архитектора. По преданию, ему доставалась еще и почетная, и очень опасная роль установки камня (цIурку), завершающего пирамидально-ступенчатую кровлю. Для этого с наружной стороны привязывали лестницу, и по ней мастер подбирался к венцу кровли. Это было смертельно опасным делом, и иногда заканчивалось гибелью мастера. За установку последнего камня хозяин должен был подарить мастеру быка. Строительство башни обходилось семье (если это была семейная башня) в 50–60 коров. Для возведения стен использовали внутренние леса, которые устанавливались на угловые камни, имевшие специальные выступы. Для подъема камней и балок применяли ворот, который назывался «чIагIарг» или «зеразак». Крупные камни, иногда весом до нескольких тонн, подвозили к месту строительства с помощью быков на специальных санях. Для обработки камня использовали различные инструменты: берг – вид кирки, варзап – молот, джау – молоток, даам – зубило. Известь для раствора готовили здесь же. В тех местах, где известь была дорогим материалом, в раствор добавляли песок или глину. При этом высшим проявлением строительного мастерства считалось использование оптимального количества раствора, так как в таком случае башня становилась более сейсмостойкой. Известью замазывали также швы между камнями, для того чтобы дождем не вымывался раствор. Боевые башни были в основном пятиэтажными. Первый этаж башни обычно заполнялся камнями и грунтом, для того чтобы усилить нижнюю часть башни в случае применения стенобитных орудий. Классическая боевая башня – это такой вид оборонительного сооружения, который не предполагает длительной осады, если речь идет не о комплексе подобных сооружений, соединенных каменной стеной. Это связано с тем, что защитники башни имели ограниченный запас вооружения, будь то камни, стрелы, ружейные заряды в более позднее время, небольшой запас продовольствия. И, конечно же, назначение этажей определяла их малая площадь. Если речь идет о сторожевой или сигнальной башне, то в ней могли нести дозор от четырех до шести человек, а в оборонительной башне, как части комплекса, укрывалась в случае опасности семья, живущая в одной или двух жилых башнях, к которым она была пристроена. Но ни один из этажей боевой башни не был приспособлен для длительного проживания. Обычно – это квадратное в плане сооружение, сложенное из хорошо обработанных камней на известковом растворе.И в заключение. Башенное жилище и различные типы башенных сооружений чеченцев выступают как общечеловеческие значимые проявления народной культуры. Постройки башенной архитектуры это не только реальные свидетели прошлого, но и своеобразные памятники давно прошедших дней. Они напоминают о далеких, порой легендарных страницах истории чеченцев.
Чеченские башни подвергались систематическому уничтожению в течение многих сотен лет. Еще летописцы Чингисхана пишут о войне с людьми, живущих в каменных башнях и о разрушении этих башен.
Но более всего памятники чеченской архитектуры пострадали во время Кавказской войны 19 века, когда были уничтожены сотни боевых и жилых башен в Горной Чечне. Особенно интенсивно башни разбирались во время строительства русских крепостей в горах, Шатоевской, Евдокимовской, Воздвиженской (у въезда в Аргунское ущелье), когда камень с башен использовался как строительный материал. Согласно преданиям, чеченские башни подвергались уничтожению и имамом Шамилем, особенно много башен было разрушено его войсками в Чеберлое, когда жители чеченских селений восстали против введения шариата. Систематическому уничтожению чеченские башни подвергались и во время выселения чеченцев в 1944 году, когда войсками НКВД у многих башен были взорваны кровли и сожжены перекрытия, а склеповые памятники были разграблены. Башенная архитектура чеченцев — это источник бессмертия народа, неповторимости, колоссальности его характера и яркое заявление о том, что смыслом жизни человека является высвобождение его беспредельной потенциальной духовной энергии.
Седые башни!
Знаю неспроста мне
В них судьбы предков гордые видны.
Ведь эти башни вовсе не из камня –
Из мужества отцов возведены.
Алвади Шайхиев
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
- Краткий текст: До настоящего времени сохранилось
Тип особенности: Риск исчезновения
- Краткий текст: Нет
Тип особенности: Форма бытования
- Краткий текст: Бытует и на сегодняшнее время
Тип особенности: Этнологический аспект
- Краткий текст: Жилые башни строились на возвышенных местах недалеко от источника воды. Нередко к башне подводили потайной водопровод на случай военной опасности. Сохранилась легенда об осаде башенного комплекса на горе Бекхайла в Аргунском ущелье
Тип особенности: Исторический аспект
- Краткий текст: На Кавказе именно у чеченцев башенная архитектура достигла наивысшего развития. Башенная архитектура Чечни отражает культурно-исторический аспект домостроительного творчества, мифологические представления о пространстве, передает своеобразное выражение мировоззренческих идеалов и представлений народа и дает представление о менталитете чеченских горцев
Ссылка на полный текст (url)
Тип ответственности: носитель
- Фамилия лица: Баканаев
- Имя Отчество лица: Рамзан Садулаевич
- Место работы/адрес : Общественный деятель и краевед.
- Даты: 1961 г
Тип ответственности: носитель
- Фамилия лица: Саидова
- Имя Отчество лица: Петимат Рамзановна
- Место работы/адрес : ГБУ «ЦНТ» , методист информационно-аналитического отдела, 364020, ЧР г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
- Даты: 1988 г
Тип ответственности: Носитель
- Название организации: Министерство культуры ЧР
- Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
- Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH099.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.