Наименование: Жизненный путь Чеченского Шейха Бамат-Гирей-Хаджи Митаева
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН:
Наименование: «Шейх Бамат-Гири –Хьаьжин дахаран некъ»
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Бамат – Гирей – Хаджи – один из глубоко почитаемых святых духовных наставников (авлийя), достигший наивысшего уровня, обладавший даром предвидения, посвятивший всю свою жизнь служению народу.
«Его учения не теряют своей актуальности. В них есть ответы на многие вопросы современности. Память о великом Шейхе Бамат-Гирей-Хаджи будет жить вечно! Да возвысит Всевышний его святость!»
«Если ты жаждешь приблизиться к Богу,
тебе следует искать Его сердцах людей».
Абу Сайд Аба-л- Хэйр.
Бамат – Гирей – Хаджи – один из глубоко почитаемых святых духовных наставников (авлийя), достигший наивысшего уровня, обладавший даром предвидения, посвятивший всю свою жизнь служению народу.
Бамат – Гирей Митаев родился примерно в 1838 году в селении Автуры, в ходе Кавказской войны. Он принадлежал к тайпу гуно. Родоначальником фамилии Митаевых считается Мита, отец Бамат-Гирея. Отца Миты звали Анзор, а его отца Гандор. До сих пор местечко, расположенное между Автурами и Сержень-юртом, носит имя Анзоркотар. Мита жил во время Шамиля и пользовался уважением среди чеченцев. Говорят, что однажды Шамиль спросил у него, чем он заслужил столь высокого уважения в народе. В ответ Мита сказал: «По мере моих сил я выполнял все предписания ислама, остерегался совершения греховных поступков, поддерживал родственные узы, и гость в моем доме всегда был желанным». Материальное благополучие семьи Миты позволило его сыну, Бамат-Гирею, получить духовное образование и посвятить себя служению Аллаху. Еще в детские годы он становится последователем шейха Кунта-Хаджи. Сохранилась история о том, как Бамат-Гирей-Хаджи был отмечен самим шейхом Кунта-Хаджи.
Однажды Кунта-Хаджи с учениками проходил мимо сельского кладбища. На нем играли мальчики, в том числе Бамат-Гирей. Он стоял, прислонив голову к могильной плите. Шейх Кунта-Хаджи спросил у своих мюридов.
– Вы знаете, что он делает? – обернулся с вопросом шейх к мюридам. Выслушал их ответы и заметил:
– Он не просто так стоит там, он слышит то, чего не могут понять другие. И это дано не многим. Так состоялось их знакомство, которое переросло в покровительство Кунта-Хаджи мальчику. Кунта-Хаджи вовлекал его в круг своих мюридов, обучает основам учения кадирийа. Предание сообщает, что покровительство, оказываемое тогда еще совсем юному подростку Бамат- Гири, вызывало зависть у некоторых мюридов. Чтобы изменить отношение мюридов к мальчику, Кунта-Хаджи постепенно создает условия, в которых раскрывался его сверхъестественный дар.
Как-то Кунта-Хаджи вместе со своими мюридами был приглашен в гости. Хозяин, являвшийся его мюридом, угостил приглашенных национальным блюдом «жижиг – галнаш». Обратившись к Бамат-Гирею, устаз зикристов спросил : «Съедобно ли это блюдо?». Последовал отрицательный ответ. Выяснилось, что приготовленное мясо было из барашка, употреблявшего собачье молоко. Кроме того, мальчик по просьбе шейха отделил еду съедобную от части несъедобной еды. Этот, поразивший мюридов, эпизод убедил последователей Кунта-Хаджи, что их юный друг обладает божьим даром. Отношение к Бамат-Гирею кардинально изменилось, о нем распространилась молва, что он «отмечен» печатью бога. Бамат – Гирей – Хаджи Митаев был одним из тех, кто постоянно учился и совершенствовался, и достиг впоследствии в иерархии суфиев высокого титула – эвлия, шейх. Такой человек обладал даром предвидения.
Баммат – Гирей – Хаджи под руководством своего устаза Кунта – Хаджи Кишиева прошел курс института суфийских шейхов. Кунта-Хаджи стал его духовным наставником.
С тех пор, как утверждается в предании, многие чеченцы стали относиться к нему с большим почтением.
В начале 60-х годов XIX века число сторонников Кунта – Хаджи в Чечне заметно увеличилось. В ходе противостояния горцев и военных часто совершались убийства царских офицеров.
В очередное восстание в Чечне царские власти наносят упреждающий удар по движению зикристов. 3 января 1864 года Кунта-Хаджи был арестован и сослан вместе с ближайшими сподвижниками.
Как сообщает предание, через семь лет после ссылки Кунта-Хаджи в Чечне наступила сильная засуха. В связи с этим в Сержен-юрте, на кладбище, где находился зиярт, накшбандийского Умалт-шейха, собрались известные религиозные авторитеты и их последователи с целью попросить у Всевышнего благотворного дождя. Совершались жертвоприношения, читались молитвы, исполнялись суфийские зикры. Видные религиозные деятели Чечни по очереди совершали ритуал до1а (молитва-прощение верующего) , в том числе, и Бамат – Гирей – Хаджи, прибывший на сход, в своей молитве просил у Всевышнего благодатного дождя. Быстро завершив ее, он сообщил людям, что Аллах1 ответил его просьбе, и люди могут разойтись по своим домам. В предании утверждается, что по окончании молитвы шейха, небо неожиданно заволокло дождливыми тучами, и на землю полил дождь. Верующие восприняли это как божье знамение, а Бамат – Гирея стали воспринимать, как имеющего благоволение неба.
Примерно в 1873 году Бамат-Гирей вместе с группой чеченцев отправляется в Мекку для совершения хаджа. О поездке Овды (так звали в народе Бамат-Гирей – Хаджи) в Мекку Мурдаш Хамидов из Сержень – Юрта, рассказывал так. «В пути следования в Мекку постоянно рядом с Овдой находился Милтиг – Хаджи из Эрсеноя. Тогда Овда предсказал, что по прибытии в шахьар(город) Джидду, на верблюде с лишенным левым глазом, их будет встречать араб( тоже с одним глазом), который сообщит, что Хадж этой группы будет одобрен (Хьаьжа къобал хилла – чеч.). Овда предсказал Милтигу, что у него родится три сына, а у самого Овды двое, которых назовут – Али и Умаром. Он также сказал, что сын по имени Али будет обладать божьим даром – сверхъестественными способностями оказывать помощь людям в самых экстремальных ситуациях. Сказанное Овдой по поводу араба подтвердилось сразу по прибытии в Джидду.
Действительно, у Милтига родились три сыны, а у Овды- Али и Умар.
После возвращения из Мекки Бамат-Гирей-Хаджи много времени уделяет изучению Корана, Сунны. В целях духовного и нравственного очищения, богопознания, он совершал суфийский обряд – «халбат». Вырыв яму во дворе своего дома, шесть лет и шесть месяцев провел он в уединении, резко ограничивая себя в пище. Когда Бамат – Гирей – Хаджи был выведен из состояния халбата, то он настолько был слаб, что его поддерживали с обеих сторон, а его голова при этом непрерывно раскачивалась вперед и назад. По этому поводу житель аула Автуры Исраил Яхъяев рассказывал, что он своими руками придерживал раскачивающуюся голову Овды. Последователи безотлагательно повезли его к врачу. В дороге 1овда огорошил мюридов, сказав, что если врач толковый, то посоветует пить парное молоко и есть кукурузные лепешки. Его спросили: «Зачем же мы тогда едем, если Вам все известно?» Баматгирей-Хаджи заметил, что каждое следствие должно иметь причину. А после посещения доктора с улыбкой констатировал: «А врач у нас толковый». Шейх сказал, что, находясь в течение шести лет в халбате, непрерывно упоминая имя Аллаха, он полностью выполнил свой долг перед ним, а последние полгода, которые он провел в яме, провел в память об устазе своем Кунта-Хаджи. После Бамат-Гирий – Хаджи научился предсказывать события, читать мысли людей. Предсказал войны, депортацию, возвращение из ссылки, разные природные катаклизмы.
Назмы, сочиненными мюридами о жизни и святости Бамат-Гирей-Хаджи, регулярно исполнялись во время мовлидов, зикров, похорон, происходящих в семьях представителей этого вирда. Исполнение зикра последователями этого вирда, или любого другого вирда в Чечне – впечатляющее зрелище. В ходе зикра некоторые мюриды впадают в транс (шовкъ – чеч.), что среди суфиев воспринимается как знак особого внимания свыше. Этот традиционно-религиозный ритуал- танец исполнители начинают с упражнения «вдох-выдох», попрыгивая на месте. Вдох- это жизнь, выдох- смерть, а смерть- это блаженство. В данном случае – это маленькая смерть. В результате такого упражнения исполнитель постепенно входит в состояние блаженства. Это и есть состояние духовного экстаза –( шовкъ).
В конце 80-х годов XIX века влияние Бамат – Гирея – Хаджи на чеченцев приобретает широкий характер, число его сторонников значительно возрастает.
Шейх Бамат – Гирей – Хаджи поддерживал чеченского абрека Зелимхана Харачоевского, вставшего на путь справедливой борьбы с царизмом, подвергавшего чеченское крестьянство к жестокому угнетению. Зелемхан, преследуемый царскими войсками, нуждался в поддержке не только простых горцев, но и религиозных авторитетов. В поисках такой поддержки он обращается к шейху Бамат – Гирей – Хаджи. Мюриды шейха Овды приложили немало усилий, чтобы сберечь Зелимхана от предательства тех, кто желал получить большое вознаграждение за его голову, обещанное властями. Понимая, что пока Зелимхан находит поддержку у известных суфийских авторитетов Чечни и Ингушетии, поймать и ликвидировать его невозможно, военная администрация Кавказского края с согласия Его Императорского Высочества подвергает аресту несколько десятков чеченцев и ингушей, в числе которых имелись авторитеты религиозных деятелей на Северном Кавказе. Согласно документа Департамента полиции под названием «К вопросу о выдворении высылаемых из Кавказского края в Тульскую, Орловскую и Калужскую губерний шейхов и 25-ти родственников Зелимхана, за оказываемые последнему пособничество в дерзких преступлениях», религиозные авторитеты- Бамат – Гирей – Хаджи, Доку-Хаджи, Мани-шейх, Бамал-Хаджи, Сугаип – мулла, Магомед – мулла были сосланы.
По прибытии в Калугу, начиная с «29 апреля 1912 года учреждается надзор полиции за Хаджи – Митаевым». Жизнь шейха Бамат – Гирия – Хаджи в Калуге, в отличие от ссыльных, не сопровождалась большими мишенями. Он снимал жилье и обеспечивал себя за счет собственных чувств. Если остальные согласные жили на государственном довольствии, за счет специально выделяемых ссыльным средств, то Бамат – Гирею Хаджи в них не было отказано. Рядом с Бамат – Гирей – Хаджи Митаевым находились его верные мюриды, которые нередко прибывали из Чечни в Калугу. И они оказывали ему посильную помощь. Сосланный в Калугу шейх Бамат – Гирей – Хаджи, после года проживания под гласным надзором полиции, не без участия своих мюридов, совершает побег. Предчувствуя приближение смерти, он отправляется на родину отцов, чтобы попрощаться со своими близкими и мюридами, оставшимися без духовного наставника. Царский документ от 14 мая 1914 году свидетельствует, что «Бамат – Гирей – Хаджи, находясь в состоянии недомогания», обратился с просьбой к Наместнику Его Императорского Величества на Кавказе разрешить ему вернуться на родину. 22 мая Особый Отдел Канцелярии Его Императорского Величества на Кавказе объявил ему, что «означенное ходатайство просителя Главным Кавказским Начальством отложено».
Когда неожиданно для всех в Автуры вернулся шейх Овда, его сын Али стал упрекать своего отца за побег из ссылки. На упреки сына Бамат-Гирей ответил: «Мой учитель Кунта-Хаджи во время своего ареста, успокаивал взволнованных мюридов, обещал им, что скоро вернется. До сих пор в сердцах мюридов теплится надежда на его возвращение. Я вернулся, чтобы выполнить данное обещание, а так же назвать своего последователя, которым станешь ты. Знаю, что должен вернуться в ссылку, где я буду находиться до конца дней моих». Выполнив свою миссию, пообщавшись с родственниками и многочисленными мюридами, он возвращается в Калугу.
Бамат-Гирей-Хаджи в возрасте 106 лет умер в Калуге 13 сентября 1914 года. О том, что перестало биться сердце Бамат – Гирей – Хаджи, узнал его сын – шейх Али Митаев, который тоже обладал даром предвидения. Чтобы убедиться в своих тревожных предчувствиях, он рано утром послал гонца в Дойкур – Эвла (Толстой – Юрт). Дружеские узы связывали Бамат – Гирей – Хаджи с Доку шейхом и шейхом Бамал-Хаджи. С Доку-шейхом они были не только одногодки, но и родились в один день. «В этот мир мы пришли в одно и тоже время, и уйдем вместе», – не раз говорил Бамат – Гирей – Хаджи своему другу. Слова эти оказались пророческими: смерть пришла в один и тот же день. Они были с ним больше чем единомышленники. Так и произошло. Вдали от родной земли скончался один из известных в Чечне и Дагестане религиозных деятелей – Бамат-Гирей-Хаджи Митаев. И в тот же день у себя дома в селе Толстой-Юрт умер Докку-Шейх. Все, как и предсказал 1овда. Али Митаев знал, что отец и Абдул – Азиз Шаптукаев (Докку-шейх) в один и тот же день пришли в этот мир и уйти также должны одновременно. Гонец вернулся с траурной вестью. Он сказал, что на рассвете не стало Докки. Стали думать, как доставить тело усопшего святого Овди на родину? Но, оказалось, что и этот вопрос был предрешен заранее. А случилось так. Святых из Чечни доставили в калужскую тюрьму под вечер, до захода солнца. Был зимний день. Бамат – Гирей – Хаджи временно разместили в коридоре тюрьмы, для него не хватило отдельной камеры. Митаев через переводчика попросил у начальника тюрьмы разрешения на проведение коллективной вечерней молитвы. Какой намаз? Вы что, на курорт прибыли? – возмутился тот. Через некоторое время раздался странный гул. Выглянув в окно, начальник тюрьмы увидел, как во дворе люди совершали намаз, расстелив на снегу свои кавказские шубы. Он быстро вызвал начальника охраны и проверил замки камер, куда были заточены горцы. Все замки были на месте. А у дверей, как и положено, стояли стражи, которые ничего не ведали о пропаже узников. Вскоре тюремный двор опустел. А Бамат – Гирей – Хаджи сидел в коридоре и, как ни в чем не бывало, перебирал четки. Этот эпизод описала в своих воспоминаниях Ларина-Бухарина, жена известного большевика. Разумеется, начальник тюрьмы обо всем этом доложил генерал – губернатору князю Горчакову, а тот – царю Николаю. И получилось так, что впоследствии Бамат – Гирей – Хаджи лечил больного сына царя, и в награду за это попросил выполнить одну просьбу: «13 сентября 1914 года я должен уйти в мир иной, – сказал он,- распорядитесь, чтобы мой труп спецвагоном доставили до станции Аргун в Чечне». Царь дал слово. Вероятно, знал об этом и шейх Али, но, допуская, что слово царя может разойтись с делом, решил похлопотать о доставке тела отца на родину. К начальнику Веденского округа была отправлена делегация. Узнав о кончине шейха, начальник выразил соболезнование. Он сказал, что с 1овдой (так зовут в народе шейха) они были дружны, и шейх не раз спасал его от разных напастей. Велико было также удивление генерал – губернатора Калуги, когда на его стол легла депеша из Санкт – Петербурга с приказанием доставить тело шейха в Чечню отдельным вагоном со всеми почестями. Когда состав прибыл в Аргун, здесь было большое столпотворение народа. Первым поднялся в вагон Висита – Хаджи из Гелдигена. Он сказал: «Сегодня 14-й день, как перестало биться сердце нашего шейха, но на лице его нет признаков смерти, душа его бессмертна». Когда тело Бамат – Гирея – Хаджи доставили в Автуры, его мюриды хотели забальзамировать его, чтобы поместить в мавзолей(зиярат), который был уже построен в селе. (Зиярт стоит там и поныне). Тогда сын покойного – шейх Али – пошел на хитрость. Он оставил с собой несколько человек, а всех остальных отправил на полуденный намаз. Тем временем он с помощниками и похоронил шейха. Зиярт Бамат – Гирея – Хаджи (в народе – 1овдин зияарт) стал местом паломничества для мусульман. Когда выслали чеченский народ, взрывались мечети, надмогильными камнями мостили тротуары, Зиярт 1овди устоял, как святыня, не подвластная ни времени, ни сильным мира сего. Шейх Бамат – Гирей – Хаджи завещал после возвращения чеченцев из 13 – летней ссылки в Казахстан раскопать его, обмыть и заново похоронить, как вновь усопшего. Семеро автуринцев исполнили завещание святого. Спустя даже 40 с лишним лет, тело 1овды оставалось нетленным, рассказывали, что, как будто тот только что прилег после утомительной дороги. Летом 1958 г, когда тело шейха извлекли на свет, в природе происходили удивительные явления. Реки вышли из берегов, трое суток непрерывно лил дождь. Поток не принес людям бед, а лишь унес бесчисленные свалки мусора. Шейх 1овда и Чиммирза – Хаджи были друзьями. Годы ссылки сблизили их еще больше. Чтобы быть рядом с 1овдой, Дукка попросился в Калугу. Но раньше, чем он, оказывается, попросил об этом местное начальство и сам Бамат – Гирей – Хаджи. Когда у него сложились добрые отношения с генерал-губернатором С. Горчаковым, 1овда первым делом попросил его перевести из Боровска в Калугу Чиммирзу -Хаджи. Его просьба была удовлетворена 16 февраля 1912 года. В распоряжении С. Горчакова сказано: «Удовлетворить ходатайство Митаева. Чиммирзу–Хаджи Хамерзаева с семейством оставить для отбывания срока вместо Боровска в городе Калуга». Семью Хамерзаева поселили в доме по улице «Ивановская».
В с. Автуры над могилой шейха Баматгири-Хаджи построена святыня, к которой приходят в поисках духовного покровительства, а также все, жаждущие исцеления. Последователи шейха сохраняли традиции, в том числе, и устраивая публичные зикры. Для этого они использовали любые подходящие поводы. Сохранилась история о том, как партийные деятели пытались разрушить зиярт Бамат-Гирея-Хаджи. Они боялись даже мертвого Устаза, видели угрозу государственности в его популярности у народа. Так, в один из дней была предпринята попытка разрушить захоронение. Поскольку безбожники понимали, что ни один горец не станет ломать зиярт 1овды, то был найден русский тракторист. Но когда он узнал о поручении, то категорически отказался. Взбешенный партработник ринулся в кабину и схватился за рычаги. Говорят, что едва он задел первый камень зиярта, как замер от мгновенной резкой боли и начал терять сознание. Ретивого начальника хватил инсульт. Он так и не смог выздороветь. В Калуге есть источник, который открыл шейх Бамат-Гирей-Хаджи. По легенде, он ударил в том месте посохом. Нашлись в наше время ушлые ловкачи, решившие сделать на святом имени деньги. Они решили организовать добычу воды в этом источнике в промышленном объеме. Однако озолотиться им не удалось: источник иссяк, превратившись в подземный. Когда опасность миновала, родник забил вновь. Почитание суфийских шейхов – устойчивая духовно- культурная традиция в Чечне, и Бамат-Гирей- Хаджи в этом отношении не составляет исключение. Из воспоминаний жителя с. Автуры Исраила, священнослужителя.
(со слов отца Исраила-Джунайда, известного алима из Автуров).
Мой отец Яхъя очень сильно болел. Овда (Бамат-Гирей-Хаджи) навещал его каждый божий день. Однажды Овда к нам не пришел. Отец наш скончался, во всяком случае, нам так показалось. Мы собирались объявить тезет(похороны), но в этот момент явился Овда.
С порога он спросил у меня:
-Исраил, как там Яхъя? Как его самочувствие?
Будучи не состоянии дать ему вразумительного ответа, тем более Овду еще тогда считали святым шейхом, и он должен был и сам все знать, я сказал:
-Зайди, Овда, в дом
Овда зашел, поздоровался, обратившись к моему отцу по имени, как мне казалось, «покойному»:
-Ва алайкум ас-салам!
Овда извинился за то, что не зашел к нему с утра, поскольку должен был отлучиться по важному делу. А отец между тем, скидывая с себя одеяло, начал подыматься. Овда сказал:
– Скоро ты почувствуешь облегчение, Яхъя. Ты выздоровеешь…
С этими словами он покинул наш дом.
Наш отец Яхъя, которого мы считали умершим, жил еще четыре года.
Рассказывает информатор Исрапилов Али, житель села Автуры Шалинского района.
Как-то в один из дней имам села Автуры Мацаев Амхад пришел к нему с одним с мужчиной русской национальности.
По словам Амхьада, этот мужчина желал принять мусульманскую веру, т.к. шел к этому давно. И желание его было таким: быть именно последователем тариката святого шейха Овды.
Все процедуры посвящения в религию мусульман были соблюдены, в основном, это происходило в мечете с. Джалка. Новоиспеченному дали имя Имран. Очень воодушевленный и довольный этим событием в своей жизни, Имран еще больше окунулся в посвящение новой веры для себя. В один из дней Имран и Али решили посетить сподвижников тариката святого шейха Овды у себя в селе, но сначала Имран пожелал совершить зиярат. т.е. паломничество к святым мощам своего устаза. Когда они приблизились к зиярат, Имран спросил у Али, может ли он попросить у своего Устаза о помощи в благих деяниях и предостережения от плохих дел. Али долго стоял и смотрел на Имрана, который, подняв руки, с мольбой просил Всевышнего и своего святого устаза услышать его чаяния и молитвы. Когда Имран, закончив молитвы и подошел к Али, то тот увидел лицо очень взволнованного человека, по лицу и из под полы одежды которого текли капельки пота. Увидев такую картину, Али пожелал спросить у него, что же он такое просил, что вся одежда которого чуть ли не мокрая. На что Имран ответил, что просил он у Всевышнего и своего устаза уготовить ему смиренную, богобоязненную жизнь, послать добрую, покладистую и понимающую спутницу жизни, дать благородное потомство.
Прошло время. Али по работе пришлось уехать в г.Тольятти. Жизнь текла своим чередом. Как-то Имран позвонил Али. Голос в трубке был очень взволнованный, но в тоже время, радостный. Имран спешил сообщить, что Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подарил ему благоустроенную квартиру, женил на чеченской девушке, и у него двое прекрасных сыновей, Ибрагим и Джабраил…
Рассказывает Исрапилов Али, житель с.Автуры . Один мужчина по имени Усман, житель Шалинского района, сильно заболел, и нечего ему не помогало. Официальная медицина от него уже отказалась.
Мужчина мучился от болей в пищеварительном тракте, никакая еда не подходила, ему становилось все хуже и хуже, осталось только уповать на милость Всевышнего. Однажды он собрался посетить святые места(зиярат), где был похоронен его устаз Овда.
Время было в республике тревожное, военное, везде стояли блокпосты с солдатами. Усману нужно было перейти блокпост, где с ним поравнялись еще двое молодых парней. Солдаты остановили их всех для проверки. Увидев в кармане у Усмана в кармане фотографии святого Овды и его сына Али, военные спросили: «Кто эти люди», на что мужчина ответил, что это его близкие родственники: Подумав немного, военные пропустили его, а двух других мужчин – нет. Добравшись до зиярата мест, мужчина долго просил у святыни дать ему исцеление, помочь ему справиться с болезнью.
Усман еще находился в приусадебной зоне Зиярта, как вдруг ему показалось, что в его ослабленном организме появилось чувство наступившего голода. Не веря своим глазам в это чудо, он быстро поспешил с себе домой. Заходя в дом, еще с порога он окликнул свою жену, чтобы она приготовила «жижиг- галнаш», (мясо с галушками) традиционное блюдо чеченцев. Жена удивилась, как же это так, ведь он и манной каши не мог для себя осилить. На что муж ответил, чтобы она приготовила, невзирая ни на что. Когда жена накрыла стол, Усман впервые за долгие месяцы почувствовал настоящий вкус еды. С тех пор он каждую пятницу обязательно посещал Зиярт, святые места захоронения шейха Овды.
Наши мудрые деды и прадеды сказывали, что во времена святых эвлияов, покровительство их было настолько велико, что незримое присутствие их как знамение во время человеческих потрясений и катаклизмов были явно очевидны. Подтверждением тому явился рассказ Вахаева Солт-Гири, жителя с.Автуры. Во время военных операций в Чеченской Республики, когда села подвергались постоянным артобстрелам, село Автуры было окружено по всему периметру военными из города Калуги, где шейх Бамат-Гирей-Хаджи отбывал срок своей тюремной ссылки. Было удивительно то, что эти военные очень много знали о времени пребывания святого Бамат-Гирей-Хаджи в их городе. И было ощущение того, что эти военные, отдавая дань памяти ему, берегли его родовое село Автуры, как святыню. Или по стечению обстоятельств, или же солдатами двигало чувство гуманизма, или же это было неземное покровительство самого святого шейха, но село Автуры не пострадало от разрушения, по сравнению с другими населенными пунктими.
Основатель одного из зикристских вирдов, последователь шейха Кунта-Хаджи Кишиева и зачинателя кадирийского (зикристского) движения, Бамат-Гирей Хаджи оставил после себя не просто яркий след. Пожалуй, это одна из самых ярких и притягательных личностей в истории становления ислама на Кавказе.
Наши духовные Отцы, будучи моральным и нравственным стержнем чеченского народа, никогда не делили людей по тайпу или вирду. Они всегда были за единение народа в духе взаимопонимания, взаимопомощи, а также уважения к выбору человека.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: В современном быту сохраняется
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Нет риска
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Эвлияи- это люди, проводящие все свои дни в постоянных молитвах, ведущие праведный образ жизни, избегающие совершения грехов, совершенствующие свой духовный мир постоянным поминанием Аллаха. О таких людях упоминается в Коране: «Знаете, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть ( о доле благой) в этой жизни и будущей – слова Аллаха не подлежат отмене – это и есть великое преуспеяние»
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Преемственным путем из поколений в поколение
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: аутентичное бытование
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Имена святых увековечены чеченскими зияртами. Много лет назад эти специальные сооружения были воздвигнуты над могилами Эвлияов, чтобы люди смогли прийти сюда и провести время в молитвах. Реставрация одного из таких мест в селе Автуры Шалинского района была закончена 2009 году. Святыня Великого святого Бамат-Гирей-Хаджи была построена еще в 1918 году, на месте захоронения которой он жил и проповедовал в конце XIX – начале ХХ века.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки: статья Гапураева Хасана Газета «Гумс»
Ссылка на полный текст (url):
Ислам, вера, эвлияи, святыни , шейхи, религия, мюриды, мусульмане, зиярты, уважение, верность, терпение, выносливость, сдержанность, честь.
Тип ответственности: носитель
Фамилия лица: Исрапилов
Имя Отчество лица: Али Вахитаевич
Место работы/адрес : с.Автуры Шалинский район ул.Бамат-Гирей-Хаджи Митаева
Даты: 1954г
Тип ответственности: носитель
Фамилия лица: Вахаев
Имя Отчество лица: Солт-Гир Хамзатович
Место работы/адрес : с.Автуры Шалинский район ул. Ахмеда Автуринского
Даты: 1969г
Тип ответственности: носитель
Фамилия лица: Донгаев
Имя Отчество лица: Джамалайла Исмаилович
Место работы/адрес : с.Автуры Шалинский район
Даты: 1982г
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Ахмадова
Имя Отчество лица: Мата Алимхажиевна
Место работы/адрес : ГБУ «ЦНТ» , методист Экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Даты: 21.08.1968г
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH088.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.