Чеченская народная медицина («Нохчийн дарбанаш»)

Наименование: Чеченская народная медицина

Язык наименования: русский


Наименование: Нохчийн дарбанаш

Язык наименования: чеченcкий


Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура


Краткое описание ОНН: Основные методы и средства традиционного лечения чеченцев

подробнее...

Чеченская народная медицина

Народное врачевание, выработанное на протяжении всей эпохи развития человека на планете, является историческим достоянием любого народа, является частью его традиционной культуры. Народная медицина чеченцев, как и других народов мира, – это, прежде всего, обобщение опыта, практических знаний, собранных в течение многих столетий. Вайнахи являются обладателями древней, самобытной культуры и уникального исторического опыта, в том числе в области народной медицины. Традиционные народные способы лечения никогда и нигде не описывались, не фиксировались. Они передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Возможно, поэтому носителями медицинских практических знаний была почти каждая семья или конкретный человек. Постепенно стали выделяться люди, которые обладали специальными знаниями, получавшие их по наследству и из окружающей жизни, жизненного опыта.

В вайнахской народной медицине преобладало хирургическое направление, которое связано с длительной Кавказской войной. Ведь нужда и война являются властными учителями. Искусные горские лекари, выходцы из народа, по мере своих сил, верой и правдой служили делу охраны здоровья народа. Их самоотверженный труд, преданность своему профессиональному долгу, их пытливость в приобретении знаний и навыков немало способствовали сохранению здоровья народа, особенно в периоды губительных эпидемий и длительных кровопролитных войн за свою свободу и независимость.

Методы лечения, которыми пользовались народные хакимы, были тогда единственно доступными в условиях Чечни, где научная медицина была совершенно недоступна народу. Она передавалась от отца к сыну или от учителя прилежному ученику.

Чеченские лекари умели лечить глубокие и неглубокие раны. Неглубокие обычно лечили легко: их смывали теплой водой, смазывали сливочным (топленым) маслом, накладывали листья подорожника и перевязывали.

Сложнее было лечить глубокие раны: на рану клали масляный тампон, также при их лечении использовался оружейный порох.

Во избежание осложнений, раны периодически обрабатывались и перевязывались. Если рана была на голове, то тампоны из ваты кипятили в масле. Для иллюстрации профессионализма чеченских народных лекарей рассмотрим несколько документально зарегистрированных фактов в Урус-Мартановской районной газете «Маршо» от 31.08.2018г. и 16.11.2018г.

Русский академик медицины Н. И. Пирогов, побывавший в Чечне в 40-е годы 19 века пишет: «Некоторые из чеченских врачей, воспитанные в этом искусстве их отцами, действительно имеют большую наглядность и опыт в лечении огнестрельных ран».

Русский офицер Петр Петрович Беляев свидетельствует, что «..в 1840 году… в один из дней похода, наш Кабардинский полк был отряжен по какой-то боковой дороге, лесом, для уничтожения мятежного аула Иохимов (местное название врачей). Несмотря на их благодеятельное родовое ремесло, нужно заметить, что действительно, чеченские врачи отлично лечат раны. Многие из офицеров, в том числе и поручик Навагинского полка Дейер, хороший наш приятель, брат бывшего председателя Московского окружного суда, лечился у чеченцев». А вот что пишет о своем лечении Федор Федорович Торнау (1810-1890 годы жизни) – русский офицер, дипломат, писатель, разведчик, участник Кавказской войны: «От жары, пыли и плохой перевязки рана пришла в весьма дурное положение, нога онемела, пах распух. Макаров осмотрел больное место, ничего не сказал, но тут же предложил мне помимо его довольно плохого полкового лекаря прибегнуть к искусству азиятца, весьма удачно лечившего казаков… Через несколько часов привезли из-за Терека чеченского гакима Чурукая, который с первого взгляда обнаружил рану и обещал с помощью Аллаха поправить дело, обложил пах компрессами из холодного рассола, помазал какой-то душистой мазью и, когда исчезли появившиеся признаки гангрены, продолжил пользоваться своими привычными простыми средствами: медом и свежим коровьим маслом. Азиятские лекари отлично умеют лечить раны всякого рода и сращивают раздробленные кости даже в тех случаях, в которых европейские ученые-хирурги признают необходимым ампутацию. Вместо корпии (зонд металлический), запускаемой у нас в рану с помощью зонта – операция, заставляющая пациента страдать каждый раз нестерпимым образом – они употребляют фитиль, вырезанный из бараньего курдюка, который входит без малейшей боли. От микроскопических осколков кости, неосязаемые никаким инструментом, Чурукай освобождал мою рану весьма практическим способом: обернув кончик гибкого тоненького прутика сырцовым шелком, он запускал его во внутрь раны, поворачивал и потом вытаскивал вместе с осколками, цеплявшимися за сырец».

Лечение чеченскими докторами не только открытых ран, но и закрытых видов внутренних заболеваний людей разных возрастов, описаны в «Новейших известиях о Кавказе» Семена Броневского и в «Журнале для чтения воспитанникам военно-учебных  заведений» 1856 года: «Жены имама, сопровождавшие детей, рассказали, что их повелитель нашел маленького Александра очень слабым и предлагает прислать для него лекарку, если на это будет согласна  княгиня Анна Ильинична. Княгиня согласилась, и на другой же день явилась лекарка – простая горская женщина. Она намазала на тряпку какой-то густой состав и этот пластырь приложила ребенку на желудок; потом приказала зарезать барана и на ночь завернуть ребенка в свежую, теплую баранью шкуру. Уходя, она приказала повторять это ежедневно. Александр действительно стал поправляться, хоть и медленно».

Общая для горского народа болезнь – это воспаление в глазах, бельмо и последуемая за оным слепота, припадки, которых отчасти нужно приписать отражению солнечных лучей от снеговых гор во время весенних и летних жаров. Иногда среди черкесов появлялись прилипчивые горячки и чума, большей частью, занесенные из турецких пределов. Оспа не менее свирепа, чем другие заразные болезни, но черкесы не знали метода прививания, используемого издревле в Грузии и Чечне. От головной боли, возникающей от внутренних причин, голову крепко перевязывали платком и ходили с этой повязкой, пока боль не уймется.

О качестве медицинских услуг чеченских докторов свидетельствует диалог двух персонажей из повести «Казаки» Л. Н. Толстого:

«Будет ли жив Лукашка? – спросил Оленин.

– А бог его знает! Дохтура нет. Поехали.

– Откуда же привезут, из Грозного? – спросил Оленин.

– Нет, отец мой, ваших-то русских я бы давно перевешал, кабы царь был. Только резать и умеют. Так-то нашего казака Баклашева нечеловеком сделали, ногу отрезали. Стало, дураки. На что теперь Баклашев годится? Нет, отец мой, в горах дохтура есть настоящие. Так-то Гирчика, няню моего, в походе ранили в этом месте, в грудь, так дохтура ваши отказались, а из гор приехал Саиб, вылечил. Травы, отец мой, знают.

– Ну, полно, вздор говорить, – сказал Оленин. – Я лучше из штаба лекаря пришлю.

– Вздор! – передразнил старик.

– Дурак, дурак! Вздор! Лекаря пришлю! Да кабы ваши лечили, так казаки и чеченцы к вам бы лечиться ездили, а то ваши офицеры да полковники из гор дохтуров выписывают. У вас фальчь, одна все фальчь.

– Оленин не стал отвечать. Он был слишком согласен, что все было фальшью в том мире, в котором он жил и в который возвращался1».

Чеченские врачи-лекари имели большие познания в медицине, а также способности лечить огнестрельные раны и раны, полученные от холодного оружия.

«…Среди горцев было распространено искусство залечивать огнестрельные раны, извлекать пули, лечить вывихи и переломы: были свои хирурги, была своя медицина, основанная, главным образом, на лечении травами. Известны поразительные случаи исцеления».

Это приумножало славу лекарей – нередко воюющие стороны пользовались обоюдными услугами.

После пребывания на Кавказе в 1847г. выдающийся хирург Н. И. Пирогов в своей книге «Отчет о путешествии по Кавказу» отмечал достижения народных лекарей, их умение обрабатывать тяжелые раны, способность проводить тяжелейшие операции, в том числе при черепно-мозговой травме путем трепанации черепа (гам хьакхар).

Пирогов проявлял огромный интерес к изучению лечебной деятельности горских врачей. Он использовал знания горцев в лечении ран, а также привлекал местных лекарей к лечению солдат в военных лазаретах. Пирогов пришел к выводу, что применяемые горцами методы способствуют заживлению самых тяжелых ран и могут быть приняты для лечения русских солдат во время походов.

В рассказе «Кунаки», написанном в прошлом веке очевидцем тех событий, русским полковником А. П. Кулебякиным, находится свидетельство о пребывании Пирогова в крепости Грозный. В рассказе описывается дружба между русским офицером Ефимом Фроловым и чеченцем Эрисханом. При столкновении казаков с чеченцами был ранен в ногу урядник – сын майора. Состояние урядника было тяжелым. Пирогов после осмотра раненого решает ампутировать ему ногу. Но Эрисхан, уговорив майора-хирурга, увозит больного в aул к лекарю-чеченцу по имени Юсуф. Лекарь сохраняет ему ногу и вылечивает без операции.

Методы лечения были разнообразными. Для облегчения страданий больного, особенно при тяжелых ранах, использовалась скрипка (1ад хьокху пондур). Звуки скрипки, услаждавшие слух, способствовали снижению боли, оказывали положительное влияние на больного. К горским лекарям обращались и известные офицеры царской армии. Зиссерман рассказывает такой случай. В 1847 г. в бою был тяжело ранен пулей в грудь подполковник В. К. Мищенко. «Пирогов, – пишет Зиссерман, – которого князь Воронцов просил особенно позаботиться о Мищенко, осмотрев рану, признал ее смертельной и на выздоровление никакой надежды не имел… Но признанный лекарь из народа принялся за дело так удачно, что раненый был исцелен, и прожил после того еще двадцать пять лет в постоянной деятельности».

Среди народных лекарей большой известностью пользовался врач-самородок из аула Борзой Шатойского района по имени Тааш, встречавшийся с Пироговым и имевший с ним неоднократные беседы.

Методы лечения Тааша, его личные инструменты, искусно сделанные чеченскими оружейниками и ювелирами, вызывали восторг у Пирогова.
Была болезнь, уносившая немало человеческих жизней – малярия. Редкая чеченская семья не имела больных малярией. Чувство глубокого сострадания вызывал больной у окружающих во время приступа. Что только люди не делали с ним. Покрывали 5-6 одеялами, садились верхом на него и все равно больного подбрасывало. Применялись в народе и другие диковинные методы. Например, в момент приступа малярии больного неожиданно обдавали холодной водой или бросали ему за воротник рубашки живую лягушку. Внезапные психические потрясения иногда выводили больного из состояния приступа, т.е. действовали на следствие, а о причине, то есть чем вызывается малярия, пути ее передачи никто не знал.

Отмечая наиболее частые и характерные для прошлого заболевания, нельзя умолчать и об оспе. Способ оспопрививания был известен чеченцам  с давних пор. Об этом свидетельствуют немецкие авторы Т. Мейер-Штейнег и К. Зугдаф, где сказано, что грузины и черкесы еще в древние времена делали противооспенные прививки: расцарапыванием кожи иглами, смоченными в оспенном гное, чем вызывали слабую форму оспы и этим предохраняли от настоящей инфекции.

Чеченцам также давно было известно оспопрививание. К прививке оспы4 (морзг1алшдог1ар) они додумались сами, так как способ получения оспенного детрита1 у чеченцев совершенно отличен от способа английского врача Дженнера. К сожалению, нам не удалось узнать о деталях получения оспенного детрита. По сведениям, сообщенным нам информаторами, детриты, взятые у выздоравливающего больного оспой (морзг1ал), чеченские лекари в течение длительного времени выдерживали в воде, и тем самым оспенный вирус ослаблялся. На предплечье ребенка лекари делали маленький соскоб3, клали каплю мутной жидкости с разложившимися струпьями2 на месте нарушения кожи, завязывали место прививки тряпочкой. У ребенка после этого вырабатывался иммунитет против оспенного заболевания.

Речевые штампы: «Майстинец придет с клещами и привьет тебе оспу» (м1айсто вог1ур ву хьуна морзух а бохьаш, морзг1улашдог1а), которыми матери-чеченки пугали своих шаловливых детей, являются дополнительным подтверждением того, что чеченские народные лекари лечили оспенные заболевания людей.

Издавна в лечебных целях чеченцы использовали разные травы и растения, например, шиповник (хьармак), крапиву (нитташ), душицу (1аждарбуц), зверобой (латталуьттург), бузину (г1ундалг1и, ч1ижарг1а), подорожник (динберг), спорыш (муьжг-буц), чабрец (хьожайог1у буц), цветок липы (хьиеха заза), кукурузный волос (хьаьжк1ийн хьесий), чеснок (сарамсекх, боь), настойка лука (хохийн мутта) и т.д. Кроме того, очень часто применяли керосин (мехкадаьтта), мед (моз), масло (даьтта), яичный желток (буьр), воск (жуьрг, балоз).

———————————————————————————-

  1. Детрит – (лат.истертый) – продукт распада омертвевших тканей.
  2. Струп – (чеченск. к1омар)
  3. Соскоб – соскоблить
  4. Прививка оспы – морзг1алшдог1ар

Среди получивших широкое распространение заболеваний в крае нельзя обойти молчанием трахому и кожные заболевания: чесотка, трихофития, парша, различные гнойничковые заболевания. Средства борьбы с ними отсутствовали.
Заслуживает внимания поведение и отношение лекаря к больным, обстановка и заботливость, которыми пострадавший окружался: «Начинается с того, что больной должен вынести всякое оружие из своей комнаты. Врач переселяется на некоторое время к нему. В отверстие раны, как можно глубже, вносится толстая, сделанная из тряпки турунда, смоченная едким веществом, обычно мышьяком, и оставляется там на несколько дней». Наконец, когда от внесения турунды и действия едкого вещества рана значительно расширилась, и показалось уже нагноение, врач вставляет в расширенное отверстие бараний рог и искусно всасывает им скопившийся гной, частицы омертвевшей кожи и другие посторонние тела».

Даже в этих весьма примитивных способах Н. И. Пирогов заметил зачатки современных методов лечения огнестрельных ранений. Известно, что последствия огнестрельного ранения, такие как – усиление боли, воспаление и нагноение раны, подъем температуры, общая слабость и недомогание, начинаются обычно через сутки. Именно тогда раненому больше всего нужен покой и сон. Наличие оружия в комнате является отрицательным раздражителем для раненого, поэтому оно выносилось из комнаты.

В Чечне особо искусным знахарством славились лекари – майстинцы. Они хорошо лечили раны, нанесенные огнестрельным или холодным оружием. При лечении они применяли сливочное масло: на чисто промытую рану клали масляные повязки. Для откачки гноя на нагноившуюся рану накладывали тряпочные жгутики.

Чеченские лекари делали операции, трепанацию черепа (туьтанах гам хьакхар). И происходило это так: больного с проломом черепной кости клали ничком на скамью, привязывали руки к ней, два ассистента держали больного за ноги и спину, в рот оперируемому всовывали кляп, чтобы он не кричал или не сломал зубы от скрежета. Затем лекарь-хирург подрезал кожу, отворачивали ее, вынимали щипцами раздробленные кости и начинали острым стальным инструментом (гам), похожим на тяпку, соскребать края кости. Когда они истончались до толщины в полумиллиметр, отвернутую кожу головы стягивали, а на рану клали повязку, обильно смазанную сливочным маслом. Кость нарастала на истонченные места и образовывалась бугорочком костная мозоль. Перед подобными тяжелыми операциями, причиняющими большую боль пострадавшему, чеченскими лекарями применялись психологические и медикаментозные обезболивающие средства: гипноз, музыка, жгуты для конечностей тела, напитки и пары, усыпляющие больного.

Лучшими лекарями считались врачеватели из с.Майсты – самого отдаленного горного аула Чечни. Искусством трепанации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию). По рассказу X. Ошаева стало известно о проводимых ими трепанаций, свидетелем которых был он сам. Он же рассказывал, как в 1930г. в ущелье Малхисты в средневековом некрополе «Цайпхеда», состоящем из надземных склепов, носящих название «Маьлхи-каш» – солнечный могильник, обнаружил на черепах явные следы трепанации.

Народ и народные лекари использовали природные богатства своего края. В частности, известно об использовании издревле целебных источников, которых в Чечне много. Это Горячеводские, Чанты-Аргунские, Серноводские, Брагунские, Ачалукские…

Горские лекари лечили не только раны. Чеченские врачи кроме наложения шин (зепарштохар), для создания неподвижности поврежденной конечности применяли специально приготовленное на яичном желтке тесто из муки (белхьам), которое при затвердевании превращалось в своего рода кожух. Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, при панарициях, фурункулах, карбункулах, а для вытягивания гноя прикладывали в качестве пластыря немного примятый подорожник (динберг) или слегка припеченный лук (беттана хох). Для лечения некоторых инфекционных заболеваний (гриппа, катара, верхних дыхательных путей) применяли лук, чеснок, черемшу.

До сих пор cохранились в народной памяти относительно оправданные с точки зрения фармакологии «рецепты» лечения ряда заболеваний:

  1. При нарыве накладывают примятый лист подорожника «динберг».
  2. При перемещающейся лихорадке – отвар плодов калины или мяты.
  3. При поносах – отвар диких груш, желудей, кашицу из грушевой муки.
  4. Паршу лечили мазью из мелко истолченной серы и коровьего масла.
  5. При болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.
  6. Для отхаркивания мокроты – отвар лакричного корня.
  7. В качестве мочегонного применялись настои липового цвета или арбуз.
  8. При обнаружении глистов давали кушать лечебные виды цветов или нежареные тыквенные семечки.
  9. При головных болях нередко ставились на темя и затылочную область пиявки.
    До появления эфирного наркоза и других обезболивающих средств, усилия всех медиков были направлены на облегчение боли и страданий больного, которые влияли не только на самого больного, но и на хирурга, не говоря уже о том, что от резких болей у больных часто наступали шок и коллапс, из-за чего они нередко умирали.

Для уменьшения боли применялось сдавливание конечностей до резких болей, опускание в бочку со льдом, также, нарочно вызывали боль в другом месте, чтобы отвлечь внимание от места операции…

Лекари также лечили и человеческим словом – этим могучим оружием. Лекарь, как бы невзначай, во всеуслышанье рассказывал, что, такой-то мужчина, не проронив ни слова, не издав ни одного вздоха, выдержал такую-то операцию: столько в нем выдержки, столько выносливости, вот это настоящий мужчина, а с виду невзрачный такой. И больной, услышав такое, воодушевлялся, все его внутренние силы сосредотачивались на одном – выдержать.

Резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке – специальной музыкой, под мотив, который назывался «Мотив для облегчения нарыва на руке».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что чеченские лекари задолго до «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.

Горские врачи при лечении ран преследовали следующие основные цели: «остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предотвратить воспалительное состояние в ней и в ее периферии, способствовать хорошей грануляции и доброкачественному нагноению в ране и ее заживлению, т. e. те же цели остаются главными и в современной хирургии.

1.На огнестрельную рану прикладывали 2 р. в день мазь из смолы чинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку для уничтожения воспаления.

2.Куски курдюка (жир, висящий у хвоста баранов) вкладывали в свежую рану, в область мозга после трепанации черепа, на воспаленную рану. Это был состав в виде компресса.

3.«Антонов огонь» лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк) и различными травами.

4.При переломах накладывались шины (зепарштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожух.
При проникающих ранениях в грудную полость (открытый пневмоторакс) затыкали отверстие тряпкой, ватой или травой.

  1. При головных болях, связанных с повышением давления, укусах змей, пауков, при долго незаживающих ранах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар). На выбритом месте головы (обычно затылок, темя) специальным инструментом «пхьа» (топорик в миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровь сворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине.
  2. При экземах и лишаях применялось «вытаскивание гниды» (хинжа баккхар), когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек ткани, скорее нервное окончание размером с гниду.
  3. Чесотку лечили серной мазью (смесь серы с коровьим маслом) или купали в реке Аргун, где в нее впадают чанты-аргунские источники, насыщенные серой.
  4. Лечение окуриванием: больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, он дышал и вдыхал дым и пары, в процессе которого он потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц…
  5. Так называемый «чоп» – это воспаление, вызванное такими предметами, как палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающими движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и силой втягивает в себя воздух и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает.
  6. При головных болях от простуды, возникших от сквозняков, при мигренях, делали массаж и «вытягивание головы» (корта озар).
  7. Для остановки кровотечения из ран применялись: a) кровоостанавливающий порошок, состоящий из двух частей сушенных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой; б) для этой же цели насыпали золу, грушевую муку: в) прикладывали к ране пережженную кость и смоченную в холодной воде тряпку; г) как крайнее средство применяли прижигание раны сосуда каленным железом; д) порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на три дня.

К сожалению, многие имена вайнахских (чеченских и ингушских) лекарей неизвестны, но те, что сохранились в народной памяти, хочется назвать, a о двух из них рассказать более подробно, на основе воспоминаний известного чеченского писателя Х. Д. Ошаева.

  1. Муслим Эпендиев – из селения Шали, лечивший людей не только в Шалях, но и в других селах и в затеречных станицах, а также в городе Кизляре.

Он прекрасно знал арабский язык, пользовался арабскими книгами, лечил больше травами и испытанными методами народной медицины. Ежегодно рано весной он отправлялся в горы и до июля собирал там травы. Муслим хорошо различал травы и знал, где какие из них произрастают. По возвращении из «экспедиции» он начинал обработку кореньев, трав и цветов, а затем приступал к лечению больных, причем больной, пока не вылечится, жил у него дома. За лечение он ничего не требовал, а брал только то, что дают. С самого начала лечения Муслим заявлял, что такого-то больного он вылечит, а такого-то не сможет.

Во дворе он выстроил домик из двух комнат. Жители села Шали назвали эту саклю «больницей Муслима». В те месяцы, когда он бывал дома, не было дня, чтобы эта больница пустовала. В саду он устроил баню-парильню с двумя железными бочками, в одной грелась вода, а в другой – камни. Обдавая горячие камни водой, он получал пар, который использовал при лечении некоторых больных.

«На всю жизнь запомнилась мне одна больная из Дагестана, – рассказывал Х. Д. Ошаев. Все ее лицо было сплошной маской из гноя и корок. Гноились руки, ноги и все тело. Муслим приготовил ей из трав какую-то мазь с отвратительным запахом. Потом он самолично вымыл женщину в бане и, несмотря на рев больной, ободрал со всех язв корку высохшего гноя, наложил изготовленную мазь. Три раза в неделю водил ее в баню. Через три недели на местах язв появилась кроваво-красная кожа. Женщина поправилась».

Муслим хорошо знал владельца Грозненской аптеки Бояржинского, который по его просьбе отпускал ему любые, в том числе и сильно действующие лекарства. Он часто лечил больных и пиявками.

Умер Муслим Эпендиев в бедности. Однако на похороны его сошлось великое множество людей, знавших его, благодарных ему за бескорыстную помощь.

  1. Исраил Моцахаджиев– из селения Чири-Юрт Шалинского района. Избрал своей профессией лечение душевнобольных. Во дворе его усадьбы был построен дом, в котором он содержал до 20 больных.

Летом Исраил часто водил их купать на речку, при этом в руках у него бывал пастуший кнут. Время от времени он искусно хлопал им, издавая в воздухе звуки, похожие на выстрел из пистолета. Больные очень боялись Исраила, и даже самые буйные из них слушались его. Исраил не применял кандалы и только особо буйных туго связывал. Больных заставлял работать во дворе, саду, в поле.

Об Исраиле в народе пошла молва, будто стоило Исраилу взять руку буйного и посмотреть ему в глаза, как больной успокаивался. Если больной был безнадежен, Исраил сразу говорил: «Этого больного я не смогу вылечить».

Однажды несколько ингушей привезли к Исраилу красивую девушку и сказали, что за ее излечение они дадут все, что у них есть. Исраил спросил: «А отдадите вы ее за меня замуж, если я ее вылечу?» Ингуши с радостью cогласились. Исраил вылечил ингушку и женился на ней.

Для лечения больных он применял отвары лекарственных трав. Очень редко Исраилу не удавалось вылечить больных, взятых в свою «психбольницу». Но иногда больные попадали к нему повторно.

В огромной Терской области была в то время лишь одна психбольница во Владикавказе. Добиться приема больных туда было очень трудно. Надо сказать, что Исраил делал в условиях того времени полезное дело. С ним был знаком и герой гражданской войны Н. Гикало.

В 1925-1926 гг. Исраил прекратил свою работу по лечению душевнобольных. Стали подавать на него жалобы, что он использует больных как батраков. Примерно в 1929 году профессор Ростовской психиатрической клиники Серейский М. Я. специально приезжал к Исраилу, чтобы узнать, в чем заключается лечение и секрет успехов Исраила.

Директор Чечено-Ингушского краеведческого музея Заурбек Шерипов также ездил с профессором Серейским М. Я. в Чири-Юрт. Исраила пригласили в Грозный к больным, содержащимся в психоизоляторе. М. Я. Серейский показывал Исраилу душевнобольных и последний безошибочно определял кого из них можно вылечить. Отчет о своей поездке к Исраилу Моцахаджиеву профессор М. Я. Серейский опубликовал в журнале «Революция и горец» (Ростов-н/Д), но высказался он об Иcраиле неблагожелательно. Может быть, это было отражением того времени – шла борьба с кулачеством. Но врачи владикавказской психбольницы Домба и Копшицер возмущались этой статьей. Они считали, что в тех условиях трудовая и водная терапия и лечение внушением были единственно доступными, правильными средствами».

Также среди чеченцев хорошо известны имена следующих лекарей:

  1. Братья Солсбек и Сардал-Хьажа Бекмурзаевы из селения Валерик
    Ачхой-Мартановского района.
  2. Братья Джамалдин и Зияудин Музаевы из селения Белгатой Шалинского района.
  3. Дида Абулзаков из селения Автуры Шалинского района.
  4. Овдарханов из селения Бачи-Юрт Шалинского района.
  5. Юсуп – из Брагунов.
  6. Ио Бочашвили (чеченец) из сел. Джоколо Ахметского района Грузии.
  7. Лекари из селения Майсты.

О том, что в Чечне были и целые селения, славившиеся искусством своих жителей по врачеванию, говорится в рапорте генерала Розена о событиях 9 августа 1832 года на имя военного министра Чернышева: «Генерал-майор князь Беркович-Черкасский истребил непокорную богатую деревню Нурки, имеющую 150 дворов, в коей многие жители известны… искусством в лечении, наследственно в некоторых семействах переходящим…» (2). «Село Нурки, где жили знаменитые врачи-самоучки, находилось вблизи с. Шалажи», – комментирует историк Х.А.Хизриев, выявивший этот документ.

Думается, приведенные выше свидетельства врачей-очевидцев и корифея русской медицины Н. И. Пирогова (таких свидетельств можно привести еще множество) вполне достаточно подтверждают, что народная медицина чеченцев возникла не на голом месте, что она ничего общего не имела с шарлатанством. Часть народных лекарей были самоучки, другие получили свое искусство по наследству. И те, и другие в дальнейшем совершенствовали свое мастерство и непременно их достижения являются плодом исканий пытливых умов и одаренных людей.

И, наконец, в условиях, когда народ был фактически лишен организованной государственной медицинской помощи, народные лекари делали неоценимое по значимости дело. В этом их величайшая заслуга и благодарный народ с неподдельной признательностью чтит память о них за их бескорыстное служение страждущему.


<strong>Место бытования</strong>

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы

Район: Во всех районах Чеченской Республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики


<strong>Сведения об особенностях ОНН</strong>

Тип особенности: Состояние бытования

Краткий текст: Порою до сих пор некоторые болезни чеченцы лечат традиционными народными методами и средствами

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Массовое распространение современной технологии лечения всех болезней

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: Многие средства и методы народного лечения легли в основу современной медицинской культуры

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Естественный путем, из поколения в поколение

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: Аутентичное бытование и реконструированная форма 

Тип особенности: Этнологический аспект

Краткий текст: Существуют термины, наименование лечебных и медицинских инструментов , заговоры, молитвы, использование различного рода магических предметов

Тип особенности: Исторический аспект

Краткий текст: Отсутствие профессиональных медицинских и общественно-государственных учреждений специальной сферы финансирующих лечебные учреждения

Тип особенности: Лингвистический аспект

Краткий текст: Наименование болезней, методик их лечения и наименование медицинских инструментов. Имена народных лекарей и целителей. 


<strong>Сведения о действии над/с ОНН</strong>

Тип действия: Сохранение

Целевое действие: Существование по сей день народных лекарей и обращение пациентов к ним из-за того, что в официальном медицинском учреждении не смогли оказать/ провести соответствующее лечение больному

Тип действия: Популяризация

Целевое действие: Обращение больных к народным лекарям;

Историкографический интерес современной культурологии 

Тип действия: Развитие

Целевое действие: Создание официальных специализированных учреждений в сфере народного лечения, где отводится определенное количество часов


<strong>Предметы, связанные с ОНН </strong>

Тип предмета: Орудие труда

Наименование Предмета: Медицинские инструменты


<strong>Техники исполнения ОНН</strong>

Тип техники: Техника исполнения

Описание техники: Описание способа действия лекаря при лечении определенных болезней


<strong>Источники информации об ОНН</strong>

Классификатор ссылок: Литература

Наименование содержания ссылки: 

  1. История народной медицины Индербиев М.Т. газета Грозненский рабочий 26.07.1969г.
  2. Э.Ю. Маргашвили «Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией. Г. Тбилиси – 1990; стр. 245-251
  3. Опыт народной медицины Ицлаев А. В. Журнал «Вайнах» №8 – 2005г. стр 56-60
  4. Народная медицина , газета «Маршо» от 31.08.2018г. Л.Н. Толстой повесть «Казаки» стр.

<strong>Принадлежность ОНН</strong>

Чеченцы


<strong>Ключевые слова</strong>

Наименование болезни, инструменты медицинские, лекари, болезни


<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

Асхабова Марьем 1933г. с. Мартан-Чу, Урус-Мартановский район, ул. Ламоносова 78

Асуханова Хулима 1959г  с. Алхан- Юрт

Дудаева Зина 1935г г. Урус-мартан, ул. М-Индербиева 2

Самбаев Иса 1939г. г. Урус-мартан

Шахмурзаева Кулсум 1950г. г. Урус-мартан, пер. Куйбышева 12.

Тип ответственности: Исполнитель 

Домбаев Хамзат Вахаевич 1946г. ГБУ «ЦНТ» , методист информационно-аналитического отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65


<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

Название организации: Министерство культуры ЧР

Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»

Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65


<strong>Видеофиксация</strong>

<strong>Регистрация ОНН</strong>

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH056.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here