Нравственное достоинство человека («Собар»)

Ибаев-Ахмед-Хамидович-1935г

Наименование: Собар

Сведения, относящиеся к наименованию: Традиция

Язык наименования: Чеченский


Наименование: Нравственное достоинство человека

Язык наименования: Русский


Тип Объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура


Краткое описание: Собар- один из важных «пунктов» чеченского характера-Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Терпение является одним из самых похвальных качеств человека. В Исламе оно занимает особое место, являясь признаком благонравного и нравственного человека.

подробнее...

СОБАР

Собар – один из важных «пунктов» чеченского характера – Нохчалла. Это черта, которая высоко ценится в шкале нравственных ценностей чеченцев. Терпение является одним из самых похвальных качеств человека, наиболее почитаемых нашим народом нравственных достоинств.

Терпимость – дорога к счастью. Терпение – это нужное качество человека, помогающее ему преодолевать препятствия, выжидать неблагоприятные моменты в жизни. Ведь часто приходится терпеть окружающий мир, а также людей, с которыми мы постоянно сталкиваемся.

Терпеливый человек – это не только способность сохранять «лицо» в неблагоприятной ситуации, контролировать свои чувства и эмоции,  но и способность противостоять собственной агрессивности относительно окружающих. Истинное терпение предполагает стойкость, дипломатичность, тактичность, оно всегда является проявлением разума. Сохраняя хладнокровие, выдержку и невозмутимость, оно искусно решает внешние проблемы. В любых ситуациях оно стремится быть спокойным и доброжелательным.        Терпение не исчерпывается умением ждать, когда этого требует жизнь. Оно проявляется в настойчивости, усердии относительно своего занятия и целеустремленности относительно своих намерений и желаний.  Есть такая притча о мертвом дереве. Как-то суровой зимой в одной семье закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его. Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги. «Я был уверен, – сказал отец, – что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как-будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе». И, повернувшись к сыну, он сказал: «Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или, когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится».

Терпение («собар») в Исламе занимает особое место. О терпении, которое мы возводим к арабскому «собар», много раз упомянуто и в Коране, и в хадисах. К примеру: «И Аллах любит терпеливых» (сура «аль-Имран», «Семейство Имрана», аят 146). «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (сура «Добыча», аят 46). «И Аллах – с терпеливыми» (сура «аль- Бакара», «Корова», аят 249). «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура «ан-Нахль», «Пчёлы», аят 96). «Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим).

В Коране сказано, что Всевышний не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.

Собар къонаха (настоящего мужчины, почитаемого в народе), превосходит собар рядового человека. Но собар къонаха не достигает уровня собара праведника – в высшей степени богобоязненного человека.

Рассказывают, что некогда один человек пришел к Бейбулату Таймиеву. « Я слышал, что ты очень храбрый человек, теперь мы должны помериться силами», – сказал он. Однако Бейбулат, сын Тайми, не набросился сразу же на этого недалекого человека, а проявил терпение, которое помогло ему найти достойный ответ. «Я соревнуюсь с другими не в храбрости, а в следовании этикету, – сказал  Бейбулат Теймиев, – к тому же я очень боязливый человек». «Как это понимать? Как может бояться человек с таким прославленным именем?» – удивился мужчина, пришедший соревноваться с ним в храбрости. «Я всегда боялся позора и недостойного поступка со своей стороны. Поэтому не пытайся соревноваться со мной в смелости», – с этими словами Бейбулат Таймиев выпроводил неразумного человека.

«Торопливость лишила жизни, а терпение одолело гору»,- говорит народная пословица.

Вероятно, укрепление этой этической нормы в сознании нашего народа связано с укреплением исламской религии. Всевышний в Коране сказал, что Он на стороне терпеливых. Терпение – не отчаиваться, не предпринимать ничего в спешке, не подумав, а, правильно поняв происходящее, найти верное решение (как говорят чеченцы, «найти брод в реке»).

Терпение проявляется по-разному. Поэт Ахмед Сулейманов говорил, что настоящий муж после того, как у него истощилось терпение, должен вновь обрести его.

Примером великого терпения может служить поступок Гази-Хаджи Зандакского. Гази-Хаджи постигло большое горе. В один из светлых дней начала осени, когда леса на склонах гор покрылись разноцветными яркими красками, Гази-Хаджи женил своего единственного сына. Уважаемые старики вместе с муллой побывали в доме родителей невесты. Уже был проведен ритуал скрепления судеб, как этого требует ислам, уже друзья жениха привезли невесту на пружинистом фаэтоне и поставили в угол дома за прозрачной белой занавеской, уже окрестности аула начали оглашаться веселыми мелодиями танцевальных ритмов, и горская свадьба – ловзар – начала набирать свои обороты. И вдруг раздался гром – убили жениха. Свадьба обернулась похоронной церемонией (тезет). Остались без единственного сына отец и мать, в первый же день замужества невеста стала вдовой.

На второй день преследователи поймали убийцу. Им оказался молодой человек-односельчанин. «Какую форму смерти применить к нему?» – спросили несчастного отца. Не отвечая на вопрос, Гази-Хаджи сказал: «Не спешите убивать его. Я хочу его спросить. Скажи, почему ты убил моего сына?». Убийца долго молчал, потом ответил: «А какая разница? Что случилось, то случилось. Берите свою кровь». «Для меня очень важно узнать причину», – настаивал Гази-Хаджи. И убийца рассказал: «Я больше жизни любил ту девушку, которую вчера привезли в твой дом невестой. Она отвечала мне взаимностью. Мы намерены были соединить наши судьбы. Но родители девушки отдали ее за твоего сына, потому что он – сын очень уважаемого человека. Я не мог перенести это”. Люди застыли от удивления и негодования. Ими овладело желание быстрее расправиться с убийцей. Один Гази-Хаджи, казалось, был сдержан. После недолгого раздумья он поднял руку и, сдерживая готовый выплеснуться наружу праведный гнев, сказал: «Люди! Что такое лишиться единственного сына, знает тот, кто это испытал. Но оттого, что мы убьем этого заблудшего, мой сын не воскреснет. Я знаю, что Богом мне дано право отомстить за своего сына. Но я помню и слова Бога: «Я с теми, кто терпелив, кто обладает собар». Коран говорит: «Того, кто во имя Всевышнего отказывается от праведной мести, ждет в вечной жизни благодать от Него». Удовлетворению праведной мести я предпочитаю надежду на вознаграждение Бога в вечной жизни». Толпа вздрогнула. У многих на глазах появились слезы. Послышались вскрики, некоторые впали в исступление. «Авлияъ!» — послышалось вокруг. — «Пусть Аллах вознаградит тебя, авлияъ, своей благосклонностью за твой благородный собар». Гази Хаджи сделал паузу, вслушиваясь в говор толпы, потом, когда установилась тишина, произнес: «А эту несчастную девушку, которая в первую же ночь замужества стала вдовой, я выдаю за этого человека, и родителей девушки я прошу согласиться с этим. Я хочу, чтобы они поселились на той возвышенности, что напротив моего дома, чтобы я мог их видеть каждый день». Не было предела чувству глубокой благодарности праведнику. Люди плакали навзрыд. Умиротворившись, они разошлись по домам. Убийца возвратился в отчий дом с любимой женой. Вскоре он поселился на том месте, где пожелал праведник.

Один этот поступок наглядно показывает, что Гази-Хаджи был истинным алимом, а его духовность была крепка. Поэтому в народе он известен под именем «Гази-Хаджи, сломавший хребет шайтану».

Если попытаться понять содержание поступка Гази-Хаджи, можно прийти к следующим выводам:

– терпение не имеет границ; в тот момент, когда, кажется, что дальнейшая сдержанность не имеет смысла, человек должен искать и вновь находить в себе терпение;

– терпением, равным проявленному Гази-Хаджи, может обладать только человек, в котором сильно религиозное смирение. Найти в себе столь великое терпение Гази-Хаджи помогли слова Бога, содержащиеся в Коране: «Я – на стороне терпеливых»;

– удовлетворению, которое он мог получить, расправившись с преступником, устаз предпочел награду, которая ожидала его у Бога;

– Гази-Хаджи простил преступника не потому, что посчитал зло, совершенное им, оправданным. Приговор над ним он оставил за все видящим и все знающим Богом, который и есть Высшая Справедливость; а себе своим безграничным терпением он искал награду у Бога.

Такого рода удивительные поступки быстро становились известными по всей Чечне, они служили хорошим примером того, как следует улаживать конфликты тем, кто терпением стремится обрести благодать. О подобном случае рассказал в одной из своих статей писатель Идрис Атсаламов:

«Так, в результате ссоры погиб один из семи братьев, известных своим мужеством. Было очевидно, что вина за ссору лежала на погибшем.

Рано утром, на третий день после завершения траурного поминовения (тезет), во дворе  шести братьев погибшего собралось множество людей.

Старший из братьев, увидев в своем дворе собравшийся народ, не мешкая, вышел к нему. Подойдя, он сказал: «Да будет утро добрым для вас, уважаемые гости. Я не стою и подметок вашей обуви, зачем же вы опустились на колени? Прошу вас, немедленно встаньте. Уверен, что вы не попросите у меня невозможного. Любое ваше желание можете считать исполненным».

Рядом со старшим стали другие братья. Тогда заговорил мужчина, стоявший во главе просителей:

– Мы еще раз соболезнуем тебе о твоем брате. Мы понимаем, что происходит с вашими сердцами. Жжет их боль. Да благословит Бог умершего раньше положенного времени. Пусть изобильной будет жизнь его потомства. А просьба наша не тяжела. Она соответствует обычаям. В чем вина детей, плачущих в темноте? В чем вина матерей, с тревогой вслушивающихся в темноту за окнами?  Мы просим тебя – оставь тяжелое бремя кровной мести на одном, кому выпала эта несчастная доля. Освободи от нее тех, чьи руки чисты.

Тогда заговорил старший из братьев:

– Да будет вам почет от Бога, мужи и старцы. Не такая уж это и большая просьба, чтоб вы пришли сюда и просили об этом. Но вы оказали нам эту честь и, проявив уважение, пришли в наш двор. Если будет нужно, каждый из нас умрет за вас. Наш брат умер, ему достался жребий смерти. В честной схватке двое нанесли друг другу раны. Брату выпало умереть от них. Мы знаем, что наш кровник не имеет склонности к злу. Но ссора есть ссора. Предки говорили: ссора – это не творог с маслом. Но вам, собравшимся здесь уважаемым мужам, во имя вас, во имя слез, пролитых над колыбелью каждой чеченской матерью, во имя Аллаха, создавшего нас и забирающего нас – мы даем слово. Хоть и задержка выйдет, прошу, приведите сюда нашего кровника.

Специально посланные люди быстро принесли кровника на погребальных носилках. Старший из братьев позвал свою мать:

– Нана, подойди. Вот лежит тот, кого мать качала в колыбели, как и ты своего сына. Тебе не будет радости от того, что его мать заплачет над ним, как ты только что плакала над своим. Признай его сыном вместо умершего. Отныне будет у тебя один сын в загробном мире и семеро в этом. Свое разбитое сердце, скрепив мужеством, прости и обними его…

– Эй, люди, – добавил он затем, – мы не можем жить в этом мире без вас. Ради Бога и ради вас, мы прощаем своего кровника.

Собар – это не только проявление воли не сделать что-то непоправимое, и не соответствующее нормам (оьздангалла), но и нахождение в себе силы не впасть в отчаяние (в «отчаянное бездействие»). Поэтому традиционное пожелание тому, кого настигло горе, звучит так: «Пусть Бог даст нам собар с иманом (терпение с верой)».

Собар нужен человеку не только, когда его втягивают в конфликт, или настигает горе, но и в быту: во взаимоотношениях с близкими, соседями, местным населением. Этика терпеливости всегда трактуется как образец соблюдения этики разума, сдержанности, терпимости. В народе говорят: «Терпение – золото, приводящее к цели». Торжество терпеливости особенно заметно, когда человек оказывается в трудной ситуации. Суетливость обжигает, а терпеливость охраняет. «Поспешность приводит к сожалению, надо быть терпеливым», что олицетворяет образцовые поучения нравственности. Терпеливый человек обладает разумным здравомыслием. Ведь желаемое не всегда дается легко. Часто возникают определенные трудности. Столкнувшись со всевозможными препятствиями на своем пути, человек просто опускает руки и сдается. Причина тому завышенные требования от реальности и отсутствие элементарного терпения.

Поэтому, если мы хотим чего-то добиться в жизни, стать здоровыми и счастливыми людьми, мы должны научиться быть терпеливыми.

Ведь не зря говорят: «Терпение и труд все перетрут».

Есть одна легенда в народе, которая повествует о «собар».

Когда-то в давние времена один юноша поехал в арабскую  страну учиться. Путь был долгий и нелегкий. Когда он уезжал, дома у него осталась молодая жена. Двадцать лет он учился арабскому языку и грамоте. Окончив учебу, будучи уже далеко в зрелом возрасте, засобирался домой. Путь был длинный, три дня и три ночи он провел в дороге.

Пройдя долгий путь, наш герой остановился на ночлег у одного хозяина дома, который принял его радушно и тепло. После отдыха и чаепития хозяин дома спросил у гостя, что его привело в эти края, на что он ответил, что приехал он учиться и теперь возвращается домой. Затем хозяин задал ему вопрос: « А что было главное в твоей учебе ?». «Я не знаю», – сказал молодой человек, и попросил хозяина ответить на этот вопрос. Хозяин сказал ему, что тоже не знает ответ на него и попросил его спросить у того, кто учил его знаниям. Проделав долгую дорогу обратно к своему учителю, он задал этот же вопрос ему. На что тот ответил, что это «ум». Возвратился он обратно в тот дом, где остановился отдохнуть и передал хозяину слова учителя. Затем он услышал вновь вопрос от хозяина: «А что главное в уме ?» Снова мужчина затруднился ответить на этот вопрос, и вновь проделал длинную дорогу к своему учителю. Ответ учителя был таков: «терпение». Возвратившись снова в тот дом, он передал слова учителя хозяину.

Хозяин, пожилой человек, прищурив глаза, слегка улыбнулся, но ничего не сказал. Щедро угостив своего гостя, наутро проводил его в дорогу домой, пытливым взглядом провожая его вслед.
После долгой дороги мужчина  вернулся к себе домой. Заглянув в окно, он увидел свою жену, у которой на коленях была голова молодого человека, лежащего рядом. Тут в голову ему пришла мысль, что это чужой мужчина, который пришел к его жене. С мыслью о том, что он их должен убить, он начал искать топор. И вдруг он вспомнил слова, сказанные учителем – «терпение, терпение». Чуть успокоившись, он крикнул:

– Эй, люди, не будет ли у вас места переночевать! – Услышав эти слова, женщина вышла и пригласила его в дом. Приняв, как подобает, гостя, угостив его едой, женщина спросила его, откуда он, и куда он идет.

– Я уехал в арабскую страну учиться и приехал оттуда, спустя 20 лет. Почему ты это спрашиваешь? – спросил он женщину.

– Я спрашиваю потому, что в то же время, что и ты, туда уехал и мой муж учиться, не видел ли ты его там, хотела узнать. Про него мы ничего не знаем. Много тягот я пережила, пытаясь воспитать нашего сына. В тот год, когда он уехал, на свет появился наш малыш.

После всего услышанного, узнав, что этот молодой человек – его сын, он очень обрадовался. В душе он был благодарен Всевышнему, что он дал ему терпение и выдержку, ведь до беды был всего лишь один шаг. И взамен он получил щедрое вознаграждение – свою семью.

Рассказывает житель с.Дишни-Ведено Ибаев Ахмед Хамидович, 1935г.р.

Когда-то в давние времена в селе Теза-Калой жил один мужчина по имени Авалу. Был он невысокого роста, неприметным, но очень благородным, добрым, мужественным человеком. Как-то в один из дней Авалу стоял среди своих односельчан-друзей «пхьоьг1анахь» (небольшая сходка на улице, на окраине села, где собираются мужчины).

Друзья просто стояли, вели непринужденный разговор. Вдруг неожиданно к ним подъехал на коне незнакомый всадник. Был он здоровым, высоким мужчиной. На лице красовались пышные, длинные усы. Поздоровавшись, он спешился с коня и спросил у стоящих, есть ли среди них кто-либо, кто смог бы сравниться с ним силою. Стоявшие мужчины указали пальцем на Авалу, который был неприметным среди всех. Всадник удивился, окинув его взглядом, и сказал: «Как он может со мной сразиться, ведь он не похож на къонаха, вы, наверно, все пошутили над ним!». Но друзья Авалу были невозмутимы в своем выборе. Всаднику пришлось согласиться, и он начал обсуждать с Авалу, какой метод борьбы они выберут. Гость предложил сразиться с оружием, на что Авалу ответил, что оружие у обоих разное, и будет нечестным, если выстрел будет неприцельным. Тогда тот предложил сразиться с кинжалами, на что Авалу сказал ему, что он (гость) слишком высокий и что его кинжал может сразить его сверху, и это будет нечестной смертью. Тогда Авалу предложил своему противнику такой метод борьбы, где каждый из них будет брать палец другого и будет надкусывать.

Всадник согласился, и они одновременно положили один из своих пальцев друг другу в рот. При первой же попытке у гостя раздался крик от боли, на что Авалу ему сказал, что он тоже готов был крикнуть от боли, но тот его, как бы, опередил. Так и закончилась эта несостоявшаяся схватка.

О чем все это говорит? О том, что наш герой Авалу был полон чувством благородства, терпения, самообладания. Ведь те приемы борьбы, которые предлагал ему противник, он отвергал, заранее ограждая его от непредвиденного, от кровопролития, от большой беды. Ведь тот был, по сути, гостем, а законы гостеприимства требуют соблюдения наивысших правил этикета, сдержанности и благородства. А наш герой, сильный и смелый человек, который мог и глазом не моргнуть перед любой неожиданностью и ситуацией, был воспитан именно на примерах чести и достоинства, на примерах сдержанности и высокой человеческой морали.

Ни это ли есть проявление высшего «Собар».

В давние, былые времена один из Шафи1и (мазабан да) учился чтению священной книги Коран.

В один из дней он выучил наизусть до обеда половину Корана. Но оставшаяся часть Корана ему никак не поддавалась, он не мог его выучить, родители были очень озабочены этим. Жена обратилась к своему мужу: «Может вина и в нас, все ли мы в этой жизни сделали так, как велит наша честь и совесть». Ответил муж: «Жена, я ничего не сделал в этой жизни непристойного, неправильного, что могло бы помешать или причинить нашему сыну вред или неудобства». Тогда жена вспомнила и рассказала своему мужу: «Когда-то я сидела на берегу нашей речки, стирала, штопала одежду. Вдруг я увидела очень красивое яблоко, прямо плывущее ко мне. У меня в руках была иголка, и я зацепила ею это яблоко. Когда яблоко оказалось у меня в руках, меня вдруг осенила мысль, что это яблоко может предназначаться другому человеку, и я не могу и не имею право вкусить его аромат и вкус. Может кто-то из бедных и обездоленных мечтает о том, чтобы отведать этот чудесный фрукт. И с этими мыслями я бросила это яблоко обратно в речку. Затем, я позволила себе облизнуть иголку и почувствовала нежный вкус яблока. Может это и стало для нашего сына помехой в дальнейшем чтении священного «Корана». «Жена, стоп, стоп, теперь я узнал, в чем дело. Ты вкусила вкус яблока и это стало причиной для дальнейшего познания нашим сыном священной книги». Завершая этот рассказ, хочется сказать о том поступке, которого совершила мать нашего героя. Перед соблазном вкушения чудесного райского фрукта она нашла в себе силы, собар, чтобы отречься от него, отдать его тем, кто больше нуждается в нем. Хотя по рассказу, этот ее небольшой соблазн является большой преградой в праведных делах. Отречься от мирских соблазнов – это и есть выражение наивысших человеческих сил, благородства, человечности, разума, собар.

Завершая эту тему, хочется сказать, что терпение рождается из ощущения внутреннего счастья, позволяющего человеку преодолевать трудности. Помня, что самые темные часы перед рассветом, он смело идет навстречу трудностям, твердо усваивая уроки жизни. Память о том, как был счастлив, делает человека терпеливым в решении жизненных проблем.


Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы

Район: Во всех районах Чеченской Республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики


Сведения об особенностях ОНН

Тип особенности: Состояние бытования

Краткий текст: В современном быту сохраняется.

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Нет риска

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: Собар-это сдержанность, выдержка, терпение,  удержание себя в рамках.

В «Энциклопедии Ислама» собар переводится как «выносливость»,

«сдержанность», «настойчивость», «решительность».

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Преемственным путем из поколений в поколение

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: аутентичное бытование 


Источники информации об ОНН

Классификатор ссылок: Литература

Наименование содержания ссылки:

  1. С-М. Хасиев «Нохчалла».
  2. М. Ахмадов «Чеченская традиционная культура и этика».

Ссылка на полный текст (url): 

https://www.podskazki.info/karta-statej/

Собар (Терпение)

https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/kogda-veruusemu-byt-terpelivym-vredno/


Принадлежность ОНН

Чеченцы


Ключевые слова

Терпимость, терпение, выносливость, сдержанность, настойчивость, решительность.


Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

  • Хачукаев Али Абдуллаевич 1950г. Заместитель директора по духовно- нравственному воспитанию. Колледж права и предпринимательства. с.Гихи, Урус-_Мартановский район.
  • Ибаев Ахмед Хамидович 1935г. с.Дишни – Ведино, Веденский район
  • Батыгов Шахид Бетигович  с. Ялхой-Мохк, Курчалоевский район. 1932г.
  • Абдулхакимов Магомед Махсудович с. Ялхой-Мохк, Курчалоевский район. 1949г.
  • Хасиев Саид –Магомед  Адамович 1942 г Кандидат исторических наук, этнолог. Ленинский район, п.Калинина

Тип ответственности: Исполнитель

 Ахмадова Мата Алимхажиевна 21.08.1968г. ГБУ «ЦНТ» , методист Экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65


Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

Название организации: Министерство культуры ЧР

Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»

Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65


Фотофиксация

Ибаев-Ахмед-Хамидович-1935г Абдулхакимов-Магомед-Махсудович-1949г Батыгов-Шахид-Батыгович-1932г Хасиев-Сайд-Магомед-Адамович-1942г Хачукаев-Али-Абдуллаевич-1950-г.


Видеофиксация

Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH052.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here