Национальная мужская одежда («Нохчийн чоа»)

Наименование: НОХЧИЙН ЧОА

Язык наименования: Чеченский


Тип объекта: Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом


Краткий текст описания: Чоа – чо а (и ворс тоже) – чеченская верхняя одежда из сукна с ворсом. Одна из древнейших видов одежды на Кавказе. Свое название получила от названия ткани с ворсом – чо болу маша, из которой была изготовлена.

     Чоа у чеченцев всегда считалась праздничной или парадно-выходной одеждой. Поэтому, как правило, шили ее из самого лучшего домотканого сукна. Пословица гласит: «Ахчанца къен велахь а, сица хьал долуш ву со, чоа тоьлларг бен ца лело», «Хотя и беден я по деньгам, но богат душой, чтобы носить только дорогую чоу».

<em>подробнее…</em>

Со временем при шитье чои чеченцы начали использовать и привозные фабричные ткани, как и домотканые: черного, серого, бурого и белого цветов. Редко покупали для шитья чои крашеные сукна коричневого, красно-коричневого, и темно-красного цветов.

При шитье, перед чои с двумя клиньями и спинка с одним центральным клином выкраивались цельными. Затем пришивали боковые подрезные клинья, чтобы образовались сзади на талии четыре выступа, низ ее от них спускался фалдами. Эти выступы удерживали от сползания вниз потяжелевший под оружием национальный пояс – доьхка, которым подпоясывался хозяин костюма.

В боковых швах чои делали небольшие разрезы, чтобы обеспечить возможность засунуть руки в глубокие карманы. В подоле по бокам оставляли шлицы размером от 25 до 30 сантиметров, для облегчения ходьбы.

Вверх или лиф чои до талии тоже делали с подкладкой из тонкой ткани. А вырез ворота должен был быть в виде угла. От него к тали шла застежка встык на узелковые пуговицы (ветанаш) и петельки.

На груди чои по обеим сторонам пришивались кармашки-газырьницы в виде узких ячеек, куда вкладывались деревянные или костяные газыри так, чтобы их концы были видны. Наконечники (видимая часть) для газырей изготавливали отдельно из серебра с позолотой или из другого металла или кости. Их навинчивали или надевали на газыри.

Газыри являлись обязательным элементом национального мужского костюма чеченцев. Они в старину в основном выполняли роль мерки пороха и свинцового ядра одного заряда кремневого оружия (пистолета, ружья).

История доказывает, что национальная одежда является неотъемлемой частью культуры любого народа. По ней мы судим о бытовых, географических и социальных условиях, в которых жил и существует этот народ. И, не без основания, считаем, что любое изменение одного из этих условий, сказывается на типе, характере и стиле его национального костюма.

По мнению ученых, одежда всегда отражала социальные различия, существующие в обществе, реагируя на малейшие их изменения. Возьмите историю разных народов мира. И мы убедимся в том, что костюмы знати, имущей и неимущей части населения разнятся. Порой разнятся до такой степени, что не возможно бывает установить их связь с одеждой, которое дало им свое начало.

А вот чеченское общество никогда не имело классовых разделений. Соответственно, кто бы не носил его, богатый или бедный, отсутствует разница в типах и качестве его национального костюма. Если мы обратимся за помощью к народному фольклору, то убедимся, что костюм, оружие и конь бедняка ни в чем не уступали такому же богатству самых состоятельных людей. Порой даже превосходило.  

– Чеченский национальный мужской костюм до 1995 года военных событий в республике оставался таким, каким его знали ученые еще 300 лет назад, – утверждает наш информатор Хожа-Ахмед Берсанов (90 лет) из с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского района ЧР. – Все его видоизменения носят временный характер и «прилипли» они к нему в результате вынужденных скитаний чеченцев, которым пришлось переждать военные баталии 1990 – 2000 годов в различных регионах России.

В основном здесь чувствуется копирование культработниками Чечни отдельных элементов украшения газырьниц, ворота и краев чои (черкески) с национальных костюмов кумыков, аварцев, кабардинцев и осетин, с которыми чеченцы издревле имели тесные экономические и культурные связи.

Чоачо а (и ворс тоже) – чеченская верхняя одежда из сукна с ворсом. Одна из древнейших видов одежды на Кавказе. – подчеркивает наш информатор ученый языковед, лингвист, фольклорист, народный академик Зайндин Джамалханов (90 лет), уроженец с. Надтеречное Надтеречного района ЧР. – Свое название получила, без сомнения, от названия ткани с ворсомчо болу маша, из которой была изготовлена.

Ученые-кавказоведы, в том числе и доктор исторических наук, профессор Лечий Магомедович Гарсаев, в своих научных работах приводят и второе название чоичоха. Корнем слова чоха – является – чох (чоьх) – из волос. Или здесь тоже подразумевается ткань из шерсти (ворсистая ткань). Однако, мы не нашли людей, которые в наше время помнят тех, кто когда-либо называл чоучохой.

Наш информатор Магомед Гайсуркаев (90), уроженец с. Сержень-Юрт Шалинского района ЧР утверждает, что нохчийн чоа – исконно чеченский национальный костюм – не потерял свой изначальный вид даже в бытность ненавистной для нас советской власти.

– Чеченцы говорят: «Чоа – это мужская одежда. Поэтому на ней не должно быть никаких орнаментов, украшений и блесток, кроме газырей и узкого пояса из крепкой кожи с серебряными или металлическими подвесками, – подчеркнул другой информатор Юсуп Уциев (106 лет) уроженец города Шали.

– Мне не нравится украшение чои, даже артистами профессиональной сцены, – говорит информатор Элберд Вадаев (90) лет из с. Хамби-Ирзе Ачхой-Мартановского района ЧР, в старину тех, кто позволял себе наносить орнаменты и различные блестки на свою чоу, называли калцIола (не мужчина).

Чоа у чеченцев всегда считалась праздничной или парадно-выходной одеждой, – поясняет Зайнди Джамалханов, – поэтому, как правило, шили ее из самого лучшего домотканого сукна. Пословица гласит: «Ахчанца къен велахь а, сица хьал долуш ву со, чоа тоьлларг бен ца лело», «Хотя и беден я по деньгам, но богат душой, чтобы носить только дорогую чоу».

Со временем при шитье чои чеченцы начали использовать и привозные фабричные ткани, как и домотканые: черного, серого, бурого и белого цветов. Редко покупали для этих целей крашеные сукна коричневого, красно-коричневого, и темно-красного цветов.

Чоу коричневого, красно-коричневого и других, похожих на цвет крови цветов, чеченцы надевали, когда шли в бой, – поясняет информатор илланча-фольклорист из с. Гельдиген Курчалойского района Бута Галаев (70 лет), – чтобы не ликовал враг, завидев раны, которые они могли получить во время противостояния.

По своему покрою чоа похожа на гIовтал – бешмет. Но шили ее значительно длиннее его и с длинными рукавами. Одевалась она поверх того самого бешмета. И, обязательно,  должна была быть застегнутой на все пуговицы и петли. Таковы требования у чеченцев к любой другой одежде, как мужской, так и женской.

При шитье, перед чои с двумя клиньями и спинка с одним центральным клином выкраивались цельными. Затем пришивали боковые подрезные клинья, чтобы образовались сзади на талии четыре выступа, низ ее от них спускался фалдами. Эти выступы удерживали от сползания вниз потяжелевший под оружием национальный пояс – доьхка, которым подпоясывался хозяин костюма.

В боковых швах черкески делали небольшие разрезы, чтобы обеспечить возможность засунуть руки в глубокие карманы. В подоле по бокам оставляли шлицы размером от 25 до 30 сантиметров, для облегчения ходьбы.

– Во все времена чеченцы шили чоу сильно приталенной, расширяясь книзу. – рассказывает информатор Хожа-Ахмед Берсанов, – чтобы плотно охватывала фигуру хозяина. Рукава должны были быть прямыми, длинными, широкими, свободно закрывающими кисти рук. В нижней части они имели подкладку из тонкого материала цвета самой чои, чтобы не были видны швы пошива, когда их подворачивали. Особенно молодежь любила носить чоу с подвернутыми выше локтей рукавами. Так ее носили и наездники.

– С опущенными рукавами у чеченцев носили чоу старцы и священнослужители, – заметил наш информатор Л.М. Гарсаев, – а молодежь и пожилые люди – подвернутыми. Потому что, если на свадьбе и других увеселительных мероприятиях молодой человек опускал рукава, окружающие знали, что он не будет танцевать и веселиться с ними наравне. Так как, опущенные рукава означало, что он соблюдает какие-то приличия или в трауре. А у  осетин, по длине опущенных рукав черкески судили о богатстве того, кто ее носит. Бедняки у них обязаны были ходить с подвернутыми рукавами.

Верх или лиф чои до талии тоже делали с подкладкой из тонкой ткани. А вырез ворота должен был быть в виде угла. От него к тали шла застежка встык на узелковые пуговицы (ветанаш) и петельки.

На груди чои по обеим сторонам пришивались кармашки-газырьницы в виде узких ячеек, куда вкладывались деревянные или костяные газыри так, чтобы их концы были видны. Наконечники (видимая часть) для газырей изготавливали отдельно из серебра с позолотой или из другого металла или кости. Их навинчивали или надевали на газыри.

Газыри являлись обязательным элементом национального мужского костюма чеченцев. Они в старину в основном выполняли роль мерки пороха и свинцового ядра одного заряда кремневого оружия (пистолета, ружья).

– Длина чои достигала почти до лодыжки, – поведал нам информатор, известный танцор, Заслуженный артист России Сулумбек Идрисов (67 лет) из г. Шали. – И на груди она не так сильно была открыта, как сегодня, – в наше время (1970 годы) солисты ансамбля «Вайнах» носили ее не короче 30 сантиметров от пола, соблюдали и все остальные требования к ней. Полы чои должны были быть сделаны в нахлест. Тоже не менее, чем на 30 сантиметров. Как солдатская шинель, которую из-за ее схожести со своим национальным костюмом, чеченцы назвали – чоа.

– В начале ХХ века появился у нас и новый вид чои, – дополняет Л.М. Гарсаев, – для облегчения ее ношения старикам и людям преклонного возраста, чоу стали шить и со стоячим воротником. Похожим на бешмет, но с газырями.

По поводу получения чеченским национальным костюмом – чоа русского названия черкеска есть несколько версий.

Первая версия: «Название «черкеска» –  горский костюм получил от русского населения, пребывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах, – пишет известный учёный-кавказовед и музейный деятель Евгения Николаевна Студенецкая. – Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески».

– Почему-то никто, никогда и нигде не встречал какой-либо другой одежды, которую нарекли «также» именем народа, на представителях которого ее увидели: «армяшка», «ингушка», «кабардинка», – вопрошает наш информатор Зайнди Джамалханов,  – уверен, что эту версию взяли не из достоверного источника.

А теперь другая версия. Нам ее привел народный артист СССР, Герой социалистического труда, известный во всем мире танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев: «Как мы знаем из истории, впервые у России появился интерес на Кавказе после распада «Золотой Орды» (1550 годы) и с образованием множества мелких государств, которые в то время не могли постоять за себя. Один из генералов, который принимал участие в экспедиции в горы, говорят, достиг территории Чечни. Здесь для поиска ближайшего населенного пункта, чтобы пополнить запасы своих провизий, он направил дозор (разведку).

Когда дозор вернулся, генерал спросил у командира дозора: «Кого вы увидели из живых?» Он ответил: «Людей в черных кесках. Они наблюдали за нами издали» Кеской называлась накидка кавалериста, типа короткого плаща».

Такую же версию высказал нам другой информатор историк, этнограф, собиратель чеченского фольклора Леид Межидов (67 лет) из с. Беной Ножай-Юртовского района. Ее не отрицает и ученый-кавказовед, доктор исторических наук Л.М. Гарсаев. Он считает, что эта версия тоже имеет право на жизнь, как и версия Е.Н. Студенецкой…

Бустамаш – газыри – на чоэ у чеченцев, считают, появились вместе с самим костюмом. У многих других народов Кавказа – позднее. По крайней мере, так пишут об этом их ученые: «До появления огнестрельного оружия, газыри носили в кожаных сумках на ремне, через плечо или на поясе. Но на поясе и без того крепилось много предметов, а через плечо, на ремнях, носили шашку, ружье. Поэтому и стали пришивать газыри на черкеску, по обеим сторонам груди».

Слово газырь – на чеченском языке означает – бустам (бустамаш мн.ч.). Бустам – представлял собой, как отметили выше, мерку пороха и свинцового ядра одного заряда кремневого оружия (пистолета, ружья). Считают, что впервые они были изобретены в Чечне. Первые бустамаш делались из бараньих костей и подвешивались на груди, «заправленные» меркой пороха и свинцовыми ядрами. Затем стали их пришивать по обе стороны груди по 7 и более. В зависимости от ширины груди хозяина костюма или это зависело от его телосложения.

Под чоу надевали гIовтал – бешмет или рубашку – коч. Если рубашку шили прямой, то низ бешмета делали свободной. Иногда и сборками, а верхняя часть так, чтобы она обтягивала фигуру.

Штаныхеча, шарбал – к чоэ шили из холста, сукна и других тонких тканей темного цвета. С учетом того, что мужчины часто ездили верхом, они должны были быть широкими. А длиной доходили до лодыжек. Между поясницей и седалищем штанов вшивали приличный кусок ткани в треугольной форме – айла – мотня. Штанины равномерно ссужались к низу. И там пришивались штрипки, для удержания их при натягивании обуви. Всегда штаны заправлялись в маьхьсеш (ичиги), пезагаш (типа гоговиц). В качестве ремня, на котором они держались, служил плетеный гашникхуьнжар.

      – Коч – кочан (ворота, окружности шеи) – рубашка – чеченское слово, – утверждает информатор Зайндин Джамалханов, – это одежда, покрывающая тело от ворота до пояса типа короткого покрывала.

Шили из тонкой ткани домашнего приготовления. Со стоячим воротником из прямой, вдвое сложенной по длине ткани. У нее был прямой вырез ворота. Рукав – цельный, прямой, Не было плечевых швов. По длине рубашка достигала низ бедра. На груди застегивалась на плетеные пуговицы – ветанаш и воздушные (плетеные) петельки.  

Носили черкеску, перетянутую тонким ремнем – доьхка – из кожи, но обязательно с кинжалом. Без кинжала такой ремень могли носить только старцы и священнослужители.

Мужской поясдоьхка – чеченцы делали из крепкой кожи с небольшой металлической пряжкой, металлическим или серебряным наконечником и подвесками – меттанаш (язычки), украшенными национальным орнаментом.

На поясе спереди носили кинжал. К поясу также крепились кремневый пистолет. За него подвешивали шашку, мешочек с кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазывания оружия и другие мелочи, необходимые путнику и воину.

– Пояс был и остается обязательной принадлежностью мужского национального костюма чоа, – дополняет информатор Зайнди Джамалханов, – чеченец, достигший 15-летнего возраста, в какой бы костюм он не облачался, не мог в старину выходить к людям, будучи не подпоясан. Пояс считался обязательным атрибутом мужчины.

Прародительницей всех чеченских головных уборов, которые когда-либо носили чеченцы с чоой и без,  считают кхакхана-куй (шапка из овчины). Такие шапки делались целиком из шкур горных баранов и коз. Надевались они глубоко, часто закрывая наполовину глаза свисающей от шапки шерстью.

Самый почетный вид головного убора, который чеченцы носили с черкеской, это каракулевая шапкахолхаз-куй. Она могла быть низкой, с каракулевым верхом и высокой – с открытым, но обязательно с каракулевым верхом – папахасурам куй, сур-куй.

Зимой или в дождливую погоду на шапку надевали башлакх башлык. Сам термин этот никогда не был тюркским, хотя отдельные ученые склонны считать так, ибо бытование башлыка вне Кавказа у тюркских народов не зафиксировано.

Башлакх – на чеченском языке – башабешамокнущий (тающий), лакхверх, – поясняет Зайнди Джамалханов, – На тюркский лад здесь звучит лишь одно слово – баш – голова. Вторая часть состоит из чеченского слова – лакх (е) – верх. Сродни слову башлам – беша лам –  тающая гора. И шьют для того, чтобы защитить от осадков мокнущий верх – голову.

Шили башлакх из двух частей тонкого войлока или сукна. Края его отделывали шелковыми нитями обязательно цвета материала, из которого изготовлен башлакх. На конце капюшона пришивали бахрому – кистькIинж – из шелковых нитей. То же цвета самого капюшона. То есть, и на башлакх, распространяются  строгие требования чеченского народа: «На мужской одежде не должно быть никаких блесток и лишних украшений!»

– Материал, из которого шили башлакх, мастерами по пошиву одежды пропитывался в старину специальными солями и травяными растворами, – говорит информатор Магомед Гайсуркаев, – поэтому он был надежной защитой головного убора от природных осадков.

Башлакх чеченцы носили и без чои, как рабочий пояс. В нем мастеровой мог носить свои инструменты, косарь – брусок для заточки косы, крестьянин в нем возвращал домой отбившегося от матери ягненка…

Обувь. С праздничной одеждой чоа чеченцы в старину носили маьхьсеш (ичиги), пезагаш (типа ноговиц) с мягкой подошвой. Надевали их поверх штанов так, чтобы они плотно облегали ногу от колен до щиколотки. Для удобства натягивания, они были снабжены штрипками. Шили маьхьсеш (ичиги), пезагаш из мягкой кожи и сафьяна. Ниже колен маьхьсеш закреплялись от сползания при помощи завязок из кожи типа тонких ремней – локхарш. Если передняя часть маьхьсеш была выше колен, то пезагаш шили немного ниже колен и с ровным верхом.

В отличие от других народов Кавказа, у чеченцев бытовала еще и обувь с твердой подошвой и каблуками – высокие и невысокие сапоги – эткаш.

ГIовталбешмет чеченцы носили не только под черкеской, но и без нее, как повседневный костюм. Он был короче чои. Шили его из любой плотной ткани, со стоячим стеганым воротником.

Спереди гIовтал имел разрез, застегивался он, как и рубаха, на сплетенные пуговицы и петельки из ниток. Рукава были длинные, широкие, с манжетами или без. Мужчины среднего или пожилого возраста носили под таким бешметом рубаху со стоячим воротником и прямым разрезом на груди, застегивающуюся на самодельные плетеные пуговицы – ветанаш и петельки.

Вертабурка, является древнейшим видом одежды чеченцев. Надевали ее поверх чои при верховой езде, пешие – в холодные времена года. Носили как с чоой, так и без нее (поверх любой другой одежды). Изготавливали ее из черного или белого войлока. Ее верхняя спинная часть и борта имеют подкладки. Воротник и передние края обшиты твердой кожей или плотным материалом. Она защищала людей, как от холода, дождя, снега, так и от пуль гладкоствольного оружия. Ибо войлок, из которого ее изготавливали, пропитывали специальными травяными растворами. То есть, бурка для своего хозяина становилась своего рода бронежилетом.

В чеченском фольклоре немало примеров, когда верта во время отдыха заменяла путнику постель. А горные пастухи почти не расставались с ней.


<strong>Место бытования</strong>

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика, г. Грозный


<strong>Сведения об особенностях ОНН</strong>

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст:

Чоа – чо а (и ворс тоже) – чеченская верхняя одежда из сукна с ворсом. Одна из древнейших видов одежды на Кавказе. Свое название получила от названия ткани с ворсом – чо болу маша, из которой была изготовлена.

     Чоа у чеченцев всегда считалась праздничной или парадно-выходной одеждой. Поэтому, как правило, шили ее из самого лучшего домотканого сукна. Пословица гласит: «Ахчанца къен велахь а, сица хьал долуш ву со, чоа тоьлларг бен ца лело», «Хотя и беден я по деньгам, но богат душой, чтобы носить только дорогую чоу».

      Со временем при шитье чои чеченцы начали использовать и привозные фабричные ткани, как и домотканые: черного, серого, бурого и белого цветов. Редко покупали для шитья чои крашеные сукна коричневого, красно-коричневого, и темно-красного цветов.

      При шитье, перед чои с двумя клиньями и спинка с одним центральным клином выкраивались цельными. Затем пришивали боковые подрезные клинья, чтобы образовались сзади на талии четыре выступа, низ ее от них спускался фалдами. Эти выступы удерживали от сползания вниз потяжелевший под оружием национальный пояс – доьхка, которым подпоясывался хозяин костюма.

     В боковых швах чои делали небольшие разрезы, чтобы обеспечить возможность засунуть руки в глубокие карманы. В подоле по бокам оставляли шлицы размером от 25 до 30 сантиметров, для облегчения ходьбы.

     Вверх или лиф чои до талии тоже делали с подкладкой из тонкой ткани. А вырез ворота должен был быть в виде угла. От него к тали шла застежка встык на узелковые пуговицы (ветанаш) и петельки.

     На груди чои по обеим сторонам пришивались кармашки-газырьницы в виде узких ячеек, куда вкладывались деревянные или костяные газыри так, чтобы их концы были видны. Наконечники (видимая часть) для газырей изготавливали отдельно из серебра с позолотой или из другого металла или кости. Их навинчивали или надевали на газыри.

     Газыри являлись обязательным элементом национального мужского костюма чеченцев. Они в старину в основном выполняли роль мерки пороха и свинцового ядра одного заряда кремневого оружия (пистолета, ружья)… 

Ссылка на источник сведений:

  1. Полевой материал из личного архива А.Х.Уциева.
  2. Л.М. Гарсаев, Х-А. М. Гарсаев, М.М. Гарсаева, Т.С. Шаипова. Мужской костюм и воинское снаряжение чеченцев и ингушей ХIХ – начала ХХ вв. Грозный, 2016.
  3. Фото и видео материалы из личного архива А.Х. Уциева и из архива ГБУ «ЦНТ» МК ЧР.

 


<strong>Предметы, связанные с ОНН </strong>

Тип предмета: Традиционная чеченская национальная праздничная одежда

Наименование Предмета: Нохчийн ЧОА – ЧЕРКЕСКА, чоица лело духарш, гIирсаш – и все, что носят с ней


<strong>Принадлежность ОНН</strong>

Чеченская традиционная национальная праздничная одежда


<strong>Ключевые слова</strong>

Чоа, черкеска, гIовтал, башлакх, верта, бустамаш, пезагаш, хеча, газыри, пояс


<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНН</strong>

информаторы:

  • Юсуп Уциев (106 лет), г. Шали; Зайнди Джамалханов (90 лет), с. Надтеречное Надтеречного района;
  • Хожа-Ахмед Берсанов (90), с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского района;
  • Элберд Вадаев (90 лет), с. Хаьмби-Ирзе Ачхой-Мартановского района;
  • Магомед Гайсуркаев (90), с. Сержень-Юрт Шалинского района; Бута Галаев (70 лет), с. Гельдиген Курчалойского района;
  • Леид Межидов (67 лет), с. Стерч-керт Ножай-Юртовского района;
  • Лейчий Гарсаев (66 лет), с. Элистанжи Веденского района;
  • Сулумбек Идрисов (67), г. Шали.

Тип ответственности: Исполнитель

Фамилия лица: Уциев

Имя Отчество лица: Абу Ховкаевич

Дополнение к имени: Член Союзы журналистов СССР, член союзов журналистов и писателей Российской Федерации, писатель-этнограф

Тип ответственности: Эксперт

Фамилия лица: Гарсаев

Имя Отчество лица: Лейчий Магомедович

Дополнение к имени: ученый-кавказовед,  доктор исторических наук, профессор

Место работы/адрес: Академия наук Чеченской Республики


<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

Название организации: ГБУ «Центр народного творчества ЧР


<strong>Источники информации об ОНН</strong>

Классификатор ссылок:

  1. Полевой материал из личного архива А.Х.Уциева.
  2. Л.М. Гарсаев, Х-А. М. Гарсаев, М.М. Гарсаева, Т.С. Шаипова. Мужской костюм и воинское снаряжение чеченцев и ингушей ХIХ – начала ХХ вв. Грозный, 2016.
  3. Фото и видео материалы из личного архива А.Х. Уциева и из архива ГБУ «ЦНТ» МК ЧР.

<strong>Фотофиксация</strong>


<strong>Регистрация ОНН</strong>

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH041.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.

Post Your Comment Here