Папаха («Холхазан куй»)

Этнос: Чеченцы.

Язык: Чеченский, русский.

Конфессиональная принадлежность: Мусульмане (сунниты).

Тип объекта

Чеченский мужской головной убор «Папаха» («Холхазан куй»)

Краткое описание: В этом тексте читатель ознакомится с чеченским мужским головным убором  «Папаха» («Холхазан куй»). Он узнает, из чего изготовляется папаха, какое значение она имеет для чеченца, как папаха использовалась в битвах, кому она доставалась после смерти хозяина и многое другое.  Также здесь приводятся  некоторые истории из жизни горцев, связанные с шапкой.   

<em>подробнее</em>

Чеченский мужской головной убор  «Папаха»  («Холхазан куй»).

Самой важной и престижной частью комплекса мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Головной убор у чеченцев во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужества, чести и о достоинстве горца судили по его головному убору.

Об этом свидетельствуют бытующие среди народа пословицы и поговорки,  зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи – папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи».

Перу выдающегося чеченского поэта и писателя Ахмада Сулейманова принадлежат такие строки: «Шен дешан да воцуш мел верг куйна да вац хьуна шен» («Тот, кто не держит своего слова, не является хозяином своей папахи»). Это показывает, что у чеченцев  хранить неприкосновенность своей папахи также важно, как и выполнение обещаний. Об особом отношении горцев к папахе свидетельствует и тот факт, что головные уборы некавказского типа с трудом проникали в быт даже в советское время (Студенецкая, 1989).

Мужчины всегда носили головные уборы, даже в помещении. Если папаха и снималась, то вместо нее надевалась легкая шапочка. То есть голова всегда была прикрытой. Папахи делались из разных материалов, таких как овечьи шкуры, козьи шкуры и так далее. «Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль» (Студенецкая, 1989, стр. 113). Чеченские праздничные папахи отличались от папах других народов тем, что они были выше и с большим расширением кверху. Эти папахи шили только из каракуля различных цветов. Коричневый и золотистый цвета ценились больше других (Студенецкая, 1989, стр. 237).

Есть некоторые свидетельства, что папахи были подвержены моде: иногда их делали очень высокими, иногда низкими. Молодые люди и люди среднего возраста были в основном теми, кто следовал трендам, старики и дети же носили старомодные шапки. В то время как у других народов Северного Кавказа были распространены шапки конусообразной формы с широким околышем, у чеченцев и ингушей были шапки из курпея – высокие и прямые (Студенецкая, 1989, стр. 117).

«Папахи с довольно широким околышем и очень выпуклым круглым верхом носили чеченцы в 1820-1830-х годах» – пишет Студенецкая (1989, стр.36).

По словам Мунаева И.Б.: «Папаха – очень важный элемент  традиционной культуры чеченцев («нохчи»). Этот головной убор представляет собой каракулевую, довольно высокую, расширенную кверху шапку, которая является и украшением и одновременно символом святости, стойкости, мужества, честности.

Важно отметить то, что человек, который надевает папаху, как бы становится в ранг особого состояния – от него никогда нельзя ждать плохого,   он как бы взял на себя целый комплекс обязанностей: быть благочинным, занимать активную позицию в миротворческих делах, помогать слабым, обездоленным, содействовать добру, быть блюстителем всех святых ценностей, которые есть в человеческих отношениях.

Надеть  папаху –  это означает, что при необходимости он должен,  даже рискуя своей жизнью, быть готовым отстоять честь и достоинство девушки, женщины, нуждающейся в помощи».

Информатор А. А. Салатаев рассказывает следующую историю: «В 1919 году молодой человек из с. Старая Сунжа по имени Магомед приехал к своей возлюбленной в с.Цоци-юрт. После полудня, ближе к вечеру, он  пригласил ее  к роднику на свидание. После недолгого разговора девушка обратилась к нему с просьбой: – Магомед, говорят, что завтра готовится наступление Деникинских войск на наше село. Мужское население готовится к войне, к газавату. Я прошу тебя уехать домой, не оставаясь на ночь. Ты не с нашего села и тебя никто за это не осудит.

Магомед ответил: – Я никуда не уеду и останусь здесь. Подумай сама,  что ты обо мне подумаешь и как ты меня воспримешь, если я «убегу» от опасности и снова приду  к тебе на свидание,  когда эта опасность минует?

На второй день в неравном сражении  Магомед был убит. Его похоронили в с.Цоци-юрт, как и сотни его жителей, погибших за газават.

Девушка, после гибели  своего любимого, оставила себе на память его папаху,  бережно хранила ее, как реликвию, напоминавшую ей защитника и настоящего рыцаря.

Она не расставалась с ней и в Казахстане, когда целый народ безвинно стал жертвой депортации. Она  умерла, храня верность  своим чувствам, так и не соединив свою судьбу ни с одним молодым человеком».[8]

«Папаха является культурным элементом, и она всегда должна быть на голове. Но вместе с тем наши исследования говорят о том, что в древности папаха имела прикладное значение, т.е. внутри папахи пришивались несколько железных обручей, они складывались, и  при необходимости папаха превращалась в щит. Такая папаха сохранилась до нового времени у горцев (хевсуров, цова-тушинцев (нахи). Это тоже элемент нашей традиционной материальной культуры и мы должны об этом помнить.

Я такую папаху не видел, видимо, это было в тот  период времени, когда папаха имела и прикладное необходимое значение в жизни горцев, когда не было развито огнестрельное оружие, а большее вооружение представляло только холодное оружие» (И.Б.Мунаев).

Бурчаев Халим рассказывает: «У чеченцев была военная шапка под названием «таж» (шлем). Изготовляли их из латуни, меди или железа. Для удобства и мягкости внутреннюю отделку делали из шкур буйволов. Эти шкуры очень твердые и режутся с трудом.

По рассказам старожилов из нашего села Гиляны, которым было 90-100 лет, они были очевидцами, когда бились двое враждующих мужчин, и как один из них левой рукой снимал этот шлем с головы  и использовал его для отражения ударов,  а правой рукой кинжалом старался достать противника и наносить ему ответные удары. Эти военные шапки (шлемы) носили в целях самообороны и как оружие, если на тот момент не было другого способа защиты».[6]

Со слов Л.М.Гарсаева, существуют разные легенды об истории появления папахи: «Мой отец Магомед-Хаджи из с.Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа.

Когда-то, еще в VII веке, чеченцы, пожелавшие принять ислам, пешком отправились в священный город Мекку и встретились там с пророком Мухаммадом (с.а.в.с.), чтобы именно он благословил их на новую веру – ислам. Пророк Муххамад  (с.а.в.с.), крайне  удивленный и опечаленный видом странников, а особенно разбитыми, окровавленными от долгого странствия ногами, подарил им каракулевые шкурки, чтобы они обернули ими ноги для обратного пути. Приняв дар, чеченцы решили, что недостойно обертывать ноги такими красивыми шкурками, да еще принятыми от такого великого человека, как Мухаммад  (с.а.в.с.). Из них решили они сшить высокие шапки, которые нужно носить с гордостью, достоинством.  С тех пор этот вид почетного красивого головного убора носится чеченцами с особым пиететом.

Хочется особо отметить, что для чеченца не было подарка значимее, чем папаха. И поэтому  она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении, а также передавать для  ношения  другому лицу. К шапке привыкали с детства.  Чеченцы  традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. А женщины, согласно адату, не имеют права носить (надевать) мужской головной убор кроме войлочной шляпы, надеваемой во время

сельскохозяйственных работ в поле. В народе также существует примета, что сестра не может надеть папаху брата, так как в этом случае брат может потерять свое счастье.

В народе говорят: «На горце должны привлекать особое внимание два элемента одежды – головной убор и обувь. Папаха должна быть идеального покроя, так как уважающий тебя человек смотрит тебе в лицо, соответственно видит головной убор. Человек неискренний обычно смотрит тебе в ноги, поэтому обувь должна быть качественной и начищенной до блеска».

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздавать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому – носили их в семье, если  были сыновья и братья, если  их не было – преподносили самому уважаемому человеку из их клана. Следуя тому обычаю, папаху своего покойного отца ношу я» [1].

Халимом Бурчаевым приводится такая история: «После пленения имама Шамиля его самый верный наиб Байсангур около года вел неравную войну против царских войск.  Но, из-за превосходящих сил противника, он попал в плен. Байсангур не мог наложить на себя руки, так как мусульманская вера Ислам запрещает это (суицид в любом виде). В Хасав-юрте, на площади перед церковью, созвав чеченцев, беноевцев из села Ойсхар и его двух сыновей, палачи устроили над ним показательный суд через повешенье, чтобы остальным было неповадно восставать против них. Когда Байсангура подвели к виселице и накинули на шею петлю, он снял со своей головы папаху и, кинув ее в сторону сыновей, крикнул: – Алхазур, Тахир! С большой честью и достоинством я носил эту папаху, теперь на вас двоих огромная ответственность –  сберечь ее честь и святость.[6]

И.Б.Мунаев рассказывает: «Папаху не снимают. Сбить папаху с кого-либо считалось невиданным оскорблением и посягательством на честь и достоинство мужчины,  воспринималось, как большое святотатство и  могло быть смыто только кровью.  Это оскорбление  не только по отношению к нему, но и ко всем его родственникам».[5]

«Издревле шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства или «культа».

Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю – это означало, что он готов идти на все, до конца.

Чеченец мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.

«Если человек снял шапку и попросил что-нибудь, это считалось и считается низостью, достойной раба. После этого он пользовался в народе нехорошей славой. «Кера  куй  биттина хилла церан иза» – «Им это досталось в руки битьем шапки», – говорили о таких людях. (Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев  – М., 2007. С. 243). [4].

«Сорвать или сбить с чей-нибудь головы шапку считалось великим оскорблением,  таким же, как  отрезать  рукав платья женщины», – говорил  мой отец Магомед-Хаджи Гарсаев.

Это подтверждают и некоторые трагические случаи из жизни чеченцев во время их пребывания в ссылке в Средней Азии. Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши – рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий казахов и считали это посягательством на свою честь.

По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана, на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне! – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец  Джанаралиев  Жалавди, предупредив, что если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но встретил мощный отпор и был убит, за что Жалавди получил 25 лет тюрьмы. В сознании чеченцев понятие чести так взаимосвязано с головным убором, что этот человек предпочел совершить незаконный поступок и получить за это наказание, чем уронить свою честь и достоинство.

Даже во время огненного, экспрессивного, быстрого танца чеченец не должен был ронять головной убор. Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, а разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом.

«Девушка через друга или двоюродного брата своего избранника передавала ему весточку, что есть возможность увидеться, и она сегодня будет у кого-то на свадьбе или вечеринке. Если молодой человек в силу  каких-то причин не мог прибыть на условленное место, в знак глубокого уважения  к любимой, он  тому же  другу или родственнику доверял свою папаху. Этот головной убор занимал место  в ряду  сидящих молодых людей и заменял  ее владельца. Таким образом, на протяжении всего времени девушка чувствовала присутствие и внимание своего возлюбленного».[6]

«Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

М.А.Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР,    никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Он хорошо знал ей цену  и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, он ни перед кем не снимал свою папаху.

Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л.Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, и, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать».

Делясь с читателями своей книги «Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».[1]

<strong>Видеофиксация</strong>

Медиафайл

<strong>Фотофиксация</strong>

<b>Место бытования</b>

Страна: Российская Федерация, Чеченская республика, Страны СНГ и Европы, где проживают чеченцы.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения :

Чеченская республика.

<strong>Автор описания</strong>
Демильханова  Билкис Асламбековна, заведующий отделом художественного творчества  ГБУ «Центр народного творчества»  МК ЧР.
<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНКН</strong>
Носитель: Мунаев Исмаил Булачевич, 1949 г.р.,  канд. филологических наук.

Носитель: Бурчаев Халим, 1956 г.р , член Союза писателей России, ЧР. Работает переводчиком в Академии наук ЧР.

Носитель: Салатаев Али Абушаидович, 1958 г.р., житель с.Ялхой- Мохк Курчалоевского района ЧР

<strong>Библиография</strong>
  1. Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М., ст,преп. ЧГПИ, Журнал «Нана» 2009-10
  2. Джавахашвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа. Тбилиси, 1962. III – IV. С. 129, 139.
  3. Студенецкая Е.Н. Одежда. Культура и быт народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М., 1989. Наука.
  4. Арсалиев  Ш. М-Х.  Этнопедагогика чеченцев  – М., 2007. С. 243
  5. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.
  6. Сулейманов Ахмад , 1922г.р.; чеч.поэт, этнограф; стихи.

Дата публикации: 2017г.

<strong>История выявления и фиксации</strong>

Самые ранние данные о чеченском головном уборе «Папаха» обнаруживаются у зарубежных авторов, которые посещали Кавказ в 18-19 веках. Детальное изучение этого объекта наблюдается в трудах Е.Н. Студенецкой, а в частности ее книге «Одежда». Культура и быт народов Северного Кавказа 19-20вв.». Видеозаписи проводились  в помещении ЦНТ в 2017 г.

<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>
Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики.

Название организации: ГБУ «ЦНТ».

Местонахождение: РФ, ЧР. г. Грозный, улица Деловая 19/65.

<b>Регистрация ОНН</b>

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР , Номер: CHECH008.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение «Центр народного творчества»  Чеченской Республики.

Post Your Comment Here