Наименование: Достижение возраста полной правоспособности и дееспособности молодого человека
Язык наименования: русский
Наименование: «Юкъехкар»
Сведения, относящиеся к наименованию: Обычай, обряд.
Язык наименования: чеченский
Тип объекта: Обычай, обряд.
Краткое описание ОНН: Из глубины многовековой истории чеченского народа осталось множество преданий о кодексе чести настоящего горца-къонаха. Особое место в этом наследии занимает символический обычай, в процессе которого юноша становится мужчиной. Главное место в древнем ритуале занимает церемония повязывания пояса с кинжалом, которого молодой къонах (воин, следующий заветам древнего кодекса горца) удостаивается по достижении 15 лет.
Из глубины многовековой истории чеченского народа осталось множество преданий о кодексе чести настоящего горца-къонаха. Особое место в этом наследии занимает символический обычай, в процессе которого юноша становится мужчиной. Главное место в древнем ритуале занимает церемония повязывания пояса с кинжалом, которого молодой къонах (воин, следующий заветам древнего кодекса горца) удостаивается по достижении 15 лет.
Чтобы стать “К1антом-къонахом», юноша должен был еще сформироваться, т.е. иметь целый ряд положительных качеств: смелость, мужество, сдержанность, благородство, бескорыстие, щедрость и т.д. В особых случаях так могли назвать и молодых людей за исключительные заслуги перед обществом. В таких случаях к определению “к1ант” добавлялось “жима” (молодой), этим подчеркивалась изначальность подвига и качеств молодца, которые он имел. При наличии всех этих качеств и добавлялось определение “вуьззина» (сформировавшийся). Именно с такого возраста Нохчийн кIант – уже истинный воин, несущий ответственность за себя и своих близких. Не жалея жизни, готов был биться с врагами за родную землю. Со дня исполнения 15-ти лет детство заканчивалось, и на молодого человека возлагались все обязанности взрослого мужчины. Ребенок переходил в разряд взрослых и принимал на себя все обязанности, присущие взрослому человеку. Самое же главное: перешагнувший пятнадцатилетний рубеж отныне сам отвечал перед Богом за каждый свой поступок и каждое своё слово и за свою жизнь. В этом возрасте молодой человек впервые получал право опоясать талию ремнем.
Процедура посвящения такова: старшие мужчины рода повязывают мальчику кинжал с поясом, а также вручают папаху – символ настоящего чеченца.
Принимая пояс – символ Достоинства и Чести, папаху – символ Мужества и кинжал – знак Отваги и Доблести, чеченский юноша признает свою ответственность перед Всевышним, своим народом, своей Отчизной и семьей. Папаху, пояс и кинжал, истинный чеченец с достоинством и благоговением носит как священное наследие до конца своих дней на этой земле.
Если отец вчерашнего мальчика был кровником, то с исполнением 15-ти лет этот вчерашний мальчик сегодня уже становится кровником. С ним могут обойтись, как с взрослым мужчиной.
Согласно древним законам, оружие – неотъемлемый атрибут чеченского мужчины. Обладание им не привилегия, а право, умение им владеть – необходимость. К своему совершеннолетию юноша должен был освоить все навыки воина: искусство наездника, стрельбу из ружья и пистолета, джигитовку с шашкой. А его неразлучным спутником на всю жизнь становился кинжал. После обряда инициации, опоясывания кинжалом, джигит снимал его лишь на ночь, кладя по правую сторону, чтобы иметь возможность схватить оружие при неожиданном пробуждении.
Процедуру опоясывания кинжалом должен был совершить родной дядя по отцу (брат отца). Если у отца именинника имелся настоящий друг, то эту процедуру совершал друг отца. Готовясь к этому празднику, дядя или друг отца приобретал пояс и кинжал. Пояс и кинжал должны были быть такого качества, чтобы не стыдно было показать всей родне и гостям. Поэтому пояс с кинжалом приобретали по такой цене, сколько позволяет состояние покупателя.
По поводу исполнения 15-ти лет дядя со стороны матери (брат матери) дарил своему племяннику коня с уздечкой. Качество коня тоже зависело от состояния дяди. Поскольку на этот подарок смотрит многочисленная родня и гости, дядя по матери старался дарить самого лучшего коня.
В некоторых случаях в этот день делали по-новому «хьакъикъат» (жертвоприношение по поводу наречения имени) и давали новое имя, более соответствующее его характеру и темпераменту.
Собравшиеся на подобное жертвоприношение знатоки ислама и пользующиеся уважением в обществе старейшины знакомят пятнадцатилетнего юношу с его новыми обязанностями, высказывают пожелания блага и счастья, вручают подарки… Заодно его втягивают в совместное служение Богу: совершение намаза, исполнение зикра, поминовение и т.д. «Виновник» собрания, соответственно своим знаниям, участвует в общем собрании: призывает к намазу, читает суры и т.п. Такое внимание к пятнадцатилетнему позволяет ему своевременно узнать свои взрослые обязанности и быстро приспособиться к новому образу жизни.
В прежние времена достижение юношей пятнадцатилетнего возраста ещё не означало автоматического зачисления его в разряд воинов. Вообще, воины, направлявшиеся за трофеями или для отражения врага, никогда не брали с собой молодого человека, не прошедшего через определенные испытания. Одно из них, например, состояло в том, что молодой человек на ходу, при полном вооружении, должен был вбежать на валун, ни разу не коснувшись камня рукой. Тот, кто не смог сделать это, считался не готовым к исполнению обязанностей воина. У чеченцев существовал целый ряд специальных состязаний и испытаний, призванных превратить молодого человека в воина. Например, чтобы заслужить право носить саблю, необходимо было одним ударом разрубить связку кизиловых прутьев толщиной в собственную талию. Поэтому, чем тоньше был молодой человек в талии, тем легче ему было завоевать это право. Связку прутьев разрешалось рубить, положив на землю, поставив торчком в каком-то углублении или подвесив к чему-либо. Делать это нужно было обязательно при свидетелях. Какой острой должна была быть сабля! Какой силой, мастерством и быстротой должен был обладать молодой человек, чтобы перерубить связку прутьев! Прошедший через это испытание должен был принять участие в другом состязании. Двое молодых людей, привязав к ногам ручные мельницы (представляющие собой довольно тяжелые камни), мчались наперегонки. Состязание могло происходить как днем, так и ночью, причем юноши имели права останавливаться, пока не побывают подряд в трёх селениях. При этом, что бы ни случилось, залаяла ли собака, раздался ли выстрел, окликнул ли кто или позвал на помощь – они не должны были оглядываться назад, поскольку это рассматривалось как проявление малодушия или страха. Прошедший данное испытание получал право носить арбалет, а в более поздние времена – ружье.
Взрослеющего юношу для обучения этикету, обращению с оружием, привитию трудолюбия, развитию ловкости, для обучения жизни отдавали на воспитание известным мужам-къонахам. Через несколько лет юноша возвращался, проведя все эти годы со своими сверстниками, выполняя поручения наставника и выполняя все работы по его дому.
Возмужавший юноша (достигший 15 лет) имеет право жениться, а повзрослевшая девушка – выйти замуж. Взаимное знакомство молодых людей в большинстве случаев происходило в местах, где обычно собирались люди: возле родника, на совместных работах, вечеринках, свадьбах… Это многолюдные места, где нет возможности уединиться. Чеченские традиции предписывали юноше и девушке общаться в присутствии свидетелей, встречи без свидетелей относились к категории недостойных поступков и потому запрещались.
То, что для подобных встреч чаще всего избиралось место возле сельского родника, имело особый смысл. Во-первых, каждая девушка должна была регулярно ходить к роднику и ее не нужно было специально звать туда. Поэтому ухаживающий за ней юноша всегда мог ее там увидеть, тем более, что у него самого, обязанного поить своего коня, всегда был повод появиться там же. Во-вторых, так как у сельского родника всегда многолюдно, не было необходимости специально звать свидетелей, и встреча двух молодых людей происходила в присутствии многих. В-третьих, считалось, что возле безостановочно бегущей чистой прозрачной воды, через которую свободно видны камни на дне, зарождаются такие же чистые, светлые взаимоотношения.
Заканчивая эту тему, хочется сказать, что нельзя предавать забвению свои национальные традиции и обычаи, это, несомненно, приведёт к утрате ценных достижений человечества. Самобытность культуры позволяет народу хранить и пронести через века свою этническую особенность и своеобразие. Обычаи открывают потомкам сокровище далёких предков, наполняет их новым смыслом и идеями.
Все мы дети своего времени, поэтому хорошо и удобно чувствуем себя только в нем, но мы не должны рушить те духовные башни, которые столетиями воздвигали нам наши потомки.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: На стадии возрождения.
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Риска исчезновения нет. На данном этапе в стадии возрождения.
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Самобытный, народный обычай, обряд, который не подлежит забвению.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Рассказы старейшин, театрализованные постановки, проведение обряда в некоторых семьях.
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Обычай существовал для правильного воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Нельзя предавать забвению свои национальные традиции и обычаи, это, несомненно, приведёт к утрате ценных достижений человечества. Самобытность культуры позволяет народу хранить и пронести через века свою этническую особенность и своеобразие. Обычаи открывают потомкам сокровище далёких предков, наполняет их новым смыслом и идеями.
Наименование Предмета: Пояс, кинжал, папаха.
Тип предмета: Костюм
Наименование Предмета: Национальный костюм (черкеска).
Классификатор ссылок: Литература
- М. Ахмадов – «Чеченская традиционная культура и этика» – 2006 г.
Ссылка на полный текст (url):
https://vk.com/wall-55627815_310208
https://chetour.me/pochitaj/all/all/Rol-muzhchiny-v-chechenskoj-seme
https://b-ok.global/book/2710539/00821b
http://www.checheninfo.ru/19636-vuzzina-konah-k1ant-polnyy-molodec.html
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бакашев Сайд-Эмин
Имя Отчество лица: Майрбекович
Даты: 1957 г
Тип ответственности: носитель
Фамилия лица: Домбаев Хамзат
Имя Отчество лица: Вахаевич
Даты: 1946г
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Шатаева Захра
Имя Отчество лица: Абдуллаевна
Даты: 1956 г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , Заместитель директора, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH070.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.