Языковая наименования Чеченский
Точная дата рождения неизвестна, одни полагают, что Кунта-Хаджи родился в 1830 году, другие, что в 1796-м. Отца его звали Киши, мать — Хедой. По преданию он рос тихим ребёнком, любил уединение. Он рано получил духовное образование, обучался у накшбандийского шейха Гези Хаджи из Зандака и оставался его последователем до совершения хаджа, после которого, предположительно, и присоединился кадирийскому тарикату. Кунта первым в Чечне начал практиковать зикр: молитву с танцами, пением, повторением. В начале 40-х годов XIX в. окреп и воцарился имам Шамиль, подчинив себе почти все чеченские племена и частично дагестанские. Выигрывая одно за другим сражения с русскими войсками, Шамиль укреплял свою власть и повышал личный авторитет не только как правитель и военный стратег, но и как духовный лидер. Его сан имама считался верующими священным, дарованным самим Всевышним. Идеи газавата — идеологическая база священной войны — приносили свои плоды, сплачивая вокруг Шамиля все новых и новых мюридов. В свои лучшие времена Шамиль мог поставить под ружье одновременно до 60 тыс. мюридов. Свою роль в этом сыграло и местное духовенство, провозглашая борьбу с русскими как джихад против неверных. Конечно, были мотивы и этнического характера, которые принуждали горцев в массовом порядке становиться под знамена Шамиля. Произвол царских войск над мирными безоружными жителями и насильно навязываемые чуждые порядки в аулах заставляли многих взяться за оружие. Тактика «выжженной земли» — основной метод военной стратегии русских генералов — применялась, чтобы полностью уничтожить народ как базу потенциальных воинов-мюридов. Чтобы отторгнуть горцев от Шамиля, параллельно использовались и психические атаки на них. В распространенной по приказу царя прокламации говорилось о якобы благородных намерениях России и наказании смутьяна Шамиля. Власти в ультимативной форме призывали горцев «сделать выбор между тем наказанием с Шамилем и подчинением властям». Заранее обреченная попытка царских генералов оттеснить от Шамиля его мюридов была продиктована незнанием этнопсихологического характера данного региона. Имам и не сомневался, что подобные агитнаскоки на фоне российского беспредела не повлияют на моральный дух и численность его армии. Однако в самом конце войны аналогичную угрозу имам Шамиль почувствовал с тыла. В истории народов Северного Кавказа середина XIX в. знаменательна еще и тем, что внутренняя моногамия религиозного уклада была нарушена появлением нового течения суфизма кадирийского толка во главе с авторитетным богословом Кишиевым Кунта-Хаджи. Новое учение, названное зикризмом, начало свое шествие в самом конце войны, когда вся Чечня была, разорена и резко сократилось, население. Новоявленный устаз (учитель) пропагандировал идеи непротивления злу, смирения, внутреннего самосовершенствования. Главное требование заключалось в совершении коллективного зикра (поминание Аллаха), что и являлось основным ритуалом обрядовой практики этого учения. Кунта-Хаджи быстро завоевал авторитет среди горцев и сторонников своего учения, что послужило причиной негативного отношения со стороны царских наместников и духовенства имамата к себе. Русские усматривали в зикризме течение, во многом подходящее к газавату и лучшим средством сплочения мужского населения. Шамилевский «кавказский мюридизм» — идеология национально-освободительного движения — тоже объединял и мобилизовывал народные массы. Идеи газавата придавали им воинственный настрой. В зикризме призывов к борьбе не было. Новоявленный устаз в своих наставлениях, наоборот, призывал к прекращению кровопролития, как «Богу не угодного дела». Война и политика являются изначально чуждыми элементами суфизма вообще. Он призывал мюридов газавата перевести джихад внутрь себя — бороться с пороками собственной души. Странные, на первый взгляд, его антивоенные призывы не могли сразу прижиться среди горцев, всегда отстаивающих свободу от посягательства внешнего врага. На данном этапе эти призывы были продиктованы беспокойством из-за катастрофически сокращающегося населения. Некоторая часть горцев, уставшая от многолетнего изнурительного противостояния, убедившаяся в бессмысленности дальнейшего продолжения войны, прислушалась к призывам устаза. Однако многие мюриды, даже будучи зикристами, не хотели мириться с порядками, установленными царской властью. Сам Кунта-Хаджи тоже ставил предел смирению: «Если ваших женщин будут использовать и насиловать, заставлять забыть язык, культуру, обычаи, подымайтесь и бейтесь до смерти, до последнего оставшегося». Усмотрев в новом течении подрыв устоев дисциплины и угрозу отторжения мюридов, Шамиль принял решение запретить движение зикризма, а самого устаза подверг преследованию. Царский историк Николай Дубровин тоже заметил, что народные лидеры «смотрели на проповедников тариката, как на личных своих врагов». Шамиль считал, что, призывая прекратить войну и покориться противнику, Кунта-Хаджи сводил на нет все его усилия по мобилизации горцев на очередной этап антирусской войны. Идеологическая несовместимость зикризма и кавказского мюридизма, высокий авторитет нового устаза среди беднейших слоев населения стали основными причинами неприязни со стороны имама Шамиля и его духовенства. Существенным в этом противоречии был также религиозный аспект. Изначально мистическая сторона и ритуально обрядовая практика зикризма была воспринята богословами имамата как новшество, не соответствующее шариату и исламу в целом. Имам, конечно, знал, что мистицизм присущ суфизму в рамках ислама, поскольку сам был мюридом подобного учения — накшбандийского тариката. Учение накшбандийа проникло на территорию Дагестана еще вначале XVI в. и развивалось там очень медленно. Основные принципы накшбандийа были аналогичны кадирийа (кунтахаджинцы) с той только разницей, что вместо коллективного громкого зикра предписывало мюридам индивидуальный тихий зикр. Учение также призывало стремиться к отвлечению от земных дел, уединению. Накануне и во время первой Русско-Кавказской войны устазами этого учения были богословы из Дагестана Магомед Ярагский и Джамаледдин Казикумухский, мюридом у которых был сам Шамиль. Оба устаза обвинили Шамиля за пропаганду войны, за отступничество от общепризнанных норм шариата, особенно от учения тариката. В отличие от своих учителей имам придерживался позиции о необходимости ведения священной войны, что и стало причиной ответвления от тариката накшбандийа на Северном Кавказе воинствующего мюридизма. Обострению проблемы зикризда с Шамилем способствовали муллы и богословы из его окружения. Их многочисленные доносы и жалобы на Кунта-Хаджи вынудили имама публично решить этот спор. Согласно устным преданиям, имам, доведенный до крайности жалобами на устаза о необоснованности его учения, вызвал Кунта-Хаджи на спор. По рассказам очевидцев, более 33 улемов были готовы доказать неправедность лидера зикристов. Имам с присущей ему жестокостью поставил условия: если проиграют улемы, отрубить им головы, в случае если Кунта-Хаджи не докажет свою праведность — подавить его движение. Обладавший даром видения и уверенный в своей правоте, лидер зикристов отверг условие имама, дабы не быть затем обвиненным в причине казни непросвещенных мулл. Предания утверждают, что Кунта-Хаджи выиграл спор, убедительно доказав свою правоту. Примечателен тот факт, что в исполненном тут же зикре принял участие и Шамиль. Свое участие он объяснил тем, что, наблюдая за зикром, он предался мистическим размышлениям, и его воображению предстала картина, будто вся земля охвачена огнем и только клочок, на котором совершался зикр, оставался зеленым. После этого и последующей беседы о зикре с Кунта-Хаджи Шамиль не стал пресекать деятельности зикристов. К концу 1850-х годов Кунта совершил свой хадж. В своем путешествии по Ближнему Востоку Кунта не только посетил Мекку, но и окончательно стал решительным сторонником ненасилия и мира. В разгар Кавказской войны он писал в Чечню из Мекки: — Война — это дикость. Уберите себя от всего, что намекает на войну, если только неприятель не пришел забрать вашу веру и честь. Ваша сила-это мудрость, терпение, справедливость. Братья! Из-за постоянных войн нас катастрофически не хватает. Я не верю в помощь Турции, в то, что турецкий султан хочет освободить и спасти нас. Он такой же деспот, как и русский царь. Поверьте мне: я видел это своими глазами, на примере подвластных ему арабов. Дальнейшая война не угодна Аллаху. Если неверные прикажут вам идти в церковь — идите, это всего лишь здание. Если они прикажут вам носить кресты — носите их, это лишь вещи. Вы все равно были бы мусульманами в своем сердце и душе. Победите злых своей добротой и любовью. Победите жадных своей щедростью. Победите вероломных своей искренностью. Победите неверных своей верностью. После окончания войны на Кавказе Кунта-Хаджи вернулся в Чечню. Его учение стало довольно популярным среди людей, столь уставших почти за пятьдесят лет Кавказской войны. Число его мюридов (учеников) достигло пяти тысяч. Кунта-Хаджи требовал от своих последователей не только совершать пять обязательных намазов, но и повторять молитву ла илаха иль-Аллах (нет бога, кроме Бога) не менее ста раз в течение дня. А также участвовать в ритуале кругового зикра.
Проповедуя идеи гуманизма и пацифизма, Кунта-Хаджи был услышан своим народом, жаждавшим мирной жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы с противником до победного конца. Для любой власти самая страшная – проповедь внутренней свободы, Российская империя не стала исключением. Власти понятен тот, кто стремится к Власти. Сильный, влиятельный враг, каким был Шамиль, понятен – его можно победить в открытом бою. А как быть с добрым проповедником, который сеет в душах людей зёрна свободы, из которых потом неизвестно что вырастет? Кунта-Хаджи с его обращением к внутреннему миру человека предложил идею Истинной Свободы. А для власти нет ничего страшнее человека, «убившего Дракона в себе»…
Пацифизм Кунта-Хаджи происходил из любви, которую он исповедовал, – ко всякому человеку, его душе, ко всем живым существам. Кунта говорил, что мюрид должен жить простой жизнью, стараться делать маленькие добрые дела, любить и уважать всё живое – а также землю и воду, весь мир, созданный Всевышним. Познать Бога можно, лишь «глазами сердца».
«Не делите людей на князей и рабов, на местных и пришлых…Уважайте всех устазов, все учения, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном они сходились». А мистицизм, ненасилие и любовь ко всему постепенно выхолостились. В результате вскоре, по иронии судьбы, Кунта-Хаджинцы превратились в самый воинственный чеченский вирд.
«Уважайте старшего по возрасту, ибо он многое пережил. Уважайте младшего, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной…».
«…Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте по-настоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких как и вы. Ищите Всевышнего в себе»
Бамат — Гирей — Хаджи — один из глубоко почитаемых святых духовных наставников (авлийя), достигший наивысшего уровня, обладавший даром предвидения, посвятивший всю свою жизнь служению народу. Еще в детские годы он становится последователем шейха Кунта-Хаджи..
Сохранилась история о том, как Бамат-Гирей-Хаджи был отмечен самим шейхом Кунта-Хаджи.
Однажды Кунта-Хаджи с учениками проходил мимо сельского кладбища. На нем играли мальчики, в том числе Бамат-Гирей. Он стоял, прислонив голову к могильной плите. Шейх Кунта-Хаджи спросил у своих мюридов.
– Вы знаете, что он делает? – обернулся с вопросом шейх к мюридам. Выслушал их ответы и заметил:
– Он не просто так стоит там, он слышит то, чего не могут понять другие. И это дано не многим. Так состоялось их знакомство, которое переросло в покровительство Кунта-Хаджи мальчику. Кунта-Хаджи вовлекал его в круг своих мюридов, обучает основам учения кадирийа. Предание сообщает, что покровительство, оказываемое тогда еще совсем юному подростку Бамат- Гири, вызывало зависть у некоторых мюридов. Чтобы изменить отношение мюридов к мальчику, Кунта-Хаджи постепенно создает условия, в которых раскрывался его сверхъестественный дар.
Как-то Кунта-Хаджи вместе со своими мюридами был приглашен в гости. Хозяин, являвшийся его мюридом, угостил приглашенных национальным блюдом «жижиг — галнаш». Обратившись к Бамат-Гирею, устаз зикристов спросил : «Съедобно ли это блюдо?». Последовал отрицательный ответ. Выяснилось, что приготовленное мясо было из барашка, употреблявшего собачье молоко. Кроме того, мальчик по просьбе шейха отделил еду съедобную от части несъедобной еды. Этот, поразивший мюридов, эпизод убедил последователей Кунта-Хаджи, что их юный друг обладает божьим даром. Отношение к Бамат-Гирею кардинально изменилось, о нем распространилась молва, что он «отмечен» печатью бога. Бамат – Гирей – Хаджи Митаев был одним из тех, кто постоянно учился и совершенствовался, и достиг впоследствии в иерархии суфиев высокого титула – эвлия, шейх. Такой человек обладал даром предвидения.
Баммат – Гирей – Хаджи под руководством своего устаза Кунта – Хаджи Кишиева прошел курс института суфийских шейхов. Кунта-Хаджи стал его духовным наставником.
С тех пор, как утверждается в предании, многие чеченцы стали относиться к нему с большим почтением.
3 января 1864 года по прямому распоряжению наместника Кавказа Его Императорского Высочества князя Михаила Николаевича Романова арестовали устаза Кунта-Хаджи (да будет возвышена его святость) и его брата Мовсара 3 января 1864 года последователи Кунта-Хаджи в количестве 300 человек (среди которых также были женщины и дети), собрались в окрестностях Шали, с требованием освободить своего наставника. Однако их петиция была проигнорирована, а для усмирения собравшихся были выставлены армей ские батальоны. Среди последователей стали распространяться провокационные слухи о том, что оружие солдат не выстрелит, поскольку Кунта-Хаджи явит чудо, сделав так, что порох в зарядах отсыреет Воодушевленные этой вестью мюриды, вооруженные всего лишь кинжалами, совершая зикр и читая молитвы, двинулись на солдат. Против них был открыт шквальный огонь, Царскими войсками под командованием генерал-майора Туманова, и в результате столкновения, получившего название «Кинжальная битва», В этом бою погибло более 400 зикристов и 8 женщин. Еще до того времени как был захвачен Кунта- Хаджи, жил среди чеченцев человек по имени Дог1а, который наслаждался жизнью, воспевая песни (иллеш) и играя на балалайке (дечиг пондаре). Бывала, что он спрашивал у учеников Кунта –Хаджи (мюридов): — « Ну что говорит ваш Кунта –Хаджи?» На что недовольные со всей строгостью отвечали: «Почему ты спрашиваешь про устаза Кунта – Хаджи? Не твое дело вообще говорить и спрашивать о нем!».Тогда Дог1а отвечал им: — Увидим в один день кто на самом деле «Мюрид», а кто нет!» И вот в день когда началась война в селе Шали, Дог1а от всей души поиграл на своем дечиг пондаре , а затем разбил его ударив по столбу, стоявшему около его дома, со словами: «До сегодняшнего дня я играл от всего сердца и безумно любил это дело, но сегодня я оставляю тебя ради Аллаха.» И с таким намерением он отправился на войну, отстоять свободу Кунта-Хьаьжи. С ним же отправился и его друг из села Автуры. По дороге они встретили двух девушек, набирающих воду из родника. Дог1а не обратил на них никокого внимания, а его друг остановился, чтобы попрощаться, говоря, что идут они на газават сражаться до самой смерти. Дог1а поторопил своего друга словами, что нужна оставить общение с мирскими девушками, так как после смерти их будет ждать общение с райскими девушками (хурани мехкари). Однако услышав, про газоват эти две девушки тот час забежали домой, захватили кос со своего дома и отправили следом за ними на войну. Передается, что в этот же день эти две девушки и Дог1а покинули этот мир, будучи уже шахидами. Такого история единственного сына своего отца, Дог1а, который был убит при газавате, защищая честь и свободу шейха, устаза Кунта-Хаджи Кишиева. После Шалинской трагедии движение зикристов было запрещено и ушло в подполье, где стало бурно расширяться. При этом в нём действительно стала нарастать политическая, антироссийская направленность. К секте примкнули многие абреки, использовавшие зикристское подполье для своей борьбы.
Из крепости Грозная в крепость Владикавказ Кунта-хаджи и Мовсар были доставлены 6 января. Начальнику администрации Терской области Лорис-Меликову от командующего Кавказской армией поступает рапорт за подписью «Михаил», разрешающий отправку Кунта-хаджи в арестантские роты наказного атамана войска Донского в город Новочеркасск. Туда же отправляют и Мовсара. Более полугода Кунта-хаджи и его сподвижники проживают в Новочеркасске. Затем последовало новое указание императора: сослать Кунта-хаджи в Новгородскую губернию, в уездный город Устюжну под надзор полиции. На основании этого указа министерство внутренних дел издает распоряжение от 20 марта 1864 года «о поселении сосланного с Кавказа жителя Чеченского округа шейха Кунты под надзором полиции в Новгородскую губернию без срока». А остальных его товарищей: Абу-Саламу, Карная и Талиба – распоряжением от 23 апреля 1864 года намечено отправить в «Смоленскую губернию без срока». Мовсар, Олхазур, Кашмизка, Тарко удалены в крепость Выборг.
Седа, жена устаза, через год, в 1865 году с детьми и ближайшими родственниками переселилась в Турцию, не дождавшись возвращения мужа из ссылки. Оттуда Кунта-Хаджи писал своей семье полные смирения письма, которые не дошли до адресатов, но сохранились в новгородских архивах. Дореволюционный историк И. Попов в 1866 году (в ссылке) имел личную встречу с Кунта-Хаджи. И вот что он сообщает о впечатлении, произведенном на него устазом зикристов:«Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом». Он осуждал пренебрежительное отношение к бедным, нищим. Однажды в Цоцан-Юрте верующий спросил Кунта-Хаджи: «Я хочу надеть на свою голову чалму. Правильно ли это?». Кунта-Хаджи ответил: «Сначала обвяжи свое сердце чалмой, очищаясь от греха и пороков, а затем голову. Если ты хочешь носить чалму не ради Аллаха, а ради славы, оставляя при этом грязным свое сердце, то это обернется против тебя». Шейх из Ислхан-Юрта сказал: «Я постиг все пути приближения к Аллаху, и наиболее близким из них оказался – произнесение «Ла иллаха илла-ллах». И в силу своей возможности я искал ключ к благоденствию Аллаха и нашел его в том, чтобы отречься от всего, кроме Аллаха. И когда я пошел по этому пути, я нашел этот ключ перед собой. Да причислит нас Аллах к тем, кто покорны Ему!»
«Четыре подарка мне сделал Всевышний:
– «Лаиллах1а иллаллах1» – мне дано как наковальня;
– «Алхьамдулиллах1» – мне дано как щипцы;
– «Астог1фируллах1» – мне дано как молот;
– Чтобы их закалить, воссоединить, нам дан быстрый зикр (чехка зикр)», – сказал Киши-Хаджи.
Все наши вирды – это равнозначные пути, ведущие к Аллаху, к нашему единому Богу, к единому священному Корану и пророку Мухаммеду (а.с.с.). В священном Коране сказано: «Не разъединяйтесь!» Каждый в отдельности, народ в целом, должны признать необходимость единства, осуждать неприязненные отношения друг к другу из-за вирда. Хаджи (да осветит Аллах его таинство) сказал: «Самый лучший из вирдов – это тот вирд, в котором исполняется зикр, сто раз произнеся «Ла иллаха илла-ллах». А до этого надо 15 раз произнести «Астог1фируллахь», а после 4 раза произнести слова салавата (Аллах1ума соли 1ала Мухьаммадин ва 1ала али Мухьаммадин ва салим). И воздаяние за это надо посвятить пророку Мухаммеду (а.с.с.), своему устазу, и всем устазам и авлия, которые между ними. Потом опять произнести салават, чтобы его количество достигло пяти, а затем прочитать суру «Фатиха». Придерживайтесь этого пути, и Аллах направит вас».«Мой мюрид должен быть похож на землю, — сказал Кунта-Хаджи. – Потому что земля выдерживает все, что на нее положат, несмотря на то, чистое это или грязное. Мой мюрид должен быть, как земля, терпеливым. Земля всему сущему дает пользу, и мой мюрид должен приносить пользу, а не вред». Кунта-Хаджи сказал: «Мовсар, когда люди начнут строить дома повыше, захватывать дворы пошире, когда дети начнут кричать на родителей, без согласия мужей женщины начнут ездить торговать, когда алимы будут, как красные лисицы, жадными (хитрыми), когда служители власти станут жестокими, как волки, когда от приверженцев религии будет идти запах, как от трупа осла, тогда спасется тот, кто будет следовать тарикату». О жизни Кунта-хаджи в ссылке в Устюжне известно мало. Он был миротворцем. Братство, равенство между людьми пытался установить, используя в качестве оружия слово. Успехи в борьбе с социальным злом он видел не в кровавых битвах, а в нравственном совершенствовании, вечном приближении к Аллаху.
Труды и письма Кунта-Хаджи, написанные по-арабски, не переводились на русский язык.
«Для меня было принципиально важно на реальных фактах и сведениях раскрыть нравственно-гуманистическое воззрение Кунта-Хаджи, дать интерпретацию времени завоевательной политики и судьбы горцев. В период жестокой русско-кавказской войны Кунта-Хаджи не совершил ни одного противоправного действия. В этих условиях, следуя истинным традициям суфиев, он своим образом жизни, мировоззрением, нравственностью поступков утверждал высокие человеческие качества, призывал свой народ к единству, миру и согласию, учил терпению, взаимной помощи, милосердию во имя сохранения нации»,
— отмечает В. Акаев.
В 2008 году проживавшие в Ираке потомки Кунта-Хаджи Кишиева переехали на постоянное местожительство в Чеченскую Республику
Его отца звали Киши, а мать – Хеди, она была из рода чартой. Семья состояла из сыновей: Мовсар, Кунта, Муцу, Висха, Мовсуд(он умер маленьким), дочерей Мата (она была из детей самая старшая) и Хапта. Отец устаза Киши скончался в Илсхан-Юрте, там же находится его зиярат. Хеди скончалась за семь лет до ареста Кунта-Хаджи, похоронена в Эртане, там же находится ее зиярат. ). Здесь же находится родник с целебной водой, возникший, по преданию, там, где остался след посоха Кунта-Хаджи, и также являющийся местом паломничества. По распространенной легенде, тайну учения и ритуальных молитв братства Кунта-Хаджи открыл сам Аллах. Рассказывают, что шайх обладал даром творить чудеса (карама), исцелять больных, мог переноситься из одного места в другое и ежедневно во время намазов невидимо присутствовать в Заповедной мечети Макки/Мекки (масджид ал-харам). В представлениях кадиритов Кунта-Хаджи — один из 360 «святых» (аулийа’), благодаря которым существует мир, он вернется, когда наступит определенный час. Муцу и Мовсуд скончались в Илсхан-Юрте. Мата скончалась в Автурах и погребена там же, имеется зиярат. Хапта скончалась в Гуни и похоронена там же, имеется зиярат. Мовсар умер в Турции, похоронен в провинции Джейхан. Висха – также умер в Турции. Его двое сыновей умерли рано. Дочь Асет эмигрировала в 1865 году в Турцию. У нее, кажется, были и дети, но их генеалогия историками не прослежена.
У Кунта были две жены: Седа и Жансари. Семья Седы: Махма, Мовли, Хизир, Асет, и Субар. У Жансари детей не было. Жансари, дочь Таймы, сестра знаменитого Байбулата Таймиева, «Жансарин Зерат» находится в селе Курчала. Мы молили Аллаха о том, чтобы Всевышний по Своей великой милости даровал нам баракат шейха, устаза, авлия Кунта-Хаджи Кишиева и других шейхов и устазов. Последними словами, сказанными шейхом при расставании со своими мюридами, были следующими: «Я завещаю вам любить друг друга, и если вы тысячу раз спросите об этом, ответ будет один — любите друг друга. Если вы истинно будете любить друг друга, обо всем остальном перед Аллахом за вас ответит ваш устаз». Шейх, устаз, авлия, будучи еще при жизни человеком, которым гордился чеченский народ, стал нравственно-этическим примером для сотен тысяч его последователей среди чеченцев и ингушей. Мы чтим его память, изучаем его наследие, чтобы сохранить имя Кунта-Хаджи в наших сердцах.
Да благословит всех нас Всевышний! В 1910 году в Темир-Хан-Шуре был издан его трактат «Тарджамат макалати» на арабском и кумыкских языках Шихаммат Кади Эрпелинским, кумыкским религиозным просветителем. В 1998 году в Грозном муллой М. Асхабовым был издан сборник, включавший чеченский перевод этого труда и изречения шейха, записанные его мюридом Абдуссаламом Тутгиреевым и существовавшие в рукописи. Есть мнение, что учение Кунта-Хаджи о ненасилии оказало влияние на философию служившего в Чечне Льва Толстого, а через него на Махатму Ганди. Именем Кунта-Хаджи названо высшее и главное религиозное заведение Чеченской Республики — Российский исламский университет — в Грозном. Открытие Российского исламского университета состоялась 20 августа 2009 года. В честь Шейха Кунта-Хаджи Кишиева названа центральная мечеть города Курчалоя. В основание новой мечети заложены камни старой, стоявшей на этом месте в XX веке и основанной шейхом Кунта-Хаджи Кишиевым.
27 октября 2020 года, распоряжением российского правительства, село Первомайское Веденского района переименовано в Хажи-Эвла.
20 мая 2011 года, в столице Казахстана, городе Астана, построена мечеть имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева, которая может одновременно принять порядка 1000 человек, с раздельными женскими и мужскими молитвенными залами.
22 декабря 2020 года глава Чеченской республики — Рамзан Кадыров — объявил о начале строительства комплекса «Хьаьжин беш» в селе Ахмат-Юрт. Комплекс зданий будет состоять из мечети имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева и медресе, названного в честь прапрадедушки главы Чеченской республики — Ильяса Беноевского, — который являлся верным другом Шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Там же, на территории комплекса, будет обустроено место схода жителей, для решения важных вопросов и проведения религиозных мероприятий.
В городе Сунжа Республики Ингушетия, по улице Победы, расположена мечеть имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
В Новосибирске расположен комплекс, названный в честь Шейха Кунта-Хаджи Кишиева. В комплекс зданий входит трёхэтажная мечеть, рассчитанная на 2500 человек, и пятиэтажное медресе. Мечеть общей площадью 1800 м². является одним из крупнейших духовных центров мусульман в Сибири.
«ГIиш-шовда» — источник, который, согласно преданиям, Шейх Кунта-Хаджи собственноручно пробил своим посохом. Расположен в окрестностях селения Илсхан-Юрт.
Гора «ГIайракх корта» располагается близ села Илсхан-Юрт. Данная гора тесно связана с именем шейха Кунта-Хаджи и относится к числу святых мест Чеченской Республики. Здесь Кунта-Хаджи Кишиев в полном одиночестве, рядом с большим камнем, любил молиться.
В XX веке, в окрестностях селения Илсхан-Юрт, последователями Кунта-Хаджи, считающими его святым (эвлия), был возведен зиярт. По решению Аймани Кадыровой, занимающей пост президента Регионального Общественного Фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова, зиярт был поновлён (торжественно открыт в реконструированном виде) 3 января 2016 года.
«Хьаьжи-МазлагI» — священное место, где Кунта-Хаджи Кишиев пас овец и занимался пчеловодством. Расположено в селении Илсхан-Юрт Курчалоевском районе.
23 августа 2017 года после реконструкции состоялось открытие проспекта имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева (бывшая Ханкальская улица).
Одна из улиц Ленинского района города Грозного носит имя шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
В селении Ачхой-Мартан, Ачхой-Мартановского района, расположена улица и переулок имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
Улица имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева располагается в Грозненском городском округе, в селе Пригородное.
В Серноводском районе, в селении Серноводское, располагается улица имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
Этнологический аспект
Именем Кунта-Хаджи названо высшее и главное религиозное заведение Чеченской Республики — Российский исламский университет — в Грозном. Открытие Российского исламского университета состоялась 20 августа 2009 года.
В честь Шейха Кунта-Хаджи Кишиева названа центральная мечеть города Курчалоя. В основание новой мечети заложены камни старой, стоявшей на этом месте в XX веке и основанной шейхом Кунта-Хаджи Кишиевым.
27 октября 2020 года, распоряжением российского правительства, село Первомайское Веденского района переименовано в Хажи-Эвла.
20 мая 2011 года, в столице Казахстана, городе Астана, построена мечеть имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева, которая может одновременно принять порядка 1000 человек, с раздельными женскими и мужскими молитвенными залами.
22 декабря 2020 года глава Чеченской республики — Рамзан Кадыров — объявил о начале строительства комплекса «Хьаьжин беш» в селе Ахмат-Юрт. Комплекс зданий будет состоять из мечети имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева и медресе, названного в честь прапрадедушки главы Чеченской республики — Ильяса Беноевского, — который являлся верным другом Шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Там же, на территории комплекса, будет обустроено место схода жителей, для решения важных вопросов и проведения религиозных мероприятий.
В городе Сунжа Республики Ингушетия, по улице Победы, расположена мечеть имени Шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
В Новосибирске расположен комплекс, названный в честь Шейха Кунта-Хаджи Кишиева. В комплекс зданий входит трёхэтажная мечеть, рассчитанная на 2500 человек, и пятиэтажное медресе. Мечеть общей площадью 1800 м². является одним из крупнейших духовных центров мусульман в Сибири.
«ГIиш-шовда» — источник, который, согласно преданиям, Шейх Кунта-Хаджи собственноручно пробил своим посохом. Расположен в окрестностях селения Илсхан-Юрт.
Гора «ГIайракх корта» располагается близ села Илсхан-Юрт. Данная гора тесно связана с именем шейха Кунта-Хаджи и относится к числу святых мест Чеченской Республики. Здесь Кунта-Хаджи Кишиев в полном одиночестве, рядом с большим камнем, любил молиться.
В XX веке, в окрестностях селения Илсхан-Юрт, последователями Кунта-Хаджи, считающими его святым (эвлия), был возведен зиярт. По решению Аймани Кадыровой, занимающей пост президента Регионального Общественного Фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова, зиярт был поновлён (торжественно открыт в реконструированном виде) 3 января 2016 года.
«Хьаьжи-МазлагI» — священное место, где Кунта-Хаджи Кишиев пас овец и занимался пчеловодством. Расположено в селении Илсхан-Юрт Курчалоевском районе.
23 августа 2017 года после реконструкции состоялось открытие проспекта имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева (бывшая Ханкальская улица).
Одна из улиц Ленинского района города Грозного носит имя шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
В селении Ачхой-Мартан, Ачхой-Мартановского района, расположена улица и переулок имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
Улица имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева располагается в Грозненском городском округе, в селе Пригородное.
В Серноводском районе, в селении Серноводское, располагается улица имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева.
1. Акаев В.Х. «Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение». Грозный, 1994
2. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Ростов н/Д, 2004
3. Зелев А., Знаменитые чеченцы и ингуши. Энциклопедия. www.proza.ru
4. Ильясов Л., Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004
5. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск II. Тифлис, 1869
Наименование держателя ресурса –
Идентификатор держателя ресурса –
Ссылка на полный текст (url) –https://felicina.ru/nauka/shejh-kunta-hadzhi-tragedija-velikogo-gumanista/
https://vesti095.ru/2019/01/shejh-ustaz-avliya-kunta-hadzhi-kishiev-3/ https://islamology.ru/content
https://www.ng.ru/islam/2000-01-26/4_imam-n-zikr.html https://www.google.com/search?q=
https://timag82.livejournal.com/109595.html
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения –Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают мусульмане.
Район–Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт – Все населенные пункты Чеченской Республики
Место бытования – Чеченская Республика. Все регионы России страны СНГ, где проживают мусульмане.
Фамилия лица –Эльмурзаев
Имя Отчество лица – Усман Юсупович
Дополнение к имени –06.08.1975г.
Даты –с. Гойты Урус-Мартановский район ул.Х.Муцаева№15
Место работы/адрес –
Тип ответственности –носитель
Фамилия лица –Мацаев
Имя Отчество лица –Аслан Алимхажиевич
Дополнение к имени – 01.02.1982г.
Даты –с.Автуры Шалинский район ул. Ахмеда Автуринского №29
Место работы/адрес –
Тип ответственности – носитель
Фамилия лица –Адушаев
Имя Отчество лица –Ильяс Мумадиевич
Дополнение к имени –26.11.1962г.
Даты –с.Автуры Шалинский район ул.М.Бислиева№44
Место работы/адрес –
Тип ответственности –носитель
Фамилия лица –Асхабов
Имя Отчество лица –Кюйри Гиланиевич
Дополнение к имени –с 10.12.1955г
Даты –с.Автуры Шалинский район ул.Р.Альтамирова №13
Тип ответственности – Исполнитель
Фамилия лица –Ахмадова
Имя Отчество лица –Мата Алимхажиевна
Дополнение к имени –
Даты –21.08.1968г.
Место работы/адрес –ГБУ «ЦНТ» , методист Экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Е.Батевой, 4а
Название организации-Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение – ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение – 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Е.Батевой, 4а
Тип ответственности – Исследователь
Тип ответственности – Хранитель
Тип ответственности – Эксперт
Тип ответственности – Ответственная организация