Наименование: Форма одежды девушки и женщины
Язык наименования: русский
Наименование: Нохчийн зударийн а, мехкарийн а духарш
Язык наименования: чеченский
Тип объекта: Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом
Краткое описание ОНН: Одежда, как элемент культуры, была неотъемлемой частью любого этноса на определенном отрезке его истории. Она является отражением бытовых, географических и социальных условий, в которых существует народ или племя, и малейшее изменение одного из этих условий сказывается на типе, характере и стиле национального костюма. Особенно ярко одежда отражает социальные различия, существующие в обществе, реагируя на малейшие его изменения
Чеченская национальная культура своеобразна, самобытна и универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий и самобытный, торжественный, как и сам свободолюбивый народ.
Национальная одежда, как элемент культуры, была неотъемлемой частью любого этноса на определенном отрезке его истории. Она является отражением бытовых, географических и социальных условий, в которых существует народ или племя, и малейшее изменение одного из этих условий сказывается на типе, характере и стиле национального костюма. Особенно ярко одежда отражает социальные различия, существующие в обществе, реагируя на малейшие его изменения. Так, в развитом классовом обществе костюмы аристократии, купечества и зависимого населения разнятся, часто теряя связь с прототипом, давшим им начало. Но чеченское общество не имело классовых сословий, следовательно, и существенной разницы в типах и качестве национальной одежды. Все ее видоизменения носят чисто временной характер, усваивая попутно часть принадлежностей костюма соседних народов, с которыми чеченцы имели тесные экономические и культурные связи.
Первая мировая война, а также гражданская война не повлияли на изменения форм женской одежды. Это произошло гораздо позже.
В советское время чеченские женщины стали носить городскую одежду. Гораздо больше сохранился женский национальный костюм. Пожилые женщины по-прежнему носят широкие платья, шаровары, чухту.
Одевание новой чистой одежды в определенных случаях (свадьба, праздник уразы, общественные праздники) имело символическое значение и смысл, безусловно, должно было соответствовать нравственной чистоте человека. Одежда выполняла главным образом экономические, социальные, а также эстетические функции: в обрядах же она имела еще и магико-символический смысл. В богатых семьях одежда женщины отличалась роскошью и изысканностью.
Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус горянки. Женщины носили длинные рубахи красного или синего цвета, доходившие до колен, и широкие шаровары, подвязывавшиеся у щиколотки. Поверх рубашки надевали длинное платье с длинными и широкими рукавами.
Повседневным платьем молодых женщин и девушек было присборенное платье на резинке в поясе, с вытачками от плеча, рукава втачные, на манжете, юбка-шестиклинка. Или же с поясом, мягкими вытачками, втачными рукавами на резинке, отложным воротником, застегивающимся на мелкие пуговки в талии. Карманы накладные, юбка прямая, расширенная к низу. Наиболее распространенной повседневной одеждой у женщин были длинное платье из однотонного материала и штаны. Девушки носили платья, собранные в талии, с матерчатым поясом.
У пожилых женщин платья были широкие без складок и без пояса. Они носили просторные платья и к ним широкие штаны. Штаны представляли собою как бы две широкие прямые юбки, сшитые между собой в верхней части. У пояса они стягивались шнурком и внешне имели вид широкой сборчатой юбки.
Женщины, которые ждали малышей, носили широкие платья, отрезные на груди (лакхе тесна коч), покрой которого давал возможность в определенной степени скрывать беременность от посторонних глаз и для удобства при кормлении ребенка.
Родившуюся малютку пеленали в стираные и ношеные вещи, т.к. они были мягче для нежного тельца. Шили одежку из лоскутков именно девяти цветов (бес бессара цуьргех тегара). Это связывалось с многочисленными представлениями о защитной функции не только от неблагоприятных условий среды, но и разного рода сверхъестественных сил и существ. Первые пеленки, изношенные рубашечки и платьица сохранялись для следующего ребенка или просто на память «безаман». Этот факт подтверждает информатор Успанова Рукият Лукмановна (79 лет), уроженка с.Алхазурово Урус-Мартановского района.
При приготовлении пищи и выполнении любой домашней работы вайнахские женщины носили фартук (хьалхауллург) – букв. «впереди вешающийся». Изготавливали из простых тканей.
Праздничное (свадебное) платье «г1абали» (полша)
В начале прошлого века в Париже проходил конкурс красоты. Среди традиционных европейских нарядов заметно выделялось одно роскошное платье, которое произвело настоящий фурор. Участница из Чечни, Дара Чермоева, наперекор требованиям строгого жюри, появилась в национальном платье «г1абали» – и покорила весь высший парижский свет. И зал, и члены жюри, восхищенные неописуемой красотой конкурсантки и ее наряда, долго аплодировали. Единогласным решением, Даре присудили почетное звание «Королевы красоты»…
С тех пор прошло много лет, но красота чеченского национального платья и сейчас мало кого оставляет равнодушным. «Г1абали» — это не просто платье, это целая история.
Народный костюм – достояние, предмет гордости для любой нации. Большой интерес представляет национальный (праздничный, свадебный) наряд чеченки «гIабали», который сохранился почти неизмененным и до наших дней. Свадебное платье еще называли «полша». «Г1абали» отражает этническое своеобразие, духовную культуру и эстетические вкусы чеченского народа. В старину считалось, что «г1абали» – символ величия и чистоты девушки.
После выхода замуж передавала свадебный наряд незамужней сестре мужа или близкой его родственнице, рассказывал информатор, писатель-этнограф Хож-Ахмед Берсанов (90 лет), уроженец с. Шаами-Юрт Урус-Мартановского района.
Отдельные ученые-кавказоведы склонны считать, что чеченская женская одежда «г1абали» появилась на определенном этапе развития верхней женской одежды, но факты свидетельствуют об обратном. Время появления «г1абали» надо искать в источниках более ранних эпох, утверждает информатор ученый-кавказовед, доктор исторических наук, профессор Лечи Магомедович Гарсаев (66 лет), уроженец с. Элистанжи Веденского района. Во время археологических раскопок в ЧР, многие найденные нагрудные украшения ученые относят к дате раннего средневековья. А эти украшения у чеченцев сочетались только с национальным «г1абали».
Этот традиционный костюм состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и головного убора. Сюда входило длинное до щиколоток платье-туника из шелка белого цвета или других светлых тонов. Платье имело сплошной разрез спереди на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся на пуговицу, рукава были длинные и узкие, слегка закрывали кисти рук. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобном платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Под платье поверх рубашки надевали приталенный кафтанчик из бархата бордового или голубого цвета, иногда вместо кафтанчика использовали нагрудник из того же бархата, тех же цветов. Украшением нижнего платья был нагрудник. На кафтанчик или на нагрудник нашивались серебряные накладки с позолотой из клинообразных пластинок с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью «туьйдаргаш». Со временем нагрудное украшение стали делать в виде застежек, которые были видны в вырез платья. Формы этих застежек оставались неизменными на протяжении столетий. Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Рукава платья спускаются почти до земли. Вначале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой формой. Шили «г1абали» из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья в основном носили только молодые.
Обязательным дополнением к «г1абали» был длинный шифон «шипо» белого или молочного цветов. Девушка или невеста накидывала себе на голову так, что концы шифона пропорционально свисали по обе стороны почти до пола.
Весьма важную роль в женской одежде играл медный или серебряный с позолотой пояс с большими пряжками-бляхами. Делались и сплошь серебряные пояса. «Г1абали» перетягивалось поясом, подчеркивая стан девушки. Пластинки пояса были изготовлены из меди или серебра с гравировкой или с накладной филигранью и соединены между собой шарнирами (по мере надобности легко можно было выкинуть или добавить звенья). Пояс украшали полудрагоценными или драгоценными камнями – агатом, сердоликом, бирюзой. Застегивался пояс с помощью пряжек, покрытых чеканным узором или с накладной филигранью со вставками агатов и бирюзовой россыпью – «дато тIехкар», «дато доьхка». Серебряный пояс был большой редкостью и с нагрудными застежками, передавался по наследству из поколения в поколение, и стоили в старину очень дорого. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают по 100–150 лет. Сегодня их стоимость составляет примерно более 150 тысяч рублей и больше.
Чеченцы считали и считают, что не «г1абали» украшает девушку, а девушка – «г1абали», а все остальное – излишество. По поводу двух подвесных полу рукавов платья, говорили так: «Днем они освещали лицо девушки лучами солнца, ночью при свете лампады – становились для нее лунными зеркалами». По утверждению Заслуженного работника культуры Чеченской Республики, Лауреата Национальной Премии за вклад в сохранение и развитие семейного культурно-исторического наследия «Семейная реликвия» Юсупхаджиевой Азы Аюбовны (1973г.), уроженки с.Агишты Шалинского района, которая слышала тоже от своей прабабушки по матери Сенет Алабаевой, что именно длинные рукава «г1абали» как бы служили зеркалом, отражающего в нем танцующего рядом парня.
Есть такая народная поговорка: «Дуьне талларх, карор дацара г1абали хазъян, нохчийн йо1ал деза а, нохчийн йо1ал сийлахь а жовх1ар!» («Не сыскать во всем мире изумруда или бриллианта, дороже и краше чеченской девушки, чтобы украсить г1абали!»).
В том, что «г1абали» является предметом особой гордости девушки, свидетельствует и чеченский фольклор. Редко встретишь сказку, Илли, где народ не облачал бы своих девушек-героинь в национальное платье – «г1абали». Так, в одной из героико-эпических песен сказано:
«… На закате золотом
В ездари расшитом богатом,
Что и всадника, и лошадь
Серебром украсить можно,
Братьев семерых сестра
Из дома с кувшином вышла…»
По пошиву традиционной чеченской женской одежды в свое время были опытные мастерицы, чьи г1абали считались шедевром высокого искусства. В наше время одной из лучших в республике мастериц по пошиву одежды считалась Санет Гарасаева из с. Элистанжи Веденского района. Каждое отдельно взятое «г1абали», вышедшее из-под ее рук, являлось своеобразным и не похожим на другие наряды.
Информатор Яхиева (Мутаева) Роза Шатаевна (62 года), уроженка с.Валерик Ачхой-Мартановского района утверждает, что на разных сельских мероприятиях, таких как, увеселительная вечеринка «Синкъерам», свадьба «Ловзар», коллективная работа «Белхи» девушки брали с собой два, а то и три «г1абли». Они умудрялись переодеться несколько раз за вечер, т.к. на праздниках подобного рода встречались и знакомились с молодыми людьми.
В проекте фильма «Маьлха-Аьзни: культурные традиции в женском костюме чеченцев», автором которого является Бакараева Зульфия Султановна – руководитель Ассоциации мастеров и ремесленников «Чечен-Этно», отчетливо все описывается специалистами.
Вот, что говорит доктор исторических наук АН ЧР, этнолог Института гуманитарных исследований Тамара Шавлаева. «Костюм «Г1абали» лексим из старого чеченского языка с основой «г1аба», что означает пышный, увеличить естественную форму, антонимом к «г1аба» является «г1иба», что означает сжать, уплотнить, уменьшить естественную форму. Идеалом красоты девушки являлись мягкое подчеркивание поясом тонкой талии и длинная коса. В таком одеянии юную красавицу выводили в Свет».
По преданию, в основу национальной одежды чеченок лег воинственный костюм, главным украшением которого являются «газыри», «туьйдаргаш» и пояс. «Туьйдаргаш», связывающее звено защитного комплекса «т1арч» – щита, которым для защиты от удара оружием прикрывали грудь. В наши дни «туьйдаргаш», потерявшие свое прошлое значение, служат нагрудным украшением к праздничному национальному женскому костюму «г1абали»».
Доктор исторических наук, научный сотрудник Отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея
г. Санкт-Петербурга Владимир Дмитриев констатировал: «…Работая в Чечне, мне удалось приобрести одно «г1абали», сделанное в селении Шатой, Шатойского района. Примерно 30-х годов изготовления, вполне хорошего состояния, но, очевидно, сшитое из той ткани, которая долго лежала в домашнем сундуке, поэтому, шелковой ткани потребовалась реставрация из-за ветхости.
Подчеркивая некоторые специфические признаки мужской и женской одежды, характерных для чеченской культуры, она действительно достаточно своеобразна, с одной стороны она вписывается в общекавказский тип одежды.
…Чечня мне представляется, что это самостоятельный, вполне культурный комплекс, но все-таки в одежде Западного Кавказа присутствует разница. В девичьем костюме практически не видно золотошвейных нашивных украшений, хотя это мое впечатление было поколеблено.
В Краеведческом музее им. Хусейна Исаева селения Итум-Кали, Итум-Калинского района выставлено типичное «г1абали», на который нанесены верх – щадящее количество нагрудных украшений, а вот что касается пол, то они, конечно, меня очень удивили, поскольку в нижней части полы находится крупный золотошвейный узор. Носит он название «Узор угла».
Возможно, мы встречаем какую-то уникальную вещь, вещь, которая сложилась в каких-то особых условиях. Я ее рассматриваю как уникальную и нетипичную. Основным украшением «г1абали», мы, наверное, будем считать саму ткань и ее крой».
Женский головной убор
Очень важной и своеобразной частью традиционного чеченского женского костюма являются головные уборы. Голову чеченка покрывала по-разному в зависимости от времени года или от обстоятельств. Зимой – большие головные платки: шали (коьртали) из козьего пуха, шерсти, а летом – шелковый платок (гуьльманди, шал), также небольшие платки из ситца (басам), цветной платок (тапта), платок с бахрамой (чечекх долу йовлакх). Эти платки имели квадратную форму.
Девичий головной убор состоял из платка, сложенного углом, концы которого забирались назад в узел на затылке или же концы проводили под подбородком и завязывали сзади узлом. Если же девушка выходила замуж или шла на увеселительную вечеринку «синкъерам», была приглашена на свадьбу «ловзар», она надевала национальный костюм (г1абали), то неотъемлемой частью было покрывание головы шифоном (шипон). Отрез шифона не имел квадратной формы.
Пожилые и замужние чеченки носили под платком повязку (чухта). Чухта плотно облегала голову и спускалась на спину в виде мешка, в который укладывались косы: он завязывался на темени. При выходе за пределы дома и при посторонних чухту, закрывавшую косу, прикрывали другим большим платком. Пожилые женщины концы платка не завязывали, а заправляли у щек. Такой способ ношения платка по сей день сохранился в Чечне. Этот факт подтверждает информатор Коева Шумисат Абуевна (83 года), уроженка с.Самашки Ачхой-Мартановского района.
Украшения
Чеченские девушки и женщины любили различные украшения к одежде, из которых известны броши, ожерелье из стеклянных бус, коралловых камней. Среди набора всегда выделялся красный, желтый камень сердолик – хьера кIиг. В центре ожерелья на груди висел медальон (лагпиллиг) из благородного металла. Также предпочитали изделия из золота и серебра. Излюбленными украшениями были пояса, серьги, браслеты, часы, кулоны. Во все времена чеченские женщины одевались просто и вместе с тем элегантно.
Тёплая одежда
В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодые предпочитали утеплённые бешметы. Зимой носили бешмет на вате, с серебряными, а чаще из простого металла, застежками. Рукава бешмета ниже локтя были разрезными и скреплялись пуговицами, сделанными из серебряной или простой нити. Иногда бешмет надевали и летом. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.
Также были распространены: чулки, носки – пазаташ, рукавицы – карнаш.
Обувь
Женская обувь по своим фасонам была такой же, как у мужчин, имела много общих черт — мягкая, сафьяновая со швом на подошве и такие же сафьяновые носочки. Но кроме этого они носили туфли на твердой подошве без задников, на небольшом каблучке. Богатые чеченки носили башмаки и туфли местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь, чувяки, галоши.
Праздничная женская обувь (пошмакхаш) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой.
В качестве домашней обуви носили тапочки (к1архаш) из сыромятной кожи. Была обувь из вяленой, цветной шерсти, вязаная.
Изготовления вайнахской женской одежды
Национальная одежда чеченцев складывалась веками. Она выражает вкус ее создателей, их эстетические идеалы. В традиционной чеченской одежде соблюдается принцип единого ансамбля. Это касается и материала, и покроя, и цветовых соотношений, и способов орнаментации и украшения костюма.
По имеющимся сведениям, в ХIХ – начале ХХ вв., особенно до появления на равнинах и в горных районах Центрального Кавказа одежды фабричного производства, вайнахи широко использовали домотканую шерстяную материю (маша) и шкуры домашних и диких животных. Подобно другим горцам Кавказа, в их хозяйстве обработка шерсти, и обеспечивание членов семьи изготовленной из нее одежды занимали весьма важное место.
Кустарное производство шерстяной одежды развивалось в горных районах более интенсивно, чем на равнине. Причем этой традиционной отраслью занимались женщины, приобщаясь к этому делу с 7-8-летнего возраста. Они хранили и передавали своим детям из поколения в поколение вековые традиции шитья национальной одежды – чокхи, бешмет, наговицы, бурка, башлык. Одежду шили из самодельной ткани местного сырья.
Выкройка одежды производилась без какого-либо шаблона. Опытная швея с первого взгляда определяла, сколько требовалось материала. Одежду шили вручную (тоьгуна). Шили при помощи шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых ниток.
Подводя итоги, хочется отметить, что сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви, украшений и аксессуаров, который использовался чеченками в повседневном и праздничном обиходе во многом изменился. Разумеется, современная одежда вытеснила и национальный костюм «г1абали», который стал менее распространён в быту, но он не исчез бесследно. «Г1абали» сегодня продолжает свое исконно традиционное назначение в свадебной культуре чеченцев, а также на больших праздненствах.
Национальная одежда – это удивительное явление, отражающее особенности культуры и истории чеченского народа. Это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях и обычаях. Она помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей, которые чтят память предков. Это очень красиво и познавательно.
Традиционный костюм является важным связующим звеном в восстановлении и укреплении духовной связи между поколениями. Он оказывает эстетическое воздействие на человека через его природные, конструктивные художественные и социальные особенности: форму, рациональную конструкцию, особенности материала, композиционное построение, декоративную отделку, цветовую гамму, идейно-образное содержание и национально-культурное значение. Каждая деталь костюма, каждый его элемент особо важны для человека каждой национальности. Знаки-символы на вышитых орнаментах народных костюмов и бытовых предметах играют роль передачи ценностей и смыслов этнической культуры, а также сохранения народных культурных традиций.
Национальная одежда выражает вкус ее создателей, их эстетические идеалы и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами – создателями новой современной одежды.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Аутентичность
Краткий текст: Сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви, украшений и аксессуаров, который использовался чеченками в повседневном и праздничном обиходе во многом изменился. Разумеется, современная одежда вытеснила национальный костюм – сегодня женщины одеваются в европейском стиле, сохраняя приличия и нормы одеяния, при этом выглядят модно и элегантно со вкусом, привнося современное звучание.
К сожалению, национальный женский костюм г1абали стал менее распространён в быту, но он не исчез бесследно. «Г1абали» сегодня – сценический (концертный) костюм. Его с удовольствием надевают певицы филармонии, ведущие мероприятий, артистки ансамблей и театра.
Тип предмета: Костюм
Национальный чеченский костюм
Наименование Предмета: «Г1абали»
Роль Предмета: Национальная одежда молодых девушек
Особенности Предмета: Г1абали отражает этническое своеобразие, духовную культуру и эстетические вкусы чеченского народа
Тип предмета: Атрибут
Наименование Предмета: Нагрудник, пояс
Роль Предмета: Украшение
Особенности Предмета: Серебро
Наименование содержания ссылки:
И.Ю.Алироев «История и культура чеченцев и ингушей», Грозный, 1994. С. 122 – 133.
Вестник Лам №1, 2003. С. 34 – 40
Ссылка на полный текст (url):
- https://nazaccent.ru/content/7494-chechenskij-nacionalnyj-kostyum-temperament-voploshennyj-v.html
- https://russia.travel/objects/279611/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BChttps://ok.ru/chechnya95region/topic/62081702234965
Национальное платье г1абали
Система классификации:
Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом;
Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой;
Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Яхиева (Мутаева)
Имя Отчество лица: Роза Шатаевна
Даты: 23.09.1960 г.
Место работы/адрес: Домохозяйка
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Шумисат Абуевна
Даты: 02.02.1939 г.
Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Успанова
Имя Отчество лица: Рукият Лукмановна
Даты: 01.03.1943 г.
Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бакараева
Имя Отчество лица: Зульфия Султановна
Даты: 1972г.
Место работы/адрес: Ассоциация мастеров и ремесленников «Чечен-Этно» / ЧР, г.Урус-Мартан, ул. Ленина, 27
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Юсупхаджиева
Имя Отчество лица: Аза Аюбовна
Даты: 14.08.1973г.
Место работы/адрес: МБУ «ЦБС» Библиотека-филиал № 11 г.Грозного / Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Расковой, д.122
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Магамадова
Имя Отчество лица: Зарема Исаевна
Даты: 05.12.1975 г.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» / ул. Деловая 19/65
Тип ответственности: Ответственная организация
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: г. Грозный, ул. Деловая 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH094.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.