Этнос: Чеченцы
Язык: Чеченский, русский
Конфессиональная принадлежность: Мусульмане (сунниты)
Автор описания: Демильханова Билкис Асламбековна, заведующий отделом художественного творчества ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР
Краткое описание: В этом тексте рассказывается о жизни и творческой деятельности Народного артиста ЧИАССР, Лауреата I-го Всесоюзного конкурса исполнителей на народных инструментах, композитора, величайшего музыканта, гармониста-виртуоза Умара Димаева и о его неоценимом вкладе в сокровищницу чеченской национальной музыкальной культуры
УМАР ДИМАЕВ – ЛЕКАРЬ НАРОДНОЙ ДУШИ
Судьба и многовековая история древнего чеченского народа рождала
немало ярких талантов, составляющих «золотой фонд» не только чеченского народа, но и всего человечества. Чеченская музыкальная культура, история которой насчитывает несколько тысячелетий, профессионально начала изучаться только с середины XIX века. Первая нотная запись чеченских песен была сделана Иваном Андреевичем Клингером в 1847 году. Этот русский офицер провел в плену у чеченцев несколько лет. Позднее текст двух чеченских песен был записан русским писателем Львом Николаевичем Толстым со слов своих друзей-чеченцев: Садо Мисербиева и Балты Исаева. Песни были переведены на русский язык поэтом Афанасием Фетом, который был восхищен глубоким смыслом и философской наполненностью их содержания.
В постсоветские времена часто наши выдающиеся деятели культуры и искусства оставались без заслуженного внимания со стороны должных руководителей, хотя они и были признанными кумирами многих народов. Сегодняшнее отношение руководства республики к стратегии социально-культурной политики и к носителям нематериального культурного наследия вызывает особый оптимизм у населения.
Одним из первых чеченских композиторов, чьё творчество было непосредственно связано с чеченской народной музыкой, был Умар Димаев.
Умар Димаевич Димаев – величайший гармонист-виртуоз, «профессор» чеченской народной музыки.
В богатом и разнообразном репертуаре Чечено-Ингушского, кавказского «Орфея», непревзойденного философа и мастера народной музыки, композитора Умара Димаевича Димаева было свыше 500 произведений, которые в своем исполнении он довел до высшей формы совершенства. Среди них десятки шедевров, около тридцати произведений для гармони и сотни аранжировок народной музыки, сочиненных им самим. На основе исполненных им произведений будут учиться мастерству все новые и новые поколения музыкантов, будут написаны национальные произведения малых и больших музыкальных форм и жанров от детских пьес, песен и романсов до симфоний, опер и ораторий. Он был примером высоких морально-этических, эстетических и гражданских качеств, скромности, доброты и порядочности.
Творчество Димаева пришлось на одну из самых драматических полос в судьбе чеченского и ингушского народов.
«Умар Димаев родился 1 октября 1908 года в многодетной чеченской семье в селении Урус-Мартан. Это была семья из поколения в поколение музыкальная. Все братья и сестры Умара умели играть на чеченской гармонике.
Любовь к музыке мальчику привила сестра Аружа. Каждый вечер, после работы в поле, сестра брала в руки гармонь и наигрывала народные мелодии, а Умар с упоением слушал. Заметив пристальный интерес брата, Аружа передавала ему гармонь, прикладывала свои пальцы и его и помогала нажимать нужную клавишу – учила играть. Это были первые уроки музыки. Впоследствии Умар часто играл полюбившуюся мелодию и назвал ее именем «Аружа». Отец не особо поощрял музыкальные наклонности сына и даже одно время прятал гармонь от него, хотел, чтобы сын занимался более серьезным мужским делом. Но Умар каждый раз находил гармонь и играл так увлеченно и самозабвенно, что порой забывал от отцовском наказе. Видя неистовую тягу сына к музыке, родительское сердце смягчилось, чему не в меньшей степени способствовали мать и сестра, которые всячески защищали Умара.
Своей сестре Аруже Димаев был особо благодарен всю жизнь за приобщение к миру музыки, за поддержку. С 15 лет Умара наперебой приглашали играть на праздниках, на свадьбах и еще – у постели больных: его музыка врачевала!
В 1924 году в Урус-Мартане открылся радиоузел, и Димаев начал выступать с концертами у микрофона. Популярность его как исполнителя все росла. Через пять лет он уже был солистом народных инструментов в оркестре Чечено-Ингушского драматического театра. Оркестром руководил тогда известный композитор и дирижер Александр Ильич Александров. Работа с таким опытным музыкантом пробудила композиторский дар Димаева. Он пишет музыку к спектаклям «Мы торгуем на базаре», «Усатый Мирза», «Мой бедный отец». До сих пор исполняются мелодии и песни, созданные им в те годы. Среди них – «Чеченский вальс» к спектаклю «Красная крепость», песня из спектакля «Бэла» по Лермонтову и многие другие.
Исполнительское мастерство Умара Димаева получило всенародное признание. С 1934 года он стал солистом оркестра народных инструментов Чечено-Ингушского радиокомитета под управлением Г.Мелушова, чей вклад в популяризацию вайнахской музыкальной культуры огромен» [3].
…«В 1939 г. в г. Москве Умар Димаев принимает участие на I-м Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, и становится Лауреатом, удостоившись второй премии после известного казахского певца-акына и исполнителя Джамбула Джабаева.
Отец народов И. В. Сталин лично вручил ему именные платиновые часы с дарственной надписью и сто рублей за высокохудожественное исполнение национальной чеченской музыки и кавказских мелодий.
Это подарок, кстати, сыграл однажды в судьбе Димаева судьбоносную роль – спас от неминуемого расстрела. Случилось это в 1944 году, когда горестный вагон со всеми чеченцами вез гармониста в неизвестность. Раз на неведомой железнодорожной станции «Эмба» Умар с товарищем выскочили на базарную площадь купить что-нибудь съестное и молоко для больного соседа. Но на беду напоролись на патруль, который немедленно задержал их как беглецов со спецпоезда. Этапировали их в г. Джамбул, поместив их в вагон-холодильник для трупов, одеждой с которых друзья укрывались от адского холода (Умар все же отморозил пальцы ног). Военно-полевой суд приговорил их к расстрелу. И тут он вспомнил о подарке И.Сталина и конкурсе. Следователь оказался милосердным (большая редкость в те времена!) Послал запрос в Москву. Утвердительный ответ пришел через месяц, Умара освободили. Он устроился на работу в Джамбульскую филармонию и более года искал семью, пока не соединился с ней в августе 1945 года».[2]
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Умар Димаев пишет множество новых произведений гражданско-патриотического содержания, среди них знаменитый «Марш Красной Армии». Активно работает в составе фронтовых музыкальных бригад, дающих концерты для воинов Красной Армии на фронте, в военных госпиталях, для убывающих на фронт и тружеников тыла, вплоть до депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 г. в Казахстан и Среднюю Азию.
В 1946 г., оказавшись в статусе спецпереселенца на станции Пишпек, Киргизской ССР, будучи лишенным права и возможности заниматься любимым творчеством, выживая вместе со всем народом, был вынужден работать на заводе «Сельхозмашиностроение» кочегаром.
В начале 50-х гг. известным писателем-драматургом Абдул-Хамидом Хамидовым в г. Карабалты был создан Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца (позже переименованный в «Вайнах»), куда в 1954 г. Умар Димаев был приглашен работать в качестве солиста-инструменталиста.
В 1956 г., впервые за 13 лет депортации, по радио из Алма-Аты прозвучал исторический концерт мастеров искусств Чечено-Ингушетии, участником которого был и любимец народа Умар Димаев. Исполненная им легендарная и любимая композиция «Высокие горы», ввергла целый народ в слезы радости, возвещая о скором возвращении на Родину!
В 1957 г., после восстановления Чечено-Ингушской АССР, вместе со всем народом Умар Димаев возвращается на Родину, и в г. Грозном продолжает работу в Чечено-Ингушском ансамбле песни и танца «Вайнах». Это был период бурного расцвета творчества Димаева: он создал свои известные произведения «Танец, посвященный Махмуду Эсамбаеву», «Песню дружбы чеченцев и украинцев», танец «Два друга», также он принимал участие в становлении национальной филармонии.
В том же году У.Димаеву присвоено звание «Заслуженный артист ЧИАССР».
В начале 60-х гг. его приглашают на съемки знаменитого фильма «Я буду танцевать» о творчестве известного танцовщика Махмуда Эсамбаева.
В 1961 г. Умару Димаеву присвоено звание «Народный артист ЧИАССР».
В период с 1960 годов и до 1972 г. Умар Димаев принимает активное участие в общественной и культурной жизни Чечено-Ингушетии, Кавказа, РСФСР и СССР. Он выступает в многочисленных днях искусства и литературы братских республик, фестивалях, благотворительных концертах, много снимается на телевидении, записывается на радио, пополняет музыкальный архив фонотек студий республик Кавказа, а также Всесоюзной звукозаписывающей фирмы «Мелодия».
В период творчества Умара Димаева были изданы десятки грампластинок с его записями, что явилось неоценимым вкладом в развитие национальной музыкальной культуры и становления профессиональной исполнительской школы.
Жизнь подарила Умару Димаеву немало добрых друзей в мире искусства в самых разных уголках Советского Союза – выдающиеся деятели советского искусства, профессора консерваторий и композиторы, такие как, В. Мурадели, А. Эшпай, А. Новиков, И. Дунаевский, А. Петров, многие поэты, певцы-исполнители, которые давали восторженные оценки искусству Умара Димаева, называя его профессором кавказской музыки, а Мурадели, в присутствии многих свидетелей, со слезами на глазах целовал ему руки.
Впечатления от виртуозной игры Умара Димаева – в стихотворении чеченского поэта Адиза Кусаева, который так зорко увидел и передал суть его таланта:
Когда гармонь растягивал Умар,
Она весенней радугой казалась…
И пальцы, что метались, как пожар,
Не клавишей, а струн души касались!..
Играл Умар…
К гармони приникал,
Внимательно прислушиваясь к звукам,
И в самые глубины проникал людских сердец –
Желанным, верным другом.
Играл… То грустно плыли звуки,
То вихрем бурным в пляску поднимая.
Играл он так, как не умел никто,
А только он умел один – Димаев!
В 1970 г. Чечено-Ингушская государственная филармония приглашает Умара Димаева на работу в качестве солиста-инструменталиста, где он участвует в инструментальных ансамблях и дает сольные концерты.
В 1970 г. Умар Димаев был представлен к званию «Заслуженного артиста РСФСР», однако тяжелая и продолжительная болезнь и последовавшая 26 декабря 1972 г. кончина, не позволили Умару Димаеву получить диплом о присвоении столь высокого звания, которого он бесспорно был достоин. Похоронен Умар Димаев на «туркойн» кладбище под его родным селом Урус-Мартаном.
В 1990 г. решением руководства министерства культуры ЧИР и властей в г. Грозном, на доме номер 75 по улице А. Грибоедова, где в последнее время жил и творил Умар Димаев, в память о нем и за большие заслуги перед народом была вывешена мемориальная стела.
«Димаев, гармонь разверни,
Мехами себя опоясывая,
Чтоб юности давние дни,
По кругу промчались, приплясывая…
Эти строки яндиевского стихотворения никто не прочитал в этот день у дома на улице А. Грибоедова, где жил в последние годы редкого дара народный музыкант и куда собрались друзья, почитатели его уникального дарования, чтобы участвовать в торжестве увековечения его памяти – открытии мемориальной доски. Но юность самого музыканта, тесно сплетенная, спаянная с судьбой его сверстников, сотоварищей по искусству, незримо присутствовала здесь.
И это все чувствовали из рассказов выступавших. Одних связывали с Умаром непростые будни творчества, работы в ансамбле песни и танца. И об этом говорили Ахмет Хамхоев, Валид Дагаев, Александр Халебский, С. Мадалов – кадровый офицер, ветеран войны, вспомнил, как хранила его в тяжелую годину военных испытаний в кромешном огне боев под Ленинградом подаренная У.Димаевым пластинка с записью родных напевов.
Другие поделились, как был он для них примером скромности, великой простоты и достоинства, безоглядного служения своему народу, чью судьбу разделил музыкант, выпив до дна горькую чашу разлуки с родиной. И мелодии «Высокие горы», «Песнь о погибшем коне», «Лезгинка Салмана», многие другие были дорогими сердцу символами.
До сих пор не устаем мы восхищаться феноменом Умара Димаева: не знавший нотной грамоты музыкант, он создал, обработал, сам создал более пятисот подлинно народных мелодий, выразивших философию, характер, дух и чаяния своего народа. А исполняя эти мелодии, всякий раз обогащал их новыми красками. Им восхищались на Украине и в Молдавии – краях с богатыми музыкальными традициями. Грузины преклонялись перед могучим его даром, считали его человеком-оркестром. Его музыка помогла народу выжить, выстоять в самые горькие годы его истории. Она стала частью его духовного наследия.
Искренне и взволнованно говорили на этом митинге все выступавшие. Много лет нет с нами гармониста, но в сердцах живет благодарность ему и память о нем.
Так случилось, что ветер опередил людей и сбросил с мемориальной доски покрывало не по ритуалу, раньше времени. И открылось присутствующим знакомое лицо молчаливого при жизни, скромного человека. Под отлитым в металле портретом несколько строк «Здесь жил и работал с 1969 года по 1972 год Народный артист Чечено-Ингушской АССР гармонист-виртуоз Умар Димаев». Сама надпись выполнена убористо и воспринималась как нотный стан, а имя музыканта вьется красивой ломаной вязью.
И показалось, он слушает внимательно слова, которых не услышал при жизни, смотрит на жену свою Асет, выполнившую завет его и воспитавшую сыновей музыкантами, на них, идущих далее по его пути…». [1]
Помимо выдающегося творческого наследия, Умар Димаев и его верная спутница жизни и творчества супруга Асет Димаева, воспитали и подарили народу трех талантливых сыновей – Саида, Али и Амарбека – которые, получив профессиональное музыкальное образование, приняли эстафету преданного служения искусству и культуре своего народа и стали продолжателями музыкальной династии Димаевых.
Умар Димаев – гордость нашего народа. Его творчество питало народные мелодии. Оно находило отзыв в душе каждого человека. Вся его жизнь была посвящена благородному делу сохранения и развития традиций народного музыкального искусства.
Год, собиратели: 2020, Центр народного творчества МК ЧР Демильханова Б.А. Место хранения: архив Центра народного творчества МК ЧР
- Л. Калита, статья «Живая музыка», газета «Грозненский рабочий» от 24.04.1990г. (4-я стр.)
- А. Кусаев, статья «Когда гармонь растягивал Умар, Она весенней радугой казалась…», газета «Грозненский рабочий» от 27.05.1999г. №20
- А.Саидов, статья «Легенда ушедшего века», газета «Гумс» от 16.10.2004г. стр.4.
- Ш.Рашидов – Народный поэт ЧР (видео)
- С.Магомаев – журналист (видео)
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH065.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.