Наименование: Традиционные формы попечительства родителей. Права и обязанности младшего сына
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН:
Наименование:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Испокон веков у чеченцев так заведено, что в любой семье попечительство, опекунство родителей возлагается на младшего сына в семье. Это как обычай, традиция, основной целью которой является – сохранение родительского очага
Чеченский народ с древних времён славится своими традициями и обычаями, которые испокон веков формировались, складывая и порождая национальную культуру. В их основу легла нравственная народная мудрость и духовное богатство этноса, вырабатывающее национальный идеал. Традиции и обычаи у чеченцев играют основную роль в формировании воспитательных особенностей молодого поколения. Среди населения горного Кавказа Чечня привлекает особое внимание прочностью традиционных социальных институтов. Родство – это тот феномен, на фундаменте которого строились социальные институты чеченской традиционной культуры. Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей у чеченцев складывались на протяжении веков, где в системе культуры общения центральное место отводилось отношениям между родителями и детьми, кругом родственников и в обществе целом. Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья. Немаловажное место в семейном воспитании чеченцев занимает понятие «Яхь» – кодекс чести. Многие героические сказания – «илли», также как песни и притчи, заканчиваются традиционно: «пусть не рожает мать сына без «яхь». Чеченцы прививают своим детям качество “яхь”, – (быть лучше всех). «Яхьан косташ» – (заветы приличия и достоинства чеченцев) в,частности, гласит: «…Познай самого себя и свою родословную, имей «яхь», будь достойным и приличным… Ты смертен, но физически смерти не бойся, бойся жизни без «яхь» и веры, жизни без приличия и достоинства. Кто теряет «яхь», веру и дух, тот теряет свободу…». Наверное, поэтому, следуя этим незыблемым заветам, непоколебимым правилом каждой чеченской семьи являлось и является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Уважать, почитать, любить родителей — непреложный долг детей. Испокон веков у чеченцев так заведено, что в любой семье попечительство, опекунство родителей возлагается на младшего сына в семье. Это как обычай, традиция, основной целью которой является – сохранение родительского очага, куда другие члены семьи всегда имеют возможность вернуться, особенно сёстры, забота, внимание и уход за родителями. И ещё это обосновано тем, что младший сын проводит наименьшее количество времени с родителями пока они живы, потому что он родился, появился на свет позже всех.
Хадисы, раскрывающие важность уважительного отношения к родителям. 1. Послушание родителям – на втором месте после веры в Аллаха. В Коране говорится: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям…» («аль-Исра», аят 23); 2. Не оскорбляйте своих родителей. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Тьфу!” – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (сура аль-Исра, 17:23-24).
Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о старших. Деда называют “большой отец” (воккха дада), а бабушку чаще всего – “баба” (нана). Крайне недопустимым было ослушаться дедушку, бабушку или других старших родственников. И в этом залог сохранения всего национального: культуры, языка, обычаев, традиции. К разделу большой семьи чеченцы готовились заранее: строили или покупали жилые и хозяйственные помещения, готовили усадьбы. Сыновей отделяли после рождения первого ребенка. При себе родители в большинстве случае оставляли младшего сына. Впрочем, при желании могли оставить любого сына. После раздела братья стремились сохранить свое прежнее единство, продолжали принимать участие в хозяйственных работах семьи и др.
Сёстры в основном, живут своей личной жизнью, имеют свои семьи, но так или иначе, в любое время на случай размолвки или развода имеют право, возможность вернутся в отчий дом к младшему брату, хранителю родительского очага. И младший сын всегда должен их принять, определить им свой угол, заботиться о них, оберегать их честь, выдать замуж, если будут предложения, т.е. несёт за них ответственность перед Всевышним Аллахом, перед родителями и перед обществом. Старшие сыновья в случае необходимости отделяются от родителей, строят свои дома, но, в основных случаях – неписанная обязанность младшего сына – это оставаться с родителями, и все заботы о них ложатся на плечи его семьи. Но эта забота также распространяется и на старших сыновей, которые вносят и свою лепту в попечительстве родителей. Здесь уместно отметить, что люди преклонного возраста, не имеющие в жизни своих детей, также могут рассчитывать на заботу и внимание со стороны своих племянников или же родственников.
Что бы мы не говорили, но жизнь не вечна, и родители покидают нас. И весь этот похоронный процесс, тоже проходит на плечах младшего сына, в его доме в его дворе. Все остальные сыновья дочери родственники помогают младшему сыну в этом непростом обряде, как похороны, деньгами, продуктами, простым сочувствием и пониманием, присутствуют на похоронах до конца всех обрядов. На похоронах, старейшины обязательно искренне выражают благодарность семье младшего сына, за их такой трепетный внимательный уход за своими родителями. В худшем случае просто формально пару человек скажут пару слов об усопшем ради приличия и всё. И нет лучшей похвалы для сына, чем похвала уважаемых старейшин села, города, их благодарность и устные свидетельства на похоронах родителей за заботу внимание и уход за родителями. И нет худшего дня для семьи, для сыновей особенно, если будет ходить молва о том, что тот или этот мало или плохо присматривал, ухаживал за своим родителями. Все в основном боятся этого дня, дня прощания с родителями. Боятся Всевышнего и людской молвы, что, мол, тот или иной сын очень плохо ухаживал за своими родителями. У нас в народе говорят, пожилые люди – это те же дети только очень взрослые и нуждаются в сладостях и внимании как малые дети. И ещё в Исламе говориться что «Рай для каждого под ногами матери». Сын не опекавший, не ухаживавший за своими родителями не заслуживает могилы. Любая прихоть, любой каприз родителей исполняется не укоризненно. Обычно пожилые родители любят ходить, ездить по гостям, к родственникам к друзьям, и это всегда выполняется, независимо от времени суток или погодных условий. Есть такая притча. Когда в старину, когда чеченцы ещё не приняли Ислам, а были язычниками, то состарившихся немощных больных родителей не хоронили, а сажали в плетённую корзину и сбрасывали в пропасть. И вот в один прекрасный день сын сидел во дворе плёл эту корзину для своего отца, а вокруг бегал, играл его сын, лет 4-х 5-ти, и он подбежав к отцу спрашивает «-Отец, что ты делаешь? Отец отвечает, « -Плету корзину для нашего дедушки, он уже старый, немощный, сложно за ним ухаживать, надо его посадить в корзину и сбросить в пропасть» Сын побегал немного поигрался подбегает опять и спрашивает «- Отец, а когда ты состаришься мне тоже надо будет сплести такую же корзину для тебя? – и убежал играться дальше. А отец подумал над словами своего 4 летнего сына и выкинул эту незаконченную корзину. И с тех пор чеченцы хоронили своих стариков, в склепах в могилах и.т.д. С принятия Ислама хоронят родителей и всех умерших по мусульманским обычаям на кладбище. И долг не только младшего сына но и каждого члена семьи, в каждую пятницу в день Рузбана, рано утром, до восхода солнца (если успеется) посетить кладбище посетить могилы своих родителей, родственников, и у изголовья рядом с надгробной плитой прочитать Ясин священное чтение и До1а, прося у Всевы ).шнего Благословения родителей и всех усопших
Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья (последние два типа являют пример более позднего происхождения). К разделу большой семьи готовились заранее: строили или покупали жилые и хозяйственные помещения, готовили усадьбы. Сыновей отделяли после рождения первого ребенка. При себе родители в большинстве случае оставляли младшего сына. Впрочем, при желании могли оставить любого сына. После раздела братья стремились сохранить свое прежнее единство, продолжали принимать участие в хозяйственных работах семьи и др.
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют “большой отец”, а бабушку чаще всего – “баба”. Недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения – значит продемонстрировать плохое воспитание. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту. Многие люди преклонного возраста нуждаются в постоянном уходе, так как не могут должным образом позаботиться о себе самостоятельно.
8 аятов и хадисов, раскрывающих всю глубину самопожертвования, к которому готовы родители. … В системе культуры общения у вайнахов центральное место принадлежит взаимоотношениям между родителями и детьми, кругом родственников и в обществе целом.
Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей складывались на протяжении веков. У чеченцев принято считать, что светлые чувства отношения к родителям и наоборот должны быть всегда с человеком. Духовное родство между родителями и детьми от первого крика новорожденного и до последнего посмертного вздоха не должны прерываться. Это родство должно тянуться из поколения к поколению, ибо через преемственность поколений сохраняется нить исторической памяти народа. И в этом залог сохранения всего национального: культуры, языка, обычаев, традиций.
В большинстве своем чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина.
Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Уважать, почитать, любить достойных родителей — непреложный долг детей. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей.
Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: «Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности.
В песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорках вайнахи восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, акцентировали внимание на их обязанностях друг перед другом. Так, пословицы гласят: «Отцовский долг сын платит» («Ден декхар к1анта д1атокху»), «Если отец поест, сын не насытится» («Дас йиъчча, кант ца вузу») «Когда отец умрет — цветок падает с сердца, когда мать — два» («Да велча цхьа зезаг дужу даг т1ера, нана елча -шиъ дужу»).
Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым.
На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:
Душа может быть бездомной:
Ты память предков сохрани,
Чтоб мост над пропастью бездонной
Уметь построить, как они,
Чтоб так же выложить дорогу,
Чтоб в очаге огонь не гас,
Чтоб успевал ты на подмогу
В беду попавшим всякий раз …
(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62) .
И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:
Поднимитесь, старцы,
На мгновенье
Позабыв обычай горский свой, —
Новое приходит поколение,
Новой освещенное зарей,
Жизнь украсит добрыми делами,
Ваши продолжая в ней дела.
Гордыми взрастили вы их сами,
Крылья же им Родина дала.
Видите их гордое сознание Нужности своей в родных краях,
Солнечное видите сияние В ясных и влюбленных в мир глазах?
Знайте, что трудностей немало Встретить на пути они должны,
И на ваших ведь плечах лежала Честь, и слава, и судьба страны…
(Весенний зов, Москва, 1986, с.56)
А.Дюма. Кавказ. (Париж, 1859):
Чеченцы– великолепные наездники – могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать, сто тридцать или даже сто пятьдесят верст. Их кони, не сбавляя шагу – всегда галопом, – штурмуют такие склоны, где, казалось бы, не пройти и пешему. Горец, едущий верхом, никогда не смотрит на дорогу перед собой: если на пути лежит расщелина, которую не решается преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов.
КОНЕЦ: Духовное родство между родителями и детьми от первого крика новорожденного и до последнего посмертного вздоха не должны прерываться. Это родство должно тянуться из поколения к поколению, ибо через преемственность поколений сохраняется нить исторической памяти народа.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Высшей честью для каждого из нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Естественным путем преемственности из поколения в поколение
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: Правила взаимоотношений в семье и этика воспитания детей у чеченцев складывались на протяжении веков, где в системе культуры общения центральное место отводилось отношениям между родителями и детьми, кругом родственников и в обществе целом
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Среди населения горного Кавказа Чечня привлекает особое внимание прочностью традиционных социальных институтов
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Родство – это тот феномен, на фундаменте которого строились социальные институты чеченской традиционной культуры
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: Родство должно тянуться из поколения к поколению, ибо через преемственность поколений сохраняется нить исторической памяти народа. И в этом залог сохранения всего национального: культуры, языка, обычаев, традиций
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Уважать, почитать, любить достойных родителей — непреложный долг детей. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей
Тип техники: Техника исполнения
Наименование техники: Традиционная культура
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- Абдулаева Э.С. Особенности традиционной семьи вайнахов// В сборнике Историко-этнографический альманах, 2011. стр. 4-8.
- Хроника чеченского восстания 1877, Терский сборник, изд. 1, Владикавказ 1890, сс. 65-66
Ссылка на полный текст (url):
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бабатиев
Имя Отчество лица: Сайд Ахмед
Даты: 1958г
Место работы/адрес: Житель с. Гехи, Урус-Мартановского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Астемиров
Имя Отчество лица: Дуки Якубович
Даты: 1949г
Место работы/адрес: Житель с. Гехи, Урус-Мартановского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Бакараев
Имя Отчество лица: Али Ахметович
Даты: 1958 г
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH093.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.