Наименование: Традиционные состязания и воинские искусства чеченцев
Язык наименования: русский
Наименование: Нохчийн т1еман 1илма карадерзоран ламасташ,г1иллакхаш
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: История возникновения и развития физической культуры и спорта чеченцев своими корнями уходит в далекое прошлое.
Чеченцы, как и другие народы, считали здоровье самым большим богатством, истинным счастьем, уже в глубокой древности они занимались спортом. Чеченцы были глубоко убеждены в том, что здоровье, физическая сила не приносят подлинного счастья, если они не соединены с духовной культурой, высокой нравственностью.
Собрали тихие долины поселенцев,
привычные спортивные игры начав.
И понеслись верхом чеченцы,
окутав пылью свой задор.
Там шапку пробили стрелой.
Тут разрубили шашкой
трижды сложенный ковер.
И скользкая борьба за призом до верха столба.
И скорая пляска, песенный гул,
ветром разносимый по ущельям…
Традиционные состязания и воинские искусства чеченцев.
История возникновения и развития физической культуры и спорта чеченцев своими корнями уходит в далекое прошлое.
Чеченцы, как и другие народы, считали здоровье самым большим богатством, истинным счастьем, уже в глубокой древности они занимались спортом. Чеченцы были глубоко убеждены в том, что здоровье, физическая сила не приносят подлинного счастья, если они не соединены с духовной культурой, высокой нравственностью.
С ранних лет чеченцы развивали в детях силу, ловкость и умение преодолевать различные препятствия, всячески закаливали, приобщали к оружию, прививали им навыки рукопашного боя, фехтования, стрельбы, верховой езды, метания кинжалов. Первым и наиболее серьезным испытанием было знакомство с необъезженной лошадью, на которую сажали 7-8 –летнего мальчика. Такой способ воспитания ребенка помогал преодолевать страх, развивал терпение, сноровку, силу воли и усердие, готовил горца к дальнейшим жизненным испытаниям.
К 15-16 годам юноша становился практически подготовленным воином.
Русский ученый Н.П. Тульчинский отмечал, что “выносливость чеченцев при всех невзгодах поистине изумительна. К холоду они так привыкают, что ходят босиком и в одних рубахах даже зимой по снегу”. Трудные условия горного края приучали детей к безропотному перенесению всяких лишений: голода, опасностей, физических недомоганий с завидным терпением.
Играми и спортивными состязаниями у чеченцев сопровождались практически все праздники. Повсеместно были распространены: бег (один из видов – бег в гору), борьба на руках, прыжки (прыгали с места и в полете, отталкивались от зажатых в руках булыжников, отбрасывая их назад), прыжки со скал в воду, фехтование, поднятие тяжестей, метание камней, бросание аркана, борьба, акробатика, перетягивание каната над рекой или ямой, хождение по канату, на руках, на лыжах и ходулях, плавание, гребля, альпинизм.
Большой популярностью пользовались конно – спортивные соревнования, к примеру, была “конная борьба” – так называемый “поединок”. Всадники старались стащить друг друга с лошади или же крупом своей лошади свалить с ног другую лошадь. Эта борьба требовала от всадника умения в совершенстве управлять лошадью и самому прекрасно держаться на ней.
Джигитовкой владели в совершенстве, могли скакать на лошади, стоя в полный рост, затем соскользнуть вниз, пролезть под ее брюхом и тут же подняться. Стреляли на скаку из любого положения.
Особой популярностью пользовались и соревнования по стрельбе, к примеру, стрельба на скаку в глиняный кувшин. Этот вид спорта пришел из глубокой древности и требовал исключительной ловкости наездника и большого искусства. Стрельба велась в древности из лука, позднее – из огнестрельного оружия.
Интересными являлись древние состязания под названием “Скачки до обрыва”. Участники состязаний демонстрировали смелость и умение ловко управлять лошадью. Примерно в 15-20 шагах от пропасти намечалась линия, у которой всадник должен был остановить своего скакуна, соревнуясь с соперником. И лишь миновав черту, разогнавшийся всадник мог остановить своего скакуна. Наиболее искусные наездники останавливались даже в шести шагах от пропасти. Добивались они такого результата, тренируя лошадь садиться на задние ноги. Нередко были случаи падения лошади и всадника в пропасть. В скачках до пропасти принимали участие только взрослые и опытные наездники.
Большой популярностью в Чечне пользовались упражнения на канате; канатоходцы были своеобразными народными акробатами. У чеченцев существовал такой вид занимательного зрелища, как акробатические номера канатоходцев – “пелхьу”. Их искусство отличалось большим мастерством и смелостью (например, скольжение по канату, стоя обеими ногами в медном тазу). Детей начинали учить искусству хождения по канату в своеобразных народных школах с самого раннего возраста. Чеченцы удивляли своей ловкостью и неутомимостью в верховой езде, искусством накидывать аркан, умением на быстром скаку соскользнуть с лошади, чтобы подобрать с земли кольцо или монету. Во время войны чеченцы поражали русских необычайным мастерством владеть лошадью. Им ничего не стоило кинуться на штыки русской пехоты, тотчас на всем скаку повернуть лошадей и “исчезнуть с быстротой молнии”.
Метание камня у чеченцев было очень популярно, камни подбирались с учетом возрастных особенностей, веса и формы, проводились на дальность, в цель, в высоту и на крыши домов. Наиболее популярным было метание с места плоских камней весом от 1-2 до 16 и более килограммов.
Кроме метания камня, большую популярность как средство физического воспитания среди чеченцев имело и метание других предметов: дубинки, кирки, кувалды, как в длину, так и в цель.
Фехтование можно назвать спортом с многовековой историей. Особенностью чеченского фехтования являлось то, что удар противника парировался и шашкой и щитом. В истории Чечни известны конные фехтовальные встречи, в которых принимали участие одновременно сотни всадников, представителей разных районов. Такие состязания начинались обычно с поединка двух наиболее опытных всадников и заканчивались массовыми боями между всеми горцами, приехавшими на праздник. Фехтовальные поединки наездников собирали много зрителей. Они проводились следующим образом: на верхушку шлема прикреплялся пучок зелени или верхушка молодого деревца. Цель поединка – срубить зелень со шлема противника. Всадник, у которого была срублена зелень, под смех и крики зрителей слезал с коня и поднимал руки. Так он признавал себя побежденным. Этому виду спорта дети обучались на деревянных саблях, изготовляемых специально для обучения, поэтому чеченские дети умели отражать удар противника не только щитом, но и шашкой.
У чеченцев одна из конных игр называлась «марх»: барана спускали в яму и закрывали ее плетнем, по краям которого клали большие камни. Из отверстия в плетне выглядывала голова барана, которого всадник на полном скаку должен был вытащить из ямы. Игра эта требовала большой силы и ловкости. Особым развлечением были петушиные и собачьи бои, бои баранов и быков, которые устраивались в аулах, между аулами и между обществами.
В Чечне также играли и в “Конное поло”. Эта игра особенно популярна была среди пастухов, которые вместо мяча играли войлочной шляпой и шапкой, набитой травой, а ракетки заменяли им пастушьи палки из березы. Игроки делились на две команды. Старший забрасывал мяч в степь, и обе партии бросались его искать. Игра в основном происходила в лунные зимние и летние ночи. Выигрывала та команда, которая первая находила мяч. Партия, нашедшая мяч, стремилась привести его к центру поля, в чем ей препятствовала другая партия игроков.
Чеченцы прекрасно владели всеми техниками борьбы, т.к. это был самый популярный вид спорта с древнейших времен среди горцев. Традиции боевого искусства передавались из поколения в поколение. Многолетние тяжелые боевые условия оттачивали технику боевых искусств. От качества поединка нередко зависела сама жизнь, поэтому борьба велась с максимальной силой. Чеченцы физически были прекрасно развиты, что хорошо помогало им в бою.
Распространенным видом традиционных состязаний было и лазанье на столб. Это состязание проводилось главным образом по праздникам и предназначалось для подростков 13 – 16- летнего возраста. В землю вкапывали толстый столб, гладко обструганный и намазанный сверху салом. Наверху столба прикрепляли корзину, наполненную различными предметами. Наиболее смекалистые и догадливые мальчики набирали в карманы, а иногда и за пазуху песок и золу, обтирали ими столб и руки, добирались до корзины и забирали себе ее содержимое. Еще долго после праздника вокруг столба шумели, спорили, толкая друг друга, ребята, оспаривая первенство в лазании по столбу.
Подводя итоги вышесказанному, делаем вывод, что физическое воспитание чеченцев способствовало становлению джигита, воина, защитника семьи, аула, народа.
Во все времена чеченцы отличались не только особой физической выносливостью, но и исключительной воинственностью. За свою многовековую историю довели до совершенства свое воинское искусство, оставив огромный след в военной истории Кавказа.
« На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны, как тигры», – пишет военный историк В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887).
Большое внимание образу чеченского воина уделялось в творчестве русских классиков: М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др.
Вот как описывает ловкость и храбрость чеченцев в поэме «Тазит» А.С. Пушкин:
Верхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают,
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
Каким же оружием сражались чеченцы в древнюю эпоху?
Прежде всего, чеченцы знали кинжал – Шаьлта. Весьма крупный по размеру (длина до 60 см и ширина до 9 см), кинжал напоминал чем-то римский меч. Шаьлта обязан был иметь любой уважающий себя взрослый воин-нохчи.
…Отделкой золотой блистает мой кинжал
Клинок надежный, без порока
Булат его хранит его таинственный закал –
Наследие бранного Востока…
М.Ю. Лермонтов
Кинжалом старейшины рода опоясывали чеченского парня при достижении им 14 лет, с этого возраста юноша становился полноправным мужчиной и защитником Родины.
Чеченцы обычно предпочитали сражаться в пешем строю, но могли запросто организовать и мощную конную атаку. Всадники использовали особое копье «гоьмукъ».
Знали чеченцы и арбалет «Сакх-Iад», хотя и не слишком широко это оружие применяли, а также использовали «ГIозу» – тяжелый лук для стрельбы дротиками.
Из стрелкового оружия древние чеченцы знали «ширдолг» – пращу? и «Iад – лук», в стрельбе из которого славились на весь Кавказ. Отдельным чеченским видом стрелкового оружия являлся «ТIулг-Iад» – лук для стрельбы камнями. Применяли чеченцы в битвах и боевые топоры – «жамболаты».
Еще одним любимым холодным рубящим оружием чеченцев в старину была шашка «ГIама» (гурда). Небольшим личным оружием каждого чеченца служил «урс» – боевой нож.
Чеченцы также знали «тур» – меч, в том числе, «терс-маймал тур» (в переводе меч – «Ревущая обезьяна») , невероятно гибкий меч особой закалки, который изготовляли только чеченские оружейники.
Для своей защиты чеченские воины в прошлые времена использовали прочные воинские доспехи «барзакъ».
История знает немало национальных героев, блестяще владевших воинскими искусствами и боевыми навыками, положивших на алтарь свободы свою честь, достоинство и мужество.
Одной из таких легендарных личностей в истории чеченского народа являлся настоящий воин – чеченец из селения Тусхарой, тайпа «дишни», Амри Бока. Могучий, сильный, смелый Амри Бока был настоящим народным героем, неимоверно храбрым, и в то же время, добрым и справедливым человеком. Повествования о легендарном Боке передавались от поколения к поколению. Амри Бока и 40 его друзей-воинов часто отправлялись в военные походы, помогая отражать врага на соседних землях, отстаивать справедливость. Большую дружбу вел военный предводитель Тусхароя с князьями Грузии, где и нашел свою гибель, попросив руки юной грузинской княгини. Братья девушки, хотя и были против, не посмели отказать ему напрямую,зная,что в случае отказа, Амри Бока может умыкнуть сестру и тогда кровопролитной схватки с отрядом чеченского воина, не знавшим никогда поражений, не избежать. Они уговорили сестру поднести ему бокал с отравленным вином, и бесстрашный рыцарь, зная об этом, безропотно принял яд из рук возлюбленной. Амри Бока чувствовал приближающуюся смерть, но честь и достоинство настоящего воина – чеченца были превыше всего. История гласит, что Амри Бока завещал после своей смерти доставить тело на родину и быть захороненным там. Его верный конь, не раз, спасавший его от смерти, стал ему последним пристанищем в его такой короткой, но яркой жизни.
Не менее яркой, и в то же время трагичной была и жизнь Иналука Арсанукаева, князя Дышнинского, Фельдмаршала и Великого Везиря Эмиратсва Северного Кавказа, патриота и настоящего сына Чечни. Имя этого гордого, смелого и мужественного чеченца осталось, и будет в числе тех, кого чеченцы называют «къонах», ставя его тем самым в разряд достойных сынов Отечества.
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Бытует в мифологии и в эпических песнях
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Бытует в мифологии и в эпических песнях
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Передача подрастающему поколению образа национального героя посредством воплощения его через культуру и искусство.
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: Бытует в мифологии и в эпических песнях.
Тип особенности : Исторический аспект
Краткий текст: Традиционное воспитание подрастающего поколения у чеченцев включало как важный составной элемент воспитание физическое и военное, что было тесно связано с историческими условиями жизни и быта народа.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Для успешной социализации подрастающего поколения.
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: В целом обычай сохраняется.
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Чеченцы, как и другие народы, считали здоровье самым большим богатством, истинным счастьем. Одновременно они были глубоко убеждены в том, что здоровье, физическая сила не приносят подлинного счастья, если они не соединены с духовной культурой, высокой нравственностью.
Тип предмета: Костюм
Наименование Предмета: Верта, папаха, черкеска, газырница, башлык, бешмет,пояс.
Тип предмета: Атрибут
Наименование Предмета: Меч, кинжал, камень, топор, копье
Тип техники: Техника исполнения
Наименование техники: Устное народное творчество
Ссылка на полный текст (url):
http://www.checheninfo.ru/19173-istoriya-chechenskogo-
https://document.wikireading.ru/33456
https://chetour.me/pochitaj/all/all/Igry-i-zabavy-chechencev
Л. Гудаев
Источник: ИА “Чеченинфо”
(А.С. Пушкин. Полн.собр.соч. М., 1948. Т.5.стр.69. «Тазит».)
Источник: Почему чеченцы такие мужественные? – Русская семерка
© Русская Семерка russian7.ru
Источник: Почему чеченцы такие мужественные? – Русская семерка
© Русская Семерка russian7.ru
Воинские искусства, традиции, обычаи, состязания, чеченцы, спорт, борьба, горцы, оружие.
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Синабаригова
Имя Отчество лица: Шовда Аслановна
Даты: 1994 г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист художественного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH081.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.