Традиционная структура чеченского общества («Нохчийн къоман юкъараллин терхеш»)

Наименование: Традиционная структура чеченского общества.

Язык наименования: русский


Наименование: Нохчийн къоман юкъараллин терхеш

Язык наименования: чеченcкий


Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура


Краткое описание ОНН: Описаны виды  структурированности чеченского общество и их признаки.

подробнее...

Традиционная структура чеченского общества.

(Нохчийн къоман юкъараллин терхеш а, гергарлонаш а, церан верасаш а).

Традиционное чеченское общество можно структурировать по следующим признакам: этноконфессиональному; этнотерриториальному; этносоциальному.

   Этноконфессиональная структура может быть представлена следующим образом: сельская умма (мюриды) одного вирда во главе с муллой – вирд во главе с устазом – тарикат (содружество нескольких вирдов во главе с шейхом) – суффийское сообщество тарикатов – единая мусульманская умма. Устаз – не мулла, не мусульманский священник, читающий молитвы. Это святой, дословно: просветленный, богоизбранный. Последователи (мюриды) каждого устаза объединены в вирды (секты). Каждый мюрид клянется в верности своему вирду, обязуется выполнять его волю. Создается своего рода братство, живущее по своим специфическим духовным канонам. В Чечне более десятка самостоятельных вирдов. Формально каждый чеченец должен иметь своего устаза – святого, быть членом определенного вирда (секты).

Границы вирда могут не совпадать с границами фратрия (тукхума), племени (тайпа), рода (ваьр), ответления (гара), фамилий (некъий), дома – нуклеарно-ориентационной семьи (ц1а), нуклеарно-репродуктивной семьи (доьзал).

   Этнотерриториальная структура чеченского общества с юга на север подразделяется:

на горцев (ламарой), живущих в горной местности;

на внутренних людей (чоьхьара нах), живущих в предгорных равнинах и в горах Веденского, Курчалоевского и Ножай-Юртовского районах;

на внешних людей (арахьара нах), живущих за Терским хребтом и по обеим берегам реки Терек.

С востока на запад этнотерриториальная структура чеченцев подразделяется:

на Малую Чечню; Большую Чечню; Притеречье и Затеречье.

Этнотерриториальное деление структуры чеченского общества проистекает и по признакам тукхумно-тейповых территорий и местом общего проживания:

община (куп); союз нескольких общин (купов) – село, сельская община (юрт, юьртахой); районная община в границах административного района (к1ошта); республиканская община – все граждане Чеченской республики (Махкахой).

   Этносоциальная структура чеченского общества представляется следующим образом: нация (къам); фратрия (тукхум); племя (тайп); род (ваьр); колено (гара – ответвление); фамильные (некъий); дом (ц1а); семья (доьзал).

В Чечне сложились девять тукхумов: Аккхий, Мялхий, Нохчамахкахой, Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шотой, Эрштой.

Чеченский тукхум (фратрия) – это социально-экономический и территориально-политический союз группы чеченских племен, объединенных по территориальному признаку и своеобразному диалекту и говору.

Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, где тайпы, входившие в тукхум, занимались земледелием, охотой, скотоводством. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же нахского языка.

Глава чеченского тукхума – почитаемый отец (лора да) имел лишь рекомендательно-наблюдательные полномочия, так как тукхум был не столько органом управления, сколько общественной организацией, тогда как глава племени (вождь), рода (опекун), ответвления (старейший поколения) имели реальную власть и силу, чтобы их решения исполнялись всеми членами данного этнического социума. Таким образом, тайп, обладая полномочиями в определенной последовательности  выполнять организационно-управленческие функции  нижеследующих этнических групп, был необходимой и логической стадией прогресса в развитии идеи управления. Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское общество в середине девятнадцатого века, три четверти или сто одно племя (тайп) было объединено в девяти фратриях (союзах) следующим образом.

Дела тукхума решались советом старейшин, созываемым по мере необходимости лидером тукхума, почитаемым отцом (лора да). Но тукхум, как орган, не имел каких-либо функций управления, принадлежавших тайпу, хотя он и был облачен в общей социальной системе определенными полезными полномочиями в связи с необходимостью какой-либо организации, большей, чем тайп. Таким образом, договорившись между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тайпы объединялись в тукхумы прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкхойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Отдельные тайпы из этого тукхума, например, Беной и Центарой, настолько сильно увеличились, что давно уже, выйдя за пределы своей древней земли, с семнадцатого и восемнадцатого века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не проживали представители беноевцев, центароевцев и гендергеноевцев.

Таким образом, по мере своего увеличения тот или иной тайп в свою очередь расчленялся на несколько родов, и ответвления (гары) прежнего рода в этом случае становились самостоятельными родами, а первоначальный род продолжал существовать как новое племя тукхума – союза племен. Есть в Чечне и такие тайпы, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств не входили ни в какие тукхумы, жили и развивались самостоятельно. Эти тайпы образовались как из аборигенов данного края, так и из пришлых лиц. Поэтому следует считать тайп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии.

Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «У этого человека нет ни племени, ни фратрия» (Цу стеган тайпа а, тукхум а дац).

Итак, что же такое чеченский тайп и какие общественно-экономические принципы устанавливает правовой институт тайпизма?

Чеченский тайп – это группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, связаны между собой кровным родством по отцовской линии.

Свобода, равенство и братство, никем не сформулированные в этой этнической группе, составляли главное начало тайпа – принципиальной основы всей структуры чеченского общества.

Тайп в понятии чеченцев – патриархальная экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. Известны пять терминов, служившие для обозначения составляющих тайп этнических сообществ и употребляемые чеченцами с незапамятных времен для обозначения больших и малых родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство:

род (ваьр); ответвление или колено (гара); фамильные (некъий); Дом – нуклеарная ориентационная семья (ц1а); Семья – нуклеарная репродуктивная семья (доьзал).

1.Племя (тайп) состоит из родов (ваьр).

2.Род состоит из ответвлений (гара).

3.Ответвление состоит из фамильных (некъий).

4.Фамильные состоят из нуклеарных ориентационных семей (ц1а).

5.Нуклеарно-ориентационная семья состоит из нуклеарных репродуктивных семей.

6.Нуклеарно-репродуктивная семья состоит из членов семьи.

Перечисленные выше этнические группы имеют не только свои наименования, но и наименования общности людей, составляющие их, названия родства этих социумов и статуса лидера каждой социальной группы по горизонтали и соподчинения этих лидеров по вертикали структуры традиционного чеченского общества.

Некоторыми исследователями на сегодняшний день учтены и установлены в структуре чеченского общества девять фратрия (тукхума) и двести четыре племени (тайпа). Но на основе каких социальных, социологических, лингвистических, территориально-зональных и прочих научно-методологических основах это установлено, и насколько их количество соответствует действительности – мне лично неизвестно.

Общепризнанными  в чеченском обществе сегодня являются следующие фратрия (тукхумы) и составляющие их племена (тайпанаш).

  1. Тукхум Аккий включает в себя следующие тайпы: Барчахой, Вяппий, Жевой, Зогой, Ноккой, Пхарчахой и Пхарчой.
  2. В тукхум Мялхий входят тайпы: Амхой, Б1а1стий, Барчахой, Бенастхой, Дж1архой, Италчхой, Камалхой, Кеганхой, Коратхой, Меший, Саканхой, Тератхой, Чархой, Эрхой, Юеганхой.
  3. Тукхум Нохчмахкахой представлен тайпами: Айткхалой, Аллерой, Белг1атой, Беной, Билтой, Гендергеной, Г1ордалой, Гуной, Датт1хой, Зандак1ой, Ихирхой, Ишхой, Курчалой, Кушбухой, (1алирой), Сесанхой, Ц1онтарой, Чартой, Чермой, Ширди, Шуоной, Эг1ашбатой, Элистанжхой, Энакхалой, Энганой, Эрсаной, Ялхой.
  4. Тукхум Орстхой представлен тайпами: Алхой, 1андалой, Белхарой, Бокой, Булгучхой, Галай, Гандалой, Г1арчой, Виелха-некъи, Мержой, Цечой, Мужахой, Мужгахой, О1ргхой, Фергхой, Хевхарой, Х1евхахарой.
  5. Тукхум Терлой включает в себя тайпы: Бавлой, Бешни, Жерахой, Кенахой, Мацархой, Никарой, Ошний, Санахой, Шюидий, Элтпархой.
  6. В тукхум Чантий входят тайпы: Бугарой, Дерахой, Дышни, Кокадой, Хачарой, Хилдехарой.
  7. Тукхум Чеберлой представлен тайпами: Арстхой, Ачалой, Басой, Бегчархой, Бунихой, Д1ай, Зуьрхой, Кезеной, Келой, Макажой, Нижелой, Нохч-Келой, Ригахой, Садой, Сандахой, Сиккхой, Сирахой, Хой, Цикарой, Чебяхкинхой.
  8. Тукхум Шарой включает в себя тайпы: Химой, Хихой, Хуландой, Хьакмадой, Жог1алдой, Ик1арой, Кинхой, Кири, Черой, Шикарой.
  9. В тукхум Шотой входят тайпы: Варандой, Келой, Вашандарой, Г1аттой, Маршой, Нихалой, Пхьамтой, Саттой, Тумсой, Хал-Келой, Хьаккой.
  10. Тайпы, не входящие в тукхумы: Амахой, Белхой, Бецахой, Бигахой, Г1арчой, Г1ой, Галой, Гилой, Гухой, Гучингхой, Дзумсой, Зумсой, Зурзакъой, К1еганхой, Кей, Кулой, Кхартой, Лаьшкарой, Мазархой, Майсты, Маршалой, Мерлой, Мулк1ой, Нашхой, Никожой, Пешхой, Сах1андой, Сярбалой, Тулкхой, Харсеной, Х1уркой, Хукой, Хурхой, Цацанхой, Цейси, Ч1архой, Ч1инхой.

Таким образом, чеченский этнос составляют сто пятьдесят девять тайпов изначально чеченского происхождения и сорок пять, происходящие от соседних Северокавказских и Закавказских народов.

Эти сорок пять чеченских тайпа, образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях, одни пришли в страну нахов сами в поисках удобных земель, а других приводила сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой для них язык, чужие обычаи и традиции. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон своих умерших сородичей. Но по примеру аборигенов этого края они сплотились в кровное родство, оказывали помощь членам своей общины, объявляли кровную месть за убийство своего человека, придерживались и других общественно-обязательных принципов правового института тайпизма. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает «теорию» абсолютного чистого этнического происхождения вайнахов, в частности, чеченцев. Следует отметить, что происходил и обратный процесс. Так, например, известно, что такие довольно крупные ингушские фамилии Ахриевы, Льяновы и Боровы происходят от чеченского рода дышнинцев: Дарцыговы, Бузуртановы (насыркортовские) и Хосутиевы – из терлоевцев и т.д.

Можно предположить два варианта образования чеченского тукхума:

– по первому варианту – по мере размножения тайпа он распадался на две и более части, то есть от производного тайпа отпочковывались крупные роды со своими гарами (ответвлениями), образовывая новые тайпы, которые все же оставались в составе производного, разросшегося тайпа, наименование которого превращалось в тукхумное, поскольку он приобретал новое качество;

– по второму варианту – разные чеченские тайпы объединялись в территориальный социально-экономический союз, который объявлялся и существовал под наименованием наиболее влиятельного и авторитетного тайпа, из объединившихся в тукхум.

Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый чеченец должен был помнить имена не менее двенадцати лиц из числа своих прямых предков.

Лидеры этнических общностей чеченцев: Отец страны (Мехкан да), Почитаемый отец (Лора да), Вождь (Тхьамда), Опекун (Вераса), Старейший поколения (Вати), Старейшина (Нака), Хозяин двора (Кертан да), Отец семьи (Доьзалан да) – не всегда обладали недоступными замками, не украшали свои выезды фамильными гербами и кортежами. Они не гарцевали в сверкающих доспехах и не бились на романтических турнирах. Подражая тайповой демократии в обществе, они все имели вид мирных крестьян, которые пасли скот, заготавливали дрова и фураж, строили жилье, пахали землю, сеяли хлеб, рожали и растили детей.

С течением времени высокие понятия чести, равенства, братства и справедливости между членами тайповой общины перешли в новое качество тайповых отношений, конечно, не в ореоле прежней чистоты и благородства, а в извращенной, модернизированной форме образцов массовой культуры, порожденной наглой, сатанинской жестокостью и высокомерными притязаниями когорты человекоподобных людей – носителей и источников зла.

В своей основной массе вайнахи очень настороженно и чутко относились ко всяким попыткам и поползновениям к зарождению феодальной власти и феодальной аристократии и общими усилиями в корне пресекали их. Об этом свидетельствуют богатейший фольклорный материал и обычай раскулачивания (байтал ваккхар), бытовавший у чеченцев и очень редко встречающийся у других народов. Слабая изученность прилагаемой ниже схемы «Традиционная структура чеченского общества» и его духовности сегодня  приобретает оттенок социального и политического фактора.

Традиционная структура чеченского общества.


Место бытования

Страна: Российская Федерация


Сведения об особенностях ОНН

Тип особенности: Описанные виды структурированности чеченского общества имеют реальное бытование

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Противопоставление видов структурных элементов друг другу может расколоть чеченское общество по трем и более ее составляющим социумам.  

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: Ценность данного объекта в том, что этносоциальная структура  естественная и самовозобновляющаяся структура  чеченского общества в отличий от этноконфессиональной и этнотерриториальной.

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Естественная, формы обучения

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: Смешанная форма.

Тип особенности: Этнологический аспект

Краткий текст: Наименование этнического социума, социальной общности людей, их родства, и статуса лидера родственной социальной общности.

Тип особенности: Исторический аспект

Краткий текст: Исходят от меры родства чеченской социальной общности 

Тип особенности: Социологический аспект

Краткий текст: Кровно родственные связи этнических групп людей

Тип особенности: Лингвистический аспект

Краткий текст: Наименование этнического социума и их лидеров. 


Сведения о действии над/с ОНН

Тип действия: Сохранение

Целевое действие: Передача из поколения в поколение

Тип действия: Популяризация

Целевое действие: Изучение и распространение традиционной структуры чеченского общества как типологического вида национальной демократии. 

Тип действия: Развитие

Целевое действие: Соблюдение норм, правил, традиции и обрядов внутреннего, внешнего и дальнего родства


Источники информации об ОНН

Список использованной литературы.

          1.История Чечни с древнейших времен. Том-1. г. Грозный – 2008г., стр.-274-284.

2.Чеченский архив. Выпуск -1, стр. 269-293 и выпуск-2, стр. 386-389. г. Грозный –

2007 и 2009гг.

3.М. Мамакаев «Чеченский тайп…» Грозный – 1973г., стр.10-94

4.А.П.Берже «Чечня и чеченцы». г. Грозный -1991г., стр. 64-94.

5.К.З. Чокаев «Где жил Прометей». Грозный – 2004г., стр. 139 -143; 217 – 219.

6. С-Х. Нунуев «Нахи и священная история…». Ярославль-1998г., стр. 399 -442.

7. С-Х. Нунуев «Древний край Нахистан». Г.Грозный-2015г., стр.263 -270.

8. С-М. Хасиев «Ради и для чего жил чеченец в традиционном обществе».

Журнал «Нана», 2004г., №6-7.


Ключевые слова

Наименование тейпов, фратрий, и их лидеров


Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Носители

  1. Даутмерзаев Арби. 1946г.р. с.Мартан-Чу, Урус-Мартановский район.
  2. Абубокаров Ахмед 1949г.р. Г. Урус –Мартан ул. Больничная.
  3. Ицлаев Абдул 1957г.р. с. Гойское, ул. Зулкарниева.
  4. Кадыров Адам 1950 г.р. г. Урус –Мартан ул. Ворошилова.

Тип ответственности: Исполнитель

Домбаев Хамзат Вахаевич 1946г. ГБУ «ЦНТ», методист информационно – аналитического отдела, 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая, 19/65


Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

Название организации: Министерство культуры Ч.Р.

Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»

Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65


Фотофиксация


Видеофиксация

Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧРНомер:CHECH059.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here