Наименование: Традиционная структура чеченского общества.
Язык наименования: русский
Наименование: Нохчийн къоман юкъараллин терхеш
Язык наименования: чеченcкий
Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура
Краткое описание ОНН: Описаны виды структурированности чеченского общество и их признаки.
Традиционная структура чеченского общества.
(Нохчийн къоман юкъараллин терхеш а, гергарлонаш а, церан верасаш а).
Традиционное чеченское общество можно структурировать по следующим признакам: этноконфессиональному; этнотерриториальному; этносоциальному.
Этноконфессиональная структура может быть представлена следующим образом: сельская умма (мюриды) одного вирда во главе с муллой – вирд во главе с устазом – тарикат (содружество нескольких вирдов во главе с шейхом) – суффийское сообщество тарикатов – единая мусульманская умма. Устаз – не мулла, не мусульманский священник, читающий молитвы. Это святой, дословно: просветленный, богоизбранный. Последователи (мюриды) каждого устаза объединены в вирды (секты). Каждый мюрид клянется в верности своему вирду, обязуется выполнять его волю. Создается своего рода братство, живущее по своим специфическим духовным канонам. В Чечне более десятка самостоятельных вирдов. Формально каждый чеченец должен иметь своего устаза – святого, быть членом определенного вирда (секты).
Границы вирда могут не совпадать с границами фратрия (тукхума), племени (тайпа), рода (ваьр), ответления (гара), фамилий (некъий), дома – нуклеарно-ориентационной семьи (ц1а), нуклеарно-репродуктивной семьи (доьзал).
Этнотерриториальная структура чеченского общества с юга на север подразделяется:
на горцев (ламарой), живущих в горной местности;
на внутренних людей (чоьхьара нах), живущих в предгорных равнинах и в горах Веденского, Курчалоевского и Ножай-Юртовского районах;
на внешних людей (арахьара нах), живущих за Терским хребтом и по обеим берегам реки Терек.
С востока на запад этнотерриториальная структура чеченцев подразделяется:
на Малую Чечню; Большую Чечню; Притеречье и Затеречье.
Этнотерриториальное деление структуры чеченского общества проистекает и по признакам тукхумно-тейповых территорий и местом общего проживания:
община (куп); союз нескольких общин (купов) – село, сельская община (юрт, юьртахой); районная община в границах административного района (к1ошта); республиканская община – все граждане Чеченской республики (Махкахой).
Этносоциальная структура чеченского общества представляется следующим образом: нация (къам); фратрия (тукхум); племя (тайп); род (ваьр); колено (гара – ответвление); фамильные (некъий); дом (ц1а); семья (доьзал).
В Чечне сложились девять тукхумов: Аккхий, Мялхий, Нохчамахкахой, Терлой, Чантий, Чебарлой, Шарой, Шотой, Эрштой.
Чеченский тукхум (фратрия) – это социально-экономический и территориально-политический союз группы чеченских племен, объединенных по территориальному признаку и своеобразному диалекту и говору.
Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, где тайпы, входившие в тукхум, занимались земледелием, охотой, скотоводством. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же нахского языка.
Глава чеченского тукхума – почитаемый отец (лора да) имел лишь рекомендательно-наблюдательные полномочия, так как тукхум был не столько органом управления, сколько общественной организацией, тогда как глава племени (вождь), рода (опекун), ответвления (старейший поколения) имели реальную власть и силу, чтобы их решения исполнялись всеми членами данного этнического социума. Таким образом, тайп, обладая полномочиями в определенной последовательности выполнять организационно-управленческие функции нижеследующих этнических групп, был необходимой и логической стадией прогресса в развитии идеи управления. Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское общество в середине девятнадцатого века, три четверти или сто одно племя (тайп) было объединено в девяти фратриях (союзах) следующим образом.
Дела тукхума решались советом старейшин, созываемым по мере необходимости лидером тукхума, почитаемым отцом (лора да). Но тукхум, как орган, не имел каких-либо функций управления, принадлежавших тайпу, хотя он и был облачен в общей социальной системе определенными полезными полномочиями в связи с необходимостью какой-либо организации, большей, чем тайп. Таким образом, договорившись между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тайпы объединялись в тукхумы прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкхойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Отдельные тайпы из этого тукхума, например, Беной и Центарой, настолько сильно увеличились, что давно уже, выйдя за пределы своей древней земли, с семнадцатого и восемнадцатого века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не проживали представители беноевцев, центароевцев и гендергеноевцев.
Таким образом, по мере своего увеличения тот или иной тайп в свою очередь расчленялся на несколько родов, и ответвления (гары) прежнего рода в этом случае становились самостоятельными родами, а первоначальный род продолжал существовать как новое племя тукхума – союза племен. Есть в Чечне и такие тайпы, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств не входили ни в какие тукхумы, жили и развивались самостоятельно. Эти тайпы образовались как из аборигенов данного края, так и из пришлых лиц. Поэтому следует считать тайп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии.
Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «У этого человека нет ни племени, ни фратрия» (Цу стеган тайпа а, тукхум а дац).
Итак, что же такое чеченский тайп и какие общественно-экономические принципы устанавливает правовой институт тайпизма?
Чеченский тайп – это группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, связаны между собой кровным родством по отцовской линии.
Свобода, равенство и братство, никем не сформулированные в этой этнической группе, составляли главное начало тайпа – принципиальной основы всей структуры чеченского общества.
Тайп в понятии чеченцев – патриархальная экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. Известны пять терминов, служившие для обозначения составляющих тайп этнических сообществ и употребляемые чеченцами с незапамятных времен для обозначения больших и малых родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство:
род (ваьр); ответвление или колено (гара); фамильные (некъий); Дом – нуклеарная ориентационная семья (ц1а); Семья – нуклеарная репродуктивная семья (доьзал).
1.Племя (тайп) состоит из родов (ваьр).
2.Род состоит из ответвлений (гара).
3.Ответвление состоит из фамильных (некъий).
4.Фамильные состоят из нуклеарных ориентационных семей (ц1а).
5.Нуклеарно-ориентационная семья состоит из нуклеарных репродуктивных семей.
6.Нуклеарно-репродуктивная семья состоит из членов семьи.
Перечисленные выше этнические группы имеют не только свои наименования, но и наименования общности людей, составляющие их, названия родства этих социумов и статуса лидера каждой социальной группы по горизонтали и соподчинения этих лидеров по вертикали структуры традиционного чеченского общества.
Некоторыми исследователями на сегодняшний день учтены и установлены в структуре чеченского общества девять фратрия (тукхума) и двести четыре племени (тайпа). Но на основе каких социальных, социологических, лингвистических, территориально-зональных и прочих научно-методологических основах это установлено, и насколько их количество соответствует действительности – мне лично неизвестно.
Общепризнанными в чеченском обществе сегодня являются следующие фратрия (тукхумы) и составляющие их племена (тайпанаш).
- Тукхум Аккий включает в себя следующие тайпы: Барчахой, Вяппий, Жевой, Зогой, Ноккой, Пхарчахой и Пхарчой.
- В тукхум Мялхий входят тайпы: Амхой, Б1а1стий, Барчахой, Бенастхой, Дж1архой, Италчхой, Камалхой, Кеганхой, Коратхой, Меший, Саканхой, Тератхой, Чархой, Эрхой, Юеганхой.
- Тукхум Нохчмахкахой представлен тайпами: Айткхалой, Аллерой, Белг1атой, Беной, Билтой, Гендергеной, Г1ордалой, Гуной, Датт1хой, Зандак1ой, Ихирхой, Ишхой, Курчалой, Кушбухой, (1алирой), Сесанхой, Ц1онтарой, Чартой, Чермой, Ширди, Шуоной, Эг1ашбатой, Элистанжхой, Энакхалой, Энганой, Эрсаной, Ялхой.
- Тукхум Орстхой представлен тайпами: Алхой, 1андалой, Белхарой, Бокой, Булгучхой, Галай, Гандалой, Г1арчой, Виелха-некъи, Мержой, Цечой, Мужахой, Мужгахой, О1ргхой, Фергхой, Хевхарой, Х1евхахарой.
- Тукхум Терлой включает в себя тайпы: Бавлой, Бешни, Жерахой, Кенахой, Мацархой, Никарой, Ошний, Санахой, Шюидий, Элтпархой.
- В тукхум Чантий входят тайпы: Бугарой, Дерахой, Дышни, Кокадой, Хачарой, Хилдехарой.
- Тукхум Чеберлой представлен тайпами: Арстхой, Ачалой, Басой, Бегчархой, Бунихой, Д1ай, Зуьрхой, Кезеной, Келой, Макажой, Нижелой, Нохч-Келой, Ригахой, Садой, Сандахой, Сиккхой, Сирахой, Хой, Цикарой, Чебяхкинхой.
- Тукхум Шарой включает в себя тайпы: Химой, Хихой, Хуландой, Хьакмадой, Жог1алдой, Ик1арой, Кинхой, Кири, Черой, Шикарой.
- В тукхум Шотой входят тайпы: Варандой, Келой, Вашандарой, Г1аттой, Маршой, Нихалой, Пхьамтой, Саттой, Тумсой, Хал-Келой, Хьаккой.
- Тайпы, не входящие в тукхумы: Амахой, Белхой, Бецахой, Бигахой, Г1арчой, Г1ой, Галой, Гилой, Гухой, Гучингхой, Дзумсой, Зумсой, Зурзакъой, К1еганхой, Кей, Кулой, Кхартой, Лаьшкарой, Мазархой, Майсты, Маршалой, Мерлой, Мулк1ой, Нашхой, Никожой, Пешхой, Сах1андой, Сярбалой, Тулкхой, Харсеной, Х1уркой, Хукой, Хурхой, Цацанхой, Цейси, Ч1архой, Ч1инхой.
Таким образом, чеченский этнос составляют сто пятьдесят девять тайпов изначально чеченского происхождения и сорок пять, происходящие от соседних Северокавказских и Закавказских народов.
Эти сорок пять чеченских тайпа, образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях, одни пришли в страну нахов сами в поисках удобных земель, а других приводила сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой для них язык, чужие обычаи и традиции. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон своих умерших сородичей. Но по примеру аборигенов этого края они сплотились в кровное родство, оказывали помощь членам своей общины, объявляли кровную месть за убийство своего человека, придерживались и других общественно-обязательных принципов правового института тайпизма. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает «теорию» абсолютного чистого этнического происхождения вайнахов, в частности, чеченцев. Следует отметить, что происходил и обратный процесс. Так, например, известно, что такие довольно крупные ингушские фамилии Ахриевы, Льяновы и Боровы происходят от чеченского рода дышнинцев: Дарцыговы, Бузуртановы (насыркортовские) и Хосутиевы – из терлоевцев и т.д.
Можно предположить два варианта образования чеченского тукхума:
– по первому варианту – по мере размножения тайпа он распадался на две и более части, то есть от производного тайпа отпочковывались крупные роды со своими гарами (ответвлениями), образовывая новые тайпы, которые все же оставались в составе производного, разросшегося тайпа, наименование которого превращалось в тукхумное, поскольку он приобретал новое качество;
– по второму варианту – разные чеченские тайпы объединялись в территориальный социально-экономический союз, который объявлялся и существовал под наименованием наиболее влиятельного и авторитетного тайпа, из объединившихся в тукхум.
Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый чеченец должен был помнить имена не менее двенадцати лиц из числа своих прямых предков.
Лидеры этнических общностей чеченцев: Отец страны (Мехкан да), Почитаемый отец (Лора да), Вождь (Тхьамда), Опекун (Вераса), Старейший поколения (Вати), Старейшина (Нака), Хозяин двора (Кертан да), Отец семьи (Доьзалан да) – не всегда обладали недоступными замками, не украшали свои выезды фамильными гербами и кортежами. Они не гарцевали в сверкающих доспехах и не бились на романтических турнирах. Подражая тайповой демократии в обществе, они все имели вид мирных крестьян, которые пасли скот, заготавливали дрова и фураж, строили жилье, пахали землю, сеяли хлеб, рожали и растили детей.
С течением времени высокие понятия чести, равенства, братства и справедливости между членами тайповой общины перешли в новое качество тайповых отношений, конечно, не в ореоле прежней чистоты и благородства, а в извращенной, модернизированной форме образцов массовой культуры, порожденной наглой, сатанинской жестокостью и высокомерными притязаниями когорты человекоподобных людей – носителей и источников зла.
В своей основной массе вайнахи очень настороженно и чутко относились ко всяким попыткам и поползновениям к зарождению феодальной власти и феодальной аристократии и общими усилиями в корне пресекали их. Об этом свидетельствуют богатейший фольклорный материал и обычай раскулачивания (байтал ваккхар), бытовавший у чеченцев и очень редко встречающийся у других народов. Слабая изученность прилагаемой ниже схемы «Традиционная структура чеченского общества» и его духовности сегодня приобретает оттенок социального и политического фактора.
Традиционная структура чеченского общества.
Страна: Российская Федерация
Тип особенности: Описанные виды структурированности чеченского общества имеют реальное бытование
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Противопоставление видов структурных элементов друг другу может расколоть чеченское общество по трем и более ее составляющим социумам.
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Ценность данного объекта в том, что этносоциальная структура естественная и самовозобновляющаяся структура чеченского общества в отличий от этноконфессиональной и этнотерриториальной.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Естественная, формы обучения
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: Смешанная форма.
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Наименование этнического социума, социальной общности людей, их родства, и статуса лидера родственной социальной общности.
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Исходят от меры родства чеченской социальной общности
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Кровно родственные связи этнических групп людей
Тип особенности: Лингвистический аспект
Краткий текст: Наименование этнического социума и их лидеров.
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: Передача из поколения в поколение
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Изучение и распространение традиционной структуры чеченского общества как типологического вида национальной демократии.
Тип действия: Развитие
Целевое действие: Соблюдение норм, правил, традиции и обрядов внутреннего, внешнего и дальнего родства
Список использованной литературы.
1.История Чечни с древнейших времен. Том-1. г. Грозный – 2008г., стр.-274-284.
2.Чеченский архив. Выпуск -1, стр. 269-293 и выпуск-2, стр. 386-389. г. Грозный –
2007 и 2009гг.
3.М. Мамакаев «Чеченский тайп…» Грозный – 1973г., стр.10-94
4.А.П.Берже «Чечня и чеченцы». г. Грозный -1991г., стр. 64-94.
5.К.З. Чокаев «Где жил Прометей». Грозный – 2004г., стр. 139 -143; 217 – 219.
6. С-Х. Нунуев «Нахи и священная история…». Ярославль-1998г., стр. 399 -442.
7. С-Х. Нунуев «Древний край Нахистан». Г.Грозный-2015г., стр.263 -270.
8. С-М. Хасиев «Ради и для чего жил чеченец в традиционном обществе».
Журнал «Нана», 2004г., №6-7.
Наименование тейпов, фратрий, и их лидеров
Тип ответственности: Носители
- Даутмерзаев Арби. 1946г.р. с.Мартан-Чу, Урус-Мартановский район.
- Абубокаров Ахмед 1949г.р. Г. Урус –Мартан ул. Больничная.
- Ицлаев Абдул 1957г.р. с. Гойское, ул. Зулкарниева.
- Кадыров Адам 1950 г.р. г. Урус –Мартан ул. Ворошилова.
Тип ответственности: Исполнитель
Домбаев Хамзат Вахаевич 1946г. ГБУ «ЦНТ», методист информационно – аналитического отдела, 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры Ч.Р.
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧРНомер:CHECH059.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики