Наименование: «Тешам»
Форма выражения ОНН: Доверие – вид социальной ценности при коммуникативной и практической деятельности чеченца
Язык наименования: Чеченский, Русский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Доверие – как много смысла в этом слове….
Потерять легко…Заслужить….гораздо труднее…!!!
Тешам (доверие) – это непоколебимая убежденность в чьей-то честности, порядочности, добросовестности и верности. Тот, кому мы доверяем, в определенной мере предсказуем для нас, мы знаем, чего от него ждать в рамках той договоренности, которая у нас с ним имеется или в рамках тех надежд, которые мы на этого человека возлагаем.
Духовные ценности, выраженные в культуре того или иного этнического общества, оказывают значительное воздействие на все стороны его жизни. Наряду с существующими правовыми нормами они выступают в роли регулятора общественной жизни. А ведь духовные ценности, выраженные в форме норм морали, в традиционном обществе носили универсальный характер и находили применение во всех сферах жизнедеятельности.
Что касается традиционной чеченской культуры, то в ней исключительное значение придается нравственным качествам личности. Это настолько важно, что отступление от нравственных норм не может быть ничем оправдано – даже непосредственной угрозой жизни и здоровью.
Чеченское традиционное общество изначально было предельно жестким при оценке человека, рассматривая, прежде всего, соответствие его поведения нравственным нормам. При этом не принимались во внимание ни прежние заслуги, ни громкое имя, ни способности. Все эти достоинства в глазах чеченцев обесценивались одним недостойным поступком, каким бы известным человеком он не был. Причем, это бедствие и позор, не ограничивались только самим человеком, а распространялись на его родных, родичей, односельчан и семь поколений потомков.
Предельная жесткость морально нравственных требований, предъявляемых к личности, отражена, в частности, в широко распространенной среде чеченцев поговорке: «Нохчий хила атта дац» (Чеченцем быть очень трудно).
Основным нравственно этническим категориям в системе духовных ценностей чеченцев считаются: адамалла – человечность, гуманизм; ц1еналла – нравственная чистота; оьздангалла – благородство, обходительность, воспитанность; г1иллакх – этикет; къонахалла – кодекс чести; сий – честь, достоинство; нийсо – справедливость; собар – терпение и т.д. Эти все качества присущи настоящему чеченцу. Но есть такое бесценное качество, которое может, даже не имея вышесказанных качеств, сделать человека в прямом смысле слова героем – это «тешам» (доверие). Может для кого-то это чувство покажется, по сравнению с другими качествами, не особо важным, как бы все взаимосвязано, но у чеченцев с этим чувством не так просто, оно ставится выше всех нравственных ценностей. «Тешам» (доверие) сложно заслужить и очень легко потерять.
Вообще, «тешам» (доверие) это не только внутри одного этноса, оно что-то универсальное, наднациональное.
В Чечне каждый дорожит доверием и добрым именем. В каждом селе, в районе, семье знают конкретных лиц, нарушающих нравственные устои вайнахов. В прошлые века таких чеченцев осуждали народом и применяли самые строгие меры, вплоть, до изгнания из села. Если заслужишь доверие и расположение людей, твое имя будет воспето и восхвалено не только друзьями и близкими, но и всеми честными людьми, но если чеченец потеряет «тешам» (доверие) к чеченцу, даже самому близкому другу, брату, то заслужить его вновь уже практически невозможно. Почему мы говорим о «тешаме» (доверии) чеченца к чеченцу именно, ведь кругом есть и другие люди других национальностей, которые также ценят доверие. Потому что, настоящий чеченец не должен быть другим. Чеченец людям другого этноса может и простит в чем-то, а чеченцу нет. Обычно так и говорят: «Им нохчо вацар, хьо ма ву нохчо» (Он не чеченец, но ты же чеченец). У чеченцев есть такая поговорка «Тешаме долу адам, дуьненан меха ду» (Надежный, верный человек стоит целого мира).
Жительница с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР, Висханова Хазан Дадаевна (1965 г.р.). Из рассказа своего дедушки Дики Адди:
«В давние времена в наших горах (Веденском районе) жил один человек и звали его Байтиев Умар. Его дедушка, дядя, отец, занимались добыванием золота и жили они не в бедности, по тем временам очень богато.
У Умара было двое сыновей. Когда началась война, сыновей забрали на фронт. Мать долго не прожила и умерла, а отец остался один, совсем больным.
Понимая, что болезнь не собирается отступать, он позвал к себе соседа по имени Хамзат и попросил: «Я больной, неизвестно, что со мной будет завтра…. у меня к тебе просьба… Есть у меня золото. Если мои сыновья вернутся с войны, то передай им его, а если нет, то продай это золото и за полученные деньги сделай нам поминки». После этого, прожив пару лет, Умар скончался. Начали выселять чеченцев. Узнав про плохую весть о выселении, Хамзат закопал золото в лесу под грушевым деревом и сделал себе отметину, если вдруг повезет вернуться домой, знать, под каким деревом закопал.
После долгих 13 лет изгнания, люди начали возвращаться на свою родину. Это были голодные и очень тяжелые времена для чеченцев. У Умара один сын погиб на войне, а второй инвалидом вернулся домой. И однажды сосед Хамзат, по просьбе покойного Умара, решил отдать золото его сыну. Рассказав все как было, он передал ему все золото. Тогда сын начал сомневаться, что золота могло быть и больше, но не спрашивал у него ничего. И как-то раз, разбирая совсем уже старые вещи отца и матери, он в отцовской безрукавке нашел такую записку: «Может кто-то из вас нашел и читает мою записку. Я оставил у нашего соседа Хамзата на хранение для вас золото. Я знаю, что он вам попытается любым способом вернуть его, и я спокоен за это. Будьте такими же честными, как он, чтобы вам любой человек смог со спокойной душой доверить все. Берите с него пример». Парню стало стыдно, что сомневался в нем. Он отправился к Хамзату и попросил у него прошение за свое малодушие. А сосед, оказывается, действительно передал ему все золото. С тех пор они жили с полным пониманием друг друга».
И еще:
«В одном из сел Веденского района жил богатый человек. Было у него большое хозяйство. И как-то подвернулась ему поездка в заграницу, но была проблема на кого оставить свое хозяйство. Пошел он к одному мужчине из села и попросил его, предложив хорошую сумму, посмотреть за его хозяйством, пока его не будет. Конечно, мужчина согласился, а хозяин уехал на долгое время в заграницу.
Прошло больше года. Хозяин возвращается домой. Он едет на свою фазенду, где содержится его хозяйство. Видит он, что все в хорошем состоянии. Мужчина начал отчитываться ему, сколько приплода у овец, коров, коз, двойни, сколько падежа, впрочем, рассказал все.
Хозяин его выслушал, расплатился деньгами, как договорились, поблагодарил его от души и сказал: «Я отдаю тебе из стада все двойни, которые есть и 5 самых крупных голов скота и овец».
Мужчина удивился: «Зачем ты так делаешь, ты же отдал мне деньги за мою работу!?». Хозяин улыбнулся и сказал: «Не зря мой отец мне говорил, что я могу довериться тебе и жить спокойно. Я хочу отблагодарить тебя за твою честность и чистое сердце, это стоит самого дорогого»».
А действительно, это стоит самого дорогого!
Конечно же, мы скажем, что они поступили правильно. А как мы повели бы себя, оказавшись на их месте? Ведь в первом рассказе у нашего героя Хамзата была сложная ситуация в жизни. Высылка, чужбина, голодная семья, не было своего жилья – все это тяжело переносить человеку, но он выдержал жизненные испытания, не стал насыщаться чужим богатством, и главное, сохранил к себе доверие. А это – бесценно.
Для наших предков выше всего была нравственная гармония между собой и окружающим миром, чтобы люди говорили только хорошее о тебе, преумножая славу и капитал добра, благородства, нажитого до него его уважаемыми предками, предыдущими 7 поколениями, ощущая себя ответственным и перед ними и перед 7 поколениями будущих потомков.
В этом и заключалась национальная идея чеченцев: прожить свой отрезок жизни на этой земле, соответствуя системе нравственных ценностей, оставляя после себя приметы благородной жизни. Все совершенные благородные и добрые дела люди выскажут в день твоих похорон, и поэтому важно прожить свою жизнь достойно.
В человеке судят о его серьезности и ответственности. Последовательным в своих делах, логично думающим и действующим людям верят больше, чем тем, у кого, что называется, «семь пятниц на неделе». Если человек утром сказал одно, а вечером другое, если его слова расходятся с делами, если он постоянно противоречит самому себе и если он начинает делать какое-то дело, а потом не закончив, бросает и берется за другое, то у людей неизбежно складывается впечатление, что у такого человека ветер в голове и поэтому доверять ему очень сложно, так как не знаешь, что взбредет ему в голову в каждый последующий момент и что он в связи с этим сделает. Такой человек может быть честным, или, во всяком случае, он может стараться быть таким, но его несерьезное поведение будет отпугивать от него людей.
«Тешам» (доверие) – одно из самых непростых для понимания чувств, испытываемых человеком, это наша определенность, и уверенность в поступках другого человека. Когда мы доверяем человеку, мы уверены в своих ожиданиях и эта уверенность придает нам сил, делает нас смелее, способствует нашей активности. Когда же ты не доверяешь человеку, то и не знаешь, чего от него ждать в каждый последующий момент.
С одной стороны, без доверия жить очень сложно, можно сказать, совсем невозможно. Кому-то в некоторых ситуациях все равно приходится доверять, кроме самого себя. А с другой, доверять человеку, зная его натуру (его темную сторону), и тем более, после того, как тебя уже не раз наказывала жизнь за твою доверчивость, еще сложнее.
«Доверие – чувство, побуждающее верить кому-либо, даже если знаешь, что ты сам на его месте солгал бы».
Генри Луис Менкен
Из истории.
В Чечне жил один абрек по имени Саадулла. Он был объявлен в розыск жандармерией, по подозрению участия в налете на Кизлярский банк в конце марта 1910 года, в составе отряда легендарного абрека Зелимхана. Сам Саадулла, будучи безграмотным, об этом ничего не знал и особо не прятался от властей, но был готов в любое время встретить свою смерть достойно. Как-то, оказавшись в Ингушетии, Саадуллу арестовали и затем осудили на смертную казнь через повешение. Ему назначили день казни. В центре Назрани на видном месте соорудили эшафот, устроили виселицу. Народу собралось достаточно много. Руководил этой трагической церемонией сам начальник судебных приставов Назрановского округа полковник Князев. И вот, перед тем как казнить, Саадулле дали последнее слово. Абрек задумался и сказал: «Господин полковник! Дай мне 24 часа, поверив на слово, что я вернусь. У меня дома осталось неотложное дело. Не решив его, я не имею права умереть.
– Вот это да! – усмехнулся полковник. – Как я могу отпустить с эшафота осужденного бандита под честное слово? Это еще неслыханная дерзость. Пристав, где-то в глубине души уважающий горцев за их честность и почти детскую наивность, прошелся по эшафоту, задумался и сказал: – За такую твою откровенность и надежду на жизнь в безвыходном положении, я могу сделать исключение из правил. Если в этой толпе найдется мужчина, готовый поверить тебе на слово и остаться вместо тебя в арестантах, зная, что через 24 часа его казнят, то я согласен. Прости, господин абрек, без залога отпустить тебя не могу. Ты не вернешься – расстреляют меня. И пойдет молва как о продажном офицере.
Саадулла даже не успел посмотреть в сторону собравшихся людей, как тут же от толпы отъехал всадник и соскочил на эшафот: – Если Аллаху будет угодно, пусть моя голова висит на этой шелковой веревке. Вот тебе мой скакун и доспехи. Меня зовут Дахкильг. Бывай!
Удивленный полковник с умилением смотрел на этих двух горцев. Ему было не понять, как один незнакомый джигит готов умереть за бандита, поверив тому на слово. Он приказал надеть наручники и кандалы на Дахкильга. Тем временем, Саадулла, надев доспехи ингуша, ловко вскочил на скакуна, и поминай, как звали. Удивленная толпа не знала расходиться или все 24 часа ждать развязки странного события.
Тревожные сутки пролетели мигом. Дахкильга привели на виселицу, подняли на эшафот, дали последнее слово, где он сказал: – Помоги Аллах этому абреку совершить свое неотложное дело! У меня все!
Полковник прошелся по эшафоту, посмотрел на дорогу. С наблюдательной вышки ему сообщили, что на пути к крепости Назрань всадника нет. Палач подошел к Дахкильгу, чтобы выбить табурет из-под его ног.
– Не смей, грязная собака, дотрагиваться до табуретки! – пригрозил ему мужественный ингуш. Повернулся в сторону площади и попросил прощения у сородичей, если где кого случайно обидел, и крикнул:
– Передайте этому чеченцу-смельчаку, когда он вернется, что я у матери был один и пусть он ее похороны возьмет на себя. Дахкильг подпрыгнул, и сбил табурет из-под своих ног.
В это время из толпы слышен был неистовый крик: – “Пропустите! Ради Аллаха пропустите! До виселицы оставалось метров сто. Саадулла на высоком скаку снял с плеча карабин ингуша и прицельно выстрелил. Веревка оборвалась и еще не успевший задохнуться, Дахкильг, словно юноша, соскочил. Саадулла вскочил на эшафот и крепко обнял своего земляка, безумно храброго ингуша.
Саадулла поднялся на табурет, надел петлю на шею и ждал команды пристава. Более всех неподготовленным к такому повороту событий был полковник. На его мужественном лице забегали желваки, из глаз повалили слезы умиления. Ему на ум пришла гениальная мысль, достойная восточных мудрецов. Князев посмотрел на толпу горцев, которая заняла всю площадь и крикнул: – Вы все видели, как во время казни оборвалась веревка? – Все, Все! – хором ответили ингуши. Он подошел к Саадулле и попросил его сойти с табурета. Снял с его шеи петлю и обратился снова: – Солдаты и господа служивые! Вы все свидетели, как во время казни оборвалась веревка? – Да! – ответили военные. Полковник торжественно произнес: – По Закону Великой России за одно преступление дважды не вешают! Все свободны! И вы тоже, господин абрек!
Саадулла умер в глубокой старости своей смертью.
В Чечне исповедуют религию Ислам, в которой запрещается предавать «тешам» (доверие) другого человека, потому что на это способны только лицемеры. В основе их поступков лежит ложь, которая несовместима с верой. В одном из священных хадисов можно найти такие слова: «Настоящим лицемером является тот, кто обладает четырьмя качествами:
– не оправдывает доверие;
– лжет;
– нарушает заключенный договор;
– непристойно ведет себя, препираясь с кем-либо».
Ислам призывает брать в пример жизнь (с.а.с.) Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то есть уметь прощать и доверять людям, что значит избегать необоснованных сомнений, которые лишают душу человека покоя. В одном из хадисов говорится: «Остерегайтесь подозрений, потому что они – самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши дела и на ваши сердца!».
Пророк Мухаммад (с.а.с.), мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Нет полноценной веры у того, кто не соблюдает доверенное». Человек, который нарушает вверенное ему на сохранение что-либо, является лицемером. В исламе предательство – является тяжким ударом по вере человека, это причина, влекущая за собой неудачи и потери.
В продолжение темы.
Из рассказа Мумаидова Мухаммада Геланиевича, 1957 г. р. (уроженца с. Валерик, Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР).
«В селении с. Валерик Ачхой-Мартановского района ЧР жил один мужчина по имени Пагалов Алавди, мой родной дядя по бабушке. Был он знатным торговцем, поставлял товар из Москвы, Ростова, Ленинграда и т.д.. С купцами, с которыми он работал, у него были хорошие отношения, и они ему во всем доверяли. Это было начало 20-го столетия.
Как-то раз ему подвернулась крупная сделка на большую сумму. На тот момент у Алавди не было таких денег, но упустить этот шанс он тоже не хотел. Один из торговцев, по национальности еврей, доверившись ему, дал в долг Алавди свой товар, установив за него цену в 3 кг золота, после чего наш герой возвратился с ним домой. Через некоторое время в стране начались беспорядки, надвигалась революция. Многие евреи начали массово покидать страну.
Вскоре, Алавди удалось собрать свой долг и он начал искать того купца-еврея, чтобы расплатиться. Он ездил в места его пребывания, спрашивал о нем у всех знакомых, но все было безрезультатно. Алавди узнал, что еврей-торговец уехал заграницу, возможно, в Болгарию. Не зная точной информации, о его местонахождении, Алавди, с большим риском для себя, через Азербайджан, нелегально попадает в Турцию, и дальше в Болгарию, где с трудом находит того еврея. Когда Алавди пришел к нему, да еще и с золотом, тот от удивления не мог сказать и слова. Алавди от радости вздохнул, что наконец-то он смог вернуть ему свой долг, хотя, в те времена, проделывать такой путь, да еще с таким опасным грузом, было совсем небезопасно.
Еврей начал ругать его: «Зачем ты, рискуя, проделал такой путь, раздал бы там его бедным, нуждающимся людям, я простил бы тебе его».
На что Алавди ответил: «Зачем я буду твое золото раздавать людям, ты и здесь сможешь найти обездоленных, несчастных людей, оно ж твое, теперь ты сам сделай это. Для меня главное, это – отдать чужой долг, чтобы он не лежал вечным грузом на душе».
Погостив немного у него, Алавди вернулся на родину.
Эта история была опубликована в те времена в журнале «Звезда Востока» за рубежом, автором статьи которой был тот же еврей. Журнал долгое время хранился в семье родного племянника Алавди, Зайнутдинова Абдул-Разака»
Еще одна жизненная история из рассказа Мумаидова Мухаммада:
«Раньше в царские времена властители, генералы, офицеры, когда в чем-то договаривались с чеченцами, в качестве залога забирали кого-то из семьи.
Был случай, когда генерал приехал в село Нан-Гехичу (ныне Валерик) Ачхой-Мартановского района, чтобы о чем-то договориться с одним чеченцем, после чего, в качестве залога, он забрал его сына. Через некоторое время у чеченца умер близкий родственник. Узнав о такой плохой вести, парень попросил генерала отпустить его домой, обещав возвратиться в назначенный срок, на что тот согласился. Другие военначальники были против такому решению генерала, но он все же вызвал его отца и отправил парня с ним домой.
В назначенный день у генерала собрались все его подчиненные, уверенные, что парень все же не вернется обратно, и уже готовые наказать отца и сына. Генерал стоял у окна, пристально поглядывая вдаль, и думая, что сейчас он может быть опозоренным перед всеми, что поверил чеченцу на слово. Но парень вернулся, как и обещал в срок. Увидев издали парня, у генерала на лице вздрогнули мышцы, то ли от того, что отец с сыном оправдали его доверие, то ли от гнева, что не сможет их уже наказать».
Глубоко усвоенные в семье, обществе такие понятия, как «тешам» (доверие), честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъем, активное отношение к жизни.
Висханова Хазан Дадаевна, 1965г.р., (с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР). Из рассказа родного дедушки Дики Адди:
«Один мужчина по какому-то делу приезжал в горное село. Раньше дороги в горных местах были очень сложными для передвижений на автомобилях. Еле спустившись на машине в ближнее село, он решил у кого-то остановиться на ночь, потому что, вечером опасно было ехать.
Зашел он в один из дворов и постучался в дверь, но никто не вышел, хотя везде все было открыто. Потом зашел в другой двор, также никто не вышел. И так несколько дворов. Издалека наблюдавший за происходящим один сосед подошел и спросил незнакомца, кто ему нужен. Тот объяснил, что хотел бы переночевать где-то и спросил, почему дома все пустые, вроде они жилые? Сосед ответил: «Многие хозяева ушли в горы, кто за сеном, кто на огороды, вернутся чуть позже, а гостем ты будешь моим». Сосед пригласил незнакомца переночевать к себе. И все же гостя не оставляли в покое эти пустые дома с незапертыми дверями, где везде все было открыто. И он спросил у соседа, почему так? На что тот ответил: «Зачем закрывать, от кого? Мы запираем только свое хозяйство (коров, овец), а дома мы не запираем, мы доверяем друг другу. Мы можем все оставить открытым и уходить на долгое время и по возвращении домой, у тебя все будет лежать так, как ты положил. Даже не нужно на кого-то оставлять дом, просто сказать, что ты уходишь, этого достаточно. Мы и детей своих доверяем друг другу. Я знаю, если я оставлю своих детей дома одних, они будут под присмотром моих соседей и защищены от всего».
Гость был настолько впечатлен услышанным, что даже решился купить дом в этом селе и переехать жить.
Утром они пошли к старейшинам села, чтобы попросить землю для строительства дома. Земли в этой местности для постройки жилья было совсем мало и эти земли они раздавали только своим односельчанам. Но выслушав гостя, и увидев большое желание жить и породниться с ними, старейшины отдали ему небольшой участок земли для строительства.
Мой дедушка, Дики Адди, был одним из основателей и старейшин этого села» – с гордостью завершила свой рассказ Висханова Хазан.
Это действительно так, у чеченцев не принято закрывать дом на засов.
Считалось, что в этих домах гостей бывает редко, а гость для чеченца это святое. Такие дома так и называли – «беркат доцу х1усам» (не благодатный дом), они и продавались тяжело.
В чеченской народной философии духовно-нравственная культура ставится выше познания, способностей и науки. Необходимо отметить, что подобное положение свойственно мировоззрению не всех народов.
Например, некоторые европейские народы оказывают почет и уважение человеку за способности и достигнутые успехи, независимо от его морального облика. Например, богатому человеку или гениальному композитору, актеру, хорошему поэту, прощается недостойное поведение и вообще, в целом, аморальность. Это означает, что выше всего ценится талант и мастерство в профессии, а остальное не имеет решающего значения и оценивается чуть ли, не как детские шалости. Однако в чеченской народной философии все не так. Какими бы способностями ни обладал человек, какими бы доблестями и талантами он не был наделен – на нем лежат те же нравственные обязанности, что и на всяком другом человеке.
«О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет» (Д.С. Лихачев).
Сегодня мы живем и нужно жить по этике нравственной и духовной культуры, у кого она была, в ком воспитывалась с малых лет с молоком матери, она сохранилась и поныне. Несмотря на все деформации общества, народ хранил, и будет хранить этическую нравственность, иначе погибнет все, то ценное, что мы веками накопили.
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: На сегодняшний день отношения к друг другу и к окружающим остаются неизменными, как и 100-200 лет назад.
Тип особенности: Риск исчезновения
Риск исчезновения: Сила нравственного стержня непоколебима во все времена.
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Статус чеченца, определяющий его как носителя всех нравственных норм и морали.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Методом преемственности поколений, как и 100-200 лет назад
Краткий текст: Семейное, общественное воспитание. Привитие традиционных нравственно-этических устоев.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мумаидов
Имя Отчество лица: Мохмад Геланиевич
Даты: 28.11.1957 г
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры Чеченской Республики.
Житель с. Валерик, Ачхой-Мартановского муниципального района
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Висханова
Имя Отчество лица: Хазан Дадаевна
Даты: 10.02.1965г.
Место работы/адрес: Житель с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г.
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры Чеченской Республики.
Заведующий отдела методической и клубной работы
Тип ответственности: Исследователь
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г.
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры Чеченской Республики.
Заведующий отдела методической и клубной работы
Тип ответственности: Носитель
Министерство культуры Чеченской Республики
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР
Местонахождение: Российская Федерация,Чеченская Республика, г. Грозный, улица Деловая 19/65
1. Честность – залог успеха в обоих Мирах
https://islamdag.ru/vse-ob-islame/41586
2. Неисполнение обещаний и вероломство
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH069.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.