Наименование: Чеченский обычай коллективной взаимопомощи «Белхи»
Язык наименования: russ
Форма выражения ОНН: Организованный коллективный труд.
Язык наименования: chech.
Наименование: «Белхи».
Форма выражения ОНН: Организованный коллективный труд.
Тип объекта: Празднично-обрядовая культура-Обряды
Старинный чеченский обычай коллективной взаимопомощи «Белхи». Это совместный коллективный труд, где собирались родственники, соседи, односельчане. Такое уважительное отношение распространялось на семьи чеченцев. Участниками коллективной работы «белхи» были мужчины и женщины. Наравне со старшими, в зависимости от работы, также трудились и дети, приобретая навыки работы. «Белхи» – это мероприятие, где не только коллективно трудились, но и сообща веселились.
Старинный чеченский
обычай коллективной взаимопомощи «Белхи»
Условия жизни чеченского народа во все времена были таковы, что труд и быт оказались слиты воедино. Как и в любой другой деятельности человека, здесь имели место свои определенные правила и культура поведения.
Обычай взаимопомощи «белхи» («болх» – ‘работа’), являющийся традиционной чертой общественного быта чеченцев, возник в глубокой древности в связи с хозяйственной необходимостью. Возможно, он и сохранился вплоть до настоящего времени по этой же причине. М.О. Косвен писал: «Взаимопомощь выражалась в том, что все семьи патронимии (родственные. – З. Х.) неукоснительно являлись на помощь тогда, когда одна из семей предпринимала какую-нибудь работу, для выполнения которой сил одной семьи было недостаточно. Эта черта особо стойко сохранялась в быту у всех народов Кавказа даже тогда, когда патронимия испытала уже глубокий распад»
Взаимопомощь – «белхи» – была одной из самых распространенных форм контактов молодежи у чеченцев и, соответственно, проявлением норм поведения, нравственности «г1иллакх-оьздангалла». «Белхи» – это сложный по своей структуре обычай, в центре которого находился совместный бескорыстный, неоплачиваемый труд. Его участниками были не только члены патронимии, т. е. она не носила родственный характер, а была уже общесельской, общесоседской взаимопомощью.
На такой совместный труд «белхи» собирались родственники, соседи, односельчане. Но прежде всего, они обращались к родственникам, а потом уже к соседям. Такое уважительное отношение распространялось на семьи родственников, соседей и односельчан.
Участниками коллективной работы были мужчины и женщины. Как только они узнавали, что должны у кого-то состояться «белхи», тут же откликались желающие. Не оставались в стороне и дети. Они трудились наравне со старшими, потому что в чеченских семьях родители с раннего возраста приучали своих детей к работе. На них лежала большая ответственность за хозяйство.
В участии подобного рода работы у чеченцев сложился и соблюдался целый комплекс этических норм и представлений. Принятие приглашения не было обязательным правилом, однако чеченцы считали, что даже если в случае крайней невозможности из-за неотложных дел или по каким-то иным причинам приглашенный не мог принять участие, то ему следовало прийти и объяснить причину или же, немного поработав, уйти. В крайнем случае, он должен был прислать кого-либо для объяснения причины своего отсутствия. Таким образом, наличествовала нравственная обязательность, которая в некоторой степени сохранилась и до наших дней.
В прошлом «белхи» устраивали в любой день недели. А сейчас, в условиях современности – в выходные дни.
Коллективная взаимопомощь была разнообразной и носила увеселительный характер. Эта работа сопровождалась шутками, песнями и танцами. Такая работа давала возможность молодым людям выбрать себе невесту или жениха, тем самым открывая дорогу для сватовства.
Следовательно, на таких мероприятиях, как «белхи», чеченцы не только трудились, пытаясь проделать намеченную работу, но еще и общались друг с другом, веселились и устраивали, таким образом, свои судьбы.
На «белхи» могли присутствовать также и пожилые люди. Они могли не принимать участия в работе, но могли дать совет или присмотреть для себя трудолюбивую невестку.
Чеченцы – трудолюбивый народ. В хозяйстве чеченской семьи использовался любой коллективный труд, такой как постройка дома, изготовление саманного кирпича и его укладка, настил крыши, прополка, уборка урожая, очистка двора, изготовление войлочных ковров (истанг) и бурок, стрижка овец, чесание шерсти и многое другое.
Этика предъявляла определенные требования к пришедшим на «белхи». По нормам этикета каждый из присутствующих старался сделать больше, лучше другого. Хозяин также принимал активное участие, работал наравне со всеми, однако не мог по нормам этикета указывать на недостатки или же упрекать участников «белхи» в недобросовестности. Считалось неэтичным работать плохо, спустя рукава. Среди присутствующих могли быть острословы и шутники, которые высмеивали ленивых работников. Нормы и правила этикета требовали от участников «белхи» работать с полной отдачей, здесь присутствовал дух соревновательности – «яхь».
В некоторых «белхи» (строительство дома) в основном принимали участие мужчины, в других (обмазывание стен, лущение кукурузы, обработка шерсти и др.) – женщины. Но в любом случае на «белхи» звучали песни, танцы, раздавались шутки и т. д.
Обмазку стен и выделывание самана считали женским делом, но следует отметить, что в обоих случаях принимали участие как женщины, так и мужчины, причем последние выполняли самую тяжелую работу.
При обмазке дома главной считалась женская работа. Примечательно, что здесь происходили своего рода смотрины девушек, которые задавали особый тон событию. Девушки на «белхи» демонстрировали свою ловкость, умение, сноровку, что вызывало похвалу и восхищение присутствующих. Многие восклицали в адрес таких девушек: «Ирс ду и йо1 керта кхочу чера» – «Счастлив двор, куда войдет эта девушка»; «Оьзда ю, хаза ю, г1 иллакх долуш ю, белхан кади ю, лелар хаза ду, бедар оьзда ю» – «Красива, умеет соблюдать нормы приличия, ловка при работе, одета скромно».
«Белхи» – это мероприятие, где не только коллективно работали, но и сообща веселились. «Белхи» становился своего рода сельским праздником. Туда приходили парни, чтобы найти достойных девушек, с которыми можно строить совместную жизнь. Там молодые с помощью мастеровых людей осваивали премудрости различных профессий.
Обстановка на «белхи» всегда складывалась трудовой, легкой и непринужденной для общения. Можно привести сотни примеров, когда молодые, которые познакомились на «белхи», создали затем дружные семьи. Например, Залпа Магомедовна Талаева из села Комсомольское Гудермесского района, со своим мужем Хож-Ахмедом познакомилась на «белхи». У них уже трое взрослых сыновей, живут, как говорят, душа в душу.
«Белхи» чеченцы устраивали не только для коллективного труда, но и для коллективного отдыха в осеннее и зимнее время года. Когда непогода загоняла трудовой люд в свои жилища, они собирались в закрытых помещениях или под навесами и занимались работой. Причиной могло послужить высвобождение кукурузных зерен от початков, очистка фасоли, лука, чеснока.
То есть, «белхи», как и чеченский синкъерам (молодежная вечеринка), являлся своего рода институтом знакомств и ухаживания молодых людей за девушками, но в строгих рамках, выработанных веками в форме национальных обычаев и традиций. Разумеется, для создания достойной чеченской семьи.
«Белхи» – это единственно место, где девушке разрешалось во время работы засучить рукава платья, завязывать свободно платок и, даже пошутить. Молодому человеку разрешалось находиться рядом с девушкой, но на приличном расстоянии. Они могли вместе выполнять какие-то работы. Например, когда его избранница заполняет каркасную стену глиной, подавать ей на вилах, заранее приготовленную из глины и соломы массу (поппар). Обязательно при этом рядом с девушкой должна была находиться кто-то из ее подруг или близких родственниц.
Чагаева Сима Докаевна (62 года), жительница села Шалажи Урус-Мартановского района рассказывала, что находились и такие отчаянные среди парней, которые, когда им понравится кто-то из девушек, в знак сигнала тайком от лишних глаз, старались бросить в ее сторону маленький комочек из глины. Но девушка, если даже он нравился ей, должна была посмотреть на него с укором.
Говорят, бытовала еще и такая форма внимания, как со стороны девушки, так и со стороны парня – это передача в руки девушки через посредницу носового платка, специально испачканного на этом «белхи». Девушка, в знак согласия, обязательно через посредницу, возвращала возлюбленному уже выстиранный платок, добавив к нему свой шелковый или вышитый собственными руками любой носовой платочек.
То есть, здесь платочек является как бы символическим элементом проявления взаимного уважения и прекрасных чувств у молодых людей. Ну, а если девушка была не согласна и не хотела дальнейшего общения с этим молодым человеком, то возвращала ему выстиранный его платок.
“Белхи”– традиционное мероприятие, включающее в себя лучшие образцы обычаев чеченского народа. Совершенно уникальная в своем роде традиция или ритуал, со всеми полагающимися составляющими звеньями единой цепи знакомства молодых людей до заключения брачных уз.
Работа во время «белхи» часто приостанавливалась, и начинались весёлые танцы. Танцевали все желающие. На «белхи» все приходили с удовольствием, потому что, в отличие от чеченской свадьбы «ловзар» и «синкъерам», здесь царила простая неофициальная обстановка. Сюда также подходили молодые и пожилые люди: кто-то давал полезные советы, кто-то присматривал трудолюбивую невестку.
Сытное угощение начиналось в обеденное время. Это происходило по обыкновению и нормам единства, общности чеченцев, что в очередной раз доказывает важность принципов взаимоуважения, взаимосогласия и взаимоподдержки. Еда готовилась без чьих либо просьб и указаний. В приготовлении пищи принимали участие женщины и девушки, при этом котёл с мясом обслуживали мужчины. Пища на «белхи» принималась раздельно мужчинами и женщинами. Безусловно, имели место правила, культура поведения. Уважаемых людей старшего возраста сажали на почетное место и обслуживали в первую очередь.
Продолжительность труда была определена обычаем – от восхода до захода солнца, но работу могли завершить и раньше. Обычай взаимопомощи «белхи» был своеобразным мероприятием, на котором не только трудились, но и веселились. «Белхи» – это и труд и праздник. Он включал ряд правил, а также организационные моменты.
Таким образом, «белхи» являлся, с одной стороны, местом общения людей разного возраста, с другой – школой трудового и нравственного воспитания. Здесь происходил обмен знаниями, закреплялись и передавались производственные навыки и нормы поведения. На «белхи» молодежь могла проявить свои способности и завоевать репутацию завидного жениха или невесты. Участие в «белхи» было обязательным и необходимым делом. Во время этого коллективного мероприятия, где проявлялись чувства коллективизма, ответственности, обязательным было соблюдение определенных правил поведения. Их отсутствие или нарушение подвергались осуждению со стороны общества.
Салатаев Али (59 лет), житель с. Ялхой-Мохк и Мусаева Пиян (54 года), уроженка с. Джугурты Курчалоевского района, рассказывали, что слово «белхи» произошло от слова «работа» (болх), если даже на «белхи» приглашен один человек, то и в этом случае это называется «белхи». Благодаря таким мероприятиям, как «белхи», парни и девушки знакомились, встречались, в последующем сватались, выходили замуж, женились, такие знакомства могли происходить и на свадьбах (“ловзар”), у родника (“хинйистехь”), на посиделках (“чукхайкхар”, “ирахь1ар”) и т.п. И впоследствии это служило формированию выстраивающихся между парой отношений.
Если у приглашенного на «белхи» оказался гость, то он тоже мог прийти на это мероприятие. У чеченцев представление о гостеприимстве сложилось в строго разработанный кодекс “красивого” поведения хозяина дома (цIийнда) и гостя (хьаша). Отступление от этой нормы считалось некрасивым, недостойным поведением. Долг хозяина дома – обеспечить своего гостя (хьаша) всем необходимым, оказать ему всяческое уважение и почет. Гость мог и не утруждать себя работой, как другие приглашенные, если же гость припоздал, а в это время шли увеселительные танцы или же исполнялась песня, он выдерживал паузу, пока танец или песня не закончатся, только тогда он здоровался и говорил хозяину: «Хьаша т1еоьций аша?» – (Принимаете гостя?), на что хозяин дома отвечал: «Хьаша беркат ду! Хьешана йиллина не1 тхан цкъа а къовлуш яц» – «Гость для нас благодать! Для гостя двери у нас всегда открыты!»
Жительница с. Гехи-Чу Урус-Мартановского района Заурова Малкан (73года) рассказывает, что «белхи» был своего рода местом встречи молодых, или их знакомства. Любые ухаживания за девушкой не пресекались, т.к. они были возведены в ранг определенных традиционных норм и правил. Юноша, будучи на «белхи», знал, что здесь могут присутствовать родственники девушки и поэтому воздерживался от каких- либо знаков внимания по отношению к ней. Хотя, само пребывание их на этом мероприятии вселяло надежду, радость, ликование души и работа, конечно, спорилась. Были такие моменты, когда парень, убедившись, что на «белхи» отсутствуют близкие родственники девушки, мог себе позволить вместе с девушкой взяться за концы мешка, где упакован готовый замес, и который нужно поднести к тем, где выполняются основные работы, т.е. к женщинам, которые уже мажут стены будущего дома. Конечно, юноша просит одобрения у снохи своей девушки, очень деликатен в своей просьбе, и после нескольких мягких настойчивых уговоров, сноха этой женщины или другая женщина, как бы уступает просьбам этого парня, и они вместе совершают эту процедуру, взявшись за концы мешка. Сколько радости, уверенности, возможности пообщаться за этот короткий промежуток дороги кроется здесь. Открытость, прозрачность отношений, неподдельные чувства, высокие мотивы, желание подольше быть рядом с любимой – вот главные составляющие таких встреч на «белхи».
Существовала такая поговорка про «белхи»: « Цхьанни – валар, шинне – болх, кхаанна – ловзарг», что в переводе означает: «Для одного человека «белхи» эта равносильно смерти, для двух людей – это работа, для трех людей – это уже веселье».
Из рассказа Абдулгапура Цабаевича Алхазова (1947г.), жителя с. Беной Веденского района, и Джарлаева Даняла Амирсултановича (57лет), жителя с. Саясан Ножай-Юртовского района.
По рассказам этих информаторов, зачастую поверенный хозяина дома, так называемый “верас” оповещал, что там-то, в таком-то доме, проводится “белхи”. То есть определял, условно выражаясь, субъект, у которого можно поинтересоваться формальностями. “Верас” мог быть родственником хозяина дома, соседом, представителем одного тейпа.
В некоторых селах был уважаемый в селении человек, который знал о всех чаяниях сельчан, кто в чем нуждается, и в зависимости от сезона, времени года, знал, кому необходима та или иная конкретная коллективная помощь «белхи» и собирал людей, тем самым облегчая задачу нуждающемуся в помощи, который из чувства скромности не желал взваливать свои хозяйственные проблемы на чужие плечи, хотя прекрасно понимал, что без помощи односельчан он один не справится, будь то сенокос, уборка урожая или строительство дома. Так из рассказа информатора, в селе Галайн-ч1ож Урус-Мартановского района был такой уважаемый человек, который оповещал всех, кому именно нужна коллективная помощь «белхи», звали его Баймурадов Увайс.
Вот, например, к такому виду «белхи», как чесание шерсти (т1арг1а къажбар) готовились заблаговременно, а точнее, заготавливали овечью шерсть. Шерсть заранее состригали с овец и баранов в определенное время года, учитывая погодные факторы. Постоянство теплой погоды являлось необходимостью, т.к. в холодные дни стриженные животные могли замерзнуть и заболеть. В жаркие дни тоже не рекомендовалось стричь овец и баранов, потому что у них пропадал аппетит. А еще, в жаркий период, когда все в цвету, овцы могли засорить свою шерсть различными сорными растениями и поэтому хозяева не допускали этого.
«Белхи» устраивали так же и во время стрижки овец, все зависело от их количества. Если хозяин не справлялся сам, то он прибегал к помощи со стороны. Он официально приглашал мастеров-стригалей. Такой работой занимались только мужчины, а женщины занимались домашними делами: готовили еду, носили воду и т.д.
Для обработки шерсти в хозяйстве использовались популярные орудия труда, такие как: металлические ножницы «ч1ада»; веретено «урчукх»; чесалка «ехк»; лучок «1ад»; палочки-ударники «кантухургаш», «г1ожмаш»; прялка; рубель. Некоторые из них встречаются в быту до сих пор.
Шерсть «т1арг1а» с животных состригали специальными металлическими ножницами (ч1ада). Люди к ним относились очень бережно. Для того, чтобы сохранить ножницы от коррозии, их держали в войлочном чехле, предварительно смазав жиром. Таким ножницам приписывали магическое свойство для отпугивания нечистой силы.
Процесс чесания «къажбар» уже обработанной шерсти происходил с помощью «белхи». Прослышав об этом, тут же находились желающие, которые были непротив оказать свою помощь родственникам или односельчанам. На «белхи» чесания шерсти («т1арг1а къажбар») собирались девушки и молодые женщины, т.к. этот труд считался женским делом. А также могли присутствовать молодые парни, которые не принимали непосредственного участия, а только развлекали работающих.
Работой руководили пожилые хозяйки, старшие в доме женщины. Именно эти хозяйки следили за всем процессом, который происходил под их кровом. Они специально готовили еду в честь работающих и угощали их разными яствами. Таким образом, работницы собирались на долгие зимние вечера за работой чесания шерсти. Нужно отметить, что для такой коллективной работы люди собирались у родственников или у соседей добровольно, не дожидаясь приглашения.
Если приглашали в дом на «белхи» девушку, то обязательно за ней приходила женщина, вхожая в их дом и отпрашивала ее у родителей, а точнее у матери или у старшей из женщин. Девушку далеко не отпускали к незнакомым людям, это должны были быть родственники или соседи, у которых будут проходить «белхи» чесания шерсти.
На коллективный труд чесания шерсти мог придти и парень, узнав, что его возлюбленная находится в одном из хозяйств, где проходят «белхи». По обычаю чеченцев, молодой человек должен был находиться всегда там, где появлялась его девушка. Ездить за ней даже в другое селение со своими друзьями, если она в гостях у тех или иных родственников.
Несмотря на то, что воспитанием своих детей занимались оба родителя, в чеченской семье мать имела большее влияние на дочь, чем отец. Именно мать решала, можно ее отпускать или нет, а с отцом девушки такие вопросы не обсуждались. По чеченским обычаям существовала и до сих пор существует четкая грань между мужчиной и женщиной.
Как сообщает информатор Курман Эдельбиева, уроженка с. Беной Ножай-Юртовского района, проживающая в г. Гудермес, для того, чтобы быстрее выполнить намеченную работу, они прибегали к обычаю коллективной взаимопомощи родственников и соседей, т.е. «белхи».
Вечером, в селе, собравшись на «белхи» в одном доме, хозяйка в комнату вносила шерсть «т1арг1а». Приглашенные устраивались поудобнее. Перед собравшимися женщинами и девушками хозяйка раскладывала небольшое количество шерсти. Работницы принимались за дело. Отщипывающими движениями и перебирая в руках, очищали от колючек и мусора шерсть. Женщины и девушки за такой работой беседовали друг с другом, шутили, танцевали и пели песни. Слова одной из песен, которую исполняли во время чесания шерсти «т1арг1а къажбеш лекхна йиш»
- Т1арг1а, семса балалахь,
Лам санна хьала айлолахь,
Т1арг1а, т1арг1а, цхьалха балалахь,
Мотт-г1айбий семса бузалахь!
Т1арг1а, т1арг1а, цхьалха балалахь,
Мотт-г1айбий семса бузалахь!
- Т1арг1а, семса балалахь,
Ломал а лекха айлолахь,
Т1арг1а, т1арг1а, цхьалха балалахь,
Ло санна, ц1ена ц1анлолахь!
Т1арг1а, т1арг1а, цхьалха балалахь!
Ло санна, ц1ена ц1анлолахь!
- Шерсть, взрыхлись,
Как гора возвысься!
Шерсть, шерсть завершись,
Постель мягкую набей!
Шерсть, шерсть завершись,
Постель мягкую набей!
- Шерсть, взрыхлись,
Поднимись выше горы,
Шерсть, шерсть завершись,
Очистись, стань как белый снег!
Шерсть, шерсть завершись,
Очистись, стань белее снега!
По словам информаторов Симы Чагаевой, уроженки с.Валерик и Мариям Магомадовой, проживающих в с. Шалажи Урус-Мартановского района, подобного рода «белхи» проводились именно для того, чтобы устраивать встречи молодых людей. В доме, где проходили «белхи» чесания шерсти «т1арг1а къажбар», молодой человек мог придти и пообщаться со своей возлюбленной или же найти себе невесту.
Раньше, когда не было электричества, как сейчас, а были керосиновые лампы «шиъ сиз боьду стогар», «чиркх», при свете таких ламп, люди вечером или ночью собирались для «белхи». «Белхи» чесания шерсти в основном начиналась осенью, когда завершались в хозяйстве летние работы. Женщины и девушки собирались на долгие осенние и зимние вечера.
Придя на коллективную работу «белхи», люди добросовестно работали, шутили, танцевали, веселились – эта была обязанность помогающего. А хозяева были обязаны угощать едой работающих. Хозяйка дома ставила на стол «т1оберам» (растолченный творог, заправленный домашней сметаной); «сискал межарг» (чурек, приготовленный из кукурузной муки и запеченный в национальной печи «нохчийн пеш»); «йетшура» (прокисшее молоко, простокваша); зеленый лук.
К любой работе чеченцы приступали с именем Аллаха, произнося слова из Священного Корана – БисмиллахиРахманниРрахим. Это священный долг каждого мусульманина. Приступал к работе человек «беркате стаг», «каде стаг», который слыл в селе как самый щедрый, ловкий и трудолюбивый, приносящий везение, удачу.
Тасуханова (Якубова) Манжа Бешиевна, уроженка с.Цоци-Юрт Курчалоевского района, проживающая в селении Старые Атаги Грозненского района рассказывала, если приезжала в гости девушка, то устраивали «белхи» в честь гостьи. Это делалось для того, чтобы возвеличить статус гостя.
На коллективную работу «белхи» девушки не наряжались в платья «г1абали, т.к. «г1абали» – это праздничный наряд и одевали его только на свадьбу. Для работы надевали обычную одежду.
Работающие на «белхи» не ждали конца работы для увеселительного отдыха, они убирали в сторону те предметы, которыми занимались за работой, освобождая место для танцев. Если за работой чесания шерсти девушки и женщины уставали и хотели отдохнуть, то они откладывали в сторону обрабатываемую шерсть и начинали танцевать.
Манжа утверждает, что на «белхи» чесания шерсти использовали уже заранее стиранную и высушенную шерсть. Обработанную шерсть женщины использовали в быту. Они набивали этой шерстью подушки, одеяла и матрацы, которые сами изготавливали. А еще шерсть использовали для вязания изделий, предварительно сучили из нее нить. При помощи веретена женщины сучили нити, сматывая их в клубок. За такой работой женщины пели «урчакх хьовзош локхуш йиш»
- Урчакх, урчакх, хьовзалахь,
Т1арг1а сиха ба1алахь,
Т1аккха уьйриг хьарчае,
Т1ерг1ан тай а 1а1аде!
- Т1арг1а сема балалахь,
Лекха хьала айлолахь,
Т1арг1а цхьалха балалахь,
Тхан мотт-г1айба бузалахь!
- Т1арг1а, семса балалахь,
Ломал лекха айлолахь,
Т1арг1а, цхьалха балалахь,
К1айн ло санна, ц1анлолахь.
Веретено, веретено, закружись,
Шерсть быстро завершись,
Потом в клубок свернись,
Шерстяная нить копись!
Шерсть, взрыхлись,
Высоко поднимись,
Шерсть завершись,
Нашу постель наполни!
Шерсть, взрыхлись,
Выше гор поднимись,
Шерсть завершись,
Очистись, стань как белый снег.
Мата Ахмадова, уроженка с. Автуры Шалинского района рассказала, как было в ее жизни, и что слышала от своих бабушек и мамы. Она с юных лет ходила на коллективный труд «белхи» помогать родным.
На коллективной работе люди упоминали пословицы и поговорки, связанные с «белхи». В основном, такую пословицу говорили матери, у которых был сын: «Хьайн к1антана йо1 лаха лаахь, лулахь ц1а деш берш лаха» («Если хочешь для своего сына найти девушку, то ищи по соседству тех, кто строит дом»).
Мать сына могла придти на «белхи» и присмотреть себе невестку. Среди работающих самой ловкой и работящей должна была быть девушка. За работой «белхи» мать выбирала будущую сноху. Или сам юноша мог найти себе девушку. Именно на такой коллективной работе, как «белхи», часто возникали пары.
Были «белхи» и по настилу крыши «тхов тиллар». Если в семье не было денег оплатить услуги мастеров, то люди договаривались о коллективной работе «белхи». Вызволялся один человек, который говорил о том, что в семье нет возможности произвести данную работу, нужно помочь им. О предстоящей работе могли известить друг, близкий человек или сам хозяин. Хозяин на «белхи» для подмоги звал своих братьев и родных. А также там должны были обязательно принимать участие зятья.
Работа настила крыши «тхов тиллар» обычно занимала 2 дня. Если же эта работа была по замешиванию глины (саман) «поппар белхи» для каркаса дома, то люди старались уложиться в один день. Это нужно было для того, чтобы саман однородно подсох. Работа настила крыши «тхов тиллар белхи» контролировалась старшим (главным) или мастером «пхьар», «говзанча». Он объяснял молодым, как и что делать: «Когда нас не станет, вам нужно будет делать вот так» – «Тхо д1адовлахь, иштта дан дезар ду шун». Таким образом, старшие обучали и приобщали молодежь к навыкам работы.
В чеченском обществе приняты нормы поведения «г1иллакхаш», в соответствии с этим люди оказывали друг другу всяческую помощь.
Если семья, организовывающая «белхи», была несостоятельной, то родственники и даже соседи готовили обеды – это было обязательным негласным правилом. В приготовлении пищи принимали участие и девушки. Это могла быть еда, приготовленная из муки: пирожки «пираьшкаш», пустышки «локъумаш», лепешки с добавлением творога и зеленого лука «ч1епалгаш». Во время коллективной трапезы озвучивали имя девушки, приготовившей то или иное яство.
Люди, которые приходили на «белхи», здоровались друг с другом «Сегодняшний день мы пришли потратить с пользой для тебя» – «Таханлерчу дийнахь хьуна де дайъа даьхкина ду тхо». Хозяин в ответ: «Да вознаградит вас Всевышний за ваш труд» – «Дала меле дуьллийла аша хьегна долу къа». По мере прихода на «белхи» тот, который пришел, говорил работающему: «Да вознаградит нас Аллах за наш труд» – «Ка долийла вай! Ирс долуш хуьлда вай! Вай беш болу болх Дала меле бойла!». Таким образом, работающие приветствовали друг друга.
«Белхи» начинали с раннего утра. Для того, чтобы справиться и уложиться с намеченной работой, помощники приходили в раннее время. А те, кто опаздывал, над ними подшучивали «Ты почему опоздал? Что ты, как бычок, опоздавший на пастбище» «Хьо т1аьхьа х1унда висана, беже бахаза етт санна». Заканчивали работу поздно вечером. Хозяин сам объявлял об этом людям, которые принимали непосредственное участие, и благодарил каждого.
Работающие прерывались также на обеденную молитву. В это время хозяйка накрывала на стол. Молодые женщины или девушки помогали ей. Хозяйка для такого случая готовила первое блюдо. Это блюдо было обязательным. Соседи и родственники тоже принимали в этом участие, они приносили еду. Замужняя дочь в помощь родителям могла принести приготовленную еду. За обедом мужчины и женщины ели раздельно друг от друга. Это считалось уважением. Мужчин кормили в первую очередь. Сначала обедали мужчины, а затем – женщины.
На работу «белхи» приглашали гостью или гостя. Таковыми считались люди со стороны хозяйки. Они тоже принимали участие из-за уважения, но имели право и отказать. Парень мог позвать с собой своего друга. Хозяева не загружали гостей работой. А если и давали, то очень некропотливую работу. В основном это делалось для их увеселения. Кроме гостей и родственников обязательно присутствовали и соседи. Женщины помогали готовить еду, а мужчины выполняли тяжелую работу. Для «белхи» они брали с собой инвентарь: лопаты, вилы, топоры, ведра и т.д. Помогали, чем только могли.
Работающие до обеда прерывались на отдых. Кто-то из старших или хозяин предлагал им передохнуть от работы. Они ненадолго устраивали танцы. Вместо барабана использовали таз или ведро.
На «белхи» чесания шерсти «т1арг1а къажбар», отделение зерен от початка кукурузы «хьаьжк1аш тилош белхи» приходили парни. В данном случае, молодые парни не принимали непосредственного участия в этом, это считалась женской работой. Молодые просто своим присутствием поднимали настроение девушек.
Один из парней заходил во двор и спрашивал у хозяина, проходят ли у них «белхи»? Среди парней мог оказаться и гость, который приехал из соседнего села к своему другу или родственнику. Тот, кто вошел во двор, должен был сообщить хозяину, что с ними находится гость.
Войдя в дом, парни здоровались с присутствующими. В обязательном порядке представляли гостя, после того, как справятся о делах, здоровье. Таким образом, завязывалось знакомство молодых.
Девушки пели песни «ладог1а эшарш», звучала национальная гармоника, «кехат пондар». Они пели о работе «белхи», шуточные и многие другие песни. А также рассказывали разные пословицы.
Девушку на «белхи» приглашали официально, за ней приходила женщина. Она должна была отпросить девушку у родных, чтобы те разрешили ей пойти на «белхи», а уже вечером, после окончания «белхи» проводить домой. Женщина не могла проститься с ней у калитки. Она обязана была завести девушку домой.
Аларханова Зулай Дангаева (1969г.р.), жительница с. Кюри-Беной Курчалоевского района рассказывала такую историю. Как-то в нашем селе Кюри-Беной проходил «белхи» по отшелушиванию кукурузы. Дело было осенью, погода была еще теплая. Молодые расположились под навесом во дворе. Молодежь веселилась, девушки пели песни и танцевали в минуты отдыха. В тот вечер на «белхи» присутствовали два молодых человека по имени Муси и Хамид. Вскоре в круг танцевать вышел местный парень по имени Шапаъ, который позволил себе снять обувь во время танца.
После завершения танца, два молодых человека, обозначенных выше, резко подошли к Шапаъ и в ультимативной форме высказали ему свое недовольство по поводу его поступка со словами: «Кто тебе дал право босиком танцевать перед девушками нашего села, знай, мы не выдворяем тебя с этого «белхи», но впредь запомни, что больше такого случая не должно повториться. Это непозволительно не только для тебя, но и для любого другого».
Аларханова Зулай рассказывала, что эти двое молодых людей следили как-бы за порядком на таких увеселительных мероприятиях, чтобы не допускать случаи неприличия, противоречащих нравственно-этическим нормам.
Вспоминает Зулай Аларханова, что детство и молодость прошли ее в живописном селении Кюри-Беной. Она со своими подружками часто посещала «белхи» и помнит, что все приглашения были официальными со стороны устроителей «белхи». Хозяйка «белхи» официально приходила домой к старшим и отпрашивала ее. Также, после завершения «белхи», официальным атрибутом было привести девушку домой и сказать родителям спасибо за оказанную честь.
Жительница села Билтой Курчалоевского района Мочуева Зайнаби Вахаевна (1924г.р.) до сих пор с большим умилением вспоминает свою первую и последнюю любовь в жизни, своего мужа Сайд-Эмина, которого она встретила на «белхи». Каждое участие на «белхи» сопровождалось для двух молодых людей неожиданной встречей. Сайд-Эмин был очень застенчив по натуре, поэтому знаки внимания Зайнаби уделялись другими молодыми людьми. Девушке нравился Сайд-Эмин, но чувство сдержанности, скромности не давали вспыхнуть этим затаенным чувствам.
Зайнаби вспоминает, как после «белхи» хозяева провожали их домой, и она знала, что Сейд-Эмин идет где-то рядом и будет сопровождать ее до дома. Однажды на очередном «белхи» парень через тамаду (тхьамда) обратился к Зайнаби.
Если парень официально хочет обратиться к девушке, то он просит разрешения у тамады женской половины. Девушка утвердительно ответила на его предложение для ухаживания. Это было счастьем, но которое нужно было глубоко скрыть в душе, так как любые проявления принародно своих чувств было непозволительно в чеченском менталитете. Зайнаби была верна своему парню и на «белхи» она уже не принимала другие ухаживания.
Парня забрали в армию. На прощание Зайнаби сама вышила платок и дала ему в знак своей верности.
Прошли два года, парень вернулся в село и сделал ей предложение. Зайнаби вспоминает, что в те годы было очень трудно с одеждой, да и вообще во всем. Но ее маме удалось обменять на рынке кукурузу на очень красивое крепдешиновое платье, которое девушка очень берегла, одевала его в редких случаях.
И вот настал тот день, когда она должна была выйти замуж за любимого человека. Тайно от родителей, приодевшись в свое любимое платье, девушка вышла в назначенное время, где ждали ее друг жениха и его дядя по матери на красивых скакунах.
Спешившись с коня, дядя жениха встретил волнующуюся девушку и сказал положенные в таком случае слова: «Бисмилляхи Рахмани Рахим, дуьненахь, эхартахь тхан нус ю хьо!»
(«Во имя Всевышнего, в этом и ином мире ты наша сноха!») После этих слов Зайнаби, зардевшись и очень волнуясь, потупив свой взор, молча пошла вслед за ними в соседнее село в дом будущего мужа.
И сейчас со смехом Зайнаби вспоминает, что виной тому были «белхи», на котором она встретила родного человека. Ведь благодаря этому случаю и по воле судьбы у нее началась новая семейная счастливая жизнь.
Таким образом, “белхи”, по форме и содержанию, является не только элементом коллективной помощи и культурным времяпровождением, но и инструментом воспитательного свойства, который учит людей уважительно относиться к девушке, женщине, почитанию гостя и друг друга. “Белхи” также был основным объединяющим духовным и социально-культурным органом, где реализовался, формируясь в необходимых границах, институт ухаживания. Остальные, имевшие место быть, кроме этого встречи, будь то у родника или речки, на посиделках ли, на свадьбах ли, или же в местах, традиционной у чеченцев, трудовой взаимопомощи при строительстве или ремонте дома, дополняли эту фундаментальную, краеугольную основу формирования выстраивающихся между парой отношений.
Страна: Российская Федерация.
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:
Чеченская Республика, Республика Ингушетия.
Район: Все районы Чеченской Республики.
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики.
Тип особенности:
Форма бытования: Аутентичное бытование.
Краткий текст: С давних времен у чеченского народа бытовала трудовая взаимопомощь. Это уникальный чеченский обычай коллективного труда «Белхи». На совместный коллективный труд «Белхи» собирались родственники, соседи, односельчане. Участниками коллективной работы «Белхи» были мужчины и женщины. Наравне со старшими, в зависимости от работы, также трудились и дети, приобретая навыки работы. «Белхи» – это мероприятие, где не только коллективно трудились, но и сообща веселились.
Тип действия: Сохранение.
Целевое действие: Приобщение к народной культуре.
Наименование действия: Современное состояние традиций взаимопомощи «Белхи»: реально существует в местах компактного проживания чеченцев, а также популяризируется посредством СМИ и ТВ.
Метод действия: Полевые исследования, оцифровка данных.
Исполнитель действия: ГБУ «ЦНТ» методисты Отдела методической и клубной работы Магомадова Зарема Исаевна, Чадаева Элита Абасовна.
Тип действия: Сохранение, популяризация.
Целевое действие: Организация фольклорного мероприятия. Демонстрация на ТВ каналах.
Наименование действия: Средства массовой информации, TV.
Исполнитель действия: ГБУ «ЦНТ» методисты Отдела методической и клубной работы Магомадова Зарема Исаевна, Чадаева Элита Абасовна.
Ключевые слова:
Обычай,
Взаимопомощь,
Коллектив,
Труд,
Белхи.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Эдельбиева.
Имя Отчество лица: Курман.
Даты: 1959.
Место работы/адрес: Центр культурного развития г.Гудермес.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Чагаева.
Имя Отчество лица: Сима Докаевна.
Даты: 1954.
Место работы/адрес: СДК с. Шалажи Урус-Мартановского района.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Магомадова.
Имя Отчество лица: Мариям Дабачевна.
Даты: 1953.
Место работы/адрес: СДК с. Шалажи Урус-Мартановского района.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Тасуханова (Якубова).
Имя Отчество лица: Манжа Бешиевна.
Даты: 1934.
Тип ответственности: Носитель.
Имя Отчество лица: Мата Алимхажиевна.
Даты:1968.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР. г.Грозный, ул.Деловая 19/65.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Салатаев.
Имя Отчество лица: Али А.
Даты: 1958.
Место работы/адрес: РДК с.Ножай-Юрт Ножай-Юртовского района.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мусаева.
Имя Отчество лица: Пиян С.
Даты: 1963.
Место работы/адрес: Домохозяйка.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Алхазов.
Имя Отчество лица: Абдулгапур Цабаевич.
Даты:1947.
Место работы/адрес: Пенсионер.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Джарлаев.
Имя Отчество лица: Данял Амирсултанович.
Даты: 1960.
Место работы/адрес: Не работает.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Заурова.
Имя Отчество лица: Малкан.
Даты: 1944.
Место работы/адрес: Пенсионерка.
Тип ответственности: Исполнитель.
Фамилия лица: Магомадова.
Имя Отчество лица: Зарема Исаевна.
Даты: 1975.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР. г.Грозный, ул.Деловая 19/65.
Тип ответственности: Исполнитель.
Фамилия лица: Чадаева.
Имя Отчество лица : Элита Абасовна.
Даты: 1974.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР. г.Грозный, ул.Деловая 19/65.
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Мочуева
Имя Отчество лица: Зайнаби Вахаевна
Даты: 1924.
Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель.
Фамилия лица: Аларханова
Имя Отчество лица: Зулай Дангаевна
Даты: 1969.
Место работы/адрес: Домохозяйка
Носитель: Министерство культуры Чеченской Республики.
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества» .
Местонахождение: ЧР, г.Грозный, ул.Деловая 19/65.
Классификатор ссылок: Литература.
Наименование содержания ссылки:
- Л.М.Гарсаев, Х-А.М.Гарсаев, М.М.Гарсаева, Т.С.Шаипова «Мужской костюм и воинское снаряжение чеченцев и ингушей XIX – начала XX вв.».Грозный, 2016г.
- Электронный ресурс. Диссертационная работа Т.Шавлаевой «Из истории развития культуры хозяйственной деятельности чеченского народа (XIX – начала XX вв.)».Ссылка на полный текст: http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Shavlaeva.pdf
- Литература по культуре и искусству «Чечня у нас только одна…» Народные и авторские песни, ноты на чеченском языке. Х том. Составитель Р.Д. Даудов. Грозный, 2016г.
ОНН зарегистрирован: ГБУ “ЦНТ” ЧР , Номер: CHECH005.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.