Наименование: «Совет страны» или «Суд страны»
Язык наименования: русский
Наименование: «Мехк-кхел»
Сведения, относящиеся к наименованию : На протяжении многих столетий верховным органом различных вайнахских обществ был судебный орган «Мехк-кхел» (дословно переводится как «Совет страны» или «Суд страны»). Мехк-кхел являлся древнейшей верховной организацией нахов. Мехк-Кхел обладал исполнительной властью, и его решение было для всех обязательным. Мехк-кхел сыграл системообразующую роль в становлении и развитии федерации чеченских земель Нохчийчоь
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Данный институт у чеченцев был достаточно развитым и носил все внешние и внутренние атрибуты, свойственные данному органу – коллегиальность, избираемость и т.д. В исторической литературе нет точных сведений о дате зарождения данного института, но известно, что данный коллегиальный орган прекратил свое существование в период создания на территории Чечни имамата Шамиля. Объяснялось это тем, что имам Шамиль, будучи сторонником авторитаризма, видел в данном чеченском институте опасность для созданного им теократического государства горцев Чечни и Дагестана.
И.М. Саидов писал: «Мехк-кхел является древнейшей верховной организацией вайнахов. Он не оставался одинаковым по полноте власти, социальному составу и форме руководства. Были и местные кхелы, значение которых иногда усиливалось в ущерб Мехк-кхел. Мехк-кхел собирался для обсуждения вопросов общенародного значения, а также частных спорных дел, не разрешенных на местах, в определенное время и в определенном месте. В чрезвычайных случаях проводился внеочередной совет. Мехк-кхел носил до некоторой степени характер высшей законодательной и исполнительной власти, верховного суда и идеологического центра» [34, с. 15]. Анализ имеющихся исторических, этнографических материалов позволяет сделать вывод, что посредством Мехк-кхел (Совета страны) все чеченские земли и тайпы были объединены в едином политическом и правовом поле на конфедеративных началах.
Социально-политическая организация чеченцев в прошлом отличалась своими особенностями и спецификой, сильно развитым самоуправлением на уровне аулов и обществ (земель) при обозначившейся государственной консолидации на республиканско-федеративных началах. Система самоуправления аула состояла из гуллама (аульный сход), юьртада (отец аула) – выборного главы поселения, «кхел» – судов по адату, состоявших из «къаной» (старейшина – знаток адата). На самом же верху института самоуправления в Чечне стоял Мехк-кхел (Совет страны) – орган, которому всеми чеченскими обществами (землями) были делегированы полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти
На протяжении многих столетий верховным органом различных вайнахских обществ был судебный орган «Мехк-кхел» (дословно переводится как «Совет страны» или «Суд страны»). Мехк-кхел являлся древнейшей верховной организацией нахов. Мехк-Кхел обладал исполнительной властью, и его решение было для всех обязательным. Мехк-кхел сыграл системообразующую роль в становлении и развитии федерации чеченских земель Нохчийчоь.
Данный институт у чеченцев был достаточно развитым и носил все внешние и внутренние атрибуты, свойственные данному органу – коллегиальность, избираемость и т.д. В исторической литературе нет точных сведений о дате зарождения данного института, но известно, что данный коллегиальный орган прекратил свое существование в период создания на территории Чечни имамата Шамиля. Объяснялось это тем, что имам Шамиль, будучи сторонником авторитаризма, видел в данном чеченском институте опасность для созданного им теократического государства горцев Чечни и Дагестана.
И.М. Саидов писал: «Мехк-кхел является древнейшей верховной организацией вайнахов. Он не оставался одинаковым по полноте власти, социальному составу и форме руководства. Были и местные кхелы, значение которых иногда усиливалось в ущерб Мехк-кхел. Мехк-кхел собирался для обсуждения вопросов общенародного значения, а также частных спорных дел, не разрешенных на местах, в определенное время и в определенном месте. В чрезвычайных случаях проводился внеочередной совет. Мехк-кхел носил до некоторой степени характер высшей законодательной и исполнительной власти, верховного суда и идеологического центра» [34, с. 15]. Анализ имеющихся исторических, этнографических материалов позволяет сделать вывод, что посредством Мехк-кхел (Совета страны) все чеченские земли и тайпы были объединены в едином политическом и правовом поле на конфедеративных началах.
Социально-политическая организация чеченцев в прошлом отличалась своими особенностями и спецификой, сильно развитым самоуправлением на уровне аулов и обществ (земель) при обозначившейся государственной консолидации на республиканско-федеративных началах. Система самоуправления аула состояла из гуллама (аульный сход), юьртада (отец аула) – выборного главы поселения, «кхел» – судов по адату, состоявших из «къаной» (старейшина – знаток адата). На самом же верху института самоуправления в Чечне стоял Мехк-кхел (Совет страны) – орган, которому всеми чеченскими обществами (землями) были делегированы полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти.
Мехк-кхел собирался регулярно, как правило, для обсуждения общенародных вопросов и разбора частных споров (обычно два раза в год) в условленном месте. В экстренных случаях созывалось внеочередное собрание «Мехк-кхела». В переводе с чеченского «кхел» означает «справедливое наказание». В промежутках между собраниями его функции выполняли старейшины («къаной») во главе с председателем-руководителем, тамадой («баьчча»). Как правило, «Мехк-кхел» представляли самые авторитетные местные старейшины («къаной»), духовные лидеры и представители состоятельной части общества.
В состав «Мехк кхел», как правило, избиралось от 12 до 25 человек не моложе 30 лет, сроком на 3 года. Выборы были трехуровневыми: сходы граждан сел (народные собрания), на которых села избирали своих представителей – выборщиков, их количество определялось численностью населения, но любое население независимо от численности его жителей имело право избрать одного выборщика. Выборщики избирали кандидатов в Совет страны – вдвое больше установленного количества членов Совета страны, чем обеспечивалась альтернативность выборов. Кандидаты не позднее семидневного срока должны были собраться и избрать членов Совета страны. Из этого следует, что Мехк-кхел являлся важнейшим судебным институтом, который регулировал все стороны жизнедеятельности чеченского общества.
Отдельные сведения о Мехк-кхеле приводятся в трудах исследователей ХVIII-XIX вв.: Вахушти Багратиони, С. Броневского, И. Попова, Г.Вертепова, Н. Семенова, Н. Яковлева и других. Советский чеченский этнограф И.М. Саидов пишет, что по дошедшим до нас преданиям древнейшими вайнахскими центрами сбора старейшин и Мехк-кхела служили Чанты-Аргуна (Ц1ой-пхеда), Майсты, с.Нашха, курган Кхеташ-корта, гора Мизир-корта, Акка, Эртхан корта, Алды, Шали, Герменчук, Гехи, Пхамта, Жеми-барз (у селения Чечен-Аул), с.Кий, место для привязи коней (Говраш тосу басо) около г.Грозного, Чечен, Чечен на Сунже, Ширчу юрт, Гемс, Боккашу (на левом берегу Терека), Муйти-керт, Нах-корта (на левом берегу реки Мартан) и др.
Исследователь И.Попов, изучая верховный судебный орган вайнахов Мехк-кхел, который собирался на горе Кхеташ-корта считал, что судебный институт Мехк-кхел должен и может способствовать сплочению различных племен, объединению горских обществ и процессу формирования чеченской народности (И.Попов, Ичкеринцы, ССТО, в I, Влад., 1878, 262-263). «Ичкеринский язык, хотя относительно древний, но возник путем указанных мною обстоятельств, по всем вероятиям еще в Нашахе». Судя по сведениям, приведенным И.Поповым, во-первых, между Мехк-кхелом у горы Кхеташ-корта и с. Нашха существовала определенная преемственность, во-вторых, здесь сообща вырабатывались нормы обычного права вайнахов, а также вносились изменения в уже существующие адаты в соответствии со складывающейся новой общественно-политической обстановкой и экономическими условиями жизни общества.
Количество судей всегда зависело от сложности дела, в основном в чеченском адатском судопроизводстве было три судьи, в особых случаях допускалось привлечение пяти судей. Судьи не должны были состоять в прямом либо косвенном родстве с участвующими в разбирательстве сторонами. После избрания судей производилась присяга, согласно которой каждый судья клялся в своей беспристрастности к рассматриваемому делу и участвующим сторонам. Обычное право чеченцев предусматривало процедуру отвода судей в случае, если одна из участвующих в деле сторон настаивала на этом. Судебный процесс проходил, как правило, на открытом месте, в случае погодного ненастья судьи отдавали распоряжение установить шатер. Как правило, судьи должны были принять решение в течение двух суток, перерывы в процессе допускались лишь на проведение молитвы и принятие трапезы. Не допускалось во время перерыва на молитву и трапезу передвижение судей и конфликтующих сторон далее, чем на 20 шагов по окружности от места, где производилось судебное разбирательство. После вторичного рассмотрения и вынесения судом решения не допускалось его обжалование и пересмотр. Каждая из сторон должна была клятвенно заверить судей, что решение, принятое столь авторитетным судом, для них является обязательным и справедливым. Сторона, нарушившая клятву, подвергалась всеобщему порицанию среди общественности села, тайпов и народа. Поэтому все стороны стремились исполнить веление адатского суда. Основная задача чеченского адатского судопроизводства сводилась к защите прав обиженного или потерпевшего с полным возмещением нанесенного материального ущерба пострадавшему.
Решение Мехк-кхела было для всех обязательным. В случае неповиновения граждан в выполнении постановления Мехк-кхела лица сурово наказывались (подвергались жесткому наказанию, вплоть до физического уничтожения). Бывали случаи, когда некоторые сельские или территориальные общины не выполняли решения Мехк-кхела надлежащим образом, то их могли полностью уничтожить. Народное изречение власти и авторитета органа «Мехк-кхел» гласит следующее: «Махко динарг дисна, махкана динарг дисна дац» («То, что сделано страной, осталось, то, что сделано против страны, не оставлено»).
В доисламский период развития Чечни дела в Мехк-кхеле рассматривались по обычному праву. После принятия ислама нормы обычного права и шариата тесно переплетаются и взаимодействуют между собой, гражданско-правовые вопросы решались на основе шариата, а уголовные преступления – на основе адата. Адатский суд является уникальным явлением обычного права. Адаты – это обычаи, древние законы, созданные предками чеченцев. Задолго до принятия ислама в каждом отдельно взятом обществе, у каждого рода (тайпа), тукхума существовали свои адаты, которые имея много общего между собой, в то же время несколько отличались друг от друга и даже воплощали собой суд «по правилам и законам, установленным обычаем, освященным давностью». Адат –это и процесс осуществления правосудия, сила и значимость адатского права у чеченцев основана на непререкаемом почитании тех, кто стоял у истоков формирования данных юридических правил – «къаной» (почтенных старцев с богатым жизненным опытом). Главенствующий принцип адата – справедливость – оставался всегда неизменным.
По мнению И.М. Саидова, название Мехк-кхел производно от чеченских слов «мохк» (страна, земля) и «кхиэл» (совет, суд). В разное время Совет страны именовался также пхьамат, пхьегате, цой пхьеда, цонта, канной, жан, жам, жеми, мажжаз, мазназ, межлис.
К концу XVIII в. все чеченские общества, несмотря на деление на горных, равнинных, притеречных чеченцев, объединяются в федерацию чеченских земель под названием Нохчийчоь (Чеченская страна). Политической, экономической, духовной жизнью федерации Нохчийчоь руководил Мехк-кхел – Совет страны [И.М.Саидов, 10, с. 357].
Исследователь общественного строя Чечни XVIII–XIX вв. Ф.В. Тотоев был первым ученым из кавказоведов, который считал, что Чечня была конфедерацией чеченских тайпов: «Чеченские тайпы издавна состояли друг с другом в союзнических отношениях. Союзы объединяли соседние тайпы, особенно расположенные в одном ущелье. Одной из главных целей конфедерации был мир и согласие в Чечне» [11, с.206]. Он также писал: «Эти общие совещания представителей тайпов именовались Мехк-кхел, или Мехкан-Кхиэл – Совет страны и были, как правильно определяет И.М. Саидов, древней верховной организацией чеченцев. Состав Совета страны в разное время осуществлял разнообразные функции власти и менялся по социальному составу. В него делегировались лучшие представители чеченских тайпов, которые отличались в обществе своими высокими нравственными качествами, знанием и умением правильно толковать адат».
Офицер армии Российской империи, чеченец Умалат Лаудаев в работе «Чеченское племя» писал: «Для восстановления спокойствия ичкеринцы собираются на кургане около села Цонтари и выбирают сто умнейших человек для составления условий о восстановлении спокойствия в стране. Сто избранных дают обет не сходить с этого места, не успокоив страну; они в продолжение девяти месяцев, не сходя с высоты, составили доныне существующие в Ичкерии правила адата. В память такого благодетельного события курган этот и теперь уважается народом и называется Кетиш-корта, т. е. соборная высота. О том же старались и плоскостные чеченцы; они собирались в Ханкальском ущелье, на кургане, называемом хангалай-барз, т. е. сторожевой курган» [5, с.51]. У. Лаудаев также отмечал: «Качкалыковцы тоже имели подобное место, к ним ходили на разбирательство даже кумыки; место это они называли ети-гачалак, т.е. семь качкалыков или семь аулов, составлявших Качкалык» [6, с. 52].
Члены суда страны решали вопросы установления адатов по регулированию внешней и внутренней торговли, установление единиц измерения, цен на скот и пр., обороны чеченских территорий во время войн, устанавливали размеры пожертвований для строительства сел, сторожевых башен, а также величину и вид обложений и повинностей. Все до принятия ислама происходило в соответствии с чеченскими адатами.
Нохчийн мохк (Чеченская страна) была самая крупная самоуправляющаяся «федерация вольных обществ» посредством старшин и народных собраний. В период феодализации в Чечне Мехк-кхел сохранял свою независимость и выборность. Мехк-кхел сыграл ключевую роль при создании Имамата Шамиля, т.к. на одном из советов Мехк-кхела на горе Кхеташ-корта у селения Центарой на съезде представителей чеченского народа знаменитый ученый, храбрый воин и имам Дагестана Шамиль был провозглашен еще и имамом Чечни. Однако после укрепления своей власти данный орган в Имамате Шамиль упразднил.
Курган, заметный на горе Кхетеш-корт (гора собраний), между с. Дарго и Белгатой.), насыпан, по преданию, руками представителей нахских общин, договорившихся разделить общую участь. Насыпка каждым представителем общества по горсточке земли, считавшейся в народе священной, по-видимому, являлась клятвой быть добросовестным и честно соблюдать решения, принятые на этом кургане. Данная федерация состояла из таких вольных обществ как: Элистанжи, Чермой, Харачой, Дишни-Ведана, Гуьна, Эрсана, Эхашбета, Белг1ата, Курчала, Цонтара, Гордала, Ширди-Мохк и др. Вот что сообщает И.Попов о деятельности судебного органа Мехк-кхел на горе Кхеташ-Корта: «Живя до того без прав на собственность, не имея гражданских положений, обеспечивающих права на имущество, даже на жизнь каждого, здесь они в первый раз условились сообща создать адат – обычай. Первая встреча народа на горе Кхетеш-корт не была последней: сюда собирались для изменения адата, если он был неприменим к условиям общественной жизни, развивавшейся все больше и больше… В тех же спорных случаях, на которые обычая еще не существовало, ичкеринцы – старики отправляли спорщиков в Нашахе, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый обычай, по мнению чеченцев и ичкеринцев, существовал в Нашахе, куда так еще недавно отправлялся обиженный для проверки приговора по делу…Ичкеринский язык хотя относительно древний, но возник путем указанных мною обстоятельств по всем вероятиям еще в Нашахе».
Это подтверждает преемственность кхетешкорийского Мехк-кхел от нашхойского.
Исследователь М.А.Иванов рассказывает о чеченском Мехк-кхел, собиравшемся на горе Муйти-корт (верховья реки Фортанга (Мартанга)), который играл в историческом прошлом значительную роль, следующее: «Для решения всяких спорных дел и установления условий собирались в то время наши почетные старики – представители племен ингушей, карабулаков, чеченцев, мелхастинцев и даже отдельтные тушины и хевсуры на граничной горе (Муйты-кер). Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть большой плоский камень, который служил как бы трибуной для представителя таких совещаний, а имя его было Муйты. Предлогом совещаний бывало установление цены на выкуп пленных, а также цены на скот и т.п.». Известно также, что всех членов собрания «Мехк-кхела» на этой горе заранее оповещали гонцы того или иного селения. Муйты-кер назывался по имени первого председателя (руководителя здешнего «Мехк-кхел»). Как видно из сообщений Иванова, председатель «Мехк-кхела имел всегда решающий голос. Кроме того, к этим сведениям, примешаны более и менее древние предания, существовавшие до усиления мехк кхел нахов. Например, сведения о ценах на выкуп пленных. Пленения жителей соседних общин и многие другие беспорядки и междоусобицы, согласно по сей день бытующим многочисленным преданиям, при усилении мехк кхел, исчесзли. Эти сведения совершенно не датируются и это трудно восстановить на сегодняшний день, но ясно, что описанный порядок рассмотрения дел в Мехк-кхеле не соответствовал требованиям ислама (шариата), а также наличие в них сведений о хевсурах говорит о том, что сведения М.А.Иванова относятся к доисламскому периоду.
Отмечая огромную роль и непререкаемый авторитет чеченских старейшин в общественном быту и на сходах вайнахов, дореволюционный исследователь Н.Семенов сообщал следующее: «Все вопросы, выходящие из круга частных интересов, затрагивающие жизнь целого аула, общества или всего племени, разрешаются всегда на сходах старейшин, и решение сходов признается обязательным для всех членов той или иной общественной группы, а если они приняты по вопросам, касающимся всего народа, то – для всех истинных членов его… Везде общество, народ в лице главарей (не тех, которых мы выдвинули из народа, а тех, которых народ сам считает таковыми), а отдельная личность идет за главарями в силу глубоко укоренившейся в ней общественной дисциплины».
Одно из таких решений было принято Мехк-кхелом в период руководства данным органом правосудия Тинин Вюсой Эрсинойским. Два семейства нарт-орстхой, поселившиеся возле стратегической дороги, установили запрет на прогон скота к зимним пастбищам без большого выкупа. Игнорирование требований Мехк-кхела прекратить самоуправство привело к тому, что решением «тридцатки», т.е. президиума Мехк-кхела, обе семьи были уничтожены, а женщины и дети, согласно обычаю, приняты в чеченские тайпы. (Саидов И.М. «О расселении нахских тайпов и тайповых отношениях»).
В ущелье р. Армхи до сих пор помнят случай разбора спорных дел в с. Майсты. Один из пастухов, рассказывает предание, с согласия второго, решил заснуть на земле. Когда пришло время будить его, второй пастух решил пошутить и ударил палкой о землю возле головы спящего. Пастух, которого даже не коснулась палка, умер. Долго разбирали это дело мудрецы местного кхел, но решить не смогли. Тогда жалобщики дошли до Майсти. Допросив пастуха и осмотрев место, где произошло событие, майстинские старейшины сделали следующий эксперимент: поставили круглую чащу с кислым молоком на то место, где лежала голова умершего, и предложили обвиняемому повторить свой удар палкой о землю. В результате, кислое молоко расплескалось. И судьи решили, что пастух виновен в убийстве, но учитывая обстоятельства, постановили взыскать с виновного штраф в ½ полной крови. Это предание записано Н.С.Иваненковым в восточной Чечено-Ингушетии и говорит о том, что майстинский Мехк-кхел был авторитетом для всех нахов.
Мехк-кхел строго следил за сохранением чеченцами своей национальной идентичности. Существует мнение, что им применялись нормы шариата лишь в вопросах имущественного и наследственного характера. Сохранение Мехк-кхелом традиционных устоев чеченцев определило своеобразие чеченского менталитета.
Чеченские адаты, по крайней мере, с начала XVI в., устанавливались Мехк-кхелом, Высшим советом страны. В Чечне были записи правовых актов конца XVII – начала XVIII вв., которые исчезли уже после выселения чеченцев в 1944 г.
Особо стоит подчеркнуть, что чеченские адаты являлись также и мерилом нравственности. Они содержали нормы, выработанные тысячелетиями общественной жизни. Хранителями их выступали представители старшего поколения.
Обострение социальных противоречий между чеченцами вынудило их обратиться к жителям горного аула Нашхой (Нашахэ), который до переселения был центром общественно-политической и культурной жизни вайнахов. Местные старики, знатоки адата, оказались в затруднении, так как изменения в собственном обществе не укладывались в прежние адаты. С конца XVIII века, в пору выступления шейха Мансура, распространения и утверждения религии ислам, «Мехк-кхел» серьезно трансформируется. Необходимо было согласовать адатные нормы с догматами Корана. В связи с этим проводится серия собраний с представителями всех тайпов, которые заседали около 10 месяцев. Было решено в делах наследования, духовных завещаний, о браке и опеке руководствоваться шариатом, для остальных случаев выработали адатные нормы.
До установления ислама Мехк-кхел представляла местная знать, а более зависимое сословие (лаи и бедные крестьяне) никогда не избирались в состав Мехк-кхела, а по мере усиления ислама постепенно стали вытесняться мусульманскими богословами. По мнению И.М.Саидова с XVIII века они властвовали в Мехк-кхел безраздельно. Ученые алимы были более образованные, нежели жрецы и старейшины сел и деревень, которые полностью опирались на неписанные законы горцев – адаты. Отныне все спорные дела и вопросы разбирались в «Мехк-кхеле» по шариату, судили конкретно одного преступника, «многочисленный штат присяжных заменяли конкретными свидетелями». Все это не вызывало сопротивления у горцев. Известно также, что на основе шариата дела рассматривались быстрее, и поэтому со временем мусульманское духовенство заняло в «Мехк-кхеле» главенствующее положение. Кроме того, в XVI-XVIII вв. для избрания того или иного члена в этот орган большое значение имело знание им национальных обычаев, шариата, способности человека, богатство, происхождение, авторитет фамилии в обществе, а также немолодой возраст, который подчеркивал степенность. Безусловно, традиционным требованием для тех, кто должен представлять «Мехк-кхел», являлось умение красиво и логично говорить, а также дельно и убедительно доказывать. Но самое главное требование – говорить правду.
С распространением и укреплением ислама связано влияние мусульманского права на право чеченцев в части его фиксирования. Тептары (сборники постановлений), в которых систематизировались и записывались законы, принимаемые Мехк-кхелом, решения суда велись с использованием арабской письменности.
Сильная тайповая организация, сохранявшаяся на протяжении многих столетий, способствовала формированию единого чеченского народа – наиболее крупного этноса на Северном Кавказе. Как отмечают исследователи Б.Б. Нанаева и А.Б. Дохаева «чеченцами были разработаны такие правовые процедуры, как объявление войны, заключение мира, предъявление претензий противнику, правила ведения военных действий. Существовали и строго выработанные правила приема в члены рода, право убежища, выдача преступников».
В связи с усилением борьбы против колониального наступления царизма на Кавказе одной из ведущих тем в деятельности Мехк-кхел стали военные вопросы. Постановления заседаний Совета страны были обязательны для членов, представленных на них тайпов и сельских общин. На совещаниях Мехк-кхел осуществлялся высший суд народа, здесь же приводили в исполнение и смертные приговоры [Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века, с. 208].
И.М. Саидов, внесший большой вклад в дело изучения института Мехк-кхел, установил следующие места проведения заседаний Совета страны (Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века):
- Майсты (в бассейне р. Чанты-Аргун – притока р. Аргун);
- гора Мизир-корта (недалеко от сел. Галанчож);
- сел. Акка (в современном Галанчожском районе);
- местность Кэй (южнее Галанчожа);
- гора Юккъера-лам;
- сел. Нашаха (в верховье р. Гехи);
- гора Кхеташ-корта (у сел. Цоьнтара);
- сел. Герменчуг;
- гора Эртан-Корта;
- сел. Шали;
- Алды (в районе современного г. Грозного);
- сел. Гехи (на р. Гехи);
- сел. Чечен (на р. Аргун);
- Соьлжа-гIала (в районе современного г. Грозного);
- сел. Ширча-юрт;
- местность Муйт-кхера/Муйт-кера/ (в бассейне р. Фортанга);
- Дзаур-Кала (на месте современного г. Орджоникидзе СО АССР);
- холм Жеми-борз (на горе Сюйр-корта);
- холм Ханкалий-барз (у входа в Ханкальское ущелье);
- Тхабе-Ерды;
- Альби-Ерда (в долине р. Асса);
- Аламбос (в районе Татартупского минарета на р.Терек);
- Шинасуъйран-юк (в районе современной телевышки г. Грозного).
Первые пятнадцать из перечисленных центров, а также Муйт-кхера, Жеми-барз, Шина-суъйран-юк и Кхеташ-корта чаще всего имели общевайнахское значение. Остальные временами становились местом проведения собраний горных или плоскостных чеченцев.
В «Топонимии Чечни» А. Сулейманова (изд. Грозный, 2006) почти в каждом крупном чеченском обществе обозначены места, где заседали старейшины – «къаной» (мудрецы):
– Аьккха (Галанчожское ущелье) – Мизир-корта – «Мизира вершина». Мизир – древненахское языческое божество добра [с. 63].
– В обществе Нашаха – гора «Эртина – вершина «Ерди-корта», «в системе гор Нашхойн лам. Эртина – древнее культовое место в Нашаха» [с. 75].
– Къанийн бийра (Канийн бийра) – «Мудрецов лощина». Здесь, по преданиям, собирался совет мудрецов всего общества ТIерла [с. 114].
– Оховчу гуда / Iоховчу гуда – «Холм, на котором садятся». «Холм и аул на правом берегу р. Хьачаройн-эрк. На этом месте собирался совет старейшин общества Хьачара» [с. 159].
– Исс Хийшанча – букв. «девять собиралось где». «Живописное место на юге аула Гамха» [с. 161].
– Оховчу гута / Iоховчу гутIа – букв. «Садящийся курган» в обществе Чаьнта [Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный, 2006, с. 168].
– Дайн-кхел – «Суд отцов» в обществе Майста [с. 142].
– Пхьоччу/Пхоччу – буквально «в поселении». «Древнейшее поселение, башенный комплекс на территории общества ЧIиннах» [с. 197].
– Иссаззайчу – «Девяти совет» – живописный холм рядом с. Шора (совр. с.Шарой), на левом берегу р. Шаройн-Орга, где собирался Совет мудрецов, состоящий из девяти членов [с. 224].
– Эртинан-Корта – «Эртина вершина» – на западной стороне аула Гуьна. Считается священной вершиной. По поверьям, на этой возвышенности в год один раз собирался Совет святых [с. 284].
– Кхеташ-Корта – «Совета вершина». Холм расположен между ЦIоьнтара и Теза-Кхьаьлла. На этом холме долгие годы собирался Совет страны – Мехк-кхел, который решал важ-ные вопросы войны и мира [с. 302].
– Кхеташ-Корта – «Мудрости вершина», «Совета вершина» – вероятно, первоначально название было таково: «Кхеташонан-корта» (Совета вершина). Другое название Жемин барз – наивысшая точка хребта Суьйла-Корта в районе аула Чечана [с. 501].
– Див буу барз – «Холм, где приносят клятву» – в обществе Овхой-Аьккха [, с. 398].
В «Топонимии Чечни» А. Сулейманова также встречаются топонимы «Исс ховшу меттиг», «Иссаззайчу» (Девяти совет) – живописный холм рядом с. Шора, Исс Хийшанча – букв. «Девять собиралось где», место на юге аула Гамха [с. 161]. В основе названий мест заседаний «кхел» лежит слово «исс» – девять. Можно предположить, что количественно Мехк-кхел тоже был немногочисленным и состоял из 9 человек. По мнению И. Саидова, Мехк-кхел (Совет страны) заседал в 18 местах, географически разных точках Чечни. В работе А. Сулейманова «Топонимия Чечни» также обозначены 13 топонимов, связанных с местами заседаний Мехк-кхел.
В настоящее время существует также много устных подтверждений вышеизложенного материала об истории и функции Верховного суда чеченцев Мехк-кхел. Из рассказа Казаева Султана, члена Совета по культуре при Главе ЧР, родом из Итум-Калинского района Чеченской Республики, принадлежащего к тайпу чантий (чечен. чӏаьнтий). Дата рождения 01.02.1957 г., место настоящего проживания – г.Грозный, поселок Алхан-Чурт, ул.Широкая, д.45.
Султан Казаев говорит, что по рассказам старейшин, Мехк-кхел являлся Советом и Судом страны, решения которого должны были быть исполнены безоговорочно.
С.Казаев: «Я хочу рассказать о событии, которое произошло в далеком прошлом, больше 200 лет назад и касается Мехк-кхела. В горах Итум-Калинского района рядом проживают два тайпа, между которыми в прошлом была договоренность (чечен. барт) о разделении границей пастбищ для скота, т.к. пасущиеся животные часто топтали и наносили урон посаженным сельскохозяйственным культурам (кукуруза, фасоль и т.д.). В случае перехода животных за отмеченную границу на чужую сторону, представители потерпевшей стороны должны были задержать пастуха, не уследившего за скотом, и вернуть его родственникам только за определенную высокую плату. Представители обоих тайпов должны были беспрекословно подчиняться данной договоренности.
И так случилось, что после соглашения между тайпами, в одном селе Д1амкхел, жил один молодой человек по имени Эжи Мохьмад, тайпа чантий, 16 лет от роду. В один из дней он пошел пасти овец на отведенное его тайпу пастбище в местечко под названием Гоьлкхе. От усталости молодой человек заснул, и овцы перешли на другую сторону. Проснувшись, парень быстро пошел за своей атарой, чтобы перегнать ее на свой участок пастбища. Но представители соседнего тайпа задержали его у себя, а овец отпустили, как того требовала общая договоренность между тайпами. Вернувшиеся домой животные без своего пастуха стали свидетельством удержания молодого человека для старейшин и представителей его тайпа. Через некоторое время парень был отправлен вслед домой с вестью: «Иди домой и передай своим матери, отцу и родственникам, что за такое-то количество животных (чечен. дахний) мы тебя отпустим». Казалось бы в голову парня могла прийти мысль не возвращаться и остаться дома, раз его отпустили, но общее устное обещание (чечен. ва1да) и договор (чечен. барт), принятые тайпами, свято охранялись, а их нарушение ставило на весь тайп «печать слабого тайпа, не умеющего держать свое слово» (чечен. лал т1адог1аш хилла). По возвращении домой, молодой человек сообщил родственникам, что если они заплатят за него выкуп, то его отпустят домой. В том случае, если бы парень смог сам выбраться из плена и сбежать, то он мог бы остаться дома, данное обстоятельство входило в договор между тайпами. Но в данном случае, он был отпущен домой с вестью под его честное слово, поэтому он и должен был вернуться назад, чтобы сохранить честь рода. Итак, по возвращении обратно, юноша был посажен под замок, и к нему была приставлена охрана, которая через окошечко ему передавала еду. Ему оставалось только ждать выкупа. Однако, ближайшие родственники молодого чеченца все никак не могли собрать денег на его выкуп, и время его задержания затянулось. Проснувшись как-то рано утром, парень заметил через щель плетенной двери, что его охранник спит. Протянув руку через расщелину, он снял с пояса своего охранника ключи и, открыв замок в двери, выскочил на улицу. Он также прихватил с собой одноствольное кремниевое ружье (нохчийн мажар топ исконно старинных чеченских оружейников г.Маджары (чечен. Мажар-г1ала)), стоящее рядом с охранником, и, выстрелив в небо, дал знать сородичам о своем бегстве. Парень, что есть мочи, пустился бежать в сторону своего дома вниз по холму с криками о помощи: «Я сбежал, кто слышит и находится рядом, помогите мне!». Это было раннее утро. И в это утреннее время вышел из дома один из сородичей Мохьмада мужчина по имени Г1амболт, который в это время как раз седлал свою лошадь, чтобы направиться к родственникам со стороны матери (чечен. ненхой) в Дышне-мохк (село в Итум-Калинском районе). Г1амболт услышал крики парня и, наспех оседлав лошадь, пустился ему на помощь вверх по холму. А расстояние между ними было около двух километров. Мужчина увидел молодого человека, бегущего вниз по холму, и за ним пытающихся догнать его преследователей. Подскакав к Мохьмаду, он быстро подсадил его к себе на лошадь, и они помчались в сторону родного села, преследуемые выстрелами и выкриками. Когда они проскочили границу между тайпами, преследователи остановились, так как не могли пересечь границу. Крылья рукавов кафтана молодого человека (чечен. чоьа), развевавшихся на ветру, были прострелены множество раз.
А когда двум тайпам пришло время прийти к общему решению, что делать с молодым парнем, они не смогли договориться, и было решено обратиться к майстинскому Мехк-кхелу с просьбой рассудить их. Решение Мехк-кхела было таким, что старейшины оправдали молодого человека, оба тайпа были примирены и таким образом разрешен конфликт между ними. Роль Мехк-кхела в разрешении данного конфликта помнят и сегодня, и рассказ об этом случае передается из уст в уста старейшинами в назидание молодым и в память об огромной и значимой роли Мехк-кхела в жизни чеченцев, как Верховного суда, решения которого очень уважали и беспрекословно исполнялись».
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Используемая литература и ссылки:
- Ильясов Л.М. Указ. соч. С. 180.
- См.: Абдурашидов Э.Д. Чеченско-русский, русско-чеченский словарь юридических терминов. Грозный, 2010. С. 77.
- См.: Хасбулатов Р.И. Чужие (Историко-политический очерк о чеченцах и их государственности). Кремль и российско-чеченская война. М.: ИД «Грааль», 2003. С. 318.
- Нанаева Б.Б., Дохаева А.Б. Нравственный потенциал этнокультурных традиций. Известия Чеченского государственного педагогического института, №2(№4). 2010. С. 82.
- И.Попов. Ичкеринцы, ССТО, в I, Влад., 1878, 262-263
- Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 2009. С. 18.
- Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI.
- Семенов Н. Туземцы Северного Кавказа. СПб, 1895. С. 187.
- Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. ССКГ. Т.I.1868.C.4-5.
- Махмудова К.З. К вопросу территориального расселения чеченцев в ХVIII – первой трети ХIХ вв. в трудах дореволюционных авторов. История науки и техники. №7.2012. С.154-155
- Сайдумов Д.Х. СУД, ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (ХVIII–ХХ вв.)
- Ибрагимов М.М., История Чечни с древнейших времен до наших дней, том 1, 2008 г.
- Муслимова А.С. Народное образование в Дагестане во второй половине 19-начале 20 веков. Автореферат к.и.н. Махачкала, 2002 . с.17
- Саидов И.М. Мехк-кхел (Совет страны) у нахов в прошлом // Кавказский этнографический сборник. Т. II. Очерки этнографии горной Ингушетии. Тбилиси, 1968. С. 199–206.
- Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века : дис. канд. истор. наук. Тбилиси, 1972.
- Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века : автореф. дис. канд. истор. наук. Тбилиси, 1972.
- Натаев С.А. Чеченские тайпы. Махачкала, 2013. 413 c.
- Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века : дис. С. 31.
- Натаев С.А. Указ. соч. С. 356-357.
- Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала, 1998.
- Тотоев Ф.В. Общественный строй Чечни (вторая половина XVIII – 40-е гг. XIX в.). Нальчик, 2009.
- Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века : дис. С. 192.
- Тотоев Ф.В. Указ. соч. С. 207.
- Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный, 2006.
- Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX – нач. XX века: автореф. С. 15.
- Чечня, Мехк-кхел, Совет страны, Верховный суд страны, чеченское общество, адаты, суд, судопроизводство, самоуправление, тайпы, шариат, обычное право
Тип ответственности: Носитель
- Имя Отчество лица: Султан
- Фамилия лица:Казаев
- Даты: 01.02.1957 г
- Место работы/адрес: Член Совета по культуре при Главе ЧР, методист ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР, домашний адрес – г.Грозный, поселок Алхан-Чурт, ул.Широкая, д.45
Тип ответственности: Исследователь
- Фамилия лица: Умарова
- Имя Отчество лица: Раиса Муцеевна
- Даты: 06.02.1968 г
- Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» МК ЧР, адрес г.Грозный, ул.Деловая д.19/65
Тип ответственности: Носитель
- Название организации: ГБУ «Центр народного творчества»
- Структурное подразделение: Министерство культуры ЧР
- Местонахождение: г.Грозный, ул.Деловая 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH100.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.