Наименование: Свобода, как вид социальной ценности
Язык наименования: русский
Наименование: Маршо
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Свобода – это постижение устоев (как сотворенных Богом, так и введенных людьми), а в соответствии с ними – собственных обязанностей и принятие их на себя – перед самим собой, своей семьей, селением, страной. Если бы вдруг чеченцу задали вопрос – что есть для него «Свобода», то суть ответа, вероятно, была бы такой: возможность жить так, как он живет, следуя заветам предков.
Свобода во все времена была главной ценностью человека. Вопрос, откуда берется свобода, волновал человечество множество столетий. Для чеченского общества свобода подразумевает восприятие её больше, чем в сознании иных народностей, так как чеченская свобода выражается в привычном ежедневном укладе жизни, с национальным мировоззрением и по своей природе является этноцентричной. Свободный человек – это тот, у которого нет долга перед другими, но и сам он не требует от других что-либо. Свобода – это способность жить и действовать в соответствии со своими принципами, но, не предъявляя требований к другим людям.
В качестве примера рассмотрим повседневное общение чеченцев. При встрече чеченцы говорят: мужчинам — «марша вог1ийла», что значит «приходи свободным», и марша йог1ийла «приходи свободная» — женщинам. Вместо слов прощания они говорят «марша г1ойла» — «свободного пути тебе», или «марша 1ойла» — «свободно оставаться».
Вместо «передай привет», говорят «Маршалла д1ало» (доставить, передать свободу), а вместо «будь здоров» – «Дала Маршалла дойла» (пусть бог даст, сделает свободу). Здесь «Дала» переводится как «Бог», «дойла» – производные формы самого распространенного чеченского глагола «до» – делать. «Маршалла», так же, как и «Марша (маршо)», а в переводе означает – свобода. Это указывает на то, что чеченцы ставили свободу, право собственного выбора и свободомыслие выше здоровья. Однако свобода не означала для человека возможность делать все, что ему хочется. Свобода для чеченца – это когда он, не причиняя никому вреда, держит себя в рамках нравственных обязательств, которые он добровольно возложил на себя, осознание того, что находящийся рядом с ним так же свободен, как и он сам, и его свободу необходимо беречь так же, как и свою.
Правда, полной свободы для человека быть не может. Потому что с момента своего прихода в этот мир человек находится в рамках различных (природных, временных, общественных, семейных) укладов: хочет или не хочет, но он не может выйти из-под их власти; они (эти устои) сотворены Богом и не зависят от человека. Например, как бы не хотелось человеку, но со временем он стареет, а по прошествии отведенного ему времени умирает.
Поэтому свобода – это постижение устоев (как сотворенных Богом, так и введенных людьми), а в соответствии с ними – собственных обязанностей и принятие их на себя – перед самим собой, своей семьей, селением, страной. Если бы вдруг чеченцу задали вопрос – что есть для него «Свобода», то суть ответа, вероятно, была бы такой: возможность жить так, как он живет, следуя заветам предков.
Не видеть на себе никаких обязательств – это не свободное сознание, а полная ему противоположность. Так, чеченцы всегда ощущали себя внутренне свободными, какими бы суровыми ни были условия жизни, по крайней мере, даже в то время, когда во время выселения они жили в чужой стране, лишенные всяких прав.
В это суровое время жесточайшей проверке подвергались все истинно человеческие качества людей, сила их убеждений, верность традициям, искренность и глубина вероисповедания. Большинство чеченцев, оказавшихся в этой тяжелейшей ситуации, не отошли от присущего им образа жизни, где главенствующее место принадлежало мусульманской религии. Именно в религии люди искали и находили утешение, поддержку, солидарность, чувство принадлежности к сообществу.
Воспоминания о тех трагических событиях спецпереселенца Мацаева Алим-Хажи, которому на момент выселения было 7 лет. «В нашей машине было человек двадцать из нашего двора. Никто не пытался бежать. Конвой, автоматчики — что можно сделать? По всей дороге стояли пулеметные расчеты. До поезда везли часа четыре. Дорога была забита машинами — представьте, весь народ выселяют! Ходили слухи, что нас посадят на корабли и бросят в море. Отец успокаивал людей, говорил, что это решение Бога и нам нужно ему покориться, верить во всё хорошее. Знайте одно, если нам суждено умереть, мы умрём свободными, свобода – это превыше всего. Я помню, что женщины плакали — с родиной расстаются, а дед на них накричал: не надо, чтобы они видели наших слёз. Мы пришли в этот мир свободными и уйдём из него свободными. Я не до конца понимал всё, что говорил дед. Волею судьбы мы пережили эти страшные тяготы того времени, но уже тогда, будучи ребёнком, в мою память врезалось ставшим обычным выражением приветствия для чеченцев: «Марша вог1ийла!» (Приходи свободным), это и есть для чеченца истинная свобода».
Пушкин. Лермонтов. Толстой. Когда эти три великих имени стоят рядом, значит, далее речь пойдёт о Чечне, о суровом крае свободы. Три гения русской литературы, заполнившие собой весь XIX век, оставили человечеству свидетельства вековой борьбы горцев за высокие нравственные идеалы, за честь и достоинство, за свободу и независимость.
Они относились к горцам – чеченцам с глубоким уважением и с большой любовью. ( Вспомним М.Ю. Лермонтова – «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю тебя, Кавказ»). Эти люди пытались понять – чем обусловлено, что горцы так много лет и так упорно воюют? И почти все приходили к выводу: они воюют за свою свободу. Именно это обстоятельство и вызывало восхищение горцами. Так, например, А. Бестужев – Марлинский в письме к братьям от 24 декабря 1832 г. писал: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его – достойные враги. Как искусно они умеют сражаться, как геройски решаются умирать, ради защиты своей собственной чести, свободы и достоинства».
Творчество Лермонтова посвящено в основном Кавказу — стране, которую он полюбил с раннего детства. Чечне и чеченцам поэт посвятил поэмы: «Хаджи-абрек», «Аул Бастунджи», «Каллы», «Мцыри», «Измаил-Бей», “Беглец”; повесть “Бэла”; стихотворение «Кавказ», «Черкешенка», «Дары Терека», “Валерик” и другие.
Мцыри — герой Лермонтова из одноимённой поэмы, прототипом которого является известный российский портретист Пётр Захаров, мальчишкой пленённый Ермоловым после истребления Дади-Юрта, по духу близок пушкинскому герою — Тазиту, получившему воспитание в чеченской семье. И тот, и другой тянутся душой к свободе, к природе, хорошо её знают, чувствуют её дыхание, любят её: «Ты хочешь знать, что видел я / На воле? — пышные поля, /Холмы, покрытые венцом /Дерев, разросшихся кругом… /Я видел груды тёмных скал, /Когда поток их разделял, /И думы их я угадал: /Мне было свыше то дано!..»
В памяти юноши, выросшего в неволе на чужбине, сохранились: «…мирный дом /И, пред вечерним очагом /Рассказы долгие о том, /Как жили люди прежних дней…».
Произведения великого писателя-гуманиста Л.Н. Толстого, посвященные кавказской теме, представляют особую ценность для изучения специфики традиционного горского воспитания. Писатель в течение всей своей писательской деятельности глубоко изучал все, что было связано с историей, этнографией, традициями, народным творчеством, верованиями кавказских народов, особенно чеченцев. Будучи офицером, воевавшем на Кавказе, Толстой имел возможность близко наблюдать за жизнью, бытом, трудом, отношениями в семье и в обществе многих чеченцев. Он высоко ценил горский характер, цельный, устремленный к подвигу во имя Родины, не терпящий угнетения, преданный в дружбе, доброжелательный, не склонный к бахвальству, скромный, готовый вынести всё ради защиты своей собственной свободы, чести и достоинства. Чеченцы никогда в своем обозримом прошлом не знали сословного деления, не имели ни рабов, ни князей, ни царей, ни государства и совершенно исключали возможность покориться, кому бы то ни было. Они воспринимали свободу, как естественное и не подлежащее обсуждению подчинение себя только воле Всевышнего.
Свобода дарована Богом людям наравне с воздухом, водой с солнцем, чтобы познавать и жить достойно, распространяя по земле Добро и Свет. Лишения человека свободы есть огромное зло: без нее жизнь человека не будет полной, наполняющей и очищающей его душу. Поэтому в вековых противостояниях чеченцы искали Свободу, а если она оказывалась недоступной – Смерть, но обязательно в борьбе. Так, лейтмотивом через героико-исторические илли и лироэпические песни-узамы, через сказки и легенды проходит идея свободы человека, свободы личности жить на земле и самому распоряжаться своей жизнью. Не жалеть своей жизни в борьбе за свободу – это был выбор каждого отдельного человека, и человек был свободным, когда делал свой выбор. Так, в «Илли о Бейбулате Таймиеве» мать героя обращается к своему сыну:
«Послушай, мой маленький Бейбулат,
Несколько слов есть у меня, чтобы тебе сказать,
В эти девять месяцев в году в своей утробе выносив,
Двенадцать месяцев года тебя в люльке качая,
Ночью, когда засыпала, тебя в люльке покачивая,
Мною тебе преподнесенную эту благодатную белую пищу
Подобно крови свиньи проклинаю для тебя,
Если от сабли своё тело ты отворотишь,
Если от ружей своё плечо ты отворотишь…,
В такой день как сегодня, чтобы ты сразился, родила я тебя,
Чтобы в том месте, где сразишься, ты погиб, родила я тебя».
Мать героя делает напутствие сыну только в том случае, если перед ним стоят крайне тяжелые и опасные испытания. Герой илли не может уступить врагу. В борьбе за правое дело её сын, не раздумывая должен принести в жертву и свою жизнь – вот лейтмотив пожелания матери. Она не имеет никого в этом мире, кроме единственного сына, которого она с большим трудом вырастила. Но даже его жизнью она готова пожертвовать ради торжества справедливости и свободы.
Свободолюбие горцев, их непреклонность перед любым насилием возбуждали встречный ответный ток и в сердцах лучших русских людей. По словам В.Г. Белинского, «Кавказ сделался для русских заветной страной не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний.
«Чеченцем быть трудно», – так говорят в народе. Свобода – это еще и психологическое понятие. Даже находясь в тюрьме, человек может сохранять внутреннюю свободу, если, конечно, у него хватит для этого ума и веры. Без этих качеств человек не будет свободен душой даже при максимальной внешней свободе.
Под свободой личности чеченец понимает право человека быть честным. Поэтому в экстремальных ситуациях оболганный кем – то чеченец, выражая солидарность со своей роковой участью, успокаивается и живет мыслью: «Я свободный человек! – «Со маьрша стаг ву». У чеченцев по совершении убийства убийца и ближайшие его родственники непременно обязаны скрыться из места преступления, и никто из них ни под каким видом не должен показываться на глаза родственникам убитого, пока не последует примирение. В это время почетные люди принимают участие в деле и стараются примирить родственников убитого и убийцы; примирение это называется машар. Машар обязателен для родственников, и после машара на родственников ни в коем случае не может распространяться месть. Ответчиком за своё деяние остается один виновный, который, зачастую, в силу сложившихся обстоятельств, бывает безвинным.
Подтверждением сказанному, есть одна история из жизни. Когда-то, в давние времена, в тридцатые годы 20-го столетия, в одном, горном ауле под названием Гезинчу на свадьбе произошла ссора между двумя мужчинами, которая закончилась смертью одного из них. Виновного заточили под стражу. Все свидетели происшедшего в один голос подтвердили о невиновности мужчины, но, невзирая на это, его осудили сроком на десять лет в тюрьму. Отбыв свой срок, наш герой возвратился в свое родное село, но родственники убитого начали его преследовать, особенно не унимался его брат. На все уговоры об урегулировании конфликта, потерпевшая сторона отвечала полным отказом, вследствие чего, мужчине пришлось покинуть родные места. Меняя разные места и жилища, наш герой волочил тяжелое бремя изгнанника. Как-то в один из дней, мужчину заметили в одном селе, и об этом сразу стало известно брату убитого. Не мешкая, он поспешил его выследить. Увидев своего противника, он вышел из укрытия и с недальнего расстояния нажал на курок, чтобы выстрелить в него, но выстрел не раздался. А наш герой, готовый достойно принять уже свою смерть, в полном оцепенении, стоял и ждал. Раздался второй выстрел, но и он оказался холостым. Удивленный таким поворотом события, брат убитого поднял кверху оружие и нажал на курок. Раздался выстрел. Тогда, видя эту ситуацию, брат убитого подозвал к себе мужчину и сказал такие слова: «Видно, по воле Всевышнего, тебе не суждено умереть от моих рук, с сегодняшнего дня ты свободен, иди с миром». О чём говорит это повествование! О том, что нельзя отнять у человека жизнь и свободу, дарованную Всевышним!
Человечность, справедливость, духовная чистота, благородство, почтительность, честь, выдержка – основные категории, составляющие ценностную шкалу кодекса «Чеченца». Как система нравственных ценностей она идеальна так же, как и универсальна. Народ, создавший такую систему, не может быть не свободным, и не следовать тем ориентирам, которые были важны для чеченцев в течение многих веков.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: В современном быту сохраняется.
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Нет риска.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Естественным путем преемственности из поколения в поколение.
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Свобода (машар) – это сдержанность, выдержка, терпение, честность, мудрость, удержание себя в рамках.
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: аутентичное бытование
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Свобода – это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки: Чеченская народная поэзия в записях XIX – XX вв. (Илли, узамы) стр. 22-23. (Издательство Москва «Новый ключ», 2005 г.)
Ссылка на полный текст (url):
https://www.chitalnya.ru/work/1901585/
https://vk.com/wall376492236_1045
https://chetour.me/pochitaj/chechnya/mnenija/Prisutstvuet-li-svoboda-lichnosti-v-Chechne/
https://grozniy.bezformata.com/listnews/faktor-svobodi-u-chechentcev/38247318/
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Шатаева
Имя Отчество лица: Зара Абдуллаевна
Даты: 1956г.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» ЧР. Старопромысловский район
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мацаева
Имя Отчество лица: Тамара Алимхажиевна
Даты: 1966г.
Место работы/адрес: Шалинский район с. Автуры ул. Набережная 37
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Абдулхакимов
Имя Отчество лица: Магамед Масхудович
Даты: 1949г.
Место работы/адрес: Курчалоевский район с.Ялхой-Мохк
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Ахмадова
Имя Отчество лица: Мата Алимхажиевна
Даты: 21.08.1968г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист Экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH078.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.