Наименование: Роль и значимость благородства в решении конфликтных ситуаций
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН: Одна из традиционных черт чеченского общества – почитание старших. У чеченцев отношение к старшим резко отличается от всех остальных народов. Здесь представители старшего поколения считаются самыми важными членами общества, которые, если не формируют благополучное общество, то, по крайней мере, вносят значительный вклад
Наименование:
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН:
Побеждать глупейшее занятие, не побеждать, а убеждать
– вот, что достойно славы.
В. Гюго
Чеченский народ с древних времён славится своими традициями и обычаями, которые испокон веков формировались, складывая и порождая национальную культуру. В их основу легла нравственная народная мудрость и духовное богатство этноса, вырабатывающее национальный идеал.
Нравственная культура рождается в глубине тысячелетий, расцветает вместе с этносом, создавшим ее, и умирает только вместе с ним. Ее невозможно уничтожить силой оружия, ее нельзя запретить волевым решением, она живет в сердце народа, она хрупка и бессмертна как его душа. Это кодекс чести чеченца – «нохчалла». Слово «нохчалла» непереводимо, но каждый нохчо (чеченец) знает, что оно обозначает – это свод неписаных правил, касающихся чести, морали, нравственности, этики и благородства, которыми чеченцы руководствуются испокон веков.
Благородство в «кодексе чести» – одно из самых лучших качеств человека, это двигатель человечества. Оно включает в себя честность, справедливость, выдержку, доброту и терпение. Именно благородство во все времена являлось для чеченцев главным в решении сложных, тяжелых, непредсказуемых жизненных ситуаций.
В чеченском обществе, в каждом роду (тейпе) есть благородные и авторитетные люди, которым доверяют и при возникших любых ситуациях, в хороших или плохих, без их вмешательства не обходятся. Как правило, это третья сторона в конфликте, т.е. посредники, его косвенные участники. Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемого участников конфликта для разрешения проблемы. Его важная черта – это благородство и авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника. Именно благородство является главным нравственным принципом в решении каких-либо конфликтных ситуаций. Истинно благородный человек совершает поступки, основанные на личных убеждениях, а не под давлением обязательств или острой необходимости. Для него есть чёткая грань между добром и злом.
Благородный человек никогда не оправдает предательство. Когда перед таким человеком встаёт выбор между собственным благополучием и чьим-то лишением, благородная личность откажется от такой сделки. Такой человек не делает различия между поведением на людях и когда он в семье или в одиночестве, это человек, умеющий контролировать своё тело, мысли и действия.
В своем послании Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Бойтесь Аллаха, миритесь и примиряйте друг друга. Воистину, Аллах примиряет верующих. Один из превосходных видов милостыни – это примирение людей. Не лжец тот, кто примеряет между людьми и говорит благое».
Прощение вины всегда есть акт благородства.
Прощать – это удел сильного и благородного – считается в народе.
Тема благородства и великодушия в полной мере раскрывается в поэме А.С.Пушкина «Тазит».
Тазит, сын Гасуба, вобрал в себя все доброе и человечное, он не может принять в нравах и обычаях своих соплеменников того, что в них было жестокого. Встретив тифлисского купца-армянина, ехавшего в одиночку и без стражи, Тазит не смеет напасть на него, чтобы отобрать товар. Повстречав бежавшего из их дома раба, Тазит не «притащил» его на аркане назад. Наконец, Тазит оказался не в силах отомстить встреченному им убийце брата, ведь тот был «один, изранен, безоружен».
Услышав ответ Тазита, отец Гасуб пришел в ярость, обрушив на него проклятия. Он изгоняет сына, забывшего «долг крови».
Поди ты прочь – ты мне не сын,
Ты не чеченец – ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал и наставлял: «Выдержка (терпение, выносливость, умение поступать обдуманно и осмотрительно) — от Бога. Поспешность — от Сатаны. Если кто-то из вас разгневался, то пусть замолчит. (Это поможет разрядить ситуацию и избежать плохих, а возможно, и трагических последствий)».
Продолжая тему благородства, уместно здесь вспомнить беспрецедентные акты проявления мужества, терпения и мудрости чеченцев во время чудовищной депортации всего чеченского народа, где очень много конфликтующих сторон отпустили существующие между ними на протяжении долгого времени конфликты и ссоры, вплоть до кровной мести. Да, это был тяжелый шаг, который нужно было переступить, если учитывать тот факт, что честь и достоинство для чеченца было всегда превыше всего. Но, когда перед народом нависла прямая угроза уничтожения, возобладали вверх благородство и мужество. Это говорит о том, что благородство всегда подскажет, как нужно поступить в сложной жизненной ситуации и при этом не упасть в грязь лицом.
Есть немало примеров проявления благородства в жизни, когда беда сплачивала людей независимо от того, в чей дом она пришла. Стоит всенародной огласки то обстоятельство, когда убеленные сединой старцы, сняв папахи, могли полдня стоять на коленях, жаждая прощения в конфликте, где случайная смерть стала причиной настигнувшей большой беды и раздора между семьями.
Решение конфликтных ситуаций в чеченском обществе тесно взаимосвязано с «Адатами» (Древние родовые законы), благородством и мужеством «Къонахалла». В таких ситуациях выраженно проявляются именно эти качества, которые остаются на века.
Из рассказа Висхановой Хазан Дадаевны (1965 г.р.), из с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР.
«Я помню, был у нас такой случай. В потасовке убили парня, который не имел никакого отношения к этому, и отец и родственники этого парня не могли смириться с этим горем. Так как конфликт разрастался быстрыми темпами и дальше могли быть еще жертвы, вмешались старейшины «тейпов» (родовых общин), стараясь разрешить мирным путем эту ситуацию. Но все усилия были безрезультатны. В соседнем селе у нас жил один очень уважаемый и благородный старец. Любой конфликт с его участием разрешался мирным путем. Но старик не становился посредником во всех разбирательствах, потому что сильно не любил несправедливость, особенно, если где-то заметил какой-то подвох или подкупничество, то безвозвратно отказывался иметь дело с ними. На этот раз родственники виновного парня решили обратиться к старику, и это был их последний шанс избежать кровную месть. Выслушав всех родственников виновного, старик решил обратиться к отцу убитого парня. Когда старик пришел к ним, отец убитого парня начал очень сильно возмущаться, в ярости, даже не осознавая, что говорит, проговаривал: «Зачем ты пришел…. Я прокляну вас до седьмого колена, ты не должен был приходить сюда».
– «Да» – ответил старик – Ты прав… я приму все, что ты сказал и все будет так, как ты скажешь…. У меня нет к тебе других слов и оставаться на стороне, как будто ничего не происходит, я тоже не могу. Всевышний Аллах нас не к этому призывает. Мы не должны приучать наше подрастающее поколение совершать такие же преступления. Никто не рад в случившемся. Я понимаю тебя и надеюсь, что ты справишься со своим внутренним гневом. Я вместе с ними пришел к тебе, надеясь на твое снисхождение» – старик указал на стоящую толпу родственников повинного парня.
Отец убитого парня некоторое время стоял, поникнув головой, и еле стиснув зубы, промолвил: «Прости меня Всевышний, за мой гнев, за то, что я мог бы совершить не принимаемые тобой поступки. Отец (обращаясь к старцу), я гневался, потому, что не смогу отказать тебе в просьбе. Прости меня за все.
Ради Всевышнего Аллаха и к большому уважению к тебе я принимаю примирение и отпускаю кровников с миром». Отец убитого парня знал, что неуважение к старику отзовется неуважением в глазах всех окружающих его людей. Еще раз убеждаемся в том, что благородство является главным нравственным принципом в решении каких-либо конфликтных ситуаций».
В чеченском обществе женщина не участвует в решении конфликтов, если даже она прямая виновница всего, за нее в ответе ее отец, брат и если замужем, сын или муж. В решении любого конфликта, последнее слово всегда стоит за старшим из семьи мужчин, и оно имеет самое главное решение, после него, никто не имеет право его нарушить.
«В нашем обществе можно столкнуться с разными ситуациями и решать их тоже нужно по разному, но мы, представители разных чеченских родовых «тейпов», обществ, стараемся прийти к единому согласию обеих сторон – примирению. Очень много людей встречаются способных достойно принимать ответственность за содеянное и также способных помиловать виновных, если в их лице они проявили мужество, и конечно же, старейшины разных родовых «тейпов», принимают непосредственное участие в этом нелегком труде… В народе говорят: «Даже если ты прав, ссора не права….. ссору нужно, как только можешь, подавить, убить, тогда ты побеждаешь злых духов. Нельзя идти у них на поводу…».
Безусловно, велика роль благородства в нашей жизни. Оно обязывает всегда быть внимательным, заставляет проявлять заботу о ближнем, не допускать по отношению к нему грубости, неуместных слов, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания.
Заслуживает большого уважения один случай из жизни в наши дни. Из рассказа информатора Магамадовой Коки Х., 1956 г.р.
– Семья ее знакомой жила в Москве. Муж знакомой, Ибрагим, успешный бизнесмен, по стечению обстоятельств, оказался затянутым в финансовую аферу, в результате чего очутился в большой долговой яме. По окончанию следствия, суд вынес решение и назначил ему три года лишения свободы. По делу косвенно проходили еще и многие другие участники финансового банкротства. В их числе были и его близкие друзья. Но Ибрагим взял всю вину на себя, тем самым, освободив всех остальных от уголовной ответственности. Друзья-товарищи, назовем их так, «глубоко вздохнули», что не оказались за тюремной решеткой. Но один из них терзал себя постоянными мыслями о случившемся. Казалось бы, конфликтная ситуация разрешилась, но чувство неразделенной с товарищем вины и долга, терзали его все время. Дальнейшие действия его оказались очень благородными. Муса, (так звали его), в течении всего времени, пока Ибрагим находился в тюрьме, каждую неделю по субботам, навещал семью Ибрагима с большими гостинцами для семьи, хотя сам проживал в Москве со своей семьей на съемной квартире. Он приходил не просто с двумя сумками, а с недельным запасом, где, по ее словам, не оставлял ей места, что-то докупить и так же оказывал материальную помощь, хотя сам не имел большого достатка в семье. Он работал на одну зарплату, часть которой тратил на семью Ибрагима. Нужно отметить, что Муса не был из круга верных и преданных друзей Ибрагима, но в данной ситуации его действия были очень благородными.
Очень большое значение имеет, когда уважаемые, авторитетные люди приближают конфликтную ситуацию сторон к единому заключению, примирению «Куьйге бахар» (рукопожатие), и как в дальнейшем будут себя вести родственники и сам виновный. Если виновный из достойного рода и семьи, то его дальнейшее поведение будет в рамках традиционной этики и морали, он будет избегать и остерегаться всякого прилюдного времяпрепровождения (веселье, бахвальство, вызывающие действия). Но, в случае, если противная сторона не придерживается этических норм поведения, то общественная молва может содействовать возобновлению процедуры конфликта, вплоть до оглашения кровной мести.
В силу того, что в Чечне сохранились и в полной мере работают древние родовые законы – адаты, в том числе, и институт старейшин, который является исключительно сдерживающим фактором в предотвращении проявлений недостойного, недопустимого поведения в обществе и игнорирование которого влечет за собой тяжелые, позорные последствия, вплоть до изгнания или отречения от конкретного рода или семьи. Общественное мнение в народе настолько велико, что, прощенный человек в лице всей семьи и рода, не может быть снова предметом всенародного осуждения.
Из рассказа Бабатиева Сайд-Ахмеда, с Гехи, Урус-Мартановского района.
«В селе Атаги, Урус-Мартановского района, жил один старец. Свои последние годы жизни он лежал в постели больным. Его единственный сын был убит случайно из пистолета в какой-то потасовке. После всех разбирательств этого случая, родственники собрались дома у старца, так как, в тот день должны были прийти родственники убийцы вместе с виновным в убийстве парнем просить их о прошении. Соблюдая все наши традиции, собравшиеся родственники виновной стороны, стояли на окраине села и ждали, пока их не позовут к дому потерпевших. Утром того дня, старец вызывает к себе своего двоюродного брата по имени Али, и говорит: «Али, к нам сегодня просятся прийти наши кровники просить о помиловании и ты должен выйти к ним и поговорить. Тогда, Али говорит: «Брат, эти люди сами не плохие, понимают всю ситуацию и не отказываются, что их человек виновен, но Аллах любит прощать и любит прощающих. Что мы от них хотим? Мертвого уже не вернуть, это с любым из нас может случиться, черт путает всех в таких случаях». Старец пристально посмотрел на Али и сказал: «Как ты сказал, Али?».
– «Я думаю, мы должны действовать, как призывает нам быть в такой ситуации Всевышний Аллах. Ты как думаешь? – спросил старца Али. Старец ответил: «Ну, если бы у меня спросили, то я сказал бы привести и моего сына, чтобы он предстал перед ними…».
Тогда старик, недолго думая, позвал других родственников и сказал: «Позовите виновного в смерти моего сына и всех его родственников в мой дом и дальше послушайте, что вам скажет Али, он знает что делать». Дальше события происходили по традициям, как у чеченцев разрешают кровную месть. В тот же день родственников виновного и самого виновного с миром отпустили домой.
Через некоторое время, после всех этих событий, старец зовет к себе в гости брата Али и дает ему деньги, чтобы тот купил самого лучшего барана. Али поинтересовался, зачем. Старец ему сказал: «Я хочу навестить родных того неудачного парня». Али немного возмутился, сказав, что в народе так не делают, тем более прошло совсем немного времени после случившегося, окружающие нас не поймут. На что старец ответил: «Почему ты так сомневаешься, значит в душе того парня ты не отпустил, получается. Не ты ли мне говорил, что мы должны идти по призыву Всевышнего Аллаха, разве мы не так должны поступать? Нужно быть душой и сердцем мусульманином, вот тогда не было бы разговоров лишних» – возмущенно ответил старец». Тут Али стало действительно стыдно за свои слова, и он выполнил желание старца».
В чеченском обществе, иногда, безвыходные ситуации становятся предметом проявления высшей степени великодушия и благородства. Когда в конфликте двух противоборствующих сторон, один получает смертельное ранение и погибает, то посредники, среди которых есть благородные, мудрые люди, стараются принять во внимание многие обстоятельства, в том числе ситуацию совершения преступления, степень умышленности покушения на жизнь и т. д. Если эта смерть была случайной, то посредники прилагают все усилия, чтобы разрешить эту ситуацию положительно, т. к., по чеченским обычаям, в своем большинстве, конфликты переходят из поколения в поколение, возмездие может настигнуть и через 100 лет, даже когда виновный и его близкие родственники давно умерли.
Из рассказа Дадаева Вахи Абдул-Халимовича, с Самашки, Ачхой-Мартановского района, 1955 г.р.
«Было это очень давно, еще в 30-е годы прошлого столетия.
Мой дядя по имени Расул, работал у нас в селе почтальоном. Это были трудные времена. Дядя ездил сам в районный центр забирать почту, и вместе с тем, без охраны, перевозил почтовые деньги.
Как-то, в один из дней, возвращаясь на повозке с очередной поездки в Ачхой-Мартановский район, по дороге на него напали бандиты и, в неравной схватке, отобрав деньги, убили. В то время расследование не дало свои результаты. Время было неспокойное, по стране гулял бандитизм, расхитительство.
Прошло время, эпохи сменились за эпохами, давно отгремела Великая Отечественная война, чеченский народ вернулся из ссылки. Жизнь немного начала налаживаться. Во время выселения семья моего дяди Расула умерла, остались только два племянника, мой отец, Абдул-Халим, ветеран Великой Отечественной войны и его брат Гелани, который был инвалидом.
В конце 70-х годов, в совхозную пекарню с. Самашки, на должность директора направили с Ачхой-Мартановского района одного мужчину по имени Увайс. Он каждый день утром с районного центра ездил в село Самашки на работу в пекарню и вечером уезжал домой. И так несколько лет. Но история с давним убийством, оказывается, Увайса тоже много лет настораживала. Как потом стало известно, он был сыном того убийцы, и понимая, что кровная месть может в любое время настигнуть его или же его сына, он с осторожностью узнавал, остались ли родственники у того почтальона, убитого его отцом. Мой отец очень часто рассказывал нам об этом случае, и как он после возвращения с войны делал свои расследования, которые так и остались не раскрытыми, и конечно же, зная об этом, мы со своими братьями так же старались что-то узнавать. Многие, зная некоторые подробности этой истории, молчали, не хотели, чтобы мы продолжали это расследование. Но мы чувствовали, что возмездие должно наступить, а оно и наступило бы, но сын убийцы Увайс оказался мудрым человеком.
Когда Увайс узнал, что он каждый день проезжает мимо дворов племянников убитого его отцом почтальона, ему стало не по себе, ведь он очень хорошо знал нас. Увайс понял, что дальше жить так не может и принял решение довести дело до конца и быть готовым к любым поворотам судьбы. В один из дней, по просьбе Увайса и его родственников к нам пришли старики с нашего родового «тейпа» (общины), сообщая нам, что сын убийцы нашего дяди хочет сам предстать перед нами повинным. Один Аллах знает, что тогда творилось у нас на душе, все мелькало перед глазами, было страшное желание быстро отомстить тут же, но каждый отреагировал на эту ситуацию по-своему. Мой отец строго приказал нам не предпринимать ничего без его указания. После долгой беседы со стариками мой отец решил принять их в своем доме. Я никогда не забуду слезы своего отца, когда он узнал, что Увайс оказался сыном нашего кровника. За небольшой срок своей работы, Увайс в нашем селе стал уважаемым человеком, и многие его хорошие поступки были в народе отмечены.
Через несколько дней к нам пришли родственники вместе с Увайсом и мой отец с его братом решили отпустить их с миром. На тот момент Увайсу было почти 50 лет. После всего этого он работал в этой пекарне почти до начала 90-х годов и до конца смерти моего отца поддерживал родственные связи и очень часто заходил к нам с подарками со своей женой.
Неизвестно, как закончилась бы эта история, если бы Увайс не первым решился положить конец всей этой злосчастной истории, ведь он каждый день проезжал мимо нашего двора, а за такое у чеченцев еще и в двойне наказывают. Можно отдать должное Увайсу, он оказался очень благородным, мужественным человеком, который, можно сказать, сам смог предотвратить конфликт двух родовых «тейпов».
История знает немало примеров проявления чеченцами наивысшей степени благородства в эпоху военных конфликтов и сражений.
В 1785 году в Чечне началось полномасштабное восстание против царских войск. Возглавил его легендарный шейх Мансур – опытный полководец и прирожденный лидер. На подавление мятежа летом того года был брошен русский отряд полковника Пьери, адъютантом у которого и служил молодой унтер-офицер Багратион. Ему едва исполнилось всего двадцать лет.
В июне 1785 года Петр Иванович Пьери попал в жестокий бой у реки Сунжа в районе поселка Алды – родины шейха Мансура. Отряд полковника Пьери был разбит, сам офицер убит. В тяжелой схватке Багратион бился достойно. Но был ранен и попал в плен к чеченцам. И хотя в битве погиб родной брат шейха Мансура, мстить пленному лидер горцев запретил. Пораженные мужеством героя, его навыками в сече, вайнахи оказали ему медицинскую помощь. И решили без выкупа выдать пленника царской администрации. Без каких-либо требований и условий чеченцы в течение пары дней переправили его на другой берег Сунжи, где стояли русские войска. Здесь его передали на носилках казакам. В составе делегации был сам шейх Мансур.
– Я за настоящих мужчин выкуп не беру, – сказал предводитель горцев, передавая пленника, и вместе со своими товарищами ушел восвояси.
Это и есть проявление наивысшего благородства и чести для чеченца!
И в заключении.
Прощать – это удел сильного и благородного – считается в народе.
Да, конфликт в обществе существует и существовал во все времена. Но, в любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов его разрешения. Сила в конфликте — это возможность и способность сторон конфликта проявить мудрость, сдержанность, нравственные принципы, благородство. Как сказал средневековый исламский мыслитель Хасан аль-Басри «Истинный мусульманин не поддается гневу, им не овладевает ярость, его ничто не приводит в возбуждение… Он прощает, когда обижают, и проявляет снисходительность по отношению к невежественному, своей душе он доставляет затруднения, а другим людям он приносит облегчения». Это и есть проявление наивысшей культуры, истинного благородства.
Гибнут могущественные империи, исчезают бесследно цветущие города, разрушаются неприступные каменные крепости, превращаются в прах металлические орудия. И только нравственная культура и благородство народа живет в веках, пока жив хотя бы один человек, несущий ее в своей крови или помнящий о ней.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: На сегодняшний день отношения к друг другу и к окружающим остаются
неизменными, как и 100-200-300 лет назад
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Сила нравственного стержня непоколебима во все времена
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: Статус чеченца, определяющий его как носителя всех нравственных норм и морали
Тип особенности: Способы передачи традиции
Методом преемственности поколений, как и 100 – 200 – 300 лет назад
Краткий текст: Семейное, общественное воспитание. Привитие традиционных нравственно-этических устоев
Наименование содержания ссылки:
- Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.
- Коран. «Семейство Имрана», 3 сура аят 134.
- Кавказский узел / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kavkaz-uzel.ru (Дата обращения: 10.08.2017)
- Мусхаджиев С-Х.Х. «Гази-Хаджи Зандакский: пространство и время героя». ОАО «Полиграф-Юг». Майкоп. 2009. С. 60-61.
- Мухаммад Касими. Наставление верующим. М., 2002. С. 396.
- Осмаев М.К. «Чеченцы: обычаи, традиции, обряды (историко-культурные аспекты проблемы)». Монография. Грозный: ЧГУ, М.: Парнас, 2015. С. 178.
Ссора, разногласие, проблема, недопонимание, столкновение, конфликтная ситуация, вражда, драка
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Магамадова
Имя Отчество лица: Кока Хамидовна
Даты: 01.05.1956 г.
Место работы/адрес: Домохозяйка. Жительница с. Самашки, Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Дадаев
Имя Отчество лица: Ваха Абдул-Халимович
Даты: 13.12. 1955 г.
Место работы/адрес: Пенсионер. Житель с. Самашки, Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бабатиев
Имя Отчество лица: Сайд-Ахмед
Даты:
Место работы/адрес: Житель с. Гехи, Урус-Мартановского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Висханова
Имя Отчество лица: Хазан Дадаевна
Даты: 10.02.1965 г.
Место работы/адрес: Жительница с. Ведено, Веденского муниципального района ЧР
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г.
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР, заведующий отделом методической и клубной работы.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Тип ответственности: Исследователь
Фамилия лица: Коева
Имя Отчество лица: Малика Мухадиновна
Даты: 23.08.1970 г.
Место работы/адрес: Чеченская Республика, г. Грозный ул. Деловая 19/65, ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР, заведующий отделом методической и клубной работы.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Тип ответственности: Носитель
Министерство культуры Чеченской Республики
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
Местонахождение: Российская Федерация,Чеченская Республика, г. Грозный, улица Деловая 19/65.
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail/ru
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH090.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.