Наименование: Почитание родственников жены
Форма выражения ОНН: Обычаи, связанные с традиционной и национальной культурой
Язык наименования: Русский
Наименование: Невцан г1иллакхаш
Форма выражения ОНН: Обычаи, связанные с традиционной и национальной культурой
Язык наименования: Чеченский
Тип объекта: Обряды
Краткое описание ОНН: Чеченцы издревле славятся своими обычаями.
Адаты, обычаи чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения.
В этом тексте читатель ознакомится с традицией чеченцев знакомства и дальнейшего почитания зятем родственников со стороны жены. В тексте приведены сведения о том, как эта традиция проводилась несколько веков назад и как проводится сегодня, какие подготовки проходят, приведены детали самой традиции и связанных с ним обрядов.
Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» – араб.) чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Но есть также неписаные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.
Истоки этих красивых обычаев – в древней истории чеченцев.
К заключению брака кавказцы готовятся тщательно, поскольку создание молодой семьи, продолжение рода считается особо важным событием на жизненном пути каждого. Древние традиции чеченской свадьбы присутствуют и в современном бракосочетании. Этот великий праздник окутан самобытными обрядами, колоритными элементами кавказской культуры. Девушка выходит замуж, а парень женится строго по согласию родителей обеих семей.
Согласно традициям чеченской свадьбы, фамилию будущей невесты тщательно проверяют по материнской, отцовской линии трех поколений во избежание возможного кровосмешения. К тому же оценивают невесту, учитывая отзывы о ней и ее родне у соседей и знакомых.
Современная чеченская молодежь знакомится в вузах, на работе, на свадьбах. «Чтобы молодых знакомили родители, это большая редкость», — говорит этнограф, кандидат исторических наук Залпа Берсанова. — Раньше парень и девушка могли присмотреться друг к другу на коллективных работах (белхи) и на вечеринках (синкъерам). Белхи созывались, когда нужна была помощь сельчан — построить дом, перекрыть крышу, обработать урожай чеснока или кукурузы. Хозяин готовил для помощников угощение, устраивал танцы — это был настоящий праздник труда. А синкъерам — это «праздник души», где молодежь танцевала, знакомилась, соревновалась в остроумии.
Решив пожениться, парень и девушка сообщали об этом родственникам. Парень приносил своей матери кольцо или платок, которые девушка дала ему в знак согласия. Будущая свекровь шла к матери невесты и сообщала радостную весть. Та, как правило, уже все знала, но этикет есть этикет, и она, взмахнув руками, говорила что-то в духе «какая неожиданность, но так тому и быть». Этот досвадебный визит не считается обязательным, если молодые договорились между собой и семьи тоже не против их брака, — отмечает Залпа Берсанова. — Договорившись, матери семейств сообщают о решении детей своим мужьям. С этого момента начинается подготовка к свадьбе, сама свадьба и знакомство родственников с обеих сторон.
В чеченском обществе новые родственники придерживаются между собой целого свода этических норм и правил, обязывающих соблюдать их на протяжении всей жизни.
Существует такое понятие, как «бехке нах» – люди, перед которыми зять («нуц») должен вести себя особо деликатно. Такие люди – родственники жены. С ними всегда у зятя должны быть подчеркнуто уважительные отношения, не должно быть ни намека на панибратство.
Зять должен вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Появление зятя в нетрезвом виде перед родственниками жены – грубое нарушение неписаного горского этикета. Дело в том, что зять («нуц») у чеченцев обязан относиться к родственникам жены («стунцхой») с подчеркнутым уважением, и оно должно быть тем сильнее, чем ближе по степени родства или старше по возрасту родственник жены. Также не полагается вести себя непринужденно, пить, курить, и даже быть небрежно одетым. Естественно, такие действия не могут вызывать у «стунцхой» приятные эмоции, т.к. это считается крайним проявлением неуважения к ним.
Такую историю из жизни рассказывает жительница с. Ведено Висханова Хазан 1965 года рождения:
Как-то муж с женой повздорили. Ссора дошла до того, что жена даже сказала уйдет от него. Муж просто вышел и пошел прогуляться по селу. По дороге встретил свою тещу. Вежливо поздоровавшись, он справился о здоровье и спросил, требуется ли ей какая-нибудь помощь. Теща поблагодарила его и ответила, что направляется на мельницу за кукурузной мукой. Зять пригласил ее в дом и сказал, чтобы она не беспокоилась ни о чем, что он сделает все, что нужно.
Зять, который вышел из дома, поссорившись со своей женой, пошел на мельницу за кукурузной мукой (вместо своей тещи) и пришел обратно с мешком на плечах. Жена увидела своего мужа, несущего мешок муки своей матери. После этого, говорят, жена извинилась и попросила прощения у своего мужа. Причиной тому явился его красивый поступок по отношению к ее матери.
Рассказывает житель с. Мелчхи Гудермесского района Султаев Шаарани, 1953 года рождения.
Этот случай произошел 50-60 лет тому назад. Кузен моего отца решил навестить брата своего тестя, который приехал из Киргизстана в свое родное село Цоци-Юрт. Поехали туда мой отец, его двоюродный брат с женой Йисамой и я. Не доезжая до того дома, в котором они живут, дядя попросил остановить машину, сказав, что они пойдут дальше пешком. Я же подъехал поближе к дому, но так как не хотел заходить, сказал, что должен заняться починкой машины. Через некоторое время они вышли. Попрощавшись с родственниками, Йисама села в машину, а мой отец и дядя, в знак уважения к ним, снова пошли пешим ходом. Этот поступок – проявление благородства и высокой степени нравственности, стал для меня примером в жизни.
Самая главная обязанность зятя – это почитание родственников жены. Считалось уважительным, если зять, оказавшись на улице, где живут «свояки», слезал с коня и вел его под уздцы.
В менталитете чеченского народа есть свод этических норм и правил, не позволяющих переступить их грани.
Наивысшим проявлением недозволенного считается посягательство на такие атрибуты одежды, как папаха, пояс и кинжал мужчины. В связи с этим, хочется подчеркнуть о некоторых вольностях молодежи по отношению к зятю при посещении его в первый раз родственников жены («невцалг1а вахар»). Молодежь может позволить себе подшучивать над зятем, вплоть до определенных действий, от которых друзья его огораживают, принимая на себя эти веселые колкости.
По поводу этого, Вараев Сайд-Ахмед, (1928 г.р.), житель с. Алхан-Юрт, рассказал один случай из жизни. После свадьбы, как и положено, невестка из с. Гойты в первый раз посетила дом своих родителей. Как принято, по обычаю у чеченцев, вместе со своими друзьями приехал и зять. Родственники со стороны невесты решили подшутить над зятем, но перешли грань дозволенного и распоясали зятя, что являлось позором у чеченцев (до 63-летнего возраста). На тот момент, пока они находились у них, зять ничего об этом не сказал. По дороге домой он сообщил об этом друзьям. Сразу приняв решение, зять со своими друзьями вернулись в дом невесты и попросили вернуть им его кинжал и пояс. Сказали, что, если бы они сумели сохранить это родство – было бы хорошо. После этого случая он развелся с женой.
Для зятя свояки являются очень почитаемыми людьми. Он не садится даже в собственном доме, когда они находятся у них в гостях. Зять посещает дом жены только во время праздников или же других определенных событий.
Сулаев Абдул (1957 г.р.) рассказывает, что у него есть зять, ровесник его отца, за которого замужем моя двоюродная сестра. Он приходит к нам на все праздники, и в знак приличия, он никогда не позволяет себе садиться.
– «Я, – говорит Абдул, – намного моложе его, но он даже со мною соблюдает все обычаи. Еще при жизни отец пожелал, чтобы он вел себя непринужденно, что его обязанности передаются его детям. Даже после этого наш зять не перестал соблюдать все нормы приличия».
Далее, Абдула поделился историей своей матери. Он рассказал, что его мать постоянно им приводила пример. (Описание рассказа от лица матери.)
«Мою маму звали Яху. Еще до моего рождения умер мой отец и маме пришлось самой воспитывать пятерых дочерей. Когда мне было 9 лет, наш народ подвергли депортации и в эти сталинские жернова попала и наша семья. По воле Всевышнего, мы выжили в суровых степях Казахстана.
Шло время. Мы, девочки, потихоньку подросли. И, волею судьбы, в далеком Казахстане я вышла замуж. Мои сестры тоже устроили свои жизни. Наша мама проживала в соседнем селе. И бывало так, что в год по нескольку раз мы привозили ее к нам, это был большой праздник в нашем доме. Конечно, мы тоже часто ее навещали. У нас тогда были маленькие две комнаты, навес и под ней отдельная комната. Мой муж, когда мама к нам приезжала, старался меньше показываться ей на глаза, тем самым создавая ей удобства. Даже если она у нас проводила целую неделю, он уходил в отдельную комнату под навесом, и оставался там. Каждый день он осведомлялся о ее здоровье, старался, чтобы еды в доме было достаточно, и мне и детям давал наставления по поводу ее обхаживания. Конечно, с таким же почтением к нему относилась и сама мама».
Почитание родственников жены – это очень интересная и мало исследованная тема. Она раскрывает менталитет чеченского народа и те самые сокровенные вещи между семейными узами с почитаниями как невесты, так и родственников жены. Невестка, которая пришла в новый дом, в новую семью – она, традиционно, очень сильно почиталась у чеченцев. Она была продолжателем этого рода, в этом плане ее ценили особенно.
«Я прекрасно помню, как мой дедушка вставал, когда входила в комнату сноха – эта супруга его внука. Нам это было настолько необычно, что дедушка не просто свою сноху, а сноху своего внука так почитает. Потом, когда мы его начали расспрашивать, он нам объяснил это таким образом: «Он в ее лице, в лице своей снохи, почитает ее родителей, родственников по отцовской линии, почитает всех. И что для него большая честь, что его семья пополнилась за счет внучки его хорошо знакомого»- рассказал Мунаев Исмаил.
Здесь речь идет о том, что сохраняется святость уз и связь между поколениями. Почитанием своей снохи он иллюстрировал нам, как надо уважать, почитать. Безусловно, почитание супругом родственников своей супруги иллюстрирует самые древние корни семейных уз, отношений и чем сильнее эти узы соблюдаются, тем крепче семья. Ничто не может связывать так сильно, как родственные связи, уважение, почитание родственников жены. Чем ближе эти родственники, тем более сильно должно быть это почитание. В частности, с этим связаны сакральные вещи, характерные для многих чеченцев. В том плане, что зять не так часто общается с тещей, тестем – это происходит на каких-то праздниках, мероприятиях. Вместе с тем, зять всегда должен быть по чеченским традициям одним из самых первых, если понадобится какая-то помощь, его участие в решении сложных проблем. Он должен проявить самое активное участие.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:Чеченская Республика
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики.
Тип особенности: Риск исчезновения
Обычай у чеченцев бытует везде и в настоящее время, по месту их проживания, независимо от региона или страны. Это один из обычаев, который не подлежит исчезновению ни при каких обстоятельствах, иначе чеченцы не будут считать себя истинными чеченцами.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Передаётся из поколения в поколение.
Тип особенности: Форма бытования
В каждой чеченской семье.
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Сохранение традиционной народной культуры
Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ” ,Почтовый адрес: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая, 19/65, телефон 8 712 22 29 73, Межидова Р.Х., методист отдела методической и клубной работы.
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: Сохранение и развитие обычаев традиционной народной культуры
Наименование действия: Фиксация в печатных, литературных источниках, а также создание видеоархивов
Тип действия: Возрождение и сохранение
Целевое действие: Зафиксированный в видеофайлах материал являет собою описание, сохранение и развитие традиционной культуры чеченского народа, что составляет неотъемлемую часть объектов нематериального культурного наследия народов России
Чеченцы
Зять, почитаемые люди, родственники жены
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Мунаев
Имя Отчество лица: Исмаил
Даты: 1949г
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Вараев
Имя Отчество лица: Сайд-Ахмед
Даты: 1928г
Место работы/адрес: с.Алхан- юрт Урус-Мартановский муниципальный район
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Висханова
Имя Отчество лица: Хазан Дадаевна
Даты: 1965г
Место работы/адрес: с. Ведено, Веденский муниципальный район
Тип ответственности: Носители
- Усумов Яхья, с. Белти, Курчалоевский муниципальный район
- Берсанова Залпа
- Домбаев Хамзат 1949 г.
- Цулаев Абдул 1957 г.
- Мажаева Халипат
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Межидова
Имя Отчество лица: Рукият Хасановна
Даты: 1990г.
Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» методист отдела методической и клубной работы. Почтовый адрес: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики
Название организации: ГБУ “ЦНТ”
Местонахождение: РФ,ЧР, г.Грозный, улица Деловая, 19/65
Тип фиксации: Видеофиксация
Тип фиксации: Фотофиксация
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH032.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.