Национальный музыкальный инструмент («Дечиг-пондар»)

Этнос: Чеченский

Конфессия: Ислам

Язык: Чеченский, русский

Тип объекта: Техники и технологииТехники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами

Чеченский национальный музыкальный инструмент – пондар (пондар). Слово пондар – означает: пхон – из жил, дар – делать. 

После появления чеченской гармошки – кехат-пондара, пондар – в народе приобретает новое имя – дечиг-пондар (дечиг – дерево, пхон – из жил, дар – делать).

подробнее...

Дечигпондар имеет деревянный, выдолбленный из одного куска дерева корпус – гай, и удлиненной формы гриф – гIад. Гриф в народе имеет и второе название – къамкъарг(горловина). Имеет деку – крышку, с круглым отверстием посередине – голосником – аз ара долу меттиг, декой закрывают верх корпуса. Вверх грифа – корта – вырезан чуть отогнутым назад и с вырезом для струн. Здесь же на боках верха грифа делают выемки для колков – лергаш, с помощью которых натягиваются струны. К нижней части корпуса прибивали кнопки-струнодержатели – дечиган хьостамий (деревянные гвозди). На грифе размещались лады – пиллигаш. По выбору илланчи их делали от четырех до семи.

     Порожками ладов – пиллигаш – на старинных инструментах служили деревянные поперечники, закрепленные в специальных выемках на грифе. А дерево, из которого будет изготовлен дечигпондар, выбирал не мастер, а тот, кто собирался играть на нем: клен, орех, груша и т.д.

     Струны – пхенаш – состояли из искусно высушенных жил животных – пхонех. Что и отразилось и в самом названии пондара – от слов пхон – жильный и дар – делать (действие).

ПОНДАР –

символ национальных культурных ценностей чеченского народа

(нохчийн къоман культуран мехаллийн лакхе)

     Пондар – один из самых древних национальных инструментов чеченцев. Об этом свидетельствуют его изображения, высеченные на камнях, которых нашли при раскопках в исторической местности, где располагалось царство древнего Урарту. Сами чеченцы о пондаре скажут так:

«…Чеченец каждый, говорят в горах,

Родился с дечигпондаром в руках»… (А.У.)

Пондар – был инструментом илланчи – сказителя. А илланча – душой народа. В мирные времена он вдохновлял чеченцев на честный, благородный труд, на дружбу друг с другом, на дружбу и братство с соседями. Во времена военных баталий, говорят, пондар поднимал кIентий (молодцы) ­– воинов на борьбу с иноземными захватчиками.

Где бы, что бы о них не писали, история доказывает, что чеченцы всегда были мирными людьми. Хватались за оружие лишь тогда, когда кто-либо осмеливался посягнуть на самое святое для них – честь, которую они считают выше солнца.

И в наше время пондар не потерял былого уважения к себе. Сегодня илланча для чеченца – это музыкант-исполнитель эпических, исторических, балладных произведений на пондаре (дечигпондаре). С пондаром чеченцы, как и тогда, продолжают воспитывать подрастающие поколения – поколения достойных сынов и дочерей своей Родины, поколения защитников Отчизны.

В народе сохранилось множество илли, сказаний и легенд о пондаре. «Даже мертвые вставали в бою с врагом, услышав призыв душевных струн дечигпондара», – говорится в народе.

Народный поэт Чеченской Республики Умар Ярычев переложил одну из таких легенд в стихи (приводим в сокращении):

Уже своей победой грезил враг,

И не дымил растоптанный очаг.

И вот в молчаньи смертной тишины

Запели вдруг три звонкие струны.

 

 О долге, чести струны те поют.

Вайнахи, в битве павшие, встают.

И стала приговором для врагов

Отвага их и прочность их клинков.

 

И произнес угрюмо грозный хан:

«Народ сей мал, но духом – великан,

Барласы! …Привести сюда ко мне

Того, кто смог бессмертье дать струне!»

 

Бегут минуты струйкою песка.

И вот приводят к хану старика.

Насупив бровь, владыка приказал:

«Сыграй-ка снова то, что ты играл!»

 

И вот под сводом желтого шатра

Запели, словно буйные ветра,

Вновь три стальные звонкие струны

– Три яростные пенные волны.

 

Задумавшийся хан и зол, и хмур,

Остановил рукой дечигпондур:

«Довольно! Твой мотив суров. В нем есть

Отвага, и достоинство, и честь

 

Раб! Отвечай мне: инструмент такой

Чьей сотворен умелою рукой?

А этот, что сейчас в твоих руках,

В обмен на жизнь оставишь мне, вайнах!»

 

Пришельцу чужеземному в ответ

Сказал старик седобородый: «Нет!

Напев трех этих струн лишь только нам

Послушен. Я тебе их не отдам».

 

«А если силой?» «Я в твоем шатре,

Лишь пес кусает гостя во дворе.

Орлу в оковах никогда не жить!

Наш вольный дух тебе не покорить»…

 

Горел закат рубиновый вдали.

Из гор завоеватели ушли.

И вновь над тишиной гранитных скал

Мотив дечигпондара зазвучал.

 

До сей поры дечигпондар в горах

Хранит, как символ мужества, вайнах.

На грусть и радость нам они даны

– Три звонкие, три вещие струны.

Немало случаев, когда матери об удали или смерти сына поручалось сообщать илланче с помощью мелодий струн дечигпондара. Весть, которую несли звучания трех струн, людьми воспринимались легче и приятнее, чем самые мягкие, задушевные слова. То есть, чеченцы с детства приучены понимать звуки струн, как самих себя.

Наш информатор Азим Юсупов из Толстой-Юрта рассказывает:

– Гость, на любом увеселительном мероприятии, устроенном в его честь, в первую очередь просил приглашенного туда илланчу сыграть «ладугIу йиш» (мелодия души). По нему он определял состояние души хозяина дома, его соседей, односельчан: в нужде ли, в достатке ли они живут. Есть ли у них повод веселиться, или они улыбаются и смеются в угоду ему – гостю.

Само слово – «пондар» в переводе с чеченского языка означает пхон – жилы, дар – делать. С появлением чеченской гармошки –  кехат-пондара (кехат – бумага, пондар – гармошка), к этому слову добавилась приставка – дечиг. И стал сей инструмент называться в народе – дечигпондар.

Дечигпондар имеет деревянный, выдолбленный из одного куска дерева корпус – гай, и удлиненной формы гриф – гIад. Гриф в народе имеет и второе название – къамкъарг (горловина). Имеет деку – крышку, с круглым отверстием посередине – голосником – аз ара долу меттиг, декой закрывают верх корпуса. Вверх грифа – корта – вырезан чуть отогнутым назад и с вырезом для струн. Здесь же на боках верха грифа делают выемки для колков – лергаш, с помощь которых натягиваются струны. К нижней части корпуса прибивали кнопки-струнодержатели – дечиган хьостамий (деревянные гвозди). В наше время – деревянный струнодержатель – къалор. На грифе размещались лады – пиллигаш. По выбору илланчи их делали от четырех до семи.

Порожками ладов – пиллигаш – на старинных инструментах служили деревянные поперечники, закрепленные в специальных выемках на грифе. А дерево, из которого будет изготовлен дечигпондар, выбирал не мастер, а тот, кто собирался играть на нем: клен, орех, груша и т.д.

Струны – пхенаш – состояли из искусно высушенных жил животных – пхонех. Что, как мы отметили выше, отразилось и в самом названии пондара – от слов пхон – жильный и дар – делать (действие).

Под струны в нижней части деки, для создания зазора между струнами и декой, кладут кобылку. На чеченском его называют – вир (осел), наверное, по тому, что он постоянно находится под грузом натянутых струн.

Были илланчи, которые в качестве струн дечигпондара использовали только конский волос – говран мерзаш. Отсюда возникло в народе и третье название пондара – мерзпондар (пондар, дечигпондар, мерзпондар).

Не зависимо от того, что струны делались из сушеных жил животных или конского волоса, звук все три вида пондара в старину извлекали мягкий, не совсем громкий. Однако, в случае необходимости, усилением силы удара пальцев руки по струнам, илланчи умудрялись довести звучание струн до нужной громкости, как в том случае, о котором рассказывает приведенная выше легенда.

Звуки на пондаре по настоящее время илланчи извлекают пальцами правой руки, приемами удара по струнам сверху вниз или снизу вверх.

Звук дечигпондара, как мы уже заметили, имеет мягкий тембр шелестящего характера. Размеры дечигпондара бывают от 750 до 900 мм. Мелодии сложны, ритмически своеобразны, и вместо общепринятого мажора или минора, для неё характерны дорийский и фригийский лады. В руках мастера, дечигпондар мог поведать слушателю о многом. Под его звуки древние чеченские илланчи исполняли героические илли.

   Разновидности. Старинный дечигпондар сохранил свою форму и в наши дни. Первый его усовершенствованный вариант возник еще в начале XVI века. Дечигпондару, на котором играл наш информатор Бута Галаев, – илланча из села Гельдиген Курчалойского района Чечни, по его словам, было более 120 лет.

– Для усиления звука при игре на дечигпондаре, отдельные илланчи стали применять медиаторы, – говорил еще в 1970 годы Бута Галаев. – Я такой звук при необходимости извлекаю ударами пальцев по струнам.

В наше время, чтобы дечигпондар смог участвовать в оркестре, как пиккало, прима, альт, тенор и бас, почти все оркестранты применяют медиаторы. Да и струны сегодня не те звучат на дечигпондарах, что в старину. Современные илланчи отдают предпочтение стальным.

Только исполнители народных «Илли» сохранили прежнее лицо чеченского национального пондара – они по-прежнему выбирают струны из сушеных жил животных или из конских волос.

Тому, что он смог участвовать в оркестре, как пиккало, прима, альт, тенор и бас, старинный чеченский национальный дечигпондар во многом, считают, обязан композитору Георгию Мепурнову, выходцу из Грузии.

В тридцатые годы прошлого столетия он, говорят, работал в Чечне. Грамотный музыкант, одаренный композитор, Г. Мепурнов был и хорошим педагогом, учил игре на созданных им же на базе дечигпондара инструментах чеченских детей.

По инициативе Георгия Мепурнова в 1936 году был создан первый оркестр народных инструментов Чечни, который он же и возглавил.

Наш информатор Шита Эдисултанов утверждал, что идея реконструкции вайнахских народных инструментов принадлежала именно Г. Мепурнову. И он же ее осуществил: на основе традиционных чеченских музыкальных инструментов создал оркестровую группу.

К реконструкции чеченских дечигпондаров Г.Мепурновым были привлечены профессор Московской государственной консерватории В. М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М. М. Халебский, известный музыкальный мастер-конструктор П.А. Шошин. А также местные мастера по изготовлению чеченских национальных музыкальных инструментов.

Разумеется, форма старинных трехструнных пондаров была сохранена. И после реконструкции в группе чеченских музыкальных инструментов появились неизвестные до этого примы и альты.

Пополненный этими и другими чеченскими народными инструментами: гармоникой (кехат-пондар), зурной (зурма), доулем – вота – оркестр дал возможность Г. Мепурнову ввести в его репертуар самые сложные музыкальные произведения того времени.

Надо отметить, что на протяжении всей своей жизни Г. Мепурнов собирал и пропагандировал чеченские народные мелодии. Он также является автором ряда художественных обработок и оригинальных произведений на темы музыкального фольклора Чечни.

– Большую лепту в сбор, сохранение и пропаганду чеченских национальных инструментов: Iад хьокху пондар, чIондар, чIаьндарг, цIуза, шедаг, чIижаргIа, зурма, шала-шедаг, маIа, шамали, гема и т.д. внес народный артист республики Шита Эдисултанов, – утверждает наш информатор Имран Усманов (65 лет), житель г. Грозный, – благодаря его усердному труду, и был возрожден в народе в советские времена популярность чеченского фольклорного музыкального жанра ладугIу йиш, который принято было исполнять на дечигпондаре.

Известные чеченские певцы Султан Магомедов и Алхазур Ганаев утверждали:

– Никто не может играть на дечигпондаре и Iадхьокху пондаре (скрипке) так искусно, как наш Шита Эдисултанов.

Чеченский дечигпондар является одним из самых распространенных музыкальных инструментов на Кавказе. Его изучают в музыкальных учебных заведениях республики.

Кстати, дечигпондар был перенят у вайнахов и другими народами Кавказа, после того, как он прославился во время нашествия Тимура. Так, например, грузины. Они даже сохранили чеченское название на грузинский лад – пандури.   

     Родственными инструментами чеченскому пондару (дечигпондару) также являются аварский пандур и осетинский фандыр…

По утверждениям ученых, история дечигпондара уходит далеко вглубь, чем мы отметили в настоящем повествовании. К сожалению, из-за последних военных событий, происшедших на территории Чечни, автор утерял основную часть доказательной базы. Сохранилось то, о чем нам поведали илланчи прошлого века Бута Галаев, Магомед Сусханов, Бауди Сулейманов, Ахмад Тимуркаев, Денисолт Азимов, Сайд-Магомед Бетелгериев, Сапарбек Чапаев, Гада из Старых Атагов, Насуха из Шали, Юсуп из Гойты (так называли в народе этих илланчи), другие. Они утверждали, что дечигпондар в руках исполнителей героических песнях «Илли» поднимал дух нахов в борьбе против различного рода завоевателей еще за много тысяч лет до нашей эры.

Война безжалостно уничтожила богатое фольклорное наследие, собранное великими мастерами слова: Ахмедом Нажаевым, Сайди Ибриевым, Магомедом Сельмурзаевым, Зайнди Джамалхановым, Халидом Ошаевым, Якубом Вагаповым, Сиражди Эльмурзаевым, многими другими. Осталось лишь то, что они успели опубликовать.

– Дечигпондар давал нам силы, в самые тяжкие дни испытаний ссылки (1944 –1956 гг), – говорит информатор Юсуп Уциев. – Скажем, это он победил голод, холод и черную чуму Сибири. Это благодаря дечигпондару, мы выдержали, созданный Сталиным ад и живыми возвратились на родную вайнахскую Землю.

Илланчи, которые возродили, казалось бы, ослабленный годами ссылки илли (носители илли) и вплотную занимались сбором, распространением и пропагандой устно народного творчества республики были Магомед Сусханов из с. Верхний Наур, Бута Галаев из с. Гельдиген, Бауди Сулейманов из села Алхазурово, Саид Шаипов из села Ники-Хита, Имран Усманов из с. Ножай-Юрт, др.

Появление в нашей жизни разного рода оргтехники, позволяющей извлекать любые нужные звуки, скажем, заметно ослабило в наши дни отношение «поющей» чеченской молодежи к дечигпондару. Но это не означает, что он перестал быть музыкальным инструментом №1 как самих чеченцев, так и у работников культуры республики.

Чечня, как и в былые времена, славится своими мастерами по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Это Ибрагим Исмаилов, проживающий в г. Грозный, Мовлади Юсупов и Усман Шамсуев из г. Шали, Сайд-Ахмад Магомадов – село Итум-Кали, Ваха-Хаджи Жукуев – Ялхой-Мохк Курчалойского района, Магомед-Эмин Апаев – село Старые Атаги, другие.

А самый молодой мастер по изготовлению дечигпондара у нас Ибрагим Абдулаев из села Агишты. Ему всего 21 лет…

Один из мастеров по изготовлению чеченских национальных струнных музыкальных инструментов проживает в селении Новый-Энгеной Гудермесского района республики. Зовут его Хасан Базаев. Чтобы поближе ознакомиться с его творчеством, решили поехать к нему.

Как всегда, застаем Хасана в мастерской, за привычной работой. В руках у него почти готовый образец старинного чеченского дечигпондара.

– Друзья попросили изготовить старый дечигпондар для знакомого иланчи, – поведал Хасан, – и пиллигаш, и лергаш – колки-натяжители струн, словом, все на нем будет из чистого дерева.

– А какими будут струны? – задаем вопрос.

– Не думаю, что они будут металлическими, – отвечает Хасан, – поскольку, инструмент мне заказали без струн. Если человек исполняет, как они утверждают, народные «Илли», он уже заготовил свои струны из жил или из конского волоса. Ибо ему нужно извлекать из него не звонкое звучание металла, а мягкие звуки старинных чеченских мелодий.

Затем, мастер показал нам готовые музыкальные инструменты. Среди них были и национальные скрипки.

– Хотя и редко, иногда по заказу культработников я делаю и шедаги (горские свирели), – говорит Х. Базаев.

– Дека  звучащий, издающий звук – чеченское слово, – заметил в беседе с нами другой информатор Ибрагим Исмаилов, – чтобы «отрегулировать» передаваемый им звук, в верхней части, как бы в продолжение грифа, я накладываю на него «панцирь» из орехового дерева. Он у меня выполняет сразу три функции: регулирует звук (в зависимости от своей толщины), предохраняет деку от «изнашивания» под ударами пальцев или медиатора и придает красивый вид дечигпондару. А что касается струн, первые две струны у нас всегда были – мукъамийн мерзаш – струны мелодий. Третья струна – гIугIанан мерз – для низкого голоса. Или эта струна имитирует крайне низкий голос. Лады в старину дечигпондар имел 4 и 7. В наше время заказывают больше – я их делал до 18.

При изготовлении дечигпондара Ибрагим Исмаилов в основном использует древесину клена. Гриф часто делает из красного дерева (по желанию заказчика), «панцирь» для деки и верхний слой грифа – из орехового дерева.

– Пондар из кленового дерева издает громкий звук, – говорят он, – который и требуется сегодня от инструментов оркестровой группы.

– Сколько времени тратишь на изготовление одного дечигпондара? – поинтересовались мы у И. Исмаилова.

– Полмесяца, а то и больше, – был ответ, – в зависимости от того, как быстро мне удастся «извлечь» из него нужный голос. Главное здесь, вложить в него душу, чтобы он не просто играл, а радовал своими мелодиями людей.

Чтобы не ослабить роль дечигпондара в культурной жизни молодежи, у нас в

республике развернуто десятки различного рода программ, в том числе и телевизионных («Синмехаллаш», «Вайн аматаш»…), направленных на сбор, сохранение, приумножение и пропаганду чеченских обычаев и прекрасных традиций. Что, несомненно, способствует появлению молодых, более талантливых «Илланчей», которым и предстоит пронести дальше через столетия великую славу чеченского дечигпондара.

Нохчийн нанас къонах винчу дийнахь

В тот день, когда мать родила мужчину,

Пхьеро дечиг-пондар бина боху,

Говорят, мастер изготовил дечигпондар,

Некхан шуьрца илли дуьллуш кийра,

С молоком Илли закладывая в душу,

Нанас цуьнга и кховдийна боху…

Говорят, мать его сыну протянула.

Боху иза махко, халкъо боху,

Говорит так народ, говорит отцов земля,

Дас шен кIанте дуьйцуш, карладоху:

Говоря сыну, отец повторяет:

ХIокху лаьттахь дехаш мел ду Илли,

Пока живет на нашей земле Илли,

Х1ара дуьне эшор ма дац вуоно!

Мир наш этот не разрушить злобе! (А.Б.)

Министерством культуры Чеченской Республики (Х-Б.Б. Дааев), совместно с его Центром народного творчества (Р.Д. Даудов) разработана и действует специальная долгосрочная программа, направленная на сбор, возрождение, пропаганду народных музыкальных инструментов чеченцев. В том числе и сконструированных Г. Мепурновым, Ш. Эдисултановым и другими мастерами национального музыкального творчества.

Как прекрасно исполняют на дечигпондаре народный «Илли» в наши дни илланча из с. Даттах Ножай-Юртовского района Умар-Али Осуруев, народные артисты республики Сахаб Межидов, рядовые носители чеченского «Илли»: Геха Бацаев, Турпал-Али Кайпаев и многие другие.

Сегодня у нас нет ни одного городского и районного Дома культуры, при котором не функционирует оркестр чеченских национальных музыкальных инструментов.

И на этом фоне мы не можем сомневаться в том, что   – дечигпондар был и останется одним из ярких составляющих духовно-нравственной культуры чеченского народа.

Место бытование

Страна: Россия.

регион:  Чеченская республика.

Предметы, связанные с ОНН

Тип предмета: Струнный музыкальный инструмент

Наименование Предмета: Пондар – мерзпондар – дечигпондар

Принадлежность ОНН

Принадлежность: Чеченский народ

Ключевые слова

пондар, дечигпондар, мерзаш, илли, мукъамаш

Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Исследователь

Фамилия лица: Уциев

Имя Отчество лица: Абу Ховкаевич

Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» РФ,ЧР.г.Грозный, улица Деловая 19/65

Организация, имеющая отношение к ОНН
Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики

Название организации: ГБУ “ЦНТ”

Местонахождение: РФ,ЧР.г.Грозный, улица Деловая 19/65

Источники информации об ОНН

Литература 

Информаторы: Сайд-Ахмад Магомадов (85 лет), проживает в с. Итум-Кали Итум-Калинского района ЧР; Сайд-Хусейн Кушаев (80 лет), проживает в г. Шали, ЧР; Хасан Базаев (64 года), поживает в с. Новый-Энгиной Гудермесского района ЧР; Мовлади Юсупов (63 года), проживает в г. Шали, ул. Южная, 26; Рамзан Даудов (62 года), с. Гойты Урус-Мартановского района ЧР; Ваха-Хаджи Жукуев (60 лет) – с. Ялхой-Мохк Курчалойского района ЧР, Ибрагим Исмаилов (57 лет), с. Гехи Урус-Мартановского района.

Использованные материалы:

  1. Материал из Википедии – свободной энциклопедии (Wikimedia Foundation, Inc).
  2. Полевой материал из личного архива А.Х.Уциева.
  3. Фото и видео материалы из архива ГБУ «ЦНТ» МК ЧР.
Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ “ЦНТ” ЧР , Номер: CHECH024.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества”  Чеченской Республики.

Post Your Comment Here