Наименование: Нойцалг1а ваг1ар
Язык наименования: Чеченcкий
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Первый визиг зятя в дом невесты-жены. Посещение зятем, дома невесты в первый раз) Первая встреча родителей невесты с зятем. У чеченцев, очень много обрядов, обычаев,традиций и прочих процессов связанных со свадьбой, женитьбой, созданием семьи, потому что это одно из самых ответственных моментов в жизни каждого чеченца, да и любого человека, и к этому ответственному шагу чеченцы относятся очень ответственно и скрупулёзно, потому что ни одна из сторон, как со стороны жениха так и со стороны невесты, не хотят ударить лицом в грязь перед соседями, родственниками, обществом. Сама процедура женитьбы, с момента прихода сватов со стороны жениха и забирания невесты из отчего дома, до посещения родителями жениха, родителей невесты ( Мар да, мар нана дар, йо1 де ц1а яр) может продлиться от нескольких дней, до нескольких месяцев, в зависимости от уровня подготовленности сторон, как со стороны жениха так и со стороны невесты. От первого прихода сватов со стороны жениха в дом будущей снохи, (невесты) к родителям, к старшему из рода невесты, до окончания всех процессов женитьбы существуют несколько обрядов, и одно из самых ответственных-это посещение женихом, т.е. теперь уже зятем дома родителей невесты. «Нойцалг1а ваг1ар» «Нуц вар» (первый визит зятя в дом родителей невесты (жены).
У чеченцев очень много обрядов, обычаев, традиций и прочих процессов, связанных со свадьбой, женитьбой, созданием семьи, потому что это одно из самых ответственных моментов в жизни каждого чеченца, да и любого человека. И к этому ответственному шагу чеченцы относятся очень ответственно и скрупулёзно, потому что ни одна из сторон как со стороны жениха, так и со стороны невесты не хотят ударить лицом в грязь перед соседями, родственниками, обществом. Сама процедура женитьбы с момента прихода сватов со стороны жениха и забирания невесты из отчего дома до посещения родителями жениха родителей невесты может продлиться от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от уровня подготовленности сторон как со стороны жениха, так и со стороны невесты (марда, марнана несан ц1ен т1е дахкар). От первого прихода сватов со стороны жениха в дом будущей снохи (невесты), к родителям, к старшему из рода невесты, до окончания всех процессов женитьбы существуют несколько обрядов. Одно из самых ответственных – это посещение женихом, т.е. теперь уже зятем дома родителей невесты – «Невцалг1а вахар», «Нуц вар» (первый визит зятя в дом родителей невесты (жены). Срок совершения этого традиционного обряда определяется и обговаривается родителями с обоих сторон, т.к. это очень ответственное мероприятие. Первый визит зятя в дом родителей невесты очень ответственный момент и для самого зятя. Подготовиться к этому нужно очень тщательно, чтоб не забыть ничего и никого из родственников не оставить без внимания, без подарков. На первом плане в этом вопросе родители, т.е. отец и мать невесты. Помимо личных подарков, почти каждому из родственников в качестве гостинцев обязательными являются: баран с крутыми рогами (чем круче, тем престижнее), мешок сахара, мешок муки, коробка чая, сладости, напитки, соки и т.д. (Бывали случаи, когда искали, находили и привозили барана с четырьмя рогами, это была большая редкость и потом ходила молва, что, мол, зять настолько уважил родителей и родственников жены, что привёз четырёхрогого барана и это делало ему немало чести). Для отца невесты в старину дарили кинжал с поясом, украшенный серебром или отрез ткани (для пошива мужского костюма). Для матери невесты большой пуховый платок, а для сестры – золотое изделие. При совершении этого обряда зятя сопровождают его друзья, родственники, но обязательно те, кто знает и соблюдает правила, этикет этот визита, которые уже не один раз бывали в этой роли и которые не вправе ошибиться или подвести. Сопровождали и сопровождают поныне несколько близких доверенных друзей зятя и один из родственников или из его тейпа постарше. У каждого из них свои обязанности, о них мы поговорим более подробно. Зять с момента как бы переступления порога этого дома не может ни разговаривать, ни вести себя как ему удобно, не может заговорить даже с кем-либо громогласно (только тайком и только шёпотом), не в праве садиться без разрешения или, если его сильно не уговорят. Если и садиться, то только в отведённом специально для него месте. Незнакомому человеку со стороны это может показаться, что зять похож на провинившегося ученика, которого поставили в угол, но не лицом к стене, а лицом к тем, кто сидит за столом. В той комнате, где проходит это знакомство с зятем, ему, т.е. виновнику торжества, отводят специально угол, где его могут видеть все сидящие за столом и он видит всех, хотя и должен стоять немного с опущенной головой, т.к. не принято и не подобает зятю глазеть во все стороны. Это проявление высшего этикета. На все вопросы, замечания, шутки, реагирует и отвечает за зятя его друг, который сидит вместе с остальными за столом. Один из сопровождающих зятя, его близкий друг, который должен отстаивать честь и достоинство своего друга, и не должен позволять собравшимся за столом переходить границы дозволенного даже в шутку. Ведь по обычаям, присутствующим позволительно слегка подшучивать над зятем, но ни в коем мере не оскорблять его человеческое достоинство, соблюдая некую субординацию и уважение к гостям. Много интересных забавных случаев происходят во время этого праздника, некоторые друзья этого дома охотятся за бараном, привезённым в качестве подарка, и его надо было беречь, там же зарезать, разделать, приготовить и подать к столу и должен был это сделать тот же зять. Но было позволительно и выкрасть его, но так, чтобы никто этого не заметил, а потом заставить зятя выкупить его у похитителей или привезти другого барана. Бывали случаи, когда крали кастрюлю с бараньим мясом прямо с костра, а потом зятю или его друзьям приходилось платить, чтоб вернули варившееся мясо или же привезти другого барана. Так, рассказывает житель села Самашки. Второй, сопровождающий зятя, что по моложе, выполняет все обязанности младшего, выполняет некие обязанности официанта в пределах разумного, заносит все гостинцы к столу, следит за тем, чтобы ни у кого не было претензий, выражает уважения к старшим родственникам невесты, т.е. должен во время праздничного «застолья» раздать сигареты, если кто курит, наполнить бокалы и т.д. Обязательно накрывают стол и для старших родственников, и соседей невесты. Старший из сопровождающих зятя садится за стол с ними и следит, чтоб и на их столе было всё необходимое из гостинцев, если чего не хватает, он каким-то знаком, жестом, шёпотом, но так, чтоб это не было громогласно, говорит об этом младшему и в тот же миг всё исполняется. За столом у всех всегда ведётся тёплая дружественная беседа о жизни, о жизненных планах, о делах, о желании, чтобы молодые жили долго и счастливо и чтоб в доме всегда был мир и покой, рассказываются интересные жизненные истории и т.д. Но гости никогда не злоупотребляют гостеприимством хозяев. По истечении определённого времени старший со стороны хозяев даёт знать гостям, что они свободны с их стороны и вольны решать, когда им уходить, т.е. могут уйти тогда, когда им заблагорассудится. После этих слов старший из окружения зятя благодарит этот гостеприимный дом за такой тёплый, уважительный приём, желает молодым счастливой и долгой жизни в мире и согласии. Прощается со всеми и выходит вместе со своими, зятя выводят в первую очередь в сопровождении кого-то из знакомых невесты, так как он ещё не совсем знаком с расположением двора и выхода, и он обычно публично не прощается со всеми, а только вежливо, молча, кивком головы прощается и уходит, не садясь в машину в присутствии родственников жены, если она даже стоит рядом. Это тоже выражение уважения к родственникам жены, к этому дому, к этому кварталу. Да и родственники невесты не мучают гостей долгими прощаниями, а прощаются просто без долгих речей, объятий, порой даже не выходя за калитку, чтоб гости могли свободно уехать без стеснений, забрав с собой и зятя, немного отдалившегося от этого дома, соблюдая обычаи приличия (нельзя садиться зятю в машину в этот первый визит, это тоже знак уважения к родителям и родственникам жены). Обычно родители, а тем более отец невесты, не видятся с зятем. На второй день рано утром зять со своим близким другом посещает дом родителей жены, чтобы повидаться с её родителями и пожелать им доброго утра и долгой жизни, другими словами, показаться родителям, каков он есть, т.к. до этого родители не в праве видеться с зятем, и он избегает с ними встреч до совершения обряда «первый приход зятя в дом родителей невесты». После этого, тоже согласно обычаям, зять не такой уж частый гость в доме родителей жены, а приходит по каким-то особым случаям, мероприятиям. В народе говорят: «Стунцхой, ненахой (родственники жены и родственники матери) цалеринарг стаг вац». В буквальном переводе звучит так: тот, кто не почитает, не уважает родственников жены и родственников матери, тот не мужчина, т.е. не в праве считать себя мужчиной. Так, немало случаев, когда зять, проезжая родовое село своей жены, слезал с коня и проходил это село пешим ходом, тем самым выражая уважение к родственникам жены и всему селу, даже если никто из родственников жены его не встретит и не заметит. Например, один из ярких примеров, это одна из красивейших мечетей в Чеченской Республике в с. Алхан-Юрт Урус-Мартановского района ЧР, возведена одним из достопочтенных людей, предпринимателем и бизнесменом Албаковым Адамом Габисовичем в знак своего уважения к родственникам своей жены, и всем жителям с. Алхан-Юрт и названа именем Арсанова Магомед-Башира. Этот обряд, обычай первый визит зятя в дом родителей жены, не подлежит исчезновению, ни при каких обстоятельствах, равно как и сама женитьба свадьба, эти обычаи не разделимы, пока чеченский народ будет существовать как народ, как нация, как этнос. Пока люди живут, люди знакомятся женятся, устраивают свадьбы, рождаются дети и продолжается род человеческий.
Тип ответственности: Носитель Название организации: Министерство культуры Ч.Р. Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества» Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР Номер: CHECH064. Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики