Этика поведения путника («Некъан г1иллакхаш»)

Наименование: Этика поведения путника

Язык наименования: Русский

Форма выражения ОНН: Свод этических норм и правил поведения путника


Наименование: Некъан г1иллакхаш

Язык наименования: Чеченский

Форма выражения ОНН: Свод этических норм и правил поведения путника

Сведения, относящиеся к наименованию: «Некъ» «Некъан  г1иллакхаш»   «Некъ»- дорога. Г1иллакх- этика поведения, порядочность.


Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура


Краткое описание:

ГIиллакх – можно перевести, примерно, как набор правил поведения Порядочности и Уважения людей для каждого человека, и на все случаи жизни, или как Милостивый. Г1уллакх – как делающий или услужливый. Яхь – соперничество в Добрых делах и поступках. … Еще раз повторяю, этот перевод отражает лишь бледное подобие Истинного значения этих Святых Обычаев и Традиций Вайнахов. Главным Адатом или Обычаем Вайнахов является Г1иллакх, который включает в себя все остальные Святые Обычаи и Традиции Вайнахов – Г1ИЛЛАКХ.  И так человек имеющий Г1иллакх – встает во весь рост, когда к нему подойдет или зайдет кто бы то ни было, независимо от того, кто он, не перейдёт дорогу старшему и соблюдает многие другие правила поведения  и нормы порядочности и воспитанности, и только тот, кто обладает этим качеством характера «г1иллакх», т.е. порядочен в высшей степени, в состоянии соблюдать все те этические нормы и правила приличия поведения путника, которые описаны ниже

подробнее...

Испокон веков, чеченцы, как и другие нации и народности, населяющие нашу необъятную землю, имеют свои особые обычаи традиции и нравы, непохожие на обычаи и традиции других национальностей и народов. Наряду с другими, как бы общеизвестными обычаями Кавказа, у чеченцев есть и обычаи поведения путника в дороге, независимо куда он держит путь, вверх по дороге или вниз, независимо мужчина или женщина, стар или млад, независимо в одном направлении идут два встретившихся путника или врозь. Другими словами, можно назвать это как святой обязанностью каждого, чем просто обычаем.  При несоблюдении сводных правил и этики поведения путника в дороге весь позор неприличия, не соблюдения обычаев предков, не соблюдения элементарного дорожного этикета ложится не только на виновника, но и на весь его род. Люди могут сказать: «Ма г1иллакх доцуш вара иза, или яра иза». (Какое же плохое воспитание у сына или дочери того-то, или той-то, называя родителей виновника по именам.) А чеченцы не столько боятся, насколько остерегаются этой людской молвы. Нет ничего позорнее для чеченца, чем молва о тебе, что ты без чести, совести и приличия, независимо женщина или мужчина. И вот один из обычаев, который состоит из свода правил поведения себя в дороге, в пути, есть один из обектов НКН, о котором мы решили рассказать «Некъан г1иллакхаш» – Этика поведения этические нормы и правила путника или порядочность путника. Но чтобы понять этику, порядочность, правила поведения путника, нам нужно понять, что подразумевается под понятием слова «ГIиллакх».

ГIиллакх – можно перевести, примерно, как набор правил поведения Порядочности и Уважения людей для каждого человека, и на все случаи жизни, или как Милостивый. Г1уллакх – как делающий или услужливый. Яхь – соперничество в Добрых делах и поступках. … Еще раз повторяю, этот перевод отражает лишь бледное подобие Истинного значения этих Святых Обычаев и Традиций Вайнахов. Главным Адатом или Обычаем Вайнахов, является Г1иллакх, который включает в себя все остальные Святые Обычаи и Традиции Вайнахов – Г1ИЛЛАКХ.  И так человек имеющий Г1иллакх, встает во весь рост, когда к нему подойдет или зайдет кто бы то ни было, независимо от того, кто он, не перейдёт дорогу старшему и соблюдает многие другие правила поведения и нормы порядочности и воспитанности, и только тот кто обладает этим качеством характера «г1иллакх», т.е. порядочен в высшей степени, в состоянии соблюдать все те этические нормы и правила приличия поведения путника, которые описаны ниже.

И так: очень многие, летом особенно в горной местности, да и на равнине, выставляли на улице, в тени рядом с калиткой (и сейчас выставляют) ведро (или другой большой сосуд) с холодной родниковой водой, накрытое крышкой, а рядом ставят чистую кружку, чтобы любой проходящий, т. е путник, мог утолить жажду. В знак уважения и почитания того же путника.  И строго следят за тем, чтобы ведро или другой большой сосуд всегда был наполнен именно чистой холодной водой. У каждого путника в зависимости от того, поднимается ли он в гору или спускается с неё, едет или идёт верх по населённому пункту или вниз, верхом ли едет или идёт пешком, пожилой (пожилая) или молодой (молодая), несколько путников или один, у каждого перед каждым есть своя особая этика поведения со своими особенностями, в зависимости от направления движения каждого, и в зависимости от возраста путника и пола.

Если встречаются два путника, то первым должен поздороваться тот, кто спускается вниз, а не тот, кто идёт вверх (в гору или по селу). Если один едет (на лошади верхом, на телеге или арбе, на машине и. т. д.), а другой пешком, то первым здоровается тот, кто едет. Когда по дороге идут двое, то старшему из них, по скромнее одетому (плохо одетый), со слабым здоровьем, тот, кто образованнее из них, мастер какого-то дела, или гость, женщина,  не являющаяся  родственницей путника, родственник по тейпу ( роду, клану), родственник по матери и родственник жены – всем вышеназванным категориям людей отдаётся предпочтение и должны они идти справа.

Если идут по дороге втроём, то всем вышеназванным (кроме женщины) отдаётся предпочтение идти в центре

Когда идущих вместе в одном направлении трое, то старший из них  или же среди них один из вышеназванных должен быть в центре, младший справа, а средний по возрасту слева и в этом есть свой здравый смысл и логика. Старший по возрасту в центре – это в знак уважения к нему, младший слева – это как посыльный, если что по дороге нужно узнать, спросить и. т.д. Средний по возрасту должен идти слева – это как более опытный, выносливый, с хорошей выдержкой, как уже состоявшийся мужчина, который вправе носить оружие, выступает как телохранитель, как охранник, т.к. времена были неспокойные и мало ли что могло случиться по дороге. Помимо обеспечения безопасности он должен был ещё и поддерживать разговор со старшим, в том плане, что при хорошем разговоре и дорога кажется короче, да и слушать удобно идущего справа. Тот, кто идёт без груза «пустой», свободным, первым здоровается с тем, кто с грузом (баула, баклажа, сумки, чемодан и.т.д), тот, кто считается менее образован, первым здоровается с теми, кто имеет образование, тем самым выражая своё уважение к ним, и к их степени образованности и учёности. и это ничуть не понижает его достоинство.

Если по дороге в одном направлении идут мужчина и женщина, то их расположение зависит от их родственных отношений. Если женщина (девушка) приходится мужчине сестрой, двоюродной, троюродной сестрой или супругой, или женщиной его рода …или, если они идут все вместе, то она (они) должны идти на полшага позади слева, тем самым давая  знать всем  тем, кто их видит, что с ними идёт мужчина их дома, их рода, который ответственен за них и что, если кто и задумает заговорить с кем-либо из них, не забывал об этом и чтоб остерегался нарушения этикета, остерегался нарушения правил приличия, что было не допустимо не позволительно.

Если женщина старше мужчины, или приходится ему дальней родственницей, или просто знакомая, соседка, то им позволительно идти также чуть сзади, но справа.

Оба варианта расположения путников друг от друга имеют одну основную цель, тем самым идущие дают знать встречным путникам или путникам, настигающим их, кто, кому, кем приходится, и в какой форме следует ему говорить, если вдруг появится желание заговорить о чём-либо с женщинами.

Если же путники идут втроём, один рядом с другим (в шеренгу), то это признак, что у них только благие намерения и что нет никаких злых умыслов. Мужчины, настроенные на конфликт, на злодеяние или преступление, как правило, идут след вслед, один за одним. Если же идут трое и за ними справа ещё один помоложе, то это признак, что эта группа держит путь с какой-то приятной миссией. У чеченцев не принято и считается не приличным идти, заполонив всю дорогу, сколько бы их не было в группе.

Если же в группе семь и более человек, это показатель того, что группа идёт за невестой или же свадебная процессия. В былые времена, да и сейчас, есть такой обряд, когда сватают невесту, её не везут сразу в дом жениха, а отвозят в дом близкого родственника или близкого друга жениха, небольшим картежом и там невеста проводит пару дней, неделю до основных свадебных процессий. Если же в группе девять и более человек, это означало, что эта группа направляется к определённым людям с миссией примирения сторон, прощения кровника, для улаживания какого-то конфликта и т.д. Группа людей (мужчин) более девяти человек, группируются по три человека, с самыми уважаемыми старейшинами посередине, всего их можно условно разбить на три группы:

1) Первая группа из самых молодых из общей группы идёт впереди старейшин, как посыльные, чтоб исполнять все устные указания старших.

2) вторая группа – это сами старейшины, которые решают все проблемы на любые темы, в основном методом переговоров.

3) И позади – третья группа из числа молодых парней постарше, чем самые молодые впереди, тоже держатся ближе к старейшинам, чтобы исполнить любое их указание.

Если же в столь многочисленной группе окажутся женщины, они должны находиться в середине всей процессии, разбивая как бы группу старейшин на две части и спереди, и сзади.       Таким образом, группа старейшин, да и вся общая группа мужчин оказывается и спереди, и сзади женщин, тем самым оберегая их, что бы ни случилось в дороге. Если же по дороге идёт старец, старший пешим ходом, то обогнать его считается неприличным, неуважением по отношению к нему, необходимо идти чуть позади с его же скоростью, пока он не повернёт куда-либо по своим делам, или же догнав, спросить, нужна ли ему какая-либо помощь, тогда старший сам даст право обогнать его и идти по своим делам, что он в помощи не нуждается, что он никуда не спешит и ему так спокойнее идти. Никогда младший не имеет право переходить дорогу перед старшим, как бы и куда-бы он не торопился. Так же считается неприличным переходить дорогу перед беременной женщиной независимо от её возраста, к будущей матери у чеченцев особое уважительное отношение. Особым уважением пользуется и женщина с грудным ребёнком, соответственно, и она проявляет уважение к старшим, к примеру, если женщина с грудным ребёнком по дороге встречает мужчину старшего поколения (старца), то она обязательно передаёт ребёнка рядом идущему с ней, женщине, девушке, а если таковых нет, то любой прохожей, пока старший не пройдёт, но если рядом не окажется никого, кому можно бы передать ребёнка, то она положит младенца на землю и сама отходит метров на 8-10, пока старец не пройдет. В знак уважения к старшему поколению. А старший, в свою очередь, обязательно остановится возле ребёнка и выяснив каким-то образом, мальчик, это или девочка, делает подарок. Если мальчик, то дарится кинжал, порой даже снимая со своего пояса, а если девочка, то деньги или другие дорогие украшения из золота или серебра. Немало случаев в истории чеченцев, когда у старца вдруг не оказывается достойного подарка, то в последствии он выясняет, чья она сноха или дочь, выясняет пол ребёнка мальчик или девочка, выясняет адрес и персонально посещает их дом, дабы выразить своё восхищение её поступком и вручает соответствующий подарок за оказанное уважение к себе.

Если же один из путников идёт пешком, а другой на арбе или телеге, то тот, кто на арбе не уезжал, обогнав пешего, обязательно останавливался и сажал идущего пешком рядом с собой на арбу или телегу, а если же свободного места не было, то сам слезал с арбы, а пешехода подвозил.

В наше время, транспортная единица есть в каждом дворе, но когда  водитель видит людей старшего поколения, не важно мужчина или женщина,  или оба вместе, идущих в одном направлении что и он, не проедет мимо, а обязательно остановится, посадит и подвезёт их     туда, куда им нужно, даже немного отклонившись от своего маршрута или направления, иначе он не настоящий чеченец, и «слава» о нём, что он не соблюдает обычаи предков, распространится быстро, что не делает чести любому уважающему себя чеченцу..


Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы

Район: Во всех районах Чеченской Республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики


Принадлежность ОНН

Чеченскому народу


Ключевые слова

Дорога, Путник, Этика, Порядочность, Старший, Уважение


Источники информации об ОНН

Наименование содержания ссылки:

Хасиев Сайд- Магомед (НОХЧАЛЛА НОХЧИЙ Г1ИЛЛАКХЕХ) О ЧЕЧЕНСКИХ ОБЫЧАЯХ  

Подписан в печать 2016


Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Носители

  • Ибахиев Ахьмад-Хаджи Хамидович 1935 года рождения, житель с. Дишни- Ведено, Веденского района ЧР.
  • Нухаев Абуезид Заналбекович-1937 года рождения, житель с. Дишни- Ведено, Веденского района ЧР.

Тип ответственности: Исполнитель

  •  Бакараев Али Ахметович 1958 года рождения, житель г. Урус-мартан.
  • МК ЧР методист художественного отдела ГБУ “ЦНТ”.
  • Заслуженный работник культуры ЧР 

Видеофиксация

Фотофиксация


Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH050.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here