Наименование: Формы попечительства внутри чеченского рода
Язык наименования: русский
Наименование: Нохчийн тайпанан я цIийнан верасалла (Iуналла)
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта: В жизни любого народа на протяжении всей его истории существует некая сущностная, стержневая база, которая так или иначе предопределяет характер всех его действий, также как физическое развитие человека определяется индивидуальным набором хромосом в его генах. Своего рода хромосомным кодом для чеченского народа и является его ценностная шкала. От эпохи к эпохе она может изменяться в деталях, переносятся акценты, но в своей основе она остается неизменной. Ценностной шкалой является древний этический кодекс чести, который включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовно-нравственное своеобразие чеченцев и имеющих глубокие и устойчивые во времени корни.
«Кодекс чести чеченцев – основа воспитательной среды»
В жизни любого народа на протяжении всей его истории существует некая сущностная, стержневая база, которая так или иначе предопределяет характер всех его действий, также как физическое развитие человека определяется индивидуальным набором хромосом в его генах. Своего рода хромосомным кодом для чеченского народа и является его ценностная шкала. От эпохи к эпохе она может изменяться в деталях, переносятся акценты, но в своей основе она остается неизменной. Ценностной шкалой является древний этический кодекс чести, который включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов, составляющих духовно-нравственное своеобразие чеченцев и имеющих глубокие и устойчивые во времени корни.
Существует в чеченском языке понятие «Нохчалла» (от «нохчо – чеченец). Это слово не поддается переводу, но его можно примерно объяснить. Понятие «нохчалла» – это все особенности чеченского характера в одном слове, это – неписанный чеченский «кодекс чести», который определяет чеченский характер в целом. Не случайно говорят, что кодекс чести в крови (генах) каждого истинного чеченца.
Характер къонаха, «нохчо», с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому чеченского народа. Семейные ценности, обычаи и традиции у чеченцев во все времена были и остаются на первом месте, передаваясь из поколения в поколение. Чеченская семья является тем воспитывающим полем личности, воплощающим в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет, элементы духовного наследия. В любой семье должны присутствовать уважение, любовь и поддержка, семье принадлежит основная социальная функция – воспитание детей. В семейном воспитании чеченцев есть свои преимущества и ценные средства – родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей и взрослых, учет возрастных особенностей детей, духовная связь и преемственность поколений в семье, воспитательный опыт, наработанный им на протяжении тысячелетий. Семья определяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволяет ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой. Семья в чеченском обществе как в старину, так и сейчас играет большую роль в воспитании и формировании духовного мира подрастающего поколения.
В любой семье должны присутствовать уважение, любовь и поддержка, семье принадлежит основная социальная функция – воспитание детей. Человечность, милосердие, уважение, духовная чистота, равенство, истина, совестливость, честь, этикет, внутренняя культура, гордость, свободолюбие, мужество, благородство, гуманность, достоинство, стыдливость, уважение к старшим, почтение гостя– вот основные критерии ценностной шкалы, на которых чеченцы воспитывали своих детей в семье. Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор, гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков – пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю. Гостеприимство – это тоже «нохчалла». Вспоминаются заповеди одного почтенного человека, обращенные к своему, сыну – подростку, ставшими для него главными жизненными правилами… Было это в далекие времена, когда чеченский народ только – только начал возвращаться на свою историческую родину из далекой ссылки, куда был выслан сталинским режимом в 1944 году. Это было тяжелое время, народ с трудом начал обустраиваться и возрождаться к жизни. Семья нашего героя Абу приехала на родину из Киргизии в 1958 году. Было их в семье четверо мальчишек и две девочки. Абу был старшим из них. Как-то в один из весенних дней Абу решил погулять с соседскими мальчишками на улице. Прихватив с собой кусочек кукурузного чурека, Абу поспешил выйти, но окрик отца остановил его. Отец смотрел на сына серьезным взглядом из-под насупившихся бровей и сказал ему, что для улицы всегда найдется время. Отца мальчика звали Хучи. На вид он казался строгим человеком, но за этой строгостью скрывалось лицо доброго, умудренного жизненным опытом, человека. Хучи старался воспитывать детей строго в традиционных рамках. «Запоминай все, что я тебе скажу, сын мой!» – с этими словами он начал свои заповеди. «Независимо от своего возраста, ты можешь оказаться в разных жизненных ситуациях – встретить незнакомого человека, путника, гостя. Гость может спросить тебя о твоем односельчанине, где он живет. Первая заповедь для тебя – ты должен знать всех окружающих тебя соседей и сельчан. Вторая заповедь –ты не должен показывать пальцем гостю улицу, дом, где проживает твой односельчанин. Твой долг пойти вперед гостя и проводить его к дому, к которому он направляется. Зайдя первым в дом, ты должен оповестить хозяина о прибывшем к нему госте. Здесь не заканчиваются твои обязанности. После взаимных приветствий хозяина и гостя, ты должен изъявить желание, что хотел бы проявить гостеприимство, пригласив гостя к себе домой, если, конечно, это будет угодно хозяину. Здесь гость может, в свою очередь, выразить свою благодарность, и вежливо отклонить приглашение. Следующая заповедь – ты должен обратиться к хозяину дома с предложением быть полезным ему и гостю, тем самым, оказывая им необходимое внимание. На что хозяин дома может вежливо отказаться, выразить слова благодарности. Только в этом случае заканчиваются твои права и обязанности, и только тогда ты сможешь покинуть этот дом. Запомни, гость – это большая благодать и посланец Всевышнего! Сын мой, у нашего народа есть кодекс чести. Каждый нохчо знает, что это – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики и которые он должен пронести через всю свою жизнь. Запомни, ты должен быть учтив и приветлив, ты не имеешь права задевать самолюбие другого, показывать свое превосходство. Твое невнимание к брату можно простить, а к другу – нет. Сын мой, главным качеством къонаха является выдержка. Бездумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены не своей, ни чужой жизни. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Къонах должен быть скромным и честным в жизни. Навсегда запомнил Абу эти бесценные заповеди своего отца, старался им следовать всю свою жизнь.
Понятие «нохчалла» несовместимо с «табелью о рангах». Поэтому у чеченцев никогда не было князей и холопов. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или защита своей чести и достоинства предпочтительнее для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре. Къонах должен помнить о том, что личное достоинство и честь дороже жизни. О достоинстве и чести горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам различные пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя». «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении — холодно ли там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу. Нельзя было посягать на папаху, это было равносильно посягательству на честь и достоинство чеченца. По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный случай.
Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии, чеченцы – рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, так как чеченцы не понимали действий местных жителей и считали это посягательством на свою честь. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга (Казахстан), на мероприятие явился комендант города и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне!» – И начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить один чеченец по фамилии Джанаралиев Жалавди, предупредив, что, если он коснется его головного убора, то тут же будет отомщен. Снять шапку с мужчины считалось сильнейшим оскорблением, за которое жизнью должен был заплатить каждый осмелившийся на этот поступок, если он не являлся гостем.
«Папаху с головы чеченца можно снять только вместе с его головой», – уточнил Жалавди. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди дал волю и своему гневу. Все это закончилось трагическим образом, за что Жалавди получил 25 лет тюрьмы. Он был одним из тех, о которых А. Солженицын говорит в своей книге «Архипелаг Гулаг»: «Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари. А вся нация целиком. Это – чеченцы». Жалавди не уронил чести и достоинства чеченца, был истинным сыном своего народа, которого не сломили жестокие и чудовищные жернова сталинского режима.
Благородство къонаха проявляется в культуре его поведения. Никакие обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет. Дружба для къонаха священна. Ради дружбы къонах готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя. Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. Если къонах занимает привилегированное положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. К примеру, верховой чеченец непременным первым здоровается с безлошадным. Более того, къонах обязан спешиться с лошади, если встречный старше его. Не менее важным критерием у чеченцев является великодушие. Жестокость по отношению к побежденному или раненому врагу, к слабому или беззащитному считается категорически неприемлемым не только в кодексе чести «Къонахалла», но и в чеченской этике вообще. В основе кодекса – долг перед Отчизной, перед народом, принимаемый на себя нохчо добровольно. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляется истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией.
«Собар – выдержка, терпение» – это особая категория в ценностной системе кодекса. Ее значимость подчеркивается чеченской пословицей: «Къонах собарца вевза – къонах познается по выдержке». «Собар» обладает целым рядом значений, пресекающихся друг с другом. В духовном аспекте – это жертвенность, восхождение на Голгофу ради блага людей. «Къо- нахчун майралла – собар (Мужество къонаха – выдержка) – гласит чеченская поговорка. «Собар» – это фундамент, на котором держится ценностная система кодекса «Къонахалла». В своем стихотворении «Къонах» известный чеченский поэт А. Сулейманов пишет: «Къонахий и собар кхачийчам, боккъалла, х1ара маьлха к1ай дуьне духур ма ду» (Если кончится выдержка у къонаха, то по правде обрушится земля) [5]. Высшей ступени «собар» достиг известный в Чечне шейх Гази-Магомед Зандакский. По преданию, он простил убийцу своего сына и выдал за него невесту сына. Кроме того, по его просьбе им построили дом, который был виден из окна дома шейха. На таких примерах воспитывались дети в чеченских семьях.
“Нохчо” значит – чеченец. А понятие “нохчалла” – это все особенности чеченского характера в одном слове. Другими словами, это – “кодекс чести”, которым чеченцы следуют на протяжении всей своей жизни, несмотря на то, в каких бы жизненных ситуациях они не находились.
В городе Степногорск Казахской ССР жили чеченцы, высланные как враги народа сталинским режимом. Это величайшая трагедия унесла из жизни тысячу и тысячу неповинных людей. Холод и голод заставляли людей искать хоть какое-то пропитание для своих семей. В этом городе была золотоносная шахта, которая представляла собой целый подземный лабиринт. Шахта давно не работала, все системы энергообеспечения были остановлены, она приняла вид темной бездны. Но местные жители лазили туда на свой страх и риск, не имея других путей пропитания. Многие нашли там свою смерть, затерявшись в тоннелях и ветках шахты.
Местные жители, среди которых были и чеченцы, по нескольку дней жили в лабиринтах тоннеля, ища золотую руду и видя только свет от фонарика. Со временем, у людей наступала состояние подавленности в вечной тьме, и бывалые говорили: «Значит пора наверх». В тех тяжелых условиях стирались все условности и забывались все приличия. Мрак, недостаток чистого воздуха, страх, давили на психику человека.
Но было исключение, где, даже в этих условиях чеченцы соблюдали все правила благородства, мужества и этики. Это проявлялось даже в самых мелочах. Местные казахи с большим удивлением наблюдали, как младшие чеченцы не садились есть перед старшими. Если сверху начинала сыпаться земля (работали вручную), то все движимые инстинктом самосохранения, старались первыми выскочить из забоя в тоннель. И только чеченцы не паниковали, им двигало чувство самообладания и выдержки. Они старались вытолкнуть, в первую очередь, младшие – старших, а старшие, в свою очередь, – младших. Даже в самых экстремальных и опасных для жизни ситуациях, чеченцы не теряли чести и достоинства. Это и есть проявление настоящего кодекса чести – «нохчалла».
Чеченский этнический кодекс «Нохчалла» по праву можно считать основой духовного и нравственного возрождения нашего этноса, он является уникальным памятником нравственной мысли человечества.
Идеалы, которые приводятся в кодексе «Нохчалла» являются основополагающими в культуре воспитания чеченцев. Бесспорно, с годами меняются ценностные ориентиры, но в целом нравственные ценности в большинстве чеченских семей не претерпели коренных изменений, хотя события последних лет, жесточайшие войны, гибель большого количества людей способствовали девальвации универсальных этических ценностей и углублению нравственного кризиса, поставила наш народ на грань морально-нравственного уничтожения. Чеченскому обществу сегодня необходимо выйти из этого нравственного тупика. И обращение к духовному и нравственному наследию наших предков будет способствовать успешному завершению этого поиска, и способствовать духовному и нравственному возрождению чеченского народа.
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: Свод правил истинного чеченца.
Тип особенности: Риск исчезновения
Краткий текст: Чеченский кодекс «Нохчалла» по праву можно считать основой духовного и нравственного возрождения этноса, он является уникальным памятником нравственной мысли человечества.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Естественным путем преемственности из поколения в поколение
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: В основе кодекса – «нохчалла», главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, обществу, отчизне. Буквально понятие «къонах» переводится как «сын народа» и является неслучайным и исторически обусловленным.
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Существует ряд правил и обязательств чеченца, которые он должен соблюдать.
Тип особенности: Исторический аспект
Краткий текст: Понятие “нохчалла” – это все особенности чеченского характера в одном слове. Другими словами, это – «кодекс чести», которым чеченцы следуют на протяжении всей своей жизни, несмотря на то, в каких бы жизненных ситуациях они не находились.
Тип особенности: Социологический аспект
Краткий текст: Для успешной социализации подрастающего поколения и соблюдения сводов правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми руководствуется истинный чеченец испокон веков.
Тип действия: Сохранение
Целевое действие: В целом обычай сохраняется, как и в старину, соблюдая все правила кодекса чести чеченцев.
Тип действия: Популяризация
Целевое действие: В кодексе чести чеченцев заложено следующее: Служение своему народу и Отечеству; гуманность и милосердие; милосердие к слабым и беззащитным; справедливость; чистота помыслов; выдержка; защита женщин; благосостояние семьи; готовность помочь слабому; безопасность и благополучие гостя; умение обратить на себя внимание скромностью и воспитанностью и многое другое относящееся к «кодексу чести чеченцев». Правила выработанные в течение многих веков, передаваемые из поколения в поколение, и к которым придерживаются чеченцы и по сей день, тем самым сохраняя традиционные нормы этикета и поведения.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
- Абдулаева Э.С. Особенности традиционной семьи вайнахов// В сборнике Историко-этнографический альманах, 2011. стр. 4-8.
- Хроника чеченского восстания 1877, Терский сборник, изд. 1, Владикавказ 1890, сс. 65-66.
Ссылка на полный текст (url):
Принадлежность: Национальность – чеченцы, чеченская традиционная культура.
Нохчалла «къонахалла», мораль, нравственность и этика «оьздангалла», традиции, обычаи.
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Дадаева
Имя Отчество лица: Зарема Магомед-Аминовна
Даты: 1995г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ», методист отдела методической и клубной работы, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH082.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.