Форма выражения ОНН
Игра в лаьнгу улучшает координацию и скорость движений ног, повышает гибкость мышц и суставов. Говоря о практической значимости игры, важно отметить, что в ней формируются гибкость тела, выносливость и ловкость. Развивается динамика движения тела, навыки телепатического и визуального контроля объекта.
Язык наименования –Чеченский, русский.
Краткий текст описания Игра —развивает физические способности,динамику движения тела, навыки телепатического контроля, ловкость и выносливость. Целью игрока является набить как можно больше, не роняя лянгу на землю. Эта игра является одновременно — спортом и развлечением.
Авторы-составители описания ОНН
Дальцаев Салавди Баудинович
Дата — 09.12 | 2024 г. |
Игры учат жить интересами коллектива, слушаться старшего и более опытного и вместе с тем не бояться ответственности за принимаемые решения, уважать соперника и более слабого участника состязаний. Национальные подвижные игры и физические упражнения являются ценнейшим материалом для приобщения детей, подростков и молодежи к богатейшему этнокультурному наследию. Многие игры помогают усваивать народные традиции, побуждают детей быть храбрыми, сильными, ловкими и выносливыми.
Исследовательским объектом нематериального этнокультурного достояния является игра – «Лаьнга», которая еще в недавние времена входила в культуру некоторых народов, в том числе и чеченцев. Сегодня же, подростков, играющих в игру «лаьнга», не увидишь, эта игра забыта и практически уходит в прошлое. Современные подростки свое свободное время проводят в социальных сетях, используя разные мессенджеры и игровых компьютерных клубах. В данном исследовании объекта постараемся более подробно рассказать об этой игре.
Игра корнями уходит в глубокое прошлое. Есть разные версии о стране происхождения игры – «Лаьнга». Некоторые, высказывают свое мнение зарождения игры в Средней Азии, якобы упражнения с предметами из шкур барана или козы существовали в Таджикистане. Мнение авторов публикаций едино в том, что игра «лаьнга» могла быть тренировочным упражнением древних всадников, которая укрепляла мышцы ног удерживавшихся в седле без стремян, в единоборствах при стрельбе из лука. При этом нельзя отрицать и тот, всем известный факт, что всадники на Кавказе с древних времен удивляли противников своим умением не только держаться на коне, но и метко стрелять из лука на полном скаку, бросив поводья. Бытует мнение, что чеченцы играли в лаьнгу еще до депортации их в Среднюю Азию. Это подтверждает, что игра не перекочевала к нам от казахов и других среднеазиатских народов в годы высылки.
Игра «Лаьнга» является одним из основ некоторых спортивных видов состязаний, где молодой и ловкий игрок владеет любой позицией и управляет своей координацией, а это является базисом всех силовых видов спорта. Эта игра на свежем воздухе, улучшает координацию и скорость движений ног, выносливость, повышает гибкость мышц и суставов. Говоря о практической значимости игры, важно отметить, что в ней формируются навыки движения ног и ловкость. Развивается динамика движения тела, навыки телепатического и визуального контроля объекта. Далее, рассказ пойдет о способе изготовления «лаьнги». Для этого необходимо три компонента: шкурка барана или козы, свинец и проволока. Кусок выделанной козьей или бараньей шкурки. Хорошая лаьнга получается, если шкурка с длинным ворсом. Предварительно подготовив формочку, плавим свинец, затем свинец заливаем в приготовленную формочку и в отлитом кусочке свинца, напоминающую форму пуговицы, делаем шилом два отверстия. Продеваем проволоку (обычно пользуются медной проволокой, при скручивании она не ломается) через отверстия свинца и крепим к коже шкурки проволокой. Главное в лаьнге – сбалансированность меха и свинца. Если у вас правильно подобран вес свинца к шкурке, то, подлетев высоко, лаьнга парит как маленький парашют. Таким способом изготавливают лаьнгу.
Рассказы информаторов по изготовлению и игры в лаьнгу схожи.
В своем рассказе, житель селения Аллерой Шейх-Магомед Эдилов рассказал о способе изготовления и игры лаьнга:
«Способ изготовления лаьнги был не сложным. Для этого необходимо было три компонента: шкурка барана или козы, свинец и проволока. Из куска выделанной козьей или бараньей шкурки вырезали кружок формы крышки. Предварительно подготовив формочку, плавили свинец, затем свинец заливали в приготовленную формочку. В отлитом кусочке свинца, делали шилом два отверстия. Продевали проволоку, мы обычно использовали медную проволоку, которая при скручивании не ломалась, через отверстия свинца и крепили к коже шкурки. Играли с утра до вечера, в игре были разные комбинации – «простяшки», «виси», «пары», «люры» и т.д.
Были подобие лаьнги, в носок засыпали песок, лишнее отрезали и таким образом использовали вместо лаьнги. Мы в то время играли и в другие игры, но предпочитали лангу. Эта игра оказывала большое влияние на воспитание характера, силы воли, зрения, интереса к народному творчеству у детей и развивала физическую культуру.
Житель селения Коби Шелковского муниципального района Рахьман Алимов рассказал, что в процессе игры, новички могут легко получить вывих или растяжение связок, с непривычки болят мышцы ног и спины. А мастера игры, могут часами набивать «Лаьнгу». Не опускаясь на землю, она взлетает, умело подбиваемая, то ребром ботинка, то стоя на одной ноге, то в прыжке. Исполняются бесчисленные комбинации – «простяшки», «виси», «пары», «люры» и т.д.
Целью игрока является набить как можно больше, не роняя лаьнгу на землю. Удобная обувь игрока – это высокие кеды или ботинки.
Набив «лаьнгу» 3 раза, игрок ловит «лаьнгу» и переходит на следующий уровень. Если же игрок роняет его на землю или не может поймать, тогда ход переходит к сопернику. Если игра командная, с этого уровня в игру вступает другой игрок этой команды. При возвращении хода к игроку он начинает игру с того уровня, на котором он остановился.
Ясаев Магомед Султанович, житель города Грозный.
«У чеченского народа, как и у любого народа исторически, были детские игры. Они по-разному назывались и по-разному в них играли, например: Русская народная игра в «Прятки» переводится на чеченский язык «Лечкъаргях1», также было множество игр «Тюштюппалг» и другие.
Среди них была игра «Лаьнга» и далее я расскажу об этой игре. Она сделана из куска овечьей или козьей шкурки, с обратной стороны прикрепленной свинцом, он должен быть в форме большой пуговицы. В игре «Лаьнга» были разные приемы, виси, пары, люры и далее, я уже позабыл названия. Тот, который больше всех набивал, он считался победителем. Проигравший должен был ловил лаьнгу подбрасываемую удачливыми игроками (победителями) пока он не поймает ее. Играя, мы порой забывали о поручениях родителей, школьных домашних заданиях, потому, что игра была очень увлекательна, она втягивала тебя целиком.
Мы целыми днями играли дома, на школьных переменах, а порой пропуская и уроки. Если переусердствовать игрой, тогда у мальчиков появлялась паховая грыжа. По крайней мере, так нам говорили учителя в школе.
В общем, если говорить о пользе игры, то она является одновременно спортом и развлечением».
Игра состоит из нескольких уровней, которые отличаются по степени сложностей способа набивания:
1. Набивание «лаьнги» затем фиксируется в ладони. Этот элемент игры считается одним из несложных и называется «простяшки». Набивали, считая парами: «Оба!» — одна, «Оба!» — две, и т. д.
2. Второй элемент называется «виси», потому что ударная нога не опускается на землю и набивает очки в висячем положении. 3. Третий элемент называется «пара» – это тоже самое, что и «простяшки», набивается парами, то есть сначала с внутренней стороны ноги, потом с наружной стороны и таким образом, чтобы набить пару, нужно набить десять пар «простяшек».
4. Элементы постепенно усложняются, и следующий усложненный уровень называется «люра» – это удар в прыжке из-под ноги.
5. Очередной элемент называется «сади». Это комбинация «люры» и «простяшки» – сначала «люра» потом «простяшка», и снова «люра» и снова «простяшка».
6. «Беск» – элемент, который набивается в прыжке из-под ноги.
7. «Люр-пара» – это соответственно «люра» с «парой».
8. Одним из самых сложных элементов «лаьнги» является «джанжи». Набивка «лаьнги» происходит в прыжке из-под голени с полностью согнутой в колене ноги.
9. И последний элемент называется «джура». Это когда набивка в прыжке из-под стопы полностью согнутой в колене и бедре левой ноги.
В игре возможны вариации – иногда простые фигуры исключаются. Могут быть включены новые фигуры. Игроки вправе выйти из игры на любой стадии, естественно, закончив начатую ими комбинацию. Комбинированные фигуры считают парами: «Оп-па!» — пара, «Оп-па!» — две, и т. д.
Проигравшего, по правилам игры в групповом состязании, иногда заставляли «маяться» – ловить «лаьнгу» перебрасываемую по кругу ловкими пасами более удачливые игроки. Если «мающийся» ловил «лаьнгу», на его место должен был заступить тот, чей пас поймал мающийся игрок.
Житель селения Итум-Кали Султан Казаев рассказал:
«В детстве были различные игры такие как: «Прятки», «Догонялки», «Клек», «Чижик» и многие другие виды, но я бы хотел рассказать вам о распространенной в то время игре «Лаьнга». Эта игра была очень популярной среди подростков в наше время.
В выходные дни мы ходили пасти овец, где целый день играли. На школьных переменах, а увлекшись игрой, порой пропускали уроки.
Конечно, учителя в школе запрещали играть и наказывали нас, отметил Султан, мотивируя это тем, что у мальчиков появляется паховая грыжа. На самом же деле не было случаев, чтобы у кого-то из подростков было такое заболевание, эти слухи были мифом придуманные учителями, в целях борьбы с пагубным влиянием улицы».
В результате проведенного сравнительного анализа, найдя сходства и отличия, изучив понятия «культурное наследие», «сохранение культурного наследия» и «этнокультурные игры», «историю происхождения игры», сделан вывод о том, почему не стоит забывать об этнокультурных играх, как о части культурного наследия.
Игры формируют уважительное, устойчивое и заинтересованное отношение к народной культуре. Кроме того, создается положительная основа для изучения культуры разных стран и народов, что помогает лучше понять и по-иному взглянуть на них. Культурное наследие – это часть как материальной, так и духовной культуры, которые передаются из поколения в поколение, являясь особенностью каждого народа, традиции, ценности и обычаи, которые прошли через века. Они часть культуры всего человечества и очень важно сохранять такие ценности, т. к. они помогают поддерживать активный образ жизни и получать новые знания о своем наследии.
В настоящее время, играющих в лаьнгу не увидишь, эта игра забыта и практически уходит в прошлое, уступив место новым «формам досуга». Современные подростки свое свободное время проводят в телефонах, интернет-кафе и игровых компьютерных клубах, что наносит вред не только психическому, но и физическому здоровью подрастающего поколения.
Тип особенности –Исключительность/Ценность
Такие игры развивают у подростков — динамику движения тела, навыки телепатического и визуального контроля объекта. Очень важно сохранять такие ценности, т. к. помогают поддерживать активный образ жизни, а также в непринужденной обстановке можно получать новые знания о своем наследии.
Краткий текст –Игра, являясь частью народной культуры, оказывает влияние на развитие человека во всех сферах жизнедеятельности, как материальной, так и духовной культуры, которые передаются из поколения в поколение и является особенностью каждого народа.
Тип особенности –Этнологический аспект
Изучив игру «Лаьнга», можно отметить, что она формирует у подростков устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных стран, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств — любви к Родине, культуре и наследию.Что такое лянга? Как сделать лянгу? Игра — «Лянга». — YouTube;
https://vk.com/wall-206249093_73;
https://vk.com/wall-1267407_11928;
Махмаев Ж. Нохчийн берийн ловзарш. 2008. С. 45-47.
https://vk.com/wall-206249093_73;
https://vk.com/wall-1267407_11928;
Махмаев Ж. Нохчийн берийн ловзарш. 2008. С. 45-47.
Исполнитель действия –Может указываться и организация, и лицо.
ГБУ «Центр народного творчества» Минкультуры ЧР;
Дальцаев Салавди Баудинович.
Ключевое слово – Лаьнга, игра, спорт, состязание, развлечение, досуг
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения–Чеченская Республика
г. Грозный
Фамилия лица –Эдилов
Имя Отчество лица –Шейх-Магомед Магомедович
Даты –20.07.1956 г.
Место работы/адрес –Житель с. Аллерой, Курчалоевского района ЧР
Тип ответственности – Носитель
Фамилия лица –Ясаев
Имя Отчество лица – Магомед Султанович
Даты – 08.03.1957 г.
Место работы/адрес – Не работает
Тип ответственности –Носитель
Фамилия лица –Казаев
Имя Отчество лица – Султан Шовхалович
Даты – 01.02.1957 г.
Место работы/адрес –Чеченская Республика, г. Грозный, Ахматовский район , ул. Е. Батаевой, 4 а
ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры Чеченской Республики.
Тип ответственности –Исполнитель
Фамилия лица –Дальцаев
Имя Отчество лица – Салавди Баудинович
Дополнение к имени –
Даты – 05.05.1965 г.
Место работы/адрес – Чеченская Республика, г. Грозный, Ахматовский район, ул. Е. Батаевой, 4а
ГБУ «Центр народного творчества» Минкультуры ЧР
Индекс: 364020, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail.ru
Тип ответственности –Исследователь
Фамилия лица –Дальцаев
Имя Отчество лица – Салавди Баудинович
Дополнение к имени –
Даты – 05.05.1965 г.
Место работы/адрес – $p Чеченская Республика, г. Грозный, Ахматовский район, ул. Е. Батаевой, 4а
ГБУ «Центр народного творчества» Министерства культуры ЧР.
Индекс: 364014
Индекс: 364014, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail.ru
Местонахождение –Чеченская Республика, г. Грозный, Ахматовский район, улица Е. Батаевой, 4 а.
Индекс: 364014, тел., факс: 8(8712) 22-29-73; e-mail: cnt-2007@mail.ru