Форма выражения ОНН Обычаи и традиции, связанные с традиционной и национальной культурой.
Язык наименования Чеченский
Форма выражения ОНН Обычаи и традиции, связанные с традиционной и национальной культурой
Язык наименования Русский
Аднан Маккаевич Шахбулатов – выдающийся чеченский композитор, автор более восьмисот музыкальных произведений, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЧИАССР, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, член Союза композиторов СССР, профессор Московского Государственного института искусств имени Гнесиных. Родился Аднан Шахбулатов в 1937 году в селении Урус-Мартан, Чечено-Ингушской АССР, закончил Алма-Атинскую музыкальную школу, Грозненское музыкальное училище, Московский институт искусств имени Гнесиных, на протяжении многих лет был художественным руководителем Симфонического оркестра Чечено-Ингушской Государственной телевизионной и радиовещательной компании. Талант композитора, его неуемная энергия, желание творить и сопереживать, и в наши дни, вызывает восхищение коллег, деятелей культуры и искусства. Аднаном Шахбулатовым были написаны многие классические музыкальные произведения, песни, романсы, кантаты, пьесы на стихи Лермонтова, Магальянеса, Лорки, Рубцова, Ахматовой, Чахкиева, Дикаева, Кусаева. Основой эстрадного и симфонического направлений чеченской музыкальной культуры по праву являются произведения – «Северная элегия», вокальный цикл из чечено-ингушской народной поэзии, лирическая кантата «Разлука», знакомые всем с детства песни «Мой город», «Чечня, звезда моя» и многие другие.
Популярные песни Аднана Шахбулатова звучали в исполнении признанных мэтров советской сцены: Нины Исаковой, Иосифа Кобзона, Ширвани Чалаева, Сергея Яковенко, Людмилы Сенчиной, Светланы Стародетко, Султана Магомедова, Мовлади Буркаева, Мовсара Минцаева и современной эстрады: Рамзана Паскаева, Марем Ташаевой, Ильяса Эбиева, Татьяны Сергеевой, Вячеслава Ольховского, Тамары Дадашевой, Сулеймана Токкаева, Мурада Байкаева, Руслана Ибрагимова и других. Произведения Аднана Шахбулатова также исполняли известные в Советском Союзе – Симфонический оркестр Чечено-Ингушского Телерадио-комитета, Московский симфонический оркестр под управлением Вероники Дударовой, Ленинградский эстрадно-симфонический оркестр под управлением Анатолия Бадхена. Сохраняя творческое наследие Аднана Шахбулатова, память о его вкладе в создание и развитие музыкальной культуры чеченского народа увековечена в названиях улиц городов, его имя присвоено Чеченской Государственной филармонии и музыкальной гимназии №1 в городе Грозном. В наши дни музыкальные произведения Аднана Шахбулатова с успехом звучат на многих сценах мира.
То, что Аднан отмечен божьим даром, было заметно уже в детстве. Рожденный в Урус Мартане, в 6 лет он, как и весь народ, оказался спецпереселенцем. Семья Шахбулатовых в депортации жила на окраине Алма Аты. Мальчик испытал, как и другие, и голод, и холод. Но переносил любые трудности легче, чем другие дети, потому что искал и находил духовную пищу: любил рисовать, слушать музыку. Однажды по дороге в школу он услышал из уличного радиоприемника волшебную музыку, которая его пронзила до глубины души. Позже он узнал, что это была «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
В 14 лет Аднан пришел в заводской духовой оркестр и попросил руководителя, Николая Ивановича Левцова, взять его трубачом. Но его не приняли, что, однако, не спугнуло желания мальчика добиться цели. Он все равно приходил и под дверью слушал репетиции оркестра, ловя каждое слово руководителя. Однажды Н.И. Левцов задал вопрос своим подопечным, на который никто не ответил. Тогда Аднан, переборов волнение, открыл дверь и спросил: «Можно, я отвечу?» Настойчивость подростка на этот раз была вознаграждена. Так он попал в оркестр, стал трубачом и любимым учеником Николая Ивановича.
После школы, в 1957 году А. Шахбулатов решил поступать в Алма Атинское музыкальное училище, причем, на самое сложное отделение, заявив приемной комиссии: «Я хочу стать композитором!» Абитуриента спецпереселенца, да еще, не владеющего музыкальной грамотой, не хотели принимать. Потом все-таки пошли навстречу, поставив условие: освоить семилетний курс музыкальной школы за полгода.\
Аднан учился, не зная отдыха. Спал три часа в сутки. Сначала занимался с преподавателями, потом самостоятельная работа. Очень часто оставался ночевать в училище, потому что дома не было пианино. Однажды об этом узнал педагог и решил поговорить со своим необычным студентом. Тут выяснилось, что Аднан скрыл от родителей свой выбор, объявив, что поступил, по их желанию, в торговое училище.
На следующий день целая делегация педагогов училища во главе с директором отправилась домой к Шахбулатову уговаривать отца. В конце концов его удалось убедить, что у сына – музыкальный талант и он должен его развивать. Получив родительское благословение, Аднан удвоил свое упорство в учебе и вскоре стал гордостью своего учебного заведения.
Затем последовал переезд семьи в Грозный и перевод будущего композитора в Грозненское музыкальное училище, которое славилось своими педагогами. Однако здесь не было теоретического отделения. Вопрос пришлось решать на уровне Министерства культуры восстановленной Чечено- Ингушетии, где ему объявили: – Имейте в виду. Для вас и ради вас в училище открывается теоретическое отделение. Вы первый чеченец, кто будет обучаться композиции в этих стенах.
Аднан Шахбулатов не только оправдал, но и превзошел надежды всех, кто в него поверил. После учебы в Грозном он поступил в Московский музыкально педагогический институт имени Гнесиных на композиторское отделение. А через некоторое время – на режиссерское отделение Государственного института театрального искусства. Неистовая жажда познания и творчества становится главной страстью начинающего композитора. При этом Аднан, рано повзрослевший в депортации, выросший в обстановке всеобъемлющей тоски по родине, считал своей целью не личный успех, а служение искусству во имя продвижения республики вперед. Причем, в среде тогдашней молодежи он не был одинок в своем патриотическом порыве. Известный театральный деятель, режиссер Национального театра Руслан Хакишев говорит о том времени: – Всенародную любовь Шахбулатову приносит песенное творчество («Мой город», «Какая ты своенравная», «Краше нет тебя», «Женюсь только на тебе»). Мовсар Минцаев, Лейла Мусаева, Имран Усманов, Султан Магомедов, Сулейман Токкаев – лучшие певцы считали за честь исполнять песни Аднана. Но чаще других этой чести удостаивается Мовлид Буркаев. Молодому композитору не было и тридцати, когда его слава вышла за пределы республики.
Обладая энциклопедическими знаниями, А. М. Шахбулатов прекрасно разбирался в классической и современной литературе, искусстве, философии. Он обладал редким на сегодняшний день качеством — неравнодушием. Все, что говорил, от сердца. В то же время был человеком ранимым, совершенно не выносил лжи и неискренности. И не прощал предательства.
В ноябре 1989 года в республике был создан Союз композиторов, А. М. Шахбулатов стал его первым председателем, он сразу же озаботился судьбами подрастающего поколения. Надеялся, что его давняя мечта о создании в республике интерната для одаренных детей наконец-то воплотится в жизнь, и маленькие будущие поэты, художники, хореографы смогут приобщиться к лучшим образцам русского, европейского и мирового искусства, чтобы поднять национальное искусство на более высокий уровень. Он мечтал о том дне, когда в Грозном появится национальная опера и балет, симфонический оркестр, хоровая капелла и консерватория.
С конца 1970-х — начала 1980-х годов созданные А. М. Шахбулатовым произведения пользовались популярностью не только в родной Чечено-Ингушетии, но и звучали на музыкальных фестивалях всей страны; в концертах Союза композиторов СССР и РСФСР, исполнялись в Большом Кремлёвском дворце, в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, в Колонном зале Дома Союзов, на Всесоюзном радио.
Известность и популярность Шахбулатова вышли за границы республики, когда ему не было еще и тридцати лет. Но, кажется, слава совсем не интересовала его. На это просто не было времени. Он пишет музыку: песни, сонаты, музыку к спектаклям Чечено-Ингушского драматического театра. Работает много, неистово. Съемки, концерты, записи… У него берут интервью, приглашают на радио, телевидение. Аднан Шахбулатов талантлив, молод, счастлив.
Тем временем по другую сторону экрана телевизора в тонкие черты молодого композитора всматривается девушка. «Как счастлива его семья, ведь у них есть такой сын», — говорит она матери. Тогда Зоя не могла и мечтать о том, что спустя несколько лет она станет частью той самой счастливой семьи. И что последний взгляд Аднана Шахбулатова будет обращен именно к ней.
В жизни часто бывает, что два человека ходят рядом, но их пути не пересекаются до назначенного часа. Так случилось и с ними. Аднан Шахбулатов был руководителем оркестра радио и телевидения. Зоя тоже работала на телевидении. Долгое время они находились в стенах одного здания. 31 мая 1971 года их судьбы пересеклись. А 4 июня он сделал ей предложение и через три месяца они поженились.
В 1973 году 29 октября находясь в творческой командировке в Осетии в городе Орджоникидзе, Андан попал в автомобильную катастрофу, в результате он получил перелом позвоночника и более 20 лет жизни провел прикованным к постели, но несмотря на трагедию, он продолжал писать музыку. Молодой, талантливый, знаменитый, у него было множество планов и творческих проектов. Но несчастный случай поставил на них крест. Спасением от творческого небытия, вдохновением и поддержкой Аднана Шахбулатова, была его жена – Зоя Алиевна Шахбулатова. Именно благодаря ей, творческий процесс не прерывался до последнего дня жизни композитора. Зоя делала всё возможное, чтобы облегчить страдания мужа, проводя рядом с ним одну бессонную ночь за другой. Перешла из отраслевой редакции в редакцию выпуска, где выходные – через день, на должность программного режиссёра, чтобы побольше находиться с Аднаном. Два десятилетия парализованный композитор жил в клетке квартиры многоэтажного дома – сначала на улице Ленина, потом Розы Люксембург и видел смену времен года, дней и ночей, капризы погоды, звезды, солнце, луну, тучи и облака в небольшом квадрате окна третьего этажа. Но несмотря на свое вынужденное заточение, он был живее всех живых и здоровых и умел быть сопричастным ко всем событиям, происходившим в его родном городе Грозном, республике, стране. И не только благодаря радио и телевизору, книгам и газетам, которые приносила всегда верная спутница Зоя. Зоя со всем управлялась, умудряясь быть хорошей хозяйкой и сиделкой одновременно. Если бы существовала награда за преданность и самоотверженность, то Зоя заслужила её сполна. Наградой ей была огромная любовь и безмерная благодарность мужа. Он писал для неё свои произведения, сопровождая их полными нежности посвящениями: «Жене моей, Зое Шахбулатовой, чья любовь, великое терпение и доброта сделали почти невозможное – вернули меня к жизни и работе». (из книги Сациты Асуевой, Чечения Cобытия и портреты). Отрывок письма Аднана своей супруге Зое; “Дома и на работе все по-прежнему. За эти дни я сделал открытие: я не могу жить без тебя ни дня, ни одного часа.”
(Со слов Зои Шахбулатовой)
«В 1944 году, нашу семью, как и весь чеченский народ, депортируют в холодные казахстанские степи. Потом мы снова перебираемся к родственникам по отцу, т.е. семья, не имеющая опоры и поддержки, скиталась в поисках лучшей доли. Поэтому мое детство счастливым не назовешь. Благодаря упорству матери, как и сестре и брату, мне довелось своевременно пойти в школу.
В 1957 году наша семья возвращается на родину, и аттестат о среднем образовании я уже получила в Серноводской средней школе. В 1962 году поступила учиться в Грозненский педагогический институт, успешно окончила его и получила диплом. Но в те годы устроиться на работу в школу было сложно, и дядя по матери устроил меня на телевидение. Видимо, это не случайность, наверное, так должно было случиться. Я, с детства в душе страстно любившая искусство, мечтавшая даже, как бы в шутку, выйти замуж только за парня, владеющего игрой на гитаре, вдруг оказалась в центре искусства и музыки. В тот день, когда я переступила порог телевидения, мне казалось, что весь мир лежит у моих ног. Это было очень волнительно и трогательно до слез. Я обрела то, о чем тайно мечтала и любила с детства. И мое знакомство с Аднаном было очень интересным.
Хотя руководимый им оркестр занимался на втором этаже того же здания, за четыре года моей трудовой деятельности я с ним ни разу не столкнулась, но о композиторе Шахбулатове была наслышана, и мне очень нравились его произведения. И я считала самым счастливым тех, кто имеет возможность общаться с ним. Однажды наш главный режиссер, попросил меня, как уже имеющую определенный опыт работы, провести репетицию и выдать в эфир передачу «Синкъерам». Для меня это явилось величайшим событием – мне доверили самой выдать в эфир передачу! И этот день на всю жизнь остался в моей памяти – ведь на той программе мы с Аднаном увиделись впервые. А поженились в 1971 году».
Но после двухлетней счастливой семейной жизни в их дом пришла беда. И более двадцати лет Зоя была помощью и опорой для прикованного к постели супруга. И ни разу – ни ненароком оброненным словом, ни грубым движением не показала ни усталость, ни недовольство.
Я порывалась оставить работу, но Аднан и мысли такой не допускал. И тогда я умудрилась сочетать свои производственные обязанности с бережным уходом за супругом. Через каждые три часа прибегала домой, проводила все необходимые процедуры и бежала на работу.
Аднан Шахбулатов был очень скромный, легкий, простой. Но когда заходил разговор об искусстве, литературе, музыке, и если кто-то позволял себе нелестный отзыв о культуре, он загорался, становился серьезным, иногда даже раздражительным, мог часами спорить, доказывать.
На вопрос, делится ваша жизнь на «до» и «после», Зоя ответила: «Говоря откровенно, не лукавя, мне не было трудно, я четко понимала, что человек только что был здоров и энергичен, и вдруг он лежит в постели, но с той же энергией, с той же любовью к жизни, к близким, к природе, к музыке!
Я никогда не испытывала с ним никаких трудностей, и никогда не чувствовала усталости. Если вдруг ночью, Аднан увидев, что я не сплю, просил почитать ему книгу – для меня это было величайшее счастье, Он всегда любил на ночь читать поэзию, и всегда всем говорил, что – «на ночь надо читать два, три стихотворения». Он больше любил поэзию, чем прозу, хотя он читал, то и другое. Он жил так, как будто никогда не умрет.
Однажды, я стояла на балконе, и что-то мне стало грустно, а Аднан, заметив это, спросил у меня: «Зайнап, иди-ка сюда, что ты грустишь? подойди ко мне. Вот сядь на корточки так, чтобы наши глаза были на одном уровне, и скажи мне, что ты там видишь?», – я отвечаю: Ну, кусочек крыши, кусочек неба, и верхушки дерева, и он говорит: «Если бы ты знала, как я этому рад. Меня это так подпитывает, меня это радует. Жизнь, – она настолько прекрасна. Надо ее любить, надо жить нормальной человеческой жизнью, и никогда не нужно грустить». Аднан был человеком очень мужественным, и находиться рядом с ним и быть поникшей, мне не позволяла совесть.
Как-то раз, по телевизору, мы смотрели художественный фильм Ингмара Бергмана, который называется: «Осенняя Соната». Сюжет фильма был таков:
Главная героиня (Эва), жена деревенского пастора, приглашает к себе в гости свою мать, Шарлотту, с которой не встречалась уже семь лет. Её мать — всемирно известная пианистка, женщина талантливая и эгоистичная. Эва не столь талантлива, как мать, хотя тоже неплохо играет на фортепиано, написала две книги; но главное её призвание — быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом всё в её жизни складывается несчастливо: мужа она очень уважает, но не любит по-настоящему, их сын утонул в четырёхлетнем возрасте (и незажившая рана, как и прежде, не даёт покоя), да и мать никогда не любила её. Эва забирает из больницы свою страдающую параличом сестру Хелену, речь которой понимала лишь Эва.
Присутствие младшей дочери в доме шокирует мать. Перед сном довольно холодно размышляя о дочери, спокойно решает сделать ей дорогой подарок. Ночью Шарлотта просыпается от кошмара: ей кажется, будто Эва душит её. Она встаёт, выходит в гостиную и видит там Эву, которая тоже не спит.
Мать и дочь выясняют отношения, раскрывая перед зрителем свою прожитую жизнь. Супруг Эвы, слышит эту истерику, но разумно не вмешивается в неё. Слышит этот отчаянный разговор и больная, которая выкарабкивается из кровати, ползёт по лестнице к Эве и Шарлотте, выкрикивая: «Мама, приди ко мне!»
Утром, покинув дом дочери, она беседует в поезде со своим давним другом — и невзначай вновь высказывает, безо всякого лицемерия, свою нелюбовь к детям. Между тем Эва пишет матери письмо, из которого видно, что за её гневом и ненавистью скрывалась сильная безответная любовь к матери.
Посмотрев этот фильм, Аднан по привычке зачмокав губами, говорит мне: «Вот видишь, какие мы счастливые. Всевышний нам дал экзамен, а мы его выдерживаем. У меня, хватает силы терпеть эти боли, а у тебя, хватает терпения, чтобы нести этот груз на своих хрупких женских плечах».
Аднан Шахбулатов, вне сомнения, был любимцем неба. Читатели, знающие о драматической судьбе композитора, который почти двадцать лет из своей короткой жизни провел в неподвижности, прикованным к постели, с сомнением могут принять это определение. И тем не менее, это так. С рождением получить уникальный музыкальный талант – чем не подарок судьбы? Да, в расцвете сил на него обрушилась беда. Но в страданиях расширяется сознание, шлифуется, углубляется душа, раскрываясь новыми гранями. А сытый благополучный человек менее восприимчив, у него и глаза хуже видят, и уши меньше слышат.
Всевышний, наверное, послал Аднану Шахбулатову немыслимые испытания, чтобы максимально обострить его чувства, чтобы он смог во всем богатстве и полифонии увидеть мир – его великое творение и показать людям, которые в погоне за хлебом насущным, за мирскими благами не замечают окружающей их красоты. Аднан Шахбулатов притягивал людей масштабностью и неординарностью своей личности, уникальным талантом и жаждой жизни, которой заражались все, переступившие порог этого гостеприимного дома. Причем, больной композитор не обладал «уютным» характером. Искренний до бескомпромиссности, он очень часто говорил горькую правду в глаза, не щадя чувства посетителя.
Аднан сильно переживал, когда в стране, а затем и в республике начались революционные перемены. Он звонил друзьям, знакомым, узнавал новости. Они приходили в дом Шахбулатовых, зная, что неподвижность теперь угнетает Аднана, как никогд ма. Он говорил о том, что чеченцы только пришли в себя после депортации, что грядет катастрофа. В те дни он увидел странный сон. Он расскажет Зое, что видел Грозный в руинах, а на тех руинах расположился базар.
4 июня 1992 года Зоя почувствовала, что с Аднаном происходит что-то неладное. Она позвала родных. Увидев Аднана в обычном расположении духа, родные посмеялись над страхами женщины. Но на следующий день стало ясно, что Зоя не ошиблась. Она передвинула его кровать ближе к окну, в которое была видна часть крыши соседнего дома, верхушка дерева и… небо. Аднан последний раз посмотрел на Зою — и навсегда покинул этот мир.
Аднан Шахбулатов ушел из жизни в 54 года, тихим, еще мирным летним днем (4 июня) 1992 года. И началась жизнь после смерти, о которой мечтает любой человек. Однако достается она лишь избранным, тем, кого, как говорят, «поцеловал Всевышний».
У Аднана Шахбулатова осталось много учеников, которые продолжают открывать миру удивительную музыкальную культуру Чечни.
Краткий текст –
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию о современном состоянии объекта, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности –Риск исчезновения
Краткий текст – Композиции Аднана Шахбулатова и по сей день звучат с эстрады, на радио и телевидении.
Ссылка на источник сведений –Можно поместить дополнительную информацию о риске исчезновения объекта, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности –Исключительность/Ценность
Краткий текст –
Ссылка на источник сведений –Можно поместить дополнительную информацию, доказывающую уникальность и ценность ОНН, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Способы передачи традиции
Краткий текст – Естественным путем преемственности из поколения в поколение Ссылка на источник сведений Можно поместить дополнительную информацию о способах передачи традиции, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Форма бытования
Краткий текст – Аднан Шахбулатов – всемирно известный композитор сумевший написать немало гениальных музыкальных произведений будучи прикованным к постели последние 20 лет совей жизни. По указу Главы ЧР Рамзана Ахматовича Кадырова «Чеченская Государственная филармония» была названа его именем.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию о формах бытования традиции, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Этнологический аспект
Краткий текст – Кавказ является регионом многочисленных этнических и конфессиональных групп, существование которых основывается на общих представлениях о единстве своей истории, культуры и традиций.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Исторический аспект
Краткий текст – Аднан Шахбулатов родился 25 ноября 1937 года. Член Союза композиторов СССР, лауреат премии Союза композиторов РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола Чечено-Ингушетии, заслуженный деятель искусств ЧИАССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1992 году после длительной болезни известный композитор ушел из жизни.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Социологический аспект
Краткий текст – Аднан Шахбулатов внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры чеченского народа.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип особенности – Лингвистический аспект
Краткий текст – –
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Целевое действие – Аднан Шахбулатов стоял у истоков чеченской эстрадной песни. Он основоположник этого жанра. И многие из них по сей день звучат с эстрады, на радио и телевидении.
Наименование действия – Этот пункт заполняется только в том случае, если у действия есть определенное официальное название, например: в подпункт $a Вы внесли «Проект по полевым исследованиям», а в этот подпункт вносите «Современное состояние фольклорной традиции села Троицкого».
Время действия –
Периодичность действия –
Условие действия (“в связи с …”) –
Регламент действия–
Метод действия – Например, полевые исследования, оцифровка данных и т. д.
Место действия –
Исполнитель действия – Может указываться и организация, и лицо.
Состояние (результат действия) –
Непубликуемое примечание – $p Информация, которая нужна Вам в рабочем порядке, но не будет выводиться на экран для всех пользователей.
Публикуемое примечание – Краткая дополнительная информация о действии, которая не могла быть описана с помощью перечисленных выше подполей, доступная для широкого читателя.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип действия – Популяризация
Поле, характеризующее каждый тип действий, может повторяться. Можно заполнить два поля (и более), рассказывающие о действиях, которые относятся к популяризации.
Целевое действие – –
Наименование действия – Этот пункт заполняется только в том случае, если у действия есть определенное официальное название, например: в подпункт $a Вы внесли «Подготовка и организация и фестиваля», а в этот подпункт вносите его название — «Сибирские просторы».
Время действия –
Периодичность действия –
Условие действия (“в связи с …”) –
Регламент действия–
Метод действия – Например, показы на открытых площадках или на сцене концертного зала, интерактивные программы и т. п.
Место действия –
Исполнитель действия – Может указываться и организация, и лицо.
Состояние (результат действия) –
Непубликуемое примечание – Информация, которая нужна Вам в рабочем порядке, но не будет выводиться на экран для всех пользователей.
Публикуемое примечание – Дополнительная информация о действии, которая не могла быть описана с помощью перечисленных выше подполей, доступная для широкого читателя.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Тип действия – Развитие
Поле, характеризующее каждый тип действий, может повторяться. Можно заполнить два поля (и более), рассказывающие о действиях, которые относятся к развитию.
Целевое действие – Указывается действие, направленное каким-либо образом на развитие объекта.
Наименование действия – Этот пункт заполняется только в том случае, если у действия есть определенное официальное название.
Время действия –
Периодичность действия –
Условие действия (“в связи с …”) –
Регламент действия–
Метод действия –
Место действия –
Исполнитель действия – Может указываться и организация, и лицо.
Состояние (результат действия) –
Непубликуемое примечание – Информация, которая нужна Вам в рабочем порядке, но не будет выводиться на экран для всех пользователей.
Публикуемое примечание – Дополнительная информация о действии, которая не могла быть описана с помощью перечисленных выше подполей, доступная для широкого читателя.
Ссылка на источник сведений – Можно поместить дополнительную информацию, включая более развернутый текст, сканированные печатные источники, фото-, видео- и аудиоматериалы, которые следует прислать отдельно.
Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
https://www.grozny-inform.ru/news/culture/115200/
https://checheninfo.ru/5945-soratnica-talantlivogo-kompozitora-zoya-shahbulatova-zhzl.html
Наименование содержания ссылки –Шрамы на клавишах. Памяти Аднана Шахбулатова. Л.Д. Шахбулатов.
Ключевое слово Аднан Шахбулатов, Чеченский советский композитор, Заслуженный деятель искусств
Текущее бытование ОНН Страна –Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения –Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район– Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт –Все населенные пункты Чеченской Республики
Место бытования –Чеченская Республика. Все регионы Росси и страны СНГ, где проживают чеченцы
Фамилия лица –Шахбулатова
Имя Отчество лица –Зайнап
Дополнение к имени –Заслуженный деятель искусств ЧИАССР, режиссер Чечено-Ингушского телевидения.
Даты – $f 1943г.
Место работы/адрес –г. Грозный.
Тип ответственности – носитель
Фамилия лица –
Имя Отчество лица –
Дополнение к имени –
Даты – $f
Место работы/адрес –
Тип ответственности –носитель
Фамилия лица –
Имя Отчество лица –
Дополнение к имени
Даты –
Место работы/адрес –
Тип ответственности –носитель
Фамилия лица –
Тип ответственности – Исполнитель
Фамилия лица –Дадаева
Имя Отчество лица – Зарема Магомед-Аминовна
Дополнение к имени –
Даты – 1995г.
Место работы/адрес – ГБУ «ЦНТ» , методист отдела методической и клубной работы, ЧР, 364014 г. Грозный, ул. Е. Батаевой, 4 «а»
Название организации- Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение – ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение – ЧР, 364014 г. Грозный, ул. Е.Батаевой, 4 «а»
При внесении в базу номер формируется следующем образом: в поле 660 из списка выбирается нужный регион, затем берутся последние буквы (после тире) и прибавляется порядковый номер (например, KO005 — пятый объект Республики Коми).
Текст ссылки – Вносится информация об исполнителях, собирателях, месте и времени записи, месте хранения записи и т. п.
Ссылка на ресурс – Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Публикуемое примечание –
Не публикуемое примечание –
856 (1#) — Формы фиксации ОНН
Тип фиксации – Индикатор 1 Фотофиксация
Текст ссылки – Вносится информация о содержании фотографии, авторе, месте и времени, хранении и т. п.
Ссылка на ресурс – Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Публикуемое примечание –
Не публикуемое примечание –
856 (2#) — Формы фиксации ОНН
Тип фиксации – Индикатор 2 Видеофиксация
Текст ссылки – Вносится информация об исполнителях, собирателях, месте и времени записи, месте хранения записи и т. п.
Ссылка на ресурс – Сотрудник ГРДНТ разместит материалы на сервере и заполнит данное подполе.
Публикуемое примечание –https://www.youtube.com/watch?v=drAhl8SWw6Q