Наименование: Жизнь и творчество известного чеченского ашуга Бауди Сулейманова
Язык наименования: русский
Форма выражения ОНН:
Наименование: «Дахар а, кхолларалла а нохчийн г1арваьлла волчу иллиалархочунна Сулейманов Баудин»
Сведения, относящиеся к наименованию:
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: В этом тексте рассказывается о жизни и творческой деятельности известного чеченского ашуга Бауди Сулейманова и о его неоценимом вкладе в сокровищницу чеченской национальной музыкальной культуры.
Жизнь и творчество известного
чеченского ашуга Бауди Сулейманова
Многовековая история развития устного чеченского поэтического и музыкального творчества наверняка таит в своих недрах множество великих имен. Но, как сказано у одного из вайнахских писателей, бесписьменный народ – почти немой. Есть истина: «Народ без письменности лишен памяти», и думается, тем трепетней мы должны относиться к каждой сохранившейся крупице народного творчества былых лет.
Сын чеченского народа, ашуг Баудин Сулейманов был голосом народа, его любимцем и певцом. Он был страстным пропагандистом народной мудрости, в создании и исполнении песен, нашедший главную цель своей жизни и призвание свое. Он был человеком трагической и в то же время героической судьбы. Он мог бы сказать о себе словами из своей песни «Мужчина из мужчин», посвященной славному сыну чеченского народа, легендарному пулеметчику, Герою Советского Союза Ханпаше Нурадилову.
Патриотизм, мужество, народная система требований к активной гражданской позиции – вот основные составляющие его поэзии тех лет.
Родился Баудин Сулейманов в 1902 году в с. Давлетгирин-Эвла (ныне – Дойкур-Эвла). Родители его – отец Сулим и мать Батти – были хотя и бедными, но уважаемыми и хлебосольными людьми в селе. Несмотря на это, судьба не жаловала мальчика, складывалась трагически: когда ему едва исполнилось семь лет, умерла мать, вскоре, заболев оспой, он полностью ослеп. Но эти тяжелые и жестокие удары не сломили не по годам сильную волю Баудина. Помогало ему и то, что отец отдавал ему больше любви, проявлял больше заботы и внимания, чем братьям Юсупу, Дауду и сестре Таибат, помогала и поддержка односельчан.
У отца Баудина было множество друзей и знакомых в разных селах Чечни. Сулим часто выезжал в поисках заработка. Поэтому в их доме часто звучали голоса гостей, которые рассказывали детям завораживающие чеченские сказки, исполняли в сопровождении дечиг-пондара илли о народных героях, борцах за справедливость и счастье простых людей. И юный Баудин зачарованно слушал их, впитывая в себя и запоминая эти удивительные сказания. И пытался петь сам, что очень радовало отца, радовало, что любовь к пению отвлекает мальчика от грустных мыслей, что он старается найти свое место в жизни.
Первым его учителем игры на дечиг-пондаре был односельчанин Асхаб, а первым, кто учил его пению, – друг отца из с. Гални Така Дубаев. Он научил юного певца исполнять песни о народных героях: Бейбулате Таймиеве, Сурхо, сыне Ади, Ахмаде Автуринском, Казалгане из Мержоя и других. Постепенно росло мастерство юного певца, расширялся круг песен и слушателей: отец начал брать его в поездки по селам в поисках хлеба насущного. В этих поездках Баудин знакомился с известными в те времена музыкантами, исполнителями. Так, ему покровительствовали и стали его наставниками-учителями чеченские народные илланчи-сказатели Эдди Уциев из Гехов, Ахмад Язиев из с. Гални, Зага из с. Беной-Юрт. С их слов он запомнил и запел героические илли «Старого Дади», «Жам-мирзы Мадиева», «Шихмирзы Зайтиева», «Сестры семи братьев» и другие.
Но судьба продолжала испытывать волю и талант Баудина на прочность. Грянула Октябрьская революция 1917 года. Начались кровопролитные бои Гражданской войны. Разъяренные сопротивлением сельчан, белогвардейцы разрушили и сожгли крупнейшее в Чечне родное село Баудина Дойкур-Эвла. Защищая его, в боях погибли оба его брата – Юсуп и Дауд. Семья покинула пепелище родного очага и стала кочевать с места на место.
Но это не сломило подростка: даже в этих страшных условиях он продолжал петь, даря людям надежду, укрепляя веру в них.
В 1922 году Баудин лишился и отца, но к этому времени он уже возмужал, закалился в испытаниях, нашел прочное место и дело в жизни: стал давать концерты в избах-читальнях, различных учебных заведениях, клубах. А с 1928 года он солист только что созданного чеченского областного радиокомитета, чуть позже и Чеченского ансамбля песни и танца. Отныне его голосом и песнями могли наслаждаться слушатели во всех уголках Чечни.
Как пишет доктор филологических наук X. Туркаев в своей книге «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей»: «С годами мастерство певца раскрывается очень ярко. Его художественный вкус становится утонченным; исполняя песни, он подходит к ним творчески. Вскоре имя Баудина Сулейманова становится известным по всей Чечне, он по праву занимает достойное место среди певцов-импровизаторов».
В тридцатые годы XX века в группе артистов национального драматического театра и радиокомитета Баудин участвовал в проведении дней культуры чеченского народа в городах Пятигорск, Ростов-на-Дону, Москва, где его песни были записаны на Всесоюзном радио и прозвучали на весь Советский Союз. И всюду его песни и исполнительское мастерство получали высочайшую оценку, потому что в нем слышали голос самобытного края, через него знакомились с мудростью трудолюбивого чеченского народа и национальными героями его. Потому что истоком таланта Баудина и музыкального, и поэтического было устное народное творчество чеченцев, по мотивам которого он уже в тридцатые годы стал сам сочинять музыку и писать тексты для песен. Чечня, как и вся страна, жила по законам революционного штормового времени. Гражданская война и последовавшие за ней перемены в обществе, конечно же, были основными темами в сознании и надеждах людей, а значит, и в творчестве певцов и поэтов, живших в том бурном, противоречивом, полном надежд и исканий времени. И Бауди Сулейманов не оставался в стороне.
Огромное по своему значению место в его творчестве занимает образ легендарного Асламбека Шерипова. Песни, посвященные герою, исполнены в духе героико-эпических народных сказаний, полных сравнительных образов и параллелей.
В 1930 году создается в Чечне первый радиокомитет, и Бауди поступает туда на постоянную работу. Популярность певца растет. В тот период начинается дружба Бауди с основоположником чеченской литературы Саидом Бадуевым, с писателями Ахмадом Нажаевым, Шамсуддином Айсхановым, композитором Умаром Димаевым.
Наряду с социальной темой все творчество Б. Сулейманова пронизывает канва лирических произведений. Сдержанная, но с затаенной страстной силой молодости и неистребимой жаждой жизни, лирика певца строго выдержана в целомудренных канонах народной поэзии.
Об этих особенностях творчества сказителя X. Туркаев так писал в книге «Путь к художественной правде»: «Стремясь художественно воплотить подвиги героев из народа, Б. Сулейманов находился в постоянных поисках новых изобразительно-выразительных средств. Певец уже не довольствуется исполнением народных песен. Он становится создателем своих собственных. Произведения народных певцов-поэтов, их образы становятся связующим звеном между фольклором и поэтическим творчеством, способствуют дальнейшему развитию художественной мысли чеченцев, формируют новую эстетическую систему».
Еще немало испытаний приготовила жизнь этому мужественному человеку, который, казалось бы, с избытком пережил все удары судьбы: истребительная Великая Отечественная война; гибель на фронте двух племянников, сыновей сестры Таибат, – Джабраила и Якуба; полуголодное существование; изгнание с родной земли со страшным клеймом «враг народа». Но и при этих трудностях Баудин не сломался, не поддался отчаянию, а упорно делал главное дело своей жизни: сочинял и пел песни.
Он пел в Казахстане для шахтеров Караганды, хлопкоробов Чимкента, животноводов Джамбула, полеводов Акмолинска, земледельцев Фрунзенской и Джелал-Абадской областей Киргизии.
В эти трудные годы и послал ему безжалостный рок новую беду. Однажды зимней ночью, возвращаясь, домой пешком после одного концерта в колхозе (в Карагандинской области), Баудин заблудился в разыгравшейся в степи метели и без сил упал в снег. Утром бросившиеся на поиски односельчане нашли его едва подающим признаки жизни. Он выжил, но потерял, отморозив, все пальцы рук и ног. Но и это не сломило его: он оказался сильнее испытаний – научился играть на кехат-пондаре и продолжал петь уже в его сопровождении.
Великая трагедия войны усугубилась для чеченцев горечью выселения. Страшная несправедливость депортации не могла не ранить душу поэта. Но, наверное, есть некая категория людей, находящихся в особом режиме познания и творения, когда выбранная жизненная стезя позволяет находить категории вечные, не подверженные земным перипетиям. Таковой стезей является поэзия и музыка, и Бауди творил и пел, и, возможно, именно творчество таких личностей, как Бауди Сулейманов, Умар Димаев, Абузар Айдамиров, не позволяют народу потерять себя в годы великих потрясений, ибо проповедуют красоту слова, музыки, поступка и позиции. А это и есть категории вечные, находящиеся вне времени и политики.
И он пел, утверждая раз за разом, неукротимость народного духа, вселяя надежду в души, теряющих его. Бауди просто не мог не петь. Поэзия и музыка были его сутью.
По воспоминаниям Заслуженного артиста РФ Джамаева Амрана Германовича, актера Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова. Амран лично не был, конечно, знаком, с Сулеймановым Бауди, но ему посчастливилось побывать на его выступлении в своём селе Толстой-юрт, где Бауди был приглашен на традиционный чеченский «ловзар».
Молодежную вечеринку «синкъерам» и «ловзар» у них в селе устраивали часто, но этот «ловзар» Амрану заполнился особенно. По словам Джамаева, что даже сегодня он с радостью вспоминает тот замечательный день и как красиво Сулеймонов Бауди сыграл на своём «дечиг-пондаре» и бесподобно исполнил «илли». Его впечатляющее исполнение и красивый голос заворожили не только его одного, но и всех, кто был на этом «ловзар». Амран вспоминает, что люди очень внимательно и воодушевленно слушали прекрасное исполнение Сулейманова Бауди, и долго не отпускали его бурными аплодисментами.
Радостным, как и для всех чеченцев, для Баудина Сулейманова стал 1957 год – год возвращения на землю отцов. Здесь он стал трудиться с удвоенной энергией, неутомимо и вдохновенно, словно обрел вторую молодость. И опять в Чечено-Ингушском радиокомитете и в Государственной филармонии. Опять многочисленные выступления перед тружениками полей и ферм, рабочими и студентами. Его песни, записанные журналистами радио и сотрудниками Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, стали благодатным материалом для ученых при изучении устного творчества чеченцев. «Мелодии и стихи Баудина Сулейманова вбирали в себя всю красоту и самобытность чеченской народной музыки и песен, писал о творчестве сказителя известный исследователь фольклора Сираждин Эльмурзаев в предисловии к единственной выпущенной на чеченском языке книжке поэта-песенника «Стихи и илли»: «Обаяние и привлекательность его песни – в бережном сохранении чистоты звучания народных илли, в умении создать зримый и осязаемый образ героя, явления природы, человеческих чувств. Он был большим мастером одушевления образов, делая их понятными и близкими всем». Вот как, например, в «Песне о Тамаре»:
Лед, что Терек весь заносит,
Стопит солнце – луч горяч;
Рану, что кинжал наносит,
Исцеляет умный врач.
Лед стопить в душе любимой
Сила лишь любви дана;
С раной, сердцу наносимой,
Справишься лишь ты одна!
Вскоре после его возвращения на родину Чечено-Ингушским научно-исследовательским институтом языка, истории и литературы был выпущен сборник песен и сказаний Бауди Сулейманова.
Последние годы жизни Бауди активно работал в Чечено-Ингушской филармонии, продолжая радовать благодарных слушателей. Но страшная болезнь прерывает его поэзию, и от этой болезни на самой зрелой ноте своего творчества он уходит из жизни…
6 ноября 1961 года оборвалась одна из самых выразительных струн чеченской народной лиры.
Но остается память…
Память о тех, кто дарил людям надежду и жизнь. Память об ушедших, но неразрывно связанных с нами общими корнями и стремлениями.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика.
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики
Наименование содержания ссылки:
Л. Гудаев (по материалам очерка Адиза Кусаева из книги «Чечня: годы и люди»
Ссылка на полный текст (url):
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Джамаев
Имя Отчество лица: Амран Германович
Даты: 1949 г
Место работы/адрес: г. Грозный
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Эжиева
Имя Отчество лица: Элина Умаровна
Даты: 1995г
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист экспедиционного отдела, 364020, ЧР г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР, Номер: CHECH089.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.