Наименование: Хорошая хозяйка – залог хорошей семьи
Язык наименования: русский
Наименование: Дика зуда – доккха беркат
Сведения, относящиеся к наименованию: Традиция
Язык наименования: чеченский
Тип объекта:
Краткое описание ОНН: Каждый народ имеет свои индивидуальные качества, свои традиции и обычаи. Они, передававшиеся из поколения в поколение, представляют собой дух и ментальность этноса. Чеченский народ не исключение. Семья в чеченском обществе, как в старину, так и сейчас играет большую роль в воспитании и формировании духовного мира подрастающего поколения.
Конечно, в любой семье должны присутствовать уважение, любовь и поддержка. Семейные ценности чеченского народа имеют свои отличительные стороны. И любовь, и забота, уважение здесь проявляются по-своему. Жил-был один очень уважаемый человек. Однажды его спросили: «Как ты заслужил такой авторитет?» Он ответил: «Сначала я женился, и меня зауважала жена. Глядя на нее, меня стали уважать соседи, а глядя на них — все вокруг». Чеченских девушек воспитывают в соответствии с этой притчей: они должны уважать своих мужей, быть послушными и во что бы то ни стало сохранить семью «Престиж мужчины зависит от жены. Престиж семьи, тайпа – от взаимного уважения супругов
Издревле горцы чтили и берегли традиционные семейные устои. Сформировавшиеся веками обычаи и традиции определяли, как должны вести себя члены основной ячейки общества, регламентировали права и обязанности каждого в семье. А одним из главных аспектов являлся выбор будущей спутницы жизни – подруги, хозяйки очага, матери детей. Известно, что положение женщины в обществе, отношение к ней всегда являлось важным критерием нравственного прогресса.
Женщина – мать заслуживала уважение всех народов, а у чеченцев она поставлена на особое статусное положение. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует, например, такой обычай, как приветствовать женщину стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. В ситуации, когда не на жизнь, а на смерть сходились два кровника, стоило женщине снять с головы платок и бросить между ними, как поединок прекращался. Или другой обычай, связанный с тем, что женщина идет следом за мужчиной. Он связан с тем, что передвижение по горным тропам, где горца могли ждать разного рода опасности, заставляли его в целях заботы о женщине-спутнице соблюдать названный порядок передвижения.
Чеченская женщина всегда была неприкасаема, ее достоинство оберегалось всем народом. Чеченская пословица гласит, что в том краю, где не берегут честь женщины, не вырастают настоящие мужчины
В селении Старые Атаги Грозненского района в 30-х гг. ХХ в. жила 120-летняя женщина Нана Вагапова. Выйдя замуж в 18 лет, она в течение более 100 лет беспрерывно поддерживала огонь в очаге дома своего мужа. Говорили, что не было случая, чтобы даже в жаркие летние дни огонь потух. В старину это, по ее словам, являлось обязанностью и делом чести каждой уважающей себя женщины-хозяйки.
Обращаясь к хозяйке дома, чеченцы до сих пор говорят: “ц1еннана” (хозяйка огня). Собственный очаг (ц1а), крепкое и здоровое потомство, были для чеченца целью и сутью его жизни.
Известный чеченский поэт и писатель М. А. Мамакаев пишет: «В доме чеченца жена была не служанкой, а полновластной хозяйкой. Свободная от тяжелых и опасных работ, она всецело посвящала себя семье, воспитанию детей, и прялка и швейная игла для нее были тем же самым, что для мужа топор и плуг».
Чеченцы, как и другие народы, всегда придавали большое значение женщине, как хранительнице домашнего очага. Огромная роль отводилась ей в воспитании подрастающего поколения на всех этапах истории данного этноса. Именно женщине принадлежит одна из важнейших заслуг в сохранении любого этноса. Вся жизнь чеченской женщины – хозяйки домашнего очага – это подвиг. Уют и порядок в доме, воспитание детей и сохранение чести семьи ложатся на ее плечи. Именно она, чеченская женщина, воспитывает достойных сыновей и дочерей…. Ты еще нежишься в постели, а она, уже после утреннего намаза, успела подоить коров, приготовить завтрак и накрыть стол. Твоя одежда, выстиранная и поглаженная, висит на вешалке. Ты – мужчина, а значит, главный в семье.
Решение отца семейства – единственно верное, его авторитет – непререкаем. Эту мысль мать всегда вкладывает в умы и души своих детей. …
Конечно, мы не сможем до конца воздать женщине по заслугам за ее труды, и она снова завтра утром проснется с первыми лучами солнца, чтобы исполнить свой долг чеченской женщины, матери, хозяйки домашнего очага.
Вот как описывалось отношение к женщине в газете «Кавказ» более века назад. «…Один молодой человек, бедняк и круглый сирота, вознамерился наладить семейный быт. Не зная, что будет лучше – жениться и затем заводить хозяйство или обустроиться до женитьбы, – он стал искать совета у стариков, умудренных жизненным опытом. Однако все аксакалы отвечали, что вопрос слишком труден для однозначного решения. Лишь один назвал старца, живущего в другом ауле и много знающего.
Юноша оседлал коня и поехал за советом. На зов его вышел старик, седой, как лунь. Он пригласил путника в дом, оказал положенные почести. На другое утро, после завтрака, гость объяснил хозяину, по какому вопросу приехал. Подумав немного, старик ответил, что дело очень важное и он в нем не советчик. Однако немного выше живет его старший брат, который, возможно, будет полезен молодому человеку.
Второй старец на вид оказался моложе первого: подтянутый, полуседой. Выслушав просьбу, он сказал, что его совет вряд ли пригодится. Но высоко в горах живет третий брат, старше обоих. Тот наверняка поможет.
Молодой человек удивился встрече с самым старшим из братьев, который был на вид мужчиной средних лет, цветущего здоровья и с черными, как смоль, волосами. Зайдя в саклю и присев у очага, гость объяснил, зачем пожаловал. Хозяин сказал, что о деле поговорят позже, надо закусить с дороги, и велел жене поторопиться с обедом. После еды старик заметил, что неплохо бы утолить жажду.
-Чего вы желаете? – спросила жена.
– Вчера я положил на подвалку с десяток арбузов, достань один,- попросил хозяин.
Жена тотчас приставила лестницу к подвалку. Через некоторое время спустилась и сказала, что арбузов более нет.
– Не может быть! Я сам не долее как вчера положил арбузы. Посмотри лучше, – повысил голос старик.
Не возразив ни слова, женщина вновь принялась за поиски и повторила, что арбузов нет, наверное, кончились. Однако не унимавшийся хозяин в третий раз отправил ее на подвалку. Без каких-либо возражений и тени досады, жена поднялась по лестнице, через пару минут вернулась и говорит: «Я все обыскала, нет арбузов». «Ну, в таком случае делать нечего», — ответил муж и разрешил женщине заняться своими обычными делами.
Когда гость и хозяин остались одни, старик сказал юноше: «Принятое тобой намерение чрезвычайно важно, и ты хорошо сделал, что прежде, чем жениться, пожелал узнать мнение более опытных людей. Ты говоришь, что круглый сирота и не имеешь ни кола, ни двора. Поэтому для начала выбери подходящее место и построй саклю. Тотчас после этого женись, и лишь затем заводи хозяйство. Однако спутницу выбирай осмотрительно, потому что если попадется дурная жена, самый благоустроенный быт придет в разорение. Напротив, хорошая жена – душа хозяйства. Если в твоем доме не будет ничего, кроме четырех стен, она сумеет принять и проводить всех твоих друзей и родственников, не заставляя тебя краснеть. Она употребит в пользу даже немногое, что ты сможешь приобрести».
Лучшим примером того, что значит хорошая жена, сказал старик, служат его братья. Первый, к которому заехал юноша, самый молодой, однако весь седой и немощный. Виною тому не что иное, как дурная и злая жена его. Ни один день не обходится у них без ссоры. Он богат, однако кушанья в его доме скудны и невкусны, постель холодная и грязная. Огорчения раньше времени состарили младшего брата. Средний сохранился лучше, потому как его жена не так дурна и зла. «Сам же я, – заключил старший из братьев,- бодр, весел и здоров благодаря хорошей жене. Ты видел, сколько раз я посылал ее за арбузами, которых и в помине не было, поскольку не сезон им в это время. Однако женщина не показала и тени недовольства, делая то, что я ей приказал». Молодой человек поблагодарил хозяина за добрый совет и сказал: «Слова твои заставляют меня сомневаться, в состоянии ли я буду осуществить намерение. Такие женщины, как твоя жена, вероятно, редки, и где мне, бедняку и сироте, отыскать подобную?» Старик ответил, что юноша ему понравился, и он с готовностью отдал бы за него дочь, если б имел такую. Впрочем, у его сестры есть девица на выданье, отец и мать предоставили дяде право определить ее судьбу. «Мне кажется, что эта девушка тебе сгодится. Сегодня ночуй у меня, а завтра поедем к родственникам», — закончил хозяин.
Наутро поехали в аул, где жила сестра старика. Последний повел гостя прямо в женскую половину сакли, усадил рядом с собой на почетное место. Племянница радостно обняла дядю, начала весело болтать и шутить. Тот оборвал ее восторг: «Какая ты бесстыдница! В комнате сидит жених, а ты так безобразно себя ведешь, вешаешься мне на шею». Девушка, озадаченная такими словами, отошла в угол. А вскоре появилась мать, несущая закуски. После небольшой трапезы брат обратился к сестре.
-Я пришел не просто так. Знакомься: это наш будущий зять. Парень хороший, скромный, работящий.
– О каком женихе ты говоришь?- возразила сестра. – Разве не знаешь, что дочь сосватана за нашего одноаульца? Скоро свадьба.
– Ничего не хочу слышать,- вспылил старик. – Ты сама поручила мне выдать девушку замуж. Разве забыла? Я тогда же, возвратившись от вас, засватал ее за этого юношу. Теперь, когда она достигла положенного возраста, хочу осуществить свое намерение и ни за что не отступлюсь.
Подошедший муж женщины поддержал шурина, однако мать не сдавалась. В итоге решили пойти вместе с родней односельчанина, также претендующего на руку невесты, к мулле за разрешением спора. Последний, внимательно выслушав обе стороны, вынес вердикт: прав тот, кто первым намерился жениться, то есть судьбу девушки определил ее дядя. Тут же молодую засватали за юношу, мулла написал «накях», а старик уплатил за парня калым родителям невесты.
Радостный и довольный, вернулся молодой человек в родной аул. Не мешкая, смастерил саклю и привез в нее верную подругу. Вскоре парень нанялся в работники, по прошествии срока найма вернулся домой с десятью рублями. Обратился к жене со следующими словами: «Вот десять рублей. Ты знаешь, что у нас нет никакого хозяйства. На что, по твоему мнению, лучше израсходовать эти деньги?» Жена ответила, что лучше купить то, что ему понравится. Решили приобрести несколько коз. «Лучшего и придумать нельзя, – обрадовалась молодая.- Козы будут давать нам молоко, принесут козлят. Будет чем угостить твоих гостей». На другое утро муж отправился на базар и осуществил свое намерение. Вскоре козы расплодились, молодожены были довольны и счастливы.
Однажды на заре муж, ни говоря жене, ни слова, погнал всех коз на базар, продал и на вырученные деньги купил скакуна. Войдя в саклю, сказал жене: «Ты, верно, не знаешь, что я сегодня сделал? Я продал всех наших коз и купил коня». «Отлично поступил, -ответила женщина. -Тебе, как мужчине, необходимо было иметь коня. Он, конечно, принесет пользы больше, чем козы». Затем, радостно улыбаясь, подала обед.
Спустя некоторое время муж увидел проезжавший мимо аула караван. Желая узнать, откуда и куда идут путники, он вскочил на своего коня и поскакал навстречу. Приветствовав проезжавших, и узнав желаемое, всадник уже хотел возвратиться домой, когда заметил на голове одного из погонщиков белую папаху. Он обратился к последнему с предложением поменяться головными уборами. Хозяин папахи наотрез отказался, однако проситель настаивал, а под конец поклялся, что готов отдать взамен своего коня. Караванщики, полагая, что мужчина шутит и ни за что не отдаст за шапку скакуна, стали над ним подтрунивать: «Ох, и достанется тебе от жены за такой обмен. Не на чем будет папаху носить !» Но парень не унимался. Тогда хозяин каравана обратился к нему: – Держу спор, что жена выгонит тебя из дома, когда узнает, что ты променял коня на шапку, если только она не полоумная. Случится, что окажусь неправ, готов отдать в полную твою собственность весь этот караван с товарами. Что ты предложишь взамен?
-Я не имею никакого состояния,- ответил тот,- и если проиграю, мы с женой поступим к тебе пожизненными батраками.
Договорились, что с ним пойдут двое доверенных людей, которые тайком подслушают разговор молодого человека с женой. Взамен коня отдали белую папаху. Закинув седло за спину, мужчина вошел в дом, сел, угрюмый, у очага и сказал жене без обиняков: «Я променял своего коня на эту белую папаху». Жена, раздувавшая огонь, спокойно встала и с веселым, смеющимся лицом ответила: «Очень хорошо. Пусть этот скакун будет искупительной жертвой от всех будущих болезней. Почему ты печалишься? Ведь каждый желает состояния, чтобы получать от него удовольствие. На коня ты выменял понравившуюся вещь. Она доставила тебе удовольствие, которого ты очень желал. Ничего лучшего не могло быть, и печалиться совсем незачем».
Услышав это, посланцы хозяина каравана вернулись и рассказали, как жена отнеслась к поступку мужа.
Слово мужчины – закон, и молодые получили весь караван. Так муж в один день стал богатым благодаря кроткому нраву и добропорядочности своей жены…»
Посланник Аллаха (Саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам». Пророк Мухаммад (Саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщине, которая выполняет пять обязательных намазов, совершает пост месяца Рамадан, бережет честь и послушна мужу, будет сказано: «Войди в Рай через те ворота, которые пожелаешь». «Если умерла какая-нибудь женщина, и муж был доволен ею, она войдет в Рай»Однажды, когда Посланник Аллаха находился среди сподвижников, к нему подошла Асьма, дочь Язида, и сказала: «О, Посланник Аллаха! Да будет отец мой и мать выкупом за тебя! Я пришла к тебе как представительница женщин. Всевышний Аллах послал тебя с истиной ко всем мужчинам и женщинам, и мы уверовали в тебя и в твоего Господа. Но мы, будучи женщинами, всегда находимся дома, выполняя все ваши желания. Вам, мужчинам, дано превосходство в том, что вы можете посещать пятничную и коллективную молитвы, мечети, посещать больных, совершать джаназа намазы, многократно совершать паломничество, участвовать в борьбе на пути Аллаха. Но без сомнения и то, что мы, когда вы уходите в хадж или поход, храним себя и ваше имущество, шьем ваши одежды и воспитываем ваших детей. В таком случае, мы женщины, считаемся ли вашими соучастницами во всех выше перечисленных благих деяниях?». Асьма, прекрасно поведала мысли женщин.
Посланник Аллаха (Саллаллаху алейхи ва саллям), выслушав её очень внимательно, повернулся лицом к сподвижникам и спросил: «Вы когда-нибудь слышали от женщины речь в вопросе религии прекраснее, чем эта?» Затем Посланник Аллаха повернулся к ней и сказал: «О, женщина, пойми хорошенько и объясни направившим тебя, что если жена будет хорошо обращаться с мужем и он будет доволен ею, то её деяния будут равны тем ибадатам, которые ты перечислила». Услышав это, Асьма повернулась и ушла, произнося от радости “Ля Иляха илля Аллах”
Когда у жен сподвижников (пророка) спросили, почему их мужья столького добились во времена завоеваний пророка в распространении ислама в разных странах, они ответили: «Мы относились к своим мужьям так, как вы относитесь к своим королям». Это отношение заложено и в нашу традицию. Это не делается принудительно. Женщину не надо пинать, чтобы она мужа уважала, она уважает его в априори. Если в ее поступках нет уважения, это позор для целого народа, который ее воспитал.
В давние времена в селении Автуры жила-была одна женщина по имени Бикату. Родом она была из далекого горного села Элистанжи. Слыла Бикату среди соседей и сельчан хорошей, домовитой хозяйкой. И дом всегда ухоженный, и дети присмотрены, и во дворе порядок. Сама неприметная, маленькая, худенькая, но, сколько сил и сноровки было в этой женщине.
В ранние времена зимы были лютые. Не было у людей ни электричества, ни газа, и приходилось им все время ходить в лес за дровами для топки. Бикату спозаранку снаряжала лошадь с повозкой для мужа, укладывала туда все необходимое. Был у повозки поддон, куда Бикату складывала теплое одеяло и несколько початков кукурузы, все это как бы заготавливалось впрок, и она всегда была уверена, что муж в случае метели, пурги или завала снегом будет надежно укрыт и не голоден.
Как-то в один из зимних дней несколько мужчин из села собрались в лес за дровами. Был среди них и муж Бикату. Она как всегда снарядила его в дорогу. Прошел день, дровосеки не возвращались домой. Все заволновались. Целый день и ночь шел снег, к утру немного распогодилось. Женщины после утренней дойки коров собрались у соседки, и обсуждали для всех тревожную тему. Была там и Бикату. Одна из женщин – соседок с колким языком язвительно сказала: « Ну что, женщины, потеряли вы своих мужей, вдовушками боитесь остаться!». На что Бикату ответила: « Я не боюсь, что супруг мой пропадет, не вернется домой, потому что не саживала я своего мужа с детьми за общим обеденным столом, равно как и конь его не кормлен в общем стойле с коровами!» После этих слов злая соседка запнулась. Ближе к полудню на окраине села показалась повозка мужа Бикату, а на ней лежали четверо соседей-дровосеков, в немощном состоянии. А лошади их, без повозок, обессиленные, еле- еле плелись следом. И эта ситуация показала, что самым выносливым в этой обстановке оказался муж Бикату, равно как и его лошадь.
О чем это говорит? О том, что хорошая супруга всегда наперед будет знать нужды своего мужа, для него в жизни будет отведено самое достойное место.
Бикату знала, что от его здоровья, от его благополучия зависит и благополучие всей семьи. И только хорошая супруга будет знать, что жизнь может диктовать самые непредсказуемые обстоятельства и нужно к ним подготовиться осознанно, что она и сделала. Ведь в этой неравной схватке с природой ее муж вышел не только достойно, но смог оказать помощь другим своим соседям – мужчинам, которые при первых же минутах природной стихии оказались неприспособленными и не готовыми противостоять. Муж Бикату не только не растерялся, более того, он их уложил на свою повозку, накрыл теплым одеялом и привез всех домой.
Было это в далекие времена. Чеченский народ только – только вернулся из ссылки, где 13 тягостных лет был в изгнании, мечтая вернуться на свою историческую родину. Люди выживали, как могли. Жизнь была нелегкой. Наш разговор пойдет об одном удивительном человеке, женщине, матери, хозяйки, стойкости, мудрости которой в ту пору можно только удивляться. Хотя, подобные истории встречались и встречаются на протяжении всей нашей жизни.
История это происходила в с. Сержень – юрт, в самом красивом уголке Чечни. Жители этого села занимались разведением домашнего скота. Для выпаса коров жители наняли себе пастуха – аварца, который с утра до вечера находился на пастбище. Но через какое – то время пастух объявил сельчанам, что ему очень трудно одному и ему нужен подпасок для подмоги. Люди подумали и решили обратиться с просьбой к одной женщине, жившей на окраине села. Семья эта жила бедно. Женщину звали Самаи, у нее было своих пятеро детей и один старший сын мужа от первого брака. Самаи жила вместе со своей пожилой свекровью. Муж уехал на заработки, и Самаи старалась изо всех сил справляться с хозяйством. В один из дней несколько человек отправилось к дому Самаи, чтобы просить ее за пасынка в помощь пастуху. Женщина внимательно выслушала их, но в просьбе отказала, сославшись на то, что мужа дома нет. Мужчины старались убедить женщину, что это будет ей какой-то помощью в семье, но Самаи настоятельно стояла на своем. В разговор вмешалась свекровь, которая разрешила парнишке пойти пасти коров. Тогда молодая женщина обратилась к своей свекрови со словами: «Мама, я не хочу молву людскую, мол, своих детей бережет, а пасынка отправляет батрачить. И к тому же, эта молва останется в народе на всю жизнь. Оставь его дома, мы не умрем с голоду!» Но свекровь стояла на своем.
Тогда невестка сказала свекрови, что она уходит к своей матери, пусть будет все так, как она хочет. Самаи собрала свои некоторые пожитки и ушла к себе в отчий дом. Дома она все рассказала своей матери. Та, в свою очередь, поругала свою дочь, сказав, что если свекровь все это устраивает, она должна молча принять это и повиноваться. Самаи была в отчаянии, что и родная мать ее не понимала. Самаи отвечала ей в ответ: «Мама, ведь отец этих детей, полностью полагаясь на меня, уехал, чтобы заработать нам на жизнь, как я могу сегодня отпустить его сына в пастухи. И как я посмотрю в глаза своему мужу, когда он приедет домой. Это будет вечное клеймо в жизни. Мне сегодня дороже честь моей семьи, моего мужа. Валлах1и, я готова трудиться с утра до ночи, лишь бы сохранить достоинство своей семьи в глазах всех этих людей». Мама тихо посмотрела на свою дочь, в глазах ее было и восхищение, и радость и чувство гордости за то, что ее дочь на правильном пути. Казалось бы, такая маленькая, хрупкая женщина, а сколько в ней внутренней силы, терпения, достоинства. Про таких говорят: « И в огонь, и в воду». Наступила ночь, мать и дочь отошли ко сну. Засыпая, Самаи думала о том, что сынок ее растет, пора бы и одежонку сшить новую, да и обувку поменять. А наутро пришли к отчему дому Самаи самые достойные люди села Сержень-юрт, чтобы забрать ее в родное село, к своим родным кровинушкам. Когда она переступила порог своего дома, все детишки бросились к ней. Но она незаметно отодвинулась от них, подошла к старшему своему сыну, крепко его обняла и тихо сказала такие слова: «Ничего, сынок, все будет хорошо, все во власти Всевышнего».
Продолжая эту тему, хочется вспомнить и такое поверье.
Жил-был один очень уважаемый человек. Однажды его спросили: «Как ты заслужил такой авторитет?» Он ответил: «Сначала я женился, и меня зауважала жена. Глядя на нее, меня стали уважать соседи, а глядя на них — все вокруг». Чеченских девочек в семье воспитывали и воспитывают в соответствии с этой притчей: они должны уважать своих мужей, быть послушными и во что бы то ни стало сохранить семью. «Престиж мужчины зависит от жены. Престиж семьи, тайпа – от взаимного уважения супругов, – отмечает известный этнограф Зулай Хасбулатова.- Внешний вид мужчины, опрятность его одежды, обуви являются показателями «качества» жены. Если муж приглашает к себе друзей и знакомых нехотя, с опаской, они говорят: «Домашняя ссора тяжела». Согласно этикету, жена должна ждать мужа хоть до утра, не ложиться спать, пока он не вернется». Муж должен знать о каждом шаге своей жены. Он может запретить ей ходить на работу, носить одежду, которая ему не нравится. Зато он должен содержать жену, обеспечивая ее всем необходимым. Это его обязанность не только по адату, но и по исламу. По правилам чеченского этикета, жена должна вести себя очень сдержанно.
Жена не должна называть мужа, его родственников и друзей по именам — это считается неуважением.
Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога, и не жаловаться.
Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.
Жена не должна разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.
Жена должна быть привязана к дому и беречь свою честь.
Очень важно, какими словами она приветствует близких людей своего супруга, насколько почтительна. Считается крайне неприличным проявлять недовольство, даже если гости нагрянут среди ночи. Ведь от ее поведения зависит репутация сразу двух семей.
В чеченской семье женщина – это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага.
Заканчивая тему о матери, о хорошей жене, о хорошей хозяйке, стоит еще раз подчеркнуть: женщина – это мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. На нее возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, благополучия домашнего очага, воспитание детей в духе обычаев и традиций чеченского народа, богобоязненности, патриотизма и любви к Родине.
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы
Район: Во всех районах Чеченской Республики
Тип особенности: Состояние бытования
Краткий текст: В современном быту сохраняется.
Тип особенности: Исключительность/Ценность
Краткий текст: В чеченской семье женщина – это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага.
Супружество является отдельной темой, где мужчина глава семейства, а жена-хозяйка дома.
Тип особенности: Способы передачи традиции
Краткий текст: Преемственным путем из поколений в поколение
Тип особенности: Форма бытования
Краткий текст: аутентичное бытование
Тип особенности: Этнологический аспект
Краткий текст: Чеченцы, как и другие народы, всегда придавали большое значение женщине, как хранительнице домашнего очага. Огромная роль отводилась ей в воспитании подрастающего поколения на всех этапах истории данного этноса. Именно женщине принадлежит одна из важнейших заслуг в сохранении любого этноса.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки: Д. Д. Межидов, И. Ю. Алероев, Мовла Гайраханов
Ссылка на полный текст (url): https://etokavkaz.ru/traditcii/kodeks-chechenskoi-snokhi
https://lenta.ru/articles/2019/05/16/killingwomen/
https://nohchalla.com/obychai-i-tradicii/etika/1580-goryanka-khozyajka
Жена, муж, семья, уважение, верность, терпение, выносливость, сдержанность, честь.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Хачукаев
Имя Отчество лица: Али Абдуллаевич
Даты: 1950г.
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Хадисов
Имя Отчество лица: Хож- Ахмед Геланиевич
Даты: 1956г.
Место работы/адрес: с.Элистанжи Веденский район ул. Хадисова – б/н
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Бакараев
Имя Отчество лица: Али Ахметович
Даты: 1958г.
Место работы/адрес: г.Урус-Мартан ул. М.Мамакаева-д. 5
Тип ответственности: Носитель
Фамилия лица: Омаров
Имя Отчество лица: Магомед Данилбекович
Даты: 1954г
Место работы/адрес: Старопромысловский район 5 линия – д.30
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Ахмадова
Имя Отчество лица: Мата Алимхажиевна
Даты: 21.08.1968г.
Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ» , методист Экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65
Тип ответственности: Носитель
Название организации: Министерство культуры ЧР
Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH068.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.