Наименование: ГIАБАЛИ
Язык наименования: Чеченский
Тип объекта: Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом
Краткий текст описания: Женский национальный костюм – гIабали, как и мужской костюм – чоа (черкеска), отражает этническое своеобразие, духовную культуру, обширное мировоззрение и эстетические вкусы чеченского народа.
По утверждениям лингвиста ученого-фольклорист, народного академика Чечни Зайнди Джамалханова слово «гIабали» состоит из двух чеченских слов «гIа», «балий». «ГIа» – здесь листок – что означает на чеченском языке – нежная, чувствительная, восприимчивая, как лист дерева (имеем в виду девушку), «бала» (ий) – бремя, тяжелый удел – надев платье невесты, девушка готовится взять на свои слабые плечи тяжелый удел хранительницы очага, матери достойных сынов и дочерей Родины.
Женское праздничное платье гIабали – было и остается у чеченцев платьем девушки-невесты (девственницы). В старину одевали ее только в трех случаях: когда девушка отправлялась на свадьбу, выходила замуж и готовилась к смерти в священном газавате (война с иноверцами).
Здесь также рассказывается и о других типах традиционной женской одежды чеченцев.
Женский национальный костюм – гIабали, как и мужской костюм – чоа (черкеска), отражает этническое своеобразие, духовную культуру и эстетические вкусы чеченского народа.
– Слово «гIабали» – состоит из двух исконно чеченских слов – «гIа», «балий», – подчеркивает наш информатор, ученый-лингвист, фольклорист, народный академик Зайндин Джамалханов (90 лет), уроженец села Нижний Наур Надтеречного района Чечни. – «ГIа» – листок – означает на чеченском языке – нежная, чувствительная, восприимчивая, как лист дерева (имеем в виду девушку), «бала» (ий) – бремя, тяжелый удел – надев платье невесты, девушка готовится взять на свои слабые плечи тяжелый удел хранительницы очага, матери достойных сынов и дочерей Родины.
Женское праздничное платье гIабали – было и остается у чеченцев платьем девушки-невесты (девственницы). В старину одевали ее только в трех случаях: когда девушка отправлялась на свадьбу, выходила замуж и готовилась к смерти в священном «газавате» (война с иноземцами).
– ГIабали – у чеченцев в старину считалось символом девственного величия девушки, – утверждает следующий информатор писатель-этнограф Хожа-Ахмед Берсанов (90 лет), уроженец с. Шаами-Юрт Урус-Мартановского района ЧР, – и девушка могла его носить только до брака. После выхода замуж, передавала сестре мужа или другой его подросшей близкой родственнице-девственнице. Ибо дальше, при любом раскладе своей жизни, она не имела право надевать гIабали (см. видео запись).
Хотя, отдельные ученые-кавказоведы склонны считать, что чеченская женская одежда гIабали появилась на определенном этапе развития верхней женской одежды или на стыке конструктивных особенностей туникообразной и выкройной одежды горцев, факты свидетельствуют об обратном.
– Время появления гIабали надо искать в источниках более ранних эпох, – уверен информатор ученый-кавказовед, доктор исторических наук, профессор Лечий Магомедович Гарсаев (66), уроженец с. Элистанжи Веденского района ЧР, – к примеру, многие нагрудные украшения, найденные в ЧР во время археологических раскопок, ученые относят к дате раннего средневековья. А эти украшения у нас сочетались только с гIабали.
ГIабали от других женских одежд чеченцев отличается особым покроем, нагрудными украшениями туьйдаргаш и своеобразной отделкой рукавов. Иными словами, к рукавам гIабали чуть выше локтей пришивались подвесные полу рукава (лопасти) с подкладками из серебристой саржи.
– Моя тетя по отцу Серижа считалась лучшей из мастериц наших дней, которые шила чеченскую национальную одежду, – вспоминает Хож-Ахмед Берсанов. – По ее словам, на гIабали, кроме нагрудных туьйдаргаш и бляхи кожаного ремня из серебра или позолоты, не должно было быть никаких блесток или орнаментов. Народ считает, что не гIабали украшает девушку, а девушка украшает гIабали. Все остальное – излишество. А по поводу двух подвесных полу рукав платья, она говорила так: «Днем они освещали лицо девушки лучами солнца, ночью при свете лампады – становились для нее лунными зеркалами».
По поводу, излишества орнаментов и каких-либо других украшений на женском свадебном платье есть у чеченцев такая поговорка: «Дуьне талларх, карор дацара, гIабали хазъян, нохчийн йоIал деза а, нохчийн йоIал сийлахь а жовхIар», – «Не сыскать во всем мире изумруда или бриллианта, дороже и краше чеченской девушки, чтобы украсить гIабали!»
В том, что свадебное платье гIабали является предметом особой гордости девушки, свидетельствуют и чеченский фольклор. Редко встретишь сказку, Илли, где народ не облачал бы своих девушек-героинь в национальные платья – гIабали.
– В годы депортации чеченцев в холодные края Сибири и Казахстана гIабали впервые перестало быть только свадебным платьем девушки, – поведала информатор мастер по пошиву национальной женской одежды Аза Юсупхаджиева (44), уроженка г. Грозный, – готовясь принять голодную смерть, его стали надевать вдовы и замужние женщины. По рассказам моей прабабушки это означало, что они собираются уйти из этого мира такими чистыми, безгрешными, как и пришли в него.
– ГIабали шьют с сильно скошенным к груди воротом. Поверх нижней рубахи надевают нагрудник с металлическими или серебряными туьйдаргаш – застежками, сшитый из бархата со стоячим воротником, – дополняет следующий информатор известная чеченская певица, заслуженная артистка России Макка Межиева (50 лет), уроженка г. Гудермес, – рукава длинные, с манжетами и полу рукавами (лопастями), свисающими от локтей. Обязательными элементами в этом костюме являются «чухула юху коч» – «нижняя рубаха» и штаны (тип шаровар) из тонкой добротной ткани. В комплект данного свадебного платья также входит тонкий пояс с металлической, серебряной или золотой с драгоценными камнями бляхой.
– Нагрудные украшения туьйдаргаш и пояс к гIабали стоили в старину очень дорого. – дополняет другой информатор Самаъ Тайсумова-Садулаева (67) уроженка с. Агишты Шалинского района ЧР. – Моя бабушка Кесимат Тайсумова хранила серебряные туьйдаргаш и пояс своей прабабушки, изготовленные чеченскими мастерами еще в 1920 году. Она их не обменяла на еду даже в голодные сороковые годы прошлого века. Тогда их семья находилась в местах высылки… Говорили, за них, в свое время отдали трехгодовалого быка. Разумеется, не каждая семья могла себе позволить такое. Поэтому в основном девушки довольствовалась поясом и нагрудными украшениями к гIабали из обычного металла.
Одной из лучших в республике мастериц по пошиву традиционной чеченской женской одежды в свое время считалась Санет Гарасаева из с. Элистанжи Веденского района ЧР. И это не случайно. Каждое отдельно взятое гIабали, вышедшее из-под ее рук, являлось своеобразным, не похожим на другие, даже ею изготовленные гIабали, шедевром высокого искусства. Поэтому география ее клиентов выходила далеко за пределы нашей республики.
К сожалению, мастерская Санет и оставшийся после нее своеобразный семейный музей традиционной чеченской женской одежды, были уничтожен во время военных событий 1993 – 1995 годов на территории ЧР…
Обувь к гIабали. Наиболее распространенной обувью, как к гIабали, так и другой легкой женской одежде были лоха маьхьсеш (низкие сапоги), кIархаш (тип чешек наших дней), пошмакхаш (башмаки) из твердых тканей, тонкой кожи, или сафьяна с подошвой из кожи була (дикого буйвола).
Наши информаторы свидетельствуют о бытовании в старину разнообразной теплой одежды в комплексе одежды чеченских женщин. Наличие того или иного его типа определялось и возрастом, и семейным положением, и материальным благосостоянием, а также другими факторами жизни и быта людей.
Наиболее характерным видом женской теплой одежды у чеченцев был бешмет, стеганный на вате или шерсти разного покроя.
Изготовлением одежды издревле у чеченцев занимались в основном женщины. Но это не означает, что в горах не было мастеровых среди мужчин.
Мужчины занимались шитьем чоэш (черкески), башлакхаш (башлыки), бекхаш (тулупы), кетарш (шубы), маьхьсеш, ичигаш, эткаш (виды обуви), куйнаш (головные уборы), изготовлением вертанаш (бурки). И их трудовые навыки, опыт, секреты мастерства, связанные с данным промыслом, передавались из поколения в поколение, как по мужской, так и по женской линии.
– Девочек у нас обучали шитью и вышиванию почти с колыбели, – поясняет наш информатор уроженка с. Агишты Шалинского района Шумисат Дазаева (109 лет). – Начинали с ней «уроки шитья» с плетения тайнигаш (фигуры людей, плетеные из ниток). Затем прямо на этих игрушках плели кофты, штаны, шили им отдельные платья и т. д. Тем самым осуществляли одновременно и трудовое, и эстетическое воспитание девочек.
Комплекс любой женской одежды чеченцев включал в себя нижнюю рубаху, длинные штаны из тонкой ткани, платье из домотканого сукна. Голову обязательно прикрывали платком. На ноги надевали самодельные кIархаш из плотной ткани, тонкой кожи или сафьяна (низкая обувь с подошвой из твердой кожи).
– Покрой женской нижней рубахи выбирали туникообразным, без рукавов или с рукавами до локтей, с боковым воротом, – подчеркивает другой информатор, уроженка с. Гельдиген Курчалоевского района Хасант Чакалаева (101 год). – Эта форма ворота сохранилась и в наши дни. Правда, её применяют при шитье одежды пожилых женщин.
Другой обязательный элемент нательной одежды женщин – это штаны,
– В наше время молодые девушки носили штаны ярких цветов (красный, желтый, оранжевый), – говорит Ш. Дазаева, – замужние и пожилые женщины выбирали темные цвета: синие, черные, а девочки – белые.
Верхняя одежда женщины. В качестве верхней одежды женщины носили туникообразные платья-рубахи. Длину выбирали до щиколоток и короче, но не мене чем 15 – 20 см. ниже колена. Рукава, в отличие от нательных рубах, были длинные, засуженные к кисти рук.
– Повседневные традиционные женские рубахи и платье в старину шили из тонких шерстяных домотканных тканей, – говорит Аза Юсупхаджиева, – но со временем стали использовать и привозные ткани: сатин, шелк, атлас, парча, бархат.
– При шитье женской верхней одежды, как и другие народы Кавказа, чеченцы использовали ткани различных цветов, – поясняет доктор исторических наук, профессор Л.М. Гарсаев. – Только белый и красный цвета подчеркивали состоятельность или социальное положение тех, кто их носит. Судя по археологическим источникам, понятие о цветовой гармонии формировалось у чеченцев с глубокой древности. Все аксессуары, фрагменты тканей при шитье костюма подбирались тщательно по цвету, по характеру, рисунку, и орнаменту. Здесь все должно было быть в меру, без излишеств.
В женских рубахах-платьях большое значение придавалось отделке рукавов и ворота. Ворот делали круглый, с глубоким осевым разрезом на груди. Ворот и разрез вышивали в виде планки разноцветными шелковыми нитками, которые ярко выделялись на фоне платья. По краям разреза пришивали горизонтальные застежки из плетеного шнура. На вышитом фоне ворота горизонтальные застежки придавали одежде красивый вид.
Некоторые платья-рубахи расширялись книзу за счет треугольных парных клиньев, идущих вниз от пояса по бокам. Другие – шили с отрезной кокеткой. Были платья и с наращенным низом. Безусловно, все они дополнялись различными поясами. Здесь пояс из широкой ткани (типа кушака) носили замужние женщины, девушки – пояса из серебра и бронзы.
– Наша бабушка по отцу Бата Юсупхаджиева научилась шить еще когда ей было 14 лет, – вспоминает Аза Юсупхаджиева, – она утверждала, что платье с отрезной кокеткой – лакхе яьккхина коч – носили женщины преклонного возраста, отрезное в талии – юкъ хадийна коч – могли носить только девушки. А женщины носили цельное отрезное в трапецию платье, с отделкой низа на любой вкус.
Одним из самых распространенных видов верхней женской одежды был – зударийн гIовтал – женский бешмет. Он имел разные виды: сшитый на одной подкладке, который носили в летний период; утепленный на вате или шерсти – для холодного времени года.
Различались женские бешметы также и по покрою. Наиболее распространенным был бешмет туникообразного покроя, со скошенным к груди воротом и длинными зауженными рукавами. Застежки отсутствовали, перепоясывались матерчатым поясом из неокрашенного холста.
Другой тип женского бешмета – утепленный на вате, простеганный вертикальным швом. Бешмет имел воротник в виде невысокой стойки, чуть скошенный на груди. Застегивался на парные горизонтальные застежки.
Праздничный женский бешмет сшили из привозного полушелка ярких цветов. Такие бешметы изготавливались по покрою чои, подчеркивая верхнюю часть женской фигуры. Но рукава имели любопытную форму: чуть длиннее локтя, полуовальные и со сквозным разрезом от подмышек до конца, т. е. «распашные».
– В зимнее время горянки носили праздничный бешмет из лучшего домотканого сукна, утепленный, – заметил наш информатор Л.М. Гарсаев, – его скошенный к груди ворот имел форму треугольника. Рукава были чуть длиннее локтя. Застегивался он с помощью застежек в виде воздушных петель и пуговок из скрученных ниток.
– Среди праздничной женской распашной одежды старинного периода выделяется бешмет из зеленого ворсистого бархата, – рассказывает Хож-Ахмед Берсанов, – шили его без подкладки, приталенный. Стан делали из трех полотнищ. Рукава должны были быть длинные и сильно зауженные книзу, а ворот – скошен к груди. По бокам делались разрезы. Как и края ворота, так и разрезы по бокам, борта могли обшивать полоской из яркого атласа. Шили такие бешметы вручную и толстыми шелковыми нитями, без застежек. Они перепоясывались поясами из тканей.
Без исключения, все наши информаторы считают, что данный вид одежды характерен для молодых женщин из наиболее состоятельных семей.
Другой, не менее распространенный вид женской теплой одежды – это бекх – тулуп и кетар – шуба из овчины свободного покроя или с отрезной талией. Они были крытые и нагольные.
Более состоятельные семьи заказывали овчинные шубы с подкладками из различных дорогих тканей, в зависимости от вкуса и своих материальных возможностей. Носили овчинные шубы и тулупы, в основном, замужние женщины и женщины старшего возраста. А девушки предпочитали утепленные бешметы.
– Чеченские женщины в холодные времена года под шалью (теплые женские платки) носили также и «душегрейки» – пхьуьйшаш доцург – это своего рода телогрейки без рукавов, – заметила Аза Юсупхаджиева. – Шили их из козьих и овечьих шкур шерстью вовнутрь. Они тоже были крытые и нагольные. Известен и такой вариант «душегрейки»: сшитый из ткани с подстеганной ватой или шерстью.
В осеннее время или ранней весной чеченские девушки и женщины поверх платья и рубахи носили еще одежду типа кафтана. Изготавливали ее из теплого домотканого сукна.
Очень важной и своеобразной частью традиционного чеченского женского костюма являются головные уборы: шипон – (шифон) к гIабали и праздничным платьям; большие головные платки – кортали (шали) из козьего пуха, шерсти, шелка к зимней одежде; йовлакх (небольшие платки) – из тканей домашнего производства носили девушки и молодые женщины…
В состоятельных семьях носили привозные платки из шелка и других тканей. К названию платка в таких случаях добавляется название ткани, из которой он был сшит: «гуьльмаьнда» – шелковый платок с каймой; тапта – шелковый цветной платок. Эти платки имели квадратную форму, иногда с бахромой по краям.
По рассказам наших информаторов девушки носили платки, сложенные по диагонали, завязывая концы на затылке под косами. Замужние женщины – концы платка не завязывали, а затыкали у щек. Такой способ ношения платка по сей день сохранился у пожилых женщин.
В числе женских головных уборов следует назвать и чухту – «мешочек для волос», прикрывавший женские волосы. Носили ее замужние женщины.
– Чухта представляла собой форму удлиненного мешочка, сшитого из атласа, сатина или тонкой шерсти, – поясняет А. Юсупхаджиева, – цвет в основном подбирали черный. Чухта почти полностью закрывала лоб, и волосы по всей их длине. Она завязывалась лентами.
– Истоки этого головного убора восходят к глубокой древности, – заметил Л.М. Гарсаев, – свою привязанность к чухте наши женщины и девушки объясняют тем, что мусульманский обычай не позволяет им выставлять волосы. На мой взгляд, не следует связывать чухту с влиянием религии. У чеченского народа бытовал в древности обычай покрывать волосы. То есть, после замужества женщины одевали на волосы подобные чухте «мешки».
Чеченская женская обувь. Ее изготавливали из разных материалов: войлока, шерсти, сыромятной кожи, сафьяна. В качестве домашней и выходной обуви носили «кIархаш» (типа тапочек) из сыромятной кожи. В зажиточных семьях их шили из сафьяна. Для девушек и молодых женщин была характерна обувь без задников, на каблуке – «пошмакхаш» (башмаки). Носок такой обуви делали глубоким и заостренным.
– Из низкой обуви необходимо отметить женскую обувь типа ботинок, – заметил Х-А. Берсанов, – Такая обувь изготавливалась из нескольких кусков кожи. Швы проходили по носку, пятке и подъему ноги. На ноге они смотрелись изящно. Состоятельные женщины носила сафьяновые сапоги. Они имели многослойный (наборный) каблук.
Существовала еще обувь из вяленой шерсти, вязаная обувь из цветной шерсти…
Были в старину у чеченских женщин и другие виды летней и зимней одежды, головных уборов, обуви и целый перечень различных украшений к одежде. Об отдельных из них также повествует настоящий объект НКН.
Тип особенности: Риск исчезновения – нет
Тип предмета: Традиционная чеченская национальная праздничная одежда
Наименование Предмета: ГIАБАЛИ – платье невесты и чеченская традиционная женская одежда
Чеченская традиционная национальная праздничная одежда
ГIабали, туьйдаргаш, чухта, лакхе яьккхина коч, гуьлмаьнда, йовлакх
Тип ответственности: Носители
- Шумисат Дазаева (109 лет), уроженка с. Агишты Шалинского района ЧР;
- Хасант Чакалаева (101), уроженка с. Гельдиген Курчалойского района ЧР;
- Зайнди Джамалханов (90), уроженец с. Надтеречное, Надтеречного района ЧР;
- Хожа-Ахмед Берсанов (90), уроженец с. Шаами-Юрт Ачхой-Мартановского района ЧР;
- Лечи Гарсаев (66), уроженец с. Элистанжи Веденского района ЧР;
- Самаи Тайсумова (67), Макка Межиева (50), Аза Юсупхаджиева (44), жители г. Грозный ЧР.
Тип ответственности: Исполнитель
Фамилия лица: Уциев
Имя Отчество лица: Абу Ховкаевич
Дополнение к имени: Член Союзы журналистов СССР, член союзов журналистов и писателей Российской Федерации, писатель-этнограф
Тип ответственности: Эксперт
Фамилия лица: Гарсаев
Имя Отчество лица: Лечий Магомедович
Дополнение к имени: ученый-кавказовед, доктор исторических наук, профессор
Место работы/адрес: Академия наук Чеченской Республики
Тип ответственности: Носитель
Название организации: ГБУ «Центр народного творчества ЧР
Литература и материалы:
- Л.М. Гарсаев. Вайнахская женская одежда. Грозный, ГУП «Книжное издательство», 2007 год.
- Абдулвахабова Б. Б-А. Женская одежда горной Чечено-Ингушетии в XVII– XVIII вв. // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. – Грозный, ЧИНИИИЭСФ, 1989.
- Полевой материал, фото и видео материала из личного архива А.Х. Уциева.
4. Фото и видео материалы из архива ГБУ «ЦНТ» МК ЧР.
ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH043.
Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.