Национальная игра в альчики («Г1улгех ловзар»)

Наименование: Г1улгех ловзар

Язык наименования: Чеченский


Тип объекта: Игровая культура: Бытовая игровая культура


Краткий текст описания: С древних времён  у чеченцев  бытовала   бытовая игра,  в игра в  альчики. В те далёкие времена,  днём, в основном  вечерами, коротая  длинные,  зимние ночи, когда не было ни радио, ни телевидения, ни  тем более интернета, а в некоторых районах и электричества, подростки, а порой и взрослые  проводили свой досуг играя в национальную игру «Игру в альчики».  Игра в альчики  есть и у других народов, не только  у народов Северного Кавказа, но и у народов Азии, к примеру,  в Казахстане, в Киргизии и.т.д. Правила игры  разные, в  зависимости  от  региона.  У чеченцев эта игра своеобразна

Игра в альчики (« г1улгех ловзар»), или овечьи бабки, у чеченцев имеет древнее происхождение. У нее несколько вариантов. Например, в ней может участвовать от  двух, четырех до шести  человек. Когда играют  шесть и более человек, игра получается затяжной  и трудно выявить победителя, поэтому предпочтительнее,  когда играют от двух до пяти  человек. Раньше в нее играли не только дети, но и взрослые. Игра эта очень увлекательна. Один  из вариантов игры таков. На ровном месте, на полу или на паднаре, (паднар- деревянная кровать, тапчан с деревянным настилом из досок ,накрытый ковром или истангом ) садятся в круг участники игры. Подстилают обычно «Истанг»-чеченский традиционный коврик, начинается игра.  

подробнее…

Досуговая  (рекреативная)  культура  Нахов.

Игра в альчики (бабки ) – Г1улгех ловзар

Одна  из древнейщих игр нахов-игра в альчики (г1улг, бабка). Наличие  альчиков  в  древних захоронениях нахов, а так же  богатая терминология, связанная с ними, свидетельствуют о давнем знакомстве с различными играми в альчики не только детей  и юношей, но и взрослых. Одних названий, означающих  различное положение  альчика,  насчитывается несколько:

  1. Г1улг – альчик,  косточка неординарной формы, у овцы, коровы, козы, и сайгака на задних ногах, на месте. где нога сгибается, по одной на каждой задней ноге«бабки».
  2. Чийк – положение альчика  хребтиком вниз;
  3. Тап– положение альчика на правом боку;
  4. Харцхьа-Тап– положение  альчика выпуклым  хребтиком  вверх;
  5. Харцхьа -Чийк –  положение  альчика  вогнутым  хребтиком   вверх;
  6. Тхьоз– большой альчик крупнорогатого скота.«Тхьоз»- большой альчик  обтёсанный  с  нижней стороны служил для специальной игры.

Одна  из древнейщих игр нахов-игра в альчики (г1улг, бабка).

Наличие  альчиков  в  древних захоронениях нахов, а так же  богатая терминология, связанная с ними, свидетельствуют о давнем знакомстве с различными играми в альчики не только детей  и юношей, но и взрослых. Одних названий, означающих  различное положение  альчика, специальной игры служил  большой альчик – «Тхьоз».

  Для игры в подкидку – использовали Оь– три обычных альчика.  Играли в альчики, сидя в кругу трое, четверо и более человек,  стараясь попасть вброшенными  в круг одинаковыми  по положению  альчиками, друг в друга на расстоянии ударив большим или указательным пальцем, с целью забрать один из них. Распространена была и такая игра в альчики, при которой  играющие  чертили круг, в центре  которой в ряд расставляли  по количеству играющих альчики. Затем, установив очерёдность  игроков,  играющие начинали с заранее опредёлённого расстояния, примерно с 3-5 метров (в зависимости от возраста игроков), каждый своим «Тхьоз» выбивать альчики за круг.

«Тхьоз»– (биток) – это большой альчик  КРС, залитый свинцом.   

С древних времён  у чеченцев  бытовала   бытовая игра  в игра в  альчики. В те далёкие времена,  днём, в основном вечерами, коротая длинные,  зимние ночи, когда не было ни радио, ни телевидения, ни  тем более интернета, а в некоторых районах и электричества, подростки, а порой и взрослые играли в национальную игру «Игру в альчики».  Игра в альчики  есть и у других народов, не только  у народов Северного Кавказа, но и у народов Азии, к примеру,  в Казахстане, в Киргизии и.т.д. Правила игры  разные, в  зависимости  от  региона.  У чеченцев эта игра своеобразна

Игра в альчики (« г1улгех ловзар»), или овечьи бабки, у чеченцев имеет древнее происхождение. У нее несколько вариантов. Например, в ней может участвовать от  двух, четырех до шести  человек. Когда играют  шесть и более человек, игра получается затяжной  и трудно выявить победителя, поэтому предпочтительнее,  когда играют от двух до пяти  человек. Раньше в нее играли не только дети, но и взрослые. Игра эта очень увлекательна. Один  из вариантов игры таков. На ровном месте, на полу или на паднаре, (паднар- деревянная кровать, тапчан с деревянным настилом из досок ,накрытый ковром или истангом ) садятся в круг участники игры. Подстилают обычно «Истанг» – чеченский традиционный коврик. Один из играющих  проводит  жеребьёвку, тем самым определяя,  кто начинает игру. Жербьёвка тоже разная. Если играющих больше чем  два, игрока (к примеру 4 игрока ), то  берется один альчик  для того, чтобы бросить его в круг. Перед этим все игроки называют  стороны  альчика,  на который им хотелось бы, что б упал вброшенный в круг альчик. На чью сторону ляжет альчик после вбрасывания, тот и начинает игру. Если  играют  двое, то проводят самую простую жеребьёвку. Один из игроков берёт  один  альчик в руку и прячет за спиной обе руки, потом протягивает их, вперёд сжав в кулаки. Второй игрок должен угадать,  в какой руке у него альчик. Если угадает, то игру начинает угадавший, если не угадает, то начинает  тот, кто прятал альчик в руке. Начинающему остальные все  участники игры  отдают свои  альчики,   от одного до трёх, в зависимости от числа играющих, или если участников мало в зависимости от договорённости.  Обычно отдавали «Оь» (три альчика), заранее обговаривалось по сколько « Оь» участвуют в игре от каждого игрока.. Начинающий  взяв все  альчики в одну руку  или в обе руки если альчиков много и не умещаются в одной руке, слегка подбрасывает их  в центр круга  стараясь чтобы  все, или  как можно больше  альчиков  легли,  упали   одинаково  боком,  или лёжа,  как бы на спине. Играющий должен технично  указательным  или  другими пальцами  руки  ударять  одинаковые по расположению альчики  друг об друга  не касаясь третьего  альчика.  Один из альчиков игрок забирает себе и так до тех пор, пока не ошибётся. Ошибкой считается: 1) если он  промазал, т.е.  не попал в другой альчик. 2) если он ударил друг об друга, разные  по положению альчики. 3)  если игрок попал или задел  третий альчик. После его ошибки,  ход игры переходит  к следующему игроку по часовой стрелке, и так по кругу. В процессе игры альчики постепенно переходят друг другу у кого больше, у кого меньше, тот кто в процессе игры  остался без альчиков  выбывает из игры. И так до тех пор пока не  останутся два  игрока, два  «финалиста», у которых скопились  все альчики.  Точное количество  у кого сколько  набралось  альчиков  игроки друг  другу не говорят, что б каждый думал что у него больше чем у противника, и тем самым надеется  заполучить альчики своего соперника. Игра продолжается до тех пор, пока все альчики не перейдут к одному из игроков, и он является  победителем.  В процессе игры если же игроки не хотят чтобы кто ни будь из игроков вышел из игры слишком рано, (порой бывает, так что выбывает сильнейший  из игроков), то  другие игроки могу дать ему небольшое количество альчиков, взаймы, в долг, тем самым давая ему шанс  проявить своё мастерство. Но эта помощь не обязательна и оказывается не всегда и не каждому. Во время игры,  если  все альчики  после вбрасывания принимают  одинаковое положение, лёжа или стоя, то другие игроки  в том числе и сам вбрасывающий, имеют право  забрать, схватить все альчики из круга произнося при  этом  слово «Къулхьоз !»  (возглас дающий понять остальным игрокам, что все альчики лежали  в одном положении и что он их забирает). В этой ситуации все альчики забирает самый зоркий, самый расторопный и самый быстрый из игроков. Другие игроки ничего не имеют против.  Если же кто – либо из игроков забрал все альчики,  но не произнёс этот  возглас,  или же другие игроки засомневались, что альчики лежали именно в этом положении, то он должен положить  все  альчики обратно и играющий повторит взброс. В очень редких случаях в  этот момент могут возникнуть  споры, что не все альчики лежали в одном положении и.т.д. Игрок ,забравший альчики, должен  доказать свою правоту.   А бывает и так что игра затягивается допоздна,  так и не выявив  победителя, и игроки  согласованно откладывают игру на завтра, или на другой раз, предварительно сосчитав у кого, сколько альчиков осталось на момент прекращения игры. Следующая  игра начинается  снова  между этими двумя  финалистами, раздав игрокам  альчики в таком количестве, сколько у них было перед остановкой игры. Или же по договорённости, от того. что играть хотят все, игра начинается заново, раздав всем играющим одинаковое количество альчиков.т.е разделив все имеющиеся в наличии альчики  всем поровну. Эту игру ещё называли  и игрой для  самых  метких. Следующая,  более распространённая  подвижная  игра в альчики. Игроки  ставят на кон рядами альчики (бабки), каждый играющий — по одной или две штуки,  в зависимости как договорятся. Отойдя от круга на 10—15 шагов, играющие по очереди битой  (Бита-альчик КРС) бьют по альчикам (бабкам). У каждого по две биты. Битами служат более крупные альчики,  альчики от  крупнорогатого скота, так как они должны быть тяжелыми. Чтобы увеличить тяжесть      биты, в середине просверливают отверстие, и заливают его свинцом.     Очередность в игре устанавливают по жребию. Тот, кто выбьет из круга  две-три  бабки, имеет право продолжить игру дальше и может с места падения биты выбить из круга все остальные бабки и выиграть весь кон. Каждый старался показать свое мастерство, но, бывало, иной слабый игрок проигрывал все свои аль чики и выходил из игры с одной единственной битой. Это становилось предметом веселых шуток и безобидного смеха болельщиков. Биты  (альчики КРС) были больше и тяжелее  овечьих алчиков. Кроме того, одну сторону (нижнюю)  такой биты обрабатывали напильником или же роховатым камнем, делая биту ровной и гладкой, чтобы она лучше катилась по земле. От удара такой биты вылетали из круга сразу по несколько альчиков.
Такую игру в альчики проводили и зимой,  на снегу или на льду. Тем самым  это было еще интереснее: биты катились быстро и точно.
Мальчишки, красили свои аль чики в разные цвета: красный, желтый, коричневый… Особенно усердно красили и берегли биты, помечали их, ставя свои отличительные знаки (клейма).
Кроме этой, есть еще несколько вариантов игры в альчики. Чтобы уметь хорошо играть, надо знать, как бабки во время игры падают, как они могут лечь, встать.
Биты  и альчики немного разные, одна — правая, другая — левая. Во  время броска большую  биту  бросают,   держа её большим,  и указательным пальцами. Бросать биту удобнее, правую – правой рукой, а левую – левой рукой.  Если же большого альчика не было, то вместо «бабки-биты» можно было использовать плоский  камень  округлой  формы диаметром примерно  10-20 см и толщиной  1,5-3 см. Как правило, играющие не сидели на месте, а всё время передвигались, находились в движении, тем самым не мёрзли  хоть и играли в основном  в зимнее время. Игра требовала от игроков  сноровки, сообразительности, наблюдательности, точности броска и большого терпения, что немало важно в физическом воспитании мальчиков. Играли в эту игру не только дети и подростки, но и взрослые. По рассказам старейшин, молодёжь со своими альчиками и «бабками-битами» ходили состязаться в мастерстве в соседние сёла и там  устраивали соревнования. Иной раз игрок мог остаться  со своей одной лишь «битой», так как все альчики были проиграны.


Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика 

Район:Урус-Мартановский, Надеречный  районы ЧР

Населенный пункт:С Алхан-Юрт, с Мекен- Юрт.


Сведения об особенностях ОНН

Тип особенности: Состояние бытования

Краткий текст: В современных  условиях в век компьютерных технологий игра в алдьчики немного вытеснена  из   общего числа национальных игр, и редко кто в неё играет.

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Степень опасности исчезновения этой игры  очень велика,  и  основной причиной  являются сокращение числа носителей, изменение социальной среды  и современные технологии и разного рода  компьютерные игры.и.т.д.

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: Уникальность этой  игры заключается в том что она очень древняя игра, и достаточно  интересна и увлекательна, требует  сообразительности, меткости  умения находить  оптимально правильное решение что способствует умственному развитию детей и подростков так же как и игра в шахматы или в шашки.

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Естественный способ передачи путём обучения  этой игре в  досуговых учреждениях, в Домах культуры, в дошкольных учреждениях,  к примеру, в садиках. 

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: Аутентичное форма бытование, возвращенная в традиционную среду бытования,  встроенная в городскую праздничную культуру и т. д. и т. п.


Предметы, связанные с ОНН

Тип предмета: Г1улгаш- Альчики от 30 до 200 шт.


Принадлежность ОНН

Принадлежность: Чеченская игровая культура


Ключевые слова

Г1улгаш, альчики, ход, къулхоз, жеребьёвка


Лицо, имеющее отношение к ОНН

Организация, имеющая отношение к ОНН

Фотофиксация


Видеофиксация

Регистрация ОНН

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH040.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики.

Post Your Comment Here