Наименование: «Кошелек»
Язык наименования: русский
Наименование: «Бохча»
Форма выражения ОНН: Сумочка для швейных принадлежностей, шкатулка, бумажник, кошелек
Язык наименования: чеченский
Краткий текст описания: «Бохча» – сумочка, сшитая из ткани на подкладке в виде конверта, которая сворачивается и перевязывается шнурком, пришитым к прикрывающемуся концу. В ней хранили предметы для рукоделия. «Бохча» также являлся частью приданого невесты.
У каждого народа свои культура, обычаи, традиции, уходящие своими корнями вглубь веков. Но возвращаясь к истокам прошлого, мы находим утешение, любовь и память.
Бесценное духовное богатство, унаследованное от наших великих предков, составляет суть истинных ценностей. Люди хранят, словно «семейную реликвию» национальные сокровища частицу прошлого, так как, это является очень важной частью исторического и культурного наследия любого этноса. Испокон веков семейные традиции чтились и оберегались.
Кстати, чтить память своих предков относится и к исконно чеченским традициям. Давней традицией можно назвать и передачу вещей своим потомкам, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. Например, прадедушкины кинжал и часы или прабабушкины национальное платье «г1абали», серебряные нагрудные украшения с поясом (туьдаргаш, доьхка) и «бохча» (шкатулка) – это семейные реликвии, которые хранятся долгие годы дома в укромном месте. История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа в целом. И чеченский народ не исключение.
И до настоящего момента некоторые семьи берегут как реликвию, унаследованные от своих потомков «ценные вещи». Это могло быть все что угодно. С каждой вещью, возможно, существует своя интересная история.
С давних времен чеченские женщины занимались рукоделием, мастерицы из простых семей шили и вышивали, желая сделать свое скромное жилище уютнее или что бы заработать и хоть как-то прокормить большую семью. Они изготавливали матрацы, одеяло, подушки. А вот женщины из знатных семей, таким образом, скрашивали свой досуг, занимаясь любимым делом, вышивали изящные скатерти, полотенца или кружевные салфетки.
В старину пользовались шкатулкой, которая называется «бохча». Каждая уважающая себя женщина в чеченской семье имела такой предмет. И почти каждая девочка знала, где лежит заветный «сундучок с сокровищами», состоящий из красивых разнообразных пуговиц, наперстков и малюсеньких подушечек для иголок и булавок, расшитых яркими нитями. В то время сложно было приобрести что-либо и поэтому приспосабливались, как могли. Практичная вещица для дома и всегда под рукой хозяйки. Подумать только, а ведь еще с тех времен, когда рукоделие зарождалось, культура иметь специальную шкатулку уже существовала.
В нынешнее время рукоделие – это хобби, которое может поправить семейный бюджет, ведь ручная работа всегда цениться и неплохо продаются такие изделия. Да и подарок, сделанный своими руками, отличается уникальностью, индивидуальным стилем и будет более приятен.
Нужно заметить, что в те времена каждая мастерица уделяла внешнему виду «шкатулки» особенное внимание, и многие предпочитали самостоятельно оформлять ее. До наших времен дошли фантастические по красоте «бохча» из атласа, парчи или бархата. Некоторые из них украшали вышивкой, лентами, бусинами.
Внешний вид «бохча» нельзя назвать сложным делом, это вопрос собственных предпочтений и воля фантазии каждой рукодельницы. И если есть хоть какое-то представление и желание сделать «шкатулку» индивидуальную, куда будет помещаться все, что вы планируете, то это считалось успехом мастерицы.
«Бохча» – это «конверт», сшитый из бархатной или атласной ткани, с шелковой или хлопчатобумажной подкладкой. В нем хранятся: нитки, иголки, ножницы, лоскуты, все необходимое для рукоделия. «Конверт» сворачивается, затем перевязывается шелковым шнурком или тесьмой, пришитыми к прикрывающемуся треугольному концу. К концу шнурка крепилась «кисточка» (къуж). Шьют его обычно из парчи, атласа, бархата, украшают тесьмой и всевозможными ювелирными украшениями. Шелковый шнурок делали собственноручно и также «кисточку» к нему.
«В старину у чеченцев существовало поверье, что в загробной жизни, когда будут взвешивать деяния каждого, то и «бохча» будет взвешен, и чем больше он будет, тем лучше», рассказала Хава Махмедхажиева (1935г.) из селения Махкеты Веденского района.
«Бохча» также является частью приданого невесты. Совершеннолетняя девушка могла спокойно собственноручно изготовить «бохча» и украсить его как для себя, так и для золовки в подарок. Этот факт подтверждает Белкыз Абетаева (1956г.). Она рассказала, что такой памятный «бохча» получила в подарок от своей снохи Розы Магамадовой из с.Энгель-Юрт Гудермесского района. «Когда женился мой единственный брат Иса, вспоминает Белкыз, я была еще школьницей, ученицей начальных классов. В наш дом привели сноху. Роза была большой мастерицей. Свою любовь к рукоделию она унаследовала от матери Хьеси. Будучи еще маленькой девочкой, переняла все навыки рукоделия. В подростковом возрасте она уже умела кроить, шить, вышивать гладью и крестиком, вязать спицами и крючком. Обладая таким умением, Роза изготовила «бохча» один для себя, другой для меня. Я была в восторге от ее подарка. Мой бесценный «бохча» был такой красивый из черной шерстяной ткани. Узор на нем представляет собой геометрические фигуры в виде черных треугольников, ярко-желтого ромба и чередование цветных розовых полос из шелковистой ткани. Два черных треугольника, которые располагаются снизу, перпендикулярно разделены ручным швом в виде орнамента. Накрывающаяся треугольная верхняя часть «бохча» окантована красной тесьмой, а к ее углу пришит плетеный из черной нити шнурок с кисточкой».
Из рассказа Маты Ахмадовой (1968г.), которая слышала от своей бабушки Селист, что раньше в селении Автуры Шалинского района для будущей невесты «бохча» собирали все соседи в округе. Женщины, сшившие платья, никогда не выбрасывали остатки ткани. Тогда сложно было приобрести дорогой и красивый материал и поэтому каждый кусочек ткани сохраняли. Они эти лоскутки специально припрятывали про запас, приговаривая: «Чья бы дочка замуж не вышла бы, я ей подарок сделаю». И вот когда девушка выходила замуж и готовила себе приданое, то женщины говорили: «Сегодня собирают «бохча» невесты и мы должны пойти и подарить самые лучшие куски ткани». Вечером женщины собирались и шли к девушке в гости с подарками. «Бохча» невесты с добротными кусками ткани являлся гордостью девушки и оценивался уже в доме мужа.
Зади Исраилова (1940г.), проживающая в селении Беной Ножай-Юртовского района рассказала, что юной девушке по нашим традициям в приданое мать в первую очередь готовила «бохча». «Бохча» наполняли красивыми лоскутками, если вдруг понадобится где-то подшить латку, клали катушки с нитками, ножницы, иголки, пуговицы, все то, что пригодится молодой хозяйке в новой семье.
Зура Висаитова (1965г.), жительница селения Надтеречное Надтеречного района рассказала, что в народе существует такое поверье, каждая портниха после очередного кроя оставляла у себя лоскуток от материи, чтобы сохранить остроту своего зрения.
В настоящее время технология изготовления традиционного «бохча» продолжается мастерицами и в наши дни. Одна из них – потомственная швея по материнской линии Зина Шамаева, жительница селения Мескер-Юрт Шалинского района. Она рассказала, что «бохча» бывают двух видов в сложности пошива. Право выбора остается за рукодельницей. Прежде чем приступить к работе, нужно определиться с тканью. Обязательно раскроить из разных по красоте и качеству материй два одинаковых квадрата. Способ легкого пошива такой: сшить их между собой лицом к лицу и вывернуть. Затем, готовый квадрат складывается в виде открытого «конверта». Бока сшиваются между собой вручную, а к накрывающейся стороне пришивают шнурок, ленту или тесьму. Второй способ более сложный в своем пошиве. Два одинаковых квадрата по размеру из разных тканей, сшивают две стороны между собой лицом к лицу, потом выворачивают и проглаживают швы. Затем, один уголок лицевой стороны сворачивают и второй также, таким образом, как бока «конверта», прошивают их, а потом нижнюю часть пришивают к боковушкам, подогнув края, и выворачивают на лицевую сторону. На готовое изделие нашивается сложенная в несколько раз любая мягкая ткань в виде заплатки, которая в дальнейшем будет служить «подушечкой» для иголок и булавок. Мягкая ткань позволяет свободно пропускать иголки и булавки. В «подушечку» аккуратно в ряд вкалываются они, чтобы не уколоться и не растерять их. В завершении «бохча» пришивается тесьма, которая будет служить застежкой для сумочки. Кончик шнурка прячется во внутренней закрывающейся части и закрепляется швом. На конце тесьмы (шнурка) крепилась «кисточка» (къуж) или большая игла, которая закреплялась на сумочке. «У моей бабушки по матери был «бохча» из бархата, к веревочке была приделана большая длинная игла, сделанная из кости. После пользования «бохча» накрывался верхней частью, оборачивался шнурком и закреплялся костяной длинной иглой». В старину такой аксессуар должен был быть у каждой девушки. Чеченские женщины даже шутили: «Бохча доцурга маре а йуьгар яц» (у девушки, у которой нет «бохча», и замуж не возьмут).
Табарак Виситаева из селения Гехи-Чу Урус-Мартановского района рассказала, что после пользования «бохча» верхняя часть оборачивается шнурком и закрепляется длинной и толстой иглой, которую в народе называли «н1аьна» или «петушок». По форме, конец этой иглы напоминает петушка.
Хазан Висханова (1965г.), жительница с.Ведено Веденского района слышала от своей бабушки одну историю: «В далекие трудные и тяжелые времена, когда люди едва перебивались от голода в далеком Казахстане, молодая женщина в отчаянном положении не знала, как быть, как прокормить своих маленьких детей. Возле их дома проходила местная женщина. С ее плеча под тяжестью соскользнул и упал на землю мешок. От удара о землю он порвался, и с мешка высыпалось зерно. Женщина расстроилась и не знала, как ей быть с этим. Она попросила помощи у хозяйки дома. Хозяйка с удовольствием согласилась помочь и вынесла из дома «бохча». Развернула его, достала иглу с ниткой, кусочек ткани для латки и аккуратно заштопала поврежденный мешок. Довольная работой, женщина предложила ей выкупить «бохча». – Хозяйка, продай мне! Посмотри, у тебя маленькие и голодные дети. Продай мне! Тогда хотя бы обменяй на зерно, выпрашивала местная женщина. – Не могу я, не обессудь. – Я ведь тебе за «бохча» зерно предлагаю. Почему отказываешься, хозяйка? – Тетя моего мужа подарила мне его с наставлением, что после ее смерти я сохраню и буду им пользоваться. Женщина удивилась, и сказала: – Не продала, не обменяла на зерно, какой красивый обычай ты сохранила и проявила уважение и почтение к родственнице мужа. В благодарность за твою работу я дам тебе зерно».
«Однажды мужчина взял себе в жены вторую жену. Первая жена была крайне недовольна и пыталась всякий раз выразить свое недовольство и «уколоть» вторую: «…Женился потому что хорошая хозяйка, видите ли. Чего она умеет того, чего я не могу или не знала бы?», – ворчала каждый раз она. В гости к ним наведалась мать первой жены. И тогда жена снова завелась, жалуясь своей матери на вторую жену. А мать оказалась мудрой женщиной. Она, не дослушав до конца, оборвала свою дочь и сказала: – Хватит! Не подобает тебе так говорить. Посмотри в чем ходит твой мальчик! У него штанишки продырявились на коленках. Ну-ка, сними их с него и дай мне, я их заштопаю. Принеси-ка мне «бохча»! И тут дочь начала искать везде свой «бохча», а найти не может. Где-то ищет иголку с ниткой, где-то наперсток, где-то кусочек лоскутка для будущей латки. Услышала про «бохча» вторая жена. Она вышла из комнаты к ним и предложила свой «бохча». Женщина заштопала штанишки внука и отдала «бохча» поблагодарив хозяйку. Она подозвала свою дочь и сказала: «Эта женщина, действительно, хорошая хозяйка. Впредь чтобы я больше не слышала от тебя в ее сторону ничего плохого. Живите в дружбе и согласии».
«Однажды юноша на дороге нашел сумку и остановился. Его настигла старушка, идущая по той же дороге вслед за ним. И она увидела сумку и спросила: «Что это ты там нашел? – Сумку. Правда не знаю, кому она принадлежит. – А мы так и не узнаем. Открой ее. Наше село ведь небольшое, возможно по одежде я узнаю, чья сумка. Юноша открыл сумку, а там детские вещи аккуратно заштопанные и «бохча». Старушка сказала ему: – А, я знаю, чья сумка, можешь обратно убрать вещи. У нас только одна такая умелая мастерица. Эта сумка Жарадат. Можешь ей отнести. Действительно, во время переезда в тот день сумка Жарадат упала с арбы по дороге в новый дом, а хозяйка и не заметила».
Безусловно, сегодня без этого старинного предмета «бохча» можно обойтись, да и на качество изделия это вряд ли как-то повлияет. Да и большинство женщин с успехом используют для хранения предметов рукоделия обычные коробки. В некоторой степени, такое упрощенное отношение обусловлено высоким темпом жизни, когда эстетика часто отходит на второй план или дело предпочтения одного другому. Это облегчает работу и дает возможность сделать сложные технически вещи. Поэтому все, что помогает в работе, должно храниться не только в одном месте, но и в порядке. И каким бы видом рукоделия ни занималась мастерица, сегодня она может собрать более внушительный список подручных средств, нежели ее предшественница лет 100 назад.
Сегодня старинные «бохча» хранятся в семьях и по-прежнему высоко ценятся, используются как сувенирные изделия. Мастера декоративно-прикладного искусства обучают детей и подростков навыкам шитья такого предмета в детских школах искусств. Также демонстрируется в проекте Республиканского телевизионного фестиваля-конкурса «Синмехаллаш», где конкурсанты проекта собственноручно изготавливают «бохча».
Наша цель состоит в том, чтобы внести посильный вклад в дело изучения, сохранения и популяризации чеченской народной культуры. Особенность данной работы заключается в том, что пока еще есть у нас такая возможность, зафиксировать данные, увидеть воочию старинные вещи, которые сохранились в семьях, где еще помнят имя автора, знают место и время изготовления и очень рассчитываем на их память и знания об уникальных культурных явлениях с самобытными особенностями.
И теперь старинный предмет «бохча», еще вчера находившийся в забвении, стал главным героем нашего времени. Надеемся, что «бохча» не утратит своей традиционной самобытности в изготовлении и использовании в современном обществе.
- Краткий текст: Сегодня старинные «бохча» хранятся во многих семьях. Используются как памятные (сувенирные) изделия. Мастера декоративно-прикладного искусства обучают детей и подростков навыкам шитья такого предмета в детских школах искусств, также демонстрируется в проекте Республиканского телевизионного фестиваля-конкурса «Синмехаллаш».
- Краткий текст: Сегодня старинные «бохча» хранятся во многих семьях как памятные (сувенирные) изделия. Мастера декоративно-прикладного искусства обучают детей и подростков навыкам шитья такого предмета в детских школах искусств.
Тип действия: Популяризация
- Краткий текст: Сегодня старинные «бохча» изготавливают и демонстрируют в проекте Республиканского телевизионного фестиваля-конкурса «Синмехаллаш».
- Наименование Предмета: «Бохча»
- Роль Предмета: «Бохча» – старинная сумочка чеченских женщин для швейных принадлежностей.
- Тип техники: Техника исполнения
- Технология изготовления: Шитье, вышивка, витье.
Классификатор ссылок: Литература
Наименование содержания ссылки:
Лимеров П. Ф. Народные праздники на Вашке // Родники Пармы. Сыктывкар, 1993. Вып. 3. С. 39—44.
https://citaty.info/topic/nasledie
https://minikar.ru/tests/russkii-narod-kultura-tradicii-i-obychai-russkii-narod/
https://artsakvoyaj.ru/articles/shkatulki_dlya_rukodeliya/
https://jbizhu.ru/blog/kak-organizovat-i-oborudovat-ugolok-dlya-rukodeliya/
Страна: Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская республика / город Грозный
Район: Во всех районах
- Система классификации:
Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом;
Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой;
Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами.
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Абетаева
- Имя Отчество лица: Белкыз Джамалаевна
- Даты: 03.06.1956 г.
- Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Исраилова
- Имя Отчество лица: Зади Бетировна
- Даты:10.04.1940 г.
- Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Висаитова
- Имя Отчество лица: Зура Дамадовна
- Даты: 23.07.1965 г.
- Место работы/адрес:Надтеречный районный дом культуры / Надтеречный район, с. Надтеречное, ул. Ленина, д.30
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Мата
- Имя Отчество лица: Алимхаджиевна
- Даты: 21.08.1968г.
- Место работы/адрес:ГБУ «Центр народного творчества» / ул. Екатерины Батаевой, 4 «а».
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Межидова
- Имя Отчество лица: Масани Сайпудиновна
- Даты: 09.12.1953 г.
- Место работы/адрес: Пенсионерка
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Масаева
- Имя Отчество лица: Тамара Магаметовна
- Даты: 04.12.1963 г.
- Место работы/адрес:Дом культуры с.Мелчхи / Гудермесский район, с.Мелчхи, ул. А-Х. Кадырова, д.45
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Шамаева
- Имя Отчество лица: Зина Юнусовна
- Даты: 1966 г.
- Место работы/адрес:
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Махмедхажиева
- Имя Отчество лица: Лейла Саидовна
- Даты: 07.07.1962 г.
- Место работы/адрес:СДК с.Махкеты / Веденский район
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица: Висханова
- Имя Отчество лица: Хазан
- Даты: 1965 г.
- Место работы/адрес: МБОУДО «Детская школа искусств» с.Ведено/ Веденский район, с.Ведено, ул. Береговая, д.15
Тип ответственности: Носитель
- Фамилия лица:Махмедхажиева
- Имя Отчество лица: Хава
- Даты: 1935 г.
- Место работы/адрес:
Тип ответственности: Исполнитель
- Фамилия лица: Магамадова
- Имя Отчество лица: Зарема Исаевна
- Даты: 05.12.1975 г.
- Место работы/адрес: ГБУ «Центр народного творчества» / ул. Екатерины Батаевой, 4 «а».
Тип ответственности: Ответственная организация
- Название организации: Министерство культуры ЧР
- Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»
- Местонахождени: г. Грозный, ул. Екатерины Батаевой, 4 «а»
Наименование организации: Государственное бюджетное учреждение «Центр народного творчества»
Адрес организации: г. Грозный, ул. Екатерины Батаевой, 4 «а»
Идентификатор ОНН: Чеченская Республика
Тип фиксации: Фотофиксация
На фото Зади Исраилова с «Бохча». Хранитель – Исраилова Зади Бетировна, с.Беной, Ножай-Юртовский район. 03.10.2023г.
На фото Табарак Висаитова, с.Гехи-Чу Урус-Мартановского района. Висаитова Т. демонстрирует иглу «петушок». Хранитель – Табарак Висаитова
На фото «Бохча» Хавы Махмедхажиевой (1935г.), с.Махкеты, Веденский район, 31.10.2023г.
Тип фиксации: Видеофиксация
Ахмадова (Мацаева) Мата Алимхаджиевна – методист экспедиционного отдела Центра народного творчества, г.Грозный. 04.10.2023г.
Масаева Тамара Магаметовна – художественный руководитель театрального кружка «Васт» Дома культуры с.Мелчхи Гудермесского муниципального района. Записано в музее ДК с.Мелчхи. 11.10.2023г.
Висаитова Зура Дамадовна – руководитель драматического театра «Художественное слово» Районного дома культуры с.Надтеречное Надтеречного района. 15.10.2023г
Шамаева Зина Юнусовна – потомственная швея из сМескер-Юрт Шалинского района. Съемка Раисы Садаевой, TV «Грозный», г.Хасавюрт, 2017 г. З.Шамаева изготавливает «бохча», используя интерьерную ткань.
Махмедхажиева Лейла Саидовна – художественный руководитель СДК с.Махкеты Веденского района, 31.10.2023г.
«Бохча» Хавы Махмедхажиевой (1935г.), с.Махкеты, Веденский район, 31.10.2023г
Висханова Хазан, с.Махкеты, Веденский район, 31.10.2023г