Народная школа физического воспитания («Аталычество»)

Наименование: Народная школа физического воспитания

Сведения, относящиеся к наименованию: обычай

Язык наименования: русский


Наименование: Аталычество

Язык наименования: чеченcкий


Тип объекта: Техники и технологии: Хозяйственная и бытовая культура


Краткое описание ОНН: Традиционный институт, бытовавший у горцев, затронувший почти все кавказские народы в разной степени – обычай аталычества, т.е. передача детей на воспитание в другую семью.

<em>подробнее...</em>

Аталычество

Кавказская педагогика – это сочетание многих жизненных устоев и обычаев. Сегодня духовное богатство традиций и народных обычаев дает нам возможность показать лучшие образцы из прошлой жизни предков, выявить позитивные примеры для формирования мировоззрения молодежи. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный менталитет того или иного этноса, затрагивают все без исключения стороны общественной и личной жизни.

Процесс воспитания подрастающего поколения у народов Северного Кавказа протекал под непосредственным влиянием уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев. При этом большое влияние уделялось физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей.

Система средств народного воспитания – сказки, песни, пословицы, загадки при отсутствии школьного обучения служили важным средством воспитания достойного человека.

Такие социальные институты, как семья, аталычество, гостеприимство, советы старейшин, народные собрания и другие – все они играли непреходящую роль в становлении и развитии личностных качеств подрастающего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что северокавказские народы имели свою самостоятельную культуру воспитания.

Кавказцы лучше других понимали, что ребенок должен научиться жить среди разных людей, а для этого его надо вооружить знаниями, воспитать характер, а не перекармливать родительской любовью и яствами. По сути ведь настоящая любовь к детям – эта честная подготовка их к жизненным испытаниям, неустанная учеба, а не удовлетворение собственных родительских страстей. Тем более, на суровом Кавказе, где жизнь проходила в природных тягостях и военных катаклизмах.

К наиболее распространенным традиционным институтам, бытовавшим у горцев, затронувшее почти все кавказские народы в разной степени, относится обычай аталычества, т.е. передача детей на воспитание в другую семью. Переводится слово с тюркского языка «аталык», что означает «заменяющий отца».

Горцы считали аталычество делом богоугодным: ведь сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) провел несколько лет в семье арабов-кочевников в качестве воспитанника.

Аталычество бытовало среди адыгов, осетин, балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, даргинцев, чеченцев и ингушей. Говоря об аталычестве у чеченцев, следует отметить, что здесь это не было распространенным и массовым явлением, но, тем не менее, аталычество в ХIХ – начале XX в. было известно и чеченцам. Примеров можно привести много и из жизни чеченцев.

Горцы отдавали своих детей на воспитание в чужие семьи своего или другого аула. Отдельные чеченские семьи посылали своих детей на несколько лет к соседям – в большинстве случаев чеченцы предпочитали отдавать своих детей на воспитание кабардинцам и кумыкам, как более привилегированной части населения Северного Кавказа. Кабардинцы охотно принимали детей чеченцев, становясь их аталыками для знакомства с обычаями этих соседних народов, для изучения их языков и т.д., и также было много случаев передачи детей в чеченские семьи. Аталычество чеченцев было явлением естественным, передающим молодежи интеллектуально-духовный, нравственно-этический и физический опыт старшего поколения через одного или группы его представителей, наделенных жизненным опытом, знаниями и навыками.

Изучивший жизнь обитателей Кавказа, А.С. Пушкин отмечает обычай среди горцев отдавать на воспитание своих детей в чужой аул. В поэме «Тазит» он вкладывает в уста убеленного сединами старика — воспитателя, передающего отцу сына, которого он воспитывал много лет, следующие слова:

“Из-за горы явились вдруг

Старик седой и отрок стройный.

Дают дорогу пришлецу –

И скорбному старик отцу

Так молвил, важный и спокойный:

“Прошло тому тринадцать лет,

Как ты, в аул чужой пришед,

Вручил мне слабого младенца,

Чтоб воспитаньем из него

Я сделал храброго чеченца”.

Сегодня сына одного

Ты преждевременно хоронишь,

Галуб, покорен будь судьбе,

Другого я привёл тебе.

Вот он. Ты голову приклонишь

К его могучему плечу,

Твою потерю им заменишь

Труды мои сам оценишь,

Хвалить ими я не хочу.

Семья аталыка растила ребенка в теплой и душевной обстановке, как родного сына или дочь. Присматривали за воспитанником внимательнее, чем за собственными детьми. Ребенок был окружен вниманием и заботой. Аталык и вся его семья уделяли приемышу намного больше внимания, чем своим детям, лучше его кормили и одевали. Если случались военные стычки с соседями, аталык защищал подростка собственным телом. Мальчика учили умению выезжать боевого коня, учили быть ловким, уметь уйти от погони и неожиданно напасть на противника, ездить верхом и джигитовать, владеть кинжалом, пистолетом, ружьем, охотиться, а также правилам поведения, хозяйствованию, безропотному перенесению голода, умению подростка самому добыть пищу себе и для лошади во время зимнего похода или безропотное и привычное для юноши пребывание целыми днями без воды и без питания, совершать набеги, умению переносить холод, зной и усталость.

Круглые сутки пребывания на свежем воздухе, ночёвка под открытым небом в летнее и зимнее время, постоянная физическая и военная подготовка, походы и восхождения на горы различной высоты — все это развивало и укрепляло, закаливало организм горца с детства.

Ребенок (воспитанник) находился в семье аталыка при полной или почти полной его изоляции от своей родной семьи, что способствовало психологическому сближению воспитанника с семьёй аталыка. Все время, пока ребенок жил у аталыка, с родителями он практически не виделся. В течение этого периода родители навещали своего сына 1-2 раза. По обычаю, они не имели права проявлять к ним нежность или ласку. При этом родители, следуя обычаям избегания, при свидании с ним не проявляли своих чувств и даже делали вид, будто не узнают своего ребенка. Тот, со своей стороны, зачастую даже не знал, кому его привели показать. Поэтому воспитывавшийся у аталыка юноша возвращался в родительский дом как в чужую семью, и должны были пройти годы, прежде чем он привыкал к родне. Между братьями, которые воспитывались у разных аталыков, сохранялась некоторая отчужденность. Классическое аталычество предполагало, что ребёнок отдавался на воспитание сразу же после рождения и возвращался домой уже юношей (либо с наступлением совершеннолетия в возрасте 15-16 лет, либо ко времени женитьбы). В семье аталыка торжественно отмечали первый самостоятельный шаг ребенка. После исполнения года воспитанника показывали родным и близким аталыка, которые делали ему различные подарки. С 5-6-летнего возраста мальчика начинали приучать к верховой езде, начало которой отмечалось как большой праздник, известный у многих народов Кавказа под названием «день первого стремени». Когда воспитаннику исполнялось 12-13 лет, его возили по селам, знакомили со всеми родственниками, он приобретал новых друзей, так как по обычаю не только семейство аталыка становилось его родным, но часто случалось, что жители целого селения считали себя аталыками воспитанного между ними ребенка. Воспитанник принимал участие в празднествах, увеселениях, в джигитовках и танцах и постоянно изучал обычное право своего народа.

Также воспитанник должен был усвоить народные обычаи, религиозные обряды и строго их соблюдать; посещать народные собрания для того, чтобы ознакомиться с вопросами, решаемыми на них, прислушиваться к разбирательству тех или иных дел и т.д. Аталык обязан был учить своего воспитанника умению повелевать, великому искусству красноречия и рассуждения для того, чтобы впоследствии он мог блистать на собраниях, посвященных делам, связанным с интересами народа. Согласно сложившемуся мнению горцев, при воспитании детей их ориентировали не столько на жизненный успех, сколько на личностный идеал. Быть благородным, независимым, храбрым, честным, сильным и милосердным следовало не ради достижения какой-то цели, а потому, что именно таким пристало быть горцу. В родительском доме предстоял экзамен, причем юноша должен был показать, чему он научился публично.

Воспитанник был обязан не жалеть ничего для своего аталыка и исполнять все его желания, вознаграждать своего воспитателя долей добычи, которую он добыл, пока обучался у него. В случае смерти кого-либо из членов семей, связанных аталыческими отношениями, вся родня соблюдала траур. Когда же выходила замуж воспитанница, то аталык получал большой подарок от её молодого супруга.

Воспитатель по окончании срока возвращает ребенка в дом его родителей. У всех народов этот момент знаменовался пиром с участием всей родни. В этот день в семье совершался праздник, обставлялось особым торжеством. Воспитатель с няней получали от отца воспитанника своего подарок в несколько сот рублей, дарили ему одежду, оружие, коня, несколько голов скота, иногда даже землю. Земельные участки, выделенные аталыку за воспитание ребенка, назывались «земля за кормление грудью или молоком». Отец воспитанника не только одаривал аталыка, но и оказывал ему поддержку, защищал от врагов, расширяя таким образом круг зависимых людей. Аталычество в большей степени было целенаправленным. Хоть и аталык всегда получал от семьи своего воспитанника щедрые подарки, обычай отдавать детей на воспитание связан отнюдь не с материальными мотивами – главное, что он расширял круг некровных родственников. Суть института аталычества в целом сводилась к установлению искусственного родства между аталыком (воспитателем) и воспитанником, а также всеми его родственниками

Установившиеся посредством аталычества родственные связи считались священными и обязывали обе стороны относиться друг к другу как к самым близким родственникам. Важно отметить, что адат запрещал браки между семьями, скрепленными узами аталычества, ибо дети воспитателя становились молочными братьями и сестрами. В этнографической науке аталычество принято называть молочным родством. Чтобы молочное родство считалось признанным, воспитанник прикасался губами к груди жены воспитателя. Воспитанник и сыновья аталыка считались молочными братьями, их связывала и тесная дружба. У всех народов, знавших аталычество, воспитанник не мог вступить в брак с кем-либо из семьи своего воспитателя. Молочная мать или аталычка баловала и холила своего воспитанника. С внедрением ислама значимость молочного родства еще больше выросла. Родство между молочными братьями считалось священнее природного. Уравнивая молочных родственников с кровной родней, Коран предупреждает: «И запрещены вам /для брачных связей / ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери /молочные/, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению». Поэтому часто случалось так, что при ссоре отца с аталыком, воспитанник принимал сторону последнего.

Чеченский народ сохранил систему аталычества или военно-физического воспитания подростка до начала ХХ столетия.

Умерший в возрасте 166 лет житель аула Элистанжи Веденского района Гуникбай Езиев рассказывал, что во многих аулах крестьяне отдавали своих детей на воспитание наиболее опытному, умеющему хорошо управлять конём и владеть оружием человеку, который бесплатно обучал детей этому искусству. В ауле Ведено, у одного человека обучалось 14 детей. В Шали также обучалось 14 подростков. В ауле Итум-Кали один человек воспитывал 12 детей. В Шатое у двух крестьян воспитывалось 24 мальчика. Это были народные школы военного, физического воспитания молодёжи.

В истории аталычества есть еще имя одного чеченца из селения Гехи по имени Саадула. По словам информатора Имаева Тапы, был он от природы очень сильным, ловким, смелым человеком. Будучи в зрелом возрасте, он уже имел очень хорошую физическую подготовку.  Он обучал у себя одного или несколько воспитанников. Воспитанники Саадулы отличались уже впоследствии не меньшими качествами силы, ума, дерзости, умению адаптироваться в самых нереальных условиях. Это были готовые воины.

Житель селения Барсуки Назрановского района 100-летний Эсмурза Куриев рассказывал, что его дед, а затем отец и старший брат в дореволюционное время обучали у себя дома крестьянских детей. Они обучались верховой езде и владению оружием, пользоваться лыжами и совершать многодневные походы. Он рассказал о том, что его отец ходил со многими крестьянскими детьми в горы и не брал с собой продукты питания, а брал войлочные шары для игр и щиты для фехтования. Питание дети добывали себе сами в походе. Воспитатель, уходя в поход, заранее выбирал удобное место для проведения игр и состязаний – ущелье или долину недалеко от берега реки, и там учил и проверял военную и физическую подготовку своих воспитанников. Скачки, стрельба из огнестрельного оружия, борьба и танцы, лазание по деревьям и скалам, плавание и переправа с одеждой и с оружием через реку, фехтование, бег и прыжки, метание камня и поднятие тяжестей, маскировка и внезапность нападения – всему этому учили подростка воспитатели. Проводились занятия и игры вдали от населённого пункта для того, чтобы жители аула не видели, как обучаются их дети военному искусству и какие выполняют они физические упражнения. В народе считалось предосудительным смотреть на обучающихся детей. Когда физическое развитие и уровень физической подготовленности юношей приобретали навыки владения оружием, правильным управлением боевым конём, то им разрешалось участие в играх и состязаниях перед жителями аула. Наблюдая игры и состязания юношей, младшие по возрасту дети учились у них народным физическим упражнениям. Обучаясь под руководством старших, они становились такими же физически подготовленными. Выходы крестьянских детей в лес, горы и степь, где они приобретали жизненно необходимые военно-прикладные, спортивные и трудовые навыки, указывают на разумную народную систему физического воспитания вайнахской молодёжи. Все физические упражнения чеченцы и ингуши с древнейших времен применяли в сочетании с использованием естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды). Частые и резкие изменения температуры воздуха закаляли их организм, а привычка к физическим нагрузкам делала их способными к продолжительным и тяжёлым физическим работам, к перенесению всевозможных лишений и изнурительных походов. Органическое сочетание трудовой деятельности с физическими упражнениями и использование естественных сил природы воспитывало из горца закаленного, сильного и ловкого охотника, пастуха, земледельца и выносливого воина.

Многие игры, физические упражнения и состязания носили воинственный характер, где мужчины показывали свою удаль, физическую силу, ловкость и выносливость, находчивость и смелость. Состязания превращались в народные праздники, неотъемлемой частью которых являлись музыка, пение, танцы. Игры приучали молодежь владеть боевым оружием, умению тренировать своего верного друга — коня.

Необходимость тщательного обучения ребенка с малых лет искусству верховой езды обуславливалось образом жизни народа и потребностью подготовки воинов для борьбы с враждебными племенами, которые часто угрожали им.

С древних времен чеченцы — охотники, скотоводы, рыболовы, земледельцы — в любую минуту могли сменить свои орудия труда на боевое оружие и вступить в бой с врагом. Живительный климат Кавказа, физические упражнения, сам быт и образ жизни чеченцев способствовали развитию у них красоты и грации. Несмотря на суровый образ жизни и тяжелую физическую работу, горцы имели стройный стан, узкую талию, широкую грудь и красивые правильные черты лица.

Девушки-горянки были стройные, с красивыми чертами лица. Среди горянок было много девушек, к лицам которых никогда не прикасалась косметика. У горцев женщины и девушки никогда не пудрились и не красились. Недостаток физических упражнений у девушек-горянок восполнялся танцами, которые занимали большое место в жизни горцев с древнейших времен. Красивые, плавные и изящные движения девушек-горянок покоряли зрителей. Словно лебедушка, гордо плывущая по воде — так можно образно охарактеризовать танцующую девушку-горянку.

Что касается передачи девочек в другую семью, то в большинстве случаев обязанности по воспитанию девочек возлагались на жен аталыков. Девочку-подростка воспитывали в духе горских этических традиций, в почитании старших и послушании в семье. Девочку приобщали к женским работам по дому, учили вышивать, посвящали в тонкости сложного кавказского этикета, внушали принятые представления о женской чести и гордости. Наряду с этим жена аталыка обучала ее шитью золотом и серебром. Важной деталью в процессе воспитания девочек являлась забота о физической красоте и стройности стана будущей девушки. Жена аталыка должна была научить ее рукоделию, знанию обычаев, умению готовить разнообразную и вкусную пищу, принимать гостей, хорошему знанию не только своей родословной, но и воспитателя. Большое внимание обращалось и на ее внешний вид, на умение петь и танцевать. Воспитанница должна была быть обходительной, остроумной, трудолюбивой и аккуратной.

Но помимо всего этого, физическое воспитание и военно-прикладная подготовка девушек-горянок была наравне с мужчинами. Девушки на полном скаку стреляли из лука и метко попадали в цель, ходили на охоту. У горских народов Северного Кавказа многие женщины-горянки участвовали в военных действиях, наравне со своими мужьями, братьями и отцами.

Воспитание хотя было и разносторонним, но не лишенным, по кавказскому обыкновению, известной суровости.

Самый старый долгожитель, уроженец аула Мержай-Берам Ачхой-Мартановского района Арсгири Хазитов рассказывал очень интересный эпизод из жизни чеченок. Во время нападения хевсуров на чеченские аулы, расположенных в верховьях Аргуна, не оказалось дома мужчин, т.к. они ушли в поход. Хевсуры, отобрав весь скот, решили забрать в плен оставшихся в селе жителей. Женщины-чеченки, вступив в бой с многочисленным и хорошо вооруженным отрядом хевсуров, разбили его наголову, отобрали свой скот и пленили многих воинов. Арсгири рассказывал, что большинство женщин сражались на лошадях. Причем они владели оружием не хуже мужчин. Чеченцам, живших в суровых природных условиях гор, лесов и постоянной угрозы нападения со стороны враждебных племен, приходилось всегда быть готовым к борьбе.

Из всего изложенного следует вывод, что у чеченцев еще в глубокой древности зародился своеобразный, обусловленный реальными климатогеографическими условиями жизни, укладом быта, нравов, обычаев и традиций, общественный институт, как народная система физического и нравственного воспитания.

Характерной чертой данного института являлась обоюдная заинтересованность фамилий воспитанника и воспитателя в установлении прочных связей при отсутствии всяких элементов принуждения.

Роль аталычества в установлении теснейших связей между фамилиями и целыми народами была огромна, и в этом видится его важнейшая социальная функция.

Положительная сторона его состояла в том, что посредством аталычества происходил обмен духовным и культурным достоянием между народами, что способствовало укреплению межнациональных связей.

Институт аталычества сыграл видную роль в воспитании молодых горцев и потому вошел яркой страницей в историю вайнахской педагогики.


<strong>Место бытования</strong>

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения: Чеченская Республика. Все регионы России и страны СНГ, где проживают чеченцы

Район: Во всех районах Чеченской Республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики


<strong>Сведения об особенностях ОНН</strong>

Тип особенности: Состояние бытования

Краткий текст: Не сохранился 

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: Обычай не бытует среди чеченцев

Тип особенности: Этнологический аспект

Краткий текст: Обычай существовал для того, что бы создавать искусственные связи 

Тип особенности: Исторический аспект

Краткий текст: Люди, чтобы приобрести сторонников, защитников, покровителей и т.д., устанавливали искусственное родство – одним из его видов и было аталычество

Тип особенности: Социологический аспект

Краткий текст: Роль аталычества в установлении теснейших связей между фамилиями и целыми народами была огромна, и в этом видится его важнейшая социальная функция.


<strong>Источники информации об ОНН</strong>

Классификатор ссылок: Литература

  1. А. Г. Мациев «Чечено – русский аловарь» М -1961г.
  2. Абу Исмаилов Словарь «Дош» соьлжа – г1ала -2009г.
  3. А. Ю. Дешериев «Сравнительно –историческая грамматика нахских языков» … Грозный -1963г.
  4. Д. Д. Межидов, И.Ю Алироев «Чеченцы: обычаи, традиции, нравы» Грозный -1992г.
  5. И. Ю.Алироев «Язык, история и культура вайнахов» Грозный – 1990г.
  6. К.З. Чокаев «Нахские языки» Грозный -1992г.
  7. К.З. чокаев «Вайн Мотт – вайн истори».
  8. М.Б. Мужухоев «Средневековые культовые памятники центрального кавказа. Грозный – 1989г.
  9. М. Мамакаев Чеченский тайп в период его разложения» Грозный- 1973г.
  10. Хасиев С- М. «Нохчалла» г. Грозный -1973г.
  11. Л.Ю.Маргошвили «Культурно – Этнические взаимоотношения – между Грузией и Чечено – Ингушетией. Тбилиси – 1990г.
  12. Н.Ф. Яковлев «Языки и народы Кавказа» М-1930г.

Ссылка на полный текст (url): 

https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-instituta-iskusctvennogo-rodstva-u-narodov-severnogo-kavkaza

https://studme.org/1350082628481/pedagogika/semeynye_obychai_obryady

https://document.wikireading.ru/33381

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-atalychestvo-kak-sistema-vospitaniya-gorskih-narodov-severnogo-kavkaza

http://vestikavkaza.ru/articles/Atalychestvo-Kavkazskaya-azbuka-v-esse-Olega-Kusova.html

http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Hasbulatova.pdf


<strong>Принадлежность ОНН</strong>

Чеченскому народу


<strong>Ключевые слова</strong>

Родственники, школа, воспитание, обучение, привитие, общество


<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

  • Даутмерзаев Арби 1946г
  • Домбаев Хамзат Вахаевич 1946г
  • Тапа Имаев 1951г

Тип ответственности:Исполнитель

Межидова Рукият Хасановна 1990г. ГБУ «ЦНТ» , заведующая экспедиционного отдела, 364020, ЧР, г.Грозный ,ул. Деловая, 19/65


<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

Название организации: Министерство культуры ЧР

Структурное подразделение: ГБУ «Центр народного творчества»

Местонахождение: 364020, ЧР, г.Грозный, ул. Деловая, 19/65


<strong>Фотофиксация</strong>

Даутмерзаев Арби


<strong>Видеофиксация</strong>

<strong>Регистрация ОНН</strong>

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР ,Номер:CHECH054.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение “Центр народного творчества” Чеченской Республики

Post Your Comment Here