Обряд похорон («Тезет»)

Наименование: Обряд похорон

Наименование: Народный обряд  «Похоронные обряды».

Язык наименования: rus

Наименование: «Тезет.»

Язык наименования: chech.

Тип объекта: Народный обряд«Похоронные обряды»

В этом тексте читатель ознакомится с похоронным обрядом чеченцев «Тезет». В тексте приведены сведения о том, как этот обряд проводился несколько веков назад и как он проводится сегодня, какие подготовки проходят до и после смерти человека, что происходит когда человек умирает, приведены детали самого похоронного обряда и связанных с ним поминок.

<em>подробнее...</em>

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Тарикат – это область исламской науки,

которая занимается лечением и избавлением

человеческой души от плохих качеств и пороков.

Нет никакого сомнения в том, что все живое, созданное Всевышним, рано или поздно, по окончанию отведенного ему времени, вернется к своему Создателю. Свидетельством всему этому является и то, что мы часто теряем своих самых родных и близких, порой и тех, кого бы мы желали оставить после себя – наших детей.

Когда появляется человечек на свет, мы безмерно радуемся, забывая о том, что рано или поздно, то ли ему, то ли нам придется терпеть горечь утраты. Когда человек покидает этот бренный мир, забывая порой, что это по воле Всевышнего, мы ужасаемся болью и потерей родных. Однако каждому стоит понимать, что все мы смертны.

Смерть неизбежна, но никто не знает, когда она постучится в твою дверь. Бывает так, что человек, достигший преклонного возраста, готов к ее встрече, но еще больше случается и то, что она приходит внезапно для тех, кто только начинает жить…

Основной ритуал захоронения усопшего со времен первого человека на земле пророка Адама (а.с.) до наших дней дошел, видоизменяясь, но неизменными остаются основные обряды: омывание тела, заворачивание его в саван, копание могилы и т.д.

Делу захоронения усопшего чеченцами отводится особое место и внимание, согласно религии Ислам и Сунне Пророка Мухаммада (а.с.в.) (Су́нна (араб. – обычай, пример‎) — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина). Основным законом похорон у чеченцев является Шариат (Шариа́т — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) и Тарикат (Тарика́т (араб. – дорога, путь‎), или сулюк — метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк), так же пути Овлиа-Устазов (Вали – покровитель, святой), Авлия (праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения). Чеченцы, исповедуя  Ислам, придерживаются его двух основных тарикатов – Кадарийский (Кадирия – суфийский тарикат, основанный Абдул-Кадиром аль-Джилани (10771166). Это суфийское братство является одним из двенадцати основополагающих  братств кадирийского тариката в Чечне и Ингушетии, как и в других регионах Северного Кавказа) и Накшбандийский (Накшбанди́я  (суфийское братство (тарикат), – одно из 12-ти материнских братств  суннитского  толка, получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389).

Если человек находится в тяжелом состоянии, его родственники обязаны: напомнить ему о “весет” – завещании; (если нет собственного “весет” –  завещания, то человека хоронят согласно основным нормам захоронения) попросить его, чтобы он произнес Шахадат – свидетельство, что нет Бога кроме Аллах1а и Мухаммад (пророк, посланник) его; просить Всевышнего покоя, облегчения и прощения умирающему; самим как-то быть готовы к его утрате; принести в жертву – (“саг1а дакхар” – жертвенное животное (это не объязательство), а одобряемая сунна) жертвенное животное и раздать мясо соседям, родственникам, малоимущим и сиротам (мера раздачи мяса жертвенного животного заранее определяется старшим в роду и раздается несколько кварталов).

Широкое применение в народе имеют три вида такого пожертвования “садака” (“саг1а дакхар”):

  • – человек в возрасте, будучи еще совершенно здоровым, сам готовится к такому процессу, покупает животное и вместе с родственниками проводят этот ритуал, и раздают мясо жертвенного животного;
  • – когда человек находится в тяжелом состоянии, его родственники сами проводят такой процесс и раздают жертвенное мясо;
  • – после того, как человек покидает этот мир, его дети и родственники приносят животное в жертву и раздают его по назначению до захоронения.

Со слов богословов, важными для усопшего являются все три вида, однако самым ценным является первый пример. Это подтверждает и следующее народное поверье: если совершить пожертвование (садака)  при жизни, на свои честно заработанные средства, то ты его найдешь на том свете, как милостыню, размещенную впереди своего пути, и ты  ее обязательно получишь. Если совершают пожертвование (садака) после смерти, то оно как бы размещено позади твоего пути, и ты можешь  не найти его в ином мире.

Так же, готовясь к той подлинной жизни (и это является сунной Пророка (с.1.с), многие сами, на свои честно заработанные средства, покупают и готовят основное «одеяние» для себя (ситец 12-15 м., 1,5кг. ваты, 2 новых полотенца, новое ароматное мыло, новые масляные духи без спиртных добавок, неиспользованные резиновые перчатки, аптечные маски и т.д.).

Основными признаками того, что человек находится при смерти, являются то, что он не слышит окружающих, не обращает на них внимания, не может произнести ни слова, не имеет рассудка, с каждой минутой его руки и ноги становятся холодными, также его берет холодный пот. В таких ситуациях, по правилу, человека поворачивают головой в сторону севера, лицом в сторону Каабы, вынимают изо рта (легкий) зубной протез, если такой есть.

В предсмертный час («садолуш») человеку нежелательно  давать пить воду (поскольку он не в силах спокойно ее выпить), с помощью намоченной чистой водой ваты, приложенной ко рту, он впитывает кое-какую влагу. Так же, прося у Всевышнего  прощения его грехов, духовное лицо (мулла) или кто-то из родных читают над ним суру Ясин (Ясин – одна из 114 глав Корана, (Кора́н – священная книга мусульман).  Родственники в своих молитвах тоже просят милости  Всевышнего по отношению к нему. В доме, где человек скончался, или, где его готовили к захоронению, каждый вечер в течение недели после смерти читают часть Корана – Ясин.

После того, как тело отпустила душу, покойника поворачивают головой в сторону севера, лицом в стороны Каабы, подстилают под него ковер и кладут на пол, лентой из ситца подвязывают подбородок (чтобы рот не оставался открытым), опускают по длине тела и привязывают руки (есть места, когда некоторые привязывают руки и кладут их на грудь.???. В таких случаях возникают проблемы во время омывания тела, и многие советуют их опустить по длине). Так же привязываются ноги и кладется тяжесть на живот, чтобы тело покойника не теряло свой обязательный вид. Все это является основным уходом за телом покойника. У чеченцев принято,  прежде чем передать тело покойника для приготовления в последний путь к священнослужителям, родственники покойника обязаны проверить его на предмет соответствия канонам Ислама (стричь ногти и ненужные волосы на теле, (если такие есть) чтобы на нем не было никакой грязи и т.д.) На все это обращается особое внимание, потому что это обязательный уход за телом покойника.

Три человека, включая основного умельца Муллы (Мулла́ — знаток и служитель мусульманского культа), омывают тело покойника, делают вместо него омовение, заворачивают в белый ситец (саван), опрыскивают духами или миской (духи на основе масел), и полностью готовят к захоронению. Под него подстилают чистый ковер и кладут подушку. Мужчину заворачивают в три слоя, а женщину в пять слоев, однако два слоя остаются внутри. Снаружи женщину тоже заворачивают в три слоя, после чего читается первая молитва над покойным. Таким же образом покойницу к захоронению готовят женщины, нужно отметить, что женщины над покойницей молитву не читают. Ее читают мужчины, перед тем, как вынести подготовленную покойницу из дома.

Похороны проходят, соблюдая все нормы Шариата и Тариката.

Обязательной процедурой над каждым покойником, как и предписано в Исламе, является: чтение Корана, омывание тела, заворачивание в белый ситец (саван), копание могилы и придание его земле.

Подготовка (копание) могилы занимает одно из основных мест траурной процессии у чеченцев. Как только человек покидает этот мир, (утреннее или дневное время суток), пять или семь человек, в основном молодые мужчины (близкие родственники покойного, соседи,  добровольцы,  беря с собой мерило тела покойника, идут на кладбище и начинают подготовку (копание) могилы для захоронения).

Этот процесс примерно длится полтора-два часа, но может продолжаться и больше, в зависимости от того, какой будет почва земли, твердая или мягкая. Глубина могилы не менее 160 см., а длина в рост покойника, плюс 10-15 см. в запас, ширина в среднем 80-90 см. Мужчине могилу копают на один «штык» больше, чем женщине.

Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката, то его кладут в нишу могилы в сторону севера, если придерживался норм Накшбандийского тариката, то его кладут в нишу в сторону юга. Независимо от того, в какой стороне (северной или южной части) ниша, в обоих  тарикатах хоронят покойника лицом в сторону Каабы.

В связи с тяжелой физической нагрузкой, тем,  кто готовит (копает) могилу, в обязательном порядке дают пищу (обычно это обед – (вареное мясо, бульон, хлеб, напитки и т.д.) и многие принимают его, выходя за территорию кладбища.

Утром, после согласования с  имамом села, родственник покойного берет у него список 10 мусульман, которые читают отведенную ему 10-ю часть Корана.  Они должны в срок, до захоронения покойника, выполнить эту просьбу и прочитать весь Коран.

В число обязательной раздаваемой милостыни по покойнику (садака), входит: кафарат (5 пунтов пшеницы), которая раздается по 8 кг. 10-ти малоимущим или сиротам; тоненькие лепешки с творогом, смазанные сливочным маслом (чIепалгаш); халва (хьовла)  из кукурузной или пшеничной муки (их меньшее количество – 63), судя по всему, такое количество связано с годами жизни Пророка Мухаммада (а.с.в.); кроме этого, в течение семи вечеров такая милостыня (чIепалгаш и хьовла) раздается семи соседям.

Таким образом, чеченцы трепетно относятся к похоронам. Когда умирает человек, открывая ворота, ставя по всему периметру навеса, порой и двора, скамейки, семья покойного дает знак того, что их постигла беда, и эта весть быстро распространяется по всем родственникам,  знакомым.   В знак почитания покойного и  того, что это общая утрата и боль всей общины, родственники и даже ближайшие соседи тоже открывают свои ворота. Несмотря на то, что знали усопшего или нет, практически все сельчане ходят на похороны и выражают соболезнование родственникам покойного.

Семья и старшие в роду покойного, как правило, оповещают близких и дальних родственников, знакомых, имама села (къеда), тамаду муридов (муридийн тхьамда), 4 руководителей групп  муридов (муридийн туркхаш) тарикато-последователей (муридаш) о смерти человека.       Они оповещают и собирают всю группу тарикато-священнослужителей (муридийн тоба), которые совершают обряд “Маха бар” – условная процедура выкупа (договора) души и тела покойника, включающий в себя: предварительное  произнесение всеми присутствующими  Шахадат – 3 (свидетельства единобожия), читают Астог1фируллах1 (прошу Аллаха о прощении грехов),  15 Салават (определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (с.1.с.), его положения пред Всевышним и людьми), 3-5 разные Аяты и Суры Священного Корана, 70 тысячи раз произносят «ЛАИЛАХIА ИЛЛАЛЛАХI (нет бога кроме Аллаха), и мольбой просят Всевышнего о прощении грехов покойника и воздаяния ему благодати за проделанное им богоугодное дело. Этот обряд проводится в самой большой комнате (зале) дома  или в мечети по соседству (если есть такая возможность).

Проделав всю вышеуказанную работу, муриды выходят во двор на “зикр” (Зикр  –  поминание‎ Всевышнего) исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Всевышнего Аллах1а).

Имам и 10 авторитетных мусульман остаются в доме и совершают обряд «искъартхьовзор» – это религиозный ритуал, составная часть похорон (“тезет”)   по очищению покойника от мирских грехов.

Передавая друг друга определенную сумму денег (в размере стоимости средней коровы) завернутую в чисткую ткань, как милостыня за покойника, они просят Всевышнего Аллаха прощения всех грехов покойника в течение всей его жизни, включая  несоблюдение или неполноценного соблюдения покойным 5 обяъзательных столпов ислама как:

  • декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахадат);
  • пять ежедневных молитв (намаз);
  • пост во время месяца Рамадан(ураза);
  • религиозный налогв пользу нуждающихся (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж).

Все вышеперечисленные составные мероприятия обряда похорон, как: подготовка покойника к захоронению – омывание тела; подготовка (копание)  могилы; раздача мяса жертвенного животного (ц1ий-саг1а), раздача нуждающимся определенного количества зерна (садака-кафарат), чтение Корана (из 10 частей) праведными мусульманами,  условная процедура выкупа (договор) души и тела покойника (Маха бар),  религиозный ритуал очищение от мирских грехов покойника (искъартхьовзор), а также посещение желающих места, где проходят похороны,  их  соболезнования родственникам проводятся с утра, примерно в одно и то же время, но в разных  местах.

Скорейшее придание покойника земле считается естественной потребностью  покойника и  богоугодным делом, и поэтому ритуал похорон стораются завершить до обеда.

Ритуалы и обряды захоронения у чеченцев имеют небольшие разновидности, в зависимости от того, норм какого Тариката они придерживаются, и места бытования: равнина или горная местность. На похороны приходят как сельчане, так и люди из других районов, городов и сел республики. На равнине похороны проходят в течение трех дней, а в горной местности они длятся и  неделю.

На чеченских похоронах “тезет” для расположения мужчин отводится навес и большой двор.  Здесь проходит прием односельчан, родственников, знакомых, произносят мольбу за покойного и соболезнование родственникам. Старшие их рода и самые ближайшие родственники умершего садятся на почетное место.      Это место определяется правой стороной двора от ворот, как входишь во двор. От них левее садится брат или старший сын погибшего, все остальные не садятся, они стоят по возрасту (молодые стоят левее). Правее от родственников садится богослов, который читает «дуа».

Далее садятся сельчане, знакомые и прихожане. Уважая мудрость и их преклонный возраст, им уступают почетные места в этом ряду. Когда человек или группа людей подходят и произносят «Ассаламу Алайкум» – приветствие, все встают (даже старцы, несмотря на свой преклонный возраст), а богослов отвечает «Ваалайкум ас Салам» – ответное приветствие, далее он или по его просьбе один из прибывших читает «дуа» (мольба), все остальные про себя произносят «Амин» («О Аллах, прими мою молитву!»).

После чтения дуа, выражения соболезнований родным и близким, взрослые из пришедших садятся, если среди них есть богослов или мудрый старец, то ему обязательно отводят одно из самых почетных мест, а молодые отходят в сторону и стоят там, где свободно, но не рядом с родственниками погибшего. Во время такого процесса необязательно, чтобы каждый из пришедших выполнял ритуал «рукопожатие», поскольку во время такого ритуала все должны стоять из-за уважения к гостю, а старцам порой, через каждую минуту или две, это бывает не под силу.

После того, как гости разместились, и выпала свободная минута от прихожан, богослов-хозяин рекомендует всем собравшимся прочитать “Ламаз бисмиллах1”  (сура Аль-Фа́тиха – открывающая 1-я сура Корана), и 11 раз “Къулх” (Ихлас – 112-я  сура Корана)  и 4-5 Салавата, после чего просит богослова или старца прочесть дуа или сам читает, прося покойному милость у Всевышнего. В течение всего траура гостей долго не задерживают, а такой процесс повторяют регулярно.

Нужно отметить, что чеченские похороны являются неким институтом, где на примерах старшего поколения молодежь учится многим правилам этикета человечности. В виду этого, особое место уделяется одежде мужчин и женщин, как в обыденной жизни, так и на похоронах. Мужчины и женщины в обязательном порядке имеют головной убор, (и скромная, желательно, однотонная одежда).

Для женщин на похоронах отводится отдельный двор. В летнее время их размешают под навес, а зимой в зале или гостиной. Редко бывает так, что мужчин и женщин размещают в одном дворе. Такой вариант устраивается лишь в крайнем случае (если есть завещание покойного, чтобы все проводили именно у него в доме и во дворе).

После проведения всех подготовительных работ к захоронению, покойника выносят для коллективной погребальной молитвы над ним, и имам читает дуа.

Прежде чем совершить над ним погребальную молитву, те, кто хорошо

его знали (сосед, друг, знакомый, не менее трех человек), свидетельстуют о том, что он (или она) был хорошим человеком и соблюдал все каноны Ислама. Далее, имам просит всех простить ему  обиды и долги (если есть), а если   таковые имеются, просит их  обратиться к родственникам.  Совершают погребальную молитву, которая проводится стоя совместно со всеми желающими, после чего, беря на насилках (барма) тело, мужчины направляются на кладбище, (несколько мужчин остается на месте). Женщинам не принято в день похорон идти на кладбище.

На кладбище, во время захоронения покойника, трое (вместе с имамом) спускаются в могилу и кладут покойника в нишу. После этого двое продолжают кирпичом или деревянными досками огораживать нишу. В это время сверху над могилой держат шерстяную бурку, чуть приподнятую от земли. После завершения данной работы ближайщие родственники (отец, сын или брат) начинают засыпать землю, (по три раза в ладонях), далее остальные засыпают всю землю, а имам читает Ясин.

После того, как засыпают всю землю, имам читает ЗаIам  (напутствие покойнику,состоящее из нескольких аятов (коранических стихов) из Корана и нравоучений для той жизни. Считается, что покойный слышит и знает то, о чем ему читают.  После этого имам  льёт из-под кувшина воду на могилу и читает дуа. Далее, четыре богослова садятся по четырем углам и читают суры из Священнописания (Ясин, Табарак, Духан, Саждат), после чего все четверо по очереди делают дуа, присутствующие поддерживают словом мольбой Амин.

Когда завершается весь процесс захоронения, один из родственников, соответсвенно, мудрый и уважаемый человек, выражает благодарность всем, кто откликнулся на их горе, иногда имамы объявляют время и место мовлида (мовлид – это коллективное выражение любви к Пророку, салаЛлаху алейхи васаллям) и  зикра  за покойного, а  потом  люди расходятся по домам.

Самые ближайшие родственники (молодежь) остаются и ставят нагробную плиту (чурт), тем самым читая Салават, Суры из Корана Аль-Фатиха, Ихлас и другие, еще раз делают дуа над покойным, после чего возвращаются домой.

Напомним, похороны у чеченцев продолжаются в течение трех дней (на равнине, а в горной местности порой и неделю).

После завершения похорон, родственники еще раз проводят обряд садака (сагIадаккхар). Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката или его похоронили согласно его нормам, то этот обряд проводят по истечению трех дней, а если Накшбандийского тариката, то после истечения недели. В обоих случаях в жертву приносится крупный рогатый скот, закупаются всякого рода сладости, хлеб, фрукты, напитки, собирают всех, кто принимал участие в захоронении покойного: мюридов, соседей, родных и близких. Мюриды читают Мавлид, совершают обряд Зикр, читают Аяты и Суры из Корана и еще раз просят милость и прощения покойному…

В ближайший четверг всем соседям, родным и близким раздаются пакеты (рис, сахар, чай, хурма, сладости). Это еще один вид «садака» у чеченцев.

Стоит отметить, что у чеченцев, (если у человека имелось завещание, в котором все прописано), все виды садака и расходы, связанные со всей похоронной процессией, оплачиваются исключительно из средств самого покойного, нажитых им самим на этот день.

После заверщения похорон, в ближайщую пятницу, родные покойника посешают его могилу, читают над ним Ясин и делают дуа. (Желательно, чтобы родные посещали  могилы усопших, ухаживали за ними и проводили такой обряд регулярно).

Таким образом, все мы покидаем этот мир и похорон не избежать никому. Главное  –  всегда помнить об этом, и готовиться к встрече со своим Создателем, Господом миров – Аллахом.

<b>Место бытования</b>

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:

Чеченская Республика.

Район: Все районы Чеченской республики.

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики. Места компактного проживания чеченцев. Страны СНГ и Европы.

<strong>Сведения об особенностях ОНН</strong>

Тип особенности: Состояние бытования.

Краткий текст: В настоящее время похоронный обряд действует без изменений.

Тип особенности: Риск исчезновения.

Краткий текст: нет опасности.

Тип особенности: Исключительность/Ценность.

Краткий текст: У чеченцев принято хоронить только по этим обычаям.

Тип особенности: Способы передачи традиции.

Краткий текст: Естественным, путем преемственности из поколения в поколение.

Тип особенности: Форма бытования .

Краткий текст: В настоящее время существует практически без изменений или же аутентичное бытование.

Тип особенности: Этнологический аспект.

Краткий текст: Особенность завещания, особенность садака, длительность траура.

<strong>Сведения о действии над/с ОНН</strong>

Тип действия: Сохранение.

Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73,  Альтемиров А.М.,  методист экспедиционного отдела.

Тип действия: Популяризация.

Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, Альтемиров А. М., методист экспедиционного  отдела.

Тип действия: Развитие.

Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, методист экспедиционного отдела.

<strong>Принадлежность ОНН</strong>

Принадлежность: Традиционная чеченская культура.

<strong>Ключевые слова</strong>

Ключевое слово: 

Человек

обряд

ритуал

траур

родственники

мужчины

традиция

<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Исполнитель

Фамилия лица: Межидова

Имя Отчество лица: Рукият Хасановна

Место работы/адрес: ГБУ Центр Народного Творчества  Министерства Культуры ЧР г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73

Тип ответственности: носитель.

Фамилия лица: Домбаев.

Имя Отчество лица: Хамзат.

Даты: 1949г.

<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики.

Название организации: ГБУ “ЦНТ”.

Местонахождение: РФ,ЧР.г.Грозный, улица Деловая 19/65.

<strong>Источники информации об ОНН</strong>

Ссылка на полный текст (url): http://nohchalla.com/chechenskaya-etika/1582-pokhorony-u-chechentsev.html

<strong>Видеофиксация</strong>

ВИДЕОМАТЕРИАЛ

<strong>Регистрация ОНН</strong>

Наименование организации: ГБУ  “Центр народного творчества”.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение «Центр народного творчества»  Чеченской Республики.

Адрес организации: 364020,ЧР, Грозный, ул.Деловая 19/65.

Система классификации: Обряд.

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР , Номер: CHECH015.

Post Your Comment Here