Кровная месть («Ч1ир»)

Наименование: «Кровная месть».

Язык наименования: rus

Наименование: «Ч1ир».

Язык наименования: chech

Тип объекта: Обряды

В этом тексте читатель ознакомится с обычаем кровной мести у чеченцев. Читатель узнает, в каких случаях объявлялась кровная месть, как она приводилась в исполнение, что происходило при примирении кровников, и много других интересных деталей об этом архаичном институте мести.

<em>подробнее</em>

Кровная месть.

Институт кровной мести, хотя и считается многими в мире противоречащим закону, на самом деле у чеченцев имеет свою юридическую базу, и правила, по которым совершается возмездие.

Тен Дам (2010) исследовал институт кровной мести чеченцев и албанцев и подчеркнул в своем труде, что они следуют строгим правилам, которые позволяют убивать только непосредственного виновника преступления и его сообщников. Мальчики, достигшие совершеннолетия имели право мстить за убитых родственников.  Старейшины играли особую роль во всех делах в чеченском обществе. Чем серьезнее было дело, тем больше старейшин принимало в этом участие. Среди чеченцев было недопустимо унижение достоинства человека, ни при каких обстоятельствах. Даже убийце мстили подобающим образом, не прибегая к обезображиванию его тела.

В то время как у албанцев кровники могли убить преступника внезапно, не извещая о мести, чеченцы объявляли кровную месть и давали преступнику 24 часа для того, чтобы скрыться, если он пожелает.

Кровная месть у чеченцев в древние времена регулировалась по так называемому своду правил «Ламкерст». Это был свод языческих обычаев, поддерживаемый в некоторых горных Чтейпах. Ламкерст характеризовался жестокостью, и некоторые его принципы были несправедливыми. К примеру, однажды абрек Зелимхан встретил по дороге убитую горем женщину, у которой похитили ребенка кровники ее мужа. Хотя адат строго запрещал мстить через женщин, детей и стариков, языческие традиции санкционировали подобное возмездие. Зелимхан настиг похитивших ребенка и взмолился чтобы они вернули его матери, но безуспешно. Когда же он стал им угрожать, они цинично зарезали ребенка.  Зелимхан, отвергнув Ламкерст, убил этих двух.

Если бы институт кровной мести не служил воздерживающим фактором против убийств и нанесения увечий, то возник бы хаос и человеческая жизнь, потеряла бы свою ценность. Несмотря на это, убийства случались, и делалось все возможное, чтобы не пролилась новая кровь. Преступник находился в состоянии постоянной опасности («Луралла») на протяжении всего времени пока не разрешалась его судьба. Было три варианта избежать неминуемой смерти и отсрочить дело до вмешательства старейшин. Он мог найти убежище в доме убитого и дотронуться до груди матери убитого, таким образом символически становясь молочным братом убитого. Второй вариант заключался в прикосновении к семейному очагу убитого, показывая тем самым, что он присоединился к семье жертвы. Третий вариант – убийца отращивал бороду и волосы, шел без оружия на кладбище в лохмотьях и там проводил некоторое время, прося для себя прощения у Бога. При этом он посылал кого то, чтобы намекнуть родственникам убитого о том, что он из-за сильного раскаяния проводит дни на кладбище.

Специальный тейповый совет отвечал за вынесение приговоров и за компенсацию пострадавшей стороне. Этот совет созывался при гибели кого-либо из общины. В основном, только ближайшие родственники убитого имели право мстить, остальные только участвовали в процессе остракизма виноватой стороны. Обычно посредниками в конфликте выступали  люди  из нейтральных  тейпо.

Информатор. Гаев Саламад Жанаралиевич (один из авторов книги Хайбах ).

Видео 00219

Рассказывается история Гази Хаджи из Зандака. У него был один сын. Его убили. Он и другой парень любили одну и ту же девушку. Девушка отдала предпочтение сыну Гази Хаджи. Не стерпев этого, другой парень убил сына Гази Хаджи. Приходят люди к Гази Хаджи и просят примирения. Он им поставил условие – простит убийцу, если они построят напротив его дома дом для убийцы, женят его на той девушке, и поселят вместе с ней в этом самом доме. После этого случая люди безмерно его уважали и стали говорить о нем как о «Гази Хаджи, сломившем хребет шайтана».

Как и среди других народов, в чеченском обществе нередки случаи убийств. И чеченский народ выработал особый институт примирения сторон. Такие случаи выявили и выдающихся переговорщиков, и примирителей, которые могли разрешить решение вопроса кровной мести любой сложности.

Хасиев.

Пушкин в поэме «Тазит» отобразил стержень чеченского обычая кровной мести. Если кровник успел отвернуться, считалось позором ударить его в спину.  Если кровник шел с другим человеком, то, когда его настигали, его не трогали, чтобы не унизить его перед другим человеком. Особенно это касалось случаев, когда с кровником шла женщина или ребенок.  (в романе «Сыновья Беки» приводится такой случай, где один из главных героев оставляет в живого человека, который его предал, потому что с ним была его маленькая дочь).

Хасиев рассказывает о том, как его односельчанин посвятил 23 года поискам своего кровника, и в конце концов простил ему, когда нашел.

Перед объявлением кровной мести выясняют, случайно было совершено убийство или намеренно, совершал ли кровник такое преступление до этого.

Когда приходит известие о том, что был убит человек, родственники и близкие убийцы и убитого собирают определенное количество (3-4 может еще больше) доверенных людей, посредников.  Посредниками могут выступать уважаемые люди из любых тейпов. При этом обязательным условием выбора посредника является разрешение со стороны родственников убитого. Проверяют наличие доверия к кандидатуре посредника. После того, как определяются с посредниками, они начинают исследовать и изучать жизни убийцы и погибшего. Досконально расследуют, с чего началась перепалка, кто был рядом и так далее.

Хасиев показывает насколько у чеченцев важно помнить о совершенном зле. Он рассказывает, как после возвращения из высылки из Средней Азии, к ним в село Автуры приехали люди, которые хотели засватать девушку из их села, которая встречалась с их парнем пару лет.  Родственники девушки согласились рассмотреть это дело и сказали прибывшим, что им нужна неделя для принятия решения. Через неделю они встречаются, и к удивлению стороны парня, старший человек со стороны родственников девушки даже не смотрит в их сторону. На этой встрече объявляют, что предок жениха причастен к смерти Ахмада Автуринского (он был наибом имама Шамиля). У него было много кровников, и однажды его настигли одни из них и сразили. Подумав, что он умер, те ушли с места отмщения, оставив своего человека охранять тело Ахмада до тех пор. пока его не заберут его родственники. Ахмад пришел в себя и человеку, оставшемуся с ним, пришлось отнести его домой, чтобы вылечить его и отпустить, предупредив что в следующий раз ему повезет меньше. Но по пути домой им попался какой-то старик, который начал подстрекать молодых к убийству раненого Автуринского, приговаривая «Вы что с ума сошли!? Вы не только не отомстили своему кровнику, но еще и несете его на своих плечах». Слова этого старика возбудили гнев в сердцах молодых, и они довели начатое дело до конца, убив раненого Ахмада Автуринского. И вот по происшествии стольких десятков лет эта история оставила след на судьбе влюбленных. Оказывается, что жених просивший руку девушки был потомком того самого старика, подстрекательство которого привело к гибели Ахмада Автуринского. Разумеется, после таких откровений, представителям жениха пришлось покинуть двор девушки с пустыми руками. Вот таким образом, события, произошедшие в 19 веке, откликнулись эхом во второй половине 20 века. Эта история показывает, насколько благородны правила мести у чеченцев, и как они чтут следование этим правилам. Более того, этот случай показывает, что у преступления нет срока давности. Рано или поздно, за содеянное приходится отвечать, если не самому преступнику, то его потомкам.

При решении по делу о кровной мести обязательно определяют человека, подлежащего убийству, и человека, который выполнит это.  То есть должна быть конкретика в том, кого следует убивать, и кто убьет. Если непосредственный убийца умирает, посредники решают  кто должен быть убит вместо него.

Если человека убили, преднамеренно определяют непосредственного убийцу. Выясняют обстоятельства. Если близкие убийцы вели себя несоответствующим образом, то сторона убитого объявляет им выговор через посредников, что они ведут себя неправильно. Если этот выговор не заставил их опомниться, то к бойкоту кровников присоединяется все село и их в конечном итоге могут выселить за неподобающее поведение.

Виновник не посещает общественные мероприятия, он прячется. Он человек, из которого изъяли душу, то есть он отстранен от житейских дел (са д1адаьхьан стаг), человек которого не радует ничего в этом мире. Отпускает бороду, не прихорашивается.

Запрещено было убивать кровника в его доме или во дворе. Его искали за пределами очага, ибо переступить через порог считалось осквернением очага.

Отомстить за убитого должен сын, если нет сына, то брат, если нет брата, то двоюродный брат. Если есть несколько сыновей, то определяют, кто именно будет убивать. Убивать можно везде кроме его дома.

Когда кровника настигают, его окликают именем, если он среагирует, то можно убивать, если же он не реагирует на оклик, то его запрещалось убивать, так как он мог быть лишенным рассудка. Если же человек после того, как его окликнули не реагирует, его спрашивали «са ду хьо йа ц1ий ду хьо?». Если он не отвечает и на этот вопрос, его могут оставить в живых, и тогда позор ложится не только на него, но и на его семью. В таком случае, семья того, кто принес позор, сами его убивали.

Убивать надо было достойно, это выражалось в том, что труп не безобразили. После его смерти нельзя было издеваться над трупом. В таком случае, вражду таким людям объявляли другие люди.  После того как убили кровника, оставляли одного человека, чтобы сторожить труп, и через посредника передавалось родственникам что их человека убили.

Если в семье убитого не было мужчин, ответственность за отмщение убитого брала на себя одна из представительниц его семьи. Она должна была обрезать свои волосы, надеть мужской головной убор, перекинуть через правое плечо оружие и показаться в обществе на коне. Тем самым она подчеркивала, что она мститель.

Если убивали женщину, то кровники в отмщение за это убивали троих мужчин, или брали выкуп за троих.  Но впоследствии, после прихода к власти имама Шамиля, это количество было уменьшено до двух.

Надо отметить что после того как кровники отомстили за гибель своего человека, вендетта не продолжалась.

Если же человека убили непреднамеренно, выбирали, людей чье слово было авторитетным как посредников. Договаривались о времени и месте встречи. Собирались люди, виновного заворачивали в саван, делали все приготовления к похоронам. Приносили на носилках.  Первым шагом к примирению со стороны виновного это их просьба разрешить им прийти на похороны и выразить свои соболезнования. Во вторых спрашивают можно ли виновному присутствовать на похоронах.

Останавливаются возле окраины села, спрашивают можно ли с виновным прийти на территорию кладбища, где состоятся похороны убитого. Жизнь человека ценилась очень высоко. Ещё в ХIХ веке, в особо трудных случаях, например, если убийство было заранее спланировано и явно преднамеренное, сторона виновного приходила просить прощения на коленях.

Если пострадавшие разрешают присутствовать на похоронах, то виновного несут на носилках вслед за телом убитого.  После того как хоронят убитого, виновного поднимают с носилок и читают молитвы. После этого, все отправляются на тезет. В знак прощения виновного, ему отстригают волосы, которые до этого, в знак скорби, он не стриг.  .

В случае если виновного прощают, он должен относиться к семье убитого как к своей семье, навещать их, стараться быть им полезным.

Когда-то у чеченцев виновного не убивали, а изгоняли с родины.

Когда происходит преднамеренное убийство, человек скрывается, а когда непреднамеренное, то не скрывается.

Если человек отбыл свое наказание по закону, в тюрьме, то его могли простить, если он себя вел смиренно и осознавал свою вину, однако такие случаи были очень редки. Отмщение за кровь было неотчуждаемое право пострадавшей стороны.

(диск Валерик 2)

В истории чеченцев были нередки случаи, когда кровников прощали во времена всеобщего горя.  Эльмурзаев Хусайн Магомедович, житель села Валерик рассказывает события времен депортации чеченцев в 1944 году. В их селе в то время был человек по имени Ахмад, который находился в кровной вражде с человеком, убившим его брата. В день высылки он перед всеми собравшимися людьми взобрался на высокое место и громогласно заявил, что прощает своего кровника, так как горе этого дня сильнее гибели брата.  После этого случая, на этом же месте несколько других мужчин тоже простили своих кровников.

Также историю прощения кровника рассказывает житель села Валерик Салавди Бексултанович. У одного человека по имени ХасМагомед убили отца, когда он был маленьким. После того, как он повзрослел, он сумел найти убийцу своего отца во время высылки в Казахстане. Он услышал, что люди злословили о нем из-за того, что он не отомстил за отца. Тогда он пошел к убийце своего отца с теми, кто злословил, и представ перед убийцей сообщил ему, что он сын убитого им человека, и попросил следовать за ним. Тот выполнил просьбу, думая, что его ведут убивать. Когда они добрались до дома пострадавшей стороны, сын убитого заявил, что он мог бы убить преступника, но он его прощает. Зарезал жертвенное животное в знак примирения, и постриг убийцу отца.

Рассказывает Мальсагов Имран Дидиевич из села Валерик другой случай.  В их селе кто-то случайно ранил случайно человека. На что отец выстрелившего пошел к семье раненого со своим сыном, и предложил им его как помощника до тех пор, пока раненый не поправится, а если раненый умрет, отец дал разрешение убить своего сына.

Кровная месть, как уже ранее было сказано,  была фактором сдерживания убийств, ненесения увечий и других преступлений, фактором  восстановления справедливости, и.т.д. Но чеченцы  всегда были сторонниками  сохранения жизни человеку   и  во многих  случаях поступали   очень гуманно и благородно  в пользу сохранения  жизни человеку,  так как Всевышний Аллах  не позволил,  ни одному  человеку лишать жизни  другого человека (Священный  Коран) к примеру:  Рассказывает житель  с. Ялхой-Мохк  Курчалоевского района Чеченской республики Абдулхакимов Магомед  Максудович.

В одном из предгорных сёл данного района в бытовой ссоре был убит человек. Виновник в смерти человека вынужден был уйти из родного села скитаться по горам, вести абреческий образ жизни. А родственники погибшего преследовали его повсюду, чтобы совершить кровную месть. В один из ночей, когда он решился посетить свой дом,  навестить семью, привести  себя в порядок, запастись едой  кровники настигли его.  Но врываться в дом  и совершать кровную месть не стали, так как это противоречит  чеченским адатам, а стали выжидать,  когда он покинет свой дом. В ожидании этого сквозь полуоткрытое  окно  стали свидетелями диалога мужа и жены:

Муж:

-Слышишь  жена, уже светает, собери   ты мне еды на несколько дней, да по быстрее, а то мои преследователи узнают, что я здесь   нагрянут и исполнят свой долг, не хотелось бы что бы этот случилось здесь. Хотя это на них не похоже. Аллах свидетель , я не хотел смерти  их  брата.

Жена:

-Да Аллах с тобой, что ты говоришь? Как они могут это узнать, ночь ещё на дворе, время самого сладкого сна, все спят, не придут  они.

Муж:

-Эх, жена! Плохо значит, ты знаешь их, они очень достойные, смелые, храбрые, благородные и очень уважаемые люди в этих краях, они кого угодно найдут, настигнут  и исполнят свой долг. А я кто? я маленький человек, мне лучше поторопится, что б ни осквернить этот очаг.

Услышав такое высказывание виновника о себе, преследователи  так быстро зашли в дом, что виновник и шагу не успел сделать, и старший из преследователей произнёс такую речь:

-Мы поняли, что убийство нашего брата, не было умышленным, что это случайность, свершившаяся по воле Аллаха! За столь уважительное отношение к нам, к нашему роду, по воле Аллаха мы прощаем тебя, перед Аллахом и перед людьми,  отныне  ты свободный  человек, а завтра или в любой другой день, тебе нужно придти  со своими людьми для совершения обряда  прощения и примирения. Живи с миром, да будет мир на этой благодатной земле.

Таких примеров прощения кровников, можно привести сотни, и в наше время тоже. За Последние 10 лет благодаря, тонкой и правильной политики Главы Республики  Р.А Кадырова  и Х-А. Кадырова  примирено более трёхсот  семей, тэйпов, кланов.. Искоренены сотни  многолетних, казалось бы, уже непримиримых споров, конфликтов 50-70 летней давности.

<strong>Видеофиксация</strong>

ВИДЕОМАТЕРИАЛ

<strong>Место бытования</strong>

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:

Чеченская Республика.

<strong>Сведения об особенностях ОНН</strong>

Тип особенности: Состояние бытования.

Краткий текст: Традиция кровной мести в Чеченской Республике бытует по сегодняшний день. Руководство Республики способствует мирному урегулированию конфликтов образовавшихся на этой почве.

Тип особенности: Исключительность/Ценность.

Краткий текст: Кровная месть у чеченцев это  своеобразный  метод восстановления справедливости против убийств ни в чём неповинных людей основанный на менталитете  чеченцев, и сложно это назвать исключительной ценностью.

Тип особенности: Способы передачи традиции.

Краткий текст: Передается из поколения в поколение от старших к младшим.

Тип особенности: Форма бытования.

Краткий текст: В настоящее время кровная месть у чеченцев существует в аутентичной форме с некоторыми отклонениями из-за несоблюдения всех канонов кровной мести, в связи с необходимостью соблюдения действующих законодательных актов (Конституция РФ, гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.)

Тип особенности: Этнологический аспект.

Краткий текст: У  чеченцев есть свои этнические формы кровной мести, отличающиеся от других народов (например в сравнении с кровной мести албанцев у чеченцев непозволительно совершать кровную месть без ее объявления родственникам виновного).

Тип особенности: Исторический аспект.

Краткий текст: Кровная месть у чеченцев это метод установления справедливости против убийств неповинных людей.

<strong>Сведения о действии над/с ОНН</strong>

Тип действия: Сохранение.

Целевое действие: Передается из поколения в поколение от старших к младшим.

Тип действия: Популяризация.

Метод действия: Этот обряд показывается в театральных постановках, миниатюрах, в телевизионных проектах и т.д.

<strong>Текущее бытование ОНН</strong>

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:

Чеченская Республика.

<strong>Историческое бытование ОНН</strong>

Тип описания: История формирования.

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  :

Чеченская Республика.

Дата/ Дата начала: Архаичная традиция.

<strong>Историческое бытование ОНН</strong>

Тип описания: История бытования.

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:

Чеченская Республика.

<strong>Историческое бытование ОНН</strong>

Тип описания: История обнаружения.

Страна: Российская Федерация.

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  : 

Чеченская Республика.

Место бытования: Чеченская Республика.

<strong>Принадлежность ОНН</strong>

Принадлежность: Чеченцы.

<strong>Ключевые слова</strong>

Ключевое слово: Кровная месть, примирение, закон и законность, справедливость.

<strong>Лицо, имеющее отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Эльмурзаев

Имя Отчество лица: Хусайн Магомедович

Место работы/адрес:

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: 

Имя Отчество лица: Салавди Бексултанович

Место работы/адрес:

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Мальсагов

Имя Отчество лица: Имран Дидиевич

Место работы/адрес:

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Хасиев

Имя Отчество лица: Сайд-Магомед Адамович.

Место работы/адрес:

 

<strong>Организация, имеющая отношение к ОНН</strong>

Тип ответственности: ГБУ ЦНТ МК ЧР Ответственная организация.

<strong>Регистрация ОНН</strong>

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР , Номер: CHECH013.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение «Центр народного творчества»  Чеченской Республики.

Post Your Comment Here