«Истанг» (Войлочный ковёр)

Наименование: Войлочный ковер.

Язык наименования: rus

Наименование: Истанг

Язык наименования: chech.

Сведения: Истанг — войлочный ковер.

Форма выражения:Технология изготовления, связанные с традиционной и бытовой культурой

Тип объекта: Техники и технологии:

  • Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами.
  • Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Истанг – традиционный чеченский войлочный ковер, однотонно окрашенный или украшенный национальным орнаментом, выполненным методом цветной аппликации. Кустарный промысел изготовления войлочных ковров был распространен на всей территории Чечни. Мастерством изготовления владела каждая хозяйка. Истанг имел множество различных назначений как в хозяйстве, так и в декорировании помещения. Славился особой эстетикой исполнения и красотой.

Подробнее

И́станг — традиционный чеченский войлочный ковёр, однотонно окрашенный или украшенный национальным орнаментом, выполненным методом цветной аппликации – «к1инжа йолу истанг», «къорза истанг». Размеры истангов колебались от 1,0 х 1,5 до 2 х 3 метров, однако наиболее распространённым в особенности среди декоративных «къорза» истангов был размер 1,5 х 2,0.

Шерстеобрабатывающий промысел был наиболее распространенным в чеченской среде. Вплоть до ХХ века, повсеместно, в сёлах женщины занимались производством ковровых войлочных изделий, среди которых особо ценились лёгкие, плотные, гладко окрашенные или выполненные методом цветной аппликации Истанги.

Интересна этимология слова «истанг». Слово «истанг» образовано морфемным способом, сложением основы числительной «исс» и основы существительного «тхонка». «Исс» — количественная мера, соответствующая числу — «девять», «тхонка» — наименование материала — «цельная стрижка с одной овцы или барана».

При образовании слова «истанг» сократилась основа числительного «исс» на одну букву-звук (С), а в основе существительного «тхонк» буквызвуки (О) и (К), подвергшиеся фонематическим изменениям из-за стечения согласных и палатализации конечных согласных в словах (ИсСтхОнК – истАнГ) буква- звук (С) выпал, а буквы-звуки (О) и (К) трансформировались в новообразованном слове-предмете в буквы – звуки (А) и (Г).

Таким образом, слово «истанг», образованное сложением основ числительного «исс» и существительного «тхонка» означает, — девять рун или девять цельных стрижек. Такую этимологию слова дают как филологи, так и опрошенные информаторы.

Сами истанги в зависимости от их предназначения по размерам, как и расцветке, узорам и дизайну были разные, но стандартный чеченский истанг изготовлялся из цельных стрижек шерсти девяти овец или баранов.

Название – мера материала (шерсти) свидетельствует о том, что чеченский истанг был стандартизованным, что позволяет говорить о том, что его производство было не столько натуральным ремеслом, сколько товарным промыслом (производством). По стандартным размерам чеченского истанга по законам пропорциональности можно определить среднестатистические размеры жилища чеченцев на период зарождения промысла.

Технология изготовления истангов.

Истанг — это войлочный ковёр, а войлок создаётся в процессе валяния шерсти овцы или барана. Основным требованием к сырью для войлока под истанг была однотипность шерсти.

 Перед началом работы подготавливали основу, на которой потом валяли шерсть. Этой основой могли служить: «чорда» (грубый войлок), «черт» (камышовая циновка) или плотная ткань (ее начали использовать позднее предыдущих). На эту основу выкладывали шерсть. В качестве плотной ткани могла служить рогожа, а камышовую циновку («черт») изготавливали из камыша и конопли. Тонкий камыш высушивали и подгоняли под соответствующий размер. Коноплю же замачивали в воде, затем расщепляли на волокна и связывали камыш по периметру. Само плетение скреплялось по всей длине конопляными волокнами.

Для истангов, как правило, использовали белую шерсть, которая позволяла при дальнейшем окрашивании добиться чистоты желаемого цвета. На подготовленную основу шерсть равномерно укладывалась в определенную высоту. Хорошая мастерица могла на ощупь определить качество укладки истанга и количество слоев шерсти, которые ушли на его изготовление.

После укладки шерсть следовало обдать кипятком (или сывороткой) и с использованием подручного средства – весла («писк») уваливать вручную, добиваясь одинаковой плотности слоя. Затем изделие, предварительно смочив кипятком (или сывороткой), скручивали вместе с основой в рулон, который перевязывали в нескольких местах. Рулон этот оставляли стоять в углу в тёплом месте на некоторое время, чаще всего на ночь. Этот процесс закладки истанга назывался «истанг диллар».

Вслед за этим наступал основной процесс создания истанга. Подготовленный рулон, периодически разворачивая, уравнивая слой пряжи и обдавая её кипятком, катали до полного уваливания («истанг датор»).  Работа эта была очень трудоёмкой. Уваливание крупного истанга, как правило, проводили несколько женщин, сдавливая его синхронно локтями и даже налегая всем телом. От слаженности работы этих, от их взаимопонимания и даже, как утверждают информаторы, от их настроения зависело качество войлока. Особый дар мастерицы состоял в том, чтобы определить момент завершения уваливания истанга, главным достоинством которого были достаточная плотность, одинаковая толщина и гладкая поверхность изделия.  Уже готовый войлок стирали в проточной воде, чаще всего на речке, вновь плотно сворачивали в рулон, накручивая на гладкую толстую палку и оставляли на день-два, чтобы стекла вода. Вслед за этим войлок разворачивали и досушивали на свежем воздухе.

Когда основа истанга была готова, мастерицы приступали к его художественному оформлению. Первым делом было окрашивание войлочного ковра. Красители использовались натуральные, естественного происхождения. Сырье для красителей заготавливали осенью, его разнообразие зависело от растительности распространенной в данной местности. Наиболее популярным натуральным красителем являлась марена. Так же в процессе окраски использовались зверобой «1аждаран буц», дубовая кора «ножан кевск», ольховая кора «меьне ковст», кора черной ольхи «1аьржа маь», листья орехового дерева «б1ара г1а», скорлупа грецкого ореха «б1ара бот», чабрец «хьожа йог1у буц», шиповник «муьргаш», крапива «нитташ». Мастерица могла произвести окрашивание сама, но чаще прибегала к услугам специальных мастерских, которые создавались в центрах производства истангов.

Наиболее простым  был  метод изготовления однотонных истангов. Их окрашивали в желаемый цвет, просушивали, обшивали по периметру тканью или украшали бахромой.

Изготовление декоративных истангов («к1инжа йолу истанг», «къорза истанг») требовало особого художественного чутья и вкуса. Для создания такого истанга предварительно окрашивали в разные цвета несколько войлоков, в зависимости от задуманного цвета орнаментальной аппликации. Затем накладывая на них выкройки «бустам», острым ножом или ножницами вырезали элементы орнамента. Выкройка «бустам», изготовленная, как правило, из кожи или войлока, была у мастерицы своя, она являлась предметом особой заботы и передавалась из поколения в поколение.

Готовые орнаментальные формы в соответствии с задуманным рисунком  методом аппликации, вшивались в изделия и обрабатывались плетённой из нити белой тесьмой, а иногда по краям бахромой.

Чеченские истанги классифицировались по цвету:

  1. «Баси истанг» – по цвету шерсти
  2. «Боса истанг» – цветной
  3. «Буоси истанг» – одноцветный
  4. «Г1ора басахь истанг» – тяжелый цвет
  5. «Оьргаша истанг» – черно-белый цвет
  6. «Туора баси истанг» – спокойный тон
  7. «Таь1на баси истанг» — приглушенный тон
  8. «Хора баси истанг» – тон, полученный соединением разных цветов.
  9. «Чехка баси истанг» — броский, яркий цвет.

Истанги были принадлежностью каждого чеченского дома. Развешанные на стенах и положенные на пол, они украшали и утепляли жилища, на них спали и укрывались, защищаясь от холода. Невеста, как правило, сама должна была изготовить истанги и в качестве приданого, и для подарка родственникам мужа.

Таким образом, истанг, а именно его разновидность «къорза истанг» всегда ассоциировался в чеченском доме, как дарящий добро и любовь, тепло и уважение, красоту и благоденствие. Все эти дары в древние времена, как и сегодня, есть для человека благословление бога, что и определило «добрую магию» украшавшего их орнамента.  Наличие этой «доброй магии» в значитель­ной мере, надо думать, влияло на сохранение рисунков орнамента, на приверженность к тем, а не иным его мотивам. Значительность смысла, вложенного многими поколениями в ор­намент, создавала устойчивость художественной традиции, к которой присоединялась устойчивость производственно-тех­нических навыков.

При этом, орнаменты чеченских истангов донесли до нас самый древний доисламский пласт религиозных представлений, каковым в языческом пантеоне являлся космогонический культ солнца – один из древнейших религиозных культов, распространенных не только на Кавказе, но и везде, где возникли древние цивилизации. Имеющийся археологический и этнографический материал дает яркое свидетельство того, что культ Солнца был распространен среди чеченцев, по всей вероятности, еще с III–II тысячелетия до нашей эры и просуществовал почти до конца I тысячелетия нашей эры.

Так, например, практически на всей территории распространения кобанской культуры (середина II – начало I тыс. до н.э.) обнаруживаются предметы, относящиеся к культу солнца [Библиография, 2]. Многочисленность солярных знаков на этих памятниках свидетельствует о проникновении культа солнца «на все уровни миросозерцания местного населения от племенных объединений до отдельной семьи» [Библиография, 5] того времени. Среди предметов ритуального характера одного из самых известных поселений кобанской культуры – Сержень-Юртовского, обнаружены жертвенники, глиняные антропоморфные и зооморфные статуэтки, глиняные модели колес, пинтадеры с магическими изображениями креста, свастики и спирали [Библиография, 1].  Все эти предметы служат неоспоримым свидетельством присутствия культа солнца и неба, а антропоморфные и зооморфные фигурки говорят о культе плодородия, также связанном с дневным светилом.

Солярные знаки-обереги – основные орнаментальные мотивы декоративных истангов чеченцев. Среди них:

Крест – В основе большинства композиций истангов – крест, который с древнейших времён является символ бога Солнца. Как знак солнца является символом воскресения и бессмертия, четыре его луча символизируют и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Крест как оберег преграждает вход всему враждебному, плохому.

Трискеле – наидревнейший символический знак, один из прообразов движения Солнца, отображающий движение светила в его трех основных стадиях – восход, зенит и закат.

Семилучевая звезда – символ восходящего солнца

Четырёхлучевая звезда – символ путеводности, света во мраке ночи

Спираль, двойная спираль – эта фигура выражает динамический аспект бытия, движение — к центру либо от него. Это также солярный знак, символизирующий движение Солнца по небу от восхода до заката. Может являться изображением вращающегося небосвода, движения Солнца, смены времен года, вращения земли. Некоторые исследователи полагают, что Спираль являет собой схематический образ эволюции вселенной.        Двойные спирали в различном виде и стилизациях наиболее распространенный орнамент истангов. Двойная спираль представляет собой последовательное продолжение сигмовидной линии и наделяется сходным значением олицетворения уравновешивающих друг друга тенденций к эволюции и инволюции в процессе бытия. Подобно другим симметричным формам (таким, как песочные часы), она символизирует взаимообращение и взаимосвязь противоположностей. Со спиралью как с символом связан знак лабиринта. Лабиринт символизировал в древности ритуал инициации, когда душа человека пройдя множество кругов чистилища в мире мертвых, возвращалась к нему чистой и обновлённой.

Свастика – символ шествия солнца по небесам, превращающего ночь в день. Само слово «свастика» происходит от санскритского слова «благоденствие».

Древний солярный знак — один из самых архаичных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Свастика воплощает динамический аспект креста (иногда ее концы изображаются в виде ступней); она представляет собой солнечный символ и встречается у многих народов со времен палеолита. Загнутые концы свастики символизируют движение солнца по небосводу, движение всего сущего в природе. Свастика была универсальным оберегом, символом вечной жизни. Изображения свастики встречаются на истангах в различных вариантах: прямоугольные, криволинейные, стилизованные.

К солярным символам относятся и так называемые розетки и ромашки. Их изображение связано с земледельческим календарем: ромашки с четырьмя лепестками символизируют календарный год, с тремя – сельскохозяйственный. Эти символы  связаны с древними земледельческими культами умирания и воскрешения солнца, смертью осенью и воскрешением живой природы весной.

Культ солнца органически связан с культом плодородия и в декоре истангов наряду с солярными знаками присутствуют орнаментальные мотивы, символизирующие животный и растительный мир.  Среди них особенно часто встречаются:

«Древо жизни» – чеченские истанги сохранили наиболее архаичный вариант этого мотива. Древо жизни символизирует связь и гармонию между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Этот символ означает бессмертие, возрождение после смерти, плодородие.

«Волна» – как символ животворящей воды

Стилизованные рога сакральных животных. Особенно часто это олень и баран (овен):

Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Олень относится к наиболее древним культовым животным у чеченцев. Бронзовые фигурки оленей, относящие к кобанской культуре, найдены на территории Центрального Кавказа, который с древнейших времен населяли предки чеченцев.

Баран (овен) – связывается с солнцем и плодородием, а также является олицетворением творческой и первозданной силы природы.
Баран выступает в качестве олицетворения добра (как жертвенное животное), богатства (как источник шерсти), а также весны и рассвета: когда солнце входит в созвездие Овна (21 марта), начинается весна, к тому же это день равноденствия.

Каменное изваяние головы барана встречается на фасаде жилой башни в Химой на востоке Чечни, на стене боевой башни на горе Бекхайла у селения Кокадой в Аргунском ущелье, на фасаде склепа-святилища в Тертие на западе. Стилизованное изображение оленя часто встречается на камнях архитектурных построек в различных районах  Чечни, где оно выполняло функцию оберега.

Трилистник – символ Солнца. Трехлистный клевер имеет абсолютно гармоничную форму, он олицетворяет божественный промысл (творца), олицетворенный в живой природе. Кроме того, листья трехлистного клевера могут указывать на солнечные фазы – восход, зенит и закат. Трилистник в круге – символ воплощенного намерения творческих сил вселенной, то есть олицетворение самого принципа творения.

Росток, прорастающее семя  –  символ продолжения жизни и плодородия.

В 1882 году появилась книга О.В. Маркграф в своей работе «Очерк кус­тарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники про­изводства», изданном в 1882году о чеченских истангах, пишет : «… почти каждая семья гото­вит полстяные ковры Истанги на свое домашнее употребле­ние, а около восьмой части семей готовит их и на продажу»[Библиография, 3] и далее очень коротко останавливается на описании самих ковров: «Истанги отличаются большим изяществом, кра­сятся яркими цветами … разноцветные куски войлока выре­заются в причудливые формы и сшиваются узорами. Отделка таких ковров требует большого искусства и вкуса …»[Библиография, 3]

В изданном в 1913 году «Кратком очерке кустарных промыслов Кавказа», А.С.Пиралов следующим образом оценивает художественные достоинства чеченских истангов: «… войлочные ковры у горцев делаются весьма тщательно, окрашиваются в разные цвета, украшаются разными узорами … В таком виде они могут удовлетворить даже весьма прихотливому вкусу» [Библиография, 4].

Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения :

Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан

Район: Все муниципальные образования  Чеченской Республики. Места компактного проживания чеченцев:  Малгобекский и Сунженский муниципальные районы     республики Ингушетия, Хасавюртовский муниципальный район республики Дагестан.

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики. Места компактного проживания чеченцев: сельское поселение Пседах  Малгобекского муниципального района республики Ингушетия, городской округ город  Карабулак и станица Орджоникидзевская Сунженского муниципального района республики Ингушетия, Городской округ-город Хасавюрт Республики Дагестан.

Сведения о действиях над/с ОНН

Тип действия: Популяризация

Целевое действие: Приобщение к народной культуре

Исполнитель действия:ГБУ «ЦНТ». Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65,

Тип действия: Популяризация

Целевое действие: Возрождение, сохранение элементов традиционных народных ремесел

телефон 8 712 22 29 73,  Успанова А.С.,  методист экспедиционного отдела.

Наименование действия: Фиксация в печатных, литературных источниках, а также создание видеоархивов по технологии приготовления истанг.

Метод действия: Организация и проведение выставок, мастер-классов в рамках проведения международных, федеральных и межрегиональных мероприятий в целях популяризации национального достояния.

Место действия: Учебные комбинаты, импровизированные дворовые подворья, домовладения владельцев технологии изготовления

Исполнитель действия: ГБУ «ЦНТ». Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, Успанова А.С .,методист экспедиционного  отдела.

Состояние (результат действия): Возрождение исчезающих технологий изготовления традиционного национального продукта

Тип действия: Возрождение, сохранение и популяризация.

Целевое действие: Зафиксированный в видеофайла материал являет собою описание технологии изготовления традиционного чеченского войлочного ковра, что составляет неотъемлемую часть их системы объектов нематериального культурного наследия народов России.

Исполнитель действия: ГБУ «ЦНТ». Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, методист экспедиционного отдела.

Техники исполнения ОНН

Тип техники: Рукоделие

Наименование техники: Мокрое валяние.

Тип техники: Технология изготовления.

Наименование техники: «чорда» (грубый войлок), «черт» (камышовая циновка) или плотная ткань.

Описание техники: Валяние, собранной и обработанной особым образом,  шерсти  овец.

Принадлежность ОНН

Принадлежность: Чеченцы

Ключевые слова

Ключевое слово: Украшение в доме, ковер, шерсть, орнамент.

Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Чагаева

Имя Отчество лица: Сима Докаевна,

Даты: 1954

Место работы/адрес: РДК с. Шалажи, Урус-Мартановской муниципальный  район

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Мусаева

Имя Отчество лица: Совдат Ясхановна

Даты: 1959

Место работы/адрес: Домохозяйка

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Ахмадова

Имя Отчество лица: Мата Алимхажиевна

Даты:1968

Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ»

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Алтамирова

Имя Отчество лица: Табарик Ахмедовна

Место работы/адрес: Домохозяйка

Тип ответственности: Носитель

Фамилия лица: Домбаев

Имя Отчество лица: Хамзат

Даты: 1949

Место работы/адрес: Носитель традиций

Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики

Название организации: ГБУ «ЦНТ»

Местонахождение: РФ,ЧР.г.Грозный, улица Деловая 19/65

Источники информации об ОНН

Классификатор ссылок: Литература

Наименование содержания: Козенкова В.И. Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт в Чеч­не как исторический источник (Северный Кавказ). М., 2001; Ее же. У истоков горского менталитета. Могильник эпохи поздней бронзы – раннего железа у аула Сержень-Юрт, Чечня. Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. М., 2002. Вып. З; Круглов А.П. Археологические работы на Северном Кавказе. КСИИМК. М., 1947. Вып. 4. С. 83–85; Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа… С. 360–361; Виноградов В.Б. Назревшие задачи изучения религиозных верований на Центральном Кавказе // X Крупновские чтения (тезисы докладов). М., 1980; Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882; Пиралов А. С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа // Весь Кавказ. Баку, 1914; Прокопенко Ю.А.  Историко-культурное развитие населения Центрального Предкавказья во второй пол. I тыс. до н.э. Монография. Ставрополь, 2005; Шавлаева Т.М. Из истории развития шерстяного промысла чеченцев в XIX – начале XX в.//  Нальчик ГП КБР.

«Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905г.», 2009г.

Шавлаевой Т.М. «Из истории развития культуры хозяйственной деятельности чеченского народа (XIX-начало XX вв)»

Ссылка на полный текст: http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Shavlaeva.pdf

Фотофиксация

Видеофиксация
Регистрация ОНН

Наименование организации: ГБУ  «Центр народного творчества»

Адрес организации: 364020,ЧР, Грозный, ул.Деловая 19/65

Идентификатор ОНН: ГБУ «ЦНТ» ЧР , Номер:CHECH003

Post Your Comment Here

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *